Научная статья на тему 'Современное состояние и тенденции в разработке компрессорных масел уровня VDL'

Современное состояние и тенденции в разработке компрессорных масел уровня VDL Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
346
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРШНЕВЫЕ КОМПРЕССОРЫ / МАСЛА УРОВНЯ VDL / ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА КОМПРЕССОРНЫХ МАСЕЛ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ / AIR COMPRESSORS / OIL LEVEL VDL / PHYSICO-CHEMICAL AND PERFORMANCE CHARACTERISTICS OF COMPRESSOR OILS / IMPORT PHASEOUT OF LUBRICANTS

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Юдина Ю. А., Бескова А. В., Жумлякова М. А.

Особое значение в технологических процессах нефтеперерабатывающих и химических заводов имеет компримирование газов. Сжатие газов осуществляется с помощью специального оборудования компрессоров. Компрессорное оборудование бывает разных типов и классификаций. К промышленному оборудованию и в частности к поршневым компрессорам предъявляются все возрастающие требования, включая высокую надежность и работоспособность при длительной и непрерывной эксплуатации. Для устойчивой и продолжительной работы оборудования применяются компрессорные масла. Масло предназначено для смазывания деталей компрессоров (цилиндры, клапаны, поршни). Применение смазочного материала в оборудовании снижает износ трущихся деталей и минимизирует энергетические потери на трение, а также выступает в качестве уплотняющей среды для герметизации камеры сжатия. Современные требования к маслам для воздушных компрессоров сформулированы в международных стандартах DIN 51506 и ISO 6743-3А. В данной работе рассмотрены требования DIN 51506 для масел уровня VDL. Требования стандарта отражают способность компрессорного масла предотвращать образование углеродистых отложений на поверхностях узлов трения. Появившиеся отложения ухудшают условия работы оборудования и могут привести к возгоранию и взрыву. В России ежегодно растет объем поставок компрессорных масел и пакетов присадок от зарубежных производителей: Shell, British Petroleum, Exxon Mobil, Afton и др. Как известно, для придания базовому маслу товарных свойств требуется пакет присадок. Важно заметить, что в России не производятся пакеты присадок для компрессорных масел уровня VDL, следовательно, производство высококачественных компрессорных масел зависит от импорта, что в свете последних экономических и политических событий крайне нежелательно. Зависимость от импортного сырья и технологий создает риск срыва производства высококачественных компрессорных масел и существенного увеличения их стоимости. Для компетентной оценки эффективности компрессорного масла премиального уровня недостаточно показателей, нормируемых в DIN 51506. С целью расширения требований в рамках данной работы исследованы физико-химические и эксплуатационные свойства товарных компрессорных масел уровня VDL.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Юдина Ю. А., Бескова А. В., Жумлякова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE AND TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF OIL LEVEL OILS

Compressing gases are of particular significance in refinery and chemical plants’ technological processes. Compression of gases is carried out with the help of special equipment compressors. Compressor equipment can be of different types and classifications. Air-pumps are used in such technological processes where high reliability and performance are important for long-term continuous exploitation. Modern requirements for air compressors oils are formulated in the international DIN 51 506 and ISO 6743-3A standards. In this research, the requirements of DIN 51 506, the VDL level, which regulate the strictest requirements, are considered. The requirements of the standard reflect the ability of compressor oil to prevent the formation of carbon deposits on the surface of equipment that deteriorate the equipment exploiting conditions and can lead to fire and explosion. Compressor oils are used for stable and continuous operation of the equipment. The oil is designed to lubricate compressor parts (cylinders, valves, pistons), which reduces the friction parts wear out and minimizes energy losses due to friction, and acts as a sealing medium for the compression chamber. In Russia, the imported compressor oils and foreign companies’ additive packages’ volume of supplies is increasing every year: Shell, British Petroleum, Exxon Mobil, etc. It is important that Russia does not produce additive packages for compressor oils of VDL level; therefore, the production of high-quality compressor oils depends on importing, which is highly undesirable in the light of recent economic and political developments. The purpose of this paper is to study the physicochemical and operational properties of imported compressor oils of the VDL level. The obtained ranges of values can be reference points for the creation of a competitive analogue.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и тенденции в разработке компрессорных масел уровня VDL»

