Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1774
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / места коллективного проживания / туристический рынок / государственная поддержка / перспективы развития / tourism / places of collective residence / tourist market / state support / development prospects

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Р.Н. Берлизев, Д.А. Курашева

Данная статья посвящена анализу изменений в структуре сферы туризма, динамике ее развития до и во время пандемии, а также влиянию и поддержке со стороны государства. В ходе анализа полученных данных были изложены причины возникновения тех или иных явлений, а также предложены пути для дальнейшего развития внутреннего туризма России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Р.Н. Берлизев, Д.А. Курашева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE AND PROSPECTS OF RUSSIAN TOURISM INDUSTRY DEVELOPMENT

This article is devoted to the analysis of changes in the structure of the tourism sector, the dynamics of its development before and during the pandemic, as well as the influence and support from the state. During the analysis of the data obtained, the reasons for the occurrence of certain phenomena were outlined, as well as ways for the further development of domestic tourism in Russia were proposed.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ

ОТРАСЛИ РОССИИ

Р.Н. Берлизев, канд. экон. наук, доцент Д.А. Курашева, студент

Кубанский государственный технологический университет (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-9-1-37-39

Аннотация. Данная статья посвящена анализу изменений в структуре сферы туризма, динамике ее развития до и во время пандемии, а также влиянию и поддержке со стороны государства. В ходе анализа полученных данных были изложены причины возникновения тех или иных явлений, а также предложены пути для дальнейшего развития внутреннего туризма России.

Ключевые слова: туризм, места коллективного проживания, туристический рынок, государственная поддержка, перспективы развития.

Россия, развивающая туризм, на данный момент занимает весьма незначительное место на мировом рынке в данной сфере. На долю въезжающих в РФ туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это низкий показатель, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью [1].

Обращая внимание на российский туристический рынок, можно сделать вывод, что устойчивый рост туризма в России начался с 2000-го года, благодаря стабильному рост экономики и росту благосостояния граждан. Туристический бизнес России уверенно вписался в процессы мировой туристической индустрии, хотя доля туризма в ВВП страны составляет всего около 4% [2].

Основы туристской деятельности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ред. от 03.05.2012). Кроме того, в России действует Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации», и ее эффективная реализация позволит повысить конкурентоспособность отечественного туристского рынка, создать маркетинговые и иные условия для развития туристской инфраструктуры [3]. Курирует туристическую отрасль России

Федеральное агентство по туризму, являющееся государственным заказчиком -координатором программы.

Одними из наиболее привлекательных туристских ресурсов России является историко-культурное природное наследие. Россия традиционно воспринимается как страна, внесшая огромный вклад в мировую культуру. Кроме того, на территории страны сконцентрировано множество уникальных памятников истории и культуры. Многие из них поистине уникальны и могут быть отнесены к мировым сокровищам культуры. На территории России находится 20 объектов, состоящих в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО [1].

Однако, чтобы подробнее разобраться в современном состоянии туристской отрасли в РФ, следует пошагово рассмотреть и проанализировать множество данных. Первыми стоит разобрать общие показатели развития туристской отрасли в РФ, это можно сделать благодаря данным, взятым с официального сайта Федерального агентства по туризму.

Рассматривая статистические показатели, характеризующие развитие туристской отрасли в Российской Федерации в 20112020 гг. [4], можно сделать следующие выводы:

- общая динамика заселения граждан, в том числе и иностранных, в места коллективного проживания на 2019 год положи-

тельная, хоть и имеет весьма незначительное отклонение - всего 7,03%;

- данные на 2020 год имеют отрицательную динамику в сравнении с предыдущими годами, это обусловлено возникновением пандемии Коронавируса, ударившей по сфере туризма во всех странах, что непосредственно привело к закрытию границ и сложностям в заселении в местах общего проживания (гостиницы, отели, гостевые дома);

- кризис, возникший из-за пандемии, затронул туристский бизнес не только со стороны потребителей, но и со стороны предпринимателей - по данным на 2020 год было закрыто около тысячи коллективных средств размещения и тридцати санаторно-курортных организаций;

- заметен резкий скачок по всем показателям в период на 2018 год: шло увеличение потока въехавших на территорию страны иностранных граждан на 31,95%, а также большое количество граждан России заселялись в места коллективного проживания (динамика 13,79%). Это можно связать с проходившим в 2018 году с 14 июня по 15 июля чемпионат мира по футболу. Это событие способствовало вливанию дополнительных средств из государственного бюджета в сферу отечественного туризма, а также развитию гостиничного бизнеса.

