ОБЗОРНЫЕ И ПРОБЛЕМНЫЕ СТАТЬИ
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ФГБУ «НЦЭСМП» МИНЗДРАВА РОССИИ
В.А. Меркулов, Н.Д. Бунятян, К.А. Кошечкин, Г.А. Сбоев
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва [email protected]
Резюме. В статье представлено текущее состояние вопросов, касающихся анализа возможностей построения единого информационного пространства в рамках работы ФГБУ«НЦЭСМП» Минздрава России. Описан перечень основных регламентирующих документов, перечислены основные задачи учреждения в рамках автоматизации которых необходимо проведение работ, указаны информационные системы, применяющиеся в данный момент для автоматизации приоритетных направлений деятельности учреждения. Описаны планы по дальнейшему проведению работ и перечислены планируемые к разработке информационные системы, а также их значение для достижения общего результата в рамках формирования единого информационного пространства ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России.
Ключевые слова: информационная система, единое информационное пространство, автоматизированная информационная система, информатизация здравоохранения, система электронного документооборота
CURRENT STATUS AND FUTURE DEVELOPMENT OF SINGLE INFORMATION SPACE OF THE FSBI «SCEMAP» OF THE RUSSIAN MINISTRY OF HEALTH V.A. Merkulov, N.D. Bunyatyan, K.A. Koshechkin, G.A. Sboev
Federal State Budgetary Institution «Scientific Centre for Expert Evaluation of Medicinal Products» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow
Abstract: The article highlights the current status of the issues related to the analysis of the possibilities of creating single information space within the FSBI «SCEMAP» of the Russian Ministry ofHealth. It describes a list of key regulatory documents, the main objectives of the institution which require automation maintenance, the information systems that are currently in use for automating the institution’s priority areas of activity. It also describes further work performance plans and information systems development plans, as well as their importance to achieve a general result when developing single information space of the FSBI «SCEMAP» of the Russian Ministry of Health.
Key words: information system, single information space, automated information system, informatization of healthcare, electronic document management system
Спектр задач, стоящий перед Федеральным государственным бюджетным учреждением «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Минздрава России (Научный центр), требует вовлечения в единый комплекс экспертных, научноисследовательских и сопровождающих их административно-хозяйственных работ практических всех сотрудников Научного центра. В связи с этим, одной из первостепенных задач в организации производственного процесса в Научном центре является организация координации работы различных подразделений, с одновременно проводимой автоматизацией работы внутри самих подразделений. Для выполнения этой задачи с учетом современного технического состояния сферы информационных технологий необходимо создание единой информационной системы Научного центра. Эта система должна объединять руководство учреждения, контрольно координационные подразделения, подразделения, выполняющие экспертизу материалов регистрационных досье
в рамках выполнения госзаданий, в частности, при формировании экспертных отчетов; обеспечить про-слеживаемость движения образцов лекарственных средств при проведении экспертизы качества в лабораторно-исследовательских подразделениях Научного центра, а также обеспечить достоверность данных, получаемых в ходе проведения испытаний. Также, в рамках работы описываемой системы необходимо осуществить интеграцию деятельности подразделений, выполняющих административную работу по юридической экспертизе документации, по финансово-экономическому анализу затрачиваемых ресурсов Научного центра в ходе выполнения исследований, а также по материально-техническому обеспечению работы всех подразделений учреждения в ходе выполнения всех этапов как экспертной, так и административно-технической работы. Также необходимо упомянуть значимый участок предстоящего развития системы, заключающийся в ее подготовке к «электронному» формату взаимодействия с другими
ведомствами, учреждениями и коммерческими организациями как при получении необходимой для работы Научного центра информации, так и передаче ее во внешнюю среду.
Планируемая и проводимая в Научном центре работа по построению единого информационного пространства выполняется в рамках концепции развития системы здравоохранения, которая была описана в документе «Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.», который был разработан специальной Комиссией Министерства здравоохранения и социального развития России в 2008-2009 годах [1], хотя упомянутый документ и не носит законодательного характера. В то же время, приказу «Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения», который обладает более узкой направленностью, правовой статус придан [2]. Эта концепция, утвержденная Министром, уже напрямую касается области фармацевтического обращения и регулирования. Например, в п. 3 предписывается необходимость совершенство -вания информационно-технологического обеспечения деятельности фармацевтических организаций, их персонала, учащихся медицинских и фармацевтических учреждений. В п. 9.3. указывается на необходимость стимулирования фармацевтических кадров к использованию информационных технологий в их деятельности, предусматривается, в частности, даже проведение мероприятий, направленных на популяризацию возможностей использования создаваемых фармацевтических информационно-телекоммуникационных ресурсов, а также электронного взаимодействия с медицинскими организациями и медицинскими работниками.