ВЕСТНИК ПНИПУ

2017 Химическая технология и биотехнология № 4

DOI: 10.15593/2224-9400/2017.4.14 УДК 665.6/.7

Ю.А. Юдина, А. В. Бескова, М.А. Жумлякова

Средневолжский научно-исследовательский институт по нефтепереработке, Новокуйбышевск, Россия

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ В РАЗРАБОТКЕ КОМПРЕССОРНЫХ МАСЕЛ УРОВНЯ VDL

Особое значение в технологических процессах нефтеперерабатывающих и химических заводов имеет компримирование газов. Сжатие газов осуществляется с помощью специального оборудования - компрессоров. Компрессорное оборудование бывает разных типов и классификаций. К промышленному оборудованию и в частности к поршневым компрессорам предъявляются все возрастающие требования, включая высокую надежность и работоспособность при длительной и непрерывной эксплуатации.

Для устойчивой и продолжительной работы оборудования применяются компрессорные масла. Масло предназначено для смазывания деталей компрессоров (цилиндры, клапаны, поршни). Применение смазочного материала в оборудовании снижает износ трущихся деталей и минимизирует энергетические потери на трение, а также выступает в качестве уплотняющей среды для герметизации камеры сжатия.

Современные требования к маслам для воздушных компрессоров сформулированы в международных стандартах DIN 51506 и ISO 6743-3А. В данной работе рассмотрены требования DIN 51506 для масел уровня VDL. Требования стандарта отражают способность компрессорного масла предотвращать образование углеродистых отложений на поверхностях узлов трения. Появившиеся отложения ухудшают условия работы оборудования и могут привести к возгоранию и взрыву.

В России ежегодно растет объем поставок компрессорных масел и пакетов присадок от зарубежных производителей: Shell, British Petroleum, Exxon Mobil, Afton и др. Как известно, для придания базовому маслу товарных свойств требуется пакет присадок. Важно заметить, что в России не производятся пакеты присадок для компрессорных масел уровня VDL, следовательно, производство высококачественных компрессорных масел зависит от импорта, что в свете последних экономических и политических событий крайне нежелательно. Зависимость от импортного сырья и технологий создает риск срыва производства высококачественных компрессорных масел и существенного увеличения их стоимости.

Для компетентной оценки эффективности компрессорного масла премиального уровня недостаточно показателей, нормируемых в DIN 51506. С целью расширения требований в рамках данной работы исследованы физико-химические и эксплуатационные свойства товарных компрессорных масел уровня VDL.

Ключевые слова: поршневые компрессоры, масла уровня VDL, физико-химические и эксплуатационные свойства компрессорных масел, импортозамещение смазочных материалов.

J.A. Yudina, A.V. Beskova, M.A. Zhumlyakova

Middle Volga Oil Refining Research Institute, Novokuybyshevsk, Russian Federation

CURRENT STATE AND TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF OIL LEVEL OILS

Compressing gases are of particular significance in refinery and chemical plants' technological processes. Compression of gases is carried out with the help of special equipment - compressors. Compressor equipment can be of different types and classifications. Air-pumps are used in such technological processes where high reliability and performance are important for long-term continuous exploitation.

Modern requirements for air compressors oils are formulated in the international DIN 51 506 and ISO 6743-3A standards. In this research, the requirements of DIN 51 506, the VDL level, which regulate the strictest requirements, are considered. The requirements of the standard reflect the ability of compressor oil to prevent the formation of carbon deposits on the surface of equipment that deteriorate the equipment exploiting conditions and can lead to fire and explosion.

Compressor oils are used for stable and continuous operation of the equipment. The oil is designed to lubricate compressor parts (cylinders, valves, pistons), which reduces the friction parts wear out and minimizes energy losses due to friction, and acts as a sealing medium for the compression chamber.

In Russia, the imported compressor oils and foreign companies' additive packages' volume of supplies is increasing every year: Shell, British Petroleum, Exxon Mobil, etc. It is important that Russia does not produce additive packages for compressor oils of VDL level; therefore, the production of high-quality compressor oils depends on importing, which is highly undesirable in the light of recent economic and political developments.

The purpose of this paper is to study the physicochemical and operational properties of imported compressor oils of the VDL level. The obtained ranges of values can be reference points for the creation of a competitive analogue.

