Научная статья на тему 'Состояние мирового и российского рынков международных грузовых авиаперевозок'

Состояние мирового и российского рынков международных грузовых авиаперевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2583
469
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГРУЗОВЫЕ АВИАПЕРЕВОЗКИ / МИРОВОЙ РЫНОК ГРУЗОВЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК / РЫНОК ГРУЗОВЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК СТРАН ЕАЭС / РОССИЙСКИЙ РЫНОК МЕЖДУНАРОДНЫХ ГРУЗОВЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК / РОССИЙСКИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ АЭРОПОРТЫ / ФИРМЕННАЯ СТРУКТУРА / АВИАКОМПАНИИ-ЛИДЕРЫ РОССИЙСКОГО РЫНКА / WORLD ECONOMY / INTERNATIONAL TRADE / INTERNATIONAL FREIGHT AIR TRANSPORTATION / WORLD FREIGHT AIR TRANSPORTATION MARKET / EAEU COUNTRIES AIR FREIGHT MARKET / RUSSIAN AND INTERNATIONAL AIR FREIGHT MARKET / RUSSIAN INTERNATIONAL AIRPORTS / CORPORATE STRUCTURE / LEADING RUSSIAN AIRLINES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Холопов Константин Владимирович, Соколова Ольга Владимировна, Ахтанина Мария Олеговна

Оценивается место грузовых авиаперевозок в мировой экономике и международной торговле, определена номенклатура груза, перевозимых в международных авиасообщениях, оценены объёмные и стоимостные показатели мирового рынка грузовых авиаперевозок за последнее десятилетие, указаны основные тенденции развития рынка международных грузовых авиаперевозок, определено состояние российского рынка международных грузовых авиаперевозок в динамике за последнее десятилетие, определены основные российские аэропорты, принимающие, отправляющие и обрабатывающие международные грузовые авиапотоки, определена динамика рынка грузовых авиаперевозок стран ЕАЭС, выявлены показатели российских авиакомпаний лидеров российского рынка международных грузовых авиаперевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Холопов Константин Владимирович, Соколова Ольга Владимировна, Ахтанина Мария Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State of the global and Russian markets for international air cargo

The authors evaluate the importance and role of air cargo transportation in the world economy and international trade, determine the main types of the transported cargo, analyze the volume and cost indicators of the world air cargo market during the last decade and reveal the main trends in the international air cargo market. The changes in the Russian market for international air transportation over the past decade with the main Russian airports, receiving, sending and processing international freight deliveries are identified. Air cargo market trends in EAEU countries are determined and the performance of the Russian airlines leaders of the Russian market for international air freight transportation is revealed.

Текст научной работы на тему «Состояние мирового и российского рынков международных грузовых авиаперевозок»

Состояние мирового и российского рынков международных грузовых авиаперевозок

Константин Владимирович ХОЛОПОВ, УДК 656.7(100+470)

доктор экономических наук, профессор, ББК 39.5

Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, Х-694

Воробьевское шоссе, 6А), кафедра технологии внешнеторговых сделок - зав. кафедрой, тел. 8(499) 147-94-37; Ольга Владимировна СОКОЛОВА,

доктор экономических наук, профессор, Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А), кафедра финансов и валютно-кредитных отношений - профессор, тел. 8(499) 143-15-56 Мария Олеговна АХТАНИНА,

АО «Шнейдер Электрик» (127018, Москва, ул. Двинцев, д.12, корп.1, здание «А») - младший специалист отдела транспорта, Раб. телефон +7(495)777-99-90 доб. 7590

Аннотация

Оценивается место грузовых авиаперевозок в мировой экономике и международной торговле, определена номенклатура груза, перевозимых в международных авиасообщениях, оценены объёмные и стоимостные показатели мирового рынка грузовых авиаперевозок за последнее десятилетие, указаны основные тенденции развития рынка международных грузовых авиаперевозок, определено состояние российского рынка международных грузовых авиаперевозок в динамике за последнее десятилетие, определены основные российские аэропорты, принимающие, отправляющие и обрабатывающие международные грузовые авиапотоки, определена динамика рынка грузовых авиаперевозок стран ЕАЭС, выявлены показатели российских авиакомпаний - лидеров российского рынка международных грузовых авиаперевозок.

