Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы подготовки преподавателей в системе высшего образования'

Современное состояние и перспективы подготовки преподавателей в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
571
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко И. В.

Раскрывается роль и особая ответственность преподавателей вузов в повышении качества высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN STATE AND THE PROSPECTIVES OF THE SUSTEM OF UNIVERSITY TEACHERS’ TRAINING DEVELOPMENT

The role and responsibility of teachers are revealed through the improvement of the quality of university education.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы подготовки преподавателей в системе высшего образования»

проблем качества подготовки специалистов.2006.

6. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М. 2000.

7. Стратегия и тактика управленя качеством образования / В.Н. Нуждин [и др.]. Иваново. 2003.

Kovalenko I.V.

PEDAGOGICAL MONITORING AS A MEAN OF EDUCATION QUALITY MANAGEMENT

On the basis of scientific literature analysis are disclosed different approaches to the creation of pedagogical monitoring system. It shows its role and significance in improving of university-education quality.

Key words: monitoring, system approach, integration processes, information processes, education quality, model, pedagogical technologies, principles, criteria of efficiency.

Получено 2.02.2012 г.

УДК 378.018.46

И.В. Коваленко, канд. пед. наук., доц. (4872) 35-60-17, timpo@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раскрывается роль и особая ответственность преподавателей вузов в повышении качества высшего образования.

Ключевые слова: профессионализм, квалификация, педагогическое мастерство, педагогическая подготовка, профессиональная компетенция.

Успех реформы высшего образования в Российской Федерации во многом связан с повышением профессионализма военного преподавателя -ключевой фигуры в образовательном процессе, во многом определяющей качество обучения и воспитания будущих специалистов. Эта позиция обусловлена тем обстоятельством, что важнейшим аспектом кризиса образования является проблема преподавателей, а точнее, их квалификации.

Известно, что в последние годы имеет место большой отток преподавателей из вузов. В связи с этим постоянно увеличивается доля преподавателей, имеющих педагогический стаж менее пяти лет, профессиональные знания и опыт которых явно недостаточны для педагогической деятельности.

В то же время на современном этапе реформирования системы

высшего образования повышаются требования к профессиональному уровню преподавателя, возрастает роль его личной ответственности за результаты своего труда. На смену преподавателю-предметнику должен прийти педагог-практик-психолог, который хорошо знает свой предмет, понимает личность студента, умеет управлять собой, развитием и воспитанием учащихся.

Добиться этого может лишь преподаватель, имеющий не только знания о преподаваемом предмете, но и способный на практике использовать психолого-педагогические закономерности для их усвоения. При этом в вузах традиционно основополагающие научные учебные дисциплины ведут специалисты, хорошо знающие свое дело, но не подготовленные к педагогической деятельности.

Практика и специальные исследования привели к выводу о том, что значительная часть преподавателей вузов не имеет ясного представления о том, что такое профессионально-педагогическое мастерство и каковы пути его становления. К решению, казалось бы, азбучных вопросов педагогической деятельности многие, и не только начинающие преподаватели, оказались неподготовленными. Многие из них привержены шаблонным, однообразным приемам обучающего воздействия, ограничиваются набором некоторых практических навыков, позволяющих проводить занятия, и пребывают в полной уверенности, что этого достаточно для педагогической деятельности.

Среди этой части преподавателей широко распространено мнение, что для преподавательской деятельности достаточно хорошо знать предмет своей специализации. В немалой степени этому способствует то обстоятельство, что становление преподавателей связано преимущественно с работой над содержанием преподаваемого предмета (пополнение своих знаний о нём, их включение в лекционный курс и т.п.), но не с приобретением теоретических знаний о самом процессе преподавания. Становление преподавателя осуществляется, как правило, на основе собственного, личного опыта обучения 10-15-летней, а то и 20-летней давности по формуле: " Учу так, как учили меня".

Воспроизводится модель репродуктивно-сообщающего обучения, в основе которого лежит сообщение студентам готового "знания" вне организации деятельности, его производящей. Сообщающую информацию студент обязан воспринимать, затем запоминать, а потом, как правило, в вербальной форме воспроизвести. Результаты такого обучения хорошо известны: негативная установка к овладению теорией обучения

отрицательно влияет на процесс профессионального становления преподавателя и качество преподавания.

