Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы развития российского рынка соковой продукции'

Современное состояние и перспективы развития российского рынка соковой продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1560
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы развития российского рынка соковой продукции»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА СОКОВОЙ ПРОДУКЦИИ

ХУДЯКОВА О.Д., к.т.н.

Омский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова

В СССР абсолютным лидером на рынке соковой продукции были соки прямого отжима. Развал СССР практически полностью уничтожил рынок отечественных соков прямого отжима. Значительная часть сырьевой базы оказалась за пределами России, так как садоводство традиционно развивалось в Молдавии, Украине и других республиках. Оставшиеся на территории России сады (Ставропольский край, Краснодарский край, Волгоградская область) были запущены и деградировали [1].

Сырья для соков в России практически не стало. Мощности по производству отечественного сока оказались избыточными. В малых масштабах сохранилось лишь производство яблочного сока, концентрированного или прямого отжима. Тем самым страна превратилась в потенциально огромный рынок для сбыта импортных соков, преимущественно восстановленных как более дешевых.

По мере роста благосостояния россиян рынок соков набирал обороты. Но это был рынок импорта. «Зеленый свет» для импорта соков загорелся по двум причинам. Первая, лежащая на поверхности, связана с потребностями покупателей. Вторая обусловлена потребностями бизнеса, увидевшего в этом товарном сегменте значительный потенциал. В 1999

году был создан Российский союз производителей соков (РСПС), выражавший консолидированные бизнес-интересы этой отрасли.

По мере коррекции таможенных пошлин и улучшения инвестиционного климата в стране возникла ситуация, когда импортировать восстановленный сок стало невыгодно: целесообразнее импортировать концентрированный сок и восстанавливать его уже в России. Начали создаваться совместные предприятия, в том числе путем аренды простаивающих молочных заводов.

На смену сокам прямого отжима пришли восстановленные соки из импортного сырья.

В настоящее время на российском рынке соки прямого отжима и восстановленные занимают 2% и 98% соответственно. Сок прямого отжима импортируется только как продукция премиум-класса. Обычно это сок в стеклянных бутылках, что используется как защита от всевозможных фальсификаций и подделок.

Динамика производства соковой продукции на территории РФ представлена в таблице 6.

Комментируя данные, представленные на рисунке 1, можно отметить, что в период с 2010 по 2012 год объемы выпуска фруктовых и овощных соков в РФ ежегодно сокращались (-24,3% за три года).

3500 3294

3000 2500 2000 1500 1000 500 0

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Рисунок 1. Динамика производства фруктовых и овощных соков в РФ в 2010-2015 гг., млн банок усл. [2]

В последующие два года (с 2013 по 2014) выпуск соков увеличился на 4,4% по сравнению с 2012 годом.

Однако в 2015 году зафиксирован резкий спад производства - минус 28,3% (-736 млн усл. банок) -до 1868 млн усл. банок.

В 2015 году удельный вес яблочного сока в производстве соков по РФ составил 58,9% (800 млн усл. банок). Объемы производства яблочного сока в 2015 году сократились на 19,4% (-192,5 млн усл. банок) по сравнению с предыдущим годом.

На втором месте по объему производства в РФ стоит томатный сок - его доля составила 22,5% (305,2 млн усл. банок). Сокращение производства по сравнению с 2014 годом составило 15,9% (-57,6 млн усл. банок). Третье место занимают апельсиновые соки - 8,3% (114,3 млн усл. банок). При этом наибольшее сокращение производства коснулось именно этой разновидности соков - минус 47,4% (-102,8 млн усл. банок).

Объем выпуска соков для детей в 2015 году составил 2650,4 млн усл. банок, что по сравнению с 2014 годом меньше на 1,7% (рис. 3).