Ключевые слова: мировая экономика, международная торговля, международные грузовые авиаперевозки, мировой рынок грузовых авиаперевозок, рынок грузовых авиаперевозок стран ЕАЭС, российский рынок международных грузовых авиаперевозок, российские международные аэропорты, фирменная структура, авиакомпании-лидеры российского рынка.

^ 64

Российский внешнеэкономический вестник 8 - 2019

State of the global and Russian markets for international air cargo

Konstantin Vladimirovich KHOLOPOV,

Doctor of Economic Sciences, Professor, Russian Foreign Trade Academy

(6А Vorobevskoe shosse, 119285, Moscow), Department of foreign trade and international transactions - Head of the Department, phone: 8(499) 147-94-37; Ol'ga Vladimirovna SOKOLOVA,

Doctor of Economic Sciences, Professor, Russian Foreign Trade Academy

(6А Vorobevskoe shosse, 119285, Moscow), Department of Finance, Monetary and Credit Relations - Professor, phone: 8(499) 143-15-56; Mariya Olegovna AHTANINA,

Schneider Electric JSC (12 Dvintsev st., 1«A», Moscow 127018) - Junior Specialist, Transport Department, phone: +7(495)777-99-90 *7590

Abstract

The authors evaluate the importance and role of air cargo transportation in the world economy and international trade, determine the main types of the transported cargo, analyze the volume and cost indicators of the world air cargo market during the last decade and reveal the main trends in the international air cargo market. The changes in the Russian market for international air transportation over the past decade with the main Russian airports, receiving, sending and processing international freight deliveries are identified. Air cargo market trends in EAEU countries are determined and the performance of the Russian airlines - leaders of the Russian market for international air freight transportation - is revealed.

Keywords: world economy, international trade, international freight air transportation, world freight air transportation market, EAEU countries air freight market, Russian and international air freight market, Russian international airports, corporate structure, leading Russian airlines.

В современных условиях развития мировой экономики международные грузовые авиаперевозки выступают неотъемлемой частью внешнеторговой деятельности любой страны. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, при сравнительно незначительных физических объемах (около 1%), посредством воздушного транспорта ежегодно перевозится примерно треть мирового экспорта по показателю стоимости товаров. Это обуславливается тем, что большинство грузов, перевозимых авиатранспортом - товары с высокой добавленной стоимостью. Внешнеторговые компании, вовлеченные в продажу таких товаров, предпочитают воздушный транспорт другим видам транспорта, ввиду его способности доставлять грузы на дальние расстояния за максимально короткий срок, обеспечивая при этом высокую сохранность груза.

8 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

65 Q

Уровень, темпы и пути развития международных воздушных перевозок конкретного государства характеризует его экономическое и технологическое состояние. Ведь воздушным транспортом - самым высоким по уровню тарифов - перевозятся грузы, для которых самые дорогие по сравнению с другими видами транспорта тарифы, не дают превышения уровня 1,5 - 2,5% в транспортной составляющей в контрактной цене товаров по базисным условиям поставки товаров по терминам CPT и CIP (по Инкотермс 2010).

Авиапригодными грузами, или теми грузами, которые целесообразно перевозить в международных воздушных сообщениях принято считать: скоропортящиеся грузы, продукты питания, живые цветы (короткий срок доставки), ценные грузы (низкие транспортные издержки), доставка товаров по контрактным условиям поставки «точно в срок», грузы с географическими условиями доставки, для которых воздушная доставка является безальтернативной.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ГРУЗОВЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК

Анализ рынка международных грузовых авиаперевозок показывает, что в настоящее время такие сообщения являются динамично развивающейся сферой - за последние 5 лет мировой объем перевезенного груза увеличился с 54 млн тонн в год (2014 год) до 63,3 млн тонн в 2018 году, что в стоимостном выражении эквивалентно 6,8 трлн долл. за год . Для сравнения, ВВП Германии в 2016 году был в двое меньше данного показателя и составлял 3,4 трлн долл. США. Динамика объёмов мирового рынка грузовых авиаперевозок приведена на рисунке 1.

