Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каштанова Елена Александровна

В статье рассматриваются особенности юридического закрепления права на профессиональное образование в конституционных нормах, посвященных правам и свободам человека и гражданина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE AND ACTUAL PROBLEMS OF LEGISLATIVE CONSOLIDATION OF THE RIGHT TO VOCATIONAL EDUCATION IN THE SYSTEM OF CONSTITUTIONAL RIGHTS

The article discusses the features of the legal consolidation of the right to vocational education in the constitutional norms on the rights and freedoms of man and citizen.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_2_19 УДК 342.734.5

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ CURRENT STATE AND CURRENT PROBLEMS LEGISLATIVE CONSOLIDATION OF THE RIGHT TO PROFESSIONAL EDUCATION IN THE SYSTEM OF CONSTITUTIONAL RIGHTS

КАШТАНОВА Елена Александровна,

кандидат юридических наук, полковник внутренней службы,

начальник кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета ФКОУ ВО «Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний». 196602, Россия, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Саперная, 34. E-mail: denpasar83@mail.ru;

KASHTANOVA Elena Aleksandrovna,

Candidate of Law, Colonel of Internal Service,

Head of the Department of State and Legal Disciplines of the Faculty of Law St. Petersburg University of the Federal Penitentiary Service. 196602, Russia, St. Petersburg, Pushkin, Sapernaya str., 34. E-mail: denpasar83@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются особенности юридического закрепления права на профессиональное образование в конституционных нормах, посвященных правам и свободам человека и гражданина

Abstract: the article discusses the features of the legal consolidation of the right to vocational education in the constitutional norms on the rights and freedoms of man and citizen.

Ключевые слова: образование, конституционные ценности, конституционное право на образование, содержание права на образование, права человека.

Keywords: education, constitutional values, constitutional right to education, content of the right to education, human rights.

Дата направления статьи в редакцию: 24.12.2021

Дата публикации: 28.02.2022

Конституционное право на образование относится к числу тех прав человека, реализация которых является одной из ведущих предпосылок поступательного развития личности и общества в целом. Чем глубже и полнее общество и государство понимают, что система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, тем тревожнее звучит констатация того, что положение дел в образовании оставляет желать лучшего.

Качественная модернизация российского общества, актуализировавшая значимость проблем обеспечения прав и свобод человека и гражданина как высшей конституционной ценности, определяющей смысл, содержание и применение законов, деятельность всех ветвей публичной политической власти, диктует необходимость переосмысления традиционных представлений о содержании и формах реализации конституционного права на профессиональное образование, перспектив совершенствования их деятельности по подготовке кадров, способных реализо-вывать новую модель правоохранительной деятельности, ориентированной на обеспечение конституционной законности, уважение, соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан.

Конституционное право на образование в его ценностной и формально-юридической объективации можно рассматривать как фундаментальную социальную ценность (благо), открывающую возможность приобщения человека к общезначимым благам культуры посредством реализации правомочий на получение качественного образования в условиях, гарантирующих физическую и духовную безопасность, уважение человеческого достоинства, и обеспечивающих, применительно к сфере образования, меру субъективных притязаний индивида на свободную самореализацию в обществе и государстве.

Конституционное право на образование может восприниматься и трактоваться и как самодостаточный элемент конституционной аксиологии, и как элементная часть системной конституционной аксиологии в целом. Соответственно этому в диссертации обоснован вывод о том, что содержащуюся в Конституции РФ нормативную модель права на образование следует рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле это право закреплено в положениях ст. 43 посредством конституционно-правовых императивов, отражающих, по сути, принципы формирования и реализации образовательных отношений. В широком смысле конституционную модель права на образование следует рассматривать как многомерную юридическую конструкцию, обеспечивающую рассмотрение и реализацию правомочий личности в сфере образования во взаимосвязи с фундаментальными конституционными ценностями, закрепленными в статьях 2, 7, 13, 14, 17, 18, 19, 21, 26, 27, 28, 29, 62, 68, 71, 72 Конституции РФ.

