Научная статья на тему 'Современное состояние и тенденции развития рынка автокредитования (на примере г. Ростова-на-Дону)'

Современное состояние и тенденции развития рынка автокредитования (на примере г. Ростова-на-Дону) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОКРЕДИТОВАНИЕ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК / CAR LOANS / CAR MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маслюкова Е. В., Зайцева Д. С.

В статье проанализированы основные тенденции и перспективы развития современного рынка автокредитования. Произведен сравнительный анализ действующих программ автокредитования на примере г. Ростова-на-Дону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATUS AND TRENDS CAR LOAN MARKET (EXEMPLIFIED IN ROSTOV-ON-DON)

The article analyzes the main trends and prospects of development of the modern car loan market. A comparative analysis of current programs for car loans for example, the city of Rostov-on-Don.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и тенденции развития рынка автокредитования (на примере г. Ростова-на-Дону)»

7. Glaz'ev S.Ju. Uroki ocherednoj rossijskoj revoljucii: krah liberal'noj utopii i shans na jekonomicheskoe chudo - M.: Jekonomicheskaja gazeta, 2011 g.;

8. Glaz'ev S.Ju. O celjah, problemah i merah gosudarstvennoj politiki razvitija i integracii - M.: 2013 g.

9. Doklad «K ustojchivomu rostu cherez spravedlivyj mirovoj jekonomicheskij porjadok» pod red. Glaz'eva S.Ju.,Bajzakova S.B., Ershova M.V., Mitjaeva D.A., Fetisova G.G. - M.: 2012 g.

10. Evrazijskij integracionnyj barometr. Centr integracionnyh issledovanij Evrazijskogo banka razvitija, M., 2012 g.

Маслюкова Е.В.1, Зайцева Д.С.2

'Преподаватель, 2студент, Южный федеральный университет

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА АВТОКРЕДИТОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ)

Аннотация

В статье проанализированы основные тенденции и перспективы развития современного рынка автокредитования. Произведен сравнительный анализ действующих программ автокредитования на примере г. Ростова-на-Дону.

Ключевые слова: автокредитование, автомобильный рынок.

Maslyukova E.V.1, Zaitseva D.S.2

1Lecturer, 2Student, Southern Federal University

CURRENT STATUS AND TRENDS CAR LOAN MARKET (EXEMPLIFIED IN ROSTOV-ON-DON)

Abstract

The article analyzes the main trends and prospects of development of the modern car loan market. A comparative analysis of current programs for car loans for example, the city of Rostov-on-Don.

Keywords: car loans, car market.

В настоящее время современный рынок автокредитования России переходит на новый этап своего развития, которое неразрывно связано как с состоянием автомобильного рынка, так и с текущей макроэкономической ситуацией. Согласно данным, опубликованным АА «АВТОСТАТ», за 2 месяца 2015 г. в России рынок новых легковых автомобилей достиг 174,9 тыс. шт., что на 48,5% меньше, чем годом ранее (339,7 тыс. шт.). По итогам января-февраля 2015 г. более половины (51,7%) объема отечественного рынка приходится на десять регионов-лидеров: Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Краснодарский край, Самарская область, Республика Башкортостан, Ростовская область, Свердловская область и Нижегородская область. Лидирующие позиции заняли Москва и Московская область, где за январь-февраль в сумме было реализовано 42,1 тыс. шт. [1]

Ростовская область занимает восьмое место в рейтинге регионов РФ по продажам легковых автомобилей за 2 месяца 2015 г. (за 2 мес. 2015 г. - продано 5,1 тыс.шт.). Во всех регионах, входящих в ТОП-10, наблюдается спад продаж новых легковых автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. В Ростовской области продажи упали на 40,9% (в абсолютном значении реализовано на 3,5 тыс. шт. меньше по сравнению с аналогичным периодом)., в Москве на 45,2%, Московской области -на 55,1% (продано на 15,6 тыс. шт. меньше), Санкт-Петербурге - на 49,8% (на 9,4 тыс. шт. меньше), Краснодарском крае - на 46,1% [1].

