2019 Т. 49 № 4 / Техника и технология пищевых производств / Food Processing: Techniques and Technology
ISSN2074-9414 (Print) ISSN 2313-1748 (online)
https://doi.org/10.21603/2074-9414-2019-4-680-688 УДК 663.42(571.17)
Обзорная статья http://fptt.ru/
Современное состояние и перспективы развития рынка зерновых
культур в Кемеровской области
В. Г. Шадрин*, О. Н. Котова, Л. А. Поликарпова
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», 650000, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6
Дата поступления в редакцию: 06.09.2019 Дата принятия в печать: 15.10.2019
'e-mail: [email protected]
© В. Г. Шадрин, О. Н. Котова, Л. А. Поликарпова, 2019
Аннотация.
Введение. Реализация стратегии развития зернового комплекса с использованием элементов маркетинга позволит усилить позиции Кемеровской области на международном рынке зерна и продуктов его переработки. Работа ставит своей целью проанализировать состояние рынка зерновых культур в Кемеровской области и определить перспективы сбыта данной продукции.
Объекты и методы исследования. Статья носит обзорный характер, в основе написания которой лежит проведенный ранее анализ отраслевых и территориальных конкурентных позиций оптово-розничной торговли зерновыми культурами Кемеровской области. Данное исследование основывается на системном подходе к изучению регионального рынка зерновых культур, используя абстрактно-логический, статистико-экономический и графический методы исследования. Результаты и их обсуждение. За последнее время значительно возрос объем сборов пшеницы и ржи, увеличиваются посевные площади под рапс. Основным потребителем зерновых культур, выращенных в Кемеровской области, прежде всего, является сам Кузбасс. При этом регион начинает развиваться как экспортер зерна. Для развития сельского хозяйства в целом и зерновых культур в частности в Кузбассе имеется хорошая база, но существующие проблемы в технологиях, колебаниях цен, недостаточной государственной поддержке и отсутствии маркетинга сдерживают развитие отрасли. Определены факторы, влияющие на предприятия по производству и реализации зерна в Кемеровской области: уровень экономики региона, спрос на зерновую продукцию, цена. Для развития рынка зерна необходимо опираться на конкурентные позиции региона, в частности инфраструктурные возможности поддержки экспорта в юго-восточном направлении на основе поиска потребителей и инновационных сегментов.
Выводы. Представлены направления развития рынка зерновых культур, исходя из возможностей производителей и изменения структуры сбыта продукции с учетом внешнеторговых рисков при активном внедрении маркетинговых инструментов в организационную и сбытовую деятельность, используя потенциал региональных центров поддержки экспорта.
Ключевые слова. Зерно, рынок, структура рынка, сельское хозяйство, сбыт, маркетинг
Для цитирования: Шадрин, В. Г. Современное состояние и перспективы развития рынка зерновых культур в Кемеровской области / В. Г. Шадрин, О. Н. Котова, Л. А. Поликарпова // Техника и технология пищевых производств. - 2019. - Т. 49, № 4. - С. 680-688. DOI: https://doi.org/10.21603/2074-9414-2019-4-680-688.
Review article Available online at http://fptt.ru/eng
Abstract.
Introduction. Kuzbass is a large territorial complex with highly-developed industries. However, the local agriculture is also quite
The Current State and Prospects of the Grain Market in the Kemerovo Region
V.G. Shadrin*, O.N. Kotova, L.A. Polikarpova
Received: September 06, 2019 Accepted: November 15, 2019
Kemerovo State University, 6, Krasnaya Str., Kemerovo, 650000, Russia
'е-mail: [email protected]
© V.G. Shadrin, O.N. Kotova, L.A. Polikarpova, 2019
intensive. The research objective was to summarize the results various studies of the current state of the grain market in the Kemerovo region and identify areas of its development. Implementation of the grain complex development strategy with marketing elements will strengthen the position of the Kemerovo region on the international market of grain and products of its processing. Study objects and methods. The research was based on a systematic approach to the study of the regional grain market and employed abstract-logical, statistical-economic, and graphical research methods.
Results and discussion. The article focuses on the current state of Kemerovo grain market and identifies development prospects and sale opportunities. In recent years, the volume of wheat and rye yield has significantly increased, as well as the canola acreage. The main consumer of grain crops grown in the Kemerovo region is the region itself. Nevertheless, the region is gradually becoming a grain exporter. The authors identified factors that affect the enterprises specializing in the production and sale of grain. The region has a good base for the development of agriculture in general and grain crops in particular. Unfortunately, the current problems in cultivation technologies, price fluctuations, insufficient state support, and poor marketing hinder the development of the industry. The authors proposed several directions of grain market development proceeding from possibilities of producers and change in the structure of production sales taking into account foreign trade risks.