Положения ст. 43 Конституции Российской Федерации, закрепляющие право на образование, по сравнению с аналогичными нормами, содержащимися в большинстве конституций государств, сформировавшихся на постсоветском пространстве, а также многих государств Запад-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 2(206)

ной Европы, Америки и Азии, в целом можно рассматривать как наиболее развернутые с точки зрения перечисляемых правомочий и соответствующих гарантий их реализации.

Все правомочия, перечисленные в статье 43 Конституции Российской Федерации, «привязаны» к конкретным видам образования -дошкольное, общее и среднее профессиональное, высшее образование. Разнообразие этих видов в сочетании со значительным массивом законодательных и подзаконных актов федерального и регионального уровня, различного рода ведомственных регламентов, наставлений, инструкций и положений, регулирующих образовательные отношения, затрудняют целостное конституционно-правовое восприятие системного единства права на образование как конституционно-правовой модели его формирования и реализации.

Ориентиры такого восприятия, в нашем представлении, заложены в самой Конституции России, прежде всего в нормах, закрепляющих основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, предметы ведения федерации, ее субъектов, местного самоуправления, а также в различных международно-правовых актах, связанных с правами и свободами человека. Именно сочетание этих норм формирует сущностную (субстанциональную) нормативную модель права на образование, отражающую конституционно-правовое содержание этого права и позволяющую оценить степень и качество его реализации в отраслевом законодательстве, массив которого во многих научных источниках обозначается как образовательное право.

Рассматривая конституционную модель права на образование, следует учитывать взаимосвязь положений ст. 43 Конституции с целым рядом конституционных норм, формирующих целостный институт прав и свобод человека и гражданина и лежащих в основе правового статуса обучающихся всех образовательных учреждений - это право на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений. Включение этих прав в состав конституционной модели права на образование, по нашему мнению, необходимо в связи с тем, что эти личные права предопределяют правовой статус обучающихся, а также содержательные и организационные основы учебного процесса.

Помимо нормативного закрепления соответствующих стандартов предоставления образовательных услуг с конституционным правом на образование и правовым статусом обучаемых неразрывно связаны два аксиологическии значимых правомочия - академическая мобильность и академическая свобода.

Академическая мобильность - возможность перемещения кого-либо, имеющего отношение к образованию, на определенный (обычно до года) период в другое образовательное учреждение (в своей стране или за рубежом) для обучения, преподавания или проведения исследований, после чего учащийся, преподаватель или исследователь возвращается в свое основное учебное заведение [1]. Академические свободы - общепринятое название группы специфических прав и свобод личности, реализуемых в области образования и научных исследований, принципы, согласно которым свобода исследования у студентов, научных сотрудников и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций необходима для выполнения ими своей миссии [2].

Нормативную модель права на образование следует рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле это право закреплено в положениях ст. 43 посредством конституционно-правовых императивов, отражающих, по сути, принципы формирования и реализации образовательных отношений. В широком смысле конституционную модель права на образование следует рассматривать как многомерную юридическую конструкцию, обеспечивающую рассмотрение и реализацию правомочий личности в сфере образования во взаимосвязи с фундаментальными конституционными ценностями, закрепленными в статьях 2, 7, 13, 14, 17, 18, 19, 21, 26, 27, 28, 29, 62, 68, 71, 72 Конституции РФ

Право на образование по своему содержанию системно. С точки зрения конституционной теории правомочия, объединенные ст. 43 Конституцией РФ, можно квалифицировать как конституционные свободы в сфере образования. Е.А. Лукашова по поводу соотношения понятий «права человека» и «свободы» человека пишет, что по своей юридической природе и системе гарантий права и свободы идентичны. Вместе с тем, термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая его конкретного результата[3]. Этого мнения придерживаются и другие авторы[4]. «Любое конституционное право, - пишет Б.С. Эбзеев, - есть свобода гражданина в определенной сфере общественных отношений, соответственно этому любая конституционная свобода - это право на создание условий, способствующих осуществлению этой свободы»[5]. Право на образование, как и любое иное конституционное право, независимо от его целевой направленности, определяет меру субъективных притязаний индивида на свободную самореализацию в обществе и государстве. Эти субъективные притязания могут быть положены в основу классификации возможных вариантов форм реализации права на образования, причем за основу классификации могут быть положены различные основания. Если реализацию права на образование рассматривать как процесс, то его формы связаны либо с отказом от реализации своего субъективного права и, соответственно, с отказом от совершения каких-либо действий, либо со стремлением к реализации своих притязаний и, соответственно, с совершением определенных действий, например, сбор документов, необходимых для поступление в образовательное учреждение, посещение учебных занятий, сдача экзаменов, зачетов и т.д.

