Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы развития педагогических вузов в малых городах России'

Современное состояние и перспективы развития педагогических вузов в малых городах России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / МАЛЫЙ ГОРОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / РАЗВИТИЕ / HIGHER PEDAGOGICAL SCHOOL / SMALL TOWN / EDUCATIONAL PROGRAMS / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слинкин Сергей Викторович, Бельская Наталья Леонидовна

В работе раскрыты внутренние и внешние факторы, тенденции развития педагогических вузов малых городов Урала и Сибири. Сформулированы перспективы, позитивные и негативные сценарии развития педагогических вузов малых городов Урала и Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Conditions and Perspectives of Pedagogical Higher Schools Development in Towns of Russia

This work reveals internal and external factors relating to tendencies of the development of higher pedagogical schools in small towns of the Ural and Siberia; illustrates some possible positive and negative scenarios of higher pedagogical schools development in the towns of the Ural and Siberia.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы развития педагогических вузов в малых городах России»

УДК 378 ББК 74.58

Слинкин Сергей Викторович

кандидат физико-математических наук, профессор

кафедра экологии, естествознания и методики преподавания естествознания Тобольская государственная социально-педагогическая академия

им. Д.И.Менделеева г. Тобольск Бельская Наталья Леонидовна кандидат педагогических наук, доцент

кафедра информатики и методики преподавания информатики Тобольская государственная социально-педагогическая академия

им. Д. И. Менделеева г. Тобольск Slinkin Sergey Viktorovich Candidate of Physics and Mathematics,

Professor

^air of Ecology, Natural Science and Teaching Methods of Natural Science Tobolsk State Socio-Pedagogical Academy named after D.I. Mendeleev

Tobolsk Belskaya Natalya Leonidovna Candidate of Pedagogics Assistant Professor Chair of Computer Science and Teaching Methods of Computer Science Tobolsk State Socio-Pedagogical Academy named after D.I. Mendeleev

Tobolsk

Современное состояние и перспективы развития педагогических вузов

в малых городах России Modern Conditions and Perspectives of Pedagogical Higher Schools Development in Towns of Russia

В работе раскрыты внутренние и внешние факторы, тенденции развития педагогических вузов малых городов Урала и Сибири. Сформулированы перспективы, позитивные и негативные сценарии развития педагогических вузов малых городов Урала и Сибири.

This work reveals internal and external factors relating to tendencies of the development of higher pedagogical schools in small towns of the Ural and Siberia; illustrates some possible positive and negative scenarios of higher pedagogical schools development in the towns of the Ural and Siberia.

Ключевые слова: педагогический вуз, малый город, образовательные программы, развитие.

Key words: higher pedagogical school; small town; educational programs; development.

В России насчитывается более 500 малых городов. В них проживает около 18 миллионов человек (более 12% общего населения страны). К сожалению социально-экономическое положение многих малых городов достаточно сложное: негде работать, негде учиться. Вследствие этого в городах низкий культурно-образовательный и социальный уровень. Идет отток населения в большие города. Малые города превращаются в поселки и имеют малопривлекательную перспективу маргинализации населения. В более лучшем положении, на наш взгляд, находятся малые города с развитой экономикой и системой профессионального образования (начальное, среднее, высшее профессиональное образование). В настоящей работе мы попытались: выявить те малые города, где есть вузы; определить, что влияет на появление и развитие вуза в малом городе; найти ответы на вопросы - нужен ли вуз малому городу, каково современное состояние и перспективы вуза малого города. Изучение отечественных статистических изданий [2,3,4,5,6], данных федерального портала «Российское образование» [1] позволили выявить 16 педагогических вузов, расположенных в малых городах России и городах близких к ним по социальноэкономическим и культурно-образовательным показателям. Некоторая информация о данных городах представлена в таблице 1.

