УДК 37И
О.Я. Ярославцева
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ
Статья основана на изучении многочисленных материалов отечественных и зарубежных авторов и посвящена анализу современного состояния латиноамериканского высшего образования, которое имеет свои исторические, культурные особенности, обусловленные социально-экономическими факторами развития региона, национальной идентификацией и перспективными возможностями с точки зрения интернационализации и интеграции на субрегиональном, региональном, территориальном и глобальном уровнях. Оценивая перспективы высшего образования всего Латиноамериканского региона, можно сказать, что он обладает мощным образовательным потенциалом и его активное участие в интеграционных процессах позволяет с оптимизмом утверждать, что в скором будущем все больше стран смогут эффективно модернизировать свои системы высшего образования.
Латинская Америка, высшее образование, интеграция
Вторая половина ХХ века в Латинской Америке отмечена значительными изменениями социально-экономической и социально-политической ситуации, в которой развивались системы образования под воздействием научно-технической революции и национально-освободительного движения в регионе.
В начале 60-х годов прошлого столетия контраст между стремлением латиноамериканских обществ к модернизации и ограниченностью их политических режимов привел к политической активности, сопровождавшейся репрессиями, которые были вызваны активными выступлениями преподавателей и студентов против военных режимов во многих странах Латинской Америки: Аргентине, Бразилии, Мексике, Чили, Перу. В различных университетах имели место замена избранных ректоров полковниками, увольнение преподавателей, аресты студентов, запрещение преподавания общественных наук. Часть университетов была ликвидирована или деморализована.
Решающим фактором развития систем образования латиноамериканских стран становится научно-техническая революция. Развернувшаяся в 1950-60-е годы в промышленно развитых странах, она оказала как прямое, так и косвенное воздействие на Латинскую Америку, хотя и с некоторым опозданием. Происходит активное внедрение иностранного капитала в экономику латиноамериканских стран. С этим процессом связано сильное влияние транснациональных корпораций (ТНК) на современные отрасли промышленности. В наиболее развитых в экономическом отношении стра-
нах -
Аргентине, Бразилии, Мексике, Чили, а также Венесуэле, Колумбии, Перу -наблюдается диверсификация хозяйственной структуры. Формируются отрасли машиностроения (энергетические, электротехнические, станкостроение, транспортное), появляются новые отрасли в химической промышленности. Широкое распространение получают современные средства сообщения: авиационный и автомобильный транспорт; средства массовой информации. Происходящие изменения в экономике латиноамериканских стран, а именно в уровне и структуре промышленного производства, выдвинули более высокие требования к системе подготовки кадров. Прежде всего, возрос абсолютный спрос на квалифицированную рабочую силу с точки зрения образования и технической подготовки, увеличился удельный вес инженеров и техников в общей численности работающих. Для эффективного управления производством необходим был управленческий персонал, обладающий высоким уровнем знаний и квалификацией.
Нужды экономического развития заставляли правительство и общественность стран Латинской Америки остро ставить вопрос о расширении масштабов подготовки специалистов для промышленности и сельского хозяйства.
Однако даже те скромные результаты, которые давала система подготовки кадров, становились еще меньше или даже сводились на нет при воздействии нового фактора развития образования - миграции квалифицированных специалистов. Как свидетельствуют данные, с 1961 по 1965 год число специалистов с высшим образованием, эмигрировавших только в США, достигло 11 552 человек, а со средним образованием - 28 714 1 . При этом различные страны региона несли неодинаковые потери. Как правило, более всего страдали небольшие страны с низким уровнем жизни и слабо развитой экономикой, такие как Гаити, Гватемала, Доминиканская Республика и т. д. Эмиграция специалистов явилась одной из причин отставания самой системы образования в Латинской Америке. Эмиграция учителей приводила к тому, что миллионы детей не могли получать образование. Доля эмигрировавших учителей в этот период доходила до 30,8 процента от всего количества эмигрировавших специалистов со средним образованием и 6,8 процента - с высшим 2 . Как считает Э.Г. Ермольева, «...процесс «утечки мозгов» из стран Латинской Америки никогда не был равномерным и однозначным. Так, в 70-е годы «лидерство» в этом процессе перешло к некоторым странам Азии (Индии, Филиппинам), а эмиграция латиноамериканских ученых и специалистов стала все более заменяться ее скрытой формой, когда значительная часть наиболее квалифицированных кадров используется внутри самих стран, но не на предприятиях госсектора, а на филиалах ТНК. Оценить размеры таких по-