Keywords: air compressors, oil level VDL, physico-chemical and performance characteristics of compressor oils, import phaseout of lubricants.

Производство компрессорных масел

Российский рынок смазочных материалов является крупнейшим в Европе - 20 % от всего европейского спроса [1]. По объему потребляемой продукции смазочных материалов в 2016 г. Россия продолжает занимать лидирующие позиции (рис. 1) [2].

2000

1500

1000

500

0

РОССИЯ ГЕРМАНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИЯ ФРАНЦИЯ ИТАЛИЯ ЧЕХИЯ

ВЕНГРИЯ РУМЫНИЯ СЛОВАКИЯ

ВМЕСТЕ

Рис. 1. Европейский рынок смазочных материалов в 2016 г. с учетом Центральной и Восточной Европы (тыс. т)

Производство смазочных материалов по областям применения представлено на рис. 2 [1]. При производстве отечественных смазочных материалов доля применяемых импортных пакетов присадок составляет более 80 % от общего использования присадок и пакетов присадок [5], что говорит о высокой зависимости отечественного производства от импорта. Это может привести не только к удорожанию продукции, но возможным рискам, связанным с введением торговых санкций.

Промышленные масла

■ Моторные масла Гидравлические масла Электроизоляционные масла Компрессорные и турбинные масла

■ Трансмиссионные масла Технологические масла

Прочие масла (масла нефтяные различного назначения, масла-пластификаторы, наполнители и носители)

Рис. 2. Производство смазочных материалов по областям применения (тыс. т), 2014 г.

1550

11030

650

■ К _

I ■ ■ ■ ■

574

8\\44

Особое значение в технологических процессах нефтеперерабатывающих и химических заводов имеет компримирование газов, на которое расходуется около 40 % мощностей в общем балансе заводских энергозатрат [3]. В 2014 г. выпуск товарных компрессорных и турбинных масел составлял более 60 тыс. т в год [1].

В настоящее время наблюдается повышение спроса на высококачественные компрессорные масла и, как следствие, рост их производства. На рис. 3 видно, что наибольший совокупный годовой темп роста спроса (СГТР) до 2 % отмечается у компрессорных и холодильных масел, что прежде всего связано с эмбарго на западную продукцию, которое привело к интенсификации многих отечественных отраслей и способствовало росту спроса на масла данного назначения [4].

Рис. 3. Рост спроса на индустриальные смазочные материалы в России по типам продукции

В отечественной промышленности масла премиального уровня УОЬ производятся с использованием импортных пакетов присадок. Из всего вышесказанного можно резюмировать, что разработка отечественной композиции пакета присадок для компрессорных масел уровня УОЬ является актуальной задачей импортозамещения.

Типы и классификации компрессорного оборудования

Интенсивное развитие промышленных и хозяйственных отраслей потребовало расширение производства компрессоров многих типов и назначений [8]. Компрессорное оборудование бывает разных типов и классификаций. Существует два типа компрессоров: объемные и динамические [7]. В объемных компрессорах газообразное вещество вса-

сывается в камеру, сжимается и вытесняется с помощью возвратно-поступательного движения поршня. В динамических компрессорах воздух поступает на рабочий орган, сообщающий ему кинетическую энергию, которая на выходе компрессора преобразуется в потенциальную.

Классификация установок объемного вида разделяется по форме, типу рабочих деталей компрессорных установок и принципу их действия. Объемные компрессоры могут быть роторного и поршневого типа.

Оборудование поршневого типа стало особенно популярным благодаря надежной конструкции и меньшей стоимости. Именно поэтому их значительно активнее используют в самых различных сферах. Сжатие воздуха в устройствах данного типа происходит в специальных рабочих камерах. При возвратно-поступательном движении поршня осуществляют фазы процесса: расширение, всасывание, сжатие и выталкивание [8]. Необходимое давление воздуха в оборудовании данного типа достигается благодаря поступательным движениям поршня.

Современные стандарты к воздушным компрессорным маслам уровня VDL

Современные требования к маслам для воздушных компрессоров сформулированы в международном стандарте DIN 51506 и ISO 6743-3 А.

