Научная статья на тему 'Современное состояние историко-педагогических исследований'

Современное состояние историко-педагогических исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
738
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ / HISTORY OF PEDAGOGY / HISTORY OF EDUCATION / CONTEMPORARY HISTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магсумов Тимур Альбертович

Анализируются результаты развития отечественного историко-педагогического знания на рубеже XX-ХХI веков, на этом пути выделяются несомненные успехи и наличные проблемы и противоречия; обосновывается модель развития отечественной педагогики ХХ века; выдвигаются предложения по стратегии и тактике дальнейшего развития историко-педагогической науки и предлагаются основные направления дальнейших исследований. Среди них: «новая социальная история» образования, профессиональное и педагогическое образование, персонифицированная микроистория и локальная история образовательной среды, генезис дидактических принципов, этнопедагогика, земская школа, педагогическая диагностика, православное образование, история зарубежной педагогики новейшего времени и педагогическая футурология. Доказывается, что в контексте меняющейся методологии требуется переоценка перспективности ряда исследований. Делается вывод о том, что историко-педагогическое знание определяет векторы и инструменты ориентации в проблемах образования, помогает постигнуть их истоки и осознать наличный опыт их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE OF HISTORIC AND EDUCATIONAL RESEARCH

In this paper we analyze the results of development of national historic and educational research at the turn of the XXth century; pinpoint obvious success and indicate problems and contradictory areas; give grounding to the development model of the XXth century Russian pedagogy; make suggestions on the strategy and tactics of further development of historic and educational science and suggest areas for further research. They are ‘new social history’ of education, professional education and teacher training, personified microhistory and history of local educational environment, genesis of didactic principles, ethno-pedagogy, country school, pedagogical diagnostics, Orthodox religious education, contemporary history of foreign pedagogy, pedagogical futurology. We prove the need in reassessment of certain studies’ viability. We draw the conclusion that historic and educational knowledge determines areas and instruments to understand the problems of educational issues, their roots and realize the existence of ways to solve them.

Текст научной работы на тему «Современное состояние историко-педагогических исследований»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-5-35 УДК 37

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Магсумов Т.А.

Анализируются результаты развития отечественного историко-педагогического знания на рубеже XX-XXI веков, на этом пути выделяются несомненные успехи и наличные проблемы и противоречия; обосновывается модель развития отечественной педагогики ХХ века; выдвигаются предложения по стратегии и тактике дальнейшего развития историко-педагогической науки и предлагаются основные направления дальнейших исследований. Среди них: «новая социальная история» образования, профессиональное и педагогическое образование, персонифицированная микроистория и локальная история образовательной среды, генезис дидактических принципов, этнопедагогика, земская школа, педагогическая диагностика, православное образование, история зарубежной педагогики новейшего времени и педагогическая футурология. Доказывается, что в контексте меняющейся методологии требуется переоценка перспективности ряда исследований. Делается вывод о том, что историко-педагогическое знание определяет векторы и инструменты ориентации в проблемах образования, помогает постигнуть их истоки и осознать наличный опыт их решения.

Ключевые слова: история педагогики; история образования; современная история.

CURRENT STATE OF HISTORIC AND EDUCATIONAL RESEARCH

Magsumov T.A.

In this paper we analyze the results of development of national historic and educational research at the turn of the XXth century; pinpoint obvious success and indicate problems and contradictory areas; give grounding to the development model of the XXth century Russian pedagogy; make suggestions on the strategy and tactics of further development of historic and educational science and suggest areas for further research. They are 'new social history' of education, professional education and teacher training, personified microhistory and history of local educational environment, genesis of didactic principles, ethno-pedagogy, country school, pedagogical diagnostics, Orthodox religious education, contemporary history of foreign pedagogy, pedagogical futurology. We prove the need in reassessment of certain studies' viability. We draw the conclusion that historic and educational knowledge determines areas and instruments to understand the problems of educational issues, their roots and realize the existence of ways to solve them.

Keywords: history of pedagogy; history of education; contemporary history.

Введение. История образования и педагогики на протяжении третьего столетия привлекает к себе пристальнейшее внимание со стороны государства, научного и педагогического сообщества. Являясь для власти сферой прямого насаждения идеологии, для общественности - мерой свободы граждан, для общества в целом - системой социализации человека, а для ученых - закономерно функционирующей, а потому - управляемой подсистемой бытия, образование становится актуальной сферой их многопланового воздействия и изучения. Потому и его история, вскрывающая тенденции и специфику его развития остается важным инструментом формирования эффективной образовательной среды и стратегии ее дальнейшего развития.

Крах мировой системы социализма весьма негативным образом отразился и на историко-педагогической науке. Стали затушевываться несомненные достижения советского периода: введение принципов объективности, историзма, социального подхода и диалектики, рассмотрение историко-педагогического процесса как целостного, обладающего внутренней логикой, диалектически противоречивого явления.