По итогам 2014 г. доля автомобилей, проданных в кредит, составила 40,5%, а в 2013 г. данный показатель был на уровне 48,0%. При этом в IV квартале 2014 г. был зафиксирован самый низкий за последние два года показатель продаж кредитных автомобилей - 35,5%, что на 14% ниже за аналогичный период 2013 года (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика доли автомобилей, продаваемых в кредит в 2013-2014гг. [2]

Кредитные автомобили 2013 2014

1 квартал 45,3% 40,2%

2 квартал 45,8% 42,7%

3 квартал 51,1% 45,2%

4 квартал 49,5% 35,5%

ВСГО по РФ 48,0% 40,5%

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ) и «АВТОСТАТ», темпы выдачи новых автокредитов значительно снизились. Так, в III кв. 2014 г. выдачи новых автокредитов сократились на 27,9%. Всего за 2014 г. было выдано 823,4 тыс. автокредитов, что на 22,3% меньше, чем за 2013 г. (таблица 2).

Таблица 2 - Динамика выдач автокредитов в 2013-2014 гг. [2]

Автокредиты 2013, в тыс. шт. 2014, в тыс. шт. % Изм.

1 квартал 215,9 194,1 -10,1%

2 квартал 267,0 205,7 -23,0%

3 квартал 285,6 206,1 -27,9%

4 квартал 291,0 217,5 -25,2%

ВСГО по РФ 1059,6 823,4 -22,3%

Менее чем за 3 месяца 2015 г. рынок автокредитования сократился на 15%. На это повлияла ситуация прошлого года, когда курс рубля резко снизился, и в середине декабря ЦБ повысил ключевую ставку до 17%, что повлекло за собой ужесточение банковских требований к заёмщикам, а также повышение (на 1,5-2,5%) ставок по автокредитам. В конечном счете это не могло не отразиться на покупательском спросе, ведь каждый второй автомобиль в России покупается в кредит. Снижение реальных доходов населения, увеличения граждан, обслуживающих несколько кредитов и высокий уровень безработицы в стране приводит к снижению количества одобрений по автокредитам. На 1 ноября 2014 г. в среднем по России просрочка по автокредитам составила 56,73 млрд.руб., рост с начала года - более 35%. Это рекордное увеличение за последние 3 года - в период 2012-2013 гг. ежегодный рост просрочки не превышал 25% [3]. Некоторые банки из-за существенного падения спроса на первичном рынке автотранспорта не просто уменьшили выдачу автокредитов, но и вовсе перестали работать с этим видом кредитования. Например, в конце декабря 2014 г. Сбербанк свернул программы автокредитования и полностью перевел их на дочерний банк - «Сетелем», который представляет свои продукты в автосалонах [4].

За январь-сентябрь 2014 г. кредитные продажи компании в Ростовской области и Краснодарском крае снизились до 32% (с 37% в 2013 г.). Ростовский филиал банка ВТБ24 за 9 месяцев 2014 г. выдал автокредитов на сумму 592 млн.руб., что составляет лишь половину от показателей того же периода 2013 г. [3].

41

Для анализа текущего состояния рынка автокредитования в г.Ростове-на-Дону нами были проанализированы предложения по автокредитам таких банков как «ВТБ24», «Россельхозбанк», «ЮниКредит Банк» и «Центр-Инвест» - лидеров в рейтинге банков России и Ростовской области. Согласно рейтингу банков по кредитам физическим лицам на 1 марта 2015 г. сайта сравни.ру, ВТБ занимает второе место, четвёртое место Россельхозбанк, двенадцатое место ЮниКредит Банк и тридцать девятое место ЦентрИнвест. Центр-инвест - единственный южно-российский банк, который входит в ТОР-50 надежных банков страны, а также занимает 33-е место в ежегодном рейтинге надежности международного делового журнала «Forbes».