Стандарт ISO 6743-3А не рассматривает работу компрессорного оборудования при давлении более 1,0 МПа и температуре нагнетания выше 160 °С. Поскольку промышленные компрессоры работают при жестких условиях, в данной работе рассматриваются масла для воздушных компрессоров уровня VDL.

В основу классификации масел для воздушных компрессоров согласно стандарту DIN 51 506 заложена конечная температура сжатия компримируемого воздуха: VB, VB-L - до 140 °С; VC, VC-L - до 160 °С, VD, VD-L - до 220 °С. Отличие между группой VB/VBL и VC/VCL заключается в требованиях стойкости к старению (не вызывать образование коксового остатка после продувания воздухом) [9]. Масла группы VDL выдерживают более жесткий тест на старение (образование кокса по Конрадсону после продувания воздухом [10]).

Стандарт DIN 51506 регламентирует только некоторые физико-химические и антиокислительные свойства компрессорного масла, что является недостаточным для корректной оценки эффективности смазочного материала. Для устойчивой и продолжительной работы компрессорного оборудования необходимо применение высококачествен-

ных масел. Смазочная система предназначена для смазывания цилиндров, клапанов, уплотнений поршневых штоков компрессоров [11], что требует высоких значений трибологических показателей. Компрессорные масла работают в условиях значительных температур (до 120230 °С) и высоких давлений (до 22,5 МПа) [12], а также при непосредственном контакте со сжатым воздухом. Поэтому их эксплуатация связана с интенсивными окислительными процессами, которые приводят к образованию значительного количества загрязнений. Следовательно, компрессорные масла должны обладать высоким антиокислительным потенциалом.

С целью расширения требований в рамках данной работы исследованы физико-химические и эксплуатационные свойства товарных компрессорных масел уровня VDL.

Экспериментальная часть

Проведены лабораторные исследования физико-химических и эксплуатационных свойств высококачественных компрессорных масел, предлагаемых на мировом рынке (табл. 1). В исследуемые объекты вошли компрессорные масла уровня VDL 100 марок Mobil, Shell и Texaco. Программа оценки образцов составлена на основе требований, заложенных в международном стандарте DIN 51506, и условий эксплуатации компрессорных масел.

Таблица 1

Характеристики образцов импортных компрессорных масел уровня VDL

Показатель Методы испытаний № 1 № 2 № 3 № 4 № 5

Вязкость при 40 °С, мм2/с ГОСТ 33 104,6 138,0 100,0 150,9 106,3

Вязкость при 100 °С, мм2/с ГОСТ 33 11,61 14,01 11,30 14,05 11,37

Индекс вязкости ГОСТ 25371 100 98 96 86 92

Температура застывания, °С ГОСТ 20287 (Б) -29 -22 -27 -30 -21

Щелочное число, КОН/ г ГОСТ 11362 0,049 0,030 0,036 0,120 0,101

Степень коррозии сталь- ГОСТ 19199 Вы- Вы- Вы- Вы- Вы-

ного стержня держ. держ. держ. держ. держ.

Степени коррозии на меди ГОСТ 2917 1b 1b 1b 1b 1а

Критическая нагрузка, Н ГОСТ 9490 824 922 785 922 824

Нагрузка сваривания, Н ГОСТ 9490 1383 1099 1648 1570 1305

Диаметр пятна износа, мм ГОСТ 9490 0,33 0,36 0,38 0,39 0,31

Зольность сульфатная, % ГОСТ 12417 0,019 0,059 0,017 0,033 0,003

Окончание табл. 1

Показатель Методы испытаний № 1 № 2 № 3 № 4 № 5

Остаток после отгонки 80 %

(об.) масла: максимальный DIN 51356 0,17 0,18 0,16 0,14 0,20

коксовый остаток, мас. %

Содержание серы, мас. % ГОСТ Р 51947 0,467 0,272 0,341 0,747 0,371

Содержание азота, мас. % МИ 40 0,06 0,05 0,05 0,09 0,07

Содержание фосфора, мас. % МВИ 49 0,008 0,0063 0,0079 0,0091 0,0080

Содержание водорастворимых кислот и щелочей, ГОСТ 6307 Отс. Отс. Отс. Отс. Отс.