Conclusion. Marketing and realization of grain production in the Kemerovo region should be based on a well-planned development strategy of improving the competitive positions of the region and the development of a large production and technological complex.
Keywords. Grain, market, market structure, agriculture, sale, marketing
For citation: Shadrin VG, Kotova ON, Polikarpova LA. The Current State and Prospects of the Grain Market in the Kemerovo Region. Food Processing: Techniques and Technology. 2019;49(4):680-688. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.21603/2074-9414-2019-4-680-688.
Введение
Кемеровская область является промышленным регионом страны. Из-за этого сельское хозяйство здесь находится в достаточно тяжелом состоянии. В настоящее время создаются попытки реформирования его на региональном уровне, но пока они не приводят к значительным результатам. С недавнего времени в регионе действует программа «Ешь, пей свое!». Она сократила долю импортных товаров, но не решила вопросы продовольственного самообеспечения и повышения занятости сельского населения.
В обращении Президента РФ В. В. Путина к Федеральному собранию от 1 декабря 2016 года был сделан акцент на том, что развитие сельского хозяйства лежит на плечах регионов. Каждый субъект РФ должен проявлять самостоятельность в расстановке приоритетов в поддержке сельского хозяйства. Также Президент РФ прокомментировал то, что средства на развитие сельского хозяйства из федерального бюджета выделяются и будут выделяться, но от субъектов РФ требуются четкие программы. Можно сказать, что необходимость развития сельского хозяйства Кемеровской области является не только важным элементом конкурентоспособности региона, но также залогом продовольственного самообеспечения страны [6].
Развитие рынка зерновых культур в Кемеровской области и организация его сбыта обусловили необходимость в изучении теории и практики управления сельскохозяйственным потенциалом Кузбасса.
Целью работы является анализ современного состояния рынка зерновых культур в Кемеровской области и определение перспектив сбыта данной продукции.
Объекты и методы исследования
Объектом исследования является современное
состояние рынка зерновых культур Кемеровской области.
Значительную помощь в работе оказало изучение материалов международных конференций по проблемам развития рынка зерновых культур в России в целом и на региональном уровне в частности. Различные аспекты развития рынка зерновых культур представлены в работах отечественных исследователей, таких как З. Р. Асадов, М. В. Винокурова, Л. В. Коваленко, Б. С. Кошелев, М. И. Червонных и др.
Несмотря на широкую разработанность темы, проблема заключается в том, что практически отсутствуют научные разработки, касающиеся вопросов развития рынка зерновых культур в Кемеровской области.
В работе применялись следующие методы исследования: абстрактно-логический, экономико-статистический, аналитический, метод сравнительного анализа. Также использовались прогнозные, аналитические, статистические и концептуальные материалы, содержащиеся в специальной научной литературе и базах данных.
Научная новизна данного исследования заключается в обобщении результатов исследования современного состояния развития рынка зерновых культур в Кемеровской области, необходимости внедрения маркетинга в сбытовую деятельность сельхозпроизводителей, развитии мер поддержки на функциональном уровне через использование центров по развитию экспорта и на институциональном уровне через повышение конкурентных позиций территории.
Результаты и их обсуждение
Для успешного развития сельского хозяйства в Кемеровской области имеются благоприятные природные условия.
400
g 300 о
3 200 100
Пшеница (озимая и яровая)
12013 ■
Ячмень (озимый и яровой)
Овес
12014
12015
2016
Рапс (озимый и яровой)
2017
Рисунок 1. Посевные площади основных зерновых культур Кемеровской области1
Figure 1. Acreage of the main grain crops in the Kemerovo region1
Наиболее освоена лесостепная зона Кузнецкой котловины, где преобладают чернозёмные почвы. Развитию растениеводства способствует достаточно тёплое и влажное лето.
По состоянию на первое января 2018 г. в сельской местности проживаеттолько 14 %населения области, что составляет 386,7 тыс человек. В сельском
30,6 %
0,2 % 0,9 5,7
0,3 % 1,0 % 1,1 %
I Пшеница (озимая и яровая) I Тритикале (озимая и яровая) I Овес
I Зернобобовые Рапс (озимый и яровой) Овощи открытого грунта (пром.сектор)
0,2 %
I Рожь (озимая и яро вая) ' Ячме нь (озимый и яровой) ' Гречиха I Соя
Картофель (пром.сектор) Прочие площоди
Рисунок 2. Структура посевных площадей Кемеровской области в 2017 году1
Figure 2. Structure of the acreage in the Kemerovo region in 20171
с Официальный сайт Кемеровостата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kemerovostat.gks.ru/about. - Дата обращения: 15.08.2019.
