Научная статья на тему 'Современное состояние государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий Оренбургской области'

Современное состояние государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБСИДИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРЕДПРИЯТИЕ / ФАКТОР / АНАЛИЗ / КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурлакова О.В., Мазуренко Т.Я.

Проанализирован объем собственных и заемных средств в структуре финансирования предприятий всех форм собственности в Оренбургской области, а также объем государственных средств, направленных на поддержку сельскохозяйственных предприятий области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий Оренбургской области»

УДК 631.16 (470.56)

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

О. В. БУРЛАКОВА, доктор экономических наук,

профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита E-mail: burlak4@rambler ru

Т. Я. МАЗУРЕНКО, преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита

E-mail: masurenk. ru@mail.ru Оренбургский государственный аграрный университет

Проанализированы объемы собственных и заемных средств в структуре финансирования предприятий всех форм собственности в Оренбургской области, а также объем государственных средств, направленных на поддержку сельскохозяйственных предприятий области.

Ключевые слова: субсидия, финансирование, сельское хозяйство, предприятие, фактор, анализ, капитал.

Государственное регулирование сельского хозяйства — одна из самых сложных задач. Хорошо продуманная и правильно организованная политика в области реформирования сельского хозяйства — важнейший фактор успешного развития экономики любой страны. Формирование системы государственной поддержки сельского хозяйства усиливает влияние государства как гаранта развития сельского хозяйства Российской Федерации и Оренбургской области в частности [1].

Министерство сельского хозяйства Оренбургской области в июле 2007 г. утвердило программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области на 2008—2012гг.». В этот период аграрная политика, проводимая в Оренбургской области, исходит из необходимости:

1) проведения финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках Федерального закона от 09.07.2002 № 83-Ф3 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» [5] и совершенствования законодательной базы, касающейся финансового оздоровления;

2) развития земельной ипотеки как важнейшего условия обеспечения доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам.

Сельское хозяйство в экономике Оренбургской области занимает значительное место по территории, трудовым и производственным ресурсам. Формируя значительный объем финансовых потоков, сельскохозяйственное производство играет важную роль в экономике области. Однако уровень притока инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство остается низким. В 2006 г. объем инвестиций в основной капитал отрасли составил около 5 % от их объема в экономику области. В основном это связано с тем, что сельское хозяйство как отрасль экономики подвержена большему количеству рисков, чем промышленность или сфера услуг, и это сказывается на уровне инвестиционной привлекательности.

В целях повышения инвестиционной привлекательности Министерством сельского хозяйства Оренбургской области предпринимаются меры по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций, улучшению состояния почв, а также повышению их плодородия. Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется путем предоставления субсидий за счет средств областного бюджета. Возмещается часть затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, и организациями независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции в российских кредитных организациях, и займам, полученным в

сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах [2].

Финансовая стабильность и платежеспособность сельскохозяйственных товаропроизводителей области зависит от размера принадлежащего им капитала, а успех их деятельности заключается в его преумножении и накоплении. Основными источниками финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей являются собственные и заемные средства (табл. 1).

Анализ собственных и заемных средств в структуре финансирования сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности в Оренбургской области показывает, что привлеченные средства были преобладающими в 2007—2008 гг.

Размер собственных средств в 2008 г. составил 2 131 768тыс. руб., что на441 591тыс.руб. больше, чем в 2007г., т. е. сельскохозяйственные предпри-

Таблица 1

Объем собственных и заемных средств в структуре финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей различных форм собственности Оренбургской области за 2007—2009 гг.

2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонения

Показатель Сумма, тыс. руб. В процентах Сумма, тыс. руб. В процентах Сумма, тыс. руб. В процентах 2009 г.в% к2007г.

