Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В АКВАТОРИИ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В АКВАТОРИИ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / РАБОТНИКИ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Воронкова Светлана Владимировна, Абакумов А.А., Бумай О.К., Грабский Ю.В., Торшин Г.С.

Введение. Решение государственных вопросов в целях освоения Арктической зоны Российской Федерации предполагает активное использование Северного морского пути как основной стратегической магистрали. Для сохранения жизни и здоровья экипажей судов в условиях климатогеографических и производственных рисков большое значение имеет бесперебойно функционирующая национальная система оказания медицинской помощи, гармонизированная с международными требованиями. Цель исследования - оценка состояния системы оказания медицинской помощи экипажам судов на Северном морском пути, определение проблем нормативно-правового и организационного характера, обоснование предложений по их устранению. Материалы и методы. Выполнено экспертно-аналитическое исследование. Проанализированы и сопоставлены данные при проведении поисково-спасательных операций в акватории Северного морского пути (2010-2020 гг.), статистические сведения о проведённых в 2020 году медицинских осмотрах экипажей судов в организациях ФМБА России. Изучены основные этапы и формы оказания медицинской помощи в акватории Северного морского пути. Проведён анализ научных публикаций за период с 2000 по 2021 годы, содержащихся в научных электронных библиотеках, действующие международные и российские нормативные правовые акты, информация официальных сайтов органов исполнительной власти и организаций. Результаты. Система оказания медицинской помощи предполагает проведение мероприятий по нескольким взаимосвязанным элементам: оказание медицинской помощи на судне, консультирование медицинским работником с использованием средств связи, поисково-спасательные операции, медицинскую эвакуацию, оказание медицинской помощи в условиях береговой медицинской организации. Выполнение мероприятий по оказанию медицинской помощи на борту судна регламентировано в международных и российских нормативно-правовых актах и предполагает работу широкого круга участников из числа федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов, учреждений и организаций, должностных лиц и работников. В ходе исследования установлено, что конкретизированные схемы оказания медицинской помощи, поимённые списки и координаты участников утверждаются и постоянно обновляются в Бассейновых планах для каждой территории Северного морского пути. Несмотря на установленные правила взаимодействия участников и условия оказания медицинской помощи, выявлены пробелы административно-правового регулирования, существенно влияющие на качество медицинской помощи членам экипажей судов, нарушающие конституционные права граждан на охрану здоровья. Заключение. Обоснованы предложения по совершенствованию системы оказания медицинской помощи в акватории Северного морского пути при применении комплексного подхода развития береговой инфраструктуры медицинских организаций, укомплектования судов медицинскими работниками и обеспечения лекарственными препаратами. Этика. Исследование проведено с соблюдением этических норм. Данное исследование не требовало заключения этического комитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Воронкова Светлана Владимировна, Абакумов А.А., Бумай О.К., Грабский Ю.В., Торшин Г.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE AND PROBLEMATIC ISSUES OF MEDICAL CARE IN THE WATERS OF THE NORTHERN SEA ROUTE

Introduction. The solution of state issues for the development of the Arctic zone of the Russian Federation involves the active use of the Northern Sea Route as the main strategic highway. In order to preserve the life and health of ship crews in conditions of climatic and geographical and industrial risks, a smoothly functioning national system of medical care, harmonized with international requirements, is of great importance. The study aims to assess the state of the medical care system for ship crews on the Northern Sea Route, identify regulatory and organizational problems, and substantiate proposals for their elimination. Materials and methods. The researchers conducted an expert and analytical study, as well as analyzed and compared data during search and rescue operations in the waters of the Northern Sea Route (2010-2020), statistical data on medical examinations of ship crews conducted in 2020 in the organizations of the FMBA of Russia. The authors also have studied the main stages and forms of medical care in the waters of the Northern Sea Route. Scientists have conducted the analysis of scientific publications for the period from 2000 to 2021, contained in scientific electronic libraries, current international and Russian regulatory legal acts, information from official websites of executive authorities and organizations. Results. The system of medical care involves the implementation of measures for several interrelated elements: the provision of medical care on a ship, consultation by a medical professional using communication means, search and rescue operations, medical evacuation, medical care in the conditions of a coastal medical organization. International and Russian regulatory legal acts regulate the implementation of measures to provide medical care on board the vessel, the work of a wide range of participants from among federal executive authorities, executive authorities of subjects, institutions and organizations, officials and employees. In the course of the study, we found that there are concretized schemes of medical care, name lists and coordinates of participants. Specialists update all this in the Basin Plans for each territory of the Northern Sea Route. Despite the established rules of interaction of participants and conditions of medical care, the gaps identified by the researchers in administrative and legal regulation significantly affect the quality of medical care to members of the crews of ships, violate the constitutional rights of citizens to health protection. Conclusions. Experts have substantiated the proposals for improving the system of medical care in the waters of the Northern Sea Route when applying an integrated approach to the development of the coastal infrastructure of medical organizations, staffing ships with medical workers and providing medicines. Ethics. Scientists conducted the study in compliance with Ethical standards. This study did not require the conclusion of the Ethics committee.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В АКВАТОРИИ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ»

Оригинальные статьи

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

DOI: https://doi.org/10.31089/1026-9428-2022-62-4-212-224 УДК 616-053-2-036:12-02.613.865 © Коллектив авторов, 2022

Воронкова С.В.1, Абакумов А.А.2, Бумай О.К.1, Грабский Ю.В.1, Торшин Г.С.1, Малинина С.В.1 Современное состояние и проблемные вопросы оказания медицинской помощи в акватории Северного морского пути

1ФГБУН «Научно-исследовательский институт промышленной и морской медицины» ФМБА, пр-т Юрия Гагарина, 65, Санкт-Петербург, 196143;

2Федеральное медико-биологическое агентство, Волоколамское шоссе, 30, Москва, 123182

Введение. Решение государственных вопросов в целях освоения Арктической зоны Российской Федерации предполагает активное использование Северного морского пути как основной стратегической магистрали. Для сохранения жизни и здоровья экипажей судов в условиях климатогеографических и производственных рисков большое значение имеет бесперебойно функционирующая национальная система оказания медицинской помощи, гармонизированная с международными требованиями.

Цель исследования — оценка состояния системы оказания медицинской помощи экипажам судов на Северном морском пути, определение проблем нормативно-правового и организационного характера, обоснование предложений по их устранению.

Материалы и методы. Выполнено экспертно-аналитическое исследование. Проанализированы и сопоставлены данные при проведении поисково-спасательных операций в акватории Северного морского пути (2010-2020 гг.), статистические сведения о проведённых в 2020 году медицинских осмотрах экипажей судов в организациях ФМБА России. Изучены основные этапы и формы оказания медицинской помощи в акватории Северного морского пути. Проведён анализ научных публикаций за период с 2000 по 2021 годы, содержащихся в научных электронных библиотеках, действующие международные и российские нормативные правовые акты, информация официальных сайтов органов исполнительной власти и организаций.

Результаты. Система оказания медицинской помощи предполагает проведение мероприятий по нескольким взаимосвязанным элементам: оказание медицинской помощи на судне, консультирование медицинским работником с использованием средств связи, поисково-спасательные операции, медицинскую эвакуацию, оказание медицинской помощи в условиях береговой медицинской организации. Выполнение мероприятий по оказанию медицинской помощи на борту судна регламентировано в международных и российских нормативно-правовых актах и предполагает работу широкого круга участников из числа федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов, учреждений и организаций, должностных лиц и работников. В ходе исследования установлено, что конкретизированные схемы оказания медицинской помощи, поимённые списки и координаты участников утверждаются и постоянно обновляются в Бассейновых планах для каждой территории Северного морского пути. Несмотря на установленные правила взаимодействия участников и условия оказания медицинской помощи, выявлены пробелы административно-правового регулирования, существенно влияющие на качество медицинской помощи членам экипажей судов, нарушающие конституционные права граждан на охрану здоровья.

Заключение. Обоснованы предложения по совершенствованию системы оказания медицинской помощи в акватории Северного морского пути при применении комплексного подхода развития береговой инфраструктуры медицинских организаций, укомплектования судов медицинскими работниками и обеспечения лекарственными препаратами. Этика. Исследование проведено с соблюдением этических норм. Данное исследование не требовало заключения этического комитета.

