05.20.03 УДК 621
РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ТРАНСМИССИОННОГО МАСЛА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
© 2018
Дмитрий Альевич Маньшев, доктор технических наук, доцент, начальник I научно-исследовательского управления (химмотологии) ФАУ «25 ГосНИИхиммотологии Минобороны России», Москва (Россия) Максим Витальевич Селезнев, кандидат технических наук, старший научный сотрудник отдела смазочных масел ФАУ «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России», Москва (Россия)
Аннотация
Введение: сроки смены трансмиссионных масел устанавливаются на основе изучения изменения их физико-химических и эксплуатационных свойств в процессе эксплуатации и на этой основе определяются браковочные нормы. Для оценки изменения качества работавших трансмиссионных масел применяют обобщающие коэффициенты, которые рассчитываются на основе показателей их свойств: вязкостно-температурных, проти-воизносных и противозадирных, кислотному и щелочному числу, содержанию механических примесей и воды, концентрации активных элементов присадок и продуктов износа металлов. Поскольку к настоящему времени накоплено недостаточно данных по изменению основных физико-химических и эксплуатационных показателей качества трансмиссионных масел в процессе их эксплуатации в агрегатах трансмиссий грузовых автомобилей, а также обосновании полученных экспериментальных зависимостей, дальнейшие исследования в этой области приобретают особую актуальность.
Материалы и методы: в качестве объекта исследований выбрано трансмиссионное масло ТСп-15К (ГОСТ 23652). Методика исследований предусматривала серию экспериментов по оценке показателей качества указанного масла, находившегося в эксплуатации в агрегатах трансмиссии пяти автомобилей КамАЗ 65115, в течение 54 000 км пробега.
Результаты: В работе представлены экспериментальные зависимости изменения основных показателей качества (вязкость кинематическая, кислотное число, содержание нерастворимых осадков, плотность, массовая доля активных элементов присадок) трансмиссионного масла ТСп-15К в коробке передач, среднем и заднем мостах от пробега автомобилей КамАЗ, а также их обсуждение.
Обсуждение: установлено, что показатель - кислотное число в недостаточной мере отражает степень сраба-тываемости присадок трансмиссионного масла.
Заключение: на основании полученных результатов испытаний и последующего расчета обобщающего коэффициента качества масла, появляется возможность объективно контролировать фактическое состояние трансмиссионных масел в процессе эксплуатации автомобилей и с большей достоверностью определять сроки их смены. Ключевые слова: автомобили, агрегаты трансмиссии, вязкость кинематическая, задний мост, КамАЗ, коробка передач, кислотное число, массовая доля активных элементов присадок, нерастворимые осадки, обобщающий коэффициент качества, плотность, средний мост, трансмиссионное масло ТСп-15К, экспериментальные зависимости.
Для цитирования: Маньшев Д. А., Селезнев М. В. Результаты оценки показателей качества трансмиссионного масла при эксплуатации // Вестник НГИЭИ. 2018. № 7 (86). С. 49-58.
RESULTS OF ESTIMATION OF QUALITY INDICATORS OF TRANSMISSION OIL AT OPERATION
© 2018
Dmitry Alievich Man^shev, Dr. Sci. (Engineering), the associate professor, Chief of the First Research Department (Chemmotology)
FAU «25 State Research and Development Institute of a Chemmotology of the Ministry of Defense of the Russian Federation», Moscow (Russia) Maxim Vitalyevich Seleznev, Ph. D. (Engineering), senior researcher of the chair of lubricating oils
FAU «25 State Research and Development Institute of a Chemmotology of the Ministry of Defense of the Russian Federation», Moscow (Russia)
Abstract
Introduction: Terms of change of transmission oils are established on the basis of studying of change of their physico-chemical and operational properties in the course of operation and on these basis defective norms are defined. To assess the quality of working transmission oils used generalizing coefficients, which are calculated based on the indicators of their properties: viscosity-temperature, anti-wear and extreme pressure, acid and alkali, the content of mechanical impurities and water, the concentration of active ingredients additives and metal wear products. Since to date, there is insufficient data on changes in the basic physical, chemical and operational indicators of the quality of transmission oils in the process of their operation in the transmission units of trucks, as well as justification of the experimental dependencies, further research in this area is of particular relevance.
Materials and Methods: As an object of research, the transmission oil TSp-15K (GOST 23652) was chosen. The research methodology provided for a series of experiments to evaluate the quality indicators of the specified oil, which was in operation in the transmission units of five KAMAZ 65115 vehicles, for 54 000 km.
Results: The experimental dependences of the change in the main quality parameters (kinematic viscosity, acid number, insoluble precipitation content, density, mass fraction of active additive elements) of the transmission oil TSP-15K in the gearbox, middle and rear axles from KAMAZ vehicles run, and their discussion.
