Столыпинский вестник №7/2022
Научная статья Original article УДК 343.1
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ
CURRENT STATUS AND PROBLEMS OF DISCOVERING CRIMES OF PAST
YEARS
Петрук Михаил Вадимович, магистрант 2 курса ФГБУ «Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации», (190000 Россия, г. Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, д. 96), тел. +7 (984) 150-47-33
Petruk Mikhail Vadimovich, 2nd year master student of the St. Petersburg Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, (190000 Russia, St. Petersburg, Moika Embankment, 96), tel. +7 (984) 150-47-33
Аннотация. Следственные органы России, проводят постоянную работу, направленную на совершенствование раскрытия совершаемых преступлений, различной категории тяжести. Кроме того, учеными и
Столыпинский вестник
4122
криминалистами, разрабатываются различные технические устройства, которые позволяют повысить раскрываемость преступлений. Большую пользу в раскрытии многих преступлений, в настоящее время, оказывают камеры видеонаблюдения, массово устанавливаемые в крупных городах. Те не менее, остается определенный процент нераскрытых преступлений, которые нуждаются в расследовании. В связи с вышеизложенным, автором настоящей статьи, предпринята попытка научного анализа и критического осмысления современного состояния и проблем раскрытия преступлений прошлых лет.
Abstract. The investigative authorities of Russia are constantly working to improve the disclosure of crimes committed, of various categories of severity. In addition, scientists and criminologists are developing various technical devices that can increase the detection of crimes. Surveillance cameras, massively installed in large cities, are currently of great benefit in solving many crimes. However, there remains a certain percentage of unsolved crimes that need to be investigated. In connection with the foregoing, the author of this article made an attempt to scientific analysis and critical understanding of the current state and problems of solving crimes of past years.
Ключевые слова: расследование преступлений, преступления прошлых лет, нераскрытые преступления, тактика расследования, криминалистическая тактика, использование современных технических средств.
Keywords: investigation of crimes, past crimes, unsolved crimes, investigation tactics, forensic tactics, use of modern technical means.
К нераскрытым преступлениям прошлых лет относят дела, предварительное следствие по которым было приостановлено до начала текущего года за неустановлением лица, которое должно быть привлечено к
4123
ответственности в качестве обвиняемого. При этом, как отмечают ученые, как правило, данные дела в течение одного или нескольких раз приостанавливались, а впоследствии просто хранились, пока не истекал срок давности уголовного преследования. После истечения срока давности дела подлежали уничтожению, а виновные лица так и не были найдены.
Можно выделить следующие основные недостатки в следственной работе, которые, на наш взгляд, не дали возможность своевременно раскрыть противоправное деяние: [6, с. 185]
1. Несвоевременность возбуждения уголовного дела.
2. Ограниченные на тот период возможности проведения судебных экспертиз. Данная причина схожа с предыдущей, однако стоит заметить, что в отдаленных населенных пунктах подобная проблема может существовать и в настоящее время, ввиду чего следователю необходимо тщательно фиксировать и изымать все следы и направлять их на проведение экспертизы туда, где это является возможным.
3. Узкий круг версий, которые были выдвинуты на проверку, а также неполнота проведения последней. Безусловно, крайне важно выделить максимально возможное число версий и полностью их проверить. Только данный подход даст возможность провести полное расследование, а также избежать следственных ошибок.
4. Проведение не по всем изъятым с места преступления объектам соответствующих экспертиз. С учетом развития современной техники исследование всех объектов крайне важно, т. к. могут быть выявлены следы ДНК и иные следы, которые могут способствовать продолжению расследования.
5. Необоснованное приостановление предварительного следствия без выполнения всех необходимых действий в отсутствие обвиняемого. В данном
4124
случае мы можем говорить, что следователь не выполнил весь возможный спектр следственных действий, направленных на сбор информации и доказательств.
Часто бывает, что квалификации следователя, или же опыта, недостаточно для того, чтобы раскрыть совершенное преступление. В настоящее время, в мире, ведутся разработки искусственного интеллекта, которые направлены на раскрытие совершенных преступлений.
Наиболее известными из таких работ являются проект «ФОРВЕР», созданный коллективом учёных Нижегородского университета им. Лобачевского, позволяющий формировать наиболее перспективные версии о личности преступника.