Рисунок 1

Количество тонн груза, перевезенного авиатранспортом в период с 2005 по 2018 года в мире, в млн тонн

Количество тонн перевезенного груза (млн. тонн), в мире

30 -

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

^ 66

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2019

Источник: составлено авторами на основе данных Международной ассоциации воздушного транспорта (1АТА), http://www.iata.org/publications/economics/Reports/Industry-Econ-Performance/Central-forecast-end-year-2017-tables.pdf (дата обращения: 26.07.2019), https://www.iata.org/publications/economics/Reports/Industry-Econ-Performance/Airline-Industry-Economic-Performance-December-18-Datatables.pdf (дата обращения: 26.07.2019)

В соответствии с результатами исследований Международной ассоциации воздушного транспорта, доход от грузоперевозок в 2018 году достиг своего рекордного показателя за последние несколько лет и составил 109,8 млрд долл. США (прирост в 14,5% по отношению к 2017 году).

Однако в целом, мировой доход от грузовых авиаперевозок достаточно нестабилен. В периоды с 2012 по 2013 и с 2015 по 2016 года наблюдалось сокращение дохода от авиаперевозок грузов. Очевидной причиной сокращения спроса на грузовые авиаперевозки выступают экономические кризисы, происходившие в мире в 2009 и 2014 годах. Кроме того, в 2012 году расходы компаний, занимающихся грузовыми авиаперевозками, на топливо резко возросли с 190 млрд долл. США в 2011 году до 228 млрд долл. США в 2012 году и продолжали увеличиваться до 2013 года. Это, в свою очередь, оказало влияние на сокращение доходов от перевозки грузов в период с 2012 по 2013 года. Динамика мировых доходов от грузовых авиаперевозок за последние годы представлена в таблице 1.

Таблица 1

Мировой доход от международных грузовых авиаперевозок,

в млрд долл. США, 2012-2018 гг.

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Доход от грузовых авиаперевозок (в млрд долл.) 93,3 92,1 92,9 83,8 80,8 95,9 109,8

Изменение к предыдущему году (%) - -1,3 0,8 -9,8 -3,6 18,7 14,5

Источник: составлено авторами на основе данных Международной ассоциации воздушного транспорта (1АТА), https://www.iata.org/publications/economics/Reports/Industry-Econ-Performance/Airline-Industry-Economic-Performance-December-18-DatataЫes.pdf (дата обращения: 26.07.2019)

8 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

67 ^

Тем не менее, по прогнозам американской корпорации Boeing, следующие 20 лет будет отмечаться мировой рост доходов от авиационных перевозок грузов, который составит 4,2% ежегодно.

В региональном отношении основные направления международных грузоперевозок связаны со странами Азии, Северной Америки и Европы. При этом в 2018 году на Азиатско-Тихоокеанский регион приходилось практически 40% мирового грузооборота; Европа заняла второе место с 22% мирового оборота; на третьем месте - Северная Америка - почти 20%. Остальные 18% разделили страны Ближнего Востока, Латинской Америки и Карибского бассейна, Африка. По прогнозам, к 2035 году внутренние перевозки в Китае и между странами Азии выступят как наиболее загруженные мировые транспортные направления. За ними следуют такие направления, как: Южная Азия - Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион - Северная Америка. Необходимо отметить прогнозируемое улучшение ситуации на внутреннем рынке Северной Америки, где в 2015 году наблюдался отрицательный рост доходов от авиаперевозок по отношению к предыдущему 2014 году, а именно - минус 1,4%, тогда как к 2035 году компания Boeing прогнозирует рост до 2,2%. Рассматривая грузовые авиаперевозки, необходимо выделить главные аэропорты мира, демонстрирующие наибольшую загрузку (в тоннах). В январе 2019 года аэропорты Гонконга, Мемфиса и Шанхая заняли лидирующие места по объему перевезенного груза, с показателями в 393 тыс. т, 381 тыс. т и 288 тыс. т соответственно.

