Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
939
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
Налоговая система / налоги / плоская шкала / бюджет / налогообложение / прогрессивная система / пропорциональная система. / Tax system / taxes / flat scale / budget / taxation / progressive system / proportional system.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антипов К.И., Бондаренко П.К.

Тема налоговой системы в России, действительно, является важной и актуальной. Ведь от выбранного направления и развития зависит уровень экономического потенциала государства. При рассмотрении данной темы необходимо выявить проблемы налоговой системы РФ и предложить пути разрешения. Верный курс развития налоговой системы позволит улучшить благосостояние граждан, проживающих в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Антипов К.И., Бондаренко П.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE AND CURRENT ISSUES OF THE DEVELOPMENT OF THE TAX SYSTEM OF RUSSIA

The topic of the tax system in Russia is really important and relevant. After all, the level of economic potential of the state depends on the chosen direction and development. When considering this topic, it is necessary to identify the problems of the tax system of the Russian Federation and suggest ways to solve them. The correct course of development of the tax system will improve the welfare of citizens living in the country.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

CURRENT STATE AND CURRENT ISSUES OF THE DEVELOPMENT OF THE

TAX SYSTEM OF RUSSIA

УДК 347.73

Антипов К.И., студент 3 курс, факультет "Очный юридический факультет" Российский государственный университет правосудия Россия, г. Москва Бондаренко П.К., студент 3 курс, факультет "Очный юридический факультет" Российский государственный университет правосудия Россия, г. Москва

Antipov K. I., pavelkonstantinovich2000@yandex.ru Bondarenko P. K., pavelkonstantinovich2000@yandex.ru

Аннотация

Тема налоговой системы в России, действительно, является важной и актуальной. Ведь от выбранного направления и развития зависит уровень экономического потенциала государства. При рассмотрении данной темы необходимо выявить проблемы налоговой системы РФ и предложить пути разрешения. Верный курс развития налоговой системы позволит улучшить благосостояние граждан, проживающих в стране.

Abstract

The topic of the tax system in Russia is really important and relevant. After all, the level of economic potential of the state depends on the chosen direction and development. When considering this topic, it is necessary to identify the problems of the tax system of the Russian Federation and suggest ways to solve them. The correct

course of development of the tax system will improve the welfare of citizens living in the country.

Ключевые слова: Налоговая система, налоги, плоская шкала, бюджет, налогообложение, прогрессивная система, пропорциональная система. Key words: Tax system, taxes, flat scale, budget, taxation, progressive system, proportional system.

Налоги и налоговая система как сопутствующий элемент государства призваны быть как финансовым источником средств для реализации государственных функций, так и базой механизма государственного регулирования экономики. Данный элемент государства мы можем наблюдать с момента образования общества как такового. Постепенное развитие налоговой системы привнесло множество новых методов и средств, руководствуясь которыми, государство повышает эффективность выполнения собственных функций. К сожалению, категория «налоговая система» до сих пор не нашла своего легального толкования. Раскрыть ее значение можно только изучая доктрину налогового права, различные позиции ученых по этому поводу. К примеру, К.С. Бельский под налоговой системой понимает «совокупность взаимосвязанных частей (элементов) в сфере налогообложения, к которым относятся: платежеспособность граждан, система

установленных законом налогов и сборов, налоговая администрация и применяемые государством методы налогообложения».

В соответствии со ст. 8 НК РФ налог представляется как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Налоговый кодекс также устанавливает виды налогов, которые содержатся в ст. 13 НК РФ. Говоря о федеральных налогах, стоит упомянуть налог на добавленную стоимость или как его принято называть НДС, акцизы,

налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственную пошлину и налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. В ст. 14 НК РФ закреплен перечень региональных налогов, который, по сравнению, с федеральными налогами, значительно меньше. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог. Стоит также упомянуть и о ст. 15 НК РФ, которая закрепляет перечень местных налогов и сборов. К ним относятся земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор.