Кризисные явления в этом направлении исследований несомненны, их маркером стало исчерпание проблематики и низкое качество исследований (особенно локальных) по истории образования и педагогики. Нельзя отрицать, что изначальной причиной последнего процесса стало резкое уменьшение числа учебных часов на эту дисциплину в педагогических ВУЗах, стремление к практикоориентированности в проблематике педагогической науки, да и поверхностное рассмотрение широкой тематики в рамках диссертационных работ по истории регионального образования и педагогики.

Однако полученная свобода во многом нивелировала эти отрицательные моменты. Речь идет о свободе выбора методологических оснований, отказ от классового подхода как инструмента анализа, колоссально расширившейся тематике, позволяющей позитивно и объективно оценить зарубежную и значительный пласт отечественной - православной и консервативной - педагогики. Изменение статуса историко-педагогической науки объективно; оно определено логикой развития науки.

Отечественное социально-гуманитарное знание, всматриваясь в историю педагогики и образования, вычерчивает свежие линии исследований, корректирует и освежает тематику изысканий. В контексте меняющейся методологической матрицы требуется переоценка перспективности персональных и проблемных исследований. Переосмысление проблематики и возникновение новых тем в истории педагогики происходят вследствие трансформации научных подходов, суждений, исследовательских интересов.

Постановка задачи. Автор ставит своей целью сделать обзор современ-

ных историко-педагогических изысканий для выявления нынешнего состояния истории образования в части его методологии, проблематики и определения возможных перспектив исследования.

Описание исследования. Современные авторы отходят от некоторых пережитков «культа личности» в историко-педагогическом знании, излишней персонификации в ущерб истории науки, когда изучались идеи отдельных крупных педагогов прошлого. На этом процессе сказались традиционность такого подхода, пришедшая к нам из XIX столетия, рассматривающего историю педагогики как отрасль истории культуры, исследующую практику воспитания и освещение идей о воспитании отдельных выдающихся личностей, излишнее увлечение только ведущими персоналиями, а также уровень, средства и способы разработки этих тем. Многие исследователи пришли к выводу, что надо рассматривать интеллектуальное наследие выдающихся педагогов прошлого на широком фоне развития педагогических идей массы педагогов-практиков того периода, и всей совокупности существовавших образовательных практик, царствовавших педагогических парадигм и доминировавших течений [19; 22; 36].

В истории педагогики сохраняется немало вопросов при определении вклада в науку отдельных теорий, концептов и течений, оценке их претензий на универсальность, идейное верховенство и монополию [6; 35; 49].

При изучении истории российской педагогики придается важность вертикальным сопоставлениям во времени в разные исторические эпохи. При этом в качестве методологического принципа используется синхронный анализ, позволяющий соотносить развитие образования в общем национальном историческом пространстве, устанавливать и характеризовать временные водоразделы эволюции образовательных практик и педагогических идей. Подобный подход исключает грубое разграничение периодов развития российской школы и педагогики, дает возможность проследить преемственность отечественной дореволюционной, советской и постсоветской современной педагогики [5; 25; 33; 61].

Безусловной доминантой историко-педагогических работ стало исследо-

вание развития отечественного педагогического образования как составной части системы образования, одного из стержневых звеньев, обусловливающих степень и будущность ее развития. Целой плеядой авторов предпринята успешная попытка определить эффективность системы педагогического образования, а также проследить степень влияния социально-экономических и политических факторов на подготовку учителей [32; 51; 64; 76; 77].

В исследованиях современных авторов освещается уникальный исторический опыт создания и развития системы профессионального образования, который, несмотря на рост исследовательского интереса к данной проблематике, еще недостаточно изучен [1; 2; 14; 27; 37; 44; 45; 46; 47; 48; 50; 71; 73]. Особое значение приобретают постижение и новое осмысление прошлого опыта, поскольку накопленные положительные идеи прогрессивных педагогов минувшего, опыт функционирования профессиональных школ и органов управления ими позволит критически постигнуть и перенять все наиболее передовое для последующего улучшения системы профессионального образования.

Учеными ряда регионов страны предпринимается попытка реализации локального подхода в историко-образовательных исследованиях. Особенно, на наш взгляд, удачны в этом плане работы исследователей системы образования Казанского края [32; 40; 43; 47]. Казань в дореволюционный период являлась центром учебного округа обширного региона с многонациональным населением, где многие исторические и педагогические процессы имели свою специфику, что усложнило работу историков педагогики края.

Возвращенное из истории дореволюционной школы и педагогики духовно-нравственное воспитание в настоящее время является одним из важнейших приоритетов национальной безопасности России. Безусловно, поиск тех идеалов и ориентиров, которые служили бы основой воспитания, осуществлялся на протяжении всей постсоветской истории [24; 42; 57; 65].

