экономические науки
УДК 330.3
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Ашурметова Нигора Азатбековна, кандидат экономических наук, доцент; Ташкентский государственный аграрный университет, Ташкент,
Республика Узбекистан
В данной статье на основе анализа основных показателей производства сельскохозяйственной продукции выявлено современное состояние развития аграрного сектора. Приведена информация о принятии Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы, освещены>1 основные задачи стратегических приоритетов и достигаемые по ним результаты!.
Ключевые слова: аграрный сектор; инновационная деятельность; организационно-экономический механизм; сельское хозяйство; стратегия развития; приоритетные направления; эффективность.
CURRENT STATE AND DEVELOPMENT STRATEGY OF THE AGRICULTURAL SECTOR
OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Ashurmetova Nigora Azatbekovna, PhD (Cand. Econ. Sci.), associate professor; Tashkent State Agrarian University, Tashkent, Republic of Uzbekistan
In this article, based on the analysis of the main indicators of agricultural production, the current state of development of the agricultural sector is revealed. Information about the adoption Of the strategy for the development of agriculture of the Republic of Uzbekistan for 2020-2030 is provided, the main tasks of strategic priorities and the results achieved on them are highlighted.
Keywords: agricultural sector; innovative activity; organizational and economic mechanism; agriculture; development strategy; priority areas; efficiency.
Для цитирования: Ашурметова Н.А. Современное состояние и стратегия развития аграрного сектора Республики Узбекистан // Наука без границ. 2020. № 2(42). С. 18-26.
Введение. Сельское хозяйство для Узбекистана является одной из важнейших сфер, обеспечивающих рост экономики, занятости и доходов населения. В последние годы отрасль демонстрирует устойчивые темпы роста - 5-6%, сельское хозяйство обеспечивает 27% занятых по экономике в целом. Земли сельскохозяйственного назначения занимают 45 % территории республики, около 50% населения от общей численности относится к сельскому населению.
Развитие аграрного сектора в республике происходит параллельно со значительными организационно-экономическими преобразованиями, которые создают благоприятную почву для развития новых видов сельскохозяйственного производства и агробизнеса, а также широкого использования инновационных технологий. Необходимость осуществления инновационных процессов в аграрном секторе связана, прежде всего, с основной проблемой экономики - рациональным использованием ограниченных (в особенности земельно-водных) ресурсов для удовлетворения растущих потребностей общества. В то же время не менее важной предпосылкой инновационного развития аграрного сектора является то, что сегодня, в условиях глобализации и коренного изменения конъюнктуры мирового рынка, усиливается конкуренция, и именно инновации являются самым эффективным средством конкурентной борьбы, так как ведут к снижению себестоимости продукции, наращиванию объемов и повышению эффективности сельскохозяйственного производства.
Признавая значимость сельского хозяйства для экономики Узбекистана, можно отметить возрастающую ак-
туальность вопросов изучения современного состояния данной отрасли и формирования стратегических приоритетов развития сельского хозяйства, предусматривающих переход на цифровую агропродовольственную систему.
Методы исследования. В ходе исследования и написания статьи были использованы такие методы, как экономико-статистический анализ, наблюдение, метод экспертных оценок, монографический и др.
Анализ и результаты исследования. Сегодня в результате осуществления тех приоритетных задач, которые были определены правительством Республики Узбекистан, в стране обеспечено устойчивое эффективное развитие практически всех сфер экономики. В частности, реализация программных мер по реформированию и развитию сельского хозяйства, направленных на обеспечение продовольственной безопасности, повышение качества сельскохозяйственной продукции и экспортного потенциала отрасли, явились прочной основой для достижения высоких показателей развития сельского хозяйства. Так, в 2018 г. доля сельского хозяйства в ВВП Узбекистана составила 32,4%, общий объем продукции (услуг) сельского, лесного и рыбного хозяйства составил 199 537,4 млрд. сум, или 100,3% к 2017 г., в том числе в растениеводстве и животноводстве, охоте и предоставлении услуг в этих областях - 193 703,3 млрд. сум (100,2%), лесном хозяйстве - 4 757,5 млрд. сум (103,1%), рыбном хозяйстве - 1 076,6 млрд. сум (113,8%).