1 America Latina y la Educacion. La Habana, 1967, 1970.
2 Educacion y conocimiento: eje de la transformation productive cor. eguidad / CEPAL -UNESCO. Santiago de Chile, 1992.
терь крайне трудно» 3 . Как считает В.П. Беляев, неважно, по какой причине происходила миграция специалистов, важнее ее последствия, которые «.нередко носили чрезвычайно острый характер и проявлялись, прежде всего, в создании дополнительных трудностей развития системы образования и формирования кадрового потенциала, в прямых финансовых потерях в результате работы системы образования вхолостую, в отсутствии ожидаемой экономической отдачи специалистов. Иностранный капитал опутал страны региона сетью финансовой зависимости и оказал деформирующее влияние на развитие системы образования, подчинив структуру подготовки кадров интересам монополии» 4 .
На латиноамериканскую молодежь в 1960-1970-е годы обрушилась волна пропаганды, оправдывающая политику США, восхваляющая североамериканский «образ жизни». Арсенал пропагандистских средств дополнялся рядом реальных мер. В эти годы усиливаются связи университетов США и ряда других стран с учебными центрами стран Латинской Америки, расширяется обмен студентами и преподавателями, увеличивается финансовая помощь. Еще одним важным способом идеологического влияния на латиноамериканскую молодежь со стороны крупных западных государств становится выделение стипендий в учебных центрах развитых капиталистических стран, особенно США. В 1970 году было выделено 24 тысячи таких стипендий. По сравнению в 1960 годом их количество увеличилось на 15 тысяч 5 . Латиноамериканские студенты в США составляли более половины всех латиноамериканских вузовских учащихся за рубежом. Более 7 тысяч учащихся из Латинской Америки обучались в вузах Франции, ФРГ, Англии и других странах Западной Европы.
Важное место по числу вакансий для латиноамериканцев в своих учебных центрах занимала Англия. Предпочтение при этом отдавалось странам бывших английских колоний (Гайяна, Ямайка, Барбадос, Тринидад и Тобаго). Следует отметить, что такой вид помощи часто маскировался «традиционными связями», «общностью религии» и т. д., а на самом деле был рассчитан на «утечку мозгов» из латиноамериканских стран. Так, сами США, например, отдавали предпочтение той или иной стране с учетом стабильности государственных отношений с ней, своих политических интересов и экономической выгоды.
Следует отметить, что были и положительные моменты в процессе влияния ТНК на системы образования латиноамериканских стран. Тот факт, что ТНК и их дочерние предприятия, нуждаясь в квалифицированных специалистах, сами осуществляли подготовку кадров, внедряли современные средства обучения, тем самым способствовали развитию среднего (особенно специального) и высшего образования.
3 Ермольева Э.Г. Образование в Латинской Америке: на «повестке дня сегодня» // Латинская Америка. 1996. № 4.
4 Беляев В.П. Латинская Америка: народное просвещение и проблемы социально-экономического развития. М. : Наука, 1971.
5 UNESCO. Statistical YEARBOOK, 1997.
В 60-70-е годы XX века страны Латинской Америки, вовлеченные в сферу влияния мировой научно-технической революции, являлись лишь покупателями на мировом рынке научно-технических новшеств, причем с весьма ограниченными возможностями. Дальнейшее отставание в обеспеченности высококвалифицированными специалистами могло привести к катастрофическим последствиям - превращению хозяйства латиноамериканских стран в исполнителя научно-технического замысла стран Запада. Перед лицом этой реальной опасности латиноамериканская система образования, в первую очередь средняя и высшая школа, должна была сделать качественный и количественный скачок. Для всех стран Латинской Америки в 1960-е годы была характерна традиционная структура среднего образования с преобладанием общеобразовательной школы (исключение составляла Аргентина с самым большим контингентом средних специальных учебных заведений), ориентированной на подготовку специалистов средней квалификации, а не на университет. К 1970-м годам положение изменилось: на долю учащихся средних специальных учебных заведений (без педагогических училищ) приходилось уже 29,5 процента общего контингента средних школ. Доля учащихся общеобразовательных школ к 1975 году не только не снизилась, но и выросла на 0,9 процента, что свидетельствовало о том, что средней школе не удалось решить главную проблему - расширить сферу подготовки технического персонала среднего звена.