Следует отметить, что во всех регионах мира в январе 2019 года наблюдался спад объема загрузки. В среднем показатель загрузки уменьшился на 1,1% в рассматриваемом периоде, тогда как январь предыдущего 2018 года характеризовался ростом объема коммерческой загрузки: +7,2%. Тройка лидирующих аэропортов по показателю объема перевезенного груза не менялась на протяжении всего 2018 года. Аэропорт, который продемонстрировал наибольший рост коммерческой загрузки в январе 2019 года по отношению к предыдущему месяцу - аэропорт города Гуанчжоу, где показатель вырос на 8,8% и составил 156 тыс. т перевезенного груза. На сегодняшний день в мире насчитывается более 1000 авиакомпаний, занимающихся пассажирскими и грузовыми авиаперевозками, 290 из которых являются членами Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). На их долю приходится 82% от объема всех мировых воздушных перевозок. В 2018 году авиакомпаниями - лидерами по перевозке грузов стали: Federal Express, Emirates, United Parcel Service, Cathay Pacific Airways, Qatar Airways.

СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА МЕЖДУНАРОДНЫХ ГРУЗОВЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК

Доля российских грузоперевозчиков на постоянно развивающемся мировом авиарынке весьма невелика, что не соответствует потенциалу страны с ее выгодным географическим положением на пересечении многих основных транспорт-

^ 68

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2019

ных магистралей, наличием собственного авиастроительного комплекса. Всего в Российской Федерации насчитывается 248 аэропортов, которые вовлечены в грузовые авиаперевозк. Из них 81 аэропорт открыт для выполнения международных полетов.

Наиболее крупные российские грузовые аэропорты - Шереметьево, Домодедово и Внуково находятся в Москве. По данным Федерального агентства воздушного транспорта, в 2018 году (как и в 2017 году) вышеперечисленные московские аэропорты перевезли наибольший объем коммерческих грузов среди всех грузовых аэропортов Российской Федерации (см. таблицу 2).

Таблица 2

Объемы перевезенных грузов через крупнейшие аэропорты России в международ-

ном и внутреннем сообщении в 2017-2018 годах (тонн)

Название аэропорта 2018 г. 2017 г. % к предыдущему году

Шереметьево (Москва) 308 684 293 972 +5%

Домодедово (Москва) 120 354 122 862 -2%

Внуково (Москва) 62 604 58 493 +7%

Пулково (Санкт-Петербург) 27 495 28 751 -4,4%

Толмачево (Новосибирск) 24 640 22 012 +11,9%

Кневичи (Владивосток) 24 586 23 317 +5,4%

Новый (Хабаровск) 21 847 24 075 -9,3%

Кольцово (Екатеринбург) 18 426 19 340 -4,7%

Источник: составлено авторами на основе данных Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиция), http://www.favt.ru/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-osnovnie-proizvodstvennie-pokazateli-aeroportov-obyom-perevoz/

По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), в 2018 году ведущими российскими аэропортами по объему перевезенного через них груза в международном сообщении выступили Шереметьево (113 237 тонн груза), Домодедово (49 186 тонн) и Пулково (11 513 тонн).

За последние годы грузовая отрасль воздушного транспорта России продемонстрировала неопределённые тренды развития. В 2017 году перевозки грузов российскими авиакомпаниями увеличились на 15,7% по отношению к предыдущему, 2016 году, по показателю объема перевезенного груза и на 15,4% по показателю грузооборота. Однако по 2018 году имело место небольшое снижение показателей по отношению к 2017 году: по показателю объем перевезенного груза - минус 0,1%, по показателю грузооборота - минус 0,7%.

По статистическому показателю объем перевезенного груза и почты в 2018 году на внутренних российских маршрутах было перевезено 292 тыс. т груза (прирост приблизительно в 1,5% по отношению к предыдущему году), а в международном сообщении - 881 тыс. т (минус 1,5%). Всего за 2018 год было перевезено 1,173 млн тонн груза. Доля различных видов грузоперевозок и сообщений в общем грузообороте российских авиакомпаний в 2018 году показана в таблице 3.