Узбекистан обладает значительным экспортным потенциалом, экспорт сельскохозяйственной продукции приносит около 20-25% совокупных
экспортных доходов. В 2018 г. экспортировано плодоовощной продукции в более чем 80 стран мира в объеме 1230,6 тыс. тн. на сумму 874,5 млн. долл. США. Отметим также, что увеличилась доля экспорта переработанной продукции с более высокой добавленной стоимостью. Так, в 2018 г. объем экспорта текстильной продукции составил 1,6 млрд долл. США и увеличился, по сравнению с 2017 г., на 41,4%. Экспорт хлопкового волокна
составил 222,1 млн долл. США.
Структурные преобразования в сельском хозяйстве связаны, прежде всего, с диверсификацией сельскохозяйственного производства, расширением посевных земель для выращивания продовольственных культур за счет оптимизации посевов под хлопчатник и увеличения площадей под зерновые колосовые культуры, овощеводство, садоводство и виноградарство (табл. 1).
Таблица 1
Структура посевных площадей (все категории хозяйств) [3]
2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
тыс. га % тыс. га % тыс. га % тыс. га %
Вся посевная площадь 3694,2 100 3706,7 100 3474,5 100 3396,0 100
в том числе:
Зерновые культуры 1671,1 45,2 1689,4 45,6 1655,6 47,6 1643,2 48,4
Хлопчатник 1298,1 35,1 1265,1 34,1 1201,2 34,6 1108,2 32,6
Картофель 80,6 2,2 84,6 2,3 78,8 2,3 86,8 2,6
Овощи 194,0 5,3 206,0 5,5 189,7 5,5 219 6,4
Бахчи продовольственные 52,0 1,4 58,8 1,6 52,3 1,5 52,6 1,5
Параллельно с процессом оптимизации посевных площадей проводилась работа по повышению урожайности основных сельскохозяйственных культур. К примеру, средняя урожайность производства картофеля выросла с 129,3 ц/га в 2000 г. до 224,8 ц/га в 2018 г., овощей - с 183,8 ц/га до 237,1 ц/га, бахчевых - с 132,4 ц/га до 189,8 ц/ га, плодов и ягод - с 56,9 ц/га до 134,1 ц/га соответственно. В то же время наблюдалось снижение урожайности хлопка-сырца в некоторых регионах
республики, что связано, прежде всего, с относительно низким бонитетом земли и дефицитом поливной воды.
В результате принятых мер по оптимизации и рациональному размещению сельскохозяйственных культур, а также мер по увеличению их урожайности в республике, кроме зерновой независимости, достигнута самообеспеченность по большинству других продуктов питания, что позволяет обеспечивать продовольственную безопасность в условиях не-
стабильной конъюнктуры мировых продовольственных рынков. Наряду с такими стратегически важными сельскохозяйственными культурами, как хлопок и зерно (в 2018 г. - 6 375,4 тыс. тонн зерна и более 2293,0 тыс. тонн хлопка-сырца), значительно возросли объемы производства в отраслях пло-доовощеводства, животноводства, птицеводства и рыбоводства. В частности, в 2018 г. выращено картофеля в объеме 2 750,1 тыс. тонн (98,4%), собрано ово-
щей - 9 635,1 тыс. тонн (94,3%), бахчевой продовольственной продукции - 1 904,9 тыс. тонн (93,8%), плодов и ягод
- 2 589,7 тыс. тонн (99,0%), винограда
- 1 564,5 тыс. тонн (96,2%). Всеми категориями хозяйств было произведено 2 417,4 тыс. тонн мяса в живом весе (на 5,7% больше, чем в январе-декабре 2017 г.), 10 480,7 тыс. тонн молока (на 4,3%), 7 360,5 млн штук яиц (на 16,2%), 1 082,6 тыс. штук каракуля (на 0,7%) (табл.2).