Discussion: It has been found that the acid number does not sufficiently reflect the degree of response of transmission oil additives.
Conclusion: Based on the obtained test results and the subsequent calculation of the general oil quality factor, it is possible to objectively monitor the actual state of the transmission oils in the process of operating the vehicles and determine the timing of their replacement with greater certainty.
Keywords: cars, transmission units, kinematic viscosity, rear axle, KAMAZ, gearbox, acid number, mass fraction of active additive elements, insoluble precipitation, generalizing quality factor, density, middle bridge, transmission oil TS-15K, experimental dependences.
For citation: Man shev D. A., Seleznev M. V. Results of estimation of quality indicators of transmission oil at operation // Bulletin NGIEI. 2018. № 7 (86). P. 49-58.
Введение
Решение проблем рационального использования и повышения эффективности применения смазочных масел является важнейшей задачей химмотологии. Одним из направлений экономного использования смазочных масел, в т. ч. трансмиссионных, является увеличение сроков смены, которые устанавливаются на основе изучения изменения их физико-химических и эксплуатационных свойств при эксплуатации транспортной наземной техники [1].
Трансмиссионное масло работает в исключительно жестких условиях эксплуатации агрегатов трансмиссии специальных и транспортных автомобилей, где в качестве шасси транспортных машин, тягачей, специальной, инженерной и строительной техники используются автомобили КамАЗ. Так, коробка передач воспринимает, преобразует и передает постоянно изменяющийся по величине крутящий момент. Вследствие динамических нагрузок, при резком включении сцепления, изменении частоты вращения коленчатого вала, наезде на препятствия, неровности коробка передач воспринимает крутящий момент в 2-3 раза превышающий момент двигателя [2]. Поэтому контактирующие поверхности цилиндрических и конических зубчатых передач подвергаются действию высоких удельных давле-
ний (до 2 500 МПа), скоростей скольжения (до 10 м/с) и контактных температур в зоне трения зубьев шестерен (до 300 °С) [3; 4].
В процессе работы трансмиссий качество смазочного масла значительно изменяется: происходит снижение или увеличение кинематической вязкости, накопление в нем продуктов термоокислительного разложения углеводородов механических примесей, срабатываются присадки, повышается концентрация металлов и содержания воды. Согласно существующей нормативно-технической документации при достижении предельно установленных значений показателей качества или величины пробега автомобиля работавшее трансмиссионное масло заменяется на «свежее». Периодичность смены трансмиссионных масел устанавливает завод-изготовитель, указывая ее в химмотологических картах [5; 6]. Преждевременная смена смазочных масел экономически нецелесообразна, поскольку увеличивается их расход и затраты на техническое обслуживание автомобилей. Неоправданное увеличение срока службы масел может привести к снижению надёжности и увеличению количества отказов в работе агрегатов трансмиссии [7; 8].
В 60-х годах прошлого века было установлено, что существует корреляция между качеством сма-
зочного масла и техническим состоянием механизма [9]. Позднее было выявлено, что периодический анализ работающего масла в трансмиссиях автомобилей позволяет планировать и проводить его замену, исходя из реального изменения качества смазочного материала, а не согласно требованиям технической документации. Подобные исследования позволяют разработать процедуру технического обслуживания, отвечающую фактическому состоянию трансмиссионного масла и в определенных случаях предупредить возможный отказ в работе агрегатов трансмиссии [10; 11]. В настоящее время эти работы получили новое развитие благодаря возможности более объективно оценивать фактическое состояние смазочных масел в процессе эксплуатации автомобилей, что позволяет с большей достоверностью определять сроки их смены [12; 13]. Большое внимание в работах [14; 15; 16] уделяется изучению отдельных показателей качества масла, обоснованию их оптимальных значений, практике применения различных методов при оценке их значений. Согласно работам [14; 17; 18] для проведения исследований работавших смазочных масел с целью установления их фактического состояния, как правило, определяют вязкость кинематическую, температуру вспышки, кислотное и щелочное число, плотность, трибологические характеристики, содержание механических примесей и воды, концентрацию активных элементов присадок, а также анализируют содержание продуктов износа металлов методами феррогра-фии, ИК-спектроскопии с преобразованием Фурье и микроскопии.
В источнике [14] отмечено, что наиболее достоверной оценкой качества смазочного масла является использование обобщающего коэффициента качества, который включает показатели, сгруппированные по основным физико-химическим и эксплуатационным свойствам: вязкостно-температурным, про-тивоизносным и противозадирным, кислотному и щелочному числу, содержанию механических примесей и воды, концентрации активных элементов присадок и продуктов износа металлов. Обобщающий коэффициент определяют на основании полученных экспериментальных данных зависимости изменения каждого показателя от пробега автомобиля. Это наиболее всесторонний подход к определению фактического состояния смазочных масел, и его разработке уделяется большое внимание.