хозяйстве региона трудятся 40,5 тыс человек, что составляет чуть более 3 %.
Кемеровская область в 2017 году находилась на 34 месте среди регионов РФ по объему произведенной растениеводческой продукции в стоимостном выражении - 26,6 млрд. руб. (1,0 % от общей стоимости произведенной продукции растениеводства в РФ) (рис. 1).
Размеры посевных площадей Кемеровской области в 2017 году составили 971,7 тыс га (1,2 % от общих посевных площадей России, 28 место в рейтинге регионов РФ) (рис. 2).
Самую большую долю в структуре посевных площадей Кемеровской области занимают посевы пшеницы, что составляет 32,7 % от всех посевных площадей региона. Ячменя - 12,9 %, овса - 12,7 %, рапса - 5,7 %, ржи - 1,8 % (рис. 3).
Из приеденных данных следует, что Кемероютая область занимает 6 место по производству зерна I! Сибирском федеральном округе после Алтайскт) и Красноярского краев, а также Омской, Новосибирсфдй и Иркутской областей (рис. 4).
По итогам 2017 года объем производства продукции сеш>скдго хозяйства в хозяйствад всех категорий находился на уровне 56,8 млрд. Ркбоей. Доля предприятий-1%оизводителей зерна
2 % 3 % ,
10 %
I Республика Алтай I Республика Тыва I Алтайский край I Красноярский край Кемеровская область Омская область
■ Республика Бурятия
■ Республика Хакасия
■ Забайкальский край
■ Иркутская область Новосибирская область
■ Томская область
Рисунок 3. Доля регионов в произвздс% е зерна в СФО, %2
Figure 3. Share of regions in grain production in the Siberian Federal District, %2
2 Россия в цифрах. 2017: Краткий статистический сборник. - M. Росстат, 2017 - 511 с.
О
%
12,7 %
6 %
3 %
¡N <N СМ
12 %
Рисунок 6. Валовые сборы зерновых культур Кемеровской области с 2014 по 2017 годы1
Figure 6. Grain croppage in the Kemerovo region in 2014-20171
I Республика Алтай i Республика Х акасиу I Крссноярский край НевосиТирская область
I Республака Бурятия I Алтайский край I Иркутская область Омслая область
I Риспублик^ Тывс I Забайкальский край Кемеровсмая кВлаеяь Томрская обб лаать
Рисунок 4. Численность сельского населения, % от СФО2 Figure 4. Rural population, % of Siberian Federal District2
в Кемеровской области по формам хозяйствования распределилась следующим образом: 40 % приходится на кооперативы, 35 % - на крестьянские хозяйства, 15 % - на ИП, оставшиеся проценты приходятся на личные подсобные хозяйства (рис. 5).
40 %
10 %
15 %
■ Крестьянские (фермерские) хозяйства
■ Индивидуальные предприниматели
■ Личные подсобные хозяйства Сельскохозяйственные потребительские кооперативы
Рисунок 5. Доля предприятий-производителей зерна в Кемеровской области по формам хозяйствования1
Figure 5. Share of grain producing enterprises in the Kemerovo region, according to business patterns1
1 Официальный сайт Кемеровостата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kemerovostat.gks.ru/about. - Дата обращения: 15.08.2019.
Валовые сборы зерновых культур Кемеровской области с 2014 по 2017 годы представлены на рисунке 6.
За рассматриваемый период значительно возрос объем сборов пшеницы и ржи. Основным потребителем зерновых культур, выращенных в Кемеровской области является сама область. В тоже время в 2016 году Кемеровская область впервые стала экспортёром зерна: в Монголию из Кузбасса отправились порядка 3 тысяч тонн этого товара.
Для развития сельского хозяйства в целом и зерновых культур в частности в Кузбассе имеется хорошая научная база - Кемеровский научно-исследовательский институт сельского хозяйства - филиал ФГБУН «Сибирский федеральный научный центр агробиотехнологий Российской академии наук», что позволяет развивать и внедрять наукоемкие технологии, в том числе и в растениеводстве. Институтом ведется полный селекционный процесс по зерновым культурам: яровая мягкая пшеница, яровой ячмень, яровой овес, голозерный ячмень, голозерный овес. В 2016 году на государственное сортоиспытание передан сорт ярового голозерного ячменя «Улей». Внесен в государственный реестр селекционных достижений вновь созданный сорт яровой мягкой пшеницы «Надежда Кузбасса», включённый в список ценных. Кроме того, оригинальное семеноводство ведётся по 23 сортам, созданным в филиале. Получено более 760 тонн семенного материала зерновых и зернобобовых культур [14, 15].