Таблица 1

Социально-исторические характеристики малых городов России

№ Наименование города Год основа- ния Числ. нас., тыс Наличие вузов и филиалов рассматриваемом в городе Географиче- ское расположение

1. Бирск 1663 г. 44,1 1 вуз, 1 филиал вуза Европейская часть РФ

2. Шуя 1539 г. 58,5 1 вуз Европейская часть РФ

3. Ишим 1687 г. 64,0 1 вуз, 2 филиала вузов Азиатская часть РФ

4. Борисоглебск 1646 г. 64,4 1 вуз, 1 филиал вуза Европейская часть РФ

5. Славянск-на-Кубани 1806 г. 64,8 1 вуз Европейская часть РФ

6. Елабуга 1780 г. 70,5 1 вуз, 2 филиала вузов Европейская часть РФ

7. Шадринск 1662 г. 76,6 1 вуз, 1 филиал вуза Азиатская часть РФ

8. Мичуринск 1635 г. 89,4 2 вуз, 1 филиал вуза Европейская часть РФ

9. Соликамск 1573г. 96,2 1 вуз, 1 филиал вуза Европейская часть РФ

10. Глазов 1678 г. 97 1 вуз, 2 филиала вуза Европейская часть РФ

11. Тобольск 1587 г. 103,0 1 вуз, 6 филиалов вузов Азиатская часть РФ

12. Арзамас 1552 г. 151,1 1 вуз, 4 филиала вузов Европейская часть РФ

13. Уссурийск 1866 г. 180,7 1 вуз, 4 филиала вузов Азиатская часть РФ

14. Бийск 1709 г. 221,5 1 вуз, 3 филиала вузов Азиатская часть РФ

15. Стерлитамак 1766 г. 271,5 1 вуз, 5 филиалов вузов Европейская часть РФ

16. Нижний Тагил 1722 г. 374,5 1 вуз, 4 филиала вузов Европейская часть РФ

Исходя из современных представлений под малым городом мы понимаем города с численностью жителей до 100 тыс. Однако не всегда этот критерий является показательным, т.к. сходными с малыми городами социально-экономическими и культурно-образовательными характеристиками обладают города с несколько большей численностью населения. Нас более всего интересует тот случай, когда на территории города расположено одно самостоятельное учреждение высшего профессионального образования. Выборка таких городов представлена в таблице 1. Можно отметить, что во всех городах, представленных в таблице 1, действует 1 самостоятельный вуз педагогического профиля, другие профили высшего профессионального образования представлены лишь филиалами. По понятным причинам число филиалов зависит от численности населения города. Анализируя историю создания данных вузов можно сделать вывод, что организация педагогических вузов в этих городах произошла в основном в 30-х и 50-х годах ХХ века (рис.1). Это обстоятельство мы связываем с реформами образования и нехваткой учителей соответствующих уровней и профилей подготовки в отмеченном периоде: в 30-е годы введение общего семилетнего образования, а в 50-е введение общего среднего образования в стране.

Вестник ЧГПУ 2'2011

Данные о состоянии педагогических вузов малых городов России на 2009 год

Таблица 2

№ Наименование Год основания контингент аспирантов (2009) Контингент преподавателей Контингент студентов (очное, 2009) Число аккредитованных образовательных программ Рейтинг

д.н. кн.