8 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

69 ^

Таблица 3

Соотношение видов сообщений в грузообороте российских авиакомпаний в 2018 году

Виды перевозок Доля в грузообороте, %

Международные перевозки регулярные 36,7%

Международные перевозки нерегулярные 4,8%

Внутренние перевозки регулярные 47,6%

Внутренние перевозки регулярные 10,9%

Источник: составлено авторами на основе данных Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиция), http://www.favt.ru/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-osnovnie-proizvodstvennie-pokazateli-aeroportov-obyom-perevoz/

На рисунке 2 можно увидеть изменение объемов перевозок грузов российскими авиалиниями в международном и внутреннем сообщении за последние 9 лет. Данные характеризуют относительно стабильную ёмкость российского рынка грузоперевозок в объёмах примерно 1 млн тонн в год.

Рисунок 2

Объем перевезенного груза российскими авиакомпаниями в период с 2010 по 2018 гг., тыс. тонн

Источник: составлено авторами на основе данных Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиция), http://www.favt.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-perevozki-gruzov-i-pochty/

^ 70

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2019

По данным Международной организации гражданской авиации, в 2018 году (как и в 2017 году) основными направлениями перевозок грузов авиатранспортом из России являлись Австралия (18 474 тонн перевезенного груза), Великобритания (13 842 тонн) и Германия (12 154 тонн).

На сегодняшний день перевозки посредством авиатранспорта играют немалую роль в рамках динамично развивающейся интеграции - Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Несмотря на то что целью ЕАЭС является обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, создание единого воздушного пространства планируется лишь к 2025 году. Первоначально объединение стран Евразийского экономического союза общим воздушным пространством намечалось на конец 2020 года. Данное объединение имеет своей целью установление общих тарифов за аэронавигационное и аэропортовое обслуживание, снятие ограничений на количество назначенных перевозчиков и частотность полетов. Необходимо отметить, что данный союз имеет центростремительную структуру торговли, где центром выступает Российская Федерация. Таким образом, анализ перевозок в ЕАЭС сводится к рассмотрению перевозок грузов из России в Армению, Белоруссию, Казахстан и Киргизию и в обратных направлениях. Объемы перевезенных грузов воздушным транспортом между странами-участниками Евразийского экономического союза в 2017-2018 годах представлены в таблице 4.

Таблица 4

Объемы перевезенных грузов воздушным транспортом между странами-участниками ЕАЭС в 2017-2018 годах (тонн)

Направление перевозок 2018 г. 2017 г. % к предыдущему году

Россия - Армения 729 887,3 -17,84

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Россия - Белоруссия 0 0 -

Россия - Казахстан 1451,8 1366,3 +6,26

Россия - Киргизия 240,1 252,4 -4,87

Армения - Россия 2563,1 3104,1 -17,43

Белоруссия - Россия 5,3 0 -

Казахстан - Россия 1210,7 570,8 +111,98

Киргизия - Россия 589 306,7 +92

Источник: составлено авторами на основе данных Международной организации гражданской авиации (1САО), https://www4.icao.int/newdataplus/Dataplus/App_ OnFlightOriginAndDestination

Исходя из данных таблицы 4, основными направлениями полетов в Евразийском экономическом союзе являются Россия - Казахстан и Армения - Россия. При этом, перевозки из Казахстана в Россию с каждым годом набирают обороты, так к 2018 году было транспортировано на 111% больше грузов, чем в предыдущем году. Объем перевозок из Киргизии в Россию в рассматриваемом 2018 году также

8 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

71 ^

значительно вырос (прирост в 92%). Воздушные грузоперевозки между Россией и Белоруссией имеют место, но в очень ограниченном объёме из-за специфики товарной номенклатуры - основные перевозки осуществляются либо железнодорожным, либо автомобильным транспортом.

Лидирующими российскими грузовыми авиаперевозчиками в 2018 году являлись AirBridgeCargo, Аэрофлот - российские авиалинии, Победа, Сибирь и Россия. Компания-лидер AirBridgeCargo перевезла в 2018 году 577 тыс. тонн, улучшив этот показатель по отношению к своей деятельности в предыдущем году на 2,1%. Данная компания стала первой в Российской Федерации, кто получил право на воздушные перевозки фармацевтической продукции. Кроме того, вырос спрос на услуги данной компании в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так как в 2017 году она открыла рейс в Тайвань. Компания, продемонстрировавшая наивысший рост, - Россия (в 6,3 раза), в то время как Аэрофлот снизил показатель объема перевезенных грузов на 1,2. Рейтинг семи российских компаний, продемонстрировавших наилучший результат в 2018 году можно наблюдать в таблице 5, где также сравниваются объемы перевезенного груза данными компаниями за 2018 и 2017 года.