Исходя из данных, представленных на рис. 3, можно отметить, что в 2015 году было выпущено 2650,4 млн усл. банок соков детского ассортимента, что на 1,6% меньше показателя предыдущего года.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в России потребление соков на человека увеличилось с 5 литров в 2000 году до 22 литров в 2015 году. Но по-прежнему данные показатели не дотягивают до уровня потребления европейских стран, где этот показатель доходит до 50 литров в год на человека.

На сегодняшний день рынок соковой продукции в РФ представлен в основном отечественными производителями, наиболее крупными из которых являются ОАО «ВМБ Напитки», (в состав которого входит ОАО «Лебедянский»), ЗАО «Мултон», и ООО «Нидан-Фудс» [3].

Рисунок 2. Структура производства соков по его разновидностям на территории РФ в 2015 г, % [2]

Рисунок 3. Динамика производства соков для детей на территории РФ в 2010-2015 гг., млн усл. банок [2]

Рисунок 4. Динамика розничных продаж безалкогольных напитков в РФ в 2010-2015 гг., млрд руб. [2]

400 350 300 250 200 150 100 50 0

2010 2011 2012 2013 2014 2015

2015

2014

2013

2012

2011

34,9%

3 3,7%

8,3%

40,1%

10 15 20 25 30 35 40 45

Рисунок 5. Доля фруктовых и овощных соков в структуре розничных продаж безалкогольных напитков в РФ, % [2]

0

5

Первой на российском рынке соков в 1992 году появилась компания «Вимм-Биль-Данн», выпускающая такие торговые марки соков, как «J7», «100% Gold Premium», «Любимый сад». В настоящее время компания объединяет 27 производственных предприятий в 22 регионах России и СНГ.

ОАО ЗСК «Лебедянский» вырабатывает соки торговых марок «Я», «Тонус», «Фруктовый сад»; сокосо-держащие напитки «Frustyle», «Ice tea»; детские соки «ФрутоНяня» и «Туса Джуса». Эта компания была реорганизована из консервного завода в 1992 году в предприятие по выпуску соков и в настоящее время входит в концерн ОАО «ВМБ Напитки».

ЗАО « Мултон» (торговые марки «Добрый», «Rich») основано в 1995 году в Санкт-Петербурге.

Следует также отметить, что на соковом рынке активно развиваются бренды, принадлежащие не только производителям, но и розничным сетям (private

label). Продают соки под собственной торговой маркой почти все крупнейшие продуктовые сети. Марки Private label пользуются большой популярностью из-за их низкой стоимости, а также из-за увеличения количества магазинов формата «дискаунтер» и магазинов «у дома», где собственные торговые марки составляют значительную долю ассортимента.

Розничные продажи безалкогольных напитков в РФ представлены на рис. 4.

Согласно данным рис. 4 в 2015 году было реализовано безалкогольных напитков на сумму 347,7 млрд руб., что на 18,3% больше показателя предыдущего года. В целом динамика розничных продаж за рассматриваемый период положительная, общий рост составил 88,8%.

При этом доля фруктовых и овощных соков в структуре розничных продаж с 2012 года ежегодно сокращается (рис. 5).

Так, с 2012 по 2014 год доля соков в объеме розничных продаж безалкогольных напитков сократилась на 18,6%, однако в 2015 году произошло увеличение (+3,7%), и удельный вес фруктовых и овощных соков составил уже 34,9% против 33,7% в 2014 году.

Динамика средних потребительских цен на соки представлена на рис. 6.

Комментируя данные, представленные на рис. 6, можно отметить, что на 1 января 2016 года стоимость

1 л фруктового сока на территории РФ в среднем составляла 72,09 руб., при этом цены за последний год выросли на 15,1%. За рассматриваемый период это самый большой скачок цен. В общей сложности стоимость фруктовых соков выросла в 3 раза с 2000 года.

Среди федеральных округов РФ наиболее высокие цены на фруктовые соки отмечены в Дальневосточном ФО - 89,64 руб./л на 01.01.16 г.

