Логистика и управление цепями постаеок^на предприятии
УДК 338.2
ТАМОЖЕННАЯ ЛОГИСТИКА ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ КОНТЕЙНЕРАМИ
И. Э. Акопян, И. В. Полухин
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Раскрываетя современное состояние контейнерных перевозок, определяется уровень контейнеризации российских грузопотоков, анализируются проблемы и перспективы развития контейнерных перевозок в России.
Ключевые слова: таможенная логистика, железнодорожный транспорт, морской транспорт, контейнеризация.
CUSTOMS LOGISTICS FOR THE MOVEMENT OF GOODS BY CONTAINERS
I. E. Akopian, I. V. Polukhin
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article reveals the current state of container transportation, determines the level of containerization of Russian cargo flows, analyzes the problems and prospects of development of container transportation in Russia.
Keywords: customs logistics, railway transport, sea transport, containerization.
На современном этапе регулирование таможенной логистики напрямую взаимосвязано с определенными видами транспорта, в рамках этого, целесообразно проанализировать современное состояние таможенной логистики, в рамках чего необходимо детально провести анализ реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, которая, в свою очередь, определила направления развития транспортного комплекса России [1].
Реализация данной стратегии сопряжена с большим количеством целей и задач, где основной задачей является интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала России.
В рамках этого, отрасль транспортного комплекса, начиная с 2015 года, развивается в рамках вышеуказанной стратегии.
В 2017 году Евразийская экономическая комиссия внесла ряд изменений в таможенное законодательство, которые упростили таможенное декларирование морских контейнеров как транспортных средств международной перевозки в портах Евразийского экономического союза для их дальнейшего перемещения по таможенной территории Евразийского экономического союза иным видом транспорта [2].
После вступления в силу нововведений, для таможенного декларирования морских контейнеров участники внешнеэкономической деятельности оформляют всего одну декларацию в одном экземпляре в процессе всего перемещения товаров таможенной границы Евразийского экономического союза (в том числе многократного).
В последние два года транспортная система в России развивается, повышается надежность и доступность транспортных услуг, растет транзитный потенциал, но, несмотря на это, стоит отметить, что в 2016 году сократились объемы транзитных грузопотоков через территорию России (в основном по направлению через Дальний Восток и из Республики Казахстан), сократились объемы перевозок транзитных грузов из Украины, возросла конкуренция транспортных компаний из Республики Беларусь, стран Балтии и Польши, снизились ставки фрахта морских линейных перевозок контейнеров между Азией и Европой (отток части китайского транзитного грузопотока из железнодорожного транспорта на морской) [3].
Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день, развитие транспортного комплекса страны в части интеграции в мировое транспортное пространство и реализации транзитного потенциала страны идет слабыми темпами.
Нормативно-правовая база таможенной логистики, которая действует на сегодняшний день, является полноценным комплексом, который в достаточной мере регулирует таможенно-логистические операции, как на территории России, так и в рамках Евразийского экономического союза, но она не представляет собой определенную структуру, которая имеет простой интерфейс.
В целом, на сегодняшний день, контейнерные перевозки в России имеют огромные перспективы, но только лишь на рынках морских и железнодорожных перевозок, которые, как показывает практика, имеют ряд проблем:
Решетневские чтения. 2018
1. Невысокий уровень контейнеризации.
На сегодняшний день рынок перевозок имеет низкую контейнеризацию не только на внутреннем секторе, но и частично на внешнем, это обусловлено тем, что в рамках кризиса ресурсы дешевеют, и финансовая политика предусматривает огромные затраты на развитие национальной экономики, отсюда вырастет спрос на контейнерные перевозки.
2. Дисбаланс экспорта и импорта.
Данная проблема обусловлена тем, что на сегодняшний день отмечается низкий уровень эффективности логистики и экспортная сырьевая направленность.
На сегодняшний день всего около 26 % российского грузопотока пригодно для контейнерной перевозки.
3. Морской транспорт вытесняет железнодорожный в освоении импортных контейнеропотоков.
Для решения данной проблемы необходимо сформировать «сквозные» услуги интермодальной перевозки на направлениях сухопутных транспортных коридоров, которые будут конкурентоспособны.
4. Контейнеропотоки с железнодорожных направлений уходят на «параллельные» маршруты с использованием морского и автомобильного транспорта [4].
Так, анализируя вышеуказанные проблемы, можно сделать вывод, что сервис железнодорожного транспорта необходимо развивать и внедрять в него инновации, которые поддержат ценовую конкурентоспособность [5].
Контейнерные перевозки морским транспортном на фоне общего экономического спада также снижаются.
Так, например, перевалка транзитных контейнеров сократилась на 68 % (в том числе перевалка порожних контейнеров).
Положительная динамика прослеживается только в перевалке экспортных груженых контейнеров (рост на 4,3 %).
Стоит отметить, что в связи с экономическими барьерами в виде санкций, экспорт и импорт страны в целом заметно сократился за последние 5 лет.
Таким образом, контейнеризация грузопотоков -это важная составляющая мировой экономической системы и Россия на данном рынке занимает лишь невысокую строчку, в рамках этого, что бы повысить роль России на мировом рынке контейнерных перевозок необходимо использовать инновационные технологии, увеличить количество транспортно-логисти-ческих центров, портов, терминалов, упростить процедуру регистрации и проверок, увеличить число маршрутов, развивать логистику.
Библиографический список
1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. № 1734-р от 22.11.2008 г. // Распоряжение Правительства Российской Федерации ред. от 11.06.2014 // СПС «Гарант».
2. Процедура транспортировки морских контейнеров упростится в 2017 году. Электрон. дан. информационно-аналитического сетевого издания ПРОВЭД. URL: www.proved.ru (дата обращения: 10.09.2018).
3. Портал Федеральной службы государственной статистики: транзитный грузопоток через территорию Российской Федерации за период 2014-2016 гг. URL: http ://www.gks.ru (дата обращения: 10.09.2018).
4. Бочков П. В. Развитие региональных логистических перевозок в условиях экономического кризиса. // Актуальные вопросы экономической науки. 2016. № 42. С. 50-52.
5. Цветцых А. В., Полухин И. В., Арсентьев В. В. Организация экспорта сельскохозяйственной продукции в Красноярском крае: элементы инфраструктуры и индикаторы экономической безопасности // Менеджмент социальных и экономических систем. 2017. № 2. С. 50-56.
References
1. [Transport strategy of the Russian Federation for the period up to 2030], № 1734-p from 22.11. 2008 the order of the Government of the Russian Federation as amended on 11.06.2014 // ATP Garant.
2. [The procedure of transportation of sea containers will be simplified in 2017]. Electron. dan. information and analytical network edition PROVED. Available at: www .proved.ru (accessed: 10.09.2018).
3. [Portal of the Federal state statistics service: transit traffic through the territory of the Russian Federation for the period 2014-2016]. Available at: http://www.gks.ru (accessed: 10.09.2018).
4. Bochkov P. V. Development of regional logistics transportation in the conditions of economic crisis // Topical issues of economic science, 2016. No. 42. P. 50-52.
5. Tsvettsikh A. V, Polukhin I. V., Arsent'ev V. V. [Organization of agricultural exports in the Krasnoyarsk Territory: infrastructure elements and indicators of economic security]. Management of social and economic systems. 2017. № 2. P. 50-56. (In Russ.)
© Акопян И. Э., Полухин И. В., 2018