Проведенный литературный обзор не позволил выявить наличия удовлетворительного обобщающего коэффициента качества для трансмиссионных масел. Поскольку к настоящему времени накоплено недостаточно данных по изменению ос-
новных физико-химических и эксплуатационных показателей качества трансмиссионных масел в процессе их эксплуатации в агрегатах трансмиссий грузовых автомобилей, а также обосновании полученных экспериментальных зависимостей, дальнейшие исследования в этой области приобретают особую актуальность.
Целью настоящих исследований являлось установление зависимости изменения основных показателей качества: вязкости кинематической, кислотного числа, содержания нерастворимых осадков, плотности, массовой доли активных элементов присадок (5", Р) трансмиссионного масла ТСп-15К в агрегатах трансмиссии от пробега автомобилей КамАЗ.
Материалы и методы
В качестве объекта исследований было выбрано трансмиссионное масло ТСп-15К по ГОСТ 23652 [19], содержащее противозадирную, противоизносную, депрессорную и антипенную присадки и применяемое для смазывания тяжелонагру-женных цилиндрических, конических и спирально-конических передач большегрузных автомобилей КамАЗ. В настоящее время масло ТСп-15К является основной маркой смазочного материала, указанного в химмотологических картах и применяемого в агрегатах трансмиссий автомобилей КамАЗ [5].
Исследования проводились с использованием пяти автомобилей КамАЗ 65115 с одинаковым пробегом 50-60 тыс. км, эксплуатирующихся на различных предприятиях Ульяновской области.
Перед проведением эксплуатационных исследований в коробках передач средних и задних мостах автомобилей КамАЗ проводили замену штатного трансмиссионного масла на исследуемое масло ТСп-15К, с предварительной промывкой систем смазки агрегатов трансмиссий, после чего автомобили находились в эксплуатации под наблюдением. Подготовку исследуемого смазочного масла, замену и взятие проб проводили на территории предприятий. Пробег каждого автомобиля за период проведения эксплуатационных исследований составил 54 000 км.
В процессе эксплуатации из агрегатов трансмиссий отбирались пробы исследуемого масла по ГОСТ 2517 через 6 000 км пробега. Отбор проб осуществлялся из середины объема картера агрегата трансмиссии в конце рабочей смены (не позднее 1 мин. после остановки), когда температура масла имела максимальное значение. При этом в момент взятия пробы трансмиссионное масло имело минимальную кинематическую вязкость. Эти условия позволяют утверждать, что всё масло имело равно-
мерную концентрацию и находилось в наиболее перемешанном состоянии [20]. Взятие проб осуществлялось из картеров мостов и коробки передач через контрольные и заливные отверстия. Затем проводились испытания отобранного трансмиссионного масла ТСп-15К для определения изменения значений основных показателей качества (вязкость кинематическая, кислотное число, содержание нерастворимых осадков, плотность, массовая доля серы и фосфора) в зависимости от пробега автомобилей КамАЗ. Полученные результаты испытаний на пяти автомобилях приводились к среднему значению.
Вязкость кинематическую масла ТСп-15К определяли по ГОСТ 33 при температуре 100 °С на вискозиметре ВПЖ-2. Кислотное число оценивали методом ГОСТ 5985 с помощью раствора гидроокиси калия в присутствии цветного индикатора (нит-розиновый желтый) на специальном лабораторном оборудовании, а плотность в соответствии с требованиями ГОСТ 3900 при температуре 20 °С - на ареометре для нефти АНТ-2. Массовую долю активных элементов присадок (серы и фосфора) оценивали методами по ГОСТ 1431 и ГОСТ 9827 с помощью электрического муфеля, обеспечивающего поддержание рабочей температуры до 1 100 °С, и спектрофотометра ПЭ-5300 ВИ.
В соответствии с ГОСТ 23652 определение содержания механических примесей в трансмисси-
онном масле проводится по ГОСТ 6370. Однако применение указанного метода зачастую приводит к получению некорректных результатов измерений. В. И. Кудинов [14] указывает, что абсолютное большинство (99,5 %) частиц загрязнений свежего масла имеет размер в пределах 1-5 мкм, а фильтр «Красная лента», регламентированный требованиями ГОСТ 6370, имеет размер пор от 10 до 15 мкм. Метод определения нерастворимых осадков (ГОСТ 20684), основанный на центрифугировании и измерении массы выделившегося осадка, лишен указанного недостатка, поэтому для оценки загрязнения трансмиссионного масла в процессе эксплуатации выбран именно этот метод.
При оценке каждого показателя качества масла за результат испытаний принимали среднее арифметическое значение двух последовательных измерений.
Результаты
На основании полученных данных при испытании проб масла ТСп-15К построены графики зависимости изменения показателей качества в агрегатах трансмиссии от пробега автомобилей КамАЗ (рис. 1-6).