Важной характеристикой налоговой системы, как говорилось, выступают методы налогообложения. Существуют прогрессивная, пропорциональная и регрессивная системы налогообложения. Россия принадлежит к группе стран, использующих пропорциональную систему налогообложения. Данная система предполагает взимание одинакового процента с доходов независимо от их величины. В 2000-х гг. в России была введена так называемая «плоская шкала» подоходного налога с физических лиц в 13%, а также была снижена ставка налога на прибыль до 20%. Снижение ставки налога на прибыль сыграло, как представляется, ключевую роль в развитии налоговой системы России. В 1990-х гг. когда Россия только появилась как самостоятельное государство в условиях разрухи и политической нестабильности налоговая политика имела лишь одну цель - накопление бюджета страны без учета социального фактора, то есть, носила фискальный характер. В тот период в стране существовали высокие налоги, малый и средний бизнес в России был на гране краха. Налог на прибыль предприятий составлял тогда 32%. Многие предприятия были вынуждены уйти в теневой сектор экономики, пытаясь уклониться от уплаты налога, ведь на тот момент у предприятий было 2 пути: уйти в теневую экономику или банкротство. Все эти события, безусловно, наносили колоссальный ущерб развитию экономики России.

Говоря о вопросах уклонения от налогов, стоит сказать, что такое желание у людей существует еще с момента их появления. Но тенденция уклонения от уплаты налогов подходит больше к развивающимся странам, чем к экономически развитым странам. За всем этим стоит совершенствование и развитие законодательства в области налогообложения, механизмы взимания налогов. Но, в первую очередь, это зависит от самих налогоплательщиков, от их моральных качеств и чувства ответственности перед государством и обществом. В 2001 г. в систему налогообложения России была введена пропорциональная ставка налогообложения. Данное введение способствовало значительному росту поступления налоговых средств в бюджет. Однако, введение пропорциональной ставки налогообложения привело к гигантскому разрыву в доходах между бедными и богатыми, росту социальной напряженности в обществе. На наш взгляд, применение прогрессивной ставки налогообложения способствовало бы более справедливому и социально направленному развитию финансовой системы в целом.

В сравнении с российской налоговой системой стоит привести в пример американскую систему. В США по сравнению с Россией действует прогрессивная система налогообложения. И здесь стоит отметить, что в качестве налогообложения рассматривается доход семьи. То есть в США данная система различает 3 понятия: доход супружеской пары, доход одного субъекта и доход родителя-одиночки. И к каждой из этих категорий налогоплательщиков применяется прогрессивная шкала налогообложения.

Многие люди задумываются о социальной справедливости в налоговой системе. И речь конечно же заходит о прогрессивной ставке системы налогообложения. Правители государств, порой под видом борьбы с социальным неравенством в стране предлагают повысить уровень подоходного налога для богатых людей, тем самым, увеличив поступление денежных средств в казну. Существует множество различных точек зрения о данной системе налогообложения. В частности, А.И. Погорлецкий считает, что такой шаг негативно скажется на стране, так как увеличение налога не изменит кардинально уровень бюджета в

