Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации'

Современное состояние и перспективы обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
499
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Нива Поволжья
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алтухов Анатолий Тванович

Дана оценка продовольственной безопасности страны, выявлены тенденции ее изменения и рассмотрены основные направления ее обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации»

УДК 338.22(470)

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. И. Алтухов, доктор экон. наук, профессор, член-корреспондент РАСХН, академик-секретарь Россельхозакадемии

Российская академия сельскохозяйственных наук, т. 84991247555

Дана оценка продовольственной безопасности страны, выявлены тенденции ее изменения и рассмотрены основные направления ее обеспечения.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, сельское хозяйство, продовольственная независимость, сельскохозяйственная продукция.

Согласно Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 30 января 2010 г., продовольственная безопасность является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышения качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства и наличие необходимых резервов и запасов продовольствия [1]. Поэтому продовольственная безопасность - это состояние экономики страны, при котором обеспечивается ее продовольственная независимость, гарантируется физическая и экономическая доступность пищевых продуктов для каждого гражданина, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни. В этой связи продовольственную независимость можно характеризовать как устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов [3, 4, 5].

Для оценки состояния продовольственной безопасности Российской Федерации в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в об-

щем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении:

- зерна и картофеля - не менее 95 %;

- молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) - не менее 90 %;

- мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо), соли пищевой - не менее 85 %;

- сахара, растительного масла, рыбной продукции - не менее 80 %.

Чтобы достигнуть таких пороговых значений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, предстоит решить четыре основные задачи по ее обеспечению:

- своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов;

- устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;

- достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;

- обеспечение безопасности пищевых продуктов.

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации ориентирована на достижение независимости страны в продовольственной сфере, что в полной

мере соответствует ее национальным интересам, сложившимся тенденциям формирования мировых продовольственных ресурсов, практике многих государств, а также рекомендациям международных организаций, международных саммитов и региональных соглашений [7]. При этом агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются ведущими систематизирующими сферами экономики страны, формирующими развитой агропродовольственный рынок и обеспечивающими продовольственную безопасность страны. Несмотря на продолжающееся относительное сокращение доли в макроэкономических показателях, их роль в экономике и обеспечении страны продовольствием будет возрастать, что определяется:

во-первых, абсолютной незаменимостью самого продовольствия в удовлетворении наиболее важных жизненных потребностей населения и необходимостью обеспечения продовольственной независимости государства, долей продовольственных товаров на потребительском рынке, составляющей около 45 %, удельным весом расходов населения на продовольствие в общем их объеме, превышающем 30 %, а в группах с низкими доходами -достигающем 60 %;

во-вторых, мультипликативным воздействием на большинство других видов экономической деятельности, а также влиянием на динамику цен на продовольственные товары, инфляцию, жизненный уровень населения;

в-третьих, важностью сельского хозяйства как базовой отрасли сельских территорий, сферы жизни для 27 % населения, сохранения территориальной целостности государства;

в-четвертых, возрастающим значением в формировании экспортного потенциала страны.

Главной задачей агропромышленного комплекса и его базовой отрасли - сельского хозяйства является обеспечение в полном объеме населения высококачественным отечественным продовольствием и наращивание экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции, создание необходимых условий для повышения занятости и доходов сельского населения, устойчивого развития сельских территорий. Однако пока значительный аграрный потенциал страны используется малоэффективно. Несмотря на принятие ряда мер по государственной поддержке прежде всего сельского хозяйства, среднегодовые темпы

роста производства его валовой продукции за 2001-2010 гг. составили лишь 1,7 %, что во много раз ниже темпов увеличения импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Мировой финансовый и экономический кризис, начавшийся в 2008 г., негативно отразился на инвестиционном климате в экономике страны и соответственно - агропромышленном комплексе, финансовой устойчивости сельского хозяйства, вызвал тенденцию к снижению уровня его рентабельности, росту закредитованности сельскохозяйственных организаций. Большая часть сельскохозяйственных товаропроизводителей не располагает финансовыми ресурсами не только для расширенного, но и простого воспроизводства. Их задолженность по кредитам и займам превышает годовую выручку от реализации сельскохозяйственной продукции более чем в полтора раза, а по отношению к прибыли - почти в 20 раз, что ставит сельское хозяйство на грань банкротства.