Достоинством, можно считать ориентацию на выдвижение обоснованных высоковероятных версий, определяющих «вероятностный характер перспективного моделирования, возможный круг источников и содержание доказательств». Однако указанная разработка, фактически была нацелена на программирование деятельности следователя, как ключевого субъекта расследования, а не на программирование расследования как информационного процесса, то есть, по сути, этот проект отражает ситуационный и каузальный подходы к криминалистическому мышлению. Зарубежная криминалистика же в настоящее время пытается развиваться в рамках функционально-коннективистского подхода. [2, с. 215]
В обозримом будущем даже «умные» компьютеры не смогут полностью заместить человека в профессии, но уже сейчас они способны помочь при выполнении отдельных операций. Так, в деятельности современного следователя можно выделить основные компоненты, к которым могут быть применены возможности систем искусственного интеллекта: поиск ориентирующей и доказательственной информации, принятие решений и работа с процессуальными документами. Кратко рассмотрим эти направления.
4125
Обнаружение, криминалистическую и процессуальную фиксацию и анализ доказательственной информации, принятие в отношении неё решений тактического, организационного и процессуального характера можно назвать ключевой функцией следователя, в которой отражается познавательная направленность всей следственной деятельности.
Согласно данным анкетирования следователей, респонденты в целом готовы использовать в процессе расследования больших данных и статистических материалов системы искусственного интеллекта, в первую очередь - для установления отдельных характеристик серийных и совершённых организованными преступными группами преступлений.
В рамках этого направления могут быть возникать и разрешаться как задачи распознавания и классификации (к примеру, связей между членами преступной группы, общего информирования и пр.), так и предсказания, допустим, дальнейшего поведения преступника в виде его перемещений на местности или совершения следующего эпизода преступной деятельности.
В данном случае системы искусственного интеллекта выступают скорее инструментом реализации версионного процесса либо компонентом комплексов принятия или поддержки решений, по аналогии с проектами «Форвер» или «CrimLib.mfo». [4, с. 151]
Системы искусственного интеллекта на основе искусственных нейронных сетей за счёт многократного прохождения по представленному информационному массиву (датасету) способны выявлять недоступные вниманию людей, скрытые закономерности, например, в структуре способа совершения насильственных преступлений.
Вторая группа сценариев возможного применения систем искусственного интеллекта более приземлённа и отражает по сути
4126
автоматическое заполнение процессуальных документов, исходя из содержания ранее проанализированных материалов. [1, с. 60]
В этом случае могут использоваться системы автозаполнения времени и места (для протоколов), исправления ошибок и стилистических неточностей, транскрибирование устной речи следователя или другого участника следственных действий.
В этом случае может достигаться решение классификационных и предсказательных задачи систем искусственного интеллекта. Учитывая, что процесс расследования преступления часто представляется в научных исследованиях как информационная система или модель, именно через аналогичную модель формируются направления внедрения искусственного интеллекта в криминалистическую деятельность.
Возможности искусственного интеллекта по типу искусственных нейронных сетей могут быть реализованы в следующих более развёрнутых направлениях: [7, с. 185]
1. Оценка исходной информации по уголовному делу в целях выдвижения простых и комплексных следственных версий, определение направлений их проверки.
2. Моделирование события преступления и его следовой картины на основе неполных данных и предшествующего «опыта», охватывающего большой массив уголовных дел.
Такая информационная модель может носить как содержательно-информационный, так и вероятностный характер. В качестве примера можно указать разработанный в Великобритании проект VALCRI (V isual Analytics for Sensemaking in Criminal Intelligence - Визуальная аналитика для рационализации расследования преступлений), позволяющий на основе
4127
регистрационных данных оптимизировать поисковую, розыскную и доказательную деятельность. [3, с. 65]
3. Выявление признаков серийности в условиях информационной недостаточности и предложение по проверке перспективных следственных версий.
4. Дополнительная оценка достаточности собранных доказательств для предъявления обвинения или направления уголовного дела прокурору.
5. Работа с социальными сетями, веб-кэшем, индексом поисковых систем и т.д. Так, мониторинг источника фейкового или экстремистского сообщения является одной из наиболее актуальных задач современной криминалистики.
6. Прогнозирование совершения преступления в будущем, на основе анализа признаков совершённых преступлений с точки зрения их локализации, социальных характеристик участвующих лиц, сообщений средств массовой информации.
В силу колоссального количества данных, содержащихся в объектах учётов, для отдельных объектов были созданы автоматизированные регистрационные системы, вызвавшие значительный прогресс в данной области: они позволяют объединять региональные базы данных, что, в свою очередь, обеспечивает оперативное расследование уголовных дел о многоэпизодных преступлениях, совершённых в разных регионах.
