Т.А. Магсумов
канд. ист. наук, доцент кафедры истории и социально-гуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических
технологий и ресурсов»
И. В. Корнилова
канд. ист. наук, доцент кафедры истории и социально-гуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических
технологий и ресурсов»
ТРАДИЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ, ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ПРИКАМСКОГО КРАЯ
Аннотация. В статье анализируются результаты состоявшейся в апреле 2013 года в Набе-режночелнинском институте социально-педагогических технологий и ресурсов Всероссийской научно-практической конференции по географии, истории и культуре Прикамского региона. Авторы выделяют основные достижения в развитии сотрудничества ученых пяти регионов Российской Федерации, отмечают высокий уровень организации и проведения конференции. Намечены основные направления дальнейшего сотрудничества в плане изучения и сохранения богатейшего наследия Прикамского края.
Ключевые слова: география, история, культура, Прикамье.
T.A. Magsumov, Naberezhnye Chelny Institute of social-pedagogical technologies and resources
I.V. Kornilova, Naberezhnye Chelny Institute of social-pedagogical technologies and resources
THE TRADITIONS OF STUDYING GEOGRAPHY, HISTORY AND CULTURE OF KAMA REGION
Abstract. The results which were in April, 2013 at the Naberezhnye Chelny Institute of social and pedagogical technologies and resources of the All-Russian scientific and practical conference on geography, history and culture of the Kama region are analyzed in the article The authors allocate the main achievements in development of cooperation of scientific of five regions of the Russian Federation, note high level of the organization and carrying out conference. The main directions of further cooperation in respect of studying and preservation of the richest heritage of the Kama edge are planned.
Keywords: geography, history, culture, Kama region.
В Набережных Челнах 18-19 апреля 2013 г. состоялось знаменательное событие в мире науки - Всероссийская научно-практическая конференция «Прикамский регион: география, история и культура». Конференция, проведенная Набережночелнин-ским институтом социально-педагогических технологий и ресурсов совместно с научными учреждениями Татарстана и России, по существу - научная конференция всероссийского значения и по тематике своей и по тому, что участниками ее явились не только ученые Прикамья, но и других городов нашей страны, работающие в различных научно-исследовательских учреждениях, вузах, музеях, библиотеках. В конференции приняли участие специалисты разных направлений (географы, историки, краеведы, филологи, экономисты, культурологи, археологи, педагоги, специалисты музейного дела) из пяти субъектов Российской Федерации.
Целью конференции было создание единого научного и образовательного инновационного пространства для апробации научных идей и диалога в области краеведения представителей географических, исторических, экономических, педагогических,
филологических наук, краеведческой научной и педагогической общественности, молодых ученых-исследователей, органов управления, широких слоев общественности, разделяющих ценности краеведения и реализующих парадигму устойчивого развития Прикамского региона, а также обмен научным и научно-практическим опытом по актуальной тематике.
Актуальность проведения конференции несомненна: география, история и культурология находятся в авангарде научной мысли, а их пространственно-временная методология с опорой на новейшие методы и технологии является важным составляющим элементом инновационного развития. Сегодня наука не может быть оторвана от практики и образования, не случайно в составе конференции прослеживалась теснейшая связь исследовательской и преподавательской работы.
Программа конференции традиционно предусматривала проведение пленарного и секционных заседаний. На пленарном заседании конференции были заслушаны доклады ведущих специалистов по глобальным, наиболее острым проблемам краеведения. Это -использование накопленного опыта и одновременно смелая постановка новых проблем. Это - взаимосвязь ученых и различных центров научной жизни. Это - не только изучение памятников истории Прикамья, но и их выявление, сохранения, пропаганда. Это - и дух научной и общественной деятельности исследователей Прикамья.
На заседаниях в рамках работы трех секций («География, экономика и географическое образование», «История и культура», «Филология и образование»), было акцентировано внимание на проблемах диалога между представителями географии, истории, культуры, филологии, экономики и педагогики, научной и педагогической общественностью, молодыми учеными-исследователями. Состоялся обмен научным и практическим опытом по широкой краеведческой тематике, а также обсуждены инновационные проекты и инициативы в области краеведческой работы. Специалистами были рассмотрены вопросы развития краеведения и краеведческого движения. Секционные заседания проходили под «впечатлением» пленарных докладов в обстановке «погружения» в историю, географию и культуру Прикамья через экспозиции Музея истории г. Набережные Челны, Елабужского музея-заповедника, Заинского краеведческого музея, Музея экологии и охраны природы г. Набережные Челны. Нельзя не отметить высокий научно-методический уровень проведения экскурсий по представленным экспозициям, которые смогли осмотреть более 500 человек. Конференция продемонстрировала успешную реализацию поставленных задач, показала заинтересованность исследователей в обозначенной теме.