В этот период происходит существенный рост численности латиноамериканского студенчества. По данным А.И. Алексеева, с 1960 по 1989 год контингент учащихся высшей школы Латинской Америки вырос в 5,3 раза. Так, если в 1960 году насчитывалось 538,8 тысячи студентов, то в 1976 году - уже свыше 3 миллионов человек. Для сравнения: во всем мире этот показатель составлял 2,3 раза, в Африке - 4,8, в Азии - 2,7, Северной Америке - 2,1, Европе - 1,8, Австралии и Океании - 1,3 раза 6 .
О территориальных различиях в уровнях развития высшего образования в Латиноамериканском регионе можно судить по показателям охвата высшим образованием населения соответствующей возрастной группы (2024 года), числу студентов на каждые 100 тысяч жителей, а также динамики численности студентов высших учебных заведений. Увеличение масштабов подготовки кадров с высшим образованием происходило параллельно с ростом спроса, диктуемого модернизацией хозяйства. По числу студентов на каждые 100 тысяч жителей к 1970-м годам ряд латиноамериканских стран приблизился к европейскому уровню. Хотя, надо признать, что при расчете числа студентов, приходящихся на 100 тысяч жителей региона, высшая школа Латинской Америки еще в 1965 году стояла на уровне США первых лет ХХ века. Согласно статистическим данным 7, в вузах США в эти годы обучалось около 40 процентов лиц от 20 до 24 лет, в Латинской Америке
6 Алексеев А.И. Об учете территориального фактора при измерении уровня обслуживания населения / А.И. Алексеев, М.В. Бобкова, А. А. Ткаченко // Вестник МГУ. Сер. География. 1981. № 5.
7 Educacion y conocimiento: eje de la transformation productive cor. eguidad. С. 202.
в 9 раз меньше, или 4,4 процента. Между тем средние показатели в таких традиционно «университетских» странах, как Аргентина, Чили, Уругвай, ненамного превышали все остальные. А такие страны, как Доминиканская Республика, Сальвадор, Гаити, Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Ямайка, по состоянию высшего образования можно было сравнить с самыми отсталыми странами мира.
Динамика численности студентов высших учебных заведений Латинской Америки в рассматриваемый период также сильно различалась по странам, но везде темпы прироста числа студентов значительно превосходили темпы естественного прироста населения и темпы роста валового продукта. Наибольший рост численности студентов произошел в Бразилии, Мексике, Венесуэле, а также в Андских странах (Колумбии, Эквадоре, Перу). Практически не изменилась численность студенчества в Гайане, Барбадосе, Суринаме, Ямайке, Тринидаде и Тобаго, то есть наибольшее увеличение количества студентов непосредственно связано с экономическим развитием некоторых латиноамериканских государств.
Таким образом, быстрый рост студенчества объясняется рядом причин: развитием промышленности и созданием новых отраслей индустрии, усилившейся урбанизацией, «демографическим взрывом» и другими факторами.
И хотя наметилась определенная модернизация высшей школы, например, увеличение выпуска специалистов по инженерным специальностям, все-таки по-прежнему она не соответствовала потребностям экономического, социальнополитического и культурного развития региона.
Одной из наиболее острых проблем следующего десятилетия стала проблема внешней задолженности. Внешний долг Латинской Америки стал стремительно расти. В 1980 году задолженность составляла 207 миллиардов долларов, в 1984 году превысила 360 миллиардов, а к концу 1990-х годов она составила 800 миллиардов долларов 8 . Как показал Ф. Реймерс в своем исследовании по проблеме воздействия задолженности на образование в Латинской Америке 9 , одной из наиболее пострадавших сфер социального развития Мексики являлось образование. За один лишь 1982/83 учебный год расходы на образование упали с 5,5 процента валового внутреннего продукта до 3,9 и с 9,3 процента до 7,9 общего государственного бюджета. После 1980 года по сравнению с прошлым десятилетием расходы на образование резко сократились: они составляли примерно 6,99 процента между 1970-1973 годами, а после 1980 года - 0,01 процента.