Собственные средства 1 690 177 37,49 2 131 768 32,35 2 541 159 55,13 150,35

предприятий, всего

В том числе:

прибыль, оставшаяся 732 972 16,26 793 302 12,04 737 200 15,99 100,58

в распоряжении организации

за счет амортизационных 606 583 13,45 882 363 13,39 1 223 611 26,55 201,72

отчислении

Прочие 350 622 7,78 456 103 6,92 580 348 12,59 165,52

Привлеченные средства, всего 2 818 148 62,51 4 457 716 67,65 2 068 312 44,87 73,39

В том числе:

кредиты банков 553 992 12,29 782 433 11,87 376 575 8,17 67,97

инвестиционные средства 1 262 233 28,00 2 113 636 32,08 932 742 20,23 73,90

заемные средства 679 010 15,06 1 016 481 15,43 414 315 8,99 61,02

из бюджета 15 049 0,33 11 518 0,17 6 009 0,13 39,93

за счет инвесторов 80 151 1,78 107 935 1,64 8 107 0,18 10,16

Прочие 227 713 5,05 425 713 6,46 330 564 7,17 145,17

Итого собственные и привле- 4 508 325 100,00 6 589 484 100,00 4 609 471 100,00 102,24

ченные средства

Разница между собственными -1127971 - -2 325 948 - 472 847 - -

и привлеченными средствами

(+.-)

Использовано собственных и 4 508 325 100,00 6 589 484 100,00 4 609 471 100,00 102,24

привлеченныхсредств, всего

В том числе:

на приобретение основных 2 993 656 66,41 4 720 413 71,64 3 029 697 65,73 101,20

средств

на приобретение материаль- 3 269 0,07 340 0,01 441 0,01 13,49

ных активов

доходные вложения в матери- 684 047 15,17 608 634 9,23 417 430 9,05 61,02

альные ценности

Прочие 827 353 18,35 1 260 097 19,12 1 161 903 25,21 140,44

ятия (хотя их количество сократилось за этот период с 591 до 551) в большинстве своем сработали с большей прибылью.

Размер собственных средств предприятий в 2009г. составил 2 541 159тыс. руб., что на 472 847тыс. руб. больше, чем привлеченных. Это говорит о том, что основная часть предприятий стала финансово независима от заемных средств.

Сельскохозяйственные товаропроизводители в большем количестве в качестве привлеченных средств используют инвестиционные средства, заемные средства сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и кредиты банков. Доля бюджетных средств от общей суммы привлеченных средств в 2009 г. составила лишь 0,29 %, что показывает недостаточность финансирования государством сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Государственное регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию сделало их слишком низкими по сравнению с ценами на продукцию других отраслей народного хозяйства, они не покрывают затрат, не обеспечивают доход земледельцам и не стимулируют рост производства отечественного продовольствия. Существующая система дотаций для сельскохозяйственного товаропроизводителя не восстанавливает экономические условия, приемлемые и для потребителя, и для производителя. В нашей стране под непосредственным государственным воздействием формируются цены на основные продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.

Порядок регулирования цен определен Указом Президента РФ от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования

цен (тарифов)», а также Временными методическими рекомендациями по организации мониторинга текущей рентабельности, индикативных цен и затрат на производство основных видов сельскохозяйственной продукции, утвержденными протоколом от 26.12.2008 № 72-А Министерства сельского хозяйства РФ. В соответствии с данным Указом регулирование цен осуществляется после установления государством твердых фиксированных цен на определенный период на отдельные товары. В связи с этим возникает проблема излишней «заорганизованности» рынка продукции сельскохозяйственных предприятий, которая нарушает присущую свободному рынку эффективность его воздействия на производство и снижает рентабельность производимой продукции (табл. 2).

В свою очередь низкий уровень рентабельности и убыточность сельхозтоваропроизводителей ведут к уменьшению экономических выгод предприятия, сворачиванию производства и, следовательно, к сокращению поголовья скота. Так, в Оренбургской области с 2000 г. наблюдается сокращение поголовья скота практически по всем категориям хозяйств, за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств (табл. 3).