Результаты проведенного исследования показывают, что при эксплуатации трансмиссионного масла ТСп-15К в агрегатах трансмиссии автомобилей КамАЗ его показатели качества ухудшаются.
0 6 12 18 24 30 36 42 48 54
L, тыс. км. / a drive of 54000 kilometres
Рис. 1. Зависимость изменения вязкости кинематической (v) трансмиссионного масла ТСп-15К
от пробега (L) автомобилей КамАЗ: 1 - в коробке передач, 2 - в среднем мосту, 3 - в заднем мосту
Fig. 1. Dependence of the change in the viscosity of the kinematic (v) transmission oil TSp-15K from the run (L)
of KAMAZ cars: 1 - in the gearbox, 2 - in the middle bridge, 3 - in the rear axle
Кч, мг/КОНг / mg KOH g 1,4 т
1,1 ■
0,8 -
0,5 -0,2
0
12
Т
18
24
30
36 42 48 54
L, тыс. км/ a drive of 54000 kilometres
Рис. 2. Зависимость изменения кислотного числа (Кч) трансмиссионного масла ТСп-15К от пробега (L)
автомобилей КамАЗ: 1 - в коробке передач, 2 - в среднем мосту, 3 - в заднем мосту Fig. 2. Dependence of the change in the acid number (Кч) of the transmission oil TSp-15K from the mileage (L) of KAMAZ cars: 1 - in the gearbox, 2 - in the middle bridge, 3 - in the rear axle
X, % 0,27
0
6
12
18
24
30
36
42
48
—i
54
L, тыс. км / a drive of 54000 kilometers
Рис. 3. Зависимость изменения содержания нерастворимых осадков (X) в трансмиссионном масле ТСп-15К от пробега (L) автомобилей КамАЗ: 1 - в коробке передач, 2 - в среднем мосту, 3 - в заднем мосту Fig. 3. Dependence of the change in the content of insoluble precipitation (X) in the transmission oil TSp-15K from the mileage (L) of KAMAZ cars: 1 - in the gearbox, 2 - in the middle bridge, 3 - in the rear axle
p, кг/м3 kg/m3 899 т
897 -895 -893 891
+
0
Рис. Fig. 4.
6
12
18
24
30
36
42 48 54
L, тыс. км / a drive of 54000 kilometers 4. Зависимость изменения плотности (p) трансмиссионного масла ТСп-15К от пробега (L) автомобилей КамАЗ: 1 - в коробке передач, 2 - в среднем мосту, 3 - в заднем мосту Dependence of the change in the density (p) of the transmission oil TCp-ИК from the mileage (L) of KAMAZ cars: 1 - in the gearbox, 2 - in the middle bridge, 3 - in the rear axle
%
1,3 1,27 1,24 1,21
1 \
3
0
6
12
18
24
-2
30
36
42 48 54
L, тыс. км/ a drive of 54000 kilometrs Рис. 5. Зависимость изменения массовой доли серы (5) в трансмиссионном масле ТСп-15К от пробега (L) автомобилей КамАЗ: 1 - в коробке передач, 2 - в среднем мосту, 3 - в заднем мосту Fig. 5. Dependence of the change in the mass fraction of sulfur (5) in the transmission oil TSp-15K from the mileage (L) of KAMAZ cars: 1 - in the gearbox, 2 - in the middle bridge, 3 - in the rear axle
2
3
1
2
Р, %
0 6 12 18 24 30 36 42 48 54
L, тыс. км / a drive of 54000 kilometers
Рис. 6. Зависимость изменения массовой доли фосфора (Р) в трансмиссионном масле ТСп-15К от пробега (L) автомобилей КамАЗ: 1 - в коробке передач, 2 - в среднем мосту, 3 - в заднем мосту Fig. 6. Dependence of the change in the mass fraction of phosphorus (P) in the transmission oil TSp-15K from the mileage (L) of KAMAZ cars: 1 - in the gearbox, 2 - in the middle bridge, 3 - in the rear axle
Обсуждение
Значение вязкости кинематической трансмиссионного масла через 24 000 км пробега в коробке передач снизилось с 14,4 до 13,43 мм2/с, в среднем мосту - до 13,4 мм2/с и в заднем мосту - до 13,42 мм2/с. К этапу завершения исследований величина показателя V увеличилась до 14,4, 14,7, 14,6 мм2/с в соответствующих агрегатах трансмиссии. Снижение вязкости кинематической смазочного масла, вероятно, связано с процессом механической деструкции депрессорной присадки полиме-такрилатного типа, которую вводят в компонентный состав масла для улучшения его низкотемпературных свойств, а увеличение к этапу завершения исследований вызвано накоплением продуктов окисления масла и износа контактирующих поверхностей трения. В работах [3; 18] указано, что возможной браковочной нормой для указанного показателя может являться значение от 15 до 25 %.