Ключевые слова: медицинская помощь; поисково-спасательные операции; Арктическая зона Российской Федерации; Северный морской путь; работники водного транспорта; административно-правовое регулирование Для цитирования: Воронкова С.В., Абакумов А.А., Бумай О.К., Грабский Ю.В., Торшин Г.С., Малинина С.В. Современное состояние и проблемные вопросы оказания медицинской помощи в акватории Северного морского пути. Мед. труда и пром. экол. 2022; 62(4): 212-224. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2022-62-4-212-224 Для корреспонденции: Воронкова Светлана Владимировна, старший научный сотрудник лаборатории судовой и водолазной медицины ФГБУН «Научно-исследовательский институт промышленной и морской медицины» ФМБА, канд. юр. наук, магистр общественного здравоохранения. E-mail: sv3341015@yandex.ru Участие авторов:

Воронкова С.В. — концепция и дизайн исследования, сбор и обработка данных, написание текста; Абакумов А.А. — концепция и дизайн исследования, редактирование; Бумай О.К. — концепция и дизайн исследования, написание текста; Грабский Ю.В. — редактирование;

Торшин Г.С. — сбор и обработка данных, редактирование; Малинина С.В. — сбор и обработка данных.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Дата поступления: 14.02.2022 / Дата принятия к печати: 15.04.2022 / Дата публикации: 25.05.2022

Введение. Преобразования в российском государстве, направленные на его развитие и улучшение благосостояния людей, затрагивают все отрасли экономики и сферы

жизнедеятельности. Внимание к системе здравоохранения в последнее время продиктовано необходимостью сохранения человеческого потенциала для стабильности эконо-

мики Российской Федерации и сохранения национальной безопасности. Поэтому закономерно, что органы управления здравоохранением стремятся выстроить оптимальную работу системы оказания медицинской помощи на всех уровнях и для всех категорий граждан, в том числе членам экипажей судов на борту судна.

Другой важнейшей задачей для России является сохранение суверенитета и укрепление границ, а также поиски новых ресурсов и добыча полезных ископаемых. Таким стратегическим направлением на сегодня является развитие Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), чему посвящены исследования в разных отраслях научного знания и приняты законодательные акты по развитию АЗРФ.

Освоение северных территорий сопряжено с проблемой сохранения трудовых ресурсов, поэтому научные разработки российских и зарубежных авторов свидетельствуют об актуальности задач в сфере охраны здоровья моряков в акватории Северного морского пути. Это связано, прежде всего, с высоким риском аварийных ситуаций, особыми климатогеографическими условиями и тяжёлыми условиями труда работников водного транспорта.

В этой связи актуальным является совершенствование системы медицинского обеспечения для сохранения здоровья работников, занятых как в береговой инфраструктуре, так и на судах российского флота и выполняющих задачи морской деятельности: перевозку грузов, осуществление промысла, научно-исследовательские работы, лоцманскую и ледокольную проводку, а также поисково-спасательные и буксирные операции.

Цель исследования — анализ нормативных правовых актов, научной литературы и статистических данных для определения современного состояния системы оказания медицинской помощи экипажам судов в акватории Северного морского пути, выявление проблем нормативно-правового и организационного характера в данной сфере, а также обоснование предложений по их устранению.

Материалы и методы. При подготовке данной статьи проведён анализ публикаций за период с 2000 по 2021 гг., содержащихся в научных электронных библиотеках «СуЬетЬеп1пка»,«Е-11Ьтагу», действующие международные и российские нормативные правовые акты, размещённые в справочно-правовых системах «Консультант Плюс» и «Гарант», информация официальных сайтов органов исполнительной власти и организаций, а также

Ликвидация аварий в акватории Северного морского

Original articles

средств массовой информации. Методологическая основа исследования обусловлена его объектом и предметом и включает философские, общие и специально-научные методы: диалектический, исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, статистический, а также методы анализа и синтеза.

Результаты. Несмотря на постоянное развитие методов, способов и технических средств обеспечения безопасности мореплавания, ежегодно более 200 крупных судов терпят бедствия. В частности, по данным Европейского агентства по безопасности на море в акваториях стран Евросоюза в 2007 году зафиксировано 762 случая морских катастроф, в 2008 г. — 754, в 2009 г. — 626, в 2010 г. — 644 случая [1]. По статистике эвакуации и госпитализации больных за рубежом, травмы на рыбопромысловых судах составляют 37,5%, а реальная картина состояния здоровья плавсостава в России остаётся не совсем ясной [2].

В Российской Федерации по официальным сведениям на трассе Северного морского пути (СМП) за последние 10 лет отмечается устойчивый рост аварийных случаев (2010 г. — 255, 2020 г. — 439), что приводит к необходимости проведения сложных поисково-спасательных операций (2010 г. — 33, 2020 г. — 221) (таблица), эвакуации значительного количества больных (2010 г. — 51, 2020 г. — 160), осуществлению медицинских консультаций для работающих на море (2010 г. — 34, 2020 г. — 73)1 (рисунок).

Несмотря на необходимость усиления медицинского обеспечения работников водного транспорта, по сведениям Норвежского морского агентства по состоянию на декабрь 2021 года список российских судовых врачей, чья квалификация документально подтверждена в Норвегии и других странах, состоит всего из 7 специалистов2, что требует внимания к системе подготовки профильных медицинских кадров в России.

Такая ситуация по сохранению человеческой жизни на море не может остаться без внимания учёных и практиков,

1 Главный морской спасательно-координационный центр. Официальный сайт. Статистика по поиску и спасанию на море. https://smrcc.ru/statistika_po_poisku_i_spasaniyu_na_more. html (Дата обращения: 20.12.2021 г.).

2 Norwegian Maritime Authority (Норвежское морское агентство) официальный сайт. https://www.sdir.no/en/shipping/ seafarers/approved-seafarers-doctors/?country=russland&city (Дата обращения: 20.12.2021 г.).

Таблица

Наименование мероприятий Количество по годам, ед. Всего, ед.

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Всего аварийных случаев 255 305 195 181 183 191 295 316 379 453 439 3192

Поисково- спасательные операции 33 103 110 34 96 86 122 98 117 185 221 1205

Всего спасено людей 413 421 489 174 289 336 131 93 147 707 166 3366

— в том числе иностранцев 9 131 31 13 38 60 1 11 46 19 0 359

Участие в оказании помощи судам 81 126 128 112 166 44 74 53 38 36 24 882

Оригинальные статьи 160 140 120 100 80 60 40 20 0

медицинские консультации на море

эвакуация пациентов

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 год

Рисунок. Оказание медицинской помощи экипажам судов на Северном морском пути в 2010-2020 гг.

поэтому сегодня активно изучается опыт медицинского обеспечения деятельности флота в суровых условиях Арктики, подробно освещаются вопросы санитарно-про-филактического обеспечения плаваний в акватории Северного морского пути в исторической ретроспективе [3], исследуются специфические особенности морского труда [4], а также влияние климатогеографических факторов на здоровье моряков [5]. Специалистами формируются теоретические и образовательные модели инноваций, в том числе для ускоренного внедрения морской телемедицины, что позволит обеспечить во время рейса эффективную помощь больным (пострадавшим) даже при отсутствии медицинского работника на борту судна [6].

Деятельность по оказанию медицинской помощи в Арктике следует рассматривать по двум стратегическим направлениям. К первому относится организация медицинской помощи коренному населению АЗРФ, второе направление актуально для людей, занятых в экономике, в том числе для работников морского и речного транспорта. Следует отметить, что для обозначенных векторов медицинской помощи характерны общие проблемы, связанные, как с её труднодоступностью вследствие географических и климатических условий, так и с другими факторами: низким уровнем развития структуры учреждений здравоохранения, недостатком медицинских кадров, несоответствием национального законодательства требованиям международных норм.

Изучение вопроса оказания медицинской помощи на трассе СМП позволяет выделить несколько взаимосвязанных элементов: во-первых, оказание медицинской помощи на борту судна (при наличии на судне медицинского работника); во-вторых, предоставление медицинских консультаций по радио и другим видам связи; в-третьих, проведение поисково-спасательных работ и осуществление медицинской эвакуации; в-четвертых, оказание медицинской помощи в медицинской организации.

Среди основных задач, стоящих при организации медицинской помощи морякам в условиях рейса, необходимо выделить следующие: оказание первой помощи и первичной медико-санитарной помощи больным и пострадавшим (при наличии на судне или спасательном транспортном средстве медицинского работника); проведение медицинских консультаций с применением доступных

средств связи; осуществление эвакуации, при необходимости госпитализация больных и пострадавших в медицинскую организацию.

Оказание медицинской помощи работникам на борту судна. Оказанию медицинской помощи работникам на борту судна уделено большое внимание в современных научных исследованиях. Требование российского законодательства, согласно которому на судах с экипажем численностью менее 100 человек не предусмотрено наличие штатного медицинского работника (работников), не может расцениваться как условие, способствующее сохранению жизни и здоровья работников водного транспорта. Особенно актуальной является эта проблема в условиях СМП и значительных расстояний до ближайшей медицинской организации на берегу. Как отмечалось в докладе председателя Комитета Государственной думы по охране здоровья (2016-2021 гг.) Д.А. Морозова, «грамотное и своевременное оказание первой помощи (а по возможности — медицинской помощи) на борту самолёта, железнодорожном или водном транспорте может спасти человеку жизнь, и выход видится в существовании «Аптечки под диплом», в которой есть нужные средства для оказания помощи профессиональным врачом» [7]. В настоящее время международными правовыми актами введено обязательное условие нахождения на судне членов экипажа3, прошедших подготовку по оказанию первой медицинской помощи в соответствии с требованиями Международной конвенции по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты 1978 г. (с поправками 2010 г.) и имеющих сертификат установленного образца.

