Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СТРУКТУРА ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СТРУКТУРА ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ / УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНЕШНИМ ДОЛГОМ / СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНЕШНЕГО ДОЛГА / PUBLIC DEBT / BUDGET DEFICIT / PUBLIC EXTERNAL DEBT MANAGEMENT / STRUCTURE AND DYNAMICS OF PUBLIC EXTERNAL DEBT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рекутин И.А.

В данной статье анализируется состояние государственного внешнего долга Российской Федерации с 2011 по 2020 годы. Рассмотрена структура внешних обязательств РФ, что позволяет оценить платежеспособность государства в ближайшие 3 года. Рассмотрены причины возникновения и последствия внешних заимствований. В частности, рассмотрены перспективы погашения задолженности и предложены рекомендации по обслуживанию внешнего долга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE AND STRUCTURE OF FOREIGN DEBT OF RUSSIA

This article analyzes the state of the state external debt of the Russian Federation from 2011 to 2020. The structure of the external obligations of the Russian Federation is considered, which allows us to assess the solvency of the state in the next 3 years. The causes and consequences of external borrowing are considered. In particular, the prospects of debt repayment were considered and recommendations for servicing external debt were proposed.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СТРУКТУРА ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИИ»

УДК 336.27

Рекутин И.А. студент магистратуры 1 курс, Институт экономики и права МИРЭА-Российский технологический университет

Россия, г. Москва

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СТРУКТУРА ВНЕШНЕГО

ДОЛГА РОССИИ

Аннотация: В данной статье анализируется состояние государственного внешнего долга Российской Федерации с 2011 по 2020 годы. Рассмотрена структура внешних обязательств РФ, что позволяет оценить платежеспособность государства в ближайшие 3 года. Рассмотрены причины возникновения и последствия внешних заимствований. В частности, рассмотрены перспективы погашения задолженности и предложены рекомендации по обслуживанию внешнего долга.

Ключевые слова: государственный долг, бюджетный дефицит, управление государственным внешним долгом, структура и динамика государственного внешнего долга.

Rekutin I.A. graduate student 1st year, Institute of Economics and Law MIREA - Russian Technological University

Russia, Moscow

CURRENT STATE AND STRUCTURE OF FOREIGN DEBT OF RUSSIA

Annotation: This article analyzes the state of the state external debt of the Russian Federation from 2011 to 2020. The structure of the external obligations of the Russian Federation is considered, which allows us to assess the solvency of the state in the next 3 years. The causes and consequences of external borrowing are considered. In particular, the prospects of debt repayment were considered and recommendations for servicing external debt were proposed.

Key words: public debt, budget deficit, public external debt management, structure and dynamics of public external debt.

Состояние экономики государства первостепенно определяется состоянием государственного бюджета. Бюджет представляет собой совокупность финансовых смет государства, в нем определены потребности, удовлетворяемые за счёт государственной казны, также указываются источники ожидаемых поступлений в государственную казну. Таким образом, бюджет является одним из главных инструментов управления

экономической ситуацией в стране.1 Ситуация, когда расходы превышают доходы, именуется дефицитом бюджета, и государство вынуждено заимствовать денежные средства как у собственного населения и различных организаций, так и у иностранных государств и субъектов международного права.2

Результатом финансовых заимствований государства, осуществляемых для преодоления дефицита бюджета, является государственный долг. По источнику заимствований в государственном долге принято выделять долг внешний и внутренний. В данной работе исследуется современное состояние внешнего долга Российской Федерации.

Согласно Бюджетному кодексу РФ:

- внешним долгом являются обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте;

- существуют следующие формы внешних долговых обязательств РФ: кредитные соглашения между РФ и иностранными государствами, организациями-нерезидентами РФ и субъектами международного права, государственные ценные бумаги, государственные гарантии РФ, долговые обязательства третьих лиц, переоформленные в государственный долг;

- срок погашения государственного долга не может превышать 30 лет;

- государственный долг обеспечивается федеральной собственностью.

Увеличение объема государственного долга имеет отрицательные

экономические последствия:

- уменьшение уровня национальных сбережений;

- снижение объемов инвестиций;

- отток капитала за рубеж;

- увеличение зависимости отечественных финансов от международных.

В целом государственный долг не следует рассматривать, как исключительно негативное явление. Однако государство не может бесконечно наращивать объем обязательств. Так при получении новых займов будут увеличиваться процентные ставки и уменьшатся число инвесторов и кредиторов. То есть для государства, имеющего высокий уровень государственного внешнего долга, повышается риск банкротства, так как с одной стороны необходимо обслуживать государственный долг (выплачивать постоянно растущие проценты по погашению задолженности), с другой стороны уменьшается доступ к финансовому рынку.

Таким образом, управление государственным внешним долгом является одной из важнейших задач стоящих перед Правительством РФ, результаты управления можно увидеть в динамике государственного внешнего долга (рис. 1).

