Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА СФЕРУ ТУРИЗМА'

АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА СФЕРУ ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1656
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
ТУРИЗМ / УСЛУГИ / ПАНДЕМИЯ / COVID-19 / КОРОНАВИРУС / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пация София Ахровна, Дахужева Саида Эльдаровна

Туризм стал занимать одним из значимых моментов в жизни людей, а также в экономическом развитии всех стран. С его помощью появились новые рабочие места, происходит стимулирование регионального развития и поддержка местных сообществ. Туризм является одной из первых и наиболее пострадавших отраслей после из-за пандемии коронавируса. Это касается не только удара вирусом, ведь с распространением вируса было необходимо прервать туристические туры по всему миру, а заранее запланированные поездки отложить на «лучшие времена» или же вовсе отменить. По этой причине все участники рынка туристических услуг понесли серьёзные убытки. В данной статье проведено исследование влияние пандемии коронавируса на туристическую отрасль, а также её последствия для туризма.Tourism has become one of the most significant moments in the lives of people, as well as in the economic development of all countries. With its help, new jobs have been created, regional development is being stimulated and local communities are being supported. Tourism is one of the first and most affected industries after the coronavirus pandemic. This applies not only to the impact of the virus, because with the spread of the virus, it was necessary to interrupt tourist tours around the world, and pre-planned trips were postponed for "better times" or completely canceled. For this reason, all participants in the tourist services market suffered serious losses. This article examines the impact of the coronavirus pandemic on the tourism industry, as well as its consequences for tourism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА СФЕРУ ТУРИЗМА»

УДК 339.56.055

Экономические науки

Пация София Ахровна, студентка 2 курса очной формы обучения Финансового факультета, Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации (Финуниверситет) Дахужева Саида Эльдаровна, студентка 2 курса очной формы обучения Финансового факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет)

АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА СФЕРУ

ТУРИЗМА

Аннотация: Туризм стал занимать одним из значимых моментов в жизни людей, а также в экономическом развитии всех стран. С его помощью появились новые рабочие места, происходит стимулирование регионального развития и поддержка местных сообществ. Туризм является одной из первых и наиболее пострадавших отраслей после из-за пандемии коронавируса. Это касается не только удара вирусом, ведь с распространением вируса было необходимо прервать туристические туры по всему миру, а заранее запланированные поездки отложить на «лучшие времена» или же вовсе отменить. По этой причине все участники рынка туристических услуг понесли серьёзные убытки. В данной статье проведено исследование влияние пандемии коронавируса на туристическую отрасль, а также её последствия для туризма.

Ключевые слова: туризм, услуги, пандемия, COVID-19, коронавирус, туристическая индустрия, туристическая отрасль.

Annotation: Tourism has become one of the most significant moments in the lives of people, as well as in the economic development of all countries. With its help, new jobs have been created, regional development is being stimulated and local communities are being supported. Tourism is one of the first and most affected

industries after the coronavirus pandemic. This applies not only to the impact of the virus, because with the spread of the virus, it was necessary to interrupt tourist tours around the world, and pre-planned trips were postponed for "better times" or completely canceled. For this reason, all participants in the tourist services market suffered serious losses. This article examines the impact of the coronavirus pandemic on the tourism industry, as well as its consequences for tourism.

Key words: tourism, services, pandemic, COVID-19, coronavirus, tourism industry, tourism industry.

Пандемия коронавируса, также названная пандемией COVID-19, является первым бедствием по своей масштабности и катастрофическим последствиям, обрушившееся на международное сообщество после Второй мировой войны. С момента появления и по сей день она продолжает влиять в значительной мере на глобальные социокультурные, политические и экономические системы. Страны были вынуждены прибегнуть к жёсткому ограничению передвижения граждан и социальному дистанцированию, что привело к ограничениям в функционировании многих отраслей, среди которых оказалась сфера туризма.

Пандемия COVID-19 распространялась с огромной скоростью, заражая на своём пути миллионы людей. Из-за коронавируса остановилась практически полностью экономическая деятельность стран, так как они были вынуждены ввести жёсткие ограничения по передвижению для предотвращения распространения вируса. И тем не менее, вирус распространялся, людские жертвы продолжали расти, а экономический ущерб уже был настолько очевиден, что представлял собой огромный экономический шок, ранее не испытываемый мировой экономикой за последние десятилетия.

Туризм является такой сферой, которая состоит из множества отраслей, занимающихся обслуживанием и поддержкой туристов и просто отдыхающих. Именно по этой причине туризм принято считать одним из крупнейших секторов экономики, с помощью которого достигается создание рабочих мест,

стимулирование экспорта и улучшение жизни миллионов людей [2]. В 2019 году на долю туризма приходилось 10,3% мирового ВВП, что способствовало обеспечению 330 миллионов человек рабочими местами (10% от общей занятости); 6,5% от общего объёма мирового экспорта и 27,2% от общего объёма мирового экспорта услуг. Согласно оценкам Всемирной туристической организации (ВТО, UNWTO), туристическая сфера может потерять около $450 млрд.