Проведенный анализ показывает, что представления о сущности профессионально-педагогической культуры преподавателя за последние годы

изменялись от универсализма и энциклопедизма как профессиональных характеристик к лекторскому мастерству, ораторскому искусству, к профессионально-педагогической культуре как обобщенному показателю квалификации.

В этих условиях проблема совершенствования профессиональнопедагогического мастерства преподавателя выступает не только как объективная социальная потребность, но и как субъективная потребность преподавателя в росте профессиональной компетентности.

Качество преподавательской деятельности в вузе зависит от шести факторов: статуса вуза как научного и учебного центра, его готовности к саморазвитию в этом плане, сплоченности педагогического коллектива на основе современных концепций образования, педагогического потенциала организации и лиц, входящих в данный вуз, владения преподавательским составом новыми вузовскими технологиями, уровня профессиональной культуры преподавателей. Последний фактор является системообразующим и одновременно выступает в качестве критериального показателя развития и саморазвития вуза.

В современной вузовской педагогике росту профессионального мастерства преподавателя придается большое значение, поскольку в нем проявляются важнейшие стимулы активности студенчества и он выступает потенциалом роста вуза.

Однако серьезных научных исследований по диагностике, анализу и оценке качества преподавательской деятельности в вузе пока еще нет. Только в психологии имеется ряд работ по педагогической рефлексии деятельности преподавателя вуза, где рассматриваются отдельные показатели педагогической культуры преподавателя вуза, требования к личности преподавателя, его профессиональной компетентности. В той или иной мере определились некоторые общие позиции по анализу и оценке деятельности преподавателя вуза, которые включают:

- высший показатель профессиональной культуры преподавателя, т.е. гармоническое сочетание его преподавательской и научноисследовательской деятельности;

- соотношение теории и фактологии, знания и опыта, взаимосвязь знаний, умений и навыков при ведущей роли знаний;

- качество работы преподавателя, определяемое его умением осваивать современные дидактические технологии и соединять их соответственными авторскими методиками;

- мастерство преподавателя, напрямую связанное с его способностью мотивировать учебную деятельность студентов и организовывать ее как исследование, творчество и самостоятельное решение проблемы;

- отношение преподавателя к своему труду, зависящее от его общей

культуры, владения универсальными знаниями, а также ориентации на новую парадигму вузовского образования, включающей в себя переход к многовариантной системе образования, реализацию личностноориентированного образования, использование рынка образовательных услуг, системного подхода в инновационных процессах и др.

В целом наука подходит к тому, что целостная личность преподавателя вуза является основным фактором роста его профессиональной культуры (Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев, М.М. Поташник, М.Н. Скаткин).

Преподаватель вуза - прежде всего представитель определенной культуры, ее служитель, деятель, создатель; поскольку наука составляет стержень современной культуры, то преподаватель одновременно -человек высокого уровня воспитанности и как таковой обладает ведущими свойствами современного человека: гражданственностью,

гуманистичностью, демократичностью, трудолюбием. В качестве ученого-мыслителя, представителя науки он является мастером-профессионалом своего дела, методистом, организатором, эрудитом. Как коллеге, преподавателю вуза свойственны коллегиальность, опытность, принципиальность, самокритичность и требовательность к себе.

Высшее образование служит обновлению культуры, поэтому так важны качества личности преподавателя как инноватора: чувство нового, восприимчивость к новому, способность к творчеству, потребность в обновлении своего дела в целом.

Все блоки личностных характеристик преподавателя вуза выходят на одни и те же интегративные качества, которые и выступают основными объектами анализа и оценки его преподавательской деятельности.