1 Хамалинский, И.В. Анализ эффективности экономики общественного сектора в современной России // Образование. Наука. Культура. Материалы VII Международной научно-практической конференции: сборник научных статей/Под ред. Б.В.Илькевича. М., 2015., с. 659

2 Катасонова, В.Ю. Деньги. Кредит. Банки: учебник для бакалавров/ под ред. В.Ю. Катасонова, В.П. Биткова. - М.: Юрайт, 2015,с. 315

Рис. 1. Динамика государственного внешнего долга, млн. долл.

США3

Из данных графика видно, что наиболее высокое значение государственного внешнего долга было достигнуто 1 ноября 2013 года и составляло 55 890,7 млн. долл. США. Далее заметен ниспадающий тренд вплоть до достижения 1 марта 2019 года наиболее низкого значения за период с ноября 2013 года, которое составило 47 577,7 млн. долл. США. В 2019 году заметна тенденция увеличения внешних заимствований, по состоянию на 1 декабря 2019 года, объем внешнего государственного долга составляет 54 164,4 млн. долл. США.

Из данных рис. 1 видно, что в течение 2019 года объем внешних заимствований стабильно растет. Целесообразно рассмотреть структуру внешнего государственного долга, для понимания проблематики его обслуживания.

Структура внешнего государственного долга РФ, по состоянию на 01.12.2019 представлена в таблице 1._

Категория долга млн. долларов США Доля, %

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) 54 164,4

Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - не членами Парижского клуба 454,4 0,84

3 Официальный сайт Минфин России. [Электронный ресурс]. http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/ (дата обращения: 19.01.2020)

Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами 491,3 0,91

Задолженность по внешним облигационным займам 40612,7 74,98

внешний облигационный заем с погашением в 2020 году 4325,7 7,98

внешний облигационный заем с погашением в 2022 году 2000 3,69

внешний облигационный заем с погашением в 2023 году 3000 5,54

внешний облигационный заем с погашением в 2025 году 1926,6 3,56

внешний облигационный заем с погашением в 2026 году 3000 5,54

внешний облигационный заем с погашением в 2027 году 2404,6 4,44

внешний облигационный заем с погашением в 2028 году 2499,9 4,62

внешний облигационный заем с погашением в 2029 году 3000 5,54

внешний облигационный заем с погашением в 2030 году 2956 5,46

внешний облигационный заем с погашением в 2035 году 4000 7,38

внешний облигационный заем с погашением в 2042 году 3000 5,54

внешний облигационный заем с погашением в 2043 году 1500 2,77

внешний облигационный заем с погашением в 2047 году 7000 12,92

Задолженность по ОВГВЗ 2,7 0,00

Прочая задолженность 20 0,04

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте 12583,2 23,23

Табл. 1. Структура государственного внешнего долга, млн. долл.

США4

Таким образом, внешний государственный долг преимущественно состоит из задолженности по внешним облигационным займам, составляющим 74,98% от общего объема и государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте, составляющим 23,23%. Важно отметить, что государственные гарантии РФ в иностранной валюте не являются прямыми обязательствами. Обязательства по внешним облигационным займам со сроком погашения в ближайшие 3 года составляют 17,21% от всего объема внешнего долга и составляют 9325,7 млн. долл. США.

При наличии, по состоянию на 01.01.2020, резервов монетарного золота стоимостью 110 376 млн. долл. США и валютных резервов в размере 443 983 млн. долл. США5, Российская Федерация в состоянии оплатить в кратчайшие сроки как среднесрочные, так и долгосрочные внешние обязательства. Следовательно, на данный момент, Россия не имеет значительных проблем в сфере государственных заимствований на международном рынке. Тем не менее, может быть рекомендовано обслуживать внешний государственный долг, исходя из принципа покрытия внешнего долга при минимальном курсе иностранной валюты к рублю. То есть, следует:

1) стимулировать внешнеторговую деятельность, с целью повышения курса национальной валюты;

4 Официальный сайт Минфин России. [Электронный ресурс]. URL:http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/ (дата обращения: 19.01.2020)

5 Официальный сайт Банка России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/hd_base/mrrf/mrrf_m/ (дата обращения: 02.02.2020)

2) для осуществления этой цели следует повышать конкурентоспособность национальных товаров в долгосрочной перспективе;

3) в ожидании снижения курса иностранных валют, реструктурировать внешний государственный долг на разумных условиях.

Использованные источники:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019)//Информационно-правовая система «Консультант плюс».

2. Катасонова, В.Ю. Деньги. Кредит. Банки: учебник для бакалавров/ под ред. В.Ю. Катасонова, В.П. Биткова. - М.: Юрайт, 2015.

3. Хамалинский, И.В. Анализ эффективности экономики общественного сектора в современной России // Образование. Наука. Культура. Материалы VII Международной научно-практической конференции: сборник научных статей/Под ред. Б.В.Илькевича. М., 2015.

4. Дышекова А. А. Бюджетный дефицит и способы его преодоления // Экономика и социум, 2015. № 3 - 1 (16).

5. Официальный сайт Минфин России. [Электронный ресурс]. URL:http://mmfm.ru/ra/perfomance/puWic_debt/extemal/stracture/ (дата обращения: 19.01.2020).

6. Официальный сайт Банка России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/hd_base/mrrf/mrrf_m/ (дата обращения: 02.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.