Эксперты оценили влияние пандемии на туристический бизнес в первые её месяцы: спрос на выезд из стран по любым направлениям сократился на 20-25%, закрытие границ со многими странами привело к тому, что данный показатель практически достиг нуля [3]. 20 мая 2020 года проходило заседание круглого стола «О туризме после пандемии COVID-19», организованного совместно Ассоциацией туроператоров (АТОР) и Ассоциацией национальных туристических офисов в России (АНТОР), в ходе которого представители зарубежных стран делились информацией о последствиях, нанесённых пандемией в сфере туризма в их странах [2].

По данным UNWTO, за 8 месяцев 2020 года количество международных прибытий во всем мире упало на 70%. В июле-августе данный показатель снизился на 81% и 79%. За этот же период было потеряно 700 млн прибытий и $730 млрд экспортных поступлений от международного туризма.

По данным Федерального агентства по туризму, с 2017 по 2019 года наблюдался устойчивый рост выездного потока россиян (график №1). В 2017 году количество зарубежных поездок достигало 39,6 млн, в 2018 количество поездок продемонстрировало положительную динамику (+5,9%), в 2019 году достигло 45,3 млн. В 2020 году, по причине распространения коронавируса по всему миру, произошло резкое и рекордное сжатие туристического потока. По данным Банка России, импорт услуг категории «поездки» в январе-ноябре 2020 года составил 8,3 млрд долларов США.

По данным Росстата, въездной поток граждан в Россию сократился в январе-сентябре 2020 года на 73% в годовом выражении и составил 5,1 млн иностранцев (из которых только 0,33% прибыло с целью туризма) (График №2).

30 000 000 25 000 000 20 000 000 15 000 000 10 000 000 5 000 000 0

График №1. Число

С января по март 2021 года страну посетили намного меньше иностранных граждан. По сравнению с прошлым годом их количество снизилось на 66%. Из общего числа посетивших страну 13,35 тыс. прибыли с целью туризма. И данное число по сравнению с прошлым годом уменьшилось на более чем 90%: с 322,8 тыс. до 13,35 тыс.

Согласно статистике, в 2021 году чаще всего Российскую Федерацию посещали граждане Украины - 786,4 тыс., что целых в два раза меньше, чем в январе-марте прошлого года. Возглавляют статистику по посещению нашей страны 5 государств: Казахстан - 239,84 тыс., Абхазия - 138,9 тыс., Киргизия -128,3 тыс. и Армения - 86,9 тыс. А вторая пятерка состоит из следующих стран: Таджикистан, Турция, Филиппины, Азербайджан и Белоруссия.

Иностранные граждане, целью которых был туризм в основном приехали из следующих стран: Турция - 4,9 тыс., на втором месте Куба - 3,15 тыс., на третьем — Сербия, откуда прибыло более тысячи туристов. В пятерку стран

24 390 002 24 550 910 24 418 749

2017 2018 2019 2020 I квартал 2021

въездных туристских поездок иностранных граждан в Российскую Федерацию (единица) [7]

также вошли ОАЭ - 944 человека и Индия (563). Завершают десятку следующие страны: Южная Корея, Казахстан, Армения, Швейцария и Туркмения.

50 000 000 45 000 000 40 000 000 35 000 000 30 000 000 25 000 000 20 000 000 15 000 000 10 000 000 5 000 000 0

45 330 433

39 628 520

2017

2018

2019

12 360 742

I

2020

751 519 I квартал 2021

График №2. Число выездных туристских поездок граждан Российской Федерации за рубеж

(единица) [8]

Согласно официальным данным, в I квартале 2021 года гражданами Российской Федерации было совершено 2 664 444 поездок за границу. В данной цифре считаются все цели визита: частные, деловые, рабочие поездки, миграция, туризм, дипломатические визиты, перемещения военнослужащих и др.

Таким образом, общий поток (все цели посещений) из России в первом квартале 2021 года был на две трети ниже, чем в первом квартале 2020 года (7 577 708 поездок) и 2019 году (8 388 716 поездок в год).

Число россиян, посетивших 6 основных стран, открытых для туризма (Турция, ОАЭ, Танзания, Мальдивы, Куба, Египет, Сербия), в первом квартале 2021 года составило 751 519 человек. По сравнению с первым кварталом 2020 года отток туристов из группы стран снизились на -2,15%, по сравнению с аналогичным периодом в предпандемии 2019 года - на -2,75%.

На данный момент индустрия туризма немного стала оживать. Правительство Российской Федерации стало постепенно снимать ограничения, открылись кафе, рестораны, веранды; гостиницы вновь стали принимать

туристов, открылись пляжи. Можно с уверенностью сказать, что жизнь стала понемногу возвращаться в прежнее русло. Несмотря на все полученные потери бизнесов, пандемия стала толчком к развитию внутреннего туризма [б].

Из-за ситуации с коронавирусом, возможно, нам стоит ждать некоторых трансформаций в сфере туризма, связанных с внедрением технологий виртуальной и дополнительной реальности (в последние годы возросло использование электронных информационных систем и платформ на рынке туристских услуг).