В выступлениях участников акцентировалось внимание на значительных изменениях в отношении общества к краеведению, особенно за последние 20 лет, что выразилось в активном изучении местной истории, собирании местной библиографии, подготовке и публикации краеведческих исследований, издании краеведческой периодики, организации конференций, чтений, охране культурного наследия того или иного региона, изучении историко-культурного наследия как основы для развития туристских, рекреационных возможностей региона.
Участники конференции, обсудив проблемы географии, истории и культуры Прикамья, выступили с ценными предложениями, направленными на усиление сферы воздействия традиций изучения Прикамского региона. Среди них: активизация творческих и
научных контактов исследователей Прикамья, в том числе посредством организации и проведения подобного рода конференций; работа по изучению и пропаганде географии, исторического и культурного наследия Прикамского региона; поисковая работа и создание уголков, музейных экспозиций, посвящённых географии, истории и культуре края в образовательных учебных учреждениях; комплектование коллекций, характеризующих жизнь и деятельность местных краеведов; активизация деятельности по осмыслению творческого наследия краеведов прошлого; усиление работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи средствами краеведения и туризма и др.
Ученые Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов выступили с инициативой по превращению Всероссийской конференции «Прикамский регион: география, история и культура» в периодически проводящееся мероприятие. Для участников конференции была организована обзорная научно-познавательная экскурсия по прикамским городам.
Широкое представительство на конференции исследователей из научных организаций и вузов, а также участие в ней представителей власти, практиков и научной молодежи позволяют надеяться, что обсуждение обозначенных в программе конференции тем вызвало интерес, а ее результаты внесут вклад в дальнейшее развитие теории и практики краеведческих исследований, дадут мощный импульс дальнейшему развитию Прикамского региона.
Список литературы:
1. Валеева Н.Г. Казанский период жизни историка Н.А. Попова // Вопросы истории. 2013. № 4. С. 129-141.
2. Валеева Ю.Н. Историки-краеведы Казани конца XIX столетия // Мир современной науки. 2013. № 2. С. 35-40.
3. Корнилова И. В. «Культурные гнезда» в развитии исторической науки конца XIX - начала ХХ века: В.Ф. Кудрявцев и Вятский губернский статкомитет // Приволжский научный вестник. 2012. № 6. С. 20-24.
4. Корнилова И.В. Русская провинция XIX века в ранних работах В.Ф. Кудрявцева // Вопросы истории. 2011. № 10. С. 149-156.
5. Корнилова И.В., Магсумов Т.А. Бехтеревы в призме персонифицированной микроистории // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 8-2. С. 105-107.
6. Корнилова И.В., Магсумов Т.А.. Средняя профессиональная школа Казани в конце XIX - начале ХХ века // Вопросы истории. 2011. № 12. С. 163-164.
7. Литвин А.А., Гетманова А.Р., Магсумов Т.А., Корнилова И.В. Формирование основ правовой культуры дошкольников (на материалах г. Набережные Челны) // Прикамский регион: география, история и культура. Набережные Челны, 2013. С. 172-174.
8. Литвин А.А., Корнилова И.В., Магсумов Т.А., Мирошина О.П. Детский фольклор XIX века как феномен народного творчества // Прикамский регион: география, история и культура: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Набережные Челны, 2013. С. 109-111.
9. Литвин А.А., Корнилова И.В., Магсумов Т.А. Отношение казанского общества к вопросам реформирования образования на рубеже XIX-XX вв. // Прикамский регион: география, история и культура. Набережные Челны, 2013. С. 130-132.
10. Магсумов Т. А. Корнилова И. В, Кудрявцев В.Ф. как исследователь истории российской провинции // Вопросы истории. 2012. № 11. С. 173-175.
11. Магсумов Т.А. Образовательные экскурсии в средней профессиональной школе дореволюционной России // Былые годы. Российский исторический журнал. 2013. Т. 27. № 1. С. 52-60.
12. Магсумов Т.А. Школа купцов. Подготовка коммерсанта в провинциальной России начала XX века // Российское предпринимательство. 2007. № 4-1. С. 169-172.
13. Магсумов Т.А., Корнилова И.В. «Принципы на века». Рецензия на книгу: Гайфутдинов А.М. Развитие дидактических принципов в истории отечественной педагогики (1945-2007). М.: Университетская книга, 2010. 215 с. // Приволжский научный вестник. 2012. № 3. С. 72-74.