мас. %

Окислительная стабильность ИРУОТ, мин ASTM 2272 1100 617 Более 1250 185 125

Результаты и их обсуждение

Масло с пологой кривой вязкостно-температурной зависимостью при высокой температуре сохраняет вязкость, достаточную для обеспечения надежной смазки наиболее горячих трущихся деталей компрессора, т.е. поршней и цилиндров [13]. На основании данных табл. 1 можно сделать вывод, что для высококачественных масел рекомендуется индекс вязкости не меньше значения 90.

Во время работы компрессорных масел происходят сложные химические процессы, в результате которых углеводороды при взаимодействии с кислородом воздуха образуют агрессивные по отношению к внутренним узлам оборудования соединения. С увеличением в масле концентрации нейтрализующих (щелочных) присадок заметно снижается коррозионный износ деталей [14]. По мере эксплуатации щелочной компонент присадок постоянно вступает в реакцию и со временем нейтрализует все меньше побочных продуктов. Если в состав масла ввести слишком много высокощелочных присадок, то переизбыток также приведет к началу коррозионных процессов, и по мере выработки будут накапливаться зольные отложения. Оптимальное щелочное число, на основании полученных значений, для компрессорных масел, работающих при температуре до 220 °С, составляет 0,05-1,2 мгКОН/ г.

По содержанию азота, фосфора и серы в масле можно сделать вывод о массовом содержании антиокислительных присадок аминного типа (дифениламин), противоизносных фосфитов (дитиофосфаты). Согласно паспортным данным на аминный антиокислитель содержание азота находится в пределе 4-5 мас. %, согласно правилу пропорций для достижения высоких антиокислительных свойств следует вводить со-

единения аминного типа не менее 10-25 мас. % в пакет присадок. Низкое содержание сульфатной золы (до 0,09 мас. %) исключает содержание зольных присадок. Согласно табл. 1 содержание фосфора в составе компрессорного масла составляет не более 0,01 мас. %, что указывает на их минимальное присутствие. Соединения серы содержатся не только в противоизносных присадках, но и в базовых основах, поэтому о содержании присадок можно судить по маслам № 1 и 3, которые содержат синтетические основы. Серосодержащие присадки желательно свести до минимума (не более 0,7 мас. % в композиции масла), поскольку они могут вызвать коррозию металлов.

Большинство смазочных материалов подвержены окислению, так как состоят из углеводородов [15] различного класса и широкого фракционного состава. При окислении происходит разложение углеводородной части и, как следствие, загущение масла, образовывается шлак, лак, смолы и коррозионные кислоты [16]. Предотвращение вышеописанных негативных последствий является одним из основных требований к компрессорным маслам уровня VDL, регламентируемых стандартом DIN 51506. В процессе эксплуатации масла в компрессоре происходит его окисление в присутствии воздуха, воды и металлов-катализаторов, что приводит к образованию нежелательных органических соединений. Образовавшиеся отложения снижают эффективность работы оборудования и могут привести к возгоранию и взрыву. Необходимо, чтобы значения показателей «Максимальный коксовый остаток по Кондраксону после старения масла» и «Максимальная вязкость остатка от дистилляции при 40 °C по отношению к свежему маслу» не превышали 3 % и пятикратного увеличения, соответственно. Содержание воды нормируется, согласно стандарту DIN 51506, не более 0,05 мас. %. Окислительная стабильность, определяемая методом RPVOT, учитывает влияние воздуха, воды и металлов-катализаторов на работу масла. По табл. 1 можно определить минимальный уровень данного показателя. Для компрессорных масел на синтетической основе (№ 1, 3) и высокоочищенной минеральной основе (№ 2) - не менее 600 мин, а для масел на минеральной основе (№ 4, 5) - не менее 150 мин.

Научные исследования показывают, что в западных индустриально развитых странах за счет применения актуальных знаний из области трибологии, т. е. науки о трении, изнашивании и смазке, при смазывании трущихся элементов можно снизить энергозатраты [17]. Для снижения износа трущихся деталей нормируются трибологические харак-

теристики по ГОСТ 9490, которые определяются диаметром пятна износа (при нагрузке 40 кгс - не более 40 мм), критической нагрузкой (не менее 824 Н) и нагрузкой на сваривание (не менее 1305). Оборудование поршневой группы в основном исполнено в стали и меди. На основании проведенных исследований следует нормировать показатели: коррозии на меди не более 2а балл, а степень коррозии стального стержня - не более 5 %.