1. ШГПУ (г. Шуя) 1935 143 32 143 1822 59 20-26

2. СГПА им. Зайнаб Биишсвой (г. Стерлитамак) 1954 257 31 222 3767 18 27-33

3. ТГСПА (ТГПИ) им. Д.И.Менделеева (г. Тобольск) 1939 131 30 130 2673 27 42-47

4. АГАО им. В.М. Шукшина (г. Бийск) 1939 67 14 176 3368 22 48-55

5. БГСПА (г. Бирск) 1936 106 30 166 2927 21 48-55

6. УГПИ (г.Уссурийск) 1954 54 6 135 2777 35 48-55

7. АГПИ им.А.П.Гайдара (г. Арзамас) 1934 76 22 166 2492 16 60-67

8. ГГПИ им. В.Г.Короленко (г.Глазов) 1955 51 10 98 1941 16 60-67

9. ЕГПУ (г.Елабуга) 1953 45 27 137 2906 11 60-67

10. НТГСПА (г. Нижний Тагил) 1952 - 8 160 2543 17 60-67

11. СГПИ (Славянск на Кубани) 1994 - 17 85 1708 22 60-67

12. ШГПИ (г. Шадринск) 1939 11 143 104 3513 31 60-67

13. МГПИ (г.Мичуринск) 1939 36 9 99 1326 9 68-72

14. ИшГПИ им. П.П Ершова (г.Ишим) 1954 31 2 82 1820 15 68-72

15. СолГПИ (г. Соликамск) 1991 - 1 33 589 8 73-74

16. БГПИ (г.Борисоглебск) 1952 19 6 84 1530 2 73-74

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Образование педвузов в 90-е годы мы также связываем с реформой образования в стране, в результате которой количество педвузов в крупных городах сократилось из-за перехода в статус классических университетов.

При этом, следует отметить, что большинство вузов имеют более глубокую историю. Так, например, Шуйский государственный педагогический университет ведет свое происхождение с открытия в сентябре 1815 года духовного училища, Тобольская государственная социально-педагогическая академия начинает свою историю с открытия в июле 1916 г. учительского института, Елабужский государственный педагогический университет основан в 1898 г. году как епархиальное женское училище. Таким образом, потребность в подобных учебных заведениях в малых городах имеет глубокие исторические корни и преемственность. Хотя следует заметить, что в ту эпоху вышеназванные города вряд ли можно было отнести к категории малых

Рис. 1. Последовательность образования педагогических вузов малых городов

России

Ежегодно вузы малых городов России обеспечивают подготовку более чем 30 тысяч учителей для школ Российской Федерации [1]. Практика показывает, что это в основном педагогические кадры, хорошо профессионально подготовленные и ориентированные на работу в своих регионах.

Численность студентов, обучающихся на очном отделении в педагогических вузах малых городов России, колеблется от 589 до 3767 студентов ([1] по данным на 2009 год). Условно можно выделить три группы педагогических вузов малых городов: 1 группа - численность студентов очной формы обучения более 3 тыс. человек; 2 группа - численность студентов очной формы обучения более 2 тыс. человек; 2 группа - численность студентов очной формы обучения менее 2 тыс. человек.

Рис.2. Численность студентов, обучающихся на очном отделении в педагогически вузах малых городов России (2009 год)

6 вузов, из 1 6 рассматриваемых, имеют численность студентов, обучающихся по очной форме на уровне более 2000 человек в год (рис.2) - это Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, Тобольская государственная социально-педагогическая академия

им. Д.И.Менделеева, Бирская государственная социально-педагогическая академия, Арзамасский государственный педагогический институт, Уссурийский государственный педагогический институт, Елабужский

государственный педагогический институт.

Кроме того, анализ статистических данных представленных в таблице 1 позволяет сделать вывод, что в большинстве из рассматриваемых вузов

открыты аспирантуры, во многих магистратуры и докторантуры. В аспирантурах данных вузов обучается более 1000 человек. Данные о распределении аспирантов обучающихся в педагогических вузах малых городов России представлены на рис. 3.

Рис. 3. Численность аспирантов, обучающихся в педагогических вузах малых

городов России (2009 год)

Каждый вуз обеспечивает работой определенное количество научных и научно-педагогических работников. Отметим, что число

высококвалифицированных работников (кандидатов и докторов наук), в этих вузах разное, разброс показателя от 34 до 257 человек. Однако большинство вузов имеют показатели от 140 и более высококвалифицированных работников (рис. 4).

Рис. 4. Число высококвалифицированных работников в педагогических вузах

малых городов России (2009 год)

Все вузы стремятся расширить спектр своих образовательных программ для максимального удовлетворения потребителей и заказчиков

образовательных услуг. Данные аккредитованных образовательных

программам для педагогических вузов малых городов России представлены на рис. 5. Разброс значений здесь значительный от 2 до 59. Однако среднее значение находится на уровне 20-22 аккредитованных образовательных программ. Показатели выше среднего имеет 4 вуза, в том числе Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И.Менеделеева.

Особенно высокими показателями выделяется Шуйский государственный педагогический университет. Невысокие показатели диверсификации

образовательных программ можно отметить для Борисоглебского

государственного педагогического института, Соликамского государственного педагогического института, Мичуринского государственного педагогического института.