Таблица 5

Рейтинг российских авиакомпаний по объемам перевезенных грузов в международных и внутренних сообщениях (тонн)

Авиакомпаня 2017 год 2018 год

1. ЭйрБриджКарго 565 540 577 640

2. Аэрофлот - российские авиалинии 226 590 223 830

3. Победа 6 090 37 950

4. Сибирь 34 810 33 940

5. Россия 32 790 33 190

6. Волга-Днепр 37 630 28 570

7. Авиастар-ТУ 22 890 27 680

Источник: составлено авторами на основе данных Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиция), http://www.favt.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-perevozki-gruzov-i-pochty/

Иностранные авиакомпании, работающие на российском рынке грузовых авиаперевозок, перевезли в 2018 году 89 тыс. тонн, а в 2017 году - 75,4 тыс. тонн. Это говорит о том, что доля иностранных перевозчиков в грузовом сегменте этого рынка пока не значительна, и не превышает 10%.

Компания AirBridgeCargo является абсолютным лидером на российском рынке на протяжении последнего десятилетия и одним из значимых игроков на мировом рынке авиаперевозок. Данная компания входит в группу компаний «Волга-Днепр», а также является действующим членом Международной ассоциации воздушного

^ 72

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2019

транспорта - IATA. За последние 5 лет авиаперевозчик AirBridgeCargo увеличил показатель перевозимого груза, выражаемый в тоннах, на 17% до 335 тыс. тонн. По данным ежегодного отчета группы «Волга-Днепр», еженедельно данная компания осуществляет примерно 200 полетов в 11 стран мира. Процент коммерческой загрузки увеличился на 4 процентных пункта и достиг 71%. В 2018 году объем грузоперевозок из Азиатско-Тихоокеанского региона увеличился на 22%, на 15% возрос спрос на перевозку негабаритных грузов и на 70% повысились перевозки фармацевтической продукции. Флот AirBridgeCargo состоит из 18 самолетов Boeing 747, которые позволяют доступ к емкостям на основной палубе самолета, возможность носовой загрузки для негабаритных грузов, обеспечивая пониженный уровень выброса углекислого газа в атмосферу, повышая экологичность полетов. AirBridgeCargo ведет активную коммерческую деятельность в 5 городах России и СНГ, 11 городах Европы, 11 городах Азии и 6 - США, соединяя наиболее крупные аэропорты Европы, Азии и Северной Америки.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Куренков П.В. Проблема логистизации транспортных систем // Транспортная логистика и мультимодальные перевозки: Сборник трудов по проблемам транспортных коридоров РФ и материалам российско-голландской конференции «Морское и мультимо-дальное образование в XXI веке" / С.-Пб.: 1998.- с. 45

2 Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) - International Air Transport Association (IATA) - международная неправительственная организация, в состав которой входят 290 авиакомпаниями, обеспечивающих 82% мирового воздушного трафика

3 Холопов К.В., Голубчик А.М. О некоторых аспектах терминологии, содержания и уровня регулирования внешнеэкономической деятельности в России. // Российский внешнеэкономический вестник. - №5, 2015. с. 80

4 Котляренко А.Ф., Куренков П.В. Информационное обеспечение управления доставкой внешнеторговых грузов в смешанном сообщении // Информационные технологии на железнодорожном транспорте: Материалы шестой международной научно-технической конференции «ИНФ0ТРАНС-2001». - Сочи: РГУПС, 2001. - с. 271

5 Соколова О.В., Холопов К.В. Современные факторы и тенденции развития международных рынков пассажирских и грузовых воздушных перевозок и место России на рынках авиауслуг. // Российский внешнеэкономический вестник. - №6, 2017. с. 121

Международный бизнес: исполнение договора международной купли-продажи товара: коллективная монография / С.И. Долгов, Ю.А. Савинов, О.В. Соколова, К.В. Холопов; Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России. - М.: ВАВТ, 2018. - с. 53