Еще одним возвращенным из проблематики дореволюционной истории педагогики направлением становится земская школа. Современные авторы пы-

таются реконструировать ее становление и развитие в рамках отдельных регионов, нарисовать социокультурный и психологический портрет земского учителя, проанализировать отношение сельского общества к школе [34; 54; 75]. Новый классовый подход перетранслировал повышенное внимание с темы подготовки рабочих кадров на проблемы благотворительности и роли общественности и частных лиц в этом процессе [47; 60].

Целое направление работ посвящено раскрытию прошлого и настоящего школьных библиотек, библиотечного образования и общественных библиотек как центров просвещения на фоне проблем отечественной истории, развития культуры и, в частности библиотечного дела [9; 10; 11; 41].

Важный вклад в развитие педагогической культуры вносили не только профессиональные педагоги и деятели народного просвещения, но и ведущие ученые, философы и политики. Идеи этих мыслителей оказывали значительное влияние на становление и разработку принципиальных основ образования, на формирование в стране педагогических систем. Для последнего двадцатилетия стало характерно обновление и полное переосмысление философской, интеллектуальной, идейной составляющей развития отечественного образования на основе обращения к трудам представителей русской религиозной философии, православной педагогики [13; 53]. Рубеж веков ознаменовался также возвращением в историю российской педагогики ее альтернативных пластов, речь идет, прежде всего, об образовательном и педагогическом наследии Российского Зарубежья [79].

Практически не исследованными остаются жизненный путь, основные этапы социализации конкретного человека: история его связей с эпохой, педагогическими традициями и новациями, приобретения им воспитанности, освоения социальных ролей. Поворотной для историко-педагогических проблем стала персонифицированная микроистория педагогической среды [7; 12; 30; 31; 38].

Персонализация, гуманизация и ориентация на личность в образователь-

ном процессе привели к необходимости оптимизировать процесс индивидуального обучения, определить результаты деятельности участника педагогического процесса и качество образования, свести к минимуму ошибки, которые могут быть допущены в процессе обучения. Реализацией этих функций занимается педагогическая диагностика, и, поэтому, неслучаен интерес к ее истории [29; 67; 68].

Принципы обучения ориентируют работу учителей, реализуя нормативную функцию теории обучения. Проблема генезиса принципов обучения до настоящего времени не обрела своего решения в российской педагогике. Исследованию определения путей выработки принципов и законов посвящен ряд современных исследований [15; 16; 17; 78].

Активно начато изучение огромного пласта народных, этнокультурных представлений о воспитании, лежащих вне научных педагогических концепций [8; 23; 39; 66; 69; 70; 72]. Этнопедагогика, возникшая во второй половине XX столетия, на рубеже веков получила гигантский импульс развития, поставив своей целью учет образовательных и культурных интересов представителей отдельных национальных групп, столкнувшихся в ходе интеграции в многонациональном российском государстве с опасностью утраты родного языка, неповторимой народной культуры и даже национального самосознания.

Продолжая традиции, активно идет изучение истории частных методик [3; 4; 56; 74], особенно актуальным становится опыт советской школы 1920-х гг., пытавшейся построить совершенно новую систему образования. Тема педагогической литературы разных периодов, ее роли в образовательном процессе также продолжает изучаться современниками [55; 58].

Остро стоит проблема осмысления истории зарубежной педагогики новейшего времени, при этом работ, посвященных данной тематике сравнительно мало [20; 21]. Традиционно эта сфера относилась к области компаративистики, сравнительно-педагогических исследований, и здесь действительно трудно провести маркировочную разделительную межу.

История образования - это неповторимый диалог современности с прошлым, стремление модифицировать настоящее, взглянуть в будущее обучения и воспитания. Прогностическая тематика, направленность на содействие дальнейшему развитию отечественной школы и педагогики становится предметом историко-педагогических работ [18; 26; 28; 52; 59; 62; 63].

Заключение. Можно констатировать, что трактовка всеобщего историко-педагогического процесса за прошедшее двадцатилетие оказалась значительным образом пересмотрена, уточнена и дополнена. Этот результат стал возможен благодаря основательной и плодотворной изыскательской работе, проведенной российскими историками педагогики и образования последних лет.

Исследование истории российского образования и педагогики доставляет бесценный материал, дающий возможность не только вскрывать основное содержание ключевых образовательных идей минувшего, освещать ход наращивания педагогического знания и осмысления педагогического опыта прошлого, но и отслеживать специфику течения всемирноисторического педагогического процесса в нынешних условиях проведения модернизации образования в нашей стране.

Историко-педагогическое знание является первоначалом настоящего и будущего педагогики. Оно определяет векторы и инструменты ориентации в проблемах образования, помогает постигнуть их истоки и осознать наличный опыт их решения. История образования и педагогики является необыкновенной лабораторией, в которой на протяжении многих веков собирался и апробировался опыт определения и решения задач и проблем воспитания и обучения новых поколений.