Главная проблема, обусловливающая многие существующие негативные тенденции в развитии сельского хозяйства, связана с низкой его доходностью, вследствие чего большинство сельскохозяйственных товаропроизводителей неспособны использовать научно-технические достижения для повышения эффективности и конкурентоспособности производимой ими продукции. Отрицательно сказывается также несовершенство экономического механизма хозяйствования. Он сложен, непрозрачен, неустойчив и часто непонятен сельскохозяйственным товаропроизводителям. Многие его элементы не обеспечивают устойчивое развитие отрасли, сокращение импорта продовольственных товаров, который превысил почти вдвое пороговую величину, а его объем практически соответствует объему выручки от реализации продукции растениеводства и животноводства сельскохозяйственными организациями в 2010 г., составившему 922,9 млрд. руб.

В 2010 г. финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций были наихудшими за все три года реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы (далее - Государственная программа), если судить по количеству убыточных организаций, объему их прибыли и уровню рентабельности (табл. 1). Например, прибыль сельскохозяйственных организаций, по данным бухгалтерской отчетности

Нива Поволжья № 4 (21) ноябрь 2011 5

Таблица 1

Финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций

Российской Федерации

Показатель Год

2008 2009 2010

Удельный вес убыточных сельскохозяйственных организаций, % 21,7 27,9 29,0

Прибыль до налогообложения, млрд. руб. 117,4 83,6 82,2

Субсидии из бюджетов всех уровней, млрд. руб. 99,7 112,0 135,3

Прибыль (убыток) без субсидий, млрд. руб. 17,7 -28,4 -53,1

Рентабельность, включая субсидии, % 15,3 9,7 8,6

Рентабельность(убыточность) без субсидий,% 2,3 -3,3 -5,6

Минсельхоза России, составила 82,2 млрд. руб., а рентабельность их деятельности по сравнению с 2009 г. снизилась с 9,7 до 8,6 %. Без субсидий сельскохозяйственное производство, как и в 2009 г., было бы убыточным соответственно на уровне -3,3 и -5,6 %.

Несмотря на принятие в последние годы более активных мер по развитию сельского хозяйства, выделение его в качестве приоритетной отрасли, все же не удалось коренным образом улучшить его экономическое положение. Более того, макроэкономические показатели сельского хозяйства неуклонно ухудшались: сокращался его удельный вес в валовой добавленной стоимости, сальдированном финансовом результате, общих инвестициях в основной капитал, структуре расходов консолидированного бюджета (табл. 2). При таких условиях принимаемые государством меры не снижают угрозу продовольственной безопасности страны, поскольку главным условием ее преодоления является реальное обеспечение приоритетного развития сельского хозяйства и осуществление на этой основе его модернизации и перехода на инновационно-инвестиционный путь развития.

В целом экономическое положение в сельском хозяйстве остается сложным и

противоречивым. С одной стороны, имеются положительные результаты последних лет, которые создали определенную основу для дальнейшего развития отрасли, обеспечения страны собственным продовольствием, с другой - ведение сельского хозяйства по-прежнему происходит в условиях его недофинансирования, низкой доходности сельскохозяйственного производства, вследствие чего основная часть сельскохозяйственных товаропроизводителей неспособна использовать научно-технические достижения для повышения эффективности и конкурентоспособности производимой ими продукции. Существенно усугубляет ситуацию в сельском хозяйстве сохраняющаяся его значительная зависимость от погодных условий. Так, в 2010 г. сильнейшая засуха охватила 43 региона и свыше 25 тыс. хозяйств. Сельскохозяйственные культуры погибли на 30 % посевных площадей регионов, пострадавших от засухи, и на 17 % всей посевной площади страны. Засуха нанесла прямой ущерб сельскому хозяйству в объеме почти 42 млрд. руб., значительно подорвав его экономический потенциал (особенно в регионах Приволжского и Центрального федеральных округов), негативно отразилась на уровне ряда макроэкономических показателей, балансе экспорта и импорта сель-

Таблица 2

Удельный вес сельского хозяйства в экономике Российской Федерации, %

Показатель Год

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Валовая добавленная стоимость по видам экономич. деятельности (в текущих ценах) 5,7 5,2 4,8 4,7 4,2 4,5 3,8