Как показывают исследования В.М. Давыдова, к концу прошлого века Латинская Америка полностью освободилась от авторитарно-олигархических режимов: если в 1980-х годах из 20 стран региона только 13 имели демократически избранное государственное руководство, то к концу столетия - их было уже 26. Демократические режимы были подкреплены результатами другого перехода: от
8 Беляев В.П. Латинская Америка: народное просвещение и проблемы социально-экономического развития. М. : Наука, 1971.
9 Бразилия: реформы и прогресс. М. : ИЛА РАН, 1997.
уже исчерпавшей себя модели «импортозамещающей индустриализации» регион перешел к открытой рыночной экономике (см. табл.).
Таблица
Прирост валового внутреннего продукта в развивающихся странах, %
Год Регион 1981- 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994
Латинская Америка и страны Карибского бассейна 1,4 1,1 -0,1 2,8 2,1 3,3 3,0
Африка 1,8 2,8 2,2 1,6 0,8 1,6 2,5
Западная Азия 1,7 3,2 1,9 -0,2 5,7 3,5 3,5
Южная и Восточная Азия 5,9 6,1 6,4 5,3 5,2 5,4 6,0
Китай 9,9 4,3 3,9 8,0 3,2 3,4 0,0
Страны Средиземного моря 2,5 0,4 1,1 -5,6 -1,9 -0,3 4,0
Как видно из таблицы, в 90-х годах прошлого века страны Латинской Америки и Карибского бассейна уступали по темпам роста валового внутреннего продукта только странам Юго-Восточной Азии и ряду крупных азиатских государств, включая Китай, Индию, Индонезию, Малайзию и Пакистан. Особенно интенсивно росла экономика Чили (7 процентов в среднем за 1995-1997 годы), Перу (5,4 процента), Аргентины (6,5 процента), Сальвадора (5,3 процента), Гайаны (7 процента). После структурных преобразований, проведенных при администрации Ф.Э. Кардозо, более устойчивым стало развитие экономики Бразилии, входящей, по данным В.М. Давыдова, в десятку ведущих стран мира 1 0. Даже Мексика, пережившая кризис в 1995 году сумела довольно быстро восстановить восходящую тенденцию в экономике, прирост валового внутреннего продукта которой вышел на уровень 7 процентов.
По мнению А.П. Лиферова 1 ', Латинская Америка сосредоточивает сегодня 5,7 процента населения мира и дает около 3,2 процента производства мирового валового внутреннего продукта. Развитие и модернизация экономики, открывая большие возможности для трудоустройства, способствует привлечению учащихся в средние и высшие учебные заведения. Сегодня регион занимает видное место в мировом образовании. На его долю приходится 15 процентов учащихся начальной школы, 12 процентов средней и около 25 процентов сту-
10 Доклад о положении дел за 1999 год / ЮНЕСКО. URL : http://unesdoc.unesco.org/images/ 0011/0011337113351R.pdf
11 Лиферов А.П. Интеграционный потенциал образовательных систем крупнейших регионов мира (типология, сравнительный анализ). Рязань : РГПУ, 1997.
дентов вузов развивающихся стран 1 2. Для региона характерно и более высокое относительно других развивающихся стран развитие отдельных элементов инфраструктуры образования. Экономический рост и изменения структуры промышленности требуют не только количественное, но и, главное, качественное развитие образования.
В изменившихся условиях специалисты ЮНЕСКО и ЭКЛАК разработали новую стратегию развития образования в Латинской Америке и назвали ее «Образование и знания - стержень преобразований производительных сил на основе равенства возможностей и социальной справедливости». В ней изложены основные теоретические подходы, долгосрочные цели и конкретные задачи, поставленные перед регионом в преддверии нового столетия. Программа-максимум новой стратегии - «создать в ближайшее десятилетие такие условия для распространения образования, профессиональной подготовки и научно-технического прогресса, которые сделали бы возможной трансформацию производительных сил на базе прогрессирующего социального равенства» 13. Эксперты ЭКЛАК считают, что Латинская Америка сможет построить гражданское, истинно демократическое общество и стать полноправным членом высокообразованного и компетентного в научном отношении сообщества лишь при условии, если в самое ближайшее время образование, наука и технологические новации станут главным составляющим ее экономической стратегии.