Если следовать сложившемуся в мировой практике разнообразию видов образования [6], реализация права на образование выступает как некий набор притязаний, связанных с правом (свободой) выбора:

- типа получаемых научных знаний (биологическое, математическое, физическое, экономическое, филологическое, юридическое и др.).;

- доминирующего содержания образования (теоретическое и прикладное, гуманитарное и естественнонаучное и др.);

- вида осваиваемой человеческой деятельности (музыкальное, художественное, техническое, педагогическое, медицинское, юридическое и др.);

- типа освоения культурных ценностей (классическое, художественно-эстетическое, религиозное и др.);

- масштаба освоения культурных ценностей (национальное, европейское, международное, глобальное и др.);

- типа образовательной системы (университетское, академическое);

- вида образовательного учреждения (военное, гражданское, ведомственное);

- вида образовательных программ (общие, профессиональные) [7].

В литературе [8] к формам реализации права на высшее образование относят также:

- право выбора высшего учебного заведения, что предполагает самостоятельность выпускника школы и других граждан при определении своей будущей специальности, вида и месторасположения вуза, а также возможность перехода из одного вуза в другой;

- право на участие в конкурсе для поступления в вуз на равных с другими абитуриентами основаниях;

- право на реализацию «позитивной дискриминации», то есть льготы при поступлении определенным категориям граждан (сиротам, медалистам, демобилизованным военнослужащим срочной службы);

- право на выбор формы обучения: очно, заочно, вечерне, экстерном, или путем динамично развивающегося сейчас дистанционного обучения, кроме того, в зависимости от своих финансовых возможностей платно или бесплатно;

- право на одновременное обучение в нескольких вузах; лицо может подать документы и учиться одновременно в различных высших учебных заведения, используя разные формы обучения;

- право на обучение в вузе с приобретением статуса студента, что означает с момента поступления в вуз переход лица в новое качественное состояние, которое характеризуется специфическими правами и обязанностями;

- право на изменение формы обучения;

- право на прекращение обучения в любой момент и восстановление в вузе на основаниях и в порядке, предусмотренном законодательством;

- право на получение нескольких высших образований в течение своей жизни.

Варианты конструирования форм реализации индивидом права на образование могут быть продолжены. Однако главное, как представляется, заключается не в поиске исчерпывающего перечня таких форм, что вообще едва ли возможно учитывая динамично развивающуюся инфраструктуру образовательного процесса, а в верном понимании места и роли права на образование в системе конституционных прав и свобод. Частично мы касались этого вопроса в предыдущем параграфе. Сейчас полагаем целесообразным подчеркнуть следующее.

В Российской Федерации на доктринальном и правоприменительном уровне необходимо воспринять характерное для современных демократических государств отношение к правам человека как к единому целому с тем, чтобы не допустить переоценку одних прав и умаление других. С этих позиций с особой осторожностью следует воспринимать некоторые суждения об исключительности тех или иных прав, например, права на образование. «Конституционное право на высшее профессиональное образование, - полагает И.Ф. Никитина, - имеет универсальный характер, поскольку выступает в качестве категории инструментальной подсистемы, обеспечивающей реализацию иных основных прав и свобод человека и гражданина»[9]. Универсальный характер имеет не право на образование, а вся совокупность прав и свобод человека и гражданина, причем речь должна идти не о большей или меньшей значимости тех или иных прав, а об их конкретной функциональной роли и особенностях проявления в общей системе правового обеспечения свободы личности.

