УДК 378.17 ББК 74.48 Ч 63
А.Х. Чипов
Старший преподаватель кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова»; E-mail: [email protected]
Х.Х.-А. Токов
Старший преподаватель кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова»; E-mail: [email protected]
А.Б. Сохов
Старший преподаватель кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова»; E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
(Рецензирована)
Аннотация. Рассмотрены проблемы воспитания здоровых и гармонически развитых молодых специалистов, дан анализ, и выявлены проблемы формирования здорового образа жизни студентов типичного аграрного университета, сформулированы предложения по совершенствованию и созданию современной нормативной базы охраны здоровья студентов.
Ключевые слова: студенческая молодежь, развитая личность, педагогические технологии, здоровый образ жизни.
A.Kh. Chipov
Senior teacher of Department of Physical Training, the Kabardino-Balkarian State Agricultural University named after V.M. Kokov; E-mail: [email protected]
Kh.Kh.-A. Tokov
Senior teacher of Department of Physical Training, the Kabardino-Balkarian State Agricultural University named after V.M. Kokov; E-mail: [email protected]
A.B. Sokhov
Senior teacher of Department of Physical Training, the Kabardino-Balkarian State Agricultural University named after V.M. Kokov; E-mail: [email protected]
THE CURRENT STATE AND PROBLEMS OF FORMATION OF HEALTHY LIFESTYLE IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Abstract. The paper deals with the problems of education of healthy and harmoniously developed young specialists, analyzes and reveals problems of formation of a healthy lifestyle for students of a typical agricultural university. Proposals are formulated for improving and creating a modern regulatory framework for protecting students' health.
Keywords: Students, developed personality, pedagogical technologies, healthy lifestyle.
В последние годы как никогда актуальной стала проблема воспитания здоровой и гармонически развитой личности, что требует непрерывного формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) детей и молодежи. Становление ЗОЖ в контексте педагогической технологии поддержания здоровья и достижения высокой результативности и продуктивности учебного труда является одной из важнейших проблем педагогики российской высшей школы. Бесспорно, что без надлежащего здоровья невозможно добиться продуктивного обучения, они не только взаимосвязаны, но и взаимообусловлены. Вместе с тем опыт показывает, что педагогический процесс во многих вузах является здоровьезатратным. Во многих публикациях отечественных ученых отмечается тревожная нарастающая динамика ухудшения состояния здоровья студентов (Р.И. Айзман [1], Э.Н. Вайнер [2], Э.М. Казин [3], Ю.П. Лисицын [4] и др.). Действительно, как видно из данных Росстата, около 85% абитуриентов, поступающих на первый курс разных вузов страны, уже имеют те или иные хронические заболевания. Причем около 45% из них имеют серьезные мор-фофункциональные отклонения (Н.А. Агаджанян [5]).
Исторически студенчество всегда является самой незащищенной категорией общества, для которой характерен системный комплекс негативных организационно-педагогических, социально-гигиенических и материально-бытовых воздействий. Студенческая молодежь входит в группу населения с повышенным риском заболеваний, что объясняется сравнительно значительными психоэмоциональными и умственными нагрузками, студентам необходима чувствительная адаптация к новым (можно сказать - стрессовым) условиям проживания и обучения, налаживанием новых межличностных отношений
вне семьи, необходимостью поиска источников дохода.
Наши многолетние (с 1990 г.) наблюдения за студентами Кабардино-Балкарского государственно-
го аграрного университета им. В.М. Кокова убедительно показывают, что большинство молодых людей выбирает такой стиль жизни, мягко говоря, мало соответствующий задачам поддержания и укрепления здоровья... Все это в конечном итоге уменьшает эффективность обучения в вузе, что не может также не сказаться негативно на конечных результатах при подготовке молодого специалиста. Очевидно, что одной из важнейших задач высшей школы (наряду с воспитанием и получением современных профессиональных знаний) выступает необходимость формирования у студентов навыков и потребности к здоровому образу жизни [6, 7].
Несмотря на это, потребность в постоянной работе в этом направлении до настоящего времени не проводится в надлежащем порядке, чему способствуют и противоречия в теории и практике высшего образования при построении личностно-ориентированного педагогического процесса.
В ходе разработки концепции формирования системы педагогических условий развития у студентов аграрного вуза потребности к ЗОЖ, наряду с теоретико-методологическим анализом поставленной проблемы, мы исследовали потребности студентов в аспекте ЗОЖ, а также провели диагностику и экспертизу методического обеспечения формирования ЗОЖ в аграрном университете.