На сегодняшний день в банке ВТБ24 действует 3 программы автокредитования: «Автостандарт», «Автолайт» и «АвтоЭкспресс», процентные ставки, заявленные в программах - от 19,9% («Автостандарт»), от 21,9% («Автолайт») и от 22,9% («АвтоЭкспресс»). По всем программам действует единый порядок погашения кредита: ежемесячно равными суммами (аннуитетные платежи), платёж за первый месяц льготный (только проценты), а также величина первоначального взноса - от 20%. Максимальный срок предоставления кредита (до 7 лет) по программе «Автостандарт», для программ «Автолайт» и «АвтоЭкспресс» он составляет до 5 лет. Ограничение по сумме кредита - до 1 млн.руб. («АвтоЭкспресс»), до 2,8 млн.руб. «Автолайт»), до 5 млн.руб. («Автостандарт») [5].

Россельхозбанк предлагает одну программу автокредитования - «Кредит на покупку нового автомобиля», при этом максимальная сумма кредита ограничена 3 млн. рублей, а первоначальный взнос составляет не менее 10% от стоимости нового автомобиля (при включении КАСКО в сумму кредита - не менее 20%), срок кредита - до 5 лет. Процентные ставки зависят от срока кредита и составляют: до 12 мес.(вкл) - от 21%, от 12 до 36 мес. (вкл) - от 22%, от 36 до 60 мес.(вкл) - от 22,5%. Допускается погашение кредита дифференцированными или аннуитетными платежами [6].

В ЮниКредит Банк также представлена одна программа - «Кредит на новый автомобиль», максимальная сумма автокредита -не более 6,5 млн.руб. (при первоначальном взносе от 20%) и 2 млн. руб. (при первоначальном взносе от 15%), срок автокредитования до 7 лет, процентная ставка 19,9%, которая может быть снижена до 18,9% при оформлении полиса добровольного страхования жизни и здоровья [7].

В ОАО КБ «Центр-инвест» действует программа «Стандартные условия», а также льготная программа для клиентов, имеющих действующий вклад, банковскую карту, положительную кредитную историю, руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих открытые расчетные счета в ОАО КБ «Центр-инвест». По рассматриваемым программам сумма кредита - без ограничения, срок кредита - до 5 лет, погашение - аннуитетными платежами, процентные ставки дифференцированы в зависимости от величины первоначального взноса, а также от в зависимости от срока использования кредитных средств т и составляют: для льготной программы - от 14% до 16,5%, для стандартной программы при величине первоначального взноса более 70% -16,75%, от 30 до 69% - 17,25% [8].

Для сравнения программ автокредитования предположим, что мы решили приобрести автомобиль стоимостью 800 тыс. руб. Произведем расчеты, исходя из стандартных условий: приобретение нового автомобиля иностранного производства, первоначальный взнос - 30% от стоимости автомобиля (240 тыс.руб.), категория заемщика: на общих условиях, погашение аннуитетными платежами, срок кредита - 24 мес., сумма кредита составит 560 тыс.руб. (таблица 3).

Из анализируемых нами программ наиболее выгодные предложение - «Стандартные условия» ОАО КБ Центр-Инвест, переплата в которой составила 106 120 руб.

Таблица 3 - Сравнительный анализ прог рамм автокредитования (на примере г.Ростова-на-Дону)

Название банка Название программы Ежемесячный платеж, руб. Переплата, руб.

ВТБ24 Автостандарт 29 484,55 147 629,2

Автолайт 28 834,47 132 027,28

АвтоЭкспресс 29 239,80 141 755,2

Россельхозбанк Кредит на покупку нового автомобиля 29 748 153 952

ЮниКредит Банк Кредит на новый автомобиль 28 474 123 376

Центр-Инвест Стандартные условия 27 755 106 120

В перспективе следует ожидать увеличения предлагаемых программ автокредитования, поскольку с 1 апреля 2015 г. для поддержания российского автопрома и продаж отечественных автомобилей в России стартовали две государственные программы льготного автокредитования и льготного лизинга, на которые из федерального бюджета выделено 4 млрд. руб. Данные программы касаются только автомобилей, произведенных в 2015 г. Получить дешевые автокредиты можно будет на легковые и легкие коммерческие автомобили массой до 3,5 тонны, стоимостью не дороже 1 млн. руб., не находившиеся ранее на регистрационном учете. Кредиты будут выдаваться до конца 2015 г. сроком до 36 месяцев,кроме того, в 2015 г. программа позволяет приобрести автомобиль не только российского производства, но и зарубежного. Так же был составлен перечень Российских кредитных организаций, которые уже подтвердили своё желание участвовать в государственной программе льготного автокредитования: ВТБ24, ЮниКредит банк, Россельхоз банк, банк Москвы и другие. По оценкам Минпромторга, эта мера позволит реализовать в 2015 г. до 16 тыс. автомобилей, включая легковые и грузовые.