Рис.5. Число аккредитованных образовательных программ в педагогических

вузах малых городов России (2009 год)

Наши исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Как правило, единственным вузом малого города является педагогический вуз. Другой профиль вуза (если не рассматривать филиалы) в малом городе маловероятен. Исключение составляет город Мичуринск, где в

силу исторически сложившихся особенностей города функционирует два вуза Мичуринский государственный педагогический институт и Мичуринский государственный аграрный университет.

2. Организация педагогических вузов в малых городах произошла в основном в 30-х, 50-х и 90-х годах ХХ века, что можно связать с реформами образования и нехваткой учителей соответствующих уровней и профилей подготовки в отмеченном периоде. При этом, большинство высших учебных заведений в малых городах имеют более глубокие исторические корни.

3. Вуз в малом городе способствует его развитию и сохранению. Как правило, эти процессы идут параллельно друг другу, взаимно усиливая, обогащая и взаимно дополняя друг друга. Ежегодно вузы малых городов России обеспечивают подготовку более чем 30 тысяч учителей для школ Российской Федерации, ориентированных на работу в своих регионах. В большинстве из рассматриваемых вузов открыты аспирантуры, имеются магистратуры и докторантуры, что позволяет учителям региона продолжить свое образование и повышать квалификацию. Каждый вуз создает для города значительное число учебных и рабочих мест.

4. Появление педагогических вузов в малых городах обусловлено многими причинами: историческими, географическими (масштабы страны и крайне неоднородная плотность населения в различных ее частях), социокультурными (подготовка кадров для региона (территории), развитие культурного, научного, образовательного пространства страны, закрепление населения на данной территории, в данном регионе).

5. Педагогические вузы, существующие в малых городах России достаточно динамично развиваются (увеличивается число лицензированных и аккредитованных образовательных программ, укрепляется материальная база, улучшаются аккредитационные показатели и т.д.).

6. Для стабильного развития малого города и прилегающих к нему территорий (центром которых он как правило является), для закрепления населения в этих городах и территориях, для развития культурного, научного и

образовательного потенциала регионов, целесообразно сохранять и развивать существующие в них педагогические вузы.

Библиографический список

1. Мониторинг педагогических и лингвистических вузов. [электронный ресурс]. /Федеральный портал «Российское образование», ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - режим доступа: http://www.edu.ru/abitur/act.9/index.php

2. Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России. 2000. [текст]: стат. сб. - М., 2001. - 188с.

3. Научный потенциал вузов Уральского федерального круга. 2004. [текст]: стат. сб.

- М., 2005. - 169с.

4. Научный потенциал вузов и научных организаций Федерального агентства по образованию. 2007. [текст]: стат. сб. - М., 2008. - 194с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Научный потенциал вузов Уральского федерального круга. 2007. [текст]: стат. сб.

- М., 2008. - 162с.

6. Научный потенциал вузов Уральского федерального круга. 2008. [текст]: стат. сб.

- М., 2009. - 160с.

Bibliography

1. Higher Pedagogical and Linguistic Schools Monitoring. [Electronic Resource] /

"Russian Education" Federal Portal, Federal State University Institute of Information Technologies and Telecommunications Scientific Researches "Informika". - Access Mode: http://

www.edu.ru/abitur/act.9/index.php

2. Scientific Potential of Higher Schools and Scientific Organizations of the Russian Ministry of Education. 2000 [Text]: Collected Articles. - М, 2001. - 188 p.

3. Scientific Potential of Higher Schools of the Ural Federal District. 2004 [Text]: Collected Articles. - М, 2005. - 169 p.

4. Scientific Potential of Higher Schools and Scientific Organizations of Federal Agency of Education. 2007 [Text]: Collected Articles. - М, 2008. - 194 p.

5. Scientific Potential of Higher Schools of the Ural Federal District. 2007 [Text]: Collected Articles. - М, 2008. - 162 p.

Scientific Potential of Higher Schools of the Ural Federal District. 2008 [Text]: Collected Articles. - М, 2009. - 160 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.