Ответственность - основной интегративный показатель мастерства преподавателя вуза. В нем проявляются и концентрируются все качества личности. Гражданственность проецируется на ответственность через законопослушание, умение анализировать и принимать чужие позиции, точки зрения (демократичность), думать о будущем своего народа (гуманизм), проявлять готовность своим трудом служить обществу (трудолюбие). Этическое кредо человека культуры: человек в такой мере гражданин, в какой он ответственен перед обществом за свой труд, кроме того, он представитель культуры в такой мере, в какой создает ее своими усилиями для своего отечества и истории.

Ответственность содержит следующие показатели ее сформированности:

- честное, добросовестное выполнение служебного и гражданского

долга;

- исполнительность в выполнении законов, устава вуза, директив, реализации служебных прав и обязанностей;

- самостоятельность в преподавательской деятельности и научной работе, способность ставить перед собой посильные задачи и добиваться их решения;

- инициативность в совершенствовании вузовского обучения и своего профессионального роста;

- умение подчиняться решению большинства, даже при несогласии с ним, но при этом готовность изменить это решение демократическим путем;

- самоконтроль и самодисциплина на службе, требовательность к себе и другим.

Ответственность акцентирует все свойства и качества ученого. Благодаря ей он отвечает за развитие науки, прогресс культуры, нравственное использование научных открытий. Поэтому ведущей чертой ученого является его ориентация на связь теории и практики и общественный прогресс.

Несомненна связь всех характеристик преподавателя вуза с ответственностью. Это качество проявляется в служении делу, высоком профессионализме, требовательности к себе, трудовой дисциплине и самодисциплине. Таким образом, ответственность есть реальное проявление всех качественных характеристик преподавателя вуза.

Профессиональная компетентность - следующий критерий, характеризующий преподавателя вуза. Как гражданин, человек он служит обществу и делу, которому отдает себя, свой опыт и способности. Как мастер своего дела он, несомненно, должен разбираться в преподаваемой науке, педагогике и психологии обучения и воспитания. Он возвышает до эталона, образца будущую профессию студентов, активизирует их учебную и иную деятельность как организатор. Как ученый он проявляет достаточную информированность по своему учебному предмету, организует сам исследовательскую деятельность студентов. Он же является экспериментатором и новатором, когда совершенствует методику вузовского обучения, осваивает новые дидактические технологии. Таким образом, профессиональная компетентность преподавателя вуза реализует все его качества как человека, мастера своего дела, ученого-мыслителя, новатора.

Профессиональная компетентность - базовая качественная характеристика преподавателя вуза. Ее показателями выступают:

- четкое видение ориентиров обучения (эталон специалиста, задачи его достижения, профессиограмма, последовательность формирования профессиональных знаний, умений, навыков и др.);

- проявление образца профессионализма в своем деле (эталон человека и специалиста для студентов на их пути к профессиональному мастерству);

- мотивировка и организация эффективной деятельности студентов (выступает в качестве "дирижера", "тренера", "советника");

- знание и применение новых вузовских технологий обучения, максимально адаптируемых к своему опыту и специфике предмета;

- ориентация на связь теории и практики в интересах развития активной профессиональной позиции и действенного мышления у будущих специалистов;

- обеспечение обратной связи в обучении через различные виды контроля и самоконтроля.

Все признаки профессиональной компетентности проявляются в таком показателе, как исследовательская направленность учебной деятельности преподавателя, включающая непрерывную педагогическую диагностику, научный анализ результатов обучения и осуществление необходимой педагогической коррекции.

Потребность в профессиональном самосовершенствовании -неотъемлемая характеристика человека культуры, науки, служителя своего дела, профессионала высшего уровня. Преподаватель вуза должен успевать за быстротекущим временем, соизмерять свою деятельность с развитием науки, культуры, обязан расти вместе с духовным ростом современной молодежи, причем расти быстрее своих учеников.