Резюмируя вышесказанное, можно выделить оптимальный диапазон значений ключевых показателей для разработки конкурентоспособного аналога компрессорных масел уровня УБЬ 100 (табл. 2).

Таблица 2

Ключевые показатели и диапазоны значений для компрессорных масел уровня УБЬ 100

Показатель Оптимальный диапазон значений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вязкость кинематическая, мм2/с:

при 100 °С Не менее 11

при 40 °С 90-110*

Температура застывания, °С Не более минус 9*

Индекс вязкости Не менее 90

Содержание серы, мас. % Не более 0,7

Содержание азота, мас. % Не менее 0,05

Содержание фосфора, мас. % Не менее 0,006

Содержание воды, мас. % Не более 0,05*

Зольность сульфатная, мас. % Не более 0,06

Остаток после отгонки 80 % (об.):

максимальный коксовый остаток, % Не более 0,3*

максимальная вязкость остатка от дистилляции при 40 °С

по отношению к свежему маслу, мм2/с Не более чем в 5 раз*

Водорастворимые кислоты и щелочи, % Отсутствие

Окислительная стабильность ИРУОТ для масел на минераль-

ной основе, мин Не менее 150

Окислительная стабильность ИРУОТ для масел на синтети-

ческой основе, мин Не менее 600

Степень коррозии стального стержня, % Не более 5

Степень коррозии на меди, балл Не более 2а

Трибологические характеристики:

диаметр пятна износа при 40 кгс, мм Не более 0,4

критическая нагрузка, Н Не менее 824

нагрузка сваривания, Н Не менее 1305

* Показатели регламентируются БГЫ 51506. Масла для воздушных компрессоров.

На рис. 4 представлены ИК-спектры образца № 4. Предположительно, образец содержит фенольные присадки типа Агидол-1, о чем свидетельствует полоса поглощения 3650 см1. В основу образца входит высокоочищенное нефтяное масло, что подтверждают полосы поглощения с волновыми числами: 723, 1378, 1449, 1593, 2800-3000 см-1.

Пропуск

!!!!!!!!!!!!!

i i

i

i i

:::::::::::::

:::::::::::::

:::::::::::::

i i

--^ ■ ■

/

/V ¡ \ ; / U

ш V \ г 1

/ i \ /

i f i 1 /

20 : : : L ¡J

\1 í :f

и 1 Í

j j 'i f

0 У i i 1

1000 2000 3000 Волн, число

Рис. 4. ИК-спектр образца № 4

Полоса поглощения 1593 см-1 на рис. 4 и 5 указывает на вероятное присутствие триарилфосфата.

Пропускание

1 1

1ПП

: : : : : : : : : :

:::::::::::::

: : : : : :

ЯП i i

i i

{: :v : :

/ \ / '

i \ i /

------ Í: А

i

i i i i \ 1Í

;

1

i I

1 JÍ

1000 ■ 2000 3000 Волн, число

Рис. 5. ИК-спектр образца № 2

Установлено, что вновь разрабатываемые масла должны быть на высокоочищенной минеральной или синтетической основе с композицией беззольных антиокислительных, противоизносных, антиржавей-ных присадок. В качестве антиокислительных присадок, наряду с присадками аминного типа, допустимо введение фенольных присадок.

Таким образом, в рамках данной работы с целью расширения требований к маслам премиального уровня исследованы физико-химические и эксплуатационные свойства товарных компрессорных масел уровня VDL. Определены диапазоны ключевых значений физико-химических и эксплуатационных свойств.

Список литературы

1. Компания EY. Обзор рынка смазочных материалов 2015. По материалам презентации. - URL: http://www.ey.com/Publication/vw LUAssets/EY-russian-lubricants-market-rus/$FILE/EY-russian-lubricants-market-rus.pdf (дата обращения: 10.09.2017).

2. Саболуч В. Обзор рынков базовых масел и смазочных материалов с фокусом на Венгрию, Словакию, Чехию и Румынию // Базовые масла и смазочные материалы СНГ: материалы V междунар. конф. - М., 2017.