Предложенная ЭКЛАК политика в сфере образования включает следующие направления:
- достижение общественного компромисса по вопросу ускоренного развития сферы образования, профессиональной подготовки и науки;
- преодоление отчуждения, наблюдающегося между системой подготовки кадров и областью научных прикладных исследований;
- усиление административной ответственности за деятельностью образовательных учреждений;
- повышение роли преподавателей как активных участников реформы, создание условий для их профессионального роста;
- обеспечение массового доступа к «культурному кодексу современности» и стимулирования творческого подхода к реализации этой задачи;
- активизация международного сотрудничества и обмена опытом в осуществлении реформ в области образования.
Среди разнообразных мер по реализации новой стратегии в области образования - усиленное его финансирование, обеспечение профессионального совершенствования и социальной защиты преподавательских кадров, активизация региональной и международной интеграции в области образования. Инструментами интеграции в образовательной сфере могут быть: разработка единой образовательной политики в интеграционных группировках; выработка единых образовательных
12 Ермольева Э.Г. Образование в Латинской Америке: на «повестке дня сегодня» // Латинская Америка. 1996. № 4.
13 Ермольева Э.Г. Общее и особенное в географии современной культуры стран Латинской Америки // Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. 1992. Вып. 12.
стандартов; создание многонациональных образовательных организаций и систем информации, сети дистанционного обучения, фондов по финансированию мероприятий в сфере образования; разработка совместных программ и проектов; формирование региональных рынков знаний; обмен опытом в области подготовки кадров, а также обмен преподавателями и студентами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
1. Алексеев, А.И. Об учете территориального фактора при измерении уровня обслуживания населения [Текст] / А.И. Алексеев, М.В. Бобкова, А.А. Ткаченко // Вестник МГУ. - Сер. География. - 1981. - № 5.
2. Беляев, В.П. Вопросы образования: сложность и многообразие [Текст] // Латинская Америка. - 198б. - № 4.
3. Беляев, В.П. Латинская Америка: народное просвещение и проблемы социально-экономического развития [Текст]. - М. : Наука, 1971.
4. Бразилия: реформы и прогресс. - М. : ИЛА РАН, 1997.
5. Высшая школа Латинской Америки [Текст] / под ред. В.А. Кузьмищева. - М. : Наука, 1972.
6. Доклад о положении дел за 1999 год [Электронный ресурс] / ЮНЕСКО. -URL : http://unesdoc.unesco.org/images/0011/001133/11з351R.pdf
7. Ермольева, Э.Г. Образование в Латинской Америке: на «повестке дня сегодня» [Текст] // Латинская Америка. - 199б. - № 4.
8. Ермольева, Э.Г. Общее и особенное в географии современной культуры стран Латинской Америки [Текст] // Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. - 1992. - Вып. 12.
9. Лиферов, А.П. Глобальное образование - путь к интеграции мирового образовательного пространства [Текст]. - Рязань : РГПУ, 1997.
Ш. Лиферов, А.П. Интеграционный потенциал образовательных систем крупнейших регионов мира (типология, сравнительный анализ) [Текст]. - Рязань : РГПУ, 1997.
11. America Latina y la Educacion [Text]. - La Habana, 19б7, 197Q.
12. CEPAL. Panorama social en America Latina. - Santiago de Chile, 1994.
13. Educacion y conocimiento: eje de la transformacion productive cor. eguidad [Text] / CEPAL - UNESCO. - Santiago de Chile, 1992.
14. UNESCO. Proyecto principal de educacion [Text] // America Latina Boletin trimes-tral. - Santiago de Chile, 1982.
15. UNESCO. Statistical YEARBOOK [Text], 1997.
O.Ya. Yaroslavtseva
THE CURRENT STATE OF HIGHER EDUCATION IN LATIN AMERICA AND ITS DEVELOPMENT PERSPECTIVES
The article centers on the current state of higher education in Latin America and its historical and cultural peculiarities, which are predetermined by social-economic factors of the development of the area, by national identification and the perspectives of internationalization and integration at the sub-regional, regional, territorial, and global levels. Speaking about the development perspectives of Latin America’s higher education, one can say that the area has
considerable education potential. Latin America’s active participation in integration means that more and more countries will be able to modernize their higher education.
Latin America, higher education, integration, education potential.