Список литературы

1. Аминов Т.М. Дореволюционная Уфа как центр профессионального образования. Уфа: Гилем, 2006. 213 с.

2. Аминов Т.М. История профессионального образования в Башкирии.

Начало XVII века - до 1917 года. М.: Наука, 2006. 346 с.

3. Антидзе С.А. История становления процесса обучения иностранному языку в Нижнетагильском горно-металлургическом техникуме (1920-1926 гг.) // В мире научных открытий. 2010. № 5-4. С. 95-98.

4. Антидзе С.А. Место дисциплины «иностранный язык» в образовательных заведениях Среднего Урала (1919-1923 гг.) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2010. № 4. С. 23-27. URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2010/04/3.pdf

5. Барышникова О.М. Педагогическая традиция: социально-рефлексивный подход // В мире научных открытий. 2012. № 2.1. С. 214-226.

6. Буданцова А.А. Педагогизация среды ребенка в истории образования // В мире научных открытий. 2012. № 7. С. 65-85.

7. Валеев Н.М. Высокое служение отечеству. Капитон Иванович Невос-труев (1815-1872): Очерк жизни и творчества. Елабуга: Изд-во ЕГПИ, 2000. 69 с.

8. Валеев Н.М. Гармония культур: Избр. тр. Казань: Фэн, 2001. 325 с.

9. Валеев Э.Н. Земская научная книга в поволжских губерниях // В мире научных открытий. 2010. № 1-1. С. 99-105.

10. Валеев Э.Н. Коммерческие библиотеки в Российской провинции: Исторический аспект // В мире научных открытий. 2011. №. 11.5. С. 1317-1328.

11. Валеева Н.Г. Елабужский библиотечный техникум. Годы и люди. М.: Перо, 2012. 327 с.

12. Валеева Ю.Н. С.М. Соловьев и Д.А. Корсаков о воцарении императрицы Анны Иоанновны // В мире научных открытий. 2013. № 1.3. С. 110-127.

13. Ворон В.П. Деятельность православной церкви в сфере сельскохозяйственного образования и просвещения населения надднепрянской Украины во второй половине XIX-начале ХХ вв. // В мире научных открытий. 2010. № 4-3. С. 72-74.

14. Ворон В.П. Организация сельскохозяйственного обучения в началь-

ных школах Белоруссии в XIX-начале ХХ века // Наука Красноярья. 2012. № 3.1. С. 166-171.

15. Гайфутдинов А.М. Генезис принципов обучения // В мире научных открытий. 2012. № 7. С. 86-103.

16. Гайфутдинов А.М., Гайфутдинова Т.В. Принцип наглядности (единства конкретного и абстрактного) // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 1. С. 189-192.

17. Гайфутдинова Т.В. Определение связей между понятиями «метод», «прием», «средство», «форма» воспитания в отечественной педагогике второй половины ХХ в. // В мире научных открытий. 2012. № 11.4. С. 186-201.

18. Горбунова Т.В. Развитие системы среднего профессионального образования // В мире научных открытий. 2010. № 6-3. С. 194-197.

19. Грушова Л.Д. Традиции и новаторство вальдорфской педагогики // В мире научных открытий. 2010. № 4-17. С. 135-137.

20. Дамирчари Н.Н., Юрина Е.Н. Основные направления развития западной педагогической науки в середине 20 столетия (на примере ФРГ) // В мире научных открытий. 2012. № 7. С. 104-120.

21. Демидов М.И. Образование как освобождение себя (краткий взгляд на образовательную парадигму Ницше) // В мире научных открытий. 2010. № 1-1. С. 79-86.

22. Димитриева В.Н. Разработка концептуальных положений социально-педагогического взаимодействия в образовательном пространстве на основе идей отечественных ученых второй половины XIX - начала ХХ вв. // В мире научных открытий. 2012. № 9.2. С. 365-391.

23. Долженко Ю.Ю. Воспитание и обучение детей коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры // В мире научных открытий. 2012. № 7. С. 121-135.

24. Евлампиев А.В. Исследование проблемы духовно-нравственного воспитания в трудах мыслителей российского эмигрантского зарубежья // В мире

научных открытий. 2012. № 5. С. 11-24.

25. Жаркова Л.М., Зеткина З.И. Организация научного проектирования экспозиции регионального музея истории образования // В мире научных открытий. 2011. № 11.1. С. 510-515.

26. Железовский Б.Е., Белов Ф.А. О возможных перспективах развития современной теории учебник // В мире научных открытий. 2012. № 2.1. С. 191201.

27. Захаров А.В. Подготовка кадров мелиораторов в Саратовской области в 1960-х - начале 1970-х гг. // В мире научных открытий. 2011. Т. 16. № 4. С. 35-41.

28. Иванова Т.А. Образовательные тенденции в современном обществе // В мире научных открытий. 2010. № 4-5. С. 97-98.