Основным направлением использования средств государственной поддержки оренбургскими сельскохозяйственными товаропроизводителями является приобретение объектов основных средств. Так, по данным 2008 г. на эти цели было направленно 4 720 млн руб., что на 1 691 млн руб. больше, чем в 2009 г.

Принятые в последние годы меры и реализация приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» несколько

Таблица 2

Рентабельность продукции, реализованной сельскохозяйственными предприятиями Оренбургской области, %*

Реализованная продукция Год

2000 2004 2005 2006 2007 2008

Зерно (включая кукурузу) 54,9 38,3 3,8 9,8 35,2 42,7

Семена подсолнечника 51,7 76,5 33,0 23,4 77,5 47,5

Картофель 79,5 59,7 20,1 62,1 42,7 5,0

Овощи (открытого грунта) 17,6 46,8 59,2 102,3 34,8 -2,7

Молоко и молочные продукты 2,0 -1,5 3,1 8,6 12,4 24,3

Скот и птица**:

крупный рогатый скот -35,3 -32,5 -24,4 -13,9 -19,8 -17,3

свиньи -42,7 -28,9 -17,3 -16,0 -25,1 -14,7

овцы и козы -44,4 -20,9 -23,3 -15,9 -23,5 -23,7

яйца 29,7 36,3 38,9 35,1 40,8 47,0

шерсть -60,5 -64,0 -74,3 -71,2 -77,0 -74,1

* Данные приведены по крупным, средним и подсобным сельскохозяйственным организациям на основании ведомственной отчетности Минсельхоза России. Знак (—) означает убыточность. ** Включая продукцию переработки.

Таблица 3

Поголовье скота по категориям хозяйств Оренбургской области в 2000—2008 гг. (на конец года); тыс. голов

Поголовье скота Год 2008 г. в процентах к2000г.

2000 2004 2005 2006 2007 2008

Хозяйства всех категорий

Крупный рогатый скот 819,8 752,9 667,8 695,4 688,1 695,7 84,9

В том числе коровы 371,6 332,5 298,3 305,2 303,8 304,2 81,9

Свиньи 353,6 278,2 233,6 278,5 276,6 288,7 81,6

Овцы и козы 288,2 282,7 236,8 242,9 258,8 276,1 95,8

Сельскохозяйственные организации

Крупный рогатый скот 515,5 415,6 366,5 369,7 357,7 350,5 68,0

В том числе коровы 189,6 158,0 140,0 138,4 131,8 128,6 67,8

Свиньи 168,6 98,3 91,6 104,3 114,3 120,1 71,2

Овцы и козы 177,4 150,3 106,5 87,3 77,0 72,8 41,0

Хозяйства населения

Крупный рогатый скот 291,9 321,8 284,9 304,4 304,4 315,8 108,2

В том числе коровы 175,4 167,4 150,5 157,4 161,3 164,0 93,5

Свиньи 168,9 162,5 123,5 148,7 133,0 137,7 81,5

Овцы и козы 105,5 118,2 115,7 137,0 158,1 171,6 162,7

Крестьянские (фермерские) хозяйства*

Крупный рогатый скот 12,4 15,5 16,4 21,3 26,0 29,4 В 2,4 раза

В том числе коровы 6,6 7,1 7,8 9,4 10,7 11,6 175,8

Свиньи 16,1 17,4 18,5 25,5 29,2 30,9 191,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Овцы и козы 5,3 14,2 14,6 18,6 23,7 31,7 В 6 раз

Включая индивидуальных предпринимателей.

улучшили социально-экономическое положение сельского хозяйства Оренбургской области и позволили сформировать тенденцию роста производства сельскохозяйственной продукции. Так, объем валовой сельскохозяйственной продукции области в 2009г. составил 61 507,9 млн руб. По итогам 2008 г. сельскохозяйственные товаропроизводители Оренбургской области получили 3 323,4 млн руб. прибыли при уровне рентабельности 22,3 % (в 2007 и 2009гг. было получено 2 645,9 млн руб. и 8 564,9 млн руб. соответственно). С прибылью завершили в 2008 г. 463 сельскохозяйственных предприятия (84 % из общего количества), сумма прибыли в них составила 3 556,5 млн руб., 88 хозяйств получили убытки в сумме 233,1 млн руб. Доля общего дохода от реализации сельскохозяйственной продукции к общему доходу от реализации в 2008 г. составила 87,4%.