Для предотвращения последствий влияния COVID-19 на туризм в этом году французским агентством по туризму Atout France и также платформой Welcome City Lab был создан специальный документ. В этом документе перечислены основные тенденции инновационного развития туристической отрасли. Тенденции развития: внимательность к здоровью туристов, следование санитарным нормам, цифровая трансформация, ориентация на сознательное потребление и Low Tech, другими словами, создание товаров и услуг без нанесения вреда окружающей среде и животным, «погружающие» технологии, нацеленность на города как фокус инноваций.

Благодаря коронавирусной инфекции была продемонстрирована способность городов адаптации к новым условиям и эту способность следует совершенствовать, так как городской туризм это одна из главных тенденций современного мира.

Например, в 2020 году Мостуризмом во время самоизоляции, которая проходила в весенний период, были запущены крупные онлайн-проекты, которые поддерживали не только туристический бизнес, но и развитие инновационных предложений и новых форматов поездок. Примером может стать переход образовательно-туристического проекта для учеников школ из регионов «Город открытий». Также была создана площадка Moscow Travel Hub, на которой можно проводить переговоры, проходить обучение и работать. Из-за ограничений на международные поездки, которые были вызваны коронавирусной инфекцией сформировали огромный отложенный спрос. И тем,

чьи услуги будут наиболее привлекательными при нормализации ситуации, является тот, у кого выгодная инфраструктура, в том числе и цифровая, и выгодные предложения. Рост цифровых услуг наблюдается за последние месяцы, что говорит о новом уровне цифрового комфорта.

По этой причине, на сегодняшний день перспективным направлением представляется разработка и продвижение цифровых продуктов как для традиционных, так и для новых туристских направлений.

Заключение.

Возможно, что к моменту, когда границы между странами будут полностью открыты и пандемии придёт конец, в индустрии туризма накопится огромный спрос.

Невзирая на тот урон, который был вызван пандемией сфере туризма, она по-прежнему обладает потенциалом для восстановления и функционирования в новых условиях. При грамотно выстроенной стратегии выхода из кризиса, что подразумевает под собой развитие новых направлений, инвестирование в технологии, а также использование инновационных технологий, расширение аудитории за счет обращения к новым сегментам, сфере культурного туризма удастся преодолеть кризис и выйти на новый уровень.

Статья подготовлена под научным руководством д.э.н., профессора Департамента экономической теории Николайчук Ольги Алексеевны.

Библиографический список:

1. Ачилова Л. Влияние covid-19 на гостиничные услуги: национальный и зарубежный опыт // Review of law sciences. 2020. №2. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-covid-19-na-gostinichnye-uslugi-natsionalnyy-i-zarubezhnyy-opyt.

2. Берлизев Р.Н., Скребец А.А. Экономическая оценка развития отрасли туризма в России в условиях пандемии// журнал Экономика и Бизнес: Теория и практика. 2021, С. 48-51 [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45589263.

3. Зограбян С. В. Пандемия и возможности для развития внутреннего туризма // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №6. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pandemiya-i-vozmozhnosti-dlya-razvitiya-vnutrennego-turizma.

4. Ибраева Э.А. Мировая экономика после пандемии// журнал Вестник науки и образования. 2020, С. 43-46[Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/mirovaya-ekonomika-posle-pandemii.

5. Логунцова И.В. Индустрия туризма в условиях пандемии коронавируса: вызовы и перспективы // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. №80. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/industriya-turizma-v-usloviyah-pandemii-koronavirusa-vyzovy-i-perspektivy.

6. Махошева М.Х., Семенова А.И., Тюбеева Ф.А. Последствия пандемии COVID-19 для туристической индустрии// журнал Academy. 2020, С. 24-26 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/posledstviya-pandemii-covid- 19-dlya-turistskoy-industrii.

7. Официальный сайт Федерального агентства по туризму// Число въездных туристских поездок иностранных граждан в Российскую Федерацию// Режим доступа [Электронный ресурс]. URL:https://tourism.gov.ru/ contents/analytics/statistics/chislo-vezdnykh-turistskikh-poezdok-inostrannykh-grazhdan-v-rossiyskuyu-federatsiyu/.

8. Официальный сайт Федерального агентства по туризму// Число выездных туристских поездок граждан Российской Федерации за рубеж// Режим доступа [Электронный ресурс]. URL: https://tourism.gov.ru/contents/analytics/ statistics/chislo-vyezdnykh-turistskikh-poezdok-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-za-rubezh-rosstat/.

9. Ползикова Е.В., Юрченко А.А. Анализ влияния пандемии на сферу авиаперевозок и туризм в России // Научный вестник ЮИМ. 2020. №2. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n7analiz-vliyaniya-pandemii-na-sferu-aviaperevozok-i-turizm-v-rossii.

10. Скоромец Е.К. Индустрия туризма в условиях пандемии// журнал Глобальный научный потенциал. 2020, С. 157-161 [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44343056.

11. Шпырня О.В., Коренева М.В. Новые технологии развития рынка туристских услуг // Научный вестник ЮИМ. 2019. №4. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-tehnologii-razvitiya-rynka-turistskih-uslug.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.