Научная статья на тему 'Теоретическая модель формирования здорового образа жизни студенческой молодежи в ‎ ‎дискурсе культуры здоровья'

Теоретическая модель формирования здорового образа жизни студенческой молодежи в ‎ ‎дискурсе культуры здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1348
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE / HEALTH CULTURE / STUDENTS' YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Самарин Артём Викторович, Мехришвили Ламара Ленгизовна

Здоровье студенческой молодежи является приоритетной задачей общественного развития, что обусловливает актуальность теоретико-прикладной разработки проблематики исследования, выработки методических и организационных подходов к сохранению здоровья студенческой молодежи. Проблема формирования здорового образа жизни студенчества, воспроизводства здоровья данного контингента является одним из приоритетов высшего профессионального образования. Стратегические задачи вуза в системе здоровьеформирующего воспитания студентов должны быть направлены на развитие, как общей культуры, так и культуры здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Самарин Артём Викторович, Мехришвили Ламара Ленгизовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical model of formation of healthy students lifestyle in the discourse of health culture

Health of students’ youth is a priority of social development, which leads to the relevance of the theoretical and applied development of the research problematics, formulization of methodological and organizational approaches to preservation of students’ health. The problem of formation of a healthy way of life of student's youth, reproductive health of the given contingent is one of the priorities of higher professional education. The strategic objectives of the university in the system of health education of students should be directed to development both general culture and health culture.

Текст научной работы на тему «Теоретическая модель формирования здорового образа жизни студенческой молодежи в ‎ ‎дискурсе культуры здоровья»

УДК 316.47

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ДИСКУРСЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

A.B. Самарин1, Л.Л. Мехришвили2

1ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет» Кафедра лыжного спорта г. Тюмень, Россия

2ФГБОУ ВО «Тюменский государственный нефтегазовый университет» Кафедра социологии г. Тюмень, Россия

Аннотация. Здоровье студенческой молодежи является приоритетной задачей общественного развития, что обусловливает актуальность теоретико-прикладной разработки проблематики исследования, выработки методических и организационных подходов к сохранению здоровья студенческой молодежи. Проблема формирования здорового образа жизни студенчества, воспроизводства здоровья данного контингента является одним из приоритетов высшего профессионального образования. Стратегические задачи вуза в системе здоровьеформирующего воспитания студентов должны быть направлены на развитие, как общей культуры, так и культуры здоровья.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, студенческая молодежь.

Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи является одним из приоритетов высшего профессионального образования. Проблемы сохранения и воспроизводства здоровья студентов детерминируют и стратегические задачи современного вуза, направленные на создание здоровьеформирующей среды и внедрение системы здоровьеформирующего воспитания студентов. Совершенствование культуры здоровья и трансформация ее в образ жизни влияет на изменение социокультурного пространства студенчества.

Обзор научной литературы показывает, что интерес ученых к исследованию проблемы культуры здоровья не высок. Предполагаем, это связано с тем, что культура здоровья, являясь составной частью общей культуры, рассматривается как специфическое, узкоспециализированное направление.

Специфика и сущность культуры здоровья исследовалась в трудах В.В. Колбанова, A.M. Митя-евой, Э.Н. Вайнера, В.П. Горащук.

Так, под культурой здоровья В.В. Колбанов, Т.А. Берсенева понимают динамический стереотип поведения, способствующий здоровому образу жизни и определяющий бережное отношение к здоровью окружающих людей [5, с. 54]. A.M. Митяева трактует культуру здоровья как индивидуальное и социальное качество человека, которое енотражает характер заинтересованного личного отношия к здоровому образу жизни и окружающей среде, проявляющееся в процессе индивидуального участия в духовно-практической деятельно-стипознания, освоения, преобразования и сохранения своего здоровья как личного энергоресурса успешной жизнедеятельности [7, с. 13]. Авторы, определяя понятие «культуры здоровья», акцен-

—--—

~ 816 ~

тируют внимание на важности сохранения собственного здоровья личности, актуализируя при этом идею, что культура здоровья является инструментом формирования общественного здоровья.