29. Кижаева Д.В. Педагогическая диагностика детей с особыми образовательными потребностями в России (исторический аспект) // В мире научных открытий. 2011. Т. 21. № 9.5. С. 1480-1486.

30. Корнилова И.В. В.Ф. Кудрявцев как исследователь истории российской провинции. М.: Перо, 2012. 544 с.

31. Корнилова И.В. «Жизнь и творчество ученого - это не только написанные им книги»: штрихи к научной биографии Н.Н. Ардашева // В мире научных открытий. 2010. № 1-1. С. 105-109.

32. Корнилова И.В. Подготовка педагогов в Казанской губернии в дореволюционный период. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. 211 с.

33. Корнилова И.В. Ренессанс Елабужского краеведения // В мире научных открытий. 2011. Т. 16. № 4. С. 120-124.

34. Корнилова И.В., Магсумов Т.А. «Символ эпохи капитализма». Рец. на кн.: Низамова М.С. Земства Поволжья и Урала (1864-1914 гг.): социально-экономический аспект. Казань: Казанский гос. ун-т, 2009. 500 с. // В мире научных открытий. 2010. № 3-3. С. 94-96.

35. Король М.П. Трансформация идеи гуманизма: от классики к постмо-

дерну // В мире научных открытий. 2011. № 7.1. С. 635-644.

36. Кривощекова Н.В. Педагогическая научная школа как объект истори-ко-педагогического исследования // В мире научных открытий. 2011. № 9.3. С. 733-744.

37. Липунова Л.В. Становление и развитие материально-технической базы Кемеровского горного института (1950-1985) // Наука Красноярья. 2012. № 1. С. 177-184.

38. Литвин А.А., Литвин А.Л. Заурядная жизнь незаурядного человека:

B.В. Адоратский (1878-1945). Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2008. 126 с.

39. Литвин А.А., Корнилова И.В., Магсумов Т.А., Мирошина О.П. Детский фольклор XIX века как феномен народного творчества // Прикамский регион: география, история и культура: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Набережные Челны: НИСПТР, 2013. С. 109-111.

40. Литвин А.А., Корнилова И.В., Магсумов Т.А. Отношение казанского общества к вопросам реформирования образования на рубеже XIX-XX вв. // Прикамский регион: география, история и культура: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Набережные Челны: НИСПТР, 2013.

C. 130-132.

41. Магсумов Т.А. Библиотеки и библиотечное дело в средних профессиональных учебных заведениях Казани на рубеже XIX-XX вв. // Библиотековедение. 2009. № 2. С. 98-103.

42. Магсумов Т.А. «Закон Божий» и «Основы православной культуры»: pro et contra // Преподавание истории в школе. 2010. № 7. С. 18-22.

43. Магсумов Т.А. Казанские школяры на рубеже XIX-XX веков: облик, повседневность, среда. Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 268 c.

44. Магсумов Т.А. Образовательные экскурсии в средней профессиональной школе дореволюционной России // Былые годы. Российский исторический журнал. 2013. № 1. С. 52-60.

45. Магсумов Т.А. Педагогические советы средних учебных заведений России на рубеже XIX-XX века // В мире научных открытий. 2010. № 1-3. С. 3136.

46. Магсумов Т.А. Среднее профессиональное образование в Казани в конце XIX - начале ХХ в.: Дисс. ... канд. ист. наук. Казань, 2008. 253 с.

47. Магсумов Т.А. Средняя профессиональная школа Казани в конце XIX - начале XX века. СПб.: Инфо-да, 2010. 302 с.

48. Магсумов Т.А. Учащаяся молодежь в общественной жизни Казани начала ХХ века // В мире научных открытий. 2011. Т. 16. № 4. С. 50-58.

49. Макаров М.И. Развитие провиденциалистской идеи воспитания в контексте отечественной гуманистической педагогической традиции (XI - начало XXI века) // В мире научных открытий. 2012. № 7. С. 40-64.

50. Моторова Н.С. Низшие профессиональные учебные заведения в городах Российской империи на рубеже XIX-XX вв. (на примере Белорусских губерний) // В мире научных открытий. 2010. № 2-2. С. 121-123.

51. Муцалханов М.С., Мугутдинова Н.Ш. Подготовка учителей трудового обучения в средних специальных и высших учебных заведениях Дагестана в начале 70-х - середине 80-х годов ХХ в. // В мире научных открытий. 2011. Т. 16. № 4. С. 64-70.

52. Нарбикова Г.А. Инновации в образовании // В мире научных открытий. 2010. № 4-8. С. 24-25.

53. Недорезов М.В. П.В. Знаменский: вклад в исследование истории народного образования в России // В мире научных открытий. 2011. № 5. С. 267272.

54. Никитин М.Ю. Роль земств Харьковской губернии в развитии системы среднего образования во второй половине Х1Х - начале ХХ ст. // Наука Красноярья. 2013. № 1. С. 22-39.