государстве, а к тому же это приведет к уклонению от уплаты налогов. Это будет выражаться в переезде наиболее обеспеченных людей в страну с более либеральным налоговым режимом. Банальным примером бегства от налоговой системы был поступок Ж. Депардье, который просто бежал от налогов, отказавшись от французского гражданства. Он получил российское. Стоит отметить, что Франция принадлежит к числу стран с прогрессивным системой налогообложения. Есть мнение, что текущую налоговую систему не стоит изменять, так как российская система налогообложения неплохо зарекомендовала себя: практически отсутствуют уклонения от уплаты налогов, НДФЛ не является основным источником дохода в России. Не стоит забывать и об известном мировом кризисе 2008-2009 гг. В тот момент многие государства, которые пострадали от кризиса, пытались как можно быстрее восстановить экономику, перестраиваясь на прогрессивную систему налогообложения, поднимая ставку НДФЛ. Россия не последовала примеру западных стран, наша страна шла по курсу, по которому она шла и до кризиса. В стране сохранялась пропорциональная система. Резкой критике А.И. Погорлецким подверглось решение Украины ввести прогрессивную налоговую систему на смену «плоской шкале» в 15%. В частности, был установлен минимум в 15% и максимум в 17%, что по словам ученого привело к усложнению его уплаты гражданами. Говоря в целом о налоговой системе, стоит отметить важный принцип налогообложения, который выделяет Ассоциация дипломированных присяжных бухгалтеров. Данным принципом является простота и стабильность налоговой системы. Однако, согласно отчету «Paying taxes 2009», который был подготовлен компанией PricewaterhouseCoopers (PWC), Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией, налоговая система РФ классифицирована как достаточно сложная. Если рассматривать налоговые системы с позиции простоты, то стоит выделить налоговую систему на Мальдивах. Предприниматели на Мальдивах платят лишь один налог и связано это со слабым предпринимательством, что и послужило поводом к сокращению

налогов. Данная система простая, но процесс, по которому Мальдивы пришли к такой системе, следует называть деградацией, такой пример не подходит России. Ряд исследователей полагает, что российской налоговой системе нужны реформы. Суть данной реформы заключается в уменьшении налоговой нагрузки и обеспечении уплаты налогов всех налогоплательщиков в соответствии с законом. Необходимо ввести регрессивные ставки налога на прибыль, тем самым, при регрессивной системе налогообложения предприниматели не будут стремиться всеми путями скрыть свой доход и пытаться его «сократить», наоборот же, они будут стремиться показать свой доход в полном объеме. С помощью таких мер можно нанести серьезный удар по теневой экономике. России необходимо совершенствование налоговой системы, в первую очередь, оно должно соответствовать требованиям и задачам российского общества. На текущем этапе развития российская экономика переживает непростой период. Темпы экономического роста не совсем соответствуют уровню жизни населения страны, здесь же стоит отметить, что отставание происходит не только по внутренним показателям уровня жизни населения России, но и также по среднемировым показателям. Безусловно, все это накладывает свой отпечаток в развитии экономики России, в частности существуют значительные проблемы в области инвестиций, модернизации экономики страны. Для решения данных проблем, необходимо предпринять ряд мер по улучшению экономической обстановки в России, это касается, в первую очередь вопросов модернизации финансового и налогового механизмов. Ряд ученых предлагают использовать опыт советской налоговой системы 1930-х гг. Советское государство в обстановке международной изоляции развивалось экономически благодаря накоплениям в госбюджете. В частности, основными источниками таких накоплений являлись налог с оборота и прибыль с предприятий. Однако стоит учитывать фактор рентабельности предприятий, высокая рентабельность позволяет подразделять чистый доход на две формы: налог с оборота и прибыль. В условиях текущей экономической ситуации, проблема рентабельности носит особо актуальный характер, который достаточно трудно решить.

Однако, принимая во внимание все особенности существующей налоговой системы и государственной системы в целом, стоит определить, что все же опыт советской налоговой реформы 30-х годов прошлого века не подходит для современной России. Еще в конце 19 века Озеров И.Х., известный русский классик науки финансового права, установил, что налоговую систему государства, ее сущность, структуру, определяет, прежде всего, социально-экономический строй общества. Следовательно, стоит сделать вывод, что способы проведения индустриализации в 30-х годах прошлого века были возможны при плановой экономике, когда государство смогло перераспределить ресурсы и в кротчайшие сроки произвести глобальную экономическую реформу. Применение данных способов в современной России неизбежно приведет к провалу.

Таким образом, существует множество различных точек зрения по поводу российской налоговой системы, ее развития и ее будущего. На наш взгляд, налоговая политика государства не должна стоять на месте, она должна двигаться и развиваться. Безусловно, российской налоговой системе нужны реформы, вопрос состоит лишь в том какие реформы нужны России. На текущий момент в российской налоговой политике, на наш взгляд, не соблюдается один из важнейших принципов, мы говорим о принципе справедливости. В России установлен налог на доходы физических лиц в размере 13% вне зависимости от уровня дохода и благосостояния граждан. Во время одного из летних обращений к россиянам Президент РФ объявил о повышении ставки НДФЛ до 15 % для граждан, зарабатывающих с выше 5.000.000 руб. в год. По словам Президента эти изменения вступят в силу с 1 января 2021 года. Данная инициатива наглядно демонстрирует готовность нынешней власти к проведению реформ в области налоговой системы РФ. России необходимо перейти на прогрессивную систему налогообложения, как это уже сделали образцовые страны с высоким уровнем экономического развития, ввести максимальную ставку обложения высоких доходов, что поможет уменьшить неравенство в обществе между богатыми и

бедными, а установление минимальной ставки обложения для лиц с низким

уровнем дохода позволит усилить социальную функцию налогообложения.

Использованные источники

1. Цинделиани И.А. Налоговое право. 3-е издание. - М.: Проспект, 2019. - 704 с.

2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 №2 146-ФЗ // Российская газета. 1998. № 148-149. ст. 3824. (дата обращения: 18.10.2020).

3. Тропская С.С. Правовой статус налогоплательщика: баланс публичных и частных интересов в налоговой сфере // Государство и право. 2008. № 5 С.103.

4. Погорлецкий А.И. Индивидуальное подоходное налогообложение в мировой и российской практике: современные тенденции и перспективы // Бизнес Информ 2013. № 11. С. 24.

5. Попова Г.Л. Характеристики налоговой системы с позиции теории систем // Финансы и кредит. 2011. № 46. С. 39.

6. Швецов Ю.Г., Золотаренко С.Г., Руди Л.Ю. Налоговая система России и пути ее совершенствования // Идеи и идеалы. 2013. № 3. С. 70.

7. Самаруха В.И., Самаруха А.В., Самаруха И.В. Развитие финансового и налогового механизмов в советской России и СССР // Известия Байкальского государственного университета. 2020. С. 110.

8. Александров А.М. Финансы социализма // 1974. С. 336.

9. Озеров И.Х. Главнейшие течения в развитии прямого обложения в Германии в связи с экономическими и общественными условиями. СПб.: Тип. В. Куршбаума, 1899. С. 18.

Used sources

1. Tsindeliani I. A. Tax law. 3rd edition. - Moscow: Prospekt, 2019. - 704 p.

2. "Tax Code of the Russian Federation (part one)" dated 31.07.1998 No. 146-FZ // Rossiyskaya gazeta. 1998. No. 148-149. Article 3824. (accessed: 18.10.2020).

3. Tropskaya S. S. The legal status of a taxpayer: the balance of public and private interests in the tax sphere / / State and Law. 2008. No. 5 p. 103.

4. Pogorletsky A. I. Individual income taxation in the world and Russian practice: modern trends and prospects / / Business Inform 2013. No. 11. P. 24.

5. Popova G. L. Characteristics of the tax system from the standpoint of the theory of systems / / Finance and Credit. 2011. No. 46. p. 39.

6. Shvetsov Yu. G., Zolotarenko S. G., Rudy L. Yu. Tax system of Russia and ways of its improvement / / Ideas and Ideals. 2013. No. 3. p. 70.

7. Samarukha V. I., Samarukha A.V., Samarukha I. V. Development of financial and tax mechanisms in Soviet Russia and the USSR / / Izvestiya Baykalskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020. p. 110.

8. Alexandrov A.M. Finance of socialism / / 1974. P. 336.

9. Ozerov I. H. The main trends in the development of direct taxation in Germany in connection with economic and social conditions. St. Petersburg: V. Kurshbaum Type, 1899. p. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.