По мнению Э.Н. Вайнера, культура здоровья, являясь частью общечеловеческой культуры, предполагает знание человеком своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранение и развитие своего здоровья [3, с. 176]. Культура здоровья, в концепции автора, представляет собой приобретенные человеком морально-этические и мировоззренческие установки, которые отражают его отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих и являет собой степень осознанного и ответственного отношения человека к самому себе и к обществу в целом.

Культура здоровья, как составная часть общей культуры человека и общества, включающая ценностное отношение к здоровью, выражается в системе сложившихся человеком ценностей, знаний, умений и навыков по формированию, сохранению и укреплению здоровья. Данное утверждение находит подтверждение в работах исследователей. Так, В.В. Кожанов, определяя компоненты культуры здоровья, выделяет эмоционально-ценностный, который подразумевает активное, положительное отношение к своему здоровью, к организации здорового образа жизни [4]. К.К. Платонов под «ценностным компонентом культуры здоровья» понимает мотивационно-лич-ностный, включающий совокупность норм и ценностей, обеспечивающих представление о роли и месте культуры здоровья в системе общественных отношений, развитие мотивации здорового образа жизни и повышения уровня здоровья, совершенствование свойств и качеств личности, обеспечивающих активную жизненную позицию по отношению к здоровью [9]. A.A. Бишаева, полагает, что культура здоровья — это система установленных принципов, образов поведения, ценностей, жизненных представлений, совокупность средств и методов, позволяющих людям успешно выполнять личные и социальные функции [1].

Таким образом, культура здоровья — проявление развитой общечеловеческой культуры, которая отражает осознание человеком высокой ценности своего здоровья. Она предусматривает по-

нимание необходимости охраны здоровья и его укрепления как непременного условия успешной самореализации человека.

В дискурсе проблематики исследования представляется возможным резюмировать, что культура здоровья — это интегративное личностное качество, которое включает: во-первых — целенаправленное воспитание и обучение основам позитивного отношения к собственному здоровью; во-вторых — организацию здорового образа жизни личности; в-третьих — построение системы действий, определяющих качество индивидуального и общественного здоровья; в-четвертых — формирование потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих людей; в-пятых — формирование грамотного и осмысленного отношения к своему здоровью; в-шестых — организацию здорового образа жизни, позволяющего регулировать состояние здоровья с учетом индивидуальных особенностей организма; в-седъмых — развитие культуры отношения к своему социальному окружению.

Понятие «культура здоровья» интегрирует показатели организации учебной и досуговой деятельности студенческой молодежи, их мировоззренческих установок. Целесообразно констатировать тот факт, что культура здоровья тесно связана с образом жизни. Понятие «культура здоровья», включая в себя традиции, обычаи и нормы поведения, нравы и ценности, отражает внутреннюю духовную сторону организации жизнедеятельности.

Анализ теоретических исследований показал, что в научной литературе не сформировалось однозначного подхода в определении здорового образа жизни.

И.И. Брехман определяет здоровый образ жизни как способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей, как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни [2]. По мнению A.B. Яблоковой, здоровый образ жизни — это все то, что в поведении и деятельности человека благотворно влияет на его здоровье. Здоровый образ жизни способствует сохранению и укреплению здоровья и является основой профилактики большинства заболеваний. По данным ряда отечественных и зарубежных исследователей, здоровье

—--—

~ 817 ~

населения более чем на 50% зависит от образа жизни [10, с. 18]. И.А. Логинов, отмечает, что «...экономические трудности, сокращение финансирования профилактического направления здравоохранения, пассивные формы отдыха, увеличение нагрузки в процессе обучения приводят к росту заболеваемости, социальной дезадаптации учащейся молодежи» [6]. Сущностное содержание данных определений заключается в том, что здоровый образ жизни — это ничто иное, как борьба человека с повседневными трудностями жизнедеятельности; противоборство факторам, отрицательно влияющим на его здоровье.