14. Султанов Ф.Х., Литвин А.А., Магсумова Р.М., Магсумов Т.А., Корнилова И.В. Итоги работы стоматологической поликлиники № 2 г. Набережные Челны: штрихи к 40-летнему юбилею // Прикамский регион: география, история и культура. Набережные Челны, 2013. С. 145-148.
15. Султанов Ф.Х., Литвин А.А., Магсумова Р.М., Магсумов Т.А., Корнилова И.В. Стоматологическая служба г. Набережные Челны: анализ деятельности за 2009-2011 гг. // Прикамский регион: география, история и культура. Набережные Челны, 2013. С. 73-79.
16. Черкасов А. А. Центр и окраины: патриотизм в годы Первой мировой войны // Былые годы. Российский исторический журнал. 2009. № 2. С. 4-12.
17. Cherkasov А. А. All-Russian primary education (1894-1917): developmental milestones // Social Evolution & History. 2011. № 2. P. 138-149.
List of references:
1. Valeeva N.G. Kazan period of life of historian N.A. Popov // History questions. 2013. No. 4. P. 129-141.
2. Valeeva Y.N. Historians-regional specialists of Kazan of the end of the XIX century // World of modern science. 2013. No. 2. P. 35-40.
3. Kornilova I.V. «Cultural nests» in the development of the historical science in the end of XIX -early of XX century: V.F. Kudryavtsev and Vyatka's province statistical committee // Volga scientific messenger. 2012. No. 6. P. 20-24.
4. Kornilova I.V. T.A. Magsumov. High vocational school of Kazan at the end of XIX - the XX century beginning // History questions. 2011. No. 12. P. 163-164.
5. Kornilova I.V. The Russian province of the XIX century in V.F. Kudryavtsev's early works // History questions. 2011. No. 10. P. 149-156.
6. Kornilova I.V., Magsumov T.A. The Bekhterevs in the light of personalized microhistory // Historical, philosophical, political and jurisprudence, cultural science and art criticism. Theory and practice questions. 2012. No. 8-2. P. 105-107.
7. Lytvyn A.A., Kornilova I.V., Magsumov T.A., Miroshina O.P. Children's folklore of the XIX century as phenomenon of national creativity // Kama region: geography, history and culture: Materials of the All-Russian scientific and practical conference. Naberezhnye Chelny, 2013. P. 109-111.
8. Lytvyn A.A., Kornilova I.V., Magsumov T.A. The relation of the Kazan society to questions of reforming of education at a boundary of the XIX-XX centuries // Kama region: geography, history and culture. Naberezhnye Chelny, 2013. P. 130-132.
9. Lytvyn A.A., Getmanova A.R., Magsumov T.A., Kornilova I.V. Formation of bases of legal culture of preschool children (on materials Naberezhnye Chelny) // Kama region: geography, history and culture. Naberezhnye Chelny, 2013. P. 172-174.
10. Magsumov T.A. I.V. Kornilova. V.F. Kudryavtsev as researcher of history of the Russian province // History questions. 2012. No. 11. P. 173-175.
11. Magsumov T.A. Educational excursions at high vocational school of pre-revolutionary Russia //
Former years. Russian historical magazine. 2013. T. 27. No. 1. P. 52-60.
12. Magsumov T.A. School of merchants. Preparation of a merchant in the provincial Russia of the early XX century // Russian entrepreneurship. 2007. No. 4-1. P. 169-172.
13. Magsumov T.A., Kornilova I.V. «Principles forever». Review of the book: Gayfutdinov A.M. Development of the didactic principles in the history of domestic pedagogics (1945-2007). M.: University book, 2010. 215 p. // Volga scientific messenger. 2012. No. 3. P. 72-74.
14. Sultans F.Kh., Lytvyn A.A., Magsumova R.M., Magsumov T.A., Kornilova I.V. Results of work of stomatologic policlinic No. 2 Naberezhnye Chelny: strokes to 40-year anniversary // Kama region: geography, history and culture. Naberezhnye Chelny, 2013. P. 145-148.
15. Sultans F.Kh., Lytvyn A.A., Magsumova R.M., Magsumov T.A., Kornilova I.V. Stoma-tologicheskaya service Naberezhnye Chelny: the activity analysis for 2009-2011 // Kama region: geography, history and culture. Naberezhnye Chelny, 2013. P. 73-79.
16. Cherkasov A.A. The centre and outskirts: patriotism in the years of the First world war // Former years. Russian historical magazine. 2009. No. 2. P. 4-12.
17. Cherkasov А.А. All-Russian primary education (1894-1917): developmental milestones // Social Evolution & History. 2011. No. 2. P. 138-149.