В ближайшие несколько лет для стабилизации достигнутых результатов и совершенствования производства зерновых культур необходимо особое внимание уделить выбору мест с наиболее благоприятными условиями возделывания для них, ориентируясь на рыночный спрос на зерно и на реальные возможности удовлетворить его.
2 Россия в цифрах. 2017: Краткий статистический сборник. - М. : Росстат, 2017 - 511 с.
Удовлетворить рыночный спрос возможно только на основе таких маркетинговых инструментов, как обеспечение сбыта, что требует особых навыков и подходов. Эффективность сбытовой деятельности определяется количеством чистой прибыли предприятия по результатам осуществления этой коммерческой операции. Реализации продукции по ценам, которые выше себестоимости, могут содействовать:
- поиск платежеспособных покупателей;
- определение сегмента рынка с неудовлетворенным спросом;
- организация первичной переработки продукции;
- организация хранения продукции на период максимального предложения на рынке.
Два из четырех вышеперечисленных факторов имеют прямое отношение к маркетингу, а также установлению эффективных маркетинговых коммуникаций с потребителями и посредниками на рынке зерна.
Особо выделим имидж и репутацию территории для продвижения своей продукции на внутренних и внешних рынках. Несмотря на имеющиеся экономические сложности, Кемеровская область сохраняет позиции инвестиционно-привлекательного региона. Необходимо продолжать работу по формированию положительного имиджа региона, в т. ч. относительно производства и продажи зерновых культур. Именно поэтому необходим маркетинг в деятельности предприятий на зерновом рынке кузбасских производителей как для поиска покупателей для традиционного потребления, так и для рыночного сегментирования. Например, ряд зерновых культур (рапс, соя и др.) используются для производства жидкого биотоплива (Казахстан, Китай и др.).
Анализ отраслевых конкурентных позиций, исходя из метода М. Портера, показал, что можно выделить три основных фактора внешней среды, наиболее сильно влияющие на предприятия, специализирующиеся на производстве и реализации зерна в Кемеровской области: уровень экономики страны, спрос на зерновую продукцию, цена. Отметим, что спрос на зерновую продукцию растет: сегодня в мире немало платежеспособных стран и регионов, население которых растет бурными темпами. Спрос на продовольствие тоже все время повышается. В этих странах сегодня кардинальным образом меняются и пищевые пристрастия населения. Наряду с рисом и продуктами из пшеницы, растет спрос на курицу, которая питается комбикормами и пищевыми добавками из зерна. Существуют нюансы, которые требуют отдельных региональных исследований по видам зерновых культур и их трендовости. Например, в 2019 году Россия вступает с минимальными запасами ржи: причина в падении урожая с 2,55 млн. т в 2017 году до 1,92 млн. т в 2018. Экспорт этой культуры, напротив, вырос в
четыре раза, достигнув показателя 280 тыс т. Среди ключевых потребителей - прибалтийские страны, в кулинарных традициях которых ржаная мука занимает ключевое место. Таким образом, можно отметить уникальность в ценообразовании отдельных зерновых культур. При снижении посевных площадей и урожая происходит маржинальная надбавка за счет экспорта, а также прогнозируется корреляция тренда на здоровое питание с постепенным возрастанием потребления продуктов из ржи, в том числе в РФ, но с временным лагом в 5-7 лет от рынков зарубежных стран.
Для развития оптово-розничной торговли зерновыми культурами в Кемеровской области необходимо опереться на сильные ключевые позиции территории. Конкурентные позиции территории - это составляющие элементы ее конкурентоспособности, на состояние которых влияют различные факторы, дающие как преимущества, так и ограничивающие возможности территории в конкурентной борьбе [9].
Оценивание конкурентных позиций представляется новым процессом в системе управления, направленным на формирование объективного представления об объекте оценки. Объективные представления о конкурентных позициях могут быть сделаны на основе количественных характеристик. Но из-за сложности оцениваемых параметров в некоторых случаях невозможно обойтись без качественных характеристик.
Выбор и обоснование сильных ключевых конкурентных позиций оптово-розничной торговли зерновыми культурами Кемеровской области предполагается при помощи такого маркетингового метода, как SWOT-анализ. SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон оптово-розничной торговли зерновыми культурами Кемеровской области, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды):
- сильные стороны (strengths) - преимущества оптово-розничной торговли зерновыми культурами Кемеровской области;
- слабости (weaknesses) - недостатки оптово-розничной торговли зерновыми культурами Кемеровской области;
- возможности (opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества Кемеровской области в оптово-розничной торговле зерновыми культурами;
- угрозы (threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение Кемеровской области в оптово-розничной торговли зерновыми культурами.