7 Там же, с. 57

8 Экономика и организация транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности: Учебник / К.В. Холопов, А.М., Голубчик, М.А. Исакова; Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России. - М.: ВАВТ, 2016. - с. 161

8 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

73 Q

Airline Industry Economic Performance, June 2019, IATA, https://www.iata.org/pub-lications/economics/Reports/Industry-Econ-Performance/Airline-industry-economic-perfor-mance-Jun19-data-tables.pdf (дата обращения 08.07.2019)

10 GDP (current US $), World Bank national accounts data, and OECD National Accounts data files, https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP. CD?end=2018&locations=DE&most_recent_value_desc=true&start=1960&view=chart (дата обращения 15.07.2019)

11 World Air Cargo Forecast, «Boeing», http://www.boeing.com/resources/boeingdotcom/ commercial/about-our-market/cargo-market-detail-wacf/download-report/assets/pdfs/wacf.pdf (дата обращения: 19.07.2018)

12 ICAO, Economic Development of Air Transport, Facts&Figures, https://www.icao.int/ sustainability/Pages/FactsFigures.aspx (дата обращения 16.07.2019)

13 Economic development, Air Transport Monthly Monitor, Mar 2019, https://www.icao. int/sustainability/Documents/MonthlyMonitor-2019/MonthlyMonitor_March2019.pdf (дата обращения 19.07.2019)

14 Economic development, Air Transport Monthly Monitor, Mar 2018, https://www.icao. int/sustainability/Documents/MonthlyMonitor-2018/MonthlyMonitor_March2018.pdf (дата обращения 19.07.2019)

15 Официальный сайт Международной Ассоциации Воздушного Транспорта (IATA) http://www.iata.org/about/Pages/index.aspx - (дата обращения: 05.07.2019)

16 Объемы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2018 года, http:// www.favt.ru/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-osnovnie-proizvodstvennie-pokazateli-aeroportov-obyom-perevoz/ (дата обращения 19.07.2019)

17 Перечень аэропортов, открытых для выполнения международных полетов воздушных судов, http://www.favt.ru/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-mezhdunarodnye-ajeroporty/ (дата обращения 19.07.2019)

18 International Civil Aviation Organization (ICAO) - специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы и правила гражданской авиации и координирующее её дальнейшее развитие.

19 https://www4.icao.int/newdataplus/Dataplus/App_AirportTraffic

20 http://www.favt.ru/public/materials//c/b/8/5/b/cb85bf857501fcb549921f8afbb778f3.

pdf

21

pdf

https://www.favt.ru/public/materials//1/4/f/3/b/14f3b221a5a5a2206a3326c650c600c3.

22

https://www4.icao.int/newdataplus/Dataplus/App_OnFlightOriginAndDestination

23 http://www.ato.ru/content/sozdanie-edinogo-vozdushnogo-prostranstva-eaes-otodvinuli-na-2025-god

24 Холопов К.В., Забоев А.И. Российский рынок международных автомобильных перевозок грузов: тенденции и перспективы. // Российский внешнеэкономический вестник. - №7, 2014. с. 99

https://www.favt.ru/public/materials//3/f/b/0/8/3fb0867ce7f9434c91370cfe1e41eaac.

25

pdf

26

pdf

https://www.favt.ru/public/materials//3/f/b/0/8/3fb0867ce7f9434c91370cfe1e41eaac.

^ 74

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2019

27 http://www.airbridgecargo.com/ru/page/44/obshhaja-informacija

28 http://www.ato.ru/content/gruzoperevozki-airbridgecargo-vyrosli-za-polgoda-na-16

29 http://www.ato.ru/content/gruzoperevozki-airbridgecargo-vyrosli-za-polgoda-na-16

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Куренков П.В. Проблема логистизации транспортных систем // Транспортная логистика и мультимодальные перевозки: Сборник трудов по проблемам транспортных коридоров РФ и материалам российско-голландской конференции «Морское и мультимодальное образование в XXI веке» / С.-Пб.: 1998. - с. 43-56.