Для определения степени срабатывания присадок или окисления масла часто применяют такой показатель, как кислотное число [16; 21]. Необходимо отметить, что присутствие в трансмиссионном масле противозадирной и противоизносной присадки обуславливает высокое значение показателя Кч в «свежем» масле. Среднее значение кислотного числа масла ТСп-15К после 54 000 км пробега в коробке передач снизилось до 0,93 мг/КОН г, в среднем мосту - до 0,27 мг/КОН г, а в заднем мосту - до 0,55 мг/КОН г. Интенсивное снижение кислотного числа должно характеризовать значительное сокращение концентрации противозадирной и противоизносной присадки. Однако по результатам исследований установлено, что снижение массовой доли серы и фосфора не превышает 6,5 %.
Анализ зависимости изменения содержания нерастворимых осадков в масле ТСп-15К показывает, что до 12 000 км пробега значения показателя
резко возрастают во всех агрегатах трансмиссии, а затем наступает этап стабилизации. Значительный рост содержания нерастворимых осадков в масле в начальный период эксплуатации обусловлен инте нсивным окислением термически нестабильных углеводородов и загрязнением свежего масла работавшим. Для систем смазки механических коробок передач характерно наличие несливаемого остатка масла при его замене. Кроме того, на деталях и в картере трансмиссии накапливаются осадки и шламы, которые вызывают увеличение количества механических примесей в масле при его эксплуатации. К окончанию исследований максимальное значение (0,25 %) показателя зафиксировано в масле, находившемся в эксплуатации в среднем мосту.
На основании полученных результатов исследований установлено, что значение плотности в товарном масле ТСп-15К за период исследований в коробке перемены передач увеличилось на 0,29 % или 2,6 кг/м3, в среднем мосту - на 0,78 % или 7 кг/м3, в заднем мосту - на 0,5 % или 4,5 кг/м3. Увеличение плотности трансмиссионного масла обусловлено накоплением в нем нерастворимых осадков, о чем свидетельствует динамика показателей Х и р.
Концентрация активного элемента присадки (5) в трансмиссионном масле после 54 000 км пробега автомобилей КамАЗ снизилась незначительно. Наиболее максимальное снижение серы (6,5 %) наблюдалось в среднем мосту.
Аналогичная зависимость также характерна для показателя массовой доли фосфора. Наибольшее снижение концентрации активного элемента присадки (Р) соответствует смазочному маслу, которое эксплуатировалось в среднем мосту. При этом значение показателя снизилось на 6,4 % по сравнению с исходным.
Массовая доля серы и фосфора позволяют дифферинцированно определить количественное содержание в масле противозадирной и противоиз-носной присадки. Механизм ее действия основан на химическом взаимодействии активных элементов присадок с металлом, при высоких контактных температурах в зоне трения, с образованием пленок на трущихся поверхностях, поэтому в процессе эксплуатации техники происходит снижение содержания активных элементов присадок.
Различие динамики изменения значений показателей качества смазочного масла ТСп-15К в коробке передач, среднем и заднем мостах обусловлено более тяжелыми условиями работы соответствующего агрегата трансмиссии. В коробке передач удельное давление в зоне контакта зубьев шестерен достигает 2 100 МПа, у ведущих мостов - до 2 500 МПа. Максимальное значение скорости скольжения для коробки передач составляет 6,7 м/с и не более 10 м/с для среднего и заднего мостов соответственно.
Заключение
В результате проведенных исследований получены экспериментальные зависимости изменения основных показателей качества (вязкость кинематическая, кислотное число, содержание нерастворимых осадков, плотность, массовая доля активных элементов присадок) трансмиссионного масла ТСп-15К в коробке передач, среднем и заднем мостах от пробега автомобилей КамАЗ. Установлено, что показатель кислотное число в недостаточной мере отражает степень срабатываемости присадок трансмиссионного масла, поэтому при оценке срока его смены указанный показатель не следует применять в качестве основного.
Таким образом, на основании полученных результатов испытаний и последующего расчета обобщающего коэффициента качества масла, появляется возможность объективно контролировать фактическое состояние трансмиссионных масел в процессе эксплуатации автомобилей и с большей достоверностью определять сроки их смены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гришин Н. Н., Середа В. В. Энциклопедия химмотологии. М. : Издательство «Перо», 2016. 960 с.
2. Селезнев М. В. Холманов В. М., Глущенко А. А. Особенности изменения состояния трансмиссионного масла // В сборнике: Молодежь и наука XXI века. Материалы III Международной научно-практической конференции. Ульяновск : УГСХА, 2010. С. 112-114.
3. Климов К. И., Кичкин Г. И. Трансмиссионные масла. М. : Химия, 1970. 232 с.
