Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА / КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛОГИСТИКА / TRANSPORT LOGISTICS / MULTIMODAL TRANSPORT / INTERNATIONAL TRANSPORT / INTERNATIONAL LOGISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емелин А. А., Гильц Н. Е.

Приводятся данные объемов железнодорожных контейнерных перевозок в Российской Федерации. Рассматриваются основные тенденции развития внутренних, экспортных, импортных и транзитных контейнерных перевозок. Отмечаются перспективы развития контейнерных перевозок в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Емелин А. А., Гильц Н. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE AND DEVELOPMENT TRENDS OF CONTAINER TRANSPORTATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The paper provides data on the volumes of railway container transportations in the Russian Federation. The main trends of development of domestic, export, import and transit container transportations are considered. Prospects of development of container transportations in the Russian Federation are marked.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 658.7

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. А. Емелин, Н. Е. Гильц

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: alanemelin@gmail.com

Приводятся данные объемов железнодорожных контейнерных перевозок в Российской Федерации. Рассматриваются основные тенденции развития внутренних, экспортных, импортных и транзитных контейнерных перевозок. Отмечаются перспективы развития контейнерных перевозок в Российской Федерации.

Ключевые слова: транспортная логистика, контейнерные перевозки, международные перевозки, международная логистика.

CURRENT STATE AND DEVELOPMENT TRENDS OF CONTAINER TRANSPORTATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

A. A. Emelin, N. E. Gilts

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: alanemelin@gmail.com

The paper provides data on the volumes of railway container transportations in the Russian Federation. The main trends of development of domestic, export, import and transit container transportations are considered. Prospects of development of container transportations in the Russian Federation are marked.

Keywords: transport logistics, multimodal transport, international transport, international logistics.

Транспортная деятельность является важнейшей и неотъемлемой частью любой экономики, соединяющим спрос и предложение на товары. В настоящее время в международных перевозках ведущая роль принадлежит контейнерным перевозкам. Благодаря быстродействию, экономичности, безопасности и удобству этот вид перевозок получает большую популярность в мире.

В последние годы контейнерные перевозки стали отраслевым приоритетом, что отражено в ФЦП «Развитие транспортной системы РФ (2010-2020), в Транспортной стратегии на период до 2030 года, а также в ведомственных документах РЖД [2].

В 2017 году началось стабильное восстановление российского рынка железнодорожных контейнерных перевозок, в результате которого не только были полностью компенсированы потери кризисного 2014 г., но и был достигнут новый исторический максимум в 3 261 тыс. ДФЭ (Двадцатифутовый эквивалент). Темпы роста рынка составили 10,2 % к уровню прошлого года по сравнению со спадом на 8,0 % годом ранее [3].

Необходимо отметить, что превзошедший все ожидания рост рынка контейнерных перевозок происходил на фоне сохранения в целом неблагоприятной экономической ситуации. По оценкам Росстата, в 2017 г. реальный ВВП России снизился на 0,2 %, производство в обрабатывающей промышленности выросло на символические 0,5 %, а реальный розничный товарооборот уменьшился на 5,2 % [1].

Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управлении цепями поставок»

В отсутствие позитивной экономической динамики активный рост контейнерного рынка может объясняться дальнейшим развитием процесса контейнеризации, т. е. переключения кон-тейнеропригодных грузов с автомобильного на железнодорожный транспорт, а в железнодорожной отрасли - перераспределением грузопотока в пользу контейнерных перевозок.

По итогам 2017 г. коэффициент контейнеризации грузов, перевозимых по сети российских железных дорог, вырос до 5,3 % по сравнению с 4,9 % годом ранее [3].

Внутригодовая динамика рынка следовала за динамикой экономических показателей ВВП только в I квартале 2017 г., когда было зафиксировано умеренное снижение объемов перевозок в контейнерах - 0,7 % к уровню I квартала 2016 г. начиная с апреля на фоне продолжающейся стагнации в экономике на рынке наблюдался устойчивый рост объемов перевозок. Во II квартале 2017 г. объемы железнодорожных контейнерных перевозок выросли на 13,2 % к аналогичному периоду 2016 г., в III квартале - на 12,4 % и в IV квартале - на 15,8 % [2].

Наибольшее влияние на российский контейнерный рынок оказывает динамика перевозок в направлении Восток - Запад. Основными драйверами роста международных перевозок стали перевозки в экспортном сообщении, которые выросли на 59 тыс. ДФЭ или на 7,9 %, и транзитные перевозки, где прирост составил 18,8 %, или 41 тыс. ДФЭ. Начиная со второго полугодия 2017 г. стал восстанавливаться контейнерный импорт, объемы которого по году в целом выросли на 22 тыс. ДФЭ, или на 4,4 % [3].

В 2017 г. объем контейнерных перевозок во внутреннем сообщении составил 1 678 тыс. ДФЭ, что на 12,0 % выше показателей 2016 г. Динамика внутренних перевозок поддерживалась развитием импортозамещающих производств, переключением грузопотока на перевозку в контейнерах [2].