Таблица 2
Производство основных видов продукции сельского хозяйства в республике [3]
Продукция 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
Хлопок, тыс. тн 3360,0 2959,0 2900,2 2293,0
Зерно, тыс. тн 7800,0 8261,3 8116,5 6 375,4
Овощи, тыс. тн 8518,4 11275,8 11433,6 9 635,1
Бахчи, тыс. тн 1558,3 2044,9 2094,8 1 904,9
Картофель, тыс. тн 2250,4 2958,4 3014,6 2 750,1
Плоды, тыс. тн 2261,1 3042,8 3076,3 2 589,7
Виноград, тыс. тн 1322,1 1735,8 1748,9 1 564,5
Мясо, тыс. тн 1787,8 2172,5 2281,1 2 417,4
Молоко, тыс. тн 7885,5 9703,4 10083,2 10 480,7
Рост показателей последних лет (за исключением показателей 2018 г. по продукции растениеводства, что связано с неблагоприятными погодными условиями) свидетельствует о глубоких структурных преобразованиях и поступательном развитии нашей страны. Как отметил Президент Республики Узбекистан, «в сельском хозяйстве реализуются меры по повышению заинтересованности фермеров и дехкан, внедрению передовых технологий и переходу на кластерную систему про-
изводства» [1].
Однако «существующие в сфере темпы роста нас совершенно не удовлетворяют» [1], в связи с чем возникает необходимость развивать данную отрасль на основе стратегического подхода. Согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 23.10.2019 г. N УП-5853 «Об утверждении Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы», определены 9 стратегических приоритетов развития сельского хозяйства,
предусматривающие переход на цифровую агропродовольственную систему1. Стратегия охватывает следующие стратегические приоритеты:
Обеспечение продовольственной безопасности населения - один из ключевых пунктов плана национального развития, поскольку затрагивает широкий круг социально-экономических, демографических и экологических факторов. В рамках реализации стратегии будут определены и
В рамках мер, направленных на увеличение продуктивности в животноводстве, устойчивую интенсификацию производства мяса рыбы, птицы, молока, были определены основные целевые показатели и индикаторы, достигаемые в разрезе стратегического приоритета - обеспечение продовольственной безопасности населения (рис. 1).
Реализация задач стратегического приоритета «Создание благоприятного агробизнес-климата и цепочек добавленной стоимости», которая предусматривает достижение эффек-
устранены факторы, сдерживающие обеспечение продовольственной безопасности, в числе которых: сокращение физического доступа к продовольствию; рост цен на некоторые сельскохозяйственные продукты, снижающие их экономическую доступность для домохозяйств; снижение качества рациона питания, а также резкие колебания цен и объемов доступного продовольствия.
тивности использования имеющейся инфраструктуры по хранению и транспортировке агропродоволь-ственных товаров; обновление и модернизацию складских и перерабатывающих мощностей для повышения устойчивой и слаженной работы создаваемых производственно-сбытовых цепочек; содействие различным формам объединений, группам производителей (кооперативы, ассоциации, кластеры и т. д.) с целью сокращения издержек на производство, переработку, транспортировку, экспорт продукции; совершенствование систем
3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0
43 60
70
75
УВЕЛИЧЕНИЕ СРЕДНЕЙ УРОЖАЙНОСТИ ЗЕРНОВЫХ КОЛОСОВЫХ. ЩГА
2 320
2 700
3 100
3 500
УВЕЛИЧЕНИЕ СРЕДНЕГО
Н4ДОЯ КОРОВЬЕГО МОЛОКА, КГ ОТ ОДНОЙ КОРОВЫ
_7 _ю _ 12 15
ДОЛЯ КОРМОВЫХ КУЛЬТУР В ОБЩЕЙ СТРУКТУРЕ ПОСЕВНОЙ ИТОЩАДИ %
□ Основа (2018 г.) Цель на 2021 г. ЮЦель на 2025 г. □ Цель на 2030 г.
Рис. 1. Достигаемые показатели по результатам реализации приоритета «Обеспечение продовольственной безопасности населения»
1 Указ Президента Республики Узбекистан от 23.10.2019 г. №УП -5853 «Об утверждении Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы.