Организация и проведение работ по планированию, анализу и разработке компонентов для построения единого информационного пространства Научного центра возложена на Управление информатизации, в составе которого находятся подразделения как выполняющие системный анализ, необходимый для проектировки информационных систем, являющихся компонентами будущего единого информационного пространства, так и подразделения выполняющие собственно внутреннюю разработку наиболее критичных для работы учреждения информационных систем. Также в состав Управления информатизации Научного центра входят эксплуатационные подразделения, обеспечивающие построение и обеспечение работы вычислительных сетей, а также обеспечивающие работы как вычислительной техники пользователей, так и серверных вычислительных центров, выполняющих централизованную обработку данных.
Для достижения наибольшей эффективности при реализации поставленной цели построения единого информационного пространства в Научном центре эксплуатируется как значительный спектр информа-
ционных систем, разработанных внутри учреждения, так и ряд информационных систем и пользовательских приложений, разработанных сторонними организациями. Закупка и внедрение внешних информационных систем целесообразна в связи с тем, что ряд необходимого Научному центру функционала не является специфическим и может быть закуплен готовый продукт, апробированный и внедренный в ряде других организаций, где он показал свою эффективность. Однако, ряд задач выполняемых в Научном центре являются сугубо специфичными для данного учреждения. Например, автоматизация процессов документооборота внутри учреждения наиболее эффективно реализуется при помощи информационных систем внутренней разработки, в связи с тем, что задачи, возложенные на Научный центр, являются уникальными для Российской федерации, в связи положениями определенными действующим законодательством [3]. Также, необходимо отметить возможность оперативной корректировки алгоритмов работы информационной системы созданной внутри организации, что является ключевым фактором принимая во внимание имеющуюся лабильность в алгоритмах работы внутри учреждения, обусловленную изменениями как в руководящих распоряжениях вышестоящих организаций, так и в регулярном проведении модернизации с целью повышения эффективности деятельности учреждения.
Для выбора направлений работ по формированию единого информационного пространства Научного центра был проведен ряд научно-исследовательских работ в рамках выполнения плана НИР Научного центра. Была проанализирована законодательная база, регулирующая процессы, лежащие в основе деятельности подразделений, для автоматизации которых разрабатываются информационные системы и их компоненты. Выбрана единая среда разработки и определены технические характеристики используемого при разработке и функционировании информационных систем программного обеспечения. Техническими характеристиками систем, которые формируют компоненты единого информационного пространства Научного центра являются: платформа Microsoft Windows с использованием компонентов Microsoft Office для пользовательских интерфейсов и серверные компоненты включающие в себя Microsoft IIS 7.0-7.5, Microsoft SQL Server 2008 R2. При разработке информационных систем используются следующие компоненты: Microsoft .NETFramework 4.0-4.5, DevExpress 12, FastReport 1.8.99. В системах использована логика работы «клиент-сервер», алгоритмы разделения полномочий пользователей реализованы в зависимости от их ролей, которые определяются на основе учетной записи пользователя [4].
На текущий момент большая часть направлений деятельности, выполняемых в Научном центре имеют информационную систему для их автоматизации и
ОБЗОРНЫЕ И ПРОБЛЕМНЫЕ СТАТЬИ
ОБЗОРНЫЕ И ПРОБЛЕМНЫЕ СТАТЬИ
Ведомости НЦЭСМП
контроля со стороны руководства учреждения. Перечислим основные из них в порядке их приоритетности: ведение перечней государственных заданий и учет работ выполняемых экспертными подразделениями Научного центра в ходе их выполнения, учет работ, проводимых в испытательных центрах учреждения, анализ данных, организация взаимодействия между подразделениями Научного центра, системы автоматизации административно-хозяйственной деятельности.
1. Ведение перечней государственных заданий и учет работ выполняемых экспертными подразделениями Научного центра в ходе их выполнения. Данная категория задач является основной для деятельности Научного центра. Их автоматизация на данный момент выполнена, однако требуется регулярная модернизация информационных систем, задействованных в рамках ее выполнения. Информационные системы, разработанные для автоматизации этого направления работ выполнены сотрудниками Управления информатизации Научного центра и обладают значительным спектром функциональных возможностей, а также автоматизированной системной логикой, выполняющей определенные действия при наступлении соответствующих условий. Данные системы могут быть квалифицированы как автоматизированные информационные системы, для помощи принятия экспертных решений.
2. Учет работ, проводимых в испытательных центрах учреждения включает в себя как модули отвечающие за поступление заданий на проведение испытаний в рамках выполнения госзаданий, так и модули контролирующие перемещение образцов лекарственных средств внутри лабораторного комплекса. Для выполнения автоматизации данного участка деятельности учреждения потребовалось проведение значительного перечня работ, как по интеграции с системами внутреннего документооборота, так и разработка новых программных модулей информационных систем, обеспечивающих прослеживаемость образцов лекарственных средств, расчет требуемого количества для проведения лабораторной экспертизы, а также автоматизацию построения очереди на проведение сдачи/ приемки образцов лекарственных средств от органи-заций-производителей или их представителей. Также для обеспечения контроля работы на местах проведения экспериментальных исследований по анализу качества образцов лекарственных средств потребовалось проведение закупки и последующего внедрения внешней лабораторной информационной системы. По результатам проведенных аналитических работ была выбрана лабораторная информационная система STARLIMS v.10. Данная информационная система в настоящий момент находится в опытной эксплуатации в ряде лабораторий Научного центра. Также были проведены работы по интеграции данной информационной системы с компонентами внутренних информационных систем, использующимися в подразделениях лабораторного центра [5].
3. Анализ данных, полученных в результате работы основных информационных систем Научного центра. Собранная информация необходима как для формирования отчетов по выполненным госзданиям, так и для внутреннего контроля со стороны руководства Учреждения. Также, полученные сведения используются для планирования финансово-экономической деятельности Научного центра.
4. Организация взаимодействия между подразделениями Научного центра, размещенными на различных площадках. В связи с территориальным разделением подразделений Научного центра, использование информационных систем является основным способом эффективного взаимодействия внутри учреждения. Наибольший приоритет в рамках этого направления работы носит организация единой вычислительной сети, что позволяет работать всем сотрудникам учреждения в общем «виртуальном» пространстве с едиными правилами доступа к информационным системам, с отсутствием задержек в актуализации информации, внесенной сотрудником на одной производственной площадке и затребованной сотрудником на другой производственной площадке (информационная система реального времени). Для обеспечения выполнения этой задачи используются услуги подрядных организаций, осуществляющих объединение площадок учреждения оптико-волоконными структурированными сетевыми компонентами, которые обеспечивают наиболее высокую пропускную способность для передачи данных из доступных для реализации на текущий момент развития технологий.
5. Создание системы автоматизации административно-хозяйственной деятельности, включая бухгалтерское, кадровое, плановое и материально-техническое обеспечение. Для выполнения этого направления работ применяются как широко распространенные ERP (англ. Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия) системы, например, группа программ 1С, так и решения основанные на собственных разработках. В последнее время особенное значение приобрели вопросы интеграции данных систем с информационными системами, обеспечивающими автоматизацию работы экспертных подразделений с целью ускорения работы и уменьшению трудовых издержек при обеспечении взаимодействия экспертных подразделений с подразделениями осуществляющими поддержку [6].
Дальнейшие перспективы развития используемых информационных систем и планы по их интеграции в единое информационное пространство учреждения лежат в русле последовательного расширения информационно-технической инфраструктуры в рамках обозначенных основных задач. Многие используемые информационные системы требуют модернизации с учетом новых реалий деятельности Научного центра, а также с целью приведения к общей платформе
функционирования. Это позволит как улучшить интеграцию различных информационных систем, так и обеспечить единообразие интерфейсов с которыми приходится взаимодействовать пользователям. В планах по разработке и внедрению программного обеспечения Научного центра можно выделить следующие основные информационные системы или их компоненты:
■ ИС «Документооборот сертификации МИБП» находится на этапе доработки с целью автоматизации согласования документации, формируемой в ходе проведения работ по сертификации МИБП с использованием электронных цифровых подписей сотрудников Научного центра. Работы проводятся сотрудниками Управления информатизации.
■ АИС «Документооборот экспертизы ЛС», данная информационная система является ключевой для сопровождения выполнения госзданий и запланирована ее модернизация для обеспечения электронного согласования, подготавливаемых в ней документов, а также для автоматизации текущих алгоритмов работы. Проведение работ планируется сотрудниками Управления информатизации Научного центра.
■ АИС «Документооборот поставок НТП», данная информационная система проектируется в рамках проекта по оптимизации и развитию алгоритма процессов поставок научно-технической продукции внешним заказчикам. Для выполнения работ по созданию данной информационной системы рассматривается возможность привлечения внешнего исполнителя в связи с тем, что в рамках нее планируется создание интерфейса по взаимодействию с внешним заказчиком посредством сети интернет для формирования заказа на продукцию. Данный функционал доступен в ряде программных продуктов имеющихся на рынке информационных технологий и наиболее рациональным является закупка готового решения.
■ АИС «Кабинет слушателя учебных программ», данная информационная система проектируется для обеспечения автоматизации работы Центра
ЛИТЕРАТУРА
1. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.02.2008 г. N 48 «О Комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по разработке Концепции развития здравоохранения до 2020 года» (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 24.06.2008 г.
№ 293) (цит. по правовой системе «Гарант», дата обращения:
14.08.2013 г.).
2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.04.2011 г. № 364 «Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ, № 7, 2011 г.
3. Федеральный закон от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (с изменениями от 27.07., 11.10. и 29.11.2010 г.) / Российская газета N 78 от 14.04.2010 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 19.04.2010 г., № 16, ст.1815 (цит. по правовой системе «Гарант», дата обращения:
14.08.2013 г.).
образовательных программ Научного центра по взаимодействию со слушателями учебных программ. Аналогично предыдущей информационной системе ее реализация планируется с привлечением внешнего исполнителя.
Планируется обширный перечень дополнительных программных решений для объединения использующихся информационных систем экспертных подразделений с информационными системами подразделений обеспечивающих хозяйственно-административную деятельность, например, объединение лабораторной информационной системы и системы складского учета на базе 1С для автоматизации процессов выдачи реактивов, необходимых для работы в подразделениях испытательных центров учреждения.
Все информационные системы и их модули проектируются на основе единых типовых принципов, правил и алгоритмов и будут базироваться на идентичных аппаратно-программных комплексах. В зависимости от функциональной необходимости и сложности решаемых задач каждая подсистема может иметь сложную структуру и включать в себя несколько интегрированных модулей, каждый из которых выполняет самостоятельную задачу.
Единое информационное пространство Научного центра будет функционально объединять уже эксплуатируемые автоматизированные информационные системы, а также приобретенные прикладные программные продукты. Для этого в максимальной степени используется имеющийся опыт разработки и эксплуатации АИС в Научном центре. Конечной целью проведения описываемых работ является формирование единой информационной системы, обеспечивающей автоматизацию всех основных бизнес-процессов, построенных на основе единых системных подходов и принципов, объединенных единым информационным пространством. Все это, несомненно, позволит перевести выполнение поставленных перед Научным центром задач по осуществлению экспертизы лекарственных средств на качественно новый, современный уровень.
4. Аналитическая справка «Современное состояние достижений и проблем системной логики автоматизированного рабочего места эксперта ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России на основе опыта информатизации и автоматизации работы» по теме НИР «Научное обоснование методических подходов к информационному обеспечению процесса экспертизы, регистрации, обращения
и рационального применения новых лекарственных средств». М.: ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России. 2013. 65 с.
5. Меркулов В.А., Сакаева И.В., Кошечкин К.А., Сбоев Г.А. Опыт создания системы управления качеством в лабораториях на примере практики внедрения Лабораторной информационной системы // Ведомости НЦЭСМП, 2012, № 4. С. 11-18.
6. Меркулов В.А., Кошечкин К.А., Яворский А.Н. Методические подходы к формированию информационной среды ФГБУ«Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Минздравсоцразвития России // Ведомости НЦЭСМП, 2011, № 1. С. 49-53.
ОБЗОРНЫЕ И ПРОБЛЕМНЫЕ СТАТЬИ