Поэтому нам ближе точка зрения не И.Ф. Никитиной, а И.В. Тяпкиной, полагающей, что «конституционное права на среднее и высшее профессиональное образование в той или иной степени связано со всеми конституционными правами, входящими в группу основных прав и свобод человека и гражданина. В свою очередь, конституционное право на среднее и высшее профессиональное образование расширяет возможности реализации предоставленных Основным законом России прав и свобод человека и гражданина»[10]. Именно поэтому мы и обосновывали выше наше понимание нормативной модели права на образование в узком и широком смысле.

Библиогра фия:

1. Карпухина Е.А., Галичин В.А., Академическая мобильность в условиях интернационализации образования. М.: «Университетская книга» 2009.

2. Пасешникова Л.А. Конституционно-правовые основы академической свободы в современной России: Автореф. дисс. ...канд. юрид наук. СПб., 2011.

3. Права человека: Учебник / отв. ред. Е.А. Лукашова. 2-е изд., перераб. М.: Норма:ИНФРА-М, 2010. С. 143-144.

4. Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России: теоретические основы и проблемы реализации: Автореф. дисс. .д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 12.

5. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации: Монография. М.: Юрид. лит., 2005. С. 208.

6. Делор Жак. Образование: необходимая утопия / Образование: сокрытое сокровище // Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века / МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» Москва, 2007.

7. Основы психологии и педагогики. Минск: Изд-во МИУ, 2010. С. 21.

8. Серегина С.Л. Конституционное право на высшее образование в Российской Федерации: Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 12.

9. Никитина И. Ф. Конституционно-правовые основы высшего профессионального образования в России: Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005.

10. Тяпкина И.В. Правовой механизм реализации конституционного права на образование в средних и высших профессиональных учебных заведениях в России: Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. М., 2009. С. 12.

References (transliterated):

1. Karpuhina E.A., Galichin V.A., Akademicheskaya mobil'nost' v usloviyah internacionalizacii obrazovaniya. M.: «Universitetskaya kniga» 2009.

2. Paseshnikova L.A. Konstitucionno-pravovye osnovy akademicheskoj svobody v sovremennoj Rossii: Avtoref. diss. .kand. yurid nauk. SPb., 2011.

3. Prava cheloveka: Uchebnik / otv. red. E.A. Lukashova. 2-e izd., pererab. M.: Norma:INFRA-M, 2010. S. 143-144.

4. Hazov E.N. Konstitucionnye garantii prav i svobod cheloveka i grazhdanina v Rossii: teoreticheskie osnovy i problemy realizacii: Avtoref. diss. .d-ra yurid. nauk. M., 2011. S. 12.

5. Ebzeev B.S. CHelovek, narod, gosudarstvo v konstitucionnom stroe Rossijskoj Federacii: Monografiya. M.: YUrid. lit., 2005. S. 208.

6. Delor ZHak. Obrazovanie: neobhodimaya utopiya / Obrazovanie: sokrytoe sokrovishche // Osnovnye polozheniya Doklada Mezhdunarodnoj komissii po obrazovaniyu dlya XXI veka / MOO VPP YUNESKO «Informaciya dlya vsekh» Moskva, 2007.

7. Osnovy psihologii i pedagogiki. Minsk: Izd-vo MIU, 2010. S. 21.

8. Seregina S.L. Konstitucionnoe pravo na vysshee obrazovanie v Rossijskoj Federacii: Avtoref. diss. .kand. yurid. nauk. Saratov, 2006. S. 12.

9. Nikitina I. F. Konstitucionno-pravovye osnovy vysshego professional'nogo obrazovaniya v Rossii: Avtoref. diss. .kand. yurid. nauk. Ekaterinburg, 2005.

10. Tyapkina I.V. Pravovoj mekhanizm realizacii konstitucionnogo prava na obrazovanie v srednih i vysshih professional'nyh uchebnyh zavedeniyah v Rossii:

Avtoref. diss. .kand. yurid. nauk. M., 2009. S. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.