УДК: 339.976.2 Б01: 10.12737/20104
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Власова Елизавета Никитична, преподаватель, Vlasovaen.89@yandex.ru
Институт туризма и гостеприимства (г. Москва) (филиал) ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса,
Москва, Российская Федерация
Развитие отельного бизнеса в России и решение большого числа острых проблем, таких как уменьшение потока туристов, количества деловых поездок, обострили борьбу за гостя на высококонкурентном отечественном рынке гостеприимства. Возможность обратиться к опыту иностранных коллег по решению подобных вопросов, к сожалению, не всегда имеется. В статье рассматриваются развитие отельного бизнеса в Китайской Народной Республике, причины его роста, дальнейшие возможности решения проблем в сфере услуг в условиях острейшей конкуренции, а также инновационные методы решения социальных проблем и увеличения уровня жизни посредством туризма в местах, отдаленных от городов.
Принимая во внимание огромный потенциал выездного туризма в КНР, весь мир борется за то, чтобы привлечь туристов из Китая в свою страну. По последним статистическим данным Ростуризма, в России в 2015 году зафиксирован рост потока туристов из Юго-Восточной Азии. Например, Китай вышел на первое место по числу въехавших в нашу страну иностранных путешественников, опередив лидировавшую до этого несколько лет Германию. Количество китайских туристов, приезжающих в Россию, уже превышает миллион человек в год. Активно изучается, что именно интересует гостей из Поднебесной, что привлекает их внимание, куда они едут в первую очередь и какими необходимо обладать качествами, чтобы увеличить турпоток из КНР. Потенциал России для туристов из Китая огромен, связи с этим ведутся исследования и вводятся программы своего рода подсказок владельцам отечественных отелей в части оказания высокого уровня услуг для гостей из Китая.
Ключевые слова: Китай, рынок внешнего и внутреннего туризма, отельные бренды, поток гостей
С момента вступления Китайской Народной Республики в ВТО в 2001 году весь мир наблюдал китайский экономический успех. Подъём экономики был закреплен удачными реформами и постепенному открытию Китая для международных инвестиций, что привело к устойчивому росту ВВП, около 9 % ежегодно. В 2005 году ВВП Китая составил свыше 2200 млрд. долларов США, а средний ВВП на душу населения -1703 доллара США. В настоящее время ВВП Китая занимает первое место в мире. Ключевым моментом для КНР является 1992 год, когда на заседании Политбюро ЦК КПК, после речи её лидера 88-летнего Дэн Сяопина, было принято решение кардинальным образом поменять дальнейшее развитие страны: «Планирование и рынок -
это экономические средства. Необходимо, умело используя эти средства, ускорить развитие социалистической товарной экономики». После более чем 20-ти лет реформ, открытости и модернизации экономики в Китае был осуществлен плавный переход от плановой к социалистическо-рыночной экономике1.
За последние пять лет, гостиничная индустрия Китая росла в среднем на 8,8 % , что в денежном эквиваленте составляло порядка 53 млрд. долларов США. Особенно эффективным для гостиничной отрасли был 2010 год, благодаря Всемирной выставке «Шанхай ЕХРО» и Олимпийским играм 2008 года, которые дали мощный толчок к развитию гостиничной индустрии и стимулировали к значительным вложениям инвестиций в эту отрасль. Ниже представлена статистика в виде графика въездного туризма в КНР, Гон-Конг, Макао и Тайвань, начиная с 2003 и до 2015 года (рис. 1)2.
Рисунок 1 - Рост въездного туризма
Зелёным обозначено количество въехавших людей (млн. чел.), жёлтым - прирост или падение по сравнению с предыдущим годом. За 2015 год Китай посетили 133 млн. чел. Как видно из графика, интерес к КНР резко увеличился после 2003 года, и в 2004 турпоток составил 109 млн. чел. После 2010 года количество туристов меняется незначительно, тем не менее остается на высоком уровне, примерно 130 млн. чел. в год.
Однако экономика Китая на данный момент переживает серьёзные структурные корректировки в производстве и промышленности. Снизились темпы роста на рынке недвижимости и инвестиций, что, в свою очередь, привело к заметным изменениям в
1 Сайт межрегиональной общественной организации «Всемирная туристская организация ЮНВТО» // Азиатско-Тихоокеанский Информационный бюллетень. - 2015. URL: http://www2.unwto.org/sites/all/files/pdf/finalunwtoapnl41 .pdf (дата обращения: 01.01.2016).