4. Балтенас Р., Сафонов А. С., Ушаков А. И., Шелгалис В. Трансмиссионные масла. Пластичные смазки. СПб. : ООО «Издательство ДНК», 2001. 208 с.
5. Руководство по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей КамАЗ. Набережные Челны : ОАО КамАЗ, 2003. 272 с.
6. Холманов В. М., Селезнев М. В. Комплект приборов для оценки состояния смазочных масел // Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения: Материалы V Международной научно-практической конференции. Ульяновск : Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, 2013. С. 291-294.
7. Селезнев М. В., Холманов В. М., Глущенко А. А. Изменение кинематической вязкости трансмиссионного масла в агрегатах трансмиссии при эксплуатации автомобилей КамАЗ // В сборнике: Эксплуатация автотракторной техники: опыт, проблемы, инновации, перспективы. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2013. С. 97-99.
8. Холманов В. М., Глущенко А. А., Селезнев М. В. Результаты исследований трансмиссионных масел в ведущих мостах автомобилей КамАЗ // В сборнике: Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения. Материалы III Международной научно-практической конференции. Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия. 2011. С. 325-327.
9. Селезнев М. В. Изменение кинематической вязкости трансмиссионного масла ТСп-15К в коробке перемены передач автомобилей КамАЗ // Проблемы научной мысли. 2017. Т. 1. № 10. С. 58-68.
10. Селезнев М. В., Майнцев А. А. Динамика изменения плотности трансмиссионных масел в условиях эксплуатации автомобилей КамАЗ // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 2-1. С. 83-85.
11. Селезнев М. В., Майнцев А. А. Динамика изменения содержания нерастворимых примесей в трансмиссионных маслах автомобилей КамАЗ // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 2-1. С.86-88.
12. Селезнев М. В. Изменение кислотного числа трансмиссионных масел в агрегатах трансмиссии автомобилей КамАЗ // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 2-1. С. 88-90.
13. Холманов В. М., Глущенко А. А., Селезнев М. В. Результаты исследований трансмиссионного масла в автомобилях ЗИЛ-130 // В сборнике: Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения. Материалы III Международной научно-практической конференции. Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия. 2011. С. 329-331.
14. Кудинов В. И. Обоснование возможности увеличения нормативных сроков службы масел для гидромеханических передач : на примере масла «А» для ГМП автобуса ЛиАЗ-677 : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук : 05.22.10. Москва, 1986. 262 с.
15. Селезнев М. В. Регенерация отработанных трансмиссионных масел и их использование в автомобильных трансмиссиях (на примере автомобилей КАМАЗ) : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук / Пензенская государственная сельскохозяйственная академия. Пенза, 2015. 17 с.
16. Пильщиков В. Л. Повышение срока службы масла в гидромеханических коробках передач транспортных машин : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук : 05.20.03. Москва, 1986. 208 с.
17. Селезнев М. В. Динамика изменения кинематической вязкости трансмиссионного масла в среднем мосту автомобилей КамАЗ // Проблемы научной мысли. 2017. Т. 1. № 10. С. 69-74.
18. Виленкин А. В. Масла для шестеренчатых передач. М. : Химия, 1982. 248 с.
19. ГОСТ 23652-79. Масла трансмиссионные. Технические условия. Введ. 1981-01-01. М. : ФГУП Стан-дартинформ, 2011. 11 с.
20. Полканов И. П. Методическое пособие по совершенствованию методических исследований. Ульяновск.: УСХИ, 1986. 86 с.
21. Рудник Л. Р. Присадки к смазочным материалам. Свойства и применение : пер. с анг. яз. 2-го изд. Под ред. А. М. Данилова. СПб. : ЦОП «Профессия», 2013. 928 с.
Дата поступления статьи в редакцию 18.04.2018, принята к публикации 21.05.2018.
Информация об авторах: Маньшев Дмитрий Альевич, доктор технических наук, доцент, начальник I научно-исследовательского управления (химмотологии) Адрес: ФАУ «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России», 121467, Россия, Москва, ул. Молодогвардейская, 10 E-mail: [email protected] Spin-код: 1792-1651
Селезнев Максим Витальевич, кандидат технических наук, старший научный сотрудник отдела смазочных масел
Адрес: ФАУ «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России», 121467, Россия, Москва,
ул. Молодогвардейская, 10
E-mail: maksim. seleznev .88@mail. ru
Spin-код: 5963-3184
Заявленный вклад авторов: Маньшев Дмитрий Альевич: общее руководство проектом, анализ полученных результатов. Селезнев Максим Витальевич: формулирование основной концепции исследования, подготовка текста статьи, анализ полученных результатов, сбор и обработка материалов, проведение экспериментов.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Grishin N. N., Sereda V. V. Enciklopediya himmotologii [Encyclopedia of chemical], Moskva, Publ. Pero, 2016,
960 р.