Состояние здоровья студенчества в основном определяется его образом жизни, который за последние годы настолько изменился, что компенсаторные механизмы молодого человека с трудом справляются с повышенной нагрузкой. Вся повседневная деятельность студенчества наполнена такими факторами риска как гиподинамия и гипокинезия, переедание, информационная перегруженность, психоэмоциональное перенапряжение, злоупотребление лекарственными препаратами и т.д., что в конечном счете приводит к развитию так называемых болезней цивилизации.

В образе жизни студенческой молодежи проявляется борьба между биологическим (желанием получить удовольствие) и социальным (разумом, моралью). В зависимости от преобладания тех или иных тенденций молодой человек организует свой индивидуальный образ жизни.

Важное место в процессе формирования здорового образа жизни студенческой молодежи занимают личностно-мотивационные качества субъекта, его жизненные ориентиры. Личностно-моти-вационная установка студента на воплощение своих социальных возможностей лежит в основе формирования здорового образа жизни.

A.B. Попова и О.С. Шнейдер отмечают, что стремление к достижению здоровья за счет какого-либо одного средства принципиально неправильно, поскольку не охватывает всего многообразия взаимосвязей функциональных систем, формирующих организм человека, и связей самого человека с природой — всего того, что в конечном итоге определяет гармоничность его жизнедеятельности и здоровья. Исходя из указанных предпосылок, структура здорового образа жизни студента должна включать следующие компоненты: психоло-

гический комфорт; оптимальный двигательный режим; рациональное питание; рациональный режим жизни; половая и родительская культура; профилактические мероприятия; безопасное поведение [8].

Разделяя позицию А.Н. Поповой, отметим, что здоровый образ жизни создает для студенческой молодежи такую социокультурную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой работоспособности, трудовой и общественной, активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается потенциал студентов, актуализируется процесс их самосовершенствования.

Образовательные учреждения призваны формировать прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных этапах развития представителей молодого поколения. Данная установка является ведущей в системе воспитания студентов в вузе.

Для формирования здорового образа жизни студенческой молодежи, необходима разработка комплекса мер, включающих: во-первых, обеспечение социально-экономических условий полноценной жизнедеятельности; во-вторых, целенаправленное формирование сознания и поведения, соответствующих ценностям здоровья; в-третъих, создание условий для оптимального режим труда и отдыха, а так же двигательной активности.

Исследование теоретико-методических основ культуры здоровья, его компонентного состава дает возможность для более глубокого осмысления сущности данного явления, выявления проблем, затрудняющих приобщение студентов к здоровому образу жизни.

В ряду общечеловеческих ценностей несомненен приоритет здоровья. Реализация права студентов на здоровье требует разработки специальной комплексной программы (в том числе и на уровне каждого конкретного вуза), обеспечивающей сохранение и поддержание здоровья студенчества. По мнению автора исследования, данная программа может предполагать осуществление деятельности по следующим основным направлениям:

1. Создание социокультурного пространства, ориентированного на формирование здорового образа жизни студентов вуза.

—--—

~ 818 ~

2. Формирование здоровьеориентированного имиджа вуза.

3. Организацию социальной рекламы ценностей здорового образа жизни в студенческой среде вуза.

4. Предоставление условий для комплексной реабилитации в условиях вуза.

5. Формирование социальных ресурсов для поддержания здоровья всего коллектива вуза.

6. Противодействие специфическим факторам риска нарушения здоровья, связанными с организацией образовательной и научной деятельности в вузе.

7. Обеспечение конкурентоспособности модели здорового образа жизни студентов среди других способов времяпрепровождения студенческой молодежи.

8. Развитие технологий самообразования студентов в сфере формирования культуры здоровья.

9. Включение в систему оценки качества деятельности вуза, интегральных показателей уровня здоровья студентов и профессорско-преподавательского состава.

Программа должна быть ориентирована на активную пропаганду здорового образа жизни среди студенческой молодежи; формирование ценности здоровья у студентов вуза; актуализацию проблемы зависимого поведения в студенческой среде; воспитание у студентов личностных ка-

честв, обеспечивающих развитие установки на здо-ровьесберегающее поведение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бишаева A.A. Физическое воспитание в образовательных учреждениях среднего профессионального образования: вопросы содержания и методики: Науч. метод. сб. М.: ИПРСПО, 2004. С. 64—66.

2. Брехман И.И. Валеология — наука о здоровье. 2-е изд., доп., перераб. М.: Физкультура и спорт, 1990.

3. Вайнер Э.Н. Валеология: учеб. для вузов. М.: Флинта; Наука, 2001.

4. Кожанов В.В. Саморазвитие культуры здоровья студента в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2006. № 2. С. 74—77.

5. Колбанов В.В., Берсенева ТА. Валеологическая служба в образовательных учреждениях. Проблемы ва-леологии в образовании. Липецк, 1995. С. 54—55.

6. Логинов И. А. Состояние здоровья, образ жизни и медико-социальная реабилитация студентов с офтальмологической патологией в поликлинике высшего учебного заведения: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. М., 2010.

7. Митяева A.M. Психолого-педагогические условия становления валеологической культуры младших подростков: дисс. ... канд. пед. наук. Орел, 1999.

8. Попова A.B., Шнейдер О.С. Здоровый образ жизни студентов. Учебное пособие. Хабаровск, 2012.

9. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.

10. Яблокова A.B. Здоровье человека и окружающая среда. М., 2007.

THEORETICAL MODEL OF FORMATION OF HEALTHY STUDENTS LIFESTYLE IN THE DISCOURSE OF HEALTH CULTURE

A.V. Samarin1, L.L. Mekhrishvili2

1 Tyumen State University Chair of skiing Tyumen, Russia

2Tyumen State Oil and Gas University TSOGU Department «Sociology Tyumen, Russia

Annotation. Health of students' youth is a priority of social development, which leads to the relevance of the theoretical and applied development of the research problematics, formulization of methodological and organizational approaches

to preservation of students' health. The problem of formation of a healthy way of life of student's youth, reproductive

—--—

~ 819 ~

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации по отраслям «Медицинские науки» и «Социологические науки»

—■--—

health of the given contingent is one of the priorities of higher professional education. The strategic objectives of the university in the system of health education of students should be directed to development both general culture and health culture.

Key words: health, healthy lifestyle, health culture, students' youth.

REFERENCES

1. Bishaeva AA Physical education in educational institutions of secondary vocational education: issues of content and methodology. Sci. metod. sb. Moscow, IPRSPO, 2004. P. 64—66. (In Russian).

2. Brekhman II Valeology — the science of health. Moscow, Physical Culture and Sports, 1990. (In Russian).

3. Weiner EN Valeology: Proc. for schools. Moscow, Flint; Science, 2001. (In Russian).

4. Kozhanov V.V Personal development of the student culture of health in the course of sports-oriented physical education. Theory and Practice of Physical Culture, 2006, no. 2, pp. 74—77. (In Russian).

5. Kolbanov V.V., Berseneva T.A. Valeological service in educational institutions. Valeology problems in education. Lipetsk, 1995. P. 54—55. (In Russian).

6. Loginov I.A. The health status, lifestyle, medical and social rehabilitation of students with ophthalmologic pathology in the higher education institution clinic. Abstract of dissertation for the degree of candidate of medical sciences stepepi. Moscow, 2010. (In Russian).

7. Mitiaeva A.M. Psycho-pedagogical conditions of formation valeologicheskoj culture of younger teenagers. Dis. Ph. ped. sciences. Orel, 1999. (In Russian).

8. Popov A.V., Schneider O.S. A healthy lifestyle of students. Tutorial. Khabarovsk, 2012. (In Russian).

9. Platonov KK On the psychology of the system. Moscow, Thought, 1972. (In Russian).

10. Yablokov A.V. Human health and the environment. Moscow, 2007. (In Russian).

UlttAtTlU

INJ^OBASE '

INDEX^COH*NHStK OAJI ÎS^K QULRJCHSWEB

t * T t 4 ■ T I M h à t nc* ,-.-

GOOgleCiteFactor ^ UÎÎiL_ ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.