2 Информация и статистика // Министерство туризма КНР. URL: http://en.cnta.gov.cn/Statistics/TourismStatistics (дата обращения: 15.01.2016).
гостиничной индустрии. Инвесторы стали более чувствительны к рискам и отдают предпочтение отелям с большим количеством номеров и с набором стандартных услуг. Причём следует учитывать, что внутренний турпоток по Китаю неизменно растёт и строительство новых отелей остается актуальной темой. Необходимо отметить большой потенциал гостиничного бизнеса в КНР. На графике (рис. 2) [2] показан в сравнении рост номерного фонда гостиничной индустрии США, которые являются мировым лидером, и темпы строительства гостиниц в КНР.
о
2005 2025 2035 2039 -Китай -США
Рисунок 2 - Сравнительный график прогнозируемого роста номерного фонда в Китае и в США (млн.)
Как показывает график, количество номеров в китайских гостиницах к 2025 году предположительно достигнет американского уровня, а затем и превысить его [2].
Однако исторически сложилось, что именно международный туризм стал драйвером роста гостиничного рынка Китая. Хотя следует отметить, что на данный момент с увеличением среднего дохода у населения и, соответственно, прослойки среднего класса внутренний туризм является основным механизмом роста гостиничной индустрии КНР1 .
На графике представлено процентное соотношение внутреннего, выездного и въездного туризма в КНР (рис. 3)2 3.
1 Гостиничная индустрия Китая // Консалтинговая компания A.T. Kearney. URL:
https://www.atkearnev.com/documents/ 10192/982632/Chinas Hospitality Industrv.pdf/72ed00fb-1cad-4798-a1a1-1552604bc72e (дата обращения: 01.01.2014).
2
Информация и статистика // Министерство туризма КНР. URL: http://en.cnta.gov.cn/Statistics/TourismStatistics (дата обращения: 15.01.2016).
3 Информация // Китайское Агентство по туризму. URL: http://www.chinahighlights.com (дата обращения: 14.09.2015).
Внутренний туризм ■ Внешний туризм Иностранцы
Рисунок 3 - Рынок внешнего и внутреннего туризма Китая (%)
Как показано на рисунке 3, (если всё количество туристов Китая принять за 100%) внутренний туризм составляет 71%, выезд китайцев заграницу - 21% и посещение КНР иностранцами - всего 8%. И это доказывает, что у жителей Поднебесной на данном этапе преобладает интерес к своей культуре, истории и достопримечательностям, а не к мировыми культурными «чудесами». Китайцы активно путешествуют по своей стране, осматривая и изучая огромное и уникальное культурное наследие. Высокому уровню внутреннего туризма способствуют и цены: путешествовать китайцам по своей стране во много раз дешевле, чем оформить визу и покупать дорогостоящую валюту1.
Рост внутреннего туризма в КНР имеет перспективу, связи с этим правительство Китая планирует к 2020 году удвоить расходы на туризм (восстановление памятников, создание туристической инструкторы и т.д.)2.
Гостиничный сектор в республике стремительно развивается, чему немало способствует увеличение турпотока и количества деловых поездок по Китаю. За последние десять лет возросло и количество иностранных туристов, а также повысился уровень жизни китайцев, что, в свою очередь, привело к увеличению цен на номера отелей и спроса на услуги высокого качества [1].
Мировые гостиничные бренды вошли на рынок Китая в 1992 году, который считается годом начала реформ и открытия Китая для мира. За прошедшие тридцать лет, самые известные мировые гостиничные бренды достигли успеха в крупнейших городах республики. В Пекине и в Шанхае, а также в городах с большим количеством населения
1 Сайт межрегиональной общественной организации «Всемирная туристская Организация ЮНВТО» // Бюллетень. - 2015. URL: http://tourlib.net/wto/WTO highlights 2015.pdf (дата обращения: 01.01.2016).
2 Информация // Китайское Агентство по туризму. URL: http://www.chinahighlights.com (дата обращения: 14.09.2015).