контроля качества производства, нормативно-правовой базы, а также развитие институционального потенциала позволит обеспечить безопасность
и качество сельскохозяйственных и пищевых продуктов. При этом будут достигнуты следующие показатели (рис. 2).
Рис. 2. Ожидаемые результаты реализации задач 2-го приоритета Стратегии
Основной задачей направления Стратегии «Снижение роли государства в управлении сферой и повышение инвестиционной привлекательности» является формирование эффективной системы, способствующей привлечению частных инвестиций для модернизации, диверсификации и стабильного роста агропродовольственного сектора. Предусмотрено постепенное прекращение прямого участия государства в производстве и сбыте хлопчатника, пшеницы и других культур. Будет внедрен механизм, в соответствии с которыми оборотные средства будут предоставляться коммерческими банками, которые, в свою очередь, получат субсидирование за счет средств государственного бюджета.
Проблема засоленности земель в республике (около 45% сельскохозяйственных земель засолены, из которых 19% с высоким уровнем засоленности) и доступа к водным ресурсам является главным препятствием для расширения площади земель, используемых
для нужд сельского хозяйства и для поддержания урожайности. В стране существует проблемы, связанные с управлением водными ресурсами, ирригационной инфраструктурой, устаревшими насосными станциями. Прогнозируется уменьшение объемов стока воды вследствие таяния ледников и от изменения режима осадков. Увеличение использования подземных вод в результате этих ограничений еще больше усугубляет проблемы, ведет к дальнейшему истощению, ускоряя процессы деградации почвы и снижения урожайности [2].
В связи с этим основной задачей направления «Обеспечение рационального использования природных ресурсов и охрана окружающей среды» определено повышение эффективности использования земельных и водных ресурсов. В результате реализации мер в рамках данного приоритета предусмотрено достижение следующих показателей и индикаторов (табл. 3).
Таблица 3
Показатели и индикаторы на уровне 3-го стратегического приоритета
Индикаторы Основа (2018 г.) Цель на 2021 год Цель на 2025 год Цель на 2030 год
Общая площадь сельскохозяйственных земель для производства продукции для государственных закупок 2,5 млн га 0,9 млн га нет нет
Увеличение числа фермеров, применивших надлежащую сельскохозяйственную и экологическую практику, а также международную систему качества менеджмента 2 % 5 % 10 % 20 %
Общая площадь сельскохозяйственных земель с внедрением водосбере-гающих технологий 1,7 % 10 % 20 % 32 %
Сокращение доли земель с высокими показателями засоленности 45 % 43 % 41 % 37 %
Расширение площадей с лесным покровом 3,2 млн га 20 % 25 % 30 %
Расширение площадей под ореховые культуры (фисташка, грецкий орех, миндаль) 11 634 га 10 % 15 % 18 %
Достижению этих целей будет способствовать создание отлаженного механизма финансирования отечественных инновационных разработок, в котором, как показывает опыт развитых стран, должно участвовать не только государство, но и сами отрасли, предприятия, представители бизнес-среды. В осуществлении задач инновационного развития аграрного сектора велика роль банковских, финансовых институтов, налоговых структур, актуальными остаются вопросы совершенствования системы транспортных коммуникаций, применения ИКТ, формирования современных исследовательских, образовательных и консультационных услуг и дальнейшего улучшения качества подготовки специалистов, существуют
проблемы сбалансированного развития сельских районов.
Решение этих вопросов предусмотрено в таких направлениях Стратегии, как «Развитие современных систем государственного управления», «Диверсификация государственных расходов в поддержку сектора», «Развитие науки, образования, систем информационных и консультационных услуг в сельском хозяйстве», «Развитие сельской местности», «Разработка прозрачной системы отраслевой статистики».