Помимо этого, российское законодательство регламентирует применение лекарственных препаратов только медицинскими работниками, так как это относится к медицинскому вмешательству. Таким образом, новые требования к комплектации аптечек для оказания первой помощи работникам предполагают наличие в них только медицинских изделий4. Указанные обстоятельства ограничи-

3 Конвенция Международной организации труда № 186 «О труде в морском судоходстве» (Женева, 23 февраля 2006 г.) (с изм. и доп.). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_121500/ (Дата обращения: 20.12.2021 г.).

4 Приказ Минздрава России от 15.12.2020 № 1331н «Об ут-

верждении требований к комплектации медицинскими издели-

вают реализацию конституционных прав моряков на качественную медицинскую помощь вследствие несовершенства правового регулирования организации медицинской помощи, особенно проявляющегося в условиях СМП.

При заболевании или травме на судне, требующих медицинского вмешательства, капитан судна в отсутствии медицинского работника несёт ответственность за организацию мероприятий по сохранению жизни и здоровья больных или пострадавших членов экипажа. Кроме того, обязанность капитана судна по оказанию неотложной медицинской помощи любому лицу, находящемуся на борту судна, закреплена в российском законодательстве5. В таких случаях получение медицинских консультаций с применением доступных средств связи возможно несколькими способами: через дежурные службы медицинских организаций (в том числе Центров медицины катастроф), через морские спасательно-координационные центры, непосредственно у консультирующего врача-специалиста.

Оказание консультативной помощи. Оказание консультативной помощи осуществляется в соответствии с Бассейновыми планами [8-13], в которых имеются координаты и контактные данные для донесений, оповещения, связи и обмена информацией между участниками взаимодействия.

Необходимо отметить, что консультирование медицинским работником является важным этапом медицинской помощи с учётом длительного времени её ожидания, так как время подготовки сил и средств для проведения экстренной эвакуации может отличаться на несколько порядков, например, от 2 часов (для Архангельска) до 75 часов (время перехода Архангельск — М. Желания, Баренцево море).

Возможности привлечения морских сил поиска и спасания существенно зависят от сезонных факторов. Так, например, в районе Тикси такой период может быть ограничен летне-осенней навигацией, в районе Мурманска — полярной ночью.

Дежурный капитан-координатор морского спасательно-координационного подцентра (МСПЦ) организует оказание необходимой медицинской помощи пострадавшим на судах в море. В этих целях, используя технические средства Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ; англ. Global Maritime Distress and Safety System, GMDSS), организуется непосредственная радиосвязь капитана судна с врачами береговых медицинских организаций. При необходимости к месту бедствия направляются необходимые медицинские силы и оборудование.

Медицинские консультации по радио осуществляются через МСПЦ, либо, если это возможно, по телефонной связи непосредственно с консультирующим врачом-специалистом, что является предпочтительным. Связь судна, на борту которого находится больной, с консультирующим врачом можно организовать через береговую радиостанцию ФГУП «Росморпорт» и в диапазоне ультракоротких волн через МСПЦ.

При поступлении от капитана судна или судовладельца первичной информации о необходимости медицинской

ями аптечки для оказания первой помощи работникам». http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_378982/ (Дата обращения: 20.12.2021 г.).

5 Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 г. № 81-ФЗ (ред. от 11.06.2021 г.). http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22916 (Дата обращения: 20.12.2021 г.).

Original articles

эвакуации члена экипажа с борта судна, МСПЦ организует медицинскую консультацию с береговым медперсоналом и координирует эвакуацию больного (пострадавшего) члена экипажа на берег.

При наличии штатного медицинского работника на воздушном или морском судне, которые участвуют в спасании и(или) эвакуации, медицинская помощь оказывается непосредственно на борту. С учётом оценки всех рисков окончательное решение относительно проведения эвакуации принимает руководитель спасательных работ. В целом же, медицинская эвакуация позволяет решить несколько задач: сохранение жизни больного (пострадавшего) в морских арктических условиях; оказание скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме при удалённости от медицинских организаций и плохой транспортной доступности; сокращение времени от момента наступления угрожающего состояния (получения травмы) до начала оказания первичной медико-санитарной помощи в необходимом объёме в медицинской организации.

Проведение поисково-спасательных работ и эвакуация пострадавших. Проведение поисково-спасательных работ и эвакуация пострадавших на трассе СМП на сегодняшний день представляет собой совместную работу министерств и ведомств, выполняющих свои функции на закреплённых территориях в рамках утверждённых полномочий. Так, например, в соответствии с законодательством6 установлены правила взаимодействия органов исполнительной власти и организаций при проведении поисковых и спасательных работ на море. Кроме того, на основании согласованных Бассейновых планов с учётом территориального принципа обозначен круг всех участников поисково-спасательных работ и условия оказания медицинской помощи.

Как известно, у спасателей существует «золотой час», в течение которого пострадавшему необходимо оказать помощь и доставить в медицинское учреждение. Однако в условиях АЗРФ (климатогеографические условия, масштабные и труднодоступные местности, малонаселённость, бездорожье, сложность обеспечения медицинской помощью) эвакуация в медицинскую организацию не всегда возможна. Для минимизации человеческих потерь при несчастных случаях (заболеваниях) крайне важна экстренная доставка к месту оказания медицинской помощи не только реанимационного оборудования, лекарственных препаратов и медицинских изделий, но и средств связи для проведения консультации со специалистом с помощью использования беспилотных летательных аппаратов7.

В настоящее время непосредственное руководство операциями в соответствии с возложенными полномочиями осуществляет Главный морской спасательно-координационный центр (ГМСКЦ) ФГБУ «Морспасслужба» через морские спасательно-координационные центры

6 Постановление Правительства РФ от 25.11.2020 г. № 1928 «Об утверждении Правил осуществления взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций при проведении поисковых и спасательных операций на море». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_369454/. (Дата обращения: 20.12.2021 г.).

7 Официальный сайт Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия). 05.04.2019 г. https://minzdrav. sakha.gov.ru/news/front/view/id/3010824 (Дата обращения: 20.12.2021 г.).

Оригинальные статьи

(МСКЦ) и их подцентры (МСПЦ). Непосредственными исполнителями поисковых и спасательных работ на море могут быть организации различных форм собственности в зависимости от наличия необходимых сил и средств, их местонахождения, условий обстановки.

Взаимодействие между капитаном-координатором и Главным морским спасательно-координационный центром осуществляется с помощью автоматизированной информационной системы (АИС) «Поиск-Море».

На трассе СМП выделяют Западный и Восточный секторы, причём в первом задействованы МСПЦ Архангельск и МСКЦ Мурманск, во второй входят МСКЦ Диксон, МСПЦ Тикси, МСПЦ Певек, МСПЦ Петропавловск-Камчатский. В пределах своих территорий МСКЦ и МСПЦ при поиске и спасении людей на море уполномочены решать задачи по организации выполнения Международной конвенции по поиску и спасению на море 1979 года, организации и координации работ органов исполнительной власти, других российских учреждений, а также спасательных служб иностранных государств (Королевство Норвегия, США, Канада, Япония, Республика Корея).

В частности, в состав участников межведомственного взаимодействия входят такие структуры, как: МЧС России, МВД России, Федеральная служба безопасности, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство по рыболовству; органы управления и подразделения Объединённого стратегического командования «Северный флот» и Тихоокеанского флота, Всероссийская служба медицины катастроф, аппараты правительств регионов и другие.

Обязанность по оказанию помощи на море возложена на транспортные, пассажирские, рыболовные, гидрографические суда, находящиеся непосредственно в районе бедствия, независимо от флага их государства и ведомственной принадлежности.

Актуальные сведения о составе сил, средств и ресурсов участников взаимодействия и уровне их готовности в каждом поисково-спасательном районе учитываются при составлении и утверждении системы (схемы) донесений, оповещений, связи и обмена информацией. Первоначальные действия и связь внутри каждой из служб участников взаимодействия осуществляется по внутриведомственным инструкциям.

Оказание медицинской помощи в условиях береговой медицинской организации. Оказание медицинской помощи в условиях береговой медицинской организации осуществляется в рамках государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в соответствии с утверждёнными программами субъектов Российской Федерации. Учитывая особенности АЗРФ, пристального внимания требуют вопросы повышения качества и обеспечения доступности медицинской помощи, а также в целом перспективы создания арктической медицины нового поколения [14].

На сегодня оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи лицам, осуществляющим деятельность на трассе СМП, возможно только в крупных городах (Мурманске, Архангельске, Петропавловске-Камчатском, Владивостоке). На остальном протяжении СМП имеются лишь маломощные медицинские организации, большинство которых находятся на значительном удалении от береговой линии (200 и более километров).