Матрица SWOT-анализа (табл. 1) составлена по результатам полномасштабных исследований оптово-розничной торговли зерновыми культурами Кемеровской области, проведенных авторами в период 2014-2017 гг. В рамках исследований первым шагом были выделены отраслевые конкурентные
Таблица 1. SWOT-анализ оптово-розничной торговли зерном Кемеровской области* Table 1. SWOT analysis of wholesale and retail grain trade in the Kemerovo region*
Сильные стороны Слабые стороны
1. Широкий ассортимент зерновых культур. 1. Низкий уровень производства высоко конкурентоспособной продукции из зерна
2. Рост урожайности зерновых культур. 2. Высокая затратность применяемых в настоящее время систем земледелия, базирующихся на вспашке или глубоком безотвальном рыхлении.
3. Высокое качество зерновых культур. 3. Слабо развитая переработка сельскохозяйственной продукции.
Возможности Угрозы
1. Рост объемов продаж зерновой продукции различным сегментам 1. Появление конкурентов.
2. Приверженности потребителя к качеству зерновой продукции. 2. Доминирование крупных федеральных компаний на рынке.
3. Переориентация потребителей на более качественных поставщиков 3. Погодные условия.
* составлена авторами;
* as compiled by the authors.
позиции оптово-розничной торговли зерновыми культурами, составлена матрица показателей/ системы оценок, затем проведён анализ с определением рейтинга оптово-розничной торговли Кемеровской области в Сибирском федеральном округе. Вторым шагом перед авторами стояло выделение территориальных конкурентных позиций оптово-розничной торговли зерновыми культурами Кемеровской области, составления матрицы показателей/системы оценок и анализа территориальных конкурентных позиций на основе построенной матрицы. В итоге была получена таблица 1, которая может быть использована для выявления направлений развития сбыта зерновых культур.
Главный минус - это низкий уровень производства высоко конкурентоспособной продукции из зерна, зерновых «полуфабрикатов» и готовых продуктов (крахмалы, аминокислоты, патоки и различные пищевые ингредиенты). Как указано в SWOT-анализе, на данный момент времени оптово-розничная торговля зерновыми культурами Кемеровской области имеет свои плюсы. Перспективной видится ориентация на экспорт зерновых культур, учитывая сложившиеся связи Кемеровской области с юго-восточными странами дальнего зарубежья и СНГ.
Увеличение объемов экспорта зерна в ретроспективном периоде стало основным драйвером наращивания производства основных зерновых культур. Прогнозируемый рост экспорта требует дополнительного использования мер государственной поддержки: продвижения кузбасского зерна на новые рынки, а также удержания доли на существующих. Отметим, что с 2019 года в Кузбассе реализуется региональный проект «Системные меры содействия международной кооперации и экспорту в Кемеровской области» в рамках национального
проекта «Международная кооперация и экспорт». В рамках регионального проекта будут созданы институты поддержки экспорта. Так, сформирован совещательно-координационный орган (совет) по развитию экспорта при губернаторе Кузбасса. В состав совета вошли представители экспортно-ориентированных компаний региона, Кузбасской торгово-промышленной палаты, деловых объединений и органов власти, курирующих иные региональные проекты, связанные с развитием экспорта (департаменты промышленности, АПК, здравоохранения, образования). Помимо преодоления политических и ветеринарных барьеров, бизнесу нужно помочь с процедурами стандартизации, а также необходимо снизить издержки производителей на логистику и оформление документов.
При оценках объема экспорта, помимо наращивания доли кузбасских зерновых культур на текущих крупнейших рынках, планируется активное продвижение в страны, где российская продукция представлена в малых объемах либо не представлена вовсе: Индонезия, Филиппины, Южная Корея, Китай. Также перспективными рынками в среднесрочной и долгосрочной перспективе являются рынки Африки и стран Южной Азии, в том числе Индии и Пакистана.
Перечисленные страны отличаются ростом внутреннего потребления и значительной ролью импорта. На 2014 г. доля Российской Федерации на данных рынках составляла:
- 2,0 % по пшенице;
- 2,6 % по ячменю;
- 0,0 % по кукурузе.
Предполагается, что рост объемов импорта данных стран будет соответствовать прогнозируемому росту объемов мировой торговли:
- 1,59 % по пшенице;
- 1,21 % по ячменю;
- 1,91 % по кукурузе.
Как показал анализ посевных площадей, сборов зерновых культур в Кемеровской области и развития научно-технической базы, наиболее перспективными видятся направления по развитию производительности таких культур, как пшеница, ячмень и рапс, исходя из их экспортного потенциала, развитости в сельском хозяйстве Кузбасса и областей применения у покупателей как пищевого, так и технологического сырья.