были построены отели таких брендов, как Marriot и Hilton1. Эти объекты были ориентированы в большей степени на иностранцев, богатых китайских бизнесменов или партийных деятелей высокого класса. Отчасти это можно объяснить тем, что к тому моменту в Китае ещё не сформировались свои собственные бренды и отелей высокого класса было немного. В настоящее время зарубежные бренды продолжают расширять свой бизнес в Китае, но их фокус сместился в сторону так называемого уровня бизнес и хостелов. Подобная переориентация в первую очередь связана с тем, что до недавнего времени акцент делался на отели высшего класса и класса люкс, вследствие чего это предложение превысило спрос на несколько лет2. К тому же, как уже было отмечено, крупные бренды размещали свои объекты в крупных городах, таких как Гуанчжоу, Пекин и Шанхай, в которых сегодня уже достаточного гостиниц. В то время как в настоящий момент всё больше и больше привлекают внимание туристов именно малые города.
Иностранные отельные бренды начинают переориентацию к среднему сегменту рынка. Надо сказать, что потенциал внутреннего туризма в Китае колоссален. Пока все 2000-е годы крупные иностранные бренды были сосредоточены в крупных городах и строили гостиницы к Олимпиаде, на периферии активно развивались собственные китайские бренды, ориентированные на средний класс. Сейчас города второго и третьего уровня стали полем сражения между иностранными и китайскими гостиничными брендами (в КНР принято делить города на административные единицы или уровни: первыми идут города провинциального уровня - это крупнейшие города с миллионным населением, вторые - это окружной уровень, третий уровень - уездные города и города четвертого уровня - города промежуточного уровня) [1].
Китайские отельеры отмечают, что существует несколько проблем, которыми иностранные бренды должны заниматься очень серьезно, прежде чем они смогут вести успешный бизнес в китайских городах второго и третьего эшелона. Иностранные отели являются менее гибкими в управлении ценой на номер, в стоимости услуг и их составе, чем их китайские конкуренты. Также необходимо отметить, что иностранные отели плохо знают рынки сбыта и не всегда находят подходящие под их требования кадры. Некоторые зарубежные отели пытаются сотрудничать с китайскими партнерами, например, Hilton, Accor, PlatenoHotelsGroup и китайский гостиничный бренд HuazhuHotelsGroupLTD. В
1 Специальный репортаж о гостиничном, туристическом рынке и отдыхе в Китае. - 2015. - Вып. Сентябрь. URL: http://horwathhtl.com/files/2012/06/MR45 China1.pdf (дата обращения: 01.09.2015).
2 Jing Daily: the best of Luxury in China. HOSPITALITY HIGHLIGHTS: CHINA'S TOP 5 NEW LUXURY HOTELS OF 2014 URL: http://jingdaily.com/chinese-luxury-hotel-interest-rises-39-percent-in-2014/ (дата обращения: 24.12.2014).
2014 году эти отели подписали договор о стратегическом сотрудничестве и о совместном изучении местного рынка. Эксперты считают, что данное сотрудничество может объединить силы зарубежных отельных брендов в изучении китайского отельного рынка, особенностей ведения бизнеса и предложения услуг с дальнейшим возможным взаимодействием с китайскими отелями на местном рынке, что, в свою очередь, поможет иностранным брендам стать более гибкими в управлении, что будет способствовать повышению репутации. Есть вероятность, что в ближайшем будущем будут ещё заключаться подобного рода союзы, ведь для того чтобы быть конкурентоспособным, многие отельные бренды могут последовать этому примеру. Подытоживая, надо сказать, что последней тенденцией развития гостиничной индустрии Китая является процесс слияния зарубежных и китайских отелей.
Мировой бренд Hilton также стоит очень крупные планы по экспансии Поднебесной: ранее, в 2014 году, было объявлено о намерениях расширить сеть и ввести около 48 отелей к уже запущенным 140. Hilton - пионер среди мировых брендов, пришедших на китайский отельный рынок. Их первый отель был открыт рядом с французским кварталом в Шанхае в 1988 году, однако к 2007 году в Китае осталось только пять отелей под управлением Hilton. Нынешний исполнительный директор китайского подразделения Hilton Кристофер Нассетта считает, что такой медленный рост был связан с проблемами в самой структуре управления отелями. Многие эксперты отмечают, что отельная сеть может хорошо преуспеть в Китае при условии, что отельеры подготовят хорошо продуманную маркетинговую стратегию. Со слов исполнительного директора: «Мы были брендом номер один во всех регионах. Но мы ничего не делали для его поддержки»1. Когда в 2007 году начался активный рост строительства отелей и подготовки страны к Олимпиаде, отельный бренд Hilton сумел быстро воспользоваться ситуацией. Нынешнее количество объектов под маркой Hilton превосходит первоначальное более чем в четыре раза, и в дальнейшем планируется строительство следующих объектов, поскольку количество туристов в стране стремительно растет.
Один из самых больших плюсов для Hilton то, что он может открывать отели под брендом более экономичного жилья, таких как Suites и HamptonInn, что, в свою очередь, соответствует существующему в Китае спросу связи с высоким уровнем внутреннего туризма. В одном из докладов крупной Азиатской финансовой холдинговой компании NomuraHoldingsInc было озвучено, что отельный бренд Hilton в будущем будет
1 GBtimesChinese big-plans-hilton-hotels-china URL: http://gbtimes.com/ (дата обращения: 12.09.2014).
«наслаждаться более высокими темпами роста, чем большинство его конкурентов, благодаря глобальным каналам сбыта услуг».
Ещё одним направлением отельный услуг на туристическом рынке Китая является то, что международные отельные бренды в определенных коммерческих условиях пошли на умышленные компромиссы: некоторые из них дают возможность приобретения франшиз для выбранных марок, таких как Marriott, HolidayInnExpress и Hampton от Hilton, предполагая, что данные марки будут более гибкими в управлении, условиях оплаты услуг размещения и это позволит находить лучшие места сбыта. Некоторые аналитики считают, что в гостиничной индустрии Китая будет проходить дальнейшая реструктуризация по сегментам рынка, по характеристикам бренда и их национальной принадлежности1.
Несмотря на столь амбициозные планы, будущее гостиничных сетей отнюдь не гарантирует автоматически их роста и процветания. Гостиничный рынок сталкивается с жесткой конкуренцией среди местных и международных брендов, чему способствует медленный местный экономический рост, увеличение операционных расходов и политика правительства по сдерживанию потребления товаров и услуг «класса люкс». Внутренняя конкуренция растёт. Гостиничные операторы Китая хорошо зарекомендовали себя как гостиницы среднего и нижнего класса и всеми силами стараются проникнуть в классы выше среднего и элитные. Одна из самых известных китайских компаний DalianWandaGroup, работающая под тремя брендами WandaRealm, WandaVista и WandaReign, собирается построить свыше 71 объекта элитной недвижимости не только в Китае, но и за пределами Поднебесной, ориентированные на китайских туристов и бизнесменов, выезжающих за рубеж. В последних заявлениях было озвучены планы открыть 150 отелей класса люкс по всему миру к 2018 году.
Внутренний туризм в Китае огромен по сравнению с внешним, но тем не менее сейчас во многих точках планеты можно встретить большое количество туристов из Китая. Уже 53 страны предложили китайским гражданам безвизовый режим. По данным Всемирной туристской организации (World Tourism Organization) ожидается, что более 100 миллионов китайцев уедут за границу на отдых в 2016 году. Ниже представлен график (рис. 4)2 прогноза по колличеству туристов из Европы, Азии и Америки.
1 ЧайнаДейли Новая маркетинговая стратегия для повышения роста въездного туризма. URL: http://www.chinadaüy.com.cn/travel/ (дата обращения: 18.12.2015).
2 Средний сегмент гостиничного рынка Китая. URL: http://seekingalpha.com (дата обращения: 01.04.2016).
Рисунок 4 - Развитие и прогноз роста международного туризма за период 1950-2030 гг. (млн. чел.)
Прогнозируется, что с годами будет увеличиваться поток гостей из Поднебесной, связи с повышением дохода у китайских граждан, изменением курса национальной валюты и послаблением на ограничения зарубежных поездок из КНР. Если в настоящее время за границу могут позволить себе выехать только богатые бизнесмены и их семьи либо чиновники высокого ранга, то с увеличением среднего класса в КНР зарубежные поездки будут доступны большему количеству людей. Ожидается также, что соотношение между внутренним и выездным туризмом будет меняться вследствие экологических проблем в Китае и усложнения процесса получения визы для иностранных граждан1.