В структуре Федерального медико-биологического агентства определены учреждения, осуществляющие медицинскую эвакуацию и оказывающие медицинскую помощь в АЗРФ. В сфере медицинского обслуживания моряков на борту судна в акватории СМП осуществляют деятельность две медицинские организации ФМБА России (ФГБУЗ «Северный медицинский клинический центр им. Н.А. Семашко ФМБА России» (г. Архангельск) и ФГБУЗ «Мурманский многопрофильный центр имени Н.И. Пи-рогова ФМБА России» (г. Мурманск)), в составе которых имеются отделения судовой медицины, судовые врачи и фельдшеры [21]. Среди других организаций ФМБА России можно назвать межрегиональные управления, ведомственные Центры гигиены и эпидемиологии и медико-санитарные части, находящиеся в г. Санкт-Петербурге, Мурманской области, Архангельской области, г. Петро-павловске-Камчатском, г. Владивостоке, Чукотском автономном округе.

Существенную роль в оказании медицинской помощи работникам водного транспорта играют региональные учреждения. Для оказания медицинской помощи в соответствии с Бассейновыми планами задействуются территориальные и региональные Центры медицины катастроф; окружные, краевые и центральные районные больницы и станции скорой медицинской помощи.

С целью оказания наиболее качественной медицинской помощи госпитализация спасенных пострадавших (больных) проводится в медицинские учреждения, находящиеся в непосредственной близости от района проведения поисково-спасательных операций, аэродромов, портов, причалов или других возможных мест посадки летательных аппаратов и швартовки судов. Однако ситуация значительно различается в разных частях АЗРФ.

В Западном секторе трассы СМП на территории Мурманской и Архангельской областей хорошо налажена связь, радио консультации с медицинскими организациями на берегу. В Восточном секторе акватории СМП (начиная от Карских ворот) порты находятся далеко друг от друга, материально-техническое оснащение и укомплектование кадрами медицинских организаций в настоящее время находится на недостаточном уровне.

Бассейновые планы поиска и спасения содержат подробные адресные схемы, согласно которым при межведомственном взаимодействии создание условий для организации приёма пострадавших на берегу, их размещения, выделения транспорта, предоставление тёплых вещей и питания, оказание медицинской помощи возлагается на структурные подразделения администраций субъектов Российской Федерации, ответственных за каждый раздел работ.

Кроме рассмотренных видов и способов медицинской помощи необходимо отметить ещё несколько важных направлений в системе медицинского обеспечения охраны здоровья моряков в акватории СМП. Прежде всего, это проведение квалифицированного медицинского отбора работников водного транспорта.

В этой связи первостепенное значение принадлежит предварительным медицинским осмотрам и освидетельствованиям. В 2020 году в медицинских организациях ФМБА России медицинские осмотры лиц, работающих на судах, прошли 65 тыс. человек. Только в ФГБУЗ «Северный медицинский клинический центр им. Н.А. Семашко ФМБА России» за указанный период проведено медицинское освидетельствование 4250 лиц, работающих

на судах, оформлено 2560 международных медицинских сертификатов годности к работе на судах. Кроме того, в 2020 году судовыми врачами этого медицинского центра выполнено семь арктических рейсов продолжительностью более 1000 суток, а также по программе Международной морской организации «Медицинский уход за больными и пострадавшими» подготовлено 85 судоводителей из числа командного состава флота [15].

В последнее время Правительством Архангельской области широко обсуждается проект создания в Архангельске федерального Центра арктической медицины, инициаторами которого выступают Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и Федеральное медико-биологическое агентство. Главной целью центра станет повышение продолжительности жизни и улучшение состояния здоровья населения на Крайнем Севере, что благоприятно скажется на развитии всей системы здравоохранения в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе и в целях оказания медицинской помощи в акватории СМП8.

Обсуждение. Проведённый анализ современного состояния и возможностей системы оказания медицинской помощи в акватории СМП показал, что организация такой помощи проводится в несколько этапов: оказание помощи в условиях судна, консультирование, проведение поисково-спасательных операций, медицинская эвакуация, оказание медицинской помощи в береговой организации.

По-прежнему первостепенной является проблема оценки состояния здоровья работников, подверженных воздействию вредных производственных факторов.

Большое значение для эффективного функционирования системы медицинского обеспечения имеет проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров моряков и обучение членов экипажей судов по программам подготовки специалистов на циклах по оказанию первой помощи.

Полученные результаты согласуются с ранее проведёнными исследованиями и говорят о нерешённости многих вопросов организационного и нормативного характера. В частности, по-прежнему выявляются многочисленные проблемные вопросы, в том числе нормативно-правового регулирования при организации и оказании медицинской помощи на судах в условиях АЗРФ [16-23], что указывает на необходимость её совершенствования.

Возможности сил и средств министерств и ведомств по оказанию медицинской помощи в АЗРФ, а также их межведомственное взаимодействие, направлены на достижение целей и решение первоочередных задач, предусмотренных документами стратегического планирования. Однако, несмотря на значительное число органов и организаций, задействованных на различных этапах медицинской помощи в АЗРФ и подробные планы межведомственного взаимодействия по проведению поисково-спа-

8 В Архангельске создадут Центр арктической медицины для охраны здоровья. РИА Новости: Архангельская область. 12.11.2021 г. https://ria.ru/20211112/meditsina-1758739837. html (Дата обращения: 20.12.2021 г.).

Original articles

сательных работ, многие вопросы, в частности создание единой системы медицинской помощи на трассе СМП, по-прежнему не урегулированы действующим российским законодательством.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, для предотвращения экстремальных ситуаций, профилактики травматизма и заболеваемости на акватории СМП необходимо создание специализированных организаций, проводящих медицинское освидетельствование работников водного транспорта.

Требуется законодательное введение понятия «расширенной первой помощи», оказываемой лицами без медицинского образования и прошедшими специальную подготовку, что позволит легитимно использовать лекарственные препараты на борту судна при отсутствии специалиста с медицинским образованием, а также будет способствовать гармонизации с международным законодательством.

С целью оказания медицинской помощи на прибрежной территории АЗРФ необходимо развитие инфраструктуры медицинских учреждений.

Ограничения исследования. При оценке состояния системы оказания медицинской помощи экипажам судов в акватории Северного морского пути рассмотрены нормы современного международного и национального законодательства в сфере охраны здоровья граждан и безопасности мореплавания, изучены научные публикации по рассматриваемой теме с 2000 по 2021 годы, проанализированы данные поисково-спасательных операций в акватории Северного морского пути за период 2010-2020 годов.

Заключение. Многообразие и сложность условий работы, как на морских судах, так и на судах смешанного плавания (река-море), определяют системность медицинского обслуживания членов экипажей, включающего в себя лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические и реабилитационные мероприятия с учётом специфики различных видов труда на морском транспорте. Для создания единой системы медицинского обслуживания работников водного транспорта в акватории Северного морского пути необходимо:

1. продолжить научные исследования в области организации оказания медицинской помощи и эвакуации пострадавших (больных) на акватории СМП, совершенствования оснащения судов медицинскими изделиями и системы подготовки судовых врачей (фельдшеров);

2. издать официальные, в т. ч. ратифицированные, международные нормативные правовые акты и информационные документы по вопросам медицинского обслуживания членов экипажей морского, речного и промыслового флотов, работников морских добывающих платформ на русском языке;

3. создать постоянную межведомственную рабочую группу по вопросам нормативного правового регулирования социальных и трудовых отношений в морском судоходстве, в том числе вопросам медицинского обеспечения (с представительством заинтересованных министерств и ведомств, организаций судовладельцев, профсоюзов моряков и профильных экспертов).

Список литературы

1. Май В.К. Спасательные суда и вопрос обеспечения безопасности морского транспорта в мире и во Вьетнаме. Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2013; 100(3): 182-8.

2. Бухтияров И.В., Головкова Н.П., Хелковский-Сергеев Н.А.,

Котова Н.И. Современные проблемы медицины труда в промышленном рыболовстве России. Мед. труда и пром. экол. 2018; (12): 24-8. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2018-12-24-28

Оригинальные статьи

3. Бумай О.К. История организации медицинского обеспечения плаваний по Северному морскому пути (по материалам работ В.И. Шестова). Морская мед. 2018; 4(4): 79-85. https://doi.org/10.22328/2413-5747-2018-4-4-79-85

4. Казакевич Е.В., Архиповский В.Л., Доронин И.А. Медицинские осмотры плавсостава Северного бассейна: результаты, анализ, проблемы. Мед. экстрем. сит. 2018; 20(2): 172-9.

5. Лупачев В.В., Кубасов Р.В., Богданов Р.Б. Влияние климато-географических условий на состояние здоровья моряков во время рейса (на основе анализа публикаций). Вестник гос. ун-та мор. иреч. флота им. адм. С.О. Макарова. 2015; 3(31): 30-5. https://doi.org/10.21821/2309-5180-2015-7-3-30-35

6. Галанкин Л.Н., Буров В.В. Инновационное развитие медицинского обеспечения на морском судне. Вестник гос. ун-та мор. и реч. флота им. адм. С.О. Макарова. 2014; 2(24): 9-16.