2. Котляренко А.Ф., Куренков П.В. Информационное обеспечение управления доставкой внешнеторговых грузов в смешанном сообщении // Информационные технологии на железнодорожном транспорте: Материалы шестой международной научно-технической конференции «ИНФ0ТРАНС-2001». - Сочи: РГУПС, 2001. - с. 270 - 275

3. Международный бизнес: исполнение договора международной купли-продажи товара: коллективная монография / С.И. Долгов, Ю.А. Савинов, О.В. Соколова, К.В. Холопов; Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России. - М.: ВАВТ, 2018. - 253 с.

4. Экономика и организация транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности: Учебник / К.В. Холопов, А.М. Голубчик, М.А. Исакова; Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России. - М.: ВАВТ, 2016. - 236 с.

5. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) - International Civil Aviation Organization (ICAO) - https://www.icao.int/Pages/default.aspx

6. Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) - International Air Transport Association (IATA) - https://www.iata.org/pages/default.aspx

7. Федеральное Агентство Воздушного Транспорта (ФАВТ) - http://www.favt.ru/

8. Официальный сайт Всемирного банка - The World Bank - https://www.worldbank.org/

9. Официальный сайт авиакомпании «AirBridgeCargo» - http://www.airbridgecargo.com/

ru

10. Официальный сайт авиакомпании «Аэрофлот» - https://www.aeroflot.ru/ru-ru

11. Деловой авиационный портал «Авиатранспортное обозрение» (АТО) - http://www. ato.ru/

12. Официальный сайт компании «Boeing» - http://www.boeing.com/

BIBLIOGRAFIYA:

1. Kurenkov P.V. Problema logistizacii transportnyh sistem // Transportnaya logistika i mul'timodal'nye perevozki: Sbornik trudov po problemam transportnyh koridorov RF i materialam rossijsko-gollandskoj konferencii «Morskoe i mul'timodal'noe obrazovanie v XXI veke» / S.-Pb.: 1998. - s. 43-56.

2. Kotlyarenko A.F., Kurenkov P.V Informacionnoe obespechenie upravleniya dostavkoj vneshnetorgovyh gruzov v smeshannom soobshchenii // Informacionnye tekhnologii na zheleznodorozhnom transporte: Materialy shestoj mezhdunarodnoj nauchno-tekhnicheskoj konferencii «INF0TRANS-2001». - Sochi: RGUPS, 2001. - s. 270 - 275

8 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

75 Q

3. Mezhdunarodnyj biznes: ispolnenie dogovora mezhdunarodnoj kupli-prodazhi tovara: kollektivnaya monografiya / S.I. Dolgov, YU.A. Savinov, O.V. Sokolova, K.V. Holopov; Vserossijskaya akademiya vneshnej torgovli Minekonomrazvitiya Rossii. - M.: VAVT, 2018. -

4. Ekonomika i organizaciya transportnogo obespecheniya vneshneekonomicheskoj deyatel'nosti: Uchebnik / K.V. Holopov, A.M. Golubchik, M.A. Isakova; Vserossijskaya akademiya vneshnej torgovli Minekonomrazvitiya Rossii. - M.: VAVT, 2016. - 236 s.

5. Mezhdunarodnaya organizaciya grazhdanskoj aviacii (IKAO) - International Civil Aviation Organization (ICAO) - https://www.icao.int/Pages/default.aspx

6. Mezhdunarodnaya associaciya vozdushnogo transporta (IATA) - International Air Transport Association (IATA) - https://www.iata.org/pages/default.aspx

7. Federal'noe Agentstvo Vozdushnogo Transporta (FAVT) - http://www.favt.ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Oficial'nyj sajt Vsemirnogo banka - The World Bank - https://www.worldbank.org/

9. Oficial'nyj sajt aviakompanii «AirBridgeCargo» - http://www.airbridgecargo.com/ru

10. Oficial'nyj sajt aviakompanii «Aeroflot» - https://www.aeroflot.ru/ru-ru

11. Delovoj aviacionnyj portal «Aviatransportnoe obozrenie» (ATO) - http://www.ato.ru/

12. Oficial'nyj sajt kompanii «Boeing» - http://www.boeing.com/

253 s.

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.