При этом существуют внешнеторговые риски, которые могут быть связаны с ужесточением требований со стороны основных стран-импортеров к безопасности и качеству зерна, что может поставить российских поставщиков в более жесткие условия конкуренции. Как инструмент снижения рисков и в целях компенсации негативного влияния макроэкономических рисков планируется снижение инфраструктурных издержек, повышение гибкости системы таможенно-тарифного регулирования. Важнейшим является повышение конкурентоспособности кузбасских производителей зерновых культур, использование маркетинговых инструментов как для повышения собственной и территориальной инвестиционной привлекательности, так и для выстраивания маркетинговой системы для организации эффективной сбытовой деятельности.
Выводы
Сбыт и реализация зерновой продукции кузбасских производителей должны основываться на взаимосвязи стратегии развития отрасли, поддержки региональных властей, развития производственно-технологического комплекса и переработки, а также использовании маркетинговой деятельности, которая полностью удовлетворяет ее внутренние потребности и создает значительный экспортный потенциал.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- увеличить валовый сбор зерновых культур, в частности пшеницы, ячменя и рапса, путем использования новых технологий возделывания,
повышения урожайности и формирования оптимальной структуры площадей для посевов;
- снижать амплитуды колебания цен на рынке зерновых и зернобобовых культур России через совершенствование государственных мер поддержки.
- оптимизировать логистику перевозки кузбасского зерна;
- увеличить экспорт зерна и продуктов его переработки, активно внедряя маркетинговые инструменты в организационную и сбытовую деятельность, используя потенциал региональных центров поддержки экспорта и учитывая внешнеторговые риски.
Таким образом, в современных условиях реализация зерновой продукции на экспорт с учетом внутренних потребностей позволит добиться эффективного расширенного воспроизводства сельскохозяйственной продукции, ориентированной на рыночного потребителя.
Критерии авторства
В. Г. Шадрин руководил проектом и участвовал в написании аннотации, результатов исследования и выводов. О. Н. Котова участвовала в написании введения, объектов и методов исследования, результатов исследования и выводов. Л. А. Поликарпова участвовала в написании введения, результатов исследования, аннотации и выводов.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contributon
V.G. Shadrin supervised the project and wrote the abstract, research results, and conclusion. O.N. Kotova contributed to the following sections: introduction, research objects and methods, results, and conclusions. L.A. Polikarpova contributed to the following sections: research results, abstract, and conclusion.
Conflict of interest
The authors declare that there is no conflict of interest regarding the publication of this article.
Список литературы
1. Абазова, Л. Х. Формирование стратегии конкурентоспособности в сегменте перерабатывающих отраслей / Л. Х. Абазова // Актуальные вопросы экономических наук. - 2016. - № 55-2. - С. 89-93.
2. Абакарова, Р. Ш. Экономическая доступность продовольствия / Р. Ш. Абакарова // Наука и бизнес: пути развития. - 2015. - Т. 44, № 2. - С. 72-74.
3. Ахметшина, Л. Г. Перспективы адаптации в России зарубежного опыта обеспечения продовольственной безопасности в условиях санкций / Л. Г. Ахметшина, М. Г. Порвадов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2017. - № 1. - С. 234-246.
4. Асадов, З. Р. Агромаркетинг и его роль в развитии сельского хозяйства / З. Р. Асадов // Вопросы структуризации экономики. - 2012. - № 2. - С. 90-91.
5. Багунц, М. Г. Конкурентоспособность региона: сущность и понятие / М. Г. Багунц // Молодой ученый. - 2015. -Т. 90, № 10. - С. 502-505.
6. Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса Российской Федерации на 2016-2025 годы и на перспективу до 2030 года. - М., 2016. - 73 с.
7. Едренкина, Н. М. Теоретические подходы формирования устойчивого развития сельских территорий / Н. М. Едренкина // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2015. - Т. 129, № 7. - С. 169-176.
8. Коваленко, Л. В. Надежные конкурентные позиции как основа инновационного развития экономики региона / Л. В. Коваленко // Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири : материалы XV международной научно-практической конференции / Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева. - Кемерово, 2014. -С. 105-107.
9. Кошелев, Б. С. Перспективы развития конкурентных преимуществ зернового производства / Б. С. Кошелев, М. И. Червонных // Вестник Омского государственного аграрного университета. - 2011. - Т. 2, № 2. - С. 63-66.
10. Липницкий, Т. В. Импортозамещение как фактор обеспечения экономического развития агропроизводства / Т. В. Липницкий // АПК: экономика, управление. - 2014. - № 3. - С. 63-67.