55. Паршуткина Т.А. Переводная литература древней Руси как важнейший источник педагогического знания // Современные исследования социаль-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ных проблем. 2011. Т. 8. № 4. С. 200-205.

56. Паршуткина Т.А. Реализация принципа преемственности в обучении иностранным языкам в 60-е годы XX века // В мире научных открытий. 2011. № 5. С. 174-178.

57. Полоцкая Е.В. Воспитание детей в православных семьях // В мире научных открытий. 2010. № 4-8. С. 59-60.

58. Попельнюх А.И. Развитие педагогической литературы в истории отечественного образования II пол. Х1Х - нач. ХХ века // В мире научных открытий. 2010. № 1-3. С. 71-73.

59. Приходченко Т.Н., Шуляпова О.В. Образование в современной школе: новый взгляд с позиции культуры // В мире научных открытий. 2011. Т. 21. № 9.5. С. 1333-1344.

60. Прапорщикова В.Л. Создание системы призрения детей-сирот силами иркутского купечества во второй половине XVIII-XIX веках // В мире научных открытий. 2011. № 5. С. 64-70.

61. Россия в мировом сообществе цивилизаций: историко-культурологические аспекты / Науч. ред. Т.А. Магсумов. М.: Перо, 2012. 120 с.

62. Рябкова С.А. Образовательная стратегия XXI века: ориентация на цели и задачи устойчивого развития // В мире научных открытий. 2011. Т. 21. № 9.5. С. 1355-1367.

63. Рябова Е.Н. Российское образование в контексте теорий информационного общества // В мире научных открытий. 2010. № 1-3. С. 73-79.

64. Севенюк С.А. О педагогической подготовке студентов российских вузов (конец 19 в. - начало 20 в.) // В мире научных открытий. 2010. № 4-18. С. 14-16.

65. Ситько Р.М. Духовно-нравственное воспитание растущего человека на основе отечественного культурно-исторического наследия // В мире научных открытий. 2010. № 6-2. С. 243-246.

66. Слюсарева Е.В. Воспитание детей Чукотки народной педагогикой // В

мире научных открытий. 2009. № 3-1. С. 6-9.

67. Смирнова Е.М. Становление количественных методов в социальной педагогике в России на основе взаимосвязи со статистикой (XIX век) // В мире научных открытий. 2011. № 11. С. 32-39.

68. Смирнова Е.М. Статистика как условие развития феномена социально-педагогической поддержки (историко-культурный аспект) // В мире научных открытий. 2010. № 3-2. С. 78-81.

69. Стовба В.И. Идеи народной педагогики в педагогическом наследии А.С. Макаренко // В мире научных открытий. 2011. № 11. С. 297-303.

70. Стовба В.И. Пословицы и поговорки - золотые россыпи народной педагогики // В мире научных открытий. 2012. № 4.1. С. 258-271.

71. Хаминов Д.В. Проблема организации университетского исторического образования и подготовки кадров историков в Сибири (посл. четв. XIX в. -нач. 1920-х гг.) // В мире научных открытий. 2010. № 4-3. С. 75-77.

72. Хафизова Г.М. Педагогический потенциал традиционных праздников сибирских татар и социализация ребенка // В мире научных открытий. 2013. № 1. С. 217-229.

73. Цеховой Н.П., Воронецкая О.С. Эволюция образовательной программы подготовки аспирантов (середина 1920-х - 1950-х гг.) // В мире научных открытий. 2012. № 2.1. С. 166-176.

74. Черкасов А.А., Натолочная О.В., Мамадалиев А.М. Инновационный курс «Черноморское побережье г. Сочи и мировые цивилизационные процессы» как реализация локального подхода к изучению г. Сочи // В мире научных открытий. 2010. № 2-1. С. 90-94.

75. Черкасов А.А. Октябрь 1917 г. и его роль в формировании крестьянского движения на Черноморье // В мире научных открытий. 2010. № 2-1. С. 9498.

76. Шаляпина И.В. Подготовка кадров преподавателей педагогических училищ Кемеровской области в 1958-1985 гг. // В мире научных открытий.

2011. № 7.1. С. 357-373.

77. Шаляпина И.В. Становление и развитие системы педагогических училищ в Кемеровской области (1930-1985 гг.) // В мире научных открытий. 2010. № 4-12. С. 112-114.

78. Щербина Е.Н. Проблематика «народого духа» в отечественном философском и педагогическом наследии XIX века // В мире научных открытий. 2010. № 6-2. С. 266-269.

79. Щупленков О.В. Источники финансирования русской школы в эмиграции 1920-1930-х годов // В мире научных открытий. 2011. Т. 15. № 3. С. 146150.

References

1. Aminov T.M. Dorevolyutsionnaya Ufa kak tsentr professional'nogo obrazovaniya [Pre-revolutionary Ufa, the centre of professional education]. Ufa: Gilem, 2006. 213 p.