При работе с исследованием потребностей и возможностей студентов к ЗОЖ мы для большей убедительности знакомили учащихся с различными нормативными и методическими документами, регламентирующими охрану здоровья в образовательных учреждениях, в том числе с «Основами законодательства
РФ о здравоохранении», Законом РФ «Об образовании» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.
В качестве основных задач программы «Образование и здоровье», изложенных в письме Минобразования России (№ 29/1530- 6 от 03.05. 2001), указаны: «... создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья в вузах; внедрение методологии, принципов и методов здоровьесберегающего образования, программно-технических средств по мониторингу, формированию, развитию и сохранению здоровья студентов и преподавателей вузов; осуществление медико-физиологического, социологического и психолого-педагогического контроля за состоянием здоровья субъектов образовательного процесса, за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения по вопросам сохранения здоровья обучающихся, разработка рекомендаций по формированию здорового образа жизни студентов с учетом их индивидуальных склонностей, способностей и психофизиологических особенностей; по организации в учебном заведении условий проведения здоровьесберегающего учебного процесса; организация взаимодействия со спортивными, реабилитационными, профилактическими центрами региона; проведение просветительской работы в области культуры здоровья, в т.ч. профилактики социально обусловленных заболеваний (алкоголизма, наркомании, СПИДа, табакокурения)».
Бесспорно, что основными факторами, формирующими потребность студентов в ЗОЖ, выступают состояние их здоровья и образ жизни. В ходе исследования мы разбили студентов аграрного вуза на две группы: 1) городскую; и 2) сельскую. Нами было установлено, что на первом курсе наиболее
чаще болели сельские ребята, со второго и далее - чаще болели городские ребята. Это можно объяснить во многом тем, что сельские ребята резко изменили свой образ жизни, ассортимент и график питания, им присуща выраженная мобилизация адаптивного потенциала организма.
Наши данные по обследованию студентов в целом совпадают с результатами исследования распространенности хронических неинфекционных заболеваний среди студентов Первого медицинского университета им. Сеченова, где на 1 курсе почти половина студентов (48%) были здоровыми, около четверти (24%) имели функциональные нарушения, примерно треть (30%) студентов была больна хроническими заболеваниями; уже на 2 курсе произошли позитивные изменения в показателях здоровья учащихся.
При формировании потреб -ностей в ЗОЖ отправной точкой сформированности у студентов являются их знания, умения и навыки в достижении здорового образа жизни.
Исследователи отмечают, что одним из эффективных приемов по формированию у студентов готовности к реализации ЗОЖ выступает воспитание ценностных ориентиров на здоровый образ жизни. Считаем уместным привести высказывание А.Г. Маслоу (1999): «Лишь лишившись здоровья, мы начинаем понимать его истинную ценность» [8].
В ходе изучения ценностных ориентиров студентов аграрного университета мы установили, что работа по специальности занимает 19 место из 25 ценностей. Доминирующими ценностями у будущих аграриев выступает заработная плата и должность. Для нас было интересным и новым, что сельские студенты отдают предпочтение таким ценностям, как образование, исполнительная дисциплина, аккуратность, что действительно имеет жесткую корреляцию
с поставленными целями. Для городских студентов наиболее предпочтительны другие качества - рационализм, жизнерадостность... Подобные системы ценностей студентов также отмечают и другие исследователи, в частности, И.М. Ильинский [9] обращает внимание, что наиболее предпочтительным для студентов является достижение личного обогащения, такие же выводы мы видим в трудах В.И. Деникина [10], Л.Г. Логиновой [11], Н.А. Асташо-вой [12] и др.
Отрадно, что более половины студентов понимают, что ключ к будущим успехам лежит через серьезное образование. В структуре аксиологической сферы учащаяся городская молодежь все же на первое место ставит карьеру (54%), сельская молодежь отдает предпочтение семейному счастью (70%).
В целом можно констатировать, что первостепенное значение для будущих аграриев имеют такие терминальные ценности личностного характера (любовь, дружба, семейное благополучие, материальное благополучие, уверенность в завтрашнем дне). Вместе с тем надо отметить, что с оговоркой студенты также отмечают важность здоровья.
