DOI 10.47576/2949-1878_2023_6_65 УДК 338.43
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕРНОВОГО ПРОИЗВОДСТВА
Фоменко Екатерина Валерьевна,
кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и управления предприятием, Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань, Россия, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены ключевые компоненты государственного регулирования зерновой отрасли с 1991 г. по настоящее время. Проанализированы актуальные методы государственного регулирования зерновой отрасли, включающие в себя субсидии, льготные кредиты, компенсации части затрат по направлениям: семеноводство, операционная деятельность, материально-техническая база. На основании статистических показателей Росстата проанализированы показатели валового сбора зерновых в динамике за несколько лет, рассмотрены показатели рентабельности зернового производства. Выявлены актуальные проблемы отрасли в условиях экономических санкций. В современных экономических условиях выделены проблемы зерновой отрасли: наличие большой доли семян зарубежных производителей, утрата большей части отечественных сортов семян; высокая стоимость удобрений; тенденция к снижению рентабельности производства зерна; проблема сохранения товарного вида зерна; отсутствие отечественных сельскохозяйственных машин и производственного оборудования. Предложены возможные пути их решения.
Ключевые слова: зерновое производство; валовой сбор зерновых культур; рентабельность; государственное регулирование; экспорт; хранение зерна; переработка зерна.
UDC 338.43
THE CURRENT STATE OF STATE REGULATION OF GRAIN PRODUCTION
Fomenko Ekaterina Valerievna,
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Enterprise Management, Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russia, e-mail: [email protected]
The article considers the key components of state regulation of the grain industry from 1991 to the present. The current methods of state regulation of the grain industry are analyzed, including subsidies, soft loans, compensation for part of the costs in the following areas: seed production, operations, material and technical base. Based on the statistical indicators of Rosstat, the indicators of the gross grain harvest in dynamics over several years are analyzed, and the indicators of the profitability of grain production are considered. The actual problems of the industry in the conditions of economic sanctions are revealed. In modern economic conditions, the problems of the grain industry have been identified: the presence of a large share of seeds of foreign producers, the loss of most of the domestic varieties of seeds; high cost of fertilizers; tendency to reduce the profitability of grain production; the problem of preserving the commercial appearance of grain; lack of domestic agricultural machinery and production equipment. Possible ways of their solution are proposed.
Keywords: grain production; gross harvest of grain crops; profitability; state regulation; export; grain storage; grain processing.
Производство зерна составляет основу агропромышленного комплекса Российской Федерации и является крупнейшей подотраслью сельского хозяйства, от развития которой во многом зависит продовольственная безопасность страны, обеспеченность продовольствием и жизнедеятельность населения. Стратегическая важность развития сельского хозяйства обусловливает значимость и необходимость целенаправленного государственного воздействия, воплощением которого является система государственного регулирования развития отрасли. Зерновое хозяйство составляет основу всего сельскохозяйственного производства. Зерно является продуктом питания для населения, кормом для скота и птицы, источником сырья для перерабатывающей промышленности. В условиях экономических санкций и ограничений экспорта зерна управление развитием зерновой отрасли является актуальной проблемой. Рекордный рост урожая зерновых по итогу 2022 г., выявил ряд проблем, связанных с хранением и переработкой сырья в готовую продукцию, зависимость от семенного фонда зарубежных производителей, высокую стоимость удобрений, недостаток материально-технической базы, отсутствие отечественных сельскохозяйственных машин, что в итоге привело к тенденции снижения рентабельности зернового производства на протяжении последних лет. Государственное регулирование развития зернового комплекса страны является важной стратегической задачей в новых экономических условиях хозяйