Научная статья на тему 'Современное состояние и основные проблемы нефтеперерабатывающей промышленности Оренбуржья'

Современное состояние и основные проблемы нефтеперерабатывающей промышленности Оренбуржья Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
549
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и основные проблемы нефтеперерабатывающей промышленности Оренбуржья»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ОРЕНБУРЖЬЯ

Богданов А.А.

ОАО «Орскнефтеоргсинтез» г. Орск, Россия Богданова В.С.

ОГТИ (филиал ОГУ) г. Орск, Россия

Нефть и ее переработка - базовый сектор экономики региона. Нефтеперерабатывающая промышленность Оренбуржья представлена такими крупными предприятиями, как: ОАО «Орскнефтеоргсинтез» и ОАО «Нефтемаслозавод». Предприятия нефтепереработки ежегодно изготавливают более 4 млн. тонн нефтепродуктов. Однако следует

отметить, что сегмент нефтепереработки развит недостаточно. Возведенные еще в СССР заводы строились, исходя из несравнимо меньшего, чем сейчас, числа автотранспорта. А сам процесс нефтеперегонки предполагал производство бензина более низкого качества. Степень износа вышеперечисленных предприятий составляет 60%, а загрузка составляет менее 78%. За последние 10 лет глубина переработки не выросла и составляет 65-68%.

О том, что российская нефтеперерабатывающая отрасль нуждается в строительстве новых мощностей, говорит и президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль. «НПЗ в России старые, с низким коэффициентом нефтепереработки, а новые заводы в стране не вводились в течение 30 лет», - сказал Г. Шмаль. Так, Орский НПЗ построен еще в 1935 г. Не намного моложе его нефтемаслозавод, переброшенный в Оренбург в 1941 г. Хотелось бы особо подчеркнуть то, что

инвестиции в нефтепереработку ниже, чем в нефтедобычу, объемы переработки растут значительно медленнее добычи. Внутренние цены сопоставимы с ценами в Европе и США, но наши компании не заинтересованы в развитии нефтепереработки. Это связано с высокими инвестиционными рисками, низким качеством производимых нефтепродуктов (за исключением некоторых масел и дизтоплива) и высокими транспортными расходами.

Таким образом, основными недостатками региональных нефтеперерабатывающих предприятий являются:

- низкая глубина переработки нефти (менее 68 % против 85-95 % на НПЗ развитых стран);

- низкая загрузка производственных мощностей - около 78 % (при мощности Орского НПЗ - 6,6 млн.т/г перерабатывается чуть более 5 млн.т/г);

- значительный износ основных фондов (около 60 %);

- невысокое качество основных видов нефтепродуктов (особенно по экологическим характеристикам), что делает их неконкурентоспособными на мировом рынке;

- низкая доля нефтяного сырья, используемого для получения продуктов нефтехимии (менее 3% против 6-7,5% в развитых странах и Китае);

- отставание в уровне эффективности катализаторов ведущих каталитических процессов: гидроочистки, каталитического риформинга, изомеризации дистиллятов и др.;

- неразвитая система нефтепродуктопроводов.

Создавшаяся ситуация обусловлена всей историей развития нефтепереработки в СССР, а затем - в России. В советские годы основным приоритетом являлось наращивание объёмов добычи нефти, и вслед за ним на НПЗ сооружались установки первичной перегонки с дополнением в виде установок каталитического риформинга бензина и неглубокой гидроочистки дизельного топлива. Вторичным, углубляющим процессам уделялось значительно меньше внимания и средств. В 60-80 гг. в отрасли был создан значительный производственный потенциал, однако он был ориентирован на цели командно-административной распределительной системы. Экономические реформы и структурная перестройка экономики страны в 90-е годы особенно болезненно сказалась на нефтехимической промышленности [11]. Реальный потребительский спрос, конкуренция на мировом рынке потребовали переориентации производственного потенциала, что в условиях дефицита инвестиций привело к резкому снижению использования производственных мощностей и падению объемов производства. Отсюда -такие факты.