Нам представляется, что формированием навыков к ЗОЖ необходимо заниматься еще в школе, если не в детском саду. Необходимо с малых лет формировать гигиеническую грамотность, объяснять, что здоровье на 80% зависит от образа жизни и т.д. [7, 13, 14]
Такой подход позволит уже к окончанию средней школы получить учащимся необходимые познания основных видов и основных направлений профилактики обыденных заболеваний. В качестве примера недостаточной грамотности студенческой молодежи можно привести тот факт, что более 30% опрошенных нами студентов не знали, что избыточный вес является одним их ведущих факторов
возникновения некоторых тяжелых заболеваний, многие студенты также полагают, что обращаться к стоматологам стоит лишь при острой боли, с иронией реагируют на беседы о необходимости посещения стоматологической поликлиники с профилактической целью.
Более того, надо отметить, что вследствие отсутствия знаний о ЗОЖ студенты давали удручающие ответы на такие вопросы, как одинаково ли опасно курение для женщин и мужчин (20% опрошенных были уверены, что курение опасно лишь для женщин); около 50% студентов были уверены, что «умеренное» употребление спиртных напитков не вредит организму, а 30% не знали, что означает «пьяное зачатие». Практически все опрошенные отрицательно ответили на вопрос о том, может ли в студенческом возрасте развиться алкоголизм.
В ходе исследования гигиенических навыков будущих специалистов в аграрной сфере мы получили (на наш взгляд, недопустимые) результаты. Так, например, более половины опрошенных студентов не считали зазорным пользоваться чужой обувью, тапочками и т.д. Более того, лишь 45% указали, что моют руки перед едой после улицы.
Нам также было интересно выявить уровень сформированности коммуникативных умений. Для этого мы оценивали отношение студентов к вредным привычкам своих товарищей. К сожалению, приходится констатировать, что лишь 23% респондентов считали уместным вмешиваться в поведение своих товарищей, в частности, помочь им бросить курить.
Мы рассматривали также и рефлексивные умения студентов, как они сами себя оценивают, свои возможности, свое место среди сокурсников.
При этом мы исходили из того, что рефлексия должна отражать
нравственную деятельность и выступать «трудом души», очищающим собственные чувства и корректирующим поступки индивидуума.
Исследуя рефлексивные умения студенческой молодежи КБГАУ, мы установили, что более 65% считает себя здоровыми. На наш взгляд, довольно завышенная самооценка, ибо опрашиваемые студенты не владели правильными критериями оценки своего здоровья. В своих беседах мы постарались корректно и убедительно показать, что при наличии нерационального питания, малоподвижного образа жизни, злоупотребления алкоголем и табаком. невозможно и неправильно считать себя здоровым, даже если ничего пока не болит. И это при том, что почти половина из этих опрошенных довольно часто приносит медицинские справки об освобождении от занятий по физической культуре.
При анкетном опросе мы установили, что очень значимым остается профилактика аддиктивного поведения студентов для подготовки их к ЗОЖ. Мы выяснили, что большинство студентов считают, что саморазрушающее поведение в виде табакокурения, алкоголизма, наркомании и т.д. - это абстрактные понятия, которые лично их не касаются. Приходится констатировать, что беседы о роли духовного, нравственного, эмоционально-психического, физического, сексуального благополучия человека «не доходят» до 65%. Видимо, этим можно объяснить нарастающую распущенность в этих аспектах человеческого бытия у молодежи.
Нами также было установлено, что 80% курящих студентов из сел начали курить на первом и втором курсах, в целом курящих студентов больше из городских ребят (на 32%). Хотя был анонимный опрос, тем не менее ни один из опрошенных студентов не
признался в том, что употребляет наркотики.
Все это подтверждает необходимость коррекции взглядов студенческой молодежи на ЗОЖ.
В ходе анкетирования был блок вопросов по качеству питания студентов. Было установлено, что не менее 90% студентов признают, что «сухомятка» не способствует здоровью, тем не менее более 50% обходятся, как правило, в учебные дни перекусами, 35% принимает пищу два раза в день и лишь около 30% едят первое блюдо. Мы считаем, что было бы неправильным говорить только об отсутствии знаний у студентов в этом вопросе. Здесь довольно значимую роль играет и материальный фактор, особенно для сельской молодежи, которая в основном живет на съемных квартирах.
В качестве положительного явления считаем возможным отметить, что в последние 5 лет наблюдается возрастающая потребность у студентов к информации по ЗОЖ. Это подтвердилось и в ходе проводимых нами опросов среди студентов. Мы установили, что вопросы личной гигиены интересуют уже около 80% респондентов, фитнес-клубы и подобные учреждения посещают около 30%, следят за осанкой и весом около 35%...
При этом студенты отмечали, что им больше нравится индивидуальная беседа специалистов, а также лекции с указанием современной рекомендуемой специальной литературы.