Также при анализе развития туризма в РФ следует рассмотреть, откуда идет основной приток иностранных граждан на территорию страны. Исходя из данных Федерального агентства [5], можно сделать следующие выводы:

- общая динамика въехавших иностранных граждан на территорию РФ является положительной, что связано с внутренним развитием туризма, а также условий пребывания граждан на территории РФ, включая улучшения условий мест коллективного расселения, их количества, и общий объемом вливания в данную сферу из федерального бюджета РФ;

- наибольшую долю въехавших на территорию РФ иностранных граждан занимают Азербайджан, Армения, Китай, Финляндия, Германия, Казахстан, Молдова, Польша, Таджикистан, Украина, Абхазия

и Узбекистан (свыше 400 тыс. человек в год). Это во многом связано с предоставлением им рабочих мест, мест в учебных заведениях, а также непосредственно их посещения страны в целях туризма;

- меньше всего на территорию РФ въезжают граждане из Алжира, Черногории, Марокко, Новой Зеландии, Туниса, Сирии, Южной Африки (менее 15 тыс. человек в год), что связано либо с количеством населения страны, либо с далёким от РФ географическим расположением.

Следует также отметить, что существуют довольно большие проблемы, связанные с несовершенством законодательной базы, например, в сфере налогообложения, для организаций, работающих с туризмом. Также присутствуют такие отрицательные факторы, как слабый уровень подготовки кадров и недостаток информации о туристских ресурсах нашей страны. Для иностранных граждан, которые потенциально могут въехать на территорию РФ для туризма, отрицательную роль играет то, что существует стереотип восприятия РФ как страны с отсталой экономикой и политическими проблемами [5].

На основе проведенного исследования, автором видится следующие направления совершенствования развития туризма в России:

- создание и совершенствование организационно-правовых и экономических условий для развития въездного и внутреннего туризма;

- формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках;

- формирование современной целостной нормативно-правовой базы.

- снижение цен на перемещение граждан внутри страны, хотя бы в города-курорты и города, имеющие высокую культурную ценность (например, такие как: Казань, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Москва, Сочи, Краснодар, Севастополь);

- совершенствование федеральных и региональных программ для помощи организациям, работающим в сфере туризма.

Библиографический список

1. Учебные материалы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://works.doklad.ru/

2. Жукова Д.В. Современное состояние и перспективы развития туристической отрасли в России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pgu.ru/upload/iblock/443/Pages-from-CH-_-16_110-ekz._58.pdf

3. Экономическая оценка развития отрасли туризма в России в условиях пандемии / Берлизев Р.Н., Скребец А.А. // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 31 (73). - С. 48-51.

4. Статистика развития туризма в РФ // Федеральное агентство по туризму. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: _http://russiatourism.ru

5. Vuzlit. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vuzlit.ru/412733/sovremennoe_sostoyanie_perspektivy_razvitiya_

CURRENT STATE AND PROSPECTS OF RUSSIAN TOURISM INDUSTRY

DEVELOPMENT

R.N. Berlizev, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

D.A. Kurasheva, Student

Kuban State Technological University

(Russia, Krasnodar)

Abstract. This article is devoted to the analysis of changes in the structure of the tourism sector, the dynamics of its development before and during the pandemic, as well as the influence and support from the state. During the analysis of the data obtained, the reasons for the occurrence of certain phenomena were outlined, as well as ways for the further development of domestic tourism in Russia were proposed.

Keywords: tourism, places of collective residence, tourist market, state support, development prospects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.