Оренбургский нефтемаслозавод и орский нефтеперерабатывающий завод отличаются низким уровнем конверсии нефтяного сырья в более ценные продукты переработки (существенно уступают показателям нефтепереработки в промышленно развитых странах мира), а доля выработки топочного мазута наиболее высока. Из-за низкой глубины переработки орский НПЗ загружен мене чем на 78%, в то время, как для мировой нефтепереработки сегодня из-за огромного спроса и высоких цен на нефтепродукты характерна загрузка близкая к 100%. Существенное отличие в отношении к переработке в крупнейших зарубежных нефтедобывающих компаниях мира видно из данных, приведенных в таблице 1. Если в 2010 г. четыре крупнейшие западные нефтедобывающие компании переработали больше нефти, чем сами добыли, то вертикально-интегрированная структура ОАО НК «РуссНефть» (до 2011 г. - фактически являлась собственником двух нефтехимических предприятий Оренбуржья) переработала гораздо меньше нефти, чем объем ее добычи.

Таблица 1 - Объем переработки нефти крупнейшими нефтегазовыми компаниями мира в 2010 г.

Компания Добыча, млн.т Переработка, млн.т Добыча / переработка

ExxonMobile (США) 121 282 0,43

Shell (Нидерланды) 111 159 0,70

BP (Великобритания) 95 158 0,60

ConocoPhillips (США) 45 130 0,35

РуссНефть (Россия) 13 5 2,60

Таким образом, можно сделать вывод, что если на Западе компании стремятся заработать на нефтепереработке как можно больше и поэтому докупают нефть на стороне, то российские компании вынуждены в основном ориентироваться на экспорт сырой нефти, поскольку качество их нефтепродуктов (за редким исключением) таково, что его трудно продать за рубеж.

Значительную долю вырабатываемых нефтепродуктов в нашей области составляют устаревшие марки топлив, качество которых не отвечает современному мировому уровню. В продукции орского НПЗ все еще велика доля мазута, которого в 2010 г. было произведено 1,935 млн. т, т.е. более чем в два раза больше, чем автобензинов (рисунок 1).

Невысокое качество выпускаемых нефтепродуктов обусловлено отсталой структурой нефтепереработки, в которой низка не только доля деструктивных углубляющих процессов, но и вторичных процессов,

2008 [. 2009 [. 2010 [.

Рисунок 1 - Основные показатели нефтепереработки в Оренбургской области, тыс. т.

Экспорт оренбургской нефтехимической продукции составляют главным образом относительно дешевые нефтепродукты, в том числе: дизельное топливо низкого в сравнении с европейскими требованиями

качества по содержанию серы, а также топочный мазут, базовые масла. Доля товарных нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью крайне мала.

Значительной проблемой нефтеперерабатывающей промышленности региона является высокая степень износа основных фондов, составляющая до 60%, а также использование устаревших энергоемких и экономически несовершенных технологий. В результате региональная нефтепереработка характеризуется высоким уровнем энергопотребления (удельный расход энергоресурсов в 2-3 раза превышает зарубежные аналоги), что негативно отражается на экономической эффективности отрасли. Кроме того, территориально нефтеперерабатывающие предприятия региона расположены в глубине страны, вдали от морских экспортных перевалочных баз, что существенно снижает эффективность экспорта нефтепродуктов.

Однако, в последнее время наметилась тенденция к улучшению состояния нефтеперерабатывающей промышленности. Характерными признаками положительных сдвигов являются: существенное увеличение инвестиций в нефтепереработку, некоторый рост объемов переработки нефти (так если в 2008г. на предприятиях области было переработано 4,9 млн.т, то в 2010 - уже более 5 млн.т.), постепенное улучшение качества выпускаемых моторных топлив за счет отказа от производства этилированных автобензинов, увеличение доли выпуска высокооктановых бензинов и экологически чистых дизельных топлив.

В последние годы номенклатура товарной продукции была расширена за счет выпуска светлых нефтепродуктов, однако технологическое развитие ограничивается реконструкцией и модернизацией отдельных установок без внесения принципиальных изменений в технологическую схему. Так, в 2010 году ОНОС переработал 5 млн. 133,2 тыс. тонн нефтяного сырья. Объем производства автобензинов составил 752,5 тыс. тонн (таблица 2). Доля производства высокооктанового бензина по сравнению с 2009 годом увеличилась на 5,1 %. Произведено 1 млн. 451 тыс. тонн дизельного топлива, более 62 тыс. тонн масел, 270 тыс. тонн РТ, более 82 тыс. тонн битума.

Таблица 2 - Объем выпускаемой продукции нефтеперерабатывающей промышленности Оренбуржья за 2008-2010 гг., тыс. т.

Вид выпускаемой продукции 2008 г. 2009 г. Темп роста (2009 / 2008) 2010 г. Темп роста (2009 / 2008)

Масла 135,1 65,4 0,48 62,6 0,96

Бензин 684,6 715,8 1,05 752,5 1,05

ДТ 1356,7 1414 1,04 1451 1,03

Мазут 1897,3 1910 1,01 1935 1,01

Перспективы в ОАО «Орскнефтеоргсинтез» и ОАО «Нефтемаслозавод» руководство предприятий связывает с капитальными вложениями, направленными, в первую очередь, на реконструкцию и техническое перевооружение производства: строительство новой, современной эстакады налива, которая решит вопросы оперативности и экологической безопасности; строительство установки изомеризации для улучшения качества бензинов; разработке новых и совершенствованию существующих смазочных материалов; расширение ассортимента и увеличение объема производства пластичных смазок. Задача заключается в том, чтобы, наращивая выпуск уже освоенных высококачественных бензинов и дизельного топлива, добиться повышения качества производимых масел, расширения ассортимента выпускаемой продукции. Согласно «стратегическому плану развития до 2018 г.» [1,2], выполненному специалистами ОАО НК «РуссНефть», основные цели модернизации направлены на:

- сохранение и расширение своих позиций на рынке сбыта моторных топлив в РФ;

- повышение объема производства в быстрорастущих сегментах высокооктанового регулярного и премиального бензина, снижение производства низкооктанового бензина;

- обеспечение соответствия качества моторных топлив требованиям существующих и перспективных нормативных документов;

- увеличение прибыли за счет конверсии мазута в моторные топлива.

Достижение поставленных целей запланировано в 2 этапа:

1. до 2013г. добиться соответствия качества моторного топлива требованиям Евро-3 в результате строительства блока разделения риформата, установки изомеризации, замены катализатора на установке гидроочистки дизельного топлива и реконструкция установок ЭЛОУ-АВТ, 22-4, АВТ-3;

2. с 2013 по 2018гг. добиться углубления переработки нефти и увеличения выхода светлых нефтепродуктов в результате строительства комплекса легкого гидрокрекинга, каталитического крекинга, установок алкилирования, коксования и МТБЭ, а также в результате реконструкции вакуумных колонн ЭЛОУ-АВТ-3.

Выполнение данных задач в целом существенно поднимет эффективность предприятий и их инвестиционную привлекательность. Однако, в настоящее время в отрасли в целом сохраняется целый ряд проблем, решению которых, на наш взгляд, могли бы способствовать следующие меры:

- принятие законодательства, ужесточающего требования к качеству выпускаемых нефтепродуктов (Евро-4,5);

- введение мер налогового стимулирования модернизации отрасли;

- усиление позиций ведущих отечественных проектных организаций за счет реорганизации рынка проектирования;

- создание крупной отечественной инжиниринговой компании по нефтепереработке и нефтехимии;

- создание условий для разработки и внедрения конкурентоспособных отечественных технологий, оборудования, катализаторов и присадок по принципу «наука-инновации-производство».

Необходимо уже сейчас перестраивать отношение к нефтепереработке -в неё необходимо вкладывать средства. Согласно основных положений стратегии развития нефтегазового комплекса (государственной программе «Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.») к 2015 г. и 2020 г. необходимо достичь глубины переработки нефти 80% и 85% соответственно [5]. Углубление переработки нефти - путь экономии этого невосполнимого стратегического ресурса. Чтобы решить данные задачи и обеспечить качество видов топлива и других нефтепродуктов на современном мировом уровне, требуется соорудить и модернизировать десятки технологических установок. Источниками финансирования предстоящих проектов станут амортизационные и заемные средства, лизинговые операции, доходы от экспорта нефтяного сырья (оба предприятия входят в состав вертикально-интегрированных структур). Другим приоритетным направлением должно стать изменение структуры комплекса в сторону увеличения перерабатывающего сектора. Экспорт первичных углеводородов должен быть в значительной части изменен в пользу экспорта продуктов переработки. Для успешного решения данной задачи необходимо:

1. разработать Государственную программу повышения качества моторных видов топлива и продуктов нефтепереработки. Провести оценку необходимых инвестиций для решения этой задачи;

2. разработать программу экспортозамещения сырой нефти на качественные нефтепродукты;

3. разработать стандарты и другую нормативную документации для производства и применения нефтепродуктов современного уровня качества;

4. разработать акцизные и налоговые мероприятия, направленные на поощрение производства качественных видов топлива и продуктов нефтехимии и препятствующие производству нефтепродуктов, не соответствующих уровню мирового качества;

5. внедрить высокоэффективные технологии переработки сырья.

В этой связи в ближайшее время потребуется ряд мер, к числу которых должны относиться организационные и экономические. Так, следует вводить новые стандарты и другие нормативные документы, чтобы ограничить возможности нефтепереработчиков производить виды топлива, не соответствующие современному уровню качества. С другой стороны, необходимо экономически стимулировать производство «экологически чистой» продукции, что сделает невыгодным выработку моторных видов топлива, не отвечающих современным требованиям. У нефтеперерабатывающих предприятий России отсутствуют стимулы для

производства как автобензинов, так и дизельных видов топлива с улучшенными экологическими характеристиками.

Организационной формой преобразования в нефтеперерабатывающем секторе Оренбуржья, по нашему мнению, должна стать инновационная политика, базирующаяся на инвестиционной привлекательности, ведь рыночные условия предъявляют определенные требования к окупаемости проектов. В дополнение к перечисленному выше, необходимо создание системы гарантий для инвесторов, системы инновационного финансирования, развитие новых форм взаимодействия производителя и потребителя (лизинг, лицензионные соглашения и др.) [4].

Следует отметить, что решающее значение, по мнению д.э.н., профессора ОГУ Ермаковой Ж.А. [3], имеют вопросы научно-технического, финансового и кадрового обеспечения. Естественной в рамках отдельной статьи невозможно перечислить все проблемы, стоящие на пути к инновационному и технологическому развитию нефтехимической отрасли региона, но именно дискуссия с оппонентами, со специалистами и практиками по этому вопросу позволит проложить направленный вектор эффективного развития.

Литература:

1. Годовая бухгалтерская и финансовая отчетность нефтеперерабатывающего предприятия ОАО «Орскнефтеоргсинтез» [электронный ресурс: http://www.ornpz.ru] (дата обращения 03.09.2011).

2. Годовая бухгалтерская и финансовая отчетность предприятий ОАО НК «РуссНефть» [электронный ресурс: http://www.russneft.ru] (дата обращения 01.09.2011).

3. Ермакова Ж.А. Топливно-энергетический комплекс Оренбургской области / Ж.А. Ермакова, А Н. Тарасов // Вестник ОГУ. - 2006. - № 6. - С. 79-84.

4. Ермакова Ж.А. Приоритеты и структура Концепции технологической модернизации регионального промышленного комплекса / Ж.А. Ермакова // Вестник ОГУ. - 2006. -№ 10. - С. 265-271.

5. Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2020г. (одобрены Правительством РФ, протокол № 39 от 23.11.00г.).

6. Федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика» на 2002-2005 гг. и на перспективу до 2020 г. (утверждена постановлением Правительства РФ от 17.11.01 № 796).

7. Нефть России [электронный ресурс: http://www.oilru.com] (дата обращения 02.09.2011).

8. Экономическая география промышленности Российской Федерации. - М., 2005. -С. 103.

9. Нефтяной вопрос России [электронный ресурс: http://derzava.com/statii/moshkov-neft.html] (дата обращения 03.09.2011).

10. Проблемы развития нефтепереработки в России [электронный ресурс: http://www.oilcapital.ru/edition/technik/archives/technik/technik_04_2006/96640/public/9666 2^ш1] (дата обращения 02.09.2011).

11. Хворов О.В. Управление производственными запасами в логистической системе предприятия химической промышленности: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / О.В. Хворов. - Саратов, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.