11. Очковская, М. С. Маркетинг: новые тенденции и перспективы / М. С. Очковская, М. А. Рыбалко. - М. : Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2016. - 176 с.
12. Плисецкий, Е. Л. Региональная экономика / Е. Л. Плисецкий, В. Г. Глушкова. - М. : Юрайт, 2015. - 583 с.
13. Черешнев, В. А. Прогнозирование социально-экономического развития региона / В. А. Черешнев, А. И. Татаркин, С. Ю. Глазьев. - Екатеринбург : Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, 2011. - 1104 с.
14. Современные подходы и тенденции в технологиях возделывания сельскохозяйственных культур - решения от компании «Сингента» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosselhoscenter.com/regions/sibirian/kemerovskaya-oblast. - Дата обращения: 15.08.2019.
15. Сорта сельскохозяйственных культур для использования в производстве Кемеровской области и внесенные в Госреестр селекционных достижений Российской Федерации на 2016 год / М. Г. Гришкова, Н. А. Проненко, М. Ю. Сергеева [и др.]. - Кемерово, 2016. - С. 3.
16. Фатеева, В. На рынке зерна «вызревают» цены / В. Фатеева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. ksonline.ru/204920/na-rynke-zerna-vyzrevayut-tseny. - Дата обращения: 15.08.2019.
17. Фридман, Ю. А. Инновационность экономики как резерв роста конкурентных преимуществ Кузбасского региона / Ю. А. Фридман, Г. Н. Речко, А. Г. Пимонов // Вестник Кузбасского государственного технического университета. - 2010. -Т. 82, № 6. - С. 169-176.
18. Червонных, М. И. Залоговые операции, зерновые интервенции в производстве зерна и финансовый механизм их предоставления предприятиям Западной Сибири / М. И. Червонных // Вестник Омского государственного аграрного университета. - 2013. - Т. 12, № 4. - С. 85-91.
19. Sheldon, I. M. The competitiveness of agricultural product and input markets: A review and synthesis of recent research / I. M. Sheldon // Journal of Agricultural and Applied Economics. - 2017. - Vol. 49, № 1. - P. 1-44. DOI: https://doi.org/10.1017/ aae.2016.29.
References
1. Abazova LKh. Formirovanie strategii konkurentosposobnosti v segmente pererabatyvayushchikh otrasley [Formation of the competitiveness strategy in the segment of processing industries]. Aktual'nye voprosy ehkonomicheskikh nauk [Issues of Economic Sciences]. 2016;(55-2):89-93. (In Russ.).
2. Abakarova RSh. Economic affordability of food. Science and Business: Ways of Development. 2015;44(2):72-74. (In Russ.).
3. Akhmetshina LG, Porvadov MG. Adaptation prospects of foreign food security practices in Russia in the face of sanctions. PNRPU Sociology and Economics Bulletin. 2017;(1):234-246. (In Russ.).
4. Assadov ZR. Agromarketing and its role in the development agriculture. Voprosy strukturizatsii ehkonomiki [Issues of Economy Structuring]. 2012;(2):90-91. (In Russ.).
5. Bagunts MG. Konkurentosposobnost' regiona: sushchnost' i ponyatie [Regional competitiveness: essence and concept]. Young Scientist. 2015;90(10):502-505. (In Russ.).
6. Dolgosrochnaya strategiya razvitiya zernovogo kompleksa Rossiyskoy Federatsii na 2016-2025 gody i na perspektivu do 2030 goda [Long-term strategy for the development of the grain complex of the Russian Federation for 2016-2025 and until 2030]. Moscow, 2016. 73 p.
7. Yedrenkina NM. Theoretical approaches to the formation of sustainable development of rural areas. Bulletin of Altai State Agricultural University. 2015;129(7):169-176. (In Russ.).
8. Kovalenko LV. Nadezhnye konkurentnye pozitsii kak osnova innovatsionnogo razvitiya ehkonomiki regiona [Reliable competitive positions as the basis for innovative development of the regional economy]. Prirodnye i intellektual'nye resursy Sibiri: materialy XV mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Natural and Intellectual Resources of Siberia: Proceedings of the XV International Scientific and Practical Conference]; 2014; Kemerovo. Kemerovo: T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University; 2014. p. 105-107. (In Russ.).
9. Koshelev BS, Chervonnyh MI. Prospects of development of competitive advantages of grain manufacture. Bulletin of Omsk State Agricultural University. 2011;2(2):63-66. (In Russ.).
10. Lipnitsky TV. Import replacement as a factor for ensuring the economic development of agriproduction. APK: ehkonomika, upravlenie [Agro-Industrial complex: Economy and Management]. 2014;(3):63-67. (In Russ.).