7. Морозов Д.А. Законодательное регулирование здравоохранения в Российской Федерации. Итоги работы Комитета Государственной Думы по охране здоровья в период 2016-2021 годов. М., 2021.

8. Бассейновый план поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море в поисково-спасательном районе МСПЦ Архангельск. 15.12.2020 г. (с изм. и доп.). Available at: https:// smrcc.ru/basseynovyie_planyi_poiska_i_spasaniya.html

9. Бассейновый план 2020-2021. Организация взаимодействия спасательных служб, подразделений и организаций, морских и воздушных судов при проведении операций по поиску, спасанию людей и оказанию помощи на море в поисково-спасательном районе МСКЦ Мурманск. 30.04.2021 г. (с изм. и доп.). Available at: https://smrcc.ru/basseynovyie_planyi_ poiska_i_spasaniya.html

10. Бассейновый план поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море в поисково-спасательном районе МСКЦ Диксон. 26.06.2021 г. (с изм. и доп.). Available at: https://smrcc. ru/basseynovyie_planyi_poiska_i_spasaniya.html

11. Бассейновый план поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море в поисково-спасательном районе МСПЦ Тик-си. 18.06.2021 г. (с изм. и доп.). Available at: https://smrcc. ru/basseynovyie_planyi_poiska_i_spasaniya.html

12. Бассейновый план поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море в поисково-спасательном районе МСПЦ Пе-век. 18.06.2021 г. (с изм. и доп.). Available at: https://smrcc. ru/basseynovyie_planyi_poiska_i_spasaniya.html

13. Бассейновый план поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море в поисково-спасательном районе МСПЦ Петропавловск-Камчатский. 09.03.2021 г. (с изм. и доп.).

Available at: https://smrcc.ru/basseynovyie_planyi_poiska_i_ spasaniya.html

14. Коннова Л.А., Папырин В.В. Инновационный подход к организации оказания первой помощи спасателями МЧС России в Арктической зоне. Природ. и техног. риски (физ.-мат. и прикл. аспекты). 2017; 1(21): 19-32.

15. Об итогах работы Федерального медико-биологического агентства в 2020 году и задачах на 2021 год. Available at: https://fmba.gov.ru/o-fmba-rossii/obshchestvennyy-sovet/ info/?ELEMENT_ID=43709

16. Казакевич Е.В., Архиповский В.Л., Середа А.П., Абакумов А.А. Особенности организации медицинской помощи морякам в условиях Арктики. Мед. экстрем. сит. 2017; 62(4): 8-14.

17. Илюхин В.Н. Актуальные аспекты развития судов аварийно-спасательного флота в Арктике. Арктика: экол. и экон. 2019; 2(34): 97-108. https://doi.org/ 10.25283/2223-45942019-2-97-108

18. Бумай О.К., Абакумов А.А., Турлаков Ю.С. Актуальные проблемы по созданию единой системы медицинского обеспечения судов в акватории Северного морского пути. Мед. экстрем. сит. 2020; 22(1): 109-16.

19. Баранкина Т.А., Фетисов А.О., Валеева Р.М., и др. Организация медицинского обслуживания плавсостава речного флота. Рос. мед. журнал. 2020; 26(5): 283-291. https://doi. org/10.17816/0869-2106-2020-26-5-283-291

20. Бумай О.К., Воронкова С.В., Грабский Ю.В. Проблемные вопросы нормативно-правового регулирования сферы охраны здоровья моряков. В сб.: Материалы II Национального конгресса с международным участием по экологии человека, гигиене и медицине окружающей среды «СЫСИНСКИЕ ЧТЕНИЯ — 2021»; Москва, 17-19 нояб. 2021 г.-, М.: ФГБУ «ЦСП» ФМБА России; 2021: 66-70.

21. Уйба В.В., Лавер Б.И., Кулыга В.Н. Промышленная медицина: ее роль и перспективы развития в системе ФМБА России. Мед. экстрем. сит. 2019; 21(2): 243-9.

22. Марцевич Л.М. К вопросу о заболеваемости плавсостава транспортного флота Дальневосточного региона. Мор. мед. 2017; 3(2): 34-40. https://doi.org/10.22328/2413-5747-2017-3-2-34-46

23. Коровкина Э.П., Бирюков А.П., Кретов А.С., Власова И.В., Капитонова Н.В. Результаты периодических медицинских осмотров работников предприятий, прикрепленных на обслуживание к медицинским организациям ФМБА России. Мед. экстрем. сит. 2017; 60(2): 163-7.

Original articles

Svetlana V. Voronkova1, Alexey A. Abakumov2, Oleg K. Bumai1, Yuri V. Grabsky1, Georgy S. Torshin1, Snezhana V. Malinina1

The current state and problematic issues of medical care in the waters of the Northern Sea Route

1Research Institute of Industrial and Maritime Medicine of Federal Medical Biological Agency, 65, Yuriya Gagarina Ave., St. Petersburg, 196143;

2Federal Medical Biological Agency, 30, Volokolamskoe Highway, Moscow, 123182

Introduction. The solution of state issues for the development of the Arctic zone of the Russian Federation involves the active use of the Northern Sea Route as the main strategic highway. In order to preserve the life and health of ship crews in conditions of climatic and geographical and industrial risks, a smoothly functioning national system of medical care, harmonized with international requirements, is of great importance.

The study aims to assess the state of the medical care system for ship crews on the Northern Sea Route, identify regulatory and organizational problems, and substantiate proposals for their elimination.

Materials and methods. The researchers conducted an expert and analytical study, as well as analyzed and compared data during search and rescue operations in the waters of the Northern Sea Route (2010-2020), statistical data on medical examinations of ship crews conducted in 2020 in the organizations of the FMBA of Russia. The authors also have studied the main stages and forms of medical care in the waters of the Northern Sea Route. Scientists have conducted the analysis of scientific publications for the period from 2000 to 2021, contained in scientific electronic libraries, current international and Russian regulatory legal acts, information from official websites of executive authorities and organizations. Results. The system of medical care involves the implementation of measures for several interrelated elements: the provision of medical care on a ship, consultation by a medical professional using communication means, search and rescue operations, medical evacuation, medical care in the conditions of a coastal medical organization. International and Russian regulatory legal acts regulate the implementation of measures to provide medical care on board the vessel, the work of a wide range of participants from among federal executive authorities, executive authorities of subjects, institutions and organizations, officials and employees. In the course of the study, we found that there are concretized schemes of medical care, name lists and coordinates of participants. Specialists update all this in the Basin Plans for each territory of the Northern Sea Route. Despite the established rules of interaction of participants and conditions of medical care, the gaps identified by the researchers in administrative and legal regulation significantly affect the quality of medical care to members of the crews of ships, violate the constitutional rights of citizens to health protection.

Conclusions. Experts have substantiated the proposals for improving the system of medical care in the waters of the Northern Sea Route when applying an integrated approach to the development of the coastal infrastructure of medical organizations, staffing ships with medical workers and providing medicines.

Ethics. Scientists conducted the study in compliance with Ethical standards. This study did not require the conclusion of the Ethics committee.

Keywords: medical care; search and rescue operations; Arctic zone of the Russian Federation; Northern Sea Route; water transport workers; administrative and legal regulation

For citation: Voronkova S.V., Abakumov A.A., Bumai O.K., Grabsky Yu.V, Torshin G.S., Malinina S.V. The current state and problematic issues of medical care in the waters of the Northern Sea Route. Med. truda iprom. ekol. 2022; 62(4): 212-224. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2022-62-4-212-224

For correspondence: Svetlana V. Voronkova, Senior Researcher at the Laboratory of Marine and Diving Medicine of "Scientific Research Institute of Industrial and Marine Medicine" FMBA, Cand. of Sci. (Leg.), Master of Public Health. e-mail: sv3341015@yandex.ru

Information about the authors: Voronkova S.V. https://orcid.org/0000-0001-9586-3463

https://www.scopus.com/authid/detail.uriFauthorIdt56657454200 Abakumov A.A. https://orcid.org/0000-0002-9668-5109 Bumai O.K. https://orcid.org/0000-0003-3150-9347

https://www.scopus.com/authid/detail.uriFauthorIdt12764850000 Grabsky Yu.V. https://orcid.org/0000-0002-8563-3290

https://www.scopus.com/authid/detail.uriFauthorIdt57191989266 Torshin G.S. https://orcid.org/0000-0001-9805-7221

https://www.scopus.com/authid/detail.uriFauthorIdt57192013208 Malinina S.V. https://orcid.org/0000-0002-4922-1176

Contribution:

Voronkova S.V. — the concept and design of the study data collection and processing, the text writing; Abakumov A.A. — the concept and design of the study, editing; Bumai O.K. — the concept and design of the study, the text writing; Grabsky Yu.V. — editing;

Torshin G.S. — data collection and processing, editing; Malinina S.V. — data collection and processing. Funding. The study had no funding.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests. Received: 14.02.2022 / Accepted: 15.04.2022 / Published: 25.05.2022

Introduction. Transformations in the Russian state, the economy of the Russian Federation and the preservation

aimed at its development and improving the well-being of of national security. Therefore, it is natural that the health

people, affect all sectors of the economy and spheres of life. authorities strive to build an optimal system of medical care

One of the main tasks of the healthcare system in recent years at all levels and for all categories of citizens, including ship

is the need to preserve human potential for the stability of crew members on board the vessel.