Готовность и потребность во взаимопонимании и сотрудничестве -также важнейшие критерии мастерства преподавателя вуза. Психология и педагогика высшего образования четко сформулировала основные постулаты эффективности работы преподавателя: наличие социальной цели, научной организации труда преподавателей и студентов, единые педагогические позиции и требования в коллективе вуза, кафедры, единый стиль общения, выполнения всеми преподавателями и студентами устава вуза, прав и обязанностей. При этом важно, чтобы каждый преподаватель вуза проявлял добрую волю, желание сотрудничать с коллегами, помогать друг другу, искать новое и радоваться успехам других. Данные критерии включают:

- самокритичность, объективная самооценка личных качеств и результатов своей деятельности;

- требовательность к себе как профессионалу и человеку;

- чувство нового, способность определить направленность совершенствования своего труда, создать новую концепцию обучения;

- сформированность "Я-концепции" преподавателя вуза;

- самоисследование своего труда и творческое отношение к нему;

- умение работать над собой в различных областях деятельности.

Способность реализовывать условия роста профессионального

мастерства преподавателя вуза, которые в той или иной мере существуют в конкретных учебных заведениях, но их реализация зависит не столько от

администрации, научной и учебной части, сколько от того, как активно сам преподаватель-мастер, профессионал использует имеющиеся условия.

Готовность и потребность в сотрудничестве характеризуется такими признаками:

- знанием психологии и особенностей своих коллег по работе;

- умением вести дискуссии, вырабатывать общие позиции в общем

деле;

- пониманием, применением, реализацией полезных для дела чужих инициатив и предложений;

- способностью искать, находить и использовать сторонников в задуманном деле;

- умением использовать опыт и способности своих коллег для решения задач обучения и воспитания студентов;

- критикой оценки их личности и результатов их работы.

Активная реализация имеющихся условий для своего

профессионального роста проявляется в следующих признаках:

- постоянные занятия преподавателя самообразованием;

- участие в конференциях, симпозиумах по вузовской психологии и педагогике;

- выступления на методологических семинарах, курсах повышения квалификации, встречи с работниками образования;

- выступления на кафедрах по совершенствованию обучения и воспитания студентов;

- публикация статей о методике преподавания в вузе;

- методические рекомендации студентам по самостоятельной

работе;

- создание методических рекомендаций для студентов по их активизации и творчеству.

Таким образом, вычленяются основные объекты научного анализа учебной деятельности преподавателя вуза, которые реально охватывают всю объемную совокупность требований к специалисту и как к члену общества, и как к ученому, и как к профессионалу, обучающему студентов, и как к творцу нового в своем деле.

На базе разработанного подхода была создана программа диагностики и карта-характеристика личности преподавателя вуза, основывающаяся на выделенных выше критериях качества труда преподавателя вуза. Это предельно важно при аттестации кадров, проведении конкурсов на замещение вакантных должностей, присвоении ученых званий преподавателя, ассистента, доцента и профессора.

Указанные критерии и показатели, их проявления в реальной практике служат основанием для создания системы анализа профессионального уровня преподавательских кадров. Она включает в

себя:

- Карты профессиональной самооценки преподавателя, в которых сами работники вуза отмечают критерии и показатели, устойчиво проявляющиеся в их деятельности. На основе анализа полученных данных, обработанных стандартными методиками, составляется план работы кафедры по совершенствованию профессионального мастерства преподавателей. Данные от кафедр научная часть обобщает в виде характеристики о профессиональном мастерстве педагогических кадров в вузе, что служит основанием для создания планов работы с кадрами данного вуза на перспективу в течение, как правило, трех лет (на более длительный срок планы обычно не реализуются из-за сменности состава, новых подходов к профессиональному образованию, его реформированию).

- Стандартные оценки профессионального мастерства членов кафедры. Они предполагают два варианта: по ведущему признаку каждого из вышерассмотренных критериев или по взаимным оценкам членов кафедры по ним же, после чего ведущие члены кафедры отмечают наличие или отставание каждого из показателей.

- Психологические тесты для преподавателей по вопросам профессиональной культуры, где ответы преподавателей характеризуют их позицию и установки.

Таким образом, состояние уровня подготовки преподавательского состава вузов настоятельно требует новых подходов в деле повышения его педагогического мастерства. Очевидно, что в учебных заведениях потребуется переход от эпизодического влияния на деятельность преподавателей к их планомерной непрерывной учебе, моральнопсихологическому и воспитательному воздействию.