2. Seleznev M. V. Holmanov V. M., Glushchenko A. A. Osobennosti izmeneniya sostoyaniya transmissionnogo masla [Features of transmission oil change], Vsbornike: Molodezh' i nauka XXI veka. Materialy IIIMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [In the collection: Youth and science of the XXI century. Proceedings of the III international scientific-practical conference], Ul'yanovsk: UGSKHA, 2010, pр. 112-114.
3. Klimov K. I., Kichkin G. I. Transmissionnye masla [Transmission oil], Moscow, Himiya, 1970, 232 p.
4. Baltenas R., Safonov A. S., Ushakov A. I., Shelgalis V. Transmissionnye masla. Plastichnye smazki [Transmission oils. Plastic lubricants], SPb, Publ. DNK, 2001, 208 p.
5. Rukovodstvo po remontu i tekhnicheskomu obsluzhivaniyu avtomobilej KamAZ [Manual for repair and maintenance of KAMAZ vehicles], Naberezhnye CHelny, KAMAZ, 2003, 272 p.
6. Holmanov V. M., Seleznev M. V. Komplekt priborov dlya ocenki sostoyaniya smazochnyh masel [A set of instruments for assessing the state of lubricating oils], Agrarnaya nauka i obrazovanie na sovremennom ehtape razvi-tiya: opyt, problemy i puti ih resheniya. Materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Agrarian science and education at the present stage of development: experience, problems and solutions: Proceedings of the V international scientific and practical conference]. Ul'yanovsk: Ul'yanovskaya gosudarstvennaya sel'skohozyajstven-naya akademiya, 2013, pp. 291-294.
7. Seleznev M. V., Holmanov V. M., Glushchenko A. A. Izmenenie kinematicheskoj vyazkosti transmissionno-go masla v agregatah transmissii pri ehkspluatacii avtomobilej KAMAZ [Change in the kinematic viscosity of the transmission oil in transmission units during the operation of KAMAZ vehicles], V sbornike: EHkspluataciya avto-traktornoj tekhniki: opyt, problemy, innovacii, perspektivy sbornik statej vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [In the collection: Exploitation of autotractor technology: experience, problems, innovations, perspectives collection of articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference], 2013, pp. 97-99.
8. Holmanov V. M., Glushchenko A. A., Seleznev M. V. Rezul'taty issledovanij transmissionnyh masel v ve-dushchih mostah avtomobilej KAMAZ [The results of research of transmission oils in the leading axles of KAMAZ vehicles], Vsbornike: Agrarnaya nauka i obrazovanie na sovremennom ehtape razvitiya: opyt, problemy iputi ih resheniya. Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [In the collection: Agrarian science and education at the present stage of development: experience, problems and ways of their solution Materials of the III International Scientific and Practical Conference], Ul'yanovskaya gosudarstvennaya sel'skohozyajstvennaya akademiya, 2011,pp.325-327.
9. Seleznev M. V. Izmenenie kinematicheskoj vyazkosti transmissionnogo masla TSp-15K v korobke peremeny peredach avtomobilej KAMAZ [Change in the kinematic viscosity of the transmission oil TSP-15K in the gearbox of the KAMAZ vehicles], Problemy nauchnoj mysli [Problems of scientific thought], 2017, Vol. 1, No. 10, pp. 58-68.
10. Seleznev M. V., Majncev A. A. Dinamika izmeneniya plotnosti transmissionnyh masel v usloviyah ehksplu-atacii avtomobilej KAMAZ [Dynamics of changes in the content of insoluble impurities in transmission oils of KAMAZ vehicles], Teoreticheskie i prikladnye aspekty sovremennoj nauki [Theoretical and applied aspects of modem science], 2014, No. 2-1, pp. 83-85.
11. Seleznev M. V., Majncev A. A. Dinamika izmeneniya soderzhaniya nerastvorimyh primesej v transmission-nyh maslah avtomobilej KAMAZ [Dynamics of changes in the content of insoluble impurities in transmission oils of KAMAZ vehicles], Teoreticheskie i prikladnye aspekty sovremennoj nauki [Theoretical and applied aspects of modern science], 2014, No. 2-1, pp. 86-88.
12. Seleznev M.V. Izmenenie kislotnogo chisla transmissionnyh masel v agregatah transmissii avtomobilej KAMAZ [Change in the acid number of transmission oils in transmission units of KAMAZ vehicles], Teoreticheskie i prikladnye aspekty sovremennoj nauki [Theoretical and applied aspects of modern science], 2014, No. 2-1, pp. 88-90.