2. Aminov T.M. Istoriya professional'nogo obrazovaniya v Bashkirii. Nachalo XVII veka - do 1917 goda [History of professional education in Bashkiria. The beginning of the XVIIth century - 1917]. M.: Nauka, 2006. 346 p.

3. Antidze S.A. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 5-4 (2010): 95-98.

4. Antidze S.A. Sovremennye issledovaniya sotsialnykh problem, no. 4 (2010): 23-27. http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2010/04/3.pdf

5. Baryshnikova O.M. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 2.1 (2012): 214-226.

6. Budantsova A.A. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 7 (2012): 65-85.

7. Valeev N.M. Vysokoe sluzhenie otechestvu. Kapiton Ivanovich Nevostruev (1815-1872): Ocherk zhizni i tvorchestva [Life dedicated to homeland. Kapiton I. Nevostruev (1815-1872): outline of life and work]. Elabuga: Izd-vo EGPI, 2000. 69 p.

8. Valeev N.M. Garmoniya kul'tur: Izbr. tr. [Harmony of cultures]. Kazan: Fen, 2001. 325 p.

9. Valeev E.N. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 1-1 (2010): 99-105.

10. Valeev E.N. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 11.5 (2011): 1317-1328.

11. Valeeva N.G. Elabuzhskiy bibliotechnyy tekhnikum. Gody i lyudi [Library college in Elabuga. Time and people]. M.: Pero, 2012. 327 p.

12. Valeeva Yu.N. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 1.3 (2013): 110-127.

13. Voron V.P. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 4-3 (2010): 72-74.

14. Voron V.P. Nauka Krasnoyarya, no. 3.1 (2012): 166-171.

15. Gayfutdinov A.M. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 7 (2012): 86-103.

16. Gayfutdinov A.M., Gayfutdinova T.V. Sovremennye issledovaniya sotsialnykhproblem, no. 1 (2012): 189-192.

17. Gayfutdinova T.V. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 11.4 (2012): 186-201.

18. Gorbunova T.V. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 6-3 (2010): 194-197.

19. Grushova L.D. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 4-17 (2010): 135-137.

20. Damirchari N.N., Yurina E.N. V mire nauchnykh otkrytiy, no. 7 (2012): 104-120.

21. Demidov M.I. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 1-1 (2010): 79-86.

22. Dimitrieva V.N. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 9.2 (2012): 365-391.

23. Dolzhenko Yu.Yu. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 7 (2012): 121-135.

24. Evlampiev A.V. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 5 (2012): 11-24.

25. Zharkova L.M., Zetkina Z.I. V mire nauchnykh otkrytiy, no. 11.1 (2011): 510-515.

26. Zhelezovskiy B.E., Belov F.A. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 2.1 (2012): 191-201.

27. Zakharov A.V. Vmire nauchnykh otkrytiy 16, no. 4 (2011): 35-41.

28. Ivanova T.A. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 4-5 (2010): 97-98.

29. Kizhaeva D.V. V mire nauchnykh otkrytiy 21, no. 9.5 (2011): 1480-1486.

30. Kornilova I.V. V.F. Kudryavtsev kak issledovatel' istorii rossiyskoy provintsii [V.F. Kudryavtsev as the researcher of the Russian province]. M.: Pero, 2012. 544 p.

31. Kornilova I.V. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 1-1 (2010): 105-109.

32. Kornilova I.V. Podgotovka pedagogov v Kazanskoy gubernii v dore-volyutsionnyy period [Teacher training in Kazan governorate in pre-revolutionary epoch]. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. 211 p.

33. Kornilova I.V. Vmire nauchnykh otkrytiy 16, no. 4 (2011): 120-124.

34. Kornilova I.V., Magsumov T.A. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 3-3 (2010):

94-96.

35. Korol M.P. V mire nauchnykh otkrytiy, no. 7.1 (2011): 635-644.

36. Krivoshchekova N.V. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 9.3 (2011): 733-744.

37. Lipunova L.V. Nauka Krasnoyarya, no. 1 (2012): 177-184.

38. Litvin A.A., Litvin A.L. Zauryadnaya zhizn' nezauryadnogo cheloveka: V.V. Adoratskiy (1878-1945) [Mundane life of an outstanding person: V.V. Adoratskiy (1878-1945)]. Kazan': Izd-vo Kazanskogo gos. un-ta, 2008. 126 p.

39. Litvin A.A., Kornilova I.V., Magsumov T.A., Miroshina O.P. Prikamskiy region: geografiya, istoriya i kul'tura: Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [The Kama district - geography, history and culture: Proceedings of Russian national research and practice conference]. Naberezhnye Chelny: NISPTR, 2013. pp. 109-111.

40. Litvin A.A., Kornilova I.V., Magsumov T.A. Prikamskiy region: geografiya, istoriya i kul'tura: Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Prikamsky region: geography, history and culture]. Naberezhnye Chelny: NISPTR, 2013. pp. 130-132.