Оригинальные статьи

Another major task for Russia is the preservation of sovereignty and the strengthening of borders, as well as the search for new resources and mining. Such a strategic direction for today is the development of the Arctic zone of the Russian Federation (AZRF). Specialists work in various branches of scientific knowledge and adopt legislative acts on the development of the AZRF.

The development of the northern territories depends on the problem of preserving labor resources, therefore scientific developments indicate the relevance of tasks in the field of health protection of seafarers in the waters of the Northern Sea Route. This is primarily due to the high risk of accidents, special climatic and geographical conditions and difficult working conditions of water transport workers.

In this regard, it is urgent to improve the medical support system to preserve the health of workers employed both in the coastal infrastructure and on ships of the Russian fleet and performing tasks of maritime activities: cargo transportation, fishing, research, pilotage and icebreaking, as well as search and rescue and towing operations.

The study aims to analyze regulatory legal acts, scientific literature and statistical data to determine the current state of the medical care system for ship crews in the waters of the Northern Sea Route, identify regulatory and organizational problems in this area, as well as substantiate proposals for their elimination.

Materials and methods. In preparing this article, the researchers analyzed publications for the period from 2000 to 2021 contained in the scientific electronic libraries "CyberLeninka", "E-Library", current international and Russian regulatory legal acts posted in the reference legal systems "Consultant Plus" and "Guarantor", information from the official websites of executive authorities and organizations, as well as mass media. The methodological basis of the research determined by its object and subject and includes philosophical, general and special scientific methods: dialectical, historical, comparative-legal, formal-logical, statistical, as well as methods of analysis and synthesis.

Results. Despite the constant development of methods, methods and technical means of ensuring the safety of navigation, more than 200 large vessels suffer disasters every year. In particular, according to the European Maritime Safety Agency, there are 762 cases of marine disasters in the waters of the EU countries in 2007, 754 in 2008, 626 in 2009, and 644 in 2010 [1]. According to the statistics of evacuation and hospitalization of patients abroad, injuries on fishing vessels account for 37.5%, and the real picture of the state of health of seafarers in Russia remains unclear [2].

In the Russian Federation, according to official data, experts note a steady increase in accidents on the Northern Sea Route (NSR) over the past 10 years (2010 — 255, 2020 — 439), which leads to the need for complex search and rescue operations (2010 — 33, 2020 — 221) (Table), evacuation of a significant number of patients (2010 — 51, 2020 — 160), implementation of medical consultations for workers at sea (2010 — 34, 2020 — 73)1 (Figure).

Despite the need to strengthen medical support for water transport workers, according to the Norwegian Maritime Agency, as of December 2021, the list of Russian ship doctors consists of only 7 specialists2 with documented qualifications

1 The main marine rescue and coordination Center. Official website. Statistics on search and rescue at sea. https://smrcc.ru/statistika_ po_poisku_i_spasaniyu_na_more.

2 Norwegian Maritime Agency official website. https://

in Norway and other countries, which requires attention to the system of training specialized medical personnel in Russia.

Such a situation for the preservation of human life at sea cannot remain without the attention of scientists and practitioners, therefore, today experts are studying the experience of medical support for fleet activities in the harsh conditions of the Arctic, actively studying the issues of sanitary and preventive maintenance of voyages in the waters of the Northern Sea Route in historical retrospect [3], exploring the specific features of marine labor [4], and the influence of climatic and geographical factors on the health of seafarers [5].

Specialists are forming theoretical and educational models of innovations, including for the accelerated implementation of marine telemedicine, which will ensure effective assistance to patients (injured) during the voyage, even in the absence of a medical worker on board the ship [6].

Medical care activities in the Arctic researchers consider in two strategic directions. The first is the organization of medical care for the indigenous population of the AZRF, the second direction is relevant for people employed in the economy, including for workers of sea and river transport. We note that the indicated vectors of medical care there are common problems associated with its inaccessibility due to geographical and climatic conditions, as well as with other factors: low level of development of the structure of healthcare institutions, lack of medical personnel, non-compliance of national legislation with the requirements of international standards.

The study of the issue of medical care on the route of the NSR allows us to identify several interrelated elements: firstly, the provision of medical care on board the vessel (if there is a medical worker on board); secondly, the provision of medical advice by radio and other types of communication; thirdly, search and rescue operations and medical evacuation; fourth, the provision of medical care in a medical organization.

Among the main tasks facing the organization of medical care for seafarers during the voyage, it is necessary to highlight the following: first aid and primary health care for patients and victims (if there is a medical worker on the ship or a rescue vehicle); medical consultations using available means of communication; evacuation, if necessary, hospitalization of patients and victims in medical organization.

Provision of medical assistance to employees on board the ship. Modern researchers pay a lot of attention to providing medical care to workers on board the ship. Russian legislation does not provide for the presence of a full-time medical worker if the number of crew on the ship is less than 100 people. This condition does not contribute to the preservation of the life and health of water transport workers. This problem is especially relevant in the conditions of the NSR and considerable distances to the nearest medical organization on the shore. The Chairman of the State Duma Committee on Health Protection (2016-2021), D.A. Morozov stressed in his report that "competent and timely first aid (and, if possible, medical assistance) on board an airplane, on rail or water transport can save a human life. And there is a way out in the existence of "First aid kits for a diploma", in which there are the necessary means to help a professional doctor" [7]. Currently, international legal acts have introduced a mandatory condition for the presence on

www.sdir.no/en/shipping/seafarers/approved-seafarers-doctors/?country=russland&city (Accessed: 12/20/2021).

Original articles Table

Elimination of accidents in the waters of the Northern Sea Route

Name of events Number by year, units Total, units

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Total accidents 255 305 195 181 183 191 295 316 379 453 439 3192

Search and rescue operations 33 103 110 34 96 86 122 98 117 185 221 1205

Total people saved 413 421 489 174 289 336 131 93 147 707 166 3366

— including foreigners 9 131 31 13 38 60 1 11 46 19 0 359

Participation in assistance to courts 81 126 128 112 166 44 74 53 38 36 24 882

160 140 120 100 80 60 40 20 0

medical consultations at sea

evacuation of patients

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 rog

Figure. Providing medical assistance to the ship's crew on the Northern Sea Route in 20102020.

the ship of crew members3 who have been trained in first aid in accordance with the requirements of the International Convention on the Training and Certification of Seafarers and Watchkeeping of 1978 (as amended in 2010) and have a certificate of the established sample.

In addition, Russian legislation regulates the use of medicines only by medical professionals, as it relates to medical intervention. Thus, the new requirements for the configuration of first aid kits for first aid workers assume the presence of only medical devices4 in them. These circumstances limit the implementation of the constitutional rights of seafarers to quality medical care due to the imperfection of the legal regulation of the organization of medical care, especially manifested in the conditions of the NSR.

In case of illness or injury on a ship requiring medical intervention, the ship's captain, in the absence of a medical

3 International Labour Organization Convention No. 186 "On Maritime Labour" (Geneva, February 23, 2006) (with amendments and additions). http: / / www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_121500 / (Date of appeal: 12/20/2021).

4 Order of the Ministry of Health of the Russian Federation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

No. 1331n dated 12/15/2020 "On approval of the requirements for completing first aid kits with medical products for first aid workers".

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_378982/ (Accessed: 12/20/2021).

worker, is responsible for organizing measures to preserve the life and health of sick or injured crew members. In addition, the duty of the ship's captain to provide emergency medical care to any person on board the ship is enshrined in Russian legislation5. In such cases, obtaining medical consultations using available means of communication is possible in several ways: through the on-duty services of medical organizations (including Disaster Medicine Centers), through marine rescue coordination centers, directly from a consulting specialist doctor.

Provision of advisory assistance. Doctors provide medical care in accordance with the Basin Plans [8-13], which have coordinates and contact details for reports, alerts, communication and information exchange between the participants of interaction. It is important that consultation by a medical professional is an important stage of medical care, taking into account the long waiting time. The time of preparation of forces and means for emergency evacuation may differ by several orders of magnitude, for example, from two hours (for Arkhangelsk) to seventy-five hours (the time of passage Arkhangelsk — Cape Desire, Barents Sea). The

5 Code of Merchant Shipping of the Russian Federation No. 81-FZ dated 30.04.1999 (as amended on 11.06.2021). http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22916 (Accessed: 12/20/2021).