В результате реализации задач, обозначенных в данных направлениях Стратегии, предусматривается достижение следующих целей:
- поэтапное изменение роли государственных органов в сторону со-
действия развитию частного сектора, постепенного уменьшения государственного управления и владения нестратегическими услугами и активами. В стратегически важных сферах, где необходимо осуществление регулирующих функций, будет установлено четкое разделение между функциями государственного регулирования и предоставления услуг;
- повышение эффективности государственных расходов на сельское хозяйство за счет постепенного перераспределения государственных финансовых ресурсов, направленных на предоставление ключевых государственных услуг и реализацию программ структурных изменений;
- укрепление институционального потенциала органов государственного управления в целях повышения эффективности и результативности в управлении государственными финансами в агропродовольственном секторе;
- совершенствование взаимосвязи между финансированием исследований с приоритетами и потребностями реального сектора и эффективных механизмов распространения знаний;
- развитие современной системы образования, нацеленной на повышение конкурентоспособности производителей сельскохозяйственной продукции и агробизнеса;
- создание региональной информационно-консультативной сети распространения знаний путем развития государственно-частного партнерства, систем предоставления услуг, направ-
ленных на удовлетворение потребностей сектора во всех регионах страны;
- содействие развитию сельской местности посредством формирования необходимой институциональной, нормативно-правовой базы для развития сельского хозяйства и сельских районов; рамочной пилотной инвестиционной программы поддержки несельскохозяйственных предприятий в целевых сельских районах; рамочной инвестиционной программы для содействия организации и мобилизации ресурсов местных сельских сообществ и развития партнерства между сельскими общинами, сельскохозяйственными предприятиями, гражданским обществом и местными органами власти;
- улучшение систем сбора, сопоставления и распространения достоверных статистических данных и информации о рынках, основанных на фактических данных, мониторинге прогресса и повышении прозрачности в секторе;
- содействие внедрению умных технологий и систем в сельском хозяйстве путем развития соответствующих государственных структур, служб и систем поддержки.
В качестве вывода можно сказать, что каждый из стратегических приоритетов является важным и необходимым, но только одновременное их формирование позволит создать ту самую инновационную среду в аграрном секторе республики, которая будет способствовать выходу на новый уровень развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. 2020 год - год развития науки, просвещения и цифровой экономики. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису // Газета «Народное слово» от 25 января 2020 года, № 19 (7490).
2. Ходжаев Ж. Аграрный сектор поддержит новая стратегия. Министр сельского хозяйства Республики Узбекистан Жамшид Ходжаев о Проекте «Стратегия развития селького хозяйства Республики Узбекистан на период 2019-2030 годы» // Российская газета - Спецвыпуск № 193(7951). - Режим доступа: https://rg.ru/2019/08/29/ eksportnyj-potencial-uzbekistana-v-apk-prevyshaet-5-milliardov-dollarov.html
3. stat.uz - официальный сайт Государственного комитета РУз по статистике.
REFERENCES
1. 2020 god - god razvitiya nauki, prosveshcheniya i cifrovoj ekonomiki. Poslanie Prezidenta Respubliki Uzbekistan SHavkata Mirziyoeva Olij Mazhlisu [2020 is the year of development of science, education and the digital economy. Message of the President of the Republic of Uzbekistan Shavkat Mirziyoyev to the Oliy Majlis]. Gazeta «Narodnoe slovo» ot 25 yanvarya 2020 goda, no. 19 (7490).
2. Hodzhaev Zh. Agrarnyj sektor podderzhit novaya strategiya. Ministr sel'skogo hozyajstva Respubliki Uzbekistan Zhamshid Hodzhaev o Proekte «Strategiya razvitiya sel'kogo hozyajstva Respubliki Uzbekistan na period 2019-2030 gody» [The Agricultural sector will be supported by a new strategy. Minister of agriculture of the Republic of Uzbekistan Zhamshid Khodjaev on the Project «Strategy for the development of agriculture of the Republic of Uzbekistan for the period 2019-2030»]. Rossijskaya gazeta - Special iss. no. 193(7951). Available at: https://rg.ru/2019/08/29/eksportnyj-potencial-uzbekistana-v-apk-prevyshaet-5-milliardov-dollarov.html
3. stat.uz - oficial'nyj sajt Gosudarstvennogo komiteta RUz po statistike [official website of the state statistics Committee of the Republic of Uzbekistan].
Материал поступил в редакцию 09.02.2020 © Ашурметова Н.А., 2020