В заключение считаем необходимым указать, что требуется сформировать современную нормативную базу охраны здоровья студентов вузов, разработать единую методологию образования в области здоровья, а перед каждым вузом поставить задачу формулирования собственной концепции и разработки программы формирования здорового образа жизни студентов.
Примечания:
1. Айзман Р.И. Валеологическая педагогика // Актуальные проблемы вале-ологии в образовании: материалы второй Всерос. науч.-практич. конф. Липецк, 1999. С. 9-11.
2. Вайнер Э.Н. ЗОЖ как принципиальная основа обеспечения здоровой жизнедеятельности // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2009. № 3. С. 39-46.
3. Казин Э.М., Панина Т.С, Федоров А.И. Психолого-валеологические подходы к здоровью и развитию личности в системе образования // Валеология. 1997. № 3. С. 5.
4. Лисицын Ю.П. Состояние здоровья населения и факторы риска. Пермь, 1989. С. 6-11.
5. Здоровье студентов / Н.А. Агаджанян, В.П. Дегтярев, Е.И. Русанова [и др.]. М.: Российский ун-т дружбы народов, 1997. 199 с.
6. Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. М., 2001. 416 с.
7. Гончарук С.В. Активный образ жизни и здоровье студента. Белгород: По-литерра, 2011.
8. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. С. 224-238.
9. Ильинский И.М. Проблемы воспитания Российской молодежи // Воспитание и развитие личности студента в условиях современного вуза: Всерос. науч.-практич. конф. М., 2000. С. 33-58.
10. Деникин В.И. Воспитание студенческой молодежи - задача общества и государства // Воспитание и развитие личности студента в условиях современного вуза: Всерос. науч.-практич. конф. М., 2000. С. 22-23.
11. Логинова Л.Г. Ценности современных студентов // Воспитание и развитие личности студента в условиях современного вуза: Всерос. научн.-практ. конф. М., 2000. С. 110-115.
12. Асташова Н.А. Ценностные ориентации студентов в новых социально-экономических условиях // Воспитание и развитие личности студента в условиях современного вуза: Всерос. науч.-практич. конф. М., 2000. С. 129-133.
13. Ирхин В.Н. Педагогическая система сохранения здоровья студентов вуза. Белгород: Политерра, 2009.
14. Пахомова Л.Э. Физическая культура и здоровье студентов. Белгород: Изд-во БелГУ, 2010
References:
1. Aizman R.I. Valeological Pedagogics // Current problems of valeology in education // Materials of the second All-Russian scient. and pract. conf. Lipetsk, 1999. P. 9-11.
2. Vainer E.N. HLS as an essencial basis of ensuring healthy life activity / E.N. Vainer // HLS. Fundamentals of Health and Safety. 2009. No. 3. P. 39-46.
3. Kazin E.M., Panina T.S, Fyodorov A.I. Psychological and valeological approaches to health and development of a person in the system of education / Valeol-ogy, 1997. No. 3. P. 5.
4. Lisitsyn Yu.P. State of health of the population and risk factors. Perm, 1989. P. 6-11.
5. Students' health // Agadzhanyan N.A., Degtyaryov V.P., Rusanova E.I. [etc.]. M.: Russian University of Friendship of Peoples, 1997. 199 pp.
6. Vainer E.N. Valeology: a textbook for higher schools. M, 2001. 416 pp.
7. Goncharuk S.V. Active lifestyle and student's health. Belgorod: Polit-erra, 2011.
8. Maslow A.G. Motivation and personality. SPb.: Eurasia, 1999. P. 224-238.
9. Ilyinsky I.M. Problems of education of the Russian youth / Education and development of students in the conditions of modern higher school // All-Russian scient. and pract. conf. M., 2000. P. 33-58.
10. Denikin V.I. Education of student youth as a task of the society and state / Education and development of students in the conditions of modern higher school // Vseros. Hay^.-npaKTH^. koh$. M, 2000. P. 22-23.
11. Loginova L.G. Values of modern students / Education and development of students in the conditions of modern higher school // All-Russian scient. and pract. conf. M., 2000. P. 110-115.
12. Astashova N.A. Value orientations of students in new social and economic conditions / Education and development of students in the conditions of modern higher school // All-Russian scient. and pract. conf. M., 2000. P. 129-133.
13. Irkhin V.N. Pedagogical system of the preservation of health of higher school students. Belgorod: Politerra, 2009.
14. Pakhomova L.E. Physical culture and students' health. Belgorod: BelSU, 2010.