годы

Рисунок 6. Динамика средних потребительских цен на фруктовые соки в РФ в 2000-2016 гг., руб./л [2]

Томская область Омская область Новосибирская область Кемеровская область Иркутская область Красноярский край Забайкальский край Алтайский край Республика Хакасия Республика Тыва Республика Бурятия Республика Алтай

,04

6

6

73

36

74,79

71,94 ',01

71,8 74

80

84.

24

33

10 20 30 40 50 60 70 80 90

0

Рисунок 7. Средние потребительские цены на фруктовые соки в субъектах Сибирского ФО на 01.01.2016 г., руб./л [2]

Таблица 1. Динамика средних потребительских цен на фруктовые соки в федеральных округах РФ,

2014-2016 гг., руб./л [2]

Название федерального округа 2014 2015 2016

Центральный федеральный округ 59,4 64,43 75,15

Северо-Западный федеральный округ 57,18 63,53 73,71

Южный федеральный округ 57,51 65,17 75,62

Северо-Кавказский федеральный округ 58,47 59,19 66,97

Приволжский федеральный округ 51,26 57,28 65,43

Уральский федеральный округ 56,64 60,81 70,3

Сибирский федеральный округ 55,07 60,48 68,58

Дальневосточный федеральный округ 76,73 77,52 89,64

Крымский федеральный округ - 60,03 64,7

Основываясь на данных, представленных в таблице 1, можно отметить, что самые низкие цены на фруктовые соки отмечены в Крымском ФО -64,7 руб./л. В Сибирском ФО стоимость 1 л фруктового сока на 01.01.16 года составляла 68,58 руб. При этом самые приемлемые цены отмечены в Омской области, где 1 л фруктового сока можно приобрести по средней цене в 54,04 руб.

Самые высокие цены наблюдаются в Республике Тыва - 84,33 руб./л. По оперативными данным Федеральной службы государственной статистики РФ средняя стоимость 1 л сока в Омской области на 01.03.2016 года составляла 54,34 руб., т. е. повышение составило 0,6% за три месяца.

Объем импорта соковой продукции на территорию России по итогам 2015 года сократился в натуральном выражении на 7,3% по сравнению с предыдущим

годом и составил 221,5 млн литров. Наиболее крупными импортерами соковой продукции являются Китай и Нидерланды. Ранее второй после Китая была Украина, но в 2014 году Роспотребнадзор РФ запретил ввоз соков из данной страны.

На экспорт соковая продукция в основном идет в страны ближнего зарубежья, а именно Казахстан, Белоруссию, Киргизию, Туркмению, Армению, Абхазию и пр. Общий объем экспорта соков отечественного производства в 2015 году составил 15,94 млн литров [4].

Таким образом, российский рынок соков показывает динамичное развитие. Одной из тенденций рынка является консолидация крупных производителей, что затрудняет выход на рынок «новичкам». При этом 98% рынка представлено продукцией отечественных производителей.

Литература

1. Единая межведомственная информационно-статистическая система [сайт]. [2016]. - Режим доступа: http://www.fedstat.ru/indicators/start.do (дата обращения: 15.04.2016).

2. Метелев С.Е., Покровский Г.Е. Потребительский рынок: состояние и тенденции развития (на примере Омской области) // Экономика и управление. - 2007. - № 4. - С. 38-41.

3. Сафронова Д.А. Международная конференция «Мир соков - 2015» / Д.А. Сафронова // Пищевая промышленность: наука и технологии. - 2015. - № 2 (28). - С. 3-10.

4. Труш Е.В. Сравнительная товароведная характеристика соков восстановленных и прямого отжима / Е.В. Труш // Молодежь и наука. - 2016. - № 1. - С. 72. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http:// elibrary.ru/download/62940041.pdf (дата обращения: 05.03.201б).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Федеральная служба Государственной статистики РФ [сайт]. [2016]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 15.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.