На данный момент во многих странах мира вводятся новые программы, разрабатывается интерфейс для китайских туристов, который предлагает множество услуг, позволяющих гостям чувствовать себя как дома. За последние несколько лет китайские туристы стали самыми расточительными. Они могут поддерживать экономику города или региона в той или иной стране, как и у себя на родине. В Европе создаются программы по изучению предпочтений гостей из Китая, одновременно и в России многие отели присоединяются к программе «ChinaFriendly». Были запущены программы по привлечению гостей из Азии и обучению персонала гостиницы по обслуживанию гостей данной категории «ChinaFriendly». К ней присоединились крупные гостиницы и гостиничные комплексы, нацеленные на гостей из зарубежья, такие как CrownePlazaMoscowWorldTradeCentre, гостиница Метрополь, гостиницы Измайлово «Альфа» и «Дельта», SkyPoint Шереметьево, AZIMUT MoscowOlympicHotel и др.,
1 Сайт межрегиональной общественной организации «Всемирная туристская Организация ЮНВТО» // Бюллетень. - 2015. URL: http://tourlib.net/wto/WTO highlights 2015.pdf (дата обращения: 01.01.2016).
поскольку она помогает решить комплекс проблем, которые возникают при приёме туристов из Китая, и уменьшить культурные различия в пользу комфортности пребывания гостей.
На увеличение количества туристов из КНР отозвались почти все страны Европы, Северной Америки, Япония и Россия. На графике отражены перспективы мирового туристического рынка (рис. 5).
Рис 5 Количество потраченных долларов США б млн. за 201 1 год
■ Туристы нз КНР
■ Туристы из США
■ Туристы из Германии
■ Турн сты н з Вел и к обрита н н 11
■ Тури(.1ы из Росши
■ Турн сты н з Францу н и
■ (урнсты из Канады
■ Туристы нжптллки
j7,6 ^^^
^^И L
IIUIlii
Рисунок 5 - Количество потраченных долларов США за 2014 г. (млн.)
По статистике за 2014 год китайские туристы потратили в своих мировых турне денег больше, чем туристы из США и Германии1.
По данным исследования за 2015 год, гости из КНР в Москве потратили около 1 млрд. долларов США. «Китайские туристы в российской столице в течение пяти-семи дней пребывания тратят от 2000 до 3700 долларов США», - заявил глава столичного департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма Владимир Черников2. Согласно статистике туристической ассоциации «Мир без границ», Москву в основном посещают китайские туристы в возрасте старше 50-ти лет . В 2015 году Россию посетило около 1,3 миллионов китайских туристов, и ежегодный турпоток из Китая в Россию неуклонно растёт. Причин такой большой заинтересованности несколько: одна из них, конечно, выгодный валютный курс и безвизовая политика для тургрупп.
Лидером по количеству туристов из Китая уже несколько лет остается Япония. Налаженное авиасообщение, дешёвые билеты на самолет, ослабление иены способствуют
1 Средний сегмент гостиничного рынка Китая. URL: http://seekingalpha.com (дата обращения: 01.04.2016).
2 GBtimesChinese tourists spent $1bn in Moscow in 2015. URL: http://gbtimes.com/china/ (дата обращения: 05.02.2016).
3 Информация и статистика // Министерство туризма КНР. URL: http://en.cnta.gov.cn/Statistics/TourismStatistics (дата обращения: 15.01.2016).
наплыву китайских туристов. Ненасытные потребители из Китая помогли создать новое понятие в японском языке «Ьаки§а1», что в переводе означает «покупательский взрыв»1. Китайские граждане тратят огромные суммы в Японии, и это привело к тому, что ряд японских магазинов был вынужден вести ограничение на количество предметов, которые могут быть приобретены одним человеком. Во время национального праздника «Середины осени» около 400 тысяч туристов из материкового Китая посетили японские магазины. По данным исследования Национального туристического агентства Японии, выяснилось, что 63% китайских потребителей приобрели косметику и парфюмерию, 55% расхватали еду, спиртные напитки и сигареты, остальные купили лекарства и туалетные принадлежности. Воодушевленные ослаблением иены и облегчением визового режима, китайские туристы потратили 27,5% от общего потребления иностранцев в Японии. В магазинах иной раз приходилось стоять в очереди несколько часов. Ожидается, что к 2020 году количество гостей из Китая в Японию составит свыше 6 млн. чел.