Оригинальные статьи

possibilities of attracting marine search and rescue forces depend significantly on seasonal factors. For example, in the Tiksi region, such a period may be limited to summer-autumn navigation, in the Murmansk region — by polar night.

The duty captain-coordinator of the Marine Rescue Coordination Sub-center (MRCSC) organizes the provision of necessary medical assistance to victims on ships at sea. For these purposes, specialists use the technical means of the Global Maritime Distress and Safety System (GMDSS), direct radio communication of the ship's captain with doctors of coastal medical organizations. If it necessary, operators send medical forces and equipment to the disaster site.

The MRCSC provides medical consultations by radio or, if possible, by telephone directly with the consulting specialist doctor, which is preferable. There is a communication of the vessel on board of which the patient is with a consulting doctor through the coastal radio station of Rosmorport and in the ultrashort wave range through the MRCSC.

Upon receipt of primary information from the ship's captain or shipowner about the need for medical evacuation of a crew member from the ship, the MRCSC organizes a medical consultation with the shore medical staff and coordinates the evacuation of a sick (injured) crew member to shore.

If there is a full-time medical worker on an air or sea vessel who participate in rescue and(or) evacuation, the injured will receive medical assistance directly on board. Taking into account the assessment of all risks, the head of rescue operations makes the final decision to evacuate people. In general, medical evacuation allows you to solve several tasks: saving the life of a patient (victim) in Arctic Sea conditions; providing emergency medical care in an emergency or urgent form at a distance from medical organizations and poor transport accessibility; reduction of the time from the moment of the onset of a threatening condition (injury) to the beginning of primary health care in the required volume in a medical organization.

Conducting search and rescue operations and evacuation of victims. Conducting search and rescue operations and evacuation of victims on the NSR today is a joint work of ministries and departments performing their functions in the assigned territories within the framework of approved powers.

For example, the rules of interaction between executive authorities and organizations during search and rescue operations are in the Russian legislation6. There is a circle of all participants in search and rescue operations and conditions for medical care on the basis of the agreed Basin plans, taking into account the territorial principle.

As you know, rescuers have a "golden hour" during which the victim needs to be helped and taken to a medical facility. However, in the conditions of the Russian Arctic (climatic and geographical conditions, large-scale and inaccessible areas, sparsely populated, off-road, difficulty in providing medical care), evacuation to a medical organization is not always possible. To minimize human losses in accidents (diseases), it is extremely important to urgently deliver to the place of medical care not only resuscitation equipment, medicines

6 Decree of the Government of the Russian Federation No. 1928 dated 11/25/2020 "On Approval of the Rules for the Interaction of Federal Executive Authorities, Executive Authorities of Constituent Entities of the Russian Federation and Organizations during Search and Rescue Operations at Sea". http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_369454/. (Accessed: 12/20/2021).

and medical devices, but also means of communication for consultation with a specialist using unmanned aerial vehicles7.

Currently, the Main Marine Rescue Coordination Center (MMRCC) of "Marine Rescue Service" carries out the direct management of operations in accordance with the assigned powers through Marine Rescue Cordination Centers (MRCC) and their sub-centres (SC). The direct executors of search and rescue operations at sea can be organizations of various forms of ownership, depending on the availability of the necessary forces and means, their location, and the conditions of the situation.

Interaction between the captain-coordinator and the Main Marine Rescue and Coordination Center exists by using using the automated information system (AIS) "Search-Sea". There are the Western and Eastern sectors, and the first involves sub sub-center Arkhangelsk and MMRCC Murmansk, the second includes sub-centre Dixon, MMRCC Tiksi, MMRCC Pevek, sub-centre Petropavlovsk-Kamchatsky on the route of the NSR.

Within their territories, during searching and rescuing people at sea, the MMRCC and the sub-centres solve the tasks of organizing the implementation of the International Convention on Search and Rescue at Sea of 1979, organizing and coordinating the work of executive authorities, other Russian institutions, as well as rescue services of foreign states (the Kingdom of Norway, the USA, Canada, Japan, the Republic of Korea).

In particular, the participants in interdepartmental cooperation include such structures as: the Ministry of Emergency Situations of Russia, the Ministry of Internal Affairs of Russia, the Federal Security Service, the Federal Air Transport Agency, the Federal Agency for Fisheries; management bodies and units of the Joint Strategic Command "Northern Fleet" and the Pacific Fleet, the All-Russian Disaster Medicine Service, the offices of regional governments and others.

Transport, passenger, fishing, hydrographic vessels located directly in the disaster area, regardless of their State flag and departmental affiliation perform duties to provide assistance at sea.

Each search and rescue area takes into account up-to-date information about the composition of forces, means and resources of participants in interaction and the level of readiness when compiling and approving a system (scheme) of reports, alerts, communication and information exchange. In the internal instructions there is a list of initial actions and connections within each of the services of the participants in the interactions.

Provision of medical care in the conditions of a coastal medical organization. Specialists provide medical care in the conditions of a coastal medical organization within the framework of state guarantees of free medical care in accordance with the approved programs of the subjects of the Russian Federation. Taking into account the peculiarities of practical healthcare in Russia, it is necessary to pay attention to the issues of improving the quality and accessibility of medical care, as well as the prospects for creating a new generation of Arctic medicine in general [14].

Today, the provision of specialized, including high-tech, medical care to persons operating on the NSR is possible only in large cities (Murmansk, Arkhangelsk, Petropavlovsk-

7 Official website of the Ministry of Health of the Republic of Sakha (Yakutia). 05.04.2019. https://minzdrav.sakha.gov.ru/news/front/ view/id/3010824. (Accessed: 12/20/2021).

Kamchatsky, Vladivostok). For the rest of the NSR, there are only low-power medical organizations, most of which are located at a considerable distance from the coastline (200 kilometers or more).

The structure of the Federal Medical and Biological Agency defines institutions that carry out medical evacuation and provide medical care in the Russian Arctic. In the field of medical care for seafarers on board a ship in the waters of the NSR, there are two medical organizations of the FMBA of Russia: the Northern Medical Clinical Center named after N.A. Semashko (Arkhangelsk) and the Murmansk Multidisciplinary Center named after N.I. Pirogov (Murmansk)), which include departments of ship medicine, ship doctors and paramedics [21]. Other organizations of the FMBA of Russia include interregional administrations, departmental Centers of Hygiene and Epidemiology and medical and sanitary units located in St. Petersburg, Murmansk Region, Arkhangelsk Region, Petropavlovsk-Kamchatsky, Vladivostok, Chukotka Autonomous Okrug.

Regional institutions play a significant role in providing medical care to water transport workers. Territorial and regional Disaster Medicine Centers, district, regional and central district hospitals and ambulance stations provide medical care in accordance with the Basin Plans.

In order to provide the highest quality medical care, specialists carry out hospitalization of rescued victims (patients) in medical institutions located in the immediate vicinity of the area of search and rescue operations, airfields, ports, berths or other possible landing sites of aircraft and mooring vessels. However, the situation differs significantly in different parts of the Russian Arctic.

In the Western sector of the NRS in the Murmansk and Arkhangelsk region there are: communication, radio consultation with medical organizations on the shore.

In the Eastern sector of the NSR water area (starting from the Kara Gate), the ports are far from each other, the material and technical equipment and staffing of medical organizations is currently at an insufficient level.

The Basin search and rescue plans contain detailed address schemes, according to which, with interdepartmental cooperation, the creation of conditions for organizing the reception of victims on the shore, their accommodation, the allocation of transport, the provision of warm clothes and food, the provision of medical care is assigned to the structural divisions of the administrations of the constituent entities of the Russian Federation responsible for each section of work.

In addition to the types and methods of medical care considered, it is necessary to note several other important areas in the system of medical support for the health of seafarers in the waters of the NSR. First of all, it is the conduct of qualified medical selection of water transport workers.

In this regard, the primary importance belongs to preliminary medical examinations and surveys. In 2020, sixty-five thousand people passed medical examinations of persons working on ships in medical organizations of the FMBA of Russia. Only the Northern Medical Clinical Center named after N.A. Semashko of the FMBA of Russia conducted a medical examination of 4250 persons working on ships during the specified period. Specialists have issued 2560 international medical certificates of suitability for work on ships.

In addition, in 2020, the ship's doctors of this medical center performed seven Arctic voyages lasting more than

Original articles

1,000 days. Specialists have trained 85 skippers from among the fleet commanders under the program of the International Maritime Organization "Medical care for the sick and wounded" [15].

Recently, the Government of the Arkhangelsk Region has widely discussed the project of creating a Federal Center for Arctic Medicine in Arkhangelsk, initiated by the Ministry of the Russian Federation for the Development of the Far East and the Arctic and the Federal Biomedical Agency. The main goal of the center will be to increase life expectancy and improve the health of the population in the Far North, which will favorably affect the development of the entire healthcare system in the Arctic zone of the Russian Federation, including for the purpose of providing medical care in the waters of the NSR8.