В рамках государственной поддержки программ и мероприятий по развитию животноводства в 2008 г. хозяйствами области получено субсидий в объеме 729,9 млн руб., в том числе за счет областного бюджета 578,1 млн руб. [3].

В ходе реализации программы сельскохозяйственными товаропроизводителями области на 01.03.2010 привлечено 616,7 млн руб. краткосрочных и 10,0 млн руб. инвестиционных кредитов,

кроме того, малыми формами хозяйствования получено кредитов в сумме 109,1 млн руб.

В целях увеличения объемов производства продукции и покрытия сезонного недостатка оборотных средств, а также увеличения капитальных вложений сельскохозяйственными товаропроизводителями области активно использовались заемные средства банков с субсидированной процентной ставкой. На субсидирование кредитов в 2008 г. было направленно 973,6 млн руб., в том числе 385,9 млн руб. из федерального бюджета. В 2008 г. на финансирование всех программных мероприятий было выделено 3 428,0 млн руб., в том числе 1862,8 млн руб. из федерального бюджета [3].

В рамках государственной программы технической и технологической модернизации производства за 2009 г. сельскохозяйственные товаропроизводители области приобрели 800 тракторов всех марок, 440 зерноуборочных и 75 кормоуборочных комбайнов [4].

Однако всех направляемых средств государственной поддержки для сельскохозяйственных товаропроизводителей Оренбургской области недостаточно. На взгляд авторов, необходимо позаимствовать опыт Республики Татарстан, выделять бюджетные минеральные удобрения, дизтопливо по льготной цене, сельхозтехнику по половине

их стоимости, компенсировать потери от резкого снижения цен на зерно и молоко [6].

Таким образом, анализ современного состояния государственного финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей Оренбургской области в динамике за последние три года (2007—2009) показал его недостаточность для развития сельскохозяйственного производства и формирования необходимого размера оборотного капитала, обеспечивающего нормальное ведение производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственного товаропроизводителя. Дальнейшая государственная поддержка должна быть направлена на улучшение технического и технологического обеспечения сельскохозяйственного производства, а также улучшение кадрового потенциала области; на данный момент в этом направлении работы ведутся, но на взгляд авторов, они не достаточны.

Список литературы

1. Особенности антикризисного управления сельскохозяйственным предприятием / Н. М. Чернышева, О. А. Коньшина, Д. В. Фали-леева, А. Н. Кирюхина // Бухгалтерский учет, аудит и налоги: основы, теория, практика: сб. стат. 7 Всероссийской научно-практической

конференции / под общ. ред. Н. Н. Бондиной. Пенза: РИО ПГСХА. 2010. 268 с.

2. Областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области на 2008-2012 годы». Оренбург, 2008.

3. Отчет об отраслевых показателях деятельности организации агропромышленного комплекса за 2007, 2008, 2009 годы Министерства сельского хозяйства Оренбургской области.

4. О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей (по состоянию на01.07.2009 вред. ФЗ № 67-ФЗ от 13.05.2008; № 160-ФЗ от 23.07.2008): Федеральный закон от09.07.2002№ 83-Ф3.

5. Справка о состоянии агропромышленного комплекса Оренбургской области. иКЬ:Шр:// www.orenburggov.ru/magnoliaPublic/regportal/ Info/Economics/Agriculture /Agrarian.htm.

6. Якушкин Н.М. К проблеме реализации основного закона развития сельского хозяйства // Теоретико-методологические основы и практика инновационного пути развития АПК: Труды XIVмеждународной научно-практической конференции НАЭКОР. Т. 2. Казань. Издательский центр Татарского института переподготовки кадров агробизнеса. 2010. 450 с. С. 68—75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.