Возвращаясь к проблемам развития китайского туристического рынка, отдельно следует подчеркнуть, что важнейшая из них - это около 12 миллионов китайских граждан, которые проживают за чертой бедности, а возможность её решения посредством туризма - увеличение их уровня жизни. Заместитель директора Государственного управления по делам туризма КНР У. Вэньсюэ сообщил, что с 2010 по 2014 годы более 10 млн. чел. перестали жить за чертой бедности, получив работу в секторе сельского туризма. «Сельский туризм помогает преодолеть бедность следующими способами: во-первых, сельские жители работают напрямую в туристическом бизнесе или в гостинично-ресторанном обслуживании, во-вторых, они могут продавать сельскохозяйственную продукцию для туристов, в-третьих, сами жители становятся более мобильными и заинтересовываются возможностями повышения качества своей жизни, в-четвертых, они имеют большие бонусы от участия в туристическом бизнесе.» У. Вэньсюэ также заявил, что правительство будет активизировать усилия для решения проблем, связанных с сельским туризмом, например, решение экологических проблем и получение общественных услуг в сельской местности. В 2014 году в Китае насчитывалось более двух миллионов семей, которые работали в туристическом бизнесе и, исходя из статистики по внутреннему туризму, они смогли обслужить около 1,2 миллиардов туристов. В долгосрочной перспективе планируется, что к 2020 году во всем Китае с помощью
1 ЧайнаДейли Новая маркетинговая стратегия для повышения роста въездного туризма. URL: http://www.chinadailv.com.cn/travel/ (дата обращения: 18.12.2015).
дальнейшего развития сельского туризма на 17 % уменьшится уровень бедности1. Это очень серьезные цифры, которые говорят о важности для страны этого направления.
Литература
1. Hardingham S., Harrah W. Why China? A study of why foreign hotel companies are rushing to develop new luxury hotels in China. Las Vegas: University of Nevada, 2012. 31 p.
2. Mirza A. Growing pains: the Ohinese hotel industry's inflection point // CACHETHotelGroup. [Электронный ресурс]: URL: http://www.cachethotelgroup.com/en/content/growing-pains-chinese-hotel-industrys-inflection-point (дата обращения: 10.01.2015).
HOTEL INDUSTRY IN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA: CURRENT STATUS
AND DEVELOPMENT PROSPECTS
Vlasova Elizaveta, lecturer, e-mail: Vlasovaen.89@yandex.ru
Institute of Tourism and Hospitality (branch) Russian State University of Tourism and Service
Moscow, Russian Federation
Today the competitive struggle for a guest in the highly competitive domestic market of hospitality is sharpened. It is connected with the development of hotel business in Russia and the decision of a large number ofpressing problems such as a reduction of the tourist flows and number of business trips. Unfortunately, these issues cannot be always solved with the help of the experience of foreign colleagues. The article discusses the hotel business development in the People's Republic of China and the reasons for its growth. The author considers further opportunities for problem-solving in the service sector in a highly competitive and describes innovative methods for the solution of social problems and increasing the standard of living through tourism in areas remote from the cities. Taking into account the huge potential of outgoing tourism in China, the whole world is struggling to attract tourists from China. According to the latest statistics of the Federal Agency for Tourism of the Russian Federation, the growth of tourist flow from Southeast Asia was recorded in Russia in 2015. For example, China has come on top by the number of foreign travelers, who visited our country, leaving behind Germany that was a leader in this for several years. The number of Chinese tourists coming to Russia already more than a million people a year. Today the following issues are actively studied. What visitors from China are interested in? What sites attract their attention? Which tourist attraction they choose firstly at all? What qualities are needed to increase the tourist flow from the PRC? The potential of Russia for tourists from China is huge, therefore research is conducted and program of some kind ofprompts to the owners of the local hotels in the provision of high quality services for guests from China are introduced.
Keywords: People's Republic of China, the market of internal and external tourism, hotel brands, visitor flow
1 GBtimes China boots rural tourism to help 12 mln people out of poverty. URL: http://gbtimes.com/china/ (дата обращения: 24.11.2015).
References:
1. Hardingham S., Harrah W. Why China? A study of why foreign hotel companies are rushing to develop new luxury hotels in China. Las Vegas: University of Nevada, 2012. 31 p.
2. Mirza A. Growing pains: the Chinese hotel industry's inflection point // CACHETHotelGroup. URL: http://www.cachethotelgroup.com/en/content/growing-pains-chinese-hotel-industrys-inflection-point (Accessed on January 10, 2015).