Discussion. The analysis of the current state and capabilities of the system of medical care in the waters of the NSR showed that specialists provide medical care in several stages: assistance on the ship, consulting, search and rescue operations, medical evacuation, medical assistance in the coastal organization.

The problem of assessing the health status of workers exposed to harmful production factors remains paramount.

Great importance for the effective functioning of the medical support system is the conduct of mandatory preliminary and periodic medical examinations of seafarers and training of ship crews according to training programs for specialists in first aid cycles.

The results obtained indicate the unresolved nature of many organizational and regulatory issues.

There are still numerous problematic issues, including regulatory and legal regulation in the organization of medical care on ships in Arctic conditions [16-23], which indicates the need for their improvement.

The capabilities of the forces and means of ministries and departments to provide medical care in the Russian Arctic, as well as their interdepartmental interaction necessary to direct to achieving the goals and solving priority tasks provided for in strategic planning documents. However, despite the significant number of bodies and organizations involved in various stages of medical care in the Russian Arctic, detailed plans for interdepartmental cooperation in search and rescue operations, other issues, in particular, the creation of a unified system of medical care in the NSR, are subject to regulation by the current Russian legislation.

Thus, in order to prevent extreme situations, prevent injuries and morbidity in the waters of the NSR, it is necessary to create specialized organizations that conduct medical examinations of water transport workers.

It is necessary to introduce into the Legislation the concept of "Extended medical care" provided by persons without medical education and who have undergone special training. In the absence of a specialist with a medical education, it will be possible to legitimately use medicines on board the vessel, which can contribute to harmonization with international legislation.

In order to provide medical care in the coastal territory of the Russian Arctic, it is necessary to develop the infrastructure of medical institutions.

8 A Center of Arctic medicine for health protection will be created in Arkhangelsk. RIA Novosti: Arkhangelsk region. 12.11.2021 https://ria.ru/20211112/meditsina-1758739837.html . (Accessed: 12/20/2021).

Оригинальные статьи

Limitations. When assessing the state of the medical care system for ship crews in the waters of the Northern Sea Route, experts have considered the norms of modern international and national legislation in the field of public health and safety of navigation, scientific publications on the topic under consideration from 2000 to 2021. The researchers have analyzed data on search and rescue operations in the waters of the Northern Sea Route for the period 2010-2020.

Conclusion. The variety and complexity of working conditions, both on sea vessels and on vessels of mixed navigation (river-sea), determine the consistency of medical care for crew members, including therapeutic and preventive, sanitary and hygienic and rehabilitation measures, taking into account the specifics of various types of work on sea transport. To create a

unified system of medical care for water transport workers in the waters of the Northern Sea Route, it is necessary:

1. to continue scientific research in the field of organization of medical care and evacuation of victims (patients) in the waters of the NSR, improving the equipment of ships with medical devices and the system of training ship's doctors (paramedics);

2. to issue official, including ratified, international regulatory legal acts and information documents on medical care of crew members of the sea, river and fishing fleets, employees of offshore mining platforms in Russian;

3. to create a permanent interdepartmental working group on the regulatory legal regulation of social and labor relations in maritime navigation, including medical support (with the representation of interested ministries and departments, shipowners' organizations, seafarers' unions and specialized experts).

References

1. Maj V.K. Salvage vessels and question of sea transport safety in the world and in Vietnam. Trudy NGTU im. R.E. Alekseeva. 2013; 100(3): 182-8 (in Russian).

2. Buhtiyarov I.V., Golovkova N.P., Helkovskij-Sergeev N.A., Kotova N.I. Modern problems in occupational medicine of fishing industry in Russia. Med. truda iprom. ekol. 2018; (12): 24-8 (in Russian).

3. Bumaj O.K. History of health maintenance organization during navigation the northern sea route (based on works by V.I. Shestov). Morskaya med. 2018; 4(4): 79-85 (in Russian).

4. Kazakevich E.V., Arhipovskij V.L., Doronin I.A. Medical inspections of Northern fleet personnel: results, analysis, problems. Med. ekstrem. sit. 2018; 20(2): 172-9 (in Russian).

5. Lupachev VV., Kubasov R.V., Bogdanov R.B. The influence of climatic and geographical conditions on the health of seafarers during the voyage (based on the analysis of publications). Vestnik gos. un-ta mor. i rech. flota im. adm. S.O. Makarova. 2015; 3(31): 30-5. https://doi.org/10.21821/2309-5180-2015-7-3-30-35 (in Russian).

6. Galankin L.N., Burov VV. Innovative development of medical support on a marine vessel. Vestnik gos. un-ta mor. i rech. flota imeni adm. S.O. Makarova. 2014; 2(24): 9-16 (in Russian).

7. Morozov D.A. Legislative regulation of healthcare in the Russian Federation. Results of the work of the State Duma Committee on Health Protection in the period 2016-2021. Moskva; 2021 (in Russian).

8. Basin plan for the search and rescue of people in distress at sea in the search and rescue area of the MSPC Arkhangelsk. 15.12.2020. Available at: https://smrcc.ru/basseynovyie_ planyi_poiska_i_spasaniya.html (in Russian).

9. Basin Plan 2020-2021. Organization of interaction of rescue services, units and organizations, ships and aircraft during search, rescue and assistance operations at sea in the search and rescue area of the Moscow City Center Murmansk. 30.04.2021. Available at: https://smrcc.ru/basseynovyie_planyi_poiska_i_ spasaniya.html (in Russian).

10. Basin plan for the search and rescue of people in distress at sea in the search and rescue area of the MCCC Dixon. 26.06.2021. Available at: https://smrcc.ru/basseynovyie_planyi_poiska_i_ spasaniya.html (in Russian).

11. Basin plan for the search and rescue of people in distress at sea in the search and rescue area of the MSPC Tiksi. 18.06.2021. Available at: https://smrcc.ru/basseynovyie_planyi_poiska_i_ spasaniya.html (in Russian).

12. Basin plan for the search and rescue of people in distress at sea in the search and rescue area of the MSPC Pevek. 18.06.2021.

Available at: https://smrcc.ru/basseynovyie_planyi_poiska_i_ spasaniya.html (in Russian).

13. Basin plan for the search and rescue of people in distress at sea in the search and rescue area of the Petropavlovsk-Kamchatsky MSPC. 09.03.2021. Available at: https://smrcc.ru/ basseynovyie_planyi_poiska_i_spasaniya.html (in Russian).

14. Konnova L.A., Papyrin VV. Innovative medical-technical developments and promising ways to use them in practice first aid rescuers of emercom of Russia. Prirod. i tekhnog. riski (fiz.-mat. iprikl. aspekty). 2017; 1(21): 19-32 (in Russian).

15. On the results of the work of the Federal Medical and Biological Agency in 2020 and the tasks for 2021. Available at: https://fmba.gov.ru/o-fmba-rossii/obshchestvennyy-sovet/ info/?ELEMENT_ID=43709 (in Russian).

16. Kazakevich E.V., Arhipovskij V.L., Sereda A.P., Abakumov A.A. Special aspects of medical care provided the to sailors working in the Arctic regions. Med. ekstrem. sit. 2017; 62(4): 8-14 (in Russian).

17. Ilyuhin V.N. Current view on the development of emergency rescue fleet vessels in the Arctic. Arktika: ekol. i ekon. 2019; 2(34): 97-108 (in Russian).

18. Bumaj O.K., Abakumov A.A., Turlakov Yu.S. Current problems in creating a unified system of medical support for vessels in the Northern sea route. Med. ekstrem. sit. 2020; 22(1): 109-16 (in Russian).

19. Barankina T.A., Fetisov A.O., Valeeva R.M., et al. Medical care provided for the river fleet shipboard crews. Ros. med. zhurnal. 2020; 26(5): 283-91 (in Russian).

20. Bumai O.K., Voronkova S.V., Grabsky Yu.V. Problematic issues of regulatory regulation of the sphere of seafarers' health protection. In the collection: Materials of the II National Congress with International participation on Human Ecology, Hygiene and Environmental medicine «SYSIN READINGS — 2021»; Moscow, November 17-19, 2021. Moscow: FSBI «CSP» FMBA of Russia; 2021: 66-e70 (in Russian).

21. Ujba VV., Laver B.I., Kulyga VN. Industrial medicine: its role and development prospects in the FMBA system of Russia. Med. ekstrem. sit. 2019; 21(2): 243-9 (in Russian).

22. Marcevich L.M. To the question about sickness rate of ship's crew of marine fleet at far-eastern region. Mor. med. 2017; 3(2): 34-40 (in Russian).

23. Korovkina E.P., Biryukov A.P., Kretov A.S., Vlasova I.V., Kapitonova N.V. The results of periodic medical examinations of employees of enterprises assigned to medical organizations of the FMBA of Russia. Med. ekstrem. sit. 2017; 60(2): 163-7 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.