Литература

1. Рынок новых автомобилей за 2 месяца 2015 г. ТОП-50 регионов России [Электронный ресурс] URL:

http: //www. auto stat. ru/news/view/20612/

2. НБКИ Новости [Электронный ресурс] URL: http://www.nbki.ru/company/news/?id=11177&sphrase_id=37487

3. Рынок автокредитов на Юге упал вслед за продажами машин [Электронный ресурс] URL:

http://kuban.rbc.ru/krasnodar_topnews/25/11/2014/957135.shtml

4. Автокредиты вкатываются в кризис [Электронный ресурс] URL: http://www.gazeta.ru/auto/2015/03/25_a_6614017.shtml

5. http://www.vtb24.ru/promo/auto/?geo=rostov

6. http://www.rshb.ru/natural/loans/new_carcredit/

7. http://www.unicreditbank.ru/rus/reg/rostov_on_don/personal/car/newauto/scheme.wbp

8. https://www.centrinvest.ru/ru/fiz/kreditovanie/avtokreditovanie

References

1. Rynok novyh avtomobilej za 2 mesjaca 2015 g. TOP-50 regionov Rossii [Jelektronnyj resurs] URL:

http://www.autostat.ru/news/view/20612/

2. NBKI Novosti [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.nbki.ru/company/news/?id=11177&sphrase_id=37487

3. Rynok avtokreditov na Juge upal vsled za prodazhami mashin [Jelektronnyj resurs] URL:

http://kuban.rbc.ru/krasnodar_topnews/25/11/2014/957135.shtml

4. Avtokredity vkatyvajutsja v krizis [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.gazeta.ru/auto/2015/03/25_a_6614017.shtml

5. http://www.vtb24.ru/promo/auto/?geo=rostov

42

6. http: //www. rshb.ru/natural/loans/new_carcredit/

7. http://www.unicreditbank.ru/rus/reg/rostov_on_don/personal/car/newauto/scheme.wbp

8. https://www.centrinvest.ru/ru/fiz/kreditovanie/avtokreditovanie

Мельникова Е.А.

Студентка магистратуры,

Финансовый Университет при Правительстве РФ СПОРЫ ОТНОСИТЕЛЬНО УЧАСТИЯ РОССИИ В ВТО

Аннотация

Рассмотрим роль и значение Всемирной торговой организации в современной экономике. В статье рассмотрены преимущества и недостатки вступления России в ВТО, что помогает найти ответ, насколько это хорошо или плохо для нашей страны. Статья содержит выдержки из теории совместно с обзором реальной жизни. Анализ текущей ситуации может быть весьма полезен на практике.

Ключевые слова: глобализация, международная торговля, снижение тарифов, импорт.

Melnikova E.A.

Master,

Financial University under the Government of the Russian Federation

DISPUTES AMONG THE RUSSIAN MEMBERSHIP IN WTO

Abstract

We consider the role and significance of the World Trade Organization in the modern economy. The article provides overview of advantages and disadvantages of the accession of Russia to WTO and helps to find the answer, whether it is good or bad for our country. The article contains extracts from theory along with overview of the real life. Analysis of the current situation can be useful in practice. Keywords: globalization, international trade, World Trade Organization, tariff reduction, import.

In this increasingly globalized scenario, companies need to be globally competitive in order to survive. Knowledge and understanding of different countries’ economies and their market is a must for establishing oneself as a global player. Now the business has gone beyond the boundaries of a nation and has turned into the international business. It’s quite necessary to understand the meaning of international trade and the international organization popularly known as World Trade Organization (WTO) and its contribution towards the international business and smooth trading between countries.