3. Насосы и компрессоры / С. А. Абдурашитов, А. А. Тупиченков, И М. Вершинин, С.М. Тененгольц. - М.: Недра, 1974. - 296 с.

4. Лузуриага Ш. Рынок индустриальных масел в России. Показатели, прогнозы и масс-баланс. Основные факторы, повлиявшие на изменение структуры потребления // Базовые масла и смазочные материалы СНГ: материалы V междунар. конф. - М., 2017.

5. Бартко Р.В. Импортозамещение и поиск собственных «прорывных» технологий. Развитие отрасли с учетом мировых тенденций в изменении соотношения потребления доминантных энергоносителей // Базовые масла и смазочные материалы СНГ: материалы V междунар. конф. - М., 2017.

6. Френкель М.И. Поршневые компрессоры. Теория, конструкции и основы проектирования. - Л.: Машиностроение, 1969. - 744 с.

7. Мишин В. М. Переработка природного газа и конденсата. - М.: Академия, 1999. - 448 с.

8. Черкасский В. М. Насосы, вентиляторы, компрессоры: учеб. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Энергоатомиздат. - 1984. - 416 с.

9. Манг Т., Дрезел В. Смазочные материалы. Производство, применение, свойства. - М.: Профессия, 2012. - 940 с.

10. Боровая М.С., Нехамкина Л.Г. Лаборант нефтяной и газовой лаборатории: справ. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Недра, 1990. - 316 с.

11. Пархоменко В.Е. Технология переработки нефти и газа. - М.: Гостоптехиздат, 1953. - 460 с.

12. Коваленко В.П. Загрязнения и очистка нефтяных масел. - М.: Химия, 1978. - 304 с.

13. Папок К. К. Химмотология топлив и смазочных материалов. -М.: Воениздат, 1980. - 192 с.

14. Бровак В., Бунаков Б.М. Химики - автолюбителям: справ. -2-е изд. - Л.: Химия, 1991. - 320 с.

15. Jensen R.K., Korcek S., Jimbo M., Oxidation and inhibition of penetrythriol esters // J. Synth. Lubr. - 1984. - № 1 (2). - C. 91-105.

16. Рудник Л.Р. Присадки к смазочным материалам. Свойства и применение: пер. с англ. - М.: Профессия, 2013. - 928 с.

17. Манг Т. Обзор рынка смазочных материалов 21.10.2011. -URL: http://www.expert-oil.com/articles/articles_52.html (дата обращения: 21.09.2017).

References

1. EY. Overview of the lubricant market in 2015. According to the materials of the presentation, available at: http://www.ey.com/Publication/ vwLUAssets/EY-russian-lubricants-market-rus/$FILE/EY-russian-lubricants-market-rus.pdf (accessed 10.09.2017).

2. Saboluch V. Obzor rynkov bazovykh masel i smazochnykh materialov s fokusom na Vengriiu, Slovakiiu, Chekhiiu i Rumyniiu [Review of markets for base oils and lubricants with a focus on Hungary, Slovakia, the Czech Republic and Romania]. Materialy V mezhdunarodnoi konferentsii «Bazovye masla i smazochnye materialy SNG», Moscow, 2017.

3. Abdurashitov S.A. Tupichenkov A.A., Vershinin I.M., Tenen-gol'ts S.M. Nasosy i kompressory [Pumps and compressors]. Moscow, Nedra, 1974, 296 p.

4. Luzuriaga Sh. Rynok industrial'nykh masel v Rossii. Pokazateli, prognozy i mass-balans. Osnovnye faktory, povliiavshie na izmenenie struktury potrebleniia [Market of industrial oils in Russia. Indicators, forecasts, and mass balance. The main factors that influenced the change in consumption patterns]. Materialy V mezhdunarodnoi konferentsii «Bazovye masla i smazochnye materialy SNG», Moscow, 2017.

5. Bartko R.V. Importozameshchenie i poisk sobstvennykh «proryv-nykh» tekhnologii. Razvitie otrasli s uchetom mirovykh tendentsii v izmenenii sootnosheniia potrebleniia dominantnykh energonositelei [Import Substitution and the search of his own "breakthrough" technologies. The development of the industry taking into account world tendencies in the change of the ratio of the dominant consumption of energy]. Materialy V mezhdunarodnoi konferentsii «Bazovye masla i smazochnye materialy SNG», Moscow, 2017.