Таким образом, понимание функционирования рассмотренных систем как на криминалистическом, так и на компьютерно -технологическом уровне позволяет обеспечить процессы автоматизации при сохранении ранних достижений в этой области. Объекты криминалистических учётов могут выступить фундаментом для обучения искусственных нейронных сетей,
4128
которые, в свою очередь, способны оказаться мощным инструментом правоохранительной деятельности. [5, с. 145]
Отдельным направлением использования систем искусственного интеллекта при раскрытии и расследовании преступлений является их интеграция в геоинформационные комплексы. Это напрямую связано с одним из базовых элементов криминалистической характеристики преступлений - их пространственной ориентацией: местом подготовки, совершения, сокрытия следов, зависимостью между локациями, связанными с преступником, и аналогичными для потерпевшего. Исходная информация для такой системы должна включать не только сведения о преступлениях, но и социально-демографическое, инфраструктурное описания локации, расчёт потенциальных рисков, характеристику транспортного потока, скорости реагирования экстренных служб и иные факторы. Подобные комплексы уже существуют, хотя далеко не все из них являются интеллектуальными.
Литература
1. Варавко, Ю. В. Информационно-аналитическая деятельность как основа раскрытия преступлений прошлых лет / Ю. В. Варавко, Р. В. Скачек // Законность и правопорядок. - 2019. - № 2(50). - С. 58-61.
2. Елинский, В. И. Раскрытие преступлений прошлых лет / В. И. Елинский // Право и закон: проблемы теории и практики, Москва, 15 апреля 2020 года. - Москва: ООО "Издательский Центр РИОР", 2020. - С. 212-217.
3. Кокорев, Е. В. Выявление и раскрытие преступлений прошлых лет как одно из основных направлений деятельности оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы / Е. В. Кокорев // Российский следователь. - 2021. - № 3. - С. 64-66.
4. Кокорев, Е. В. Проблемные вопросы организации взаимодействия оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел по выявлению и раскрытию преступлений
4129
прошлых лет / Е. В. Кокорев // Право и государство: теория и практика. - 2021. - № 1(193). - С. 150-152.
5. Кузьмин, Н. А. Особенности оперативно -розыскной деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по раскрытию преступлений прошлых лет / Н. А. Кузьмин, И. А. Завьялов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2022. - № 2(94). -С. 141-148.
6. Мокрушин, И. В. Обеспечение прав личности при раскрытии преступлений прошлых лет в ходе осуществления розыскной и идентификационной деятельности / И. В. Мокрушин, А. В. Парфенов // Закон и право. - 2021. - № 12. - С. 184-186.
7. Мокрушин, И. В. Проблемные вопросы, возникающие в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности по раскрытию преступлений прошлых лет / И. В. Мокрушин // Закон и право. - 2022. -№ 3. - С. 184-187.
Literature
1. Varavko, Yu. V. Information and analytical activity as a basis for solving crimes of past years / Yu. V. Varavko, R. V. Skachek // Legality and the rule of law. - 2019. - No. 2 (50). - P. 58-61.
2. Elinsky, V. I. Disclosure of crimes of past years / V. I. Elinsky // Law and law: problems of theory and practice, Moscow, April 15, 2020. - Moscow: LLC "Publishing Center RIOR", 2020. - P. 212-217.
3. Kokorev, E. V. Identification and disclosure of crimes of past years as one of the main activities of the operational units of the penitentiary system / E. V. Kokorev // Russian investigator. - 2021. - No. 3. - P. 64-66.
4. Kokorev, E. V. Problematic issues of organizing the interaction of operational units of the penitentiary system and internal affairs bodies to identify and solve crimes of past years / E. V. Kokorev // Law and State: Theory and Practice. - 2021. - No. 1 (193). - P. 150-152.
4130
5. Kuzmin, N. A. Features of the operational-search activity of the operational units of the internal affairs bodies to solve crimes of past years / N. A. Kuzmin, I. A. Zavyalov // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2022. - No. 2 (94). - P. 141-148.
6. Mokrushin, I. V. Ensuring the rights of the individual when solving crimes of past years in the course of carrying out search and identification activities / I. V. Mokrushin, A. V. Parfenov // Law and Law. - 2021. - No. 12. - P. 184186.
7. Mokrushin, I. V. Problematic issues arising in the course of the implementation of operational-search activities to solve crimes of past years / I. V. Mokrushin // Law and Law. - 2022. - No. 3. - P. 184-187.
© ПетрукМ.В., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №7/2022.
Для цитирования: Петрук М.В. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИИ ПРОШЛЫХ ЛЕТ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №7/2022.
4131