Сальдированный финансовый результат 1,4 0,9 0,8 1,6 2,2 1,4 1,2

Инвестиции в основной капитал 4,1 3,9 4,8 5,0 4,4 4,0 3,0

Структура расходов консолидированного бюджета 1,7 1,1 1,3 1,3 1,7 1,7 1,5

Индексы (справочно), в % к предыдущему году:

- физического объема ВВП - 106,4 108,2 108,5 105,2 92,2 104,0

- производства продукции сельского хозяйства - 101,6 103,0 103,3 110,8 101,4 88,1

скохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

В 2010 г. сокращение производства отечественной сельскохозяйственной продукции на 11,9 процентных пункта по сравнению с 2009 г. и вынужденный запрет на экспорт зерна при росте цен на импортные продовольственные товары привели к увеличению импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Его объем достиг наивысшего значения за все годы рыночных преобразований, составив 36,4 млрд. долл. США против 30,0 млрд. долл. в 2009 г. и 35,2 млрд. долл. в 2008 г.

Отрицательное сальдо экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на агропродовольст-венном рынке равнялось соответственно 27,7 млрд. долл., 20,0 млрд. и 25,9 млрд. долл. Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства в 2010 г. был наименьшим за трехлетний период реализации Государственной программы вследствие сокращения экспорта зерна, составившего 13,9 млн. т (при целевом показателе Государственной программы 14 млн. т), что ниже уровня 2009 г. на 7,9 млн. т.

В 2010 г. по сравнению с 2009 г. значительно возросли физические объемы импорта молока и сливок сгущенных (на 83,1 %), масла подсолнечного (в 2,6 раза), сахара-сырца (в 1,7 раза). Существенный прирост стоимости импорта произошел за счет повышения средних контрактных цен практически на все продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье для их производства, которые, например, на мясо птицы свежее и мороженое возросли на 19,6 %, свинину свежую и мороженую -на 4,0 %.

В 2010 г. снижение производства молока частично компенсировалось импортом молочных продуктов, что не позволило обеспечить долю российского производст-

ва в формировании общих ресурсов молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко), предусмотренную Государственной программой, она оказалась ниже на 3,5 процентных пунктов. В целом удельный вес российских продовольственных товаров в объеме товарных ресурсов розничной торговли продовольственными товарами составил 66,0 % (табл. 3).

Поэтому легко представить, к каким тяжелым и непредсказуемым последствиям для страны могут привести сбои в снабжении или перекрытии по тем или иным причинам каналов обеспечения населения импортным, хотя часто и низкокачественным, продовольствием. Если судить об уровне производства и потребления отечественных пищевых продуктов и исходить из соотношения собственного производства и импортного продовольствия, то страна по-прежнему стоит перед фактом если не растущей, но сохраняющейся угрозы обеспечению продовольственной безопасности, даже несмотря на отдельные положительные моменты, связанные прежде всего с увеличением производства мяса птицы и свинины, сахарной свеклы, семян подсолнечника, овощей и яиц [6, 7].

Российская Федерация, располагая одним из самых крупных аграрных потенциалов в мире, не только может полностью обеспечить себя всеми основными видами продовольствия, но в условиях их хронического недостатка, продолжающегося глобального продовольственного кризиса, а также роста количества голодающего населения, удорожания пищевых продуктов и ограниченности производственных ресурсов в мире имеет возможность занять достойное место в международном разделении труда в агропромышленном производстве. Однако для этого необходимо, чтобы прежде всего сельское хозяйство как базовая отрасль агропромышленного комплекса стала наукоемким и высокотехнологич-

Таблица 3

Удельный вес российского производства в формировании основных видов

пищевых продуктов, %

Показатель Год

2008 2009 2010

Удельный вес российских продовольственных товаров в объеме товарных ресурсов розничной торговли продовольственными товарами 67,0 67,0 66,0

Удельный вес отечественного производства в формировании ресурсов:

мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) 61,2 64,7 67,3

молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) 77,8 78,2 76,4

Удельный вес сахара, произведенного из сахарной свеклы, в общем объеме производства сахара-песка 59,3 65,5 58,3

Нива Поволжья № 4 (21) ноябрь 2011 7

ным сектором экономики. Это позволит решить главные цели и задачи, стоящие перед АПК, связанные с обеспечением продовольственной независимости страны, достижением достаточного уровня доходности сельскохозяйственного производства, осуществлением его модернизации и переводом на инновационно-инвестиционную модель развития, реализацией системы мер по устойчивому функционированию сельских территорий. Этому во многом будет способствовать и разрабатываемая Минсельхозом России и Россельхозакаде-мией Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