International trade is defined as a contract where two parties enters into the transaction of buying and selling of goods and services irrespective of national boundaries. This involves the import and export trade where one country either sells goods or service to other country or buys goods and service from other country. Since no nation can produce all its needs by itself alone, international trade has become not only a means by which nations source those goods and services they lack or do not have in sufficient quantities but also a subject of international politics either for achieving, promoting or maintaining peace between international trading partners or countries. As a result of external developments in countries with which countries inter-depends or depends on for the essential products and sometimes wars are also fought to preserve the national security.

The WTO is an international body, which not only takes care of the international trades but also actively participates on business improvisation. It always put required effort to keep the peaceful trans-boundary trades and to solve the disputes if arises among the member countries. We cannot think of international trade happening in absence of WTO and all the members are following the protocols set by WTO. Although there are various views on role of WTO but as far as my view is concerned, WTO plays an important positive role for the international trades and it is always beneficial for the countries to trade trans-boundary being the member of the WTO.

1. The accession of Russia to WTO

On December 16th, 2011, an 18 year-long negotiation process regarding Russia’s WTO membership was finally brought to an end. The WTO adopted Russia’s terms and conditions of entry and Pascal Lamy, General Director of the World Trade Organization, and Elvira Nabiullina, the Russian Minister of Economic Development, officially signed the protocol of accession at the Eighth Ministerial Conference in Geneva.

Accordingly, since requesting accession to the GATT and afterwards to the WTO, the Russian Federation had undertaken an unprecedented process of reform of its economy, progressively adopting laws and regulations consistent with WTO multilateral rules and disciplines. This process was primarily aimed at establishing the conditions for a dynamic market economy in the Russian Federation based on a stable and predictable legislative framework capable of sustaining long term economic growth and ensuring improvements in the standards of living and welfare of the Russian population as well as in the modernization of the production capacity of the Russian Federation, and its international competitiveness. The Government of the Russian Federation had set a clear list of programs, policies and priorities that had, as their central goal, rendering the Russian Federation a better, more competitive and rewarding place in which to work and do business. It was clear that the growing interdependence of national economies, global integration of markets and linkage between trade flows and investment, required the Russian Federation to adjust its trade, financial and investment legislation to WTO rules and disciplines [1].

Undoubtedly, Russia’s WTO accession is an important event both for the global trade system and for the country. On the one hand, the entrance of one of the world’s largest economies into the global trading club should strengthen multilateral trading system and breathe new life into the WTO, which has been in crisis mode since the failure to reach an agreement during the latest round of Doha trade talks.

No country’s accession to the WTO has drawn as much interest and attention since China’s entry in December 2001. With Russia now in the club, the WTO controls over 97 per cent of global trade. It is also worth mentioning that the manufacturing, agriculture, and services producers from the US and the EU, as well as some other major economies, viewed Russia’s WTO accession as a chance to boost trade relationships and open new trade opportunities.

2. Advantages of the accession

However, by joining the WTO, Russia has committed to bring its trade laws and practices into compliance with the system of established, enforceable, multilateral trade rules that should provide greater certainty and stability to its trading partners. On the other hand, membership in the WTO should be beneficial for Russia as it should give the country an opportunity to become an active player of this international organization and to shape the rules of world trade, taking into consideration its own long-term economic interests. Integration into the global, rule - based system of trade relations should positively impact on Russia’s export through lower tariffs in affiliate countries, on the anti-dumping, safeguarding, and countervailing duty actions reduction, and on the expansion of the possibility of acting in Russia’s interests.

While outside the WTO, Russia was highly vulnerable to arbitrary restrictive measures against its exporters and producers. Once Russia enters WTO, affiliate countries became much more careful about imposing anti-dumping and countervailing procedures as after accession Russia has obtained the right to challenge its WTO trade partners via the WTO Dispute Settlement Mechanism.

WTO membership provided Russia with an ambitious plan to innovate and modernize the economy, since, first, imported inputs, particularly equipment, became cheaper as a result of tariff reductions after accession, and, second, the WTO “seal of approval” made Russia

43

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.