41. Magsumov T.A. Bibliotekovedenie, no. 2 (2009): 98-103.

42. Magsumov T.A. Prepodavanie istorii v shkole, no. 7 (2010): 18-22.

43. Magsumov T.A. Kazanskie shkolyary na rubezhe XIX-XX vekov: oblik, povsednevnost', sreda [Kazan schoolchildren at the turn of the XXth century: looks, everyday life, environment]. Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 268 c.

44. Magsumov T.A. Bylye gody. Rossiyskiy istoricheskiy zhurnal, no. 1 (2013):

52-60.

45. Magsumov T.A. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 1-3 (2010): 31-36.

46. Magsumov T.A. Srednee professional'noe obrazovanie v Kazani v kontse

XIX - nachale XX v. [Vocational secondary education in Kazan at the end of XIX -beginning of XX century]: thesis. PhD in History. Kazan', 2008. 253 p.

47. Magsumov T.A. Srednyaya professional'naya shkola Kazani v kontse XIX - nachale XX veka [Secondary vocational school in Kazan, end of XIX- beginning of

XX century]. SPb.: Info-da, 2010. 302 p.

48. Magsumov T.A. Vmire nauchnykh otkrytiy 16, no. 4 (2011): 50-58.

49. Makarov M.I. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 7 (2012): 40-64.

50. Motorova N.S. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 2-2 (2010): 121-123.

51. Mutsalkhanov M.S., Mugutdinova N.Sh. Vmire nauchnykh otkrytiy 16, no. 4 (2011): 64-70.

52. Narbikova G.A. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 4-8 (2010): 24-25.

53. Nedorezov M.V. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 5 (2011): 267-272.

54. Nikitin M.Yu. Nauka Krasnoyarya, no. 1 (2013): 22-39.

55. Parshutkina T.A. Sovremennye issledovaniya sotsialnykh problem 8, no. 4 (2011): 200-205.

56. Parshutkina T.A. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 5 (2011): 174-178.

57. Polotskaya E.V. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 4-8 (2010): 59-60.

58. Popel'nyukh A.I. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 1-3 (2010): 71-73.

59. Prikhodchenko T.N., Shulyapova O.V. V mire nauchnykh otkrytiy 16, no. 9.5 (2011): 1333-1344.

60. Praporshchikova V.L. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 5 (2011): 64-70.

61. Rossiya v mirovom soobshchestve tsivilizatsiy: istoriko-kul'turologicheskie aspekty [Russia within the world community of civilizations: historic and culturological aspects]/ Nauch. red. T.A. Magsumov. M.: Pero, 2012. 120 p.

62. Ryabkova S.A. Vmire nauchnykh otkrytiy 21, no. 9.5 (2011): 1355-1367.

63. Ryabova E.N. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 1-3 (2010): 73-79.

64. Sevenyuk S.A. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 4-18 (2010): 14-16.

65. Sitko R.M. V mire nauchnykh otkrytiy, no. 6-2 (2010): 243-246.

66. Slyusareva E.V. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 3-1 (2009): 6-9.

67. Smirnova E.M. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 11 (2011): 32-39.

68. Smirnova E.M. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 3-2 (2010): 78-81.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

69. Stovba V.I. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 11 (2011): 297-303.

70. Stovba V.I. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 4.1 (2012): 258-271.

71. Khaminov D.V. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 4-3 (2010): 75-77.

72. Khafizova G.M. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 1 (2013): 217-229.

73. Tsekhovoy N.P., Voronetskaya O.S. V mire nauchnykh otkrytiy, no. 2.1 (2012): 166-176.

74. Cherkasov A.A., Natolochnaya O.V., Mamadaliev A.M. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 2-1 (2010): 90-94.

75. Cherkasov A.A. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 2-1 (2010): 94-98.

76. Shalyapina I.V. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 7.1 (2011): 357-373.

77. Shalyapina I.V. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 4-12 (2010): 112-114.

78. Shcherbina E.N. Vmire nauchnykh otkrytiy, no. 6-2 (2010): 266-269.

79. Shchuplenkov O.V. Vmire nauchnykh otkrytiy 15, no. 3 (2011): 146-150.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Магсумов Тимур Альбертович, доцент кафедры истории и социально-гуманитарных дисциплин, кандидат исторических наук

Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов

ул. Низаметдинова, д. 28, г. Набережные Челны, 423806, Россия SPIN-код автора: 1329-1458 e-mail: [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR

Magsumov Timur Albertovich, Associate Professor, Ph.D. in Historical Science

Naberezhnie Chelny Institute of Social and Pedagogical Technologies and Resources 28, Nisametdinova str., Naberezhnie Chelny, 423806, Russia e-mail: [email protected]

Рецензент:

Корнилова И.В., доцент кафедры истории и социально-гуманитарных дисциплин, канд. ист. наук, доцент, Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.