13. Holmanov V. M., Glushchenko A. A., Seleznev M. V. Rezul'taty issledovanij transmissionnogo masla v av-tomobilyah ZIL-130 [The results of studies of gear oil in ZIL-130 cars], V sbornike: Agrarnaya nauka i obrazovanie na sovremennom ehtape razvitiya: opyt, problemy i puti ih resheniya. Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [In the collection: Agrarian science and education at the present stage of development: experience, problems and ways of their solution Materials of the III International Scientific and Practical Conference], Ul'yanovskaya gosudarstvennaya sel'skohozyajstvennaya akademiya, 2011, pp. 329-331.
14. Kudinov V. I. Obosnovanie vozmozhnosti uvelicheniya normativnyh srokov sluzhby masel dlya gidromek-hanicheskih peredach : na primere masla «A» dlya GMP avtobusa LiAZ-677 [Substantiation of the possibility of increasing the normative service life of oils for hydromechanical transmissions: using the example of oil «A» for the GMP of the LiAZ-677 bus. Ph. D. (Engineering) Diss.], Moscow, 1986, 262 p.
15. Seleznev M. V. Regeneraciya otrabotannyh transmissionnyh masel i ih ispol'zovanie v avtomobil'nyh trans-missiyah (na primere avtomobilej KAMAZ) [Regeneration of used transmission oils and their use in automotive transmissions (for example, KAMAZ vehicles). Ph. D. (Engineering) Thesis], Penzenskaya gosudarstvennaya sel'skohozyajstvennaya akademiya, Penza, 2015, 17 p.
16. Pil'shchikov V. L. Povyshenie sroka sluzhby masla v gidromekhanicheskih korobkah peredach transportnyh mashin [Increasing the service life of oil in hydromechanical gearboxes of transport vehicles. Ph. D. (Engineering) Diss.], Moscow, 1986, 208 р.
17. Seleznev M. V. Dinamika izmeneniya kinematicheskoj vyazkosti transmissionnogo masla v srednem mostu avtomobilej KAMAZ [Dynamics of change of kinematic viscosity of transmission oil in the middle bridge of KAMAZ vehicles], Problemy nauchnoj mysli [Problems of scientific thought], 2017, Vol. 1. No. 10, pр. 69-74.
18. Vilenkin A. V. Masla dlya shesterenchatyh peredach [Oils for gears], Moskva, Himiya, 1982, 248 р.
19. GOST 23652-79. Masla transmissionnye. Tekhnicheskie usloviya [Transmission oils. Technical specifications], Vved. 1981-01-01, Moskva, FGUP Standartinform, 2011, 11 р.
20. Polkanov I. P. Metodicheskoe posobie po sovershenstvovaniyu metodicheskih issledovanij [Methodical manual for improving methodological research], Ul'yanovsk, USKHI [USHI], 1986, 86 р.
21. Rudnik L. R. Prisadki k smazochnym materialam. Svojstva i primenenie [Additives for lubricants. Properties and applications], In A. M. Danilova (ed.), Saint-Petersburg, COP Professiya, 2013, 928 р.
Submitted 18.04.2018; revised 21.05.2018.
Aboyt the authors: Dmitry A. Manshev, Dr. Sci. (Engineering), the associate professor, The Chief of the First Research chair (Chemomology)
Address: FAU «25 State Research and Development Institute of a Chemomology of the Ministry of Defense of the Russian Federation», 121467, Russia, Moscow, Molodogvardeyskaya Str., 10 E-mail: [email protected] Spin-code: 1792-1651
Maxim V. Seleznev, Ph. D. (Engineering), the senior researcher of the chair of lubricating oils
Address: FAU «25 State Research and Development Institute of a Chemomology of the Ministry of Defense
of the Russian Federation», 121467, Russia, Moscow, Molodogvardeyskaya Str., 10
E-mail: [email protected]
Spin-code: 5963-3184
Contribution of the authors: Dmitry A. Manshev: managed the research project, analyzed data.
Maxim V. Seleznev: developed the theoretical framework, writing of the draft, analyzed data, collection and processing of materials, implementation of experiments.
All authors have read and approved the final manuscript.
05.20.01 УДК 631.354.2
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СЕПАРАЦИИ ОЧЕСАННОГО ЗЕРНОВОГО ВОРОХА НА НАКЛОННОЙ РЕШЕТЧАТОЙ ПОВЕРХНОСТИ
© 2018
Виктор Николаевич Ожерельев, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, профессор кафедры «Технические системы в агробизнесе, природообустройстве и дорожном строительстве», Брянский государственный аграрный университет, Кокино (Россия) Виктор Васильевич Никитин, кандидат технических наук, доцент,
доцент кафедры «Технический сервис» Брянский государственный аграрный университет, Кокино (Россия)
Аннотация
Введение: в статье представлены результаты научных исследований процесса сепарации зернового вороха на решетчатой поверхности. В частности, рассмотрена возможность выделения свободного зерна из очесанного зернового вороха до его поступления в молотильную камеру комбайна. Предложено снабдить днище наклон-