6. Frenkel' M.I. Porshnevye kompressory. Teoriia, konstruktsii i osnovy proektirovaniia [Piston compressors. Theory, design and principles of design]. Leningrad, Engineering, 1969, 744 p.

7. Mi shin V.M. Pererabotka prirodnogo gaza i kondensata [Processing of natural gas and condensate]. Moscow, Academiia, 1999, 448 p.

8. Cherkasskii V.M. Nasosy, ventiliatory, kompressory [Pumps, fans, compressors]. Moscow, Energoatomizdat, 1984, 416 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Mang T., Drezel V. Smazochnye materialy. Proizvodstvo, primenenie, svoistva [Lubricants. The production, use, properties]. Moscow, Profession, 2012, 940 p.

10. Borovaia M.S., Nekhamkina L.G. Laborant neftianoi i gazovoi laboratorii [Laboratory of oil and gas laboratory. Ref. manual]. 2nd ed, Moscow, Nedra, 1990, 316 p.

11. Parkhomenko V.E. Tekhnologiia pererabotki nefti i gaza [Technology of processing of oil and gas]. Leningrad, Gostoptekhizdat, 1953, 460 p.

12. Kovalenko V.P. Zagriazneniia i ochistka neftianykh masel [Pollution and purification of petroleum oils]. Moscow, Khimiia, 1978, 304 p.

13. Papok K.K. Khimmotologiia topliv i smazochnykh materialov [Chemmotology of fuels and lubricants]. Moscow, Voenizdat, 1980, 192 p.

14. Brovak V., Bunakov B.M. Khimiki - avtoliubiteliam [Chemists motorists]. Leningrad, Khimiia, 1991, 320 p.

15. Jensen R.K., Korcek S., Jimbo M. Oxidation and inhibition of penetrythriol esters, J. Synth. Lubr., 1 (2), 1984, pp. 91-105.

16. Rudnik L.R. Prisadki k smazochnym materialam. Svoistva i primenenie [Additive in lubricants. Properties and applications]. 2nd ed. (2009, Lubricant Additives: Chemistry and Applications). Moscow: Profession, 2013, 928 p.

17. Mang T. Stat'ia Obzor rynka smazochnykh materialov [Overview of the lubricant market]. http://www.expert-oil.com/articles/articles_52.html (accessed 21.09.2017).

Получено 13.10.2017

Об авторах

Юдина Юлия Андреевна (Новокуйбышевск, Россия) - инженер-технолог II категории ПАО «Средневолжский научно-исследовательский институт по нефтепереработке» (446200, Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Научная, 1, e-mail: [email protected]).

Бескова Анастасия Викторовна (Новокуйбышевск, Россия) -старший научный сотрудник ПАО «Средневолжский научно-исследовательский институт по нефтепереработке» (446200, Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Научная, 1, e-mail: [email protected]).

Жумлякова Маргарита Алексеевна (Новокуйбышевск, Россия) -кандидат технических наук, заведующий лабораторией смазочных материалов ПАО «Средневолжский научно-исследовательский институт по нефтепереработке» (446200, Самарская область, г. Новокуйбы-шевск, ул. Научная, 1, e-mail: [email protected]).

About the authors

Yulia A. Yudina (Novokuybyshevsk, Russian Federation) - Engineer-technologist of II category Public Joint Stock Company "Middle Volga Oil Refining Research Institute" (1, Nauchnaya str., 446200, Novokuybyshevsk, e-mail: [email protected]).

Anastasiya V. Beskova (Novokuybyshevsk, Russian Federation) -senior scientist researcher Public Joint Stock Company "Middle Volga Oil Refining Research Institute" (1, Nauchnaya str., 446200, Novokuybyshevsk, e-mail: [email protected]).

Margarita A. Zhumlyakova (Novokuibyshevsk, Russian Federation) -Ph.D. of Technical Sciences, Head of the Lubricant Laboratory Public Joint Stock Company "Middle Volga Oil Refining Research Institute" (1, Nauchnaya str., 446200, Novokuybyshevsk, e-mail: Zhumljakovama@ svniinp.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.