Педагогическая подготовка части преподавателей организована на базе курсов получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» в Тульском государственном университете. Рассматриваемая модель реализации программы дополнительного образования, в основу которой положена имеющаяся профессиональная подготовка, предполагается, что базовыми знаниями являются знания, подкрепленные дипломом о высшем специальном образовании, а психолого-педагогические знания формируются как инструмент, обеспечивающий эффективность учебно-воспитательного процесса в вузе.

Анализ структуры учебного плана, принятого для реализации в ТулГУ по программе дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» позволяет выделить следующие направления подготовки:

• структуризация модели представления профессиональных знаний в предметной области конкретной учебной дисциплины;

• оснащение этой дисциплины учебно-методическими материалами, обеспечивающими выполнение текущих и перспективных требований к знаниям, умениям и навыкам зафиксированных для дисциплины в нормативных документах;

• разработка педагогической технологии обучения курсантов конкретной дисциплине, базирующейся на опыте накопленном слушателями и системе психолого-педагогических рекомендаций, формируемых для этих целей преподавателями курсов, осуществляющими подготовку по программе дополнительной квалификации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• освоение нормативно-правовых основ деятельности преподавателя по всему спектру вопросов учебно-воспитательного процесса в вузе;

• получение знаний и приобретение опыта, необходимых для профессионализации публичных аспектов деятельности в ходе реализации учебно-воспитательного процесса;

• формирование перспективного направления научнометодических исследований на основе личностной ориентации слушателей на научно-педагогическую деятельность в качестве преподавателя вуза.

Профессиональная компетенция слушателей требует специальной формы представления их знаний в предметной области конкретной учебной дисциплины. В рамках деятельностного подхода в качестве такой формы можно предложить модель ориентировочной основы деятельности [1] обучающихся по достижению упорядоченной системы учебных целей.

Использование средств компьютерной разработки, сопровождения и совершенствования в виде ориентировочной основы деятельности позволяет создавать модели представления знаний, которые удовлетворяют критерию, лежащему в основе CALS-технологий -обеспечить сопровождение учебно-методического оснащения учебной дисциплины на всем протяжении ее жизненного цикла.

Решение вопроса об эффективной организации и реализации учебно-воспитательного процесса на кафедре требует участия специалистов по педагогике и психологии высшей школы. Но это не означает, что соответствующие фундаментальные знания не могут быть использованы, ибо огромное количество психолого-педагогических проблем невозможно решить, не опираясь на достижения упомянутых выше наук. В выпускной квалификационной работе (ВКР) один из разделов содержит постановку актуальных психолого-педагогических проблем по тематике высшей профессиональной школы. Полученные результаты ВКР должны стать основой для модернизации и

совершенствования отдельных аспектов известных на сегодня педагогических технологий и найти свое применение в практике осуществления обучения по преподаваемой дисциплине.

Особо хотелось бы отметить необходимость повышения квалификации слушателя в области публичного предъявления его знаний. Здесь существенно не только владение ораторскими навыками, но, может быть, и известный опыт актерского мастерства, в том числе в целях достижения четко осознаваемых эффектов общения с аудиторией студентов.

Все перечисленное выше может войти в содержание выпускной квалификационной работы, которая должна приобрести характер «заявки» слушателя на сформированность его иерархии целей и точки зрения на научно-методическое направление будущих исследований в качестве преподавателя высшей школы в условиях конкретной кафедры вуза.

Защита такого направления перед государственной аттестационной комиссией и должна определять компетентность новых преподавателей.

Список литературы

1.Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства: учебное

пособие. М., 2004,

2.Бардовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицин С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПб. 2001.

3. Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. № 5. С. 33-37.

4.Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М., 2000.

5. Педагогика: учебник / под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1999.

I. V. Kovalenko

THE MODERN STATE AND THE PROSPECTIVES OF THE SUSTEM OF UNIVERSITY TEACHERS’ TRAINING DEVELOPMENT

The role and responsibility of teachers are revealed through the improvement of the quality of university education.

Key words: professionalism, qualification, pedagogical skill, pedagogical background, professionally oriented competence.

Получено 2.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.