\ ОТРАСЛЬ-АУТСАЙДЕР \
Аутсайдером июньской статистики оказались производители фруктовых и овощных соков, выпуск которых по сравнению с маем сократился с 229 до 213 млн усл. банок. Как правило, летом спрос на эту продукцию падает: покупатели переориентируются на минеральную воду и пиво. Однако, если взглянуть на показатели производства соков в первом полугодии 2011 года и сравнить их с данными первого полугодия 2010 года, можно увидеть, что выпуск данной продукции сократился на 5,8% до 1,3 млрд усл. банок. Еще большее падение произошло в сравнении с июнем прошлого года — минус 12,3%.
Причина скрыта в низкой урожайности прошлого лета, ростом цен на сырье и как следствие — на готовый продукт. Стоит уточнить, что по итогам последних лет в России основные поставки сырья для производства соков идут из других стран (Китай, Бразилия, Таиланд, Турция, Иран), и лишь 15% составляет отечественное сырье.
Некоторые аналитики уверяют, что повышение стоимости соков вряд ли будет значительным, так как ограничивается покупательная способность россиян. Однако, по данным инвестиционной компании «Риком-Траст», уже в 2010 году в среднем цена литрового пакета апельсинового сока прямого отжима в России выросла на 45-50%, а концентрированного — на 25-27%. В текущем году эта тенденция сохранилась.
По объемам производства соков Россия занимает 4 место в мире после крупнейших мировых производителей — США, Германии и Китая. По данным Росста-та, объемы производства соковой продукции в России в 2010 году составили 3,3 млрд усл. банок (по сравнению с 2009 годом объем вырос на 27,9%). По расчетам Российского союза производителей соков, по объемам потребления соковой продукции на душу населения Россия также на 4 месте.
По оценке исследовательской компании ЕиготогЛог, объем продаж соков в России в 2010 году составил $4,1 млрд. Доля отечественных производителей соков достигает 95%, однако доля фальсифицированной продукции, по словам директора российского Института
потребление соков в России, л/чел. в год
2006 20,5
2007 15,7
2008 12,1
2009 10,4
2010 10,9
Источник: «Экспресс-обзор».
потребительских испытаний Ирины Виноградовой, составляет 24-26%.
По данным Euromonitor, крупнейшими производителями сока на российском рынке являются компании: «Лебедянский» с долей рынка 32% (принадлежит PepsiCo, бренды «Я», «Тропикана», «Фруктовый сад», «Долька», «Тонус» и др.), «Вимм-Билль-Данн» с долей рынка 18,7% (также входит в PepsiCo, бренды — J7, «Любимый сад» и др.), «Мултон» с долей рынка 18% (принадлежит Coca-Cola, бренды «Добрый», Rich, Nico Biotime и др.), «Нидан Соки» с долей рынка 17,7% (также принадлежит Coca-Cola, бренды Caprice, «Чемпион», «Моя семья» и др.).
Однако скоро на рынке появится новый игрок. ООО «НатуРус» в июле 2011 года приступило к строительству в Гатчинском районе Ленинградской области завода по производству соков и безалкогольных напитков. Строительство нового производства началось уже в июле. Проект будет реализован двумя очередями к 2018 году. Проектная мощность завода — 450 млн л в год, что, по подсчетам специалистов, составляет 15% от общего объема произведенных в России за 2010 год безалкогольных напитков. Инвестиции в реализацию проекта оцениваются в 4,5 млрд руб. Эксперты рынка отмечают, что это вполне реальные планы при условии грамотной маркетинговой политики, роста рынка и уровня благосостояния населения.
Как бы ни складывалась ситуация на рынке соков, эксперты отмечают, что удельный вес соков, которые готовят путем разведения концентратов, возрастает. Сегодня из концентратов делают 90% всех соков.
I/
Выпили все соки
Анна ТИХОМИРОВА
Производство соков в июне по сравнению с маем сократилось на 7%.
\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 8 (112) 2011 67