11. Ochkovskaya MS, Rybalko MA. Marketing: novye tendentsii i perspektivy [Marketing: new trends and prospects]. Moscow: Faculty of Economics Lomonosov Moscow State University; 2016. 176 p. (In Russ.).
12. Plisetskiy EL, Glushkova VG. Regional'naya ehkonomika [Regional economics]. Moscow: Yurayt; 2015. 583 p. (In Russ.).
13. Chereshnev VA, Tatarkin AI, Glaz'ev SYu. Prognozirovanie sotsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya regiona [Forecasting the socio-economic development of the region]. Yekaterinburg: Institute of economics the Ural branch of Russian Academy of Sciences; 2011. 1104 p. (In Russ.).
14. Sovremennye podkhody i tendentsii v tekhnologiyakh vozdelyvaniya sel'skokhozyaystvennykh kul'tur - resheniya ot kompanii 'Singenta' [Modern approaches and trends in crop cultivation technologies - solutions from Syngenta company] [Internet]. [cited 2019 Aug 15]. Available from: https://rosselhoscenter.com/regions/sibirian/kemerovskaya-oblast.
15. Grishkova MG, Pronenko N., Sergeeva MYu, Kozyreva EM, Parshukov AN, Saprygina GN, et al. Sorta sel'skokhozyaystvennykh kul'tur dlya ispol'zovaniya v proizvodstve Kemerovskoy oblasti i vnesennye v Gosreestr selektsionnykh dostizheniy Rossiyskoy Federatsii na 2016 god [Varieties of agricultural crops to be used in the production sphere of the Kemerovo region and included in the State Register of Selection Achievements of the Russian Federation for 2016]. Kemerovo, 2016. 3 p. (In Russ.).
16. Fateeva V. Na rynke zerna 'vyzrevayut' tseny [Prices are ripening on the grain market] [Internet]. [cited 2019 Aug 15]. Available from: https://www.ksonline.ru/204920/na-rynke-zerna-vyzrevayut-tseny.
17. Fridman YuA, Rechko GN, Pimonov AG. Innovatsionnost' ehkonomiki kak rezerv rosta konkurentnykh preimushchestv Kuzbasskogo regiona [Innovative economy as a reserve for the growth of competitive advantages of the Kuzbass region]. Vestnik of Kuzbass State Technical University. 2010;82(6):169-176. (In Russ.).
18. Chervonnykh MI. Mortgage operations, grain interventions in production of grain and the financial mechanism of their granting to the enterprises of Western Siberia. Bulletin of Omsk State Agricultural University. 2013;12(4):85-91. (In Russ.).
19. Sheldon IM. The competitiveness of agricultural product and input markets: A review and synthesis of recent research. Journal of Agricultural and Applied Economics. 2017;49(1):1-44. DOI: https://doi.org/10.1017/aae.2016.29.
Сведения об авторах
Шадрин Владислав Георгиевич
канд. экон. наук, доцент, заведующий кафедрой маркетинга и бизнес-коммуникаций, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», 650000, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6, тел.: +7 (3842) 73-41-67, e-mail: [email protected]
Котова Ольга Николаевна
канд. экон. наук, доцент кафедры маркетинга и бизнес-коммуникаций, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», 650000, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6, тел.: +7 (3842) 73-41-67, e-mail: [email protected]
Information about the authors
Vladislav G. Shadrin
Cand.Sci.(Econ.), Associate Professor, Head of the Department of Marketing and Business Communications, Kemerovo State University, 6, Krasnaya Str., Kemerovo, 650000, Russia, phone: +7 (3842) 73-41-67, e-mail: vladii@ mail.ru
Olga N. Kotova
Cand.Sci.(Econ.), Associate Professor of the Department of Marketing and Business Communications, Kemerovo State University, 6, Krasnaya Str., Kemerovo, 650000, Russia, phone: +7 (3842) 73-41-67, e-mail: [email protected]
Поликарпова Лада Александровна
канд. экон. наук, доцент кафедры маркетинга и бизнес-коммуникаций, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», 650000, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6, тел.: +7 (3842) 73-41-67, e-mail: lada_polikarpova(a!mail.ru https://orcid.org/0000-0001-8232-409X
Lada A. Polikarpova
Cand.Sci.(Econ.), Associate Professor of the Department of Marketing and Business Communications, Kemerovo State University, 6, Krasnaya Str., Kemerovo, 650000, Russia, phone: +7(3842)73-41-67, e-mail: lada_polikarpova(S)mail.ru https://orcid.org/0000-0001-8232-409X