Проект новой Государственной программы определяет основные цели, задачи и способы обеспечения динамичного развития агропромышленного комплекса и социальной сферы сельских территорий, исходя из необходимости роста благосостояния населения страны, выравнивания его уровня у сельских жителей со среднероссийскими показателями, сохранения и улучшения природной среды в сельских территориях, повышения продовольственной независимости страны в соответствии с параметрами, заданными Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, укрепления позиций страны в международном разделении труда. Он учитывает сложившиеся в последние годы позитивные и негативные изменения в макроэкономической политике и социально-экономическом положении аграрной сферы, усиление воздействия на нее процесс-сов, происходящих на мировом агропродо-вольственном рынке и его продуктовых сегментах, а также ситуацию, которая возникла в экономике страны в связи с мировыми продовольственным, финансовым и экономическим кризисами, природными аномалиями, развитием интеграционных процессов на пространстве СНГ и предстоящим вступлением России в ВТО.

Переход отечественного агропромышленного комплекса на инновационно-инвестиционный путь развития должен предусматривать реализацию системы мер, направленных на повышение его эффективности и конкурентоспособности, социального развития сельских территорий, учет новых рисков и угроз, возникающих в связи с усилением конкуренции на внутреннем и внешнем агропродовольственных рынках, возрастающей экспансией на мировом агропродовольственном рынке ведущих стран-экспортеров сельскохозяйст-

венной продукции, сырья и продовольствия, которые имеют значительные преимущества условий функционирования сельского хозяйства по сравнению с его возможностями в России за счет:

- значительно более высокого уровня государственной поддержки, защиты устойчивого функционирования фермерских хозяйств и соответственно соотношения их доходов с другими сферами деятельности;

- многократно более высокой технической оснащенности массового сельскохозяйственного производства, позволяющей широко использовать достижения научно-технического прогресса;

- широкого развития кооперации как наиболее понятного механизма обеспечения доступности фермерских хозяйств к рынку и получения на нем более справедливой для них доли доходов;

- развития различных форм объединений фермеров, представляющих и отстаивающих их права и экономические интересы на всех уровнях государственной власти и бизнеса;

- надежного и высокого уровня обеспечения фермерских хозяйств всеми видами производственных услуг по доступным для них ценам и тарифам.

Проект новой Государственной программы предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, сфер деятельности агропромышленного комплекса при одновременном выделении приоритетов двух уровней: неотложного и поэтапного. При этом, по расчетам ученых ВНИИЭСХ, среднегодовой темп роста валовой продукции сельского хозяйства в период до 2020 г. должен составить не менее 2,4... 2,5 %, а в 2020 г. ее объем вырастет по отношению к 2009 г. примерно в 1,3 раза. Производство пищевых продуктов предстоит увеличить в 1,6.1,7 раза при среднегодовом темпе прироста 4,3.5,0 %.

Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству их видов позволяют (с учетом допустимого импорта) обеспечить питание населения страны по рациональным нормам (кроме плодов и фруктов) и таким образом решить основные задачи, определенные Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации. В противном случае провозглашенная Доктрина продовольственной безопасности, представляющая собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной

безопасности, останется лишь пожеланием федеральным и региональным органам государственной власти.

Литература

1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 30 января 2010 г. // Правовая система Гарант

2. Алтухов, А. И. Зерновое производство и продовольственная безопасность России / А. И. Алтухов // АПК: экономика, управление. - 2009. - № 1. - С. 3-12.

3. Алтухов, А. И. Национальная продовольственная безопасность: проблемы и

пути их решения / А. И. Алтухов. - М.: ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2006. - 159 с.

4. Алтухов, А. И. Обеспечение продовольственной безопасности России: основные задачи и пути решения / А. И. Алтухов // Мир агробизнеса. - 2010. - № 1. - С. 11-13.

5. Алтухов, А. И. Продовольственная безопасность страны и ее оценка / А. И. Алтухов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. -№ 5. - С. 1-4.

6. Концептуальные основы обеспечения продовольственной безопасности России. - М.: ГНУ ВНИИЭСХ, 2008. - 176 с.

7. Продовольственная безопасность России. - М.: ГНУ ВНИИЭСХ, 2008. - 180 с.

Нива Поволжья № 4 (21) ноябрь 2011 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.