Структура внутрироссийского железнодорожного контейнерного грузооборота традиционно более диверсифицирована по сравнению с международными перевозками. В разрезе товарных групп в 2017 г. наиболее значительными были перевозки продукции химической промышленности (22 %) и потребительских товаров (14 %). Доли продовольственных и строительных грузов составили по 9 %, на продукцию машиностроения и нефтяных грузов приходилось 8 %, на продукцию метизов - 7 %, а доля бумаги составила 6 % от внутрироссийского оборота груженых контейнеров по железной дороге [2].

Основные контейнеропотоки во внутреннем железнодорожном сообщении были сконцентрированы в направлении Центральная Россия - Сибирь, а также в пределах европейской части России.

В 2017 г. объем контейнерных железнодорожных перевозок в импортном сообщении вырос на 4,4 % и составил 525 тыс. ДФЭ [2].

В структуре контейнерного грузооборота в импортном сообщении доминировали поставки потребительских товаров (25 %), автокомплектующих (22 %), химикатов (16 %) и метизов (13 %). Наибольшее увеличение в 2016 г. в разрезе товарных групп продемонстрировали импортные контейнерные перевозки потребительских товаров (на 20 %), машин, оборудования, продовольственных грузов и металлов [2].

Основные импортные контейнеропотоки поступали на территорию Российской Федерации из стран Юго-Восточной Азии (Китай, Республика Корея и Япония) и Центральной и Восточной Европы (Словакия, Швейцария, Германия, Чехия, Нидерланды, Испания).

Объем железнодорожных контейнерных перевозок в экспортном сообщении вырос в 2017 г. на 7,9 % и составил 800 тыс. ДФЭ, при этом перевозки груженых контейнеров увеличились на 12,2 % - до 712 тыс. ДФЭ. Доля перевозок груженых контейнеров в экспортном сообщении увеличилась на 3 п. п. - до 89 % по сравнению с 86 % годом ранее.

В 2017 г. в структуре российского железнодорожного контейнерного экспорта преобладали бумага и целлюлоза (29 %), лесные грузы (26 %), продукция химической промышленности (17 %) и цветные металлы (10 %) [2].

Наибольшее увеличение в 2017 г. в разрезе товарных групп продемонстрировали экспортные контейнерные перевозки лесных грузов (на 42 %) [2].

Основной объем контейнерного экспорта в 2017 г. по сети РЖД перевозился в направлении портов Балтийского бассейна и Дальнего Востока, а также в страны Восточной и Западной Европы (Германия, Швейцария, Бельгия, Нидерланды, Словакия, Чехия).

Вместе с тем в 2018 г. предполагается определенное замедление темпов роста рынка по сравнению с 2017 г., что связано как с ожиданием некоторой коррекции рынка после бурного роста 2017 г., так и с рисками опережающего роста инфраструктурных тарифов на железнодорожные контейнерные перевозки [1].

В числе основных факторов риска для рынка остаются геополитическая нестабильность и ухудшение ситуации в мировой экономике, в первую очередь в США, странах Евросоюза и Китае, что может оказать негативное влияние на экономику России и, соответственно, объемы контейнерных перевозок.

В условиях ожидаемой умеренной динамики для контейнерных перевозок основным драйвером роста железнодорожного контейнерного сегмента на среднесрочную перспективу ожидается продолжение роста контейнеризации вследствие мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности железнодорожных контейнерных перевозок, быстрое восстановление инвестиционной и потребительской активности в России, развитие железнодорожного транзита. Это подразумевает сохранение высокого уровня конкуренции, как среди мультимодальных операторов железнодорожного подвижного состава, так и между железнодорожным и автомобильным сегментами российского транспортного рынка.

В области международных контейнерных перевозок российские компании будут продолжать испытывать конкурентное давление со стороны международных морских линий (в первую очередь в импортном сообщении, а также с точки зрения предложения линейных контейнеров на внутренний рынок и на экспорт).

Сохранение высокой конкурентной среды обусловит ограниченные ценовые возможности для российских компаний, что будет способствовать повышению конкуренции, а также оптимизации затрат с целью обеспечения приемлемого уровня прибыли и рентабельности в условиях ценовой конкуренции.

Библиографические ссылки

1. Объем погрузки основных видов грузов на железнодорожном транспорте на сайте федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/transport/ (дата обращения: 26.03.2018).

2. Годовой отчет ПАО «Трансконтейнер» за 2017 год [Электронный ресурс]. URL: https://www.trcont.ru/fileadmin/content/Documents/Annual_Reports/Russian/GodovyeOtchety/AR_Tr C_2017_interactive_ru_170622.pdf (дата обращения: 27.03.2018).

3. Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2017 год [Электронный ресурс]. URL: https://www.ir.rzd. ru/dbmm/download?vp=58&load=y&col_id=121&id=520(дата обращения: 27.03.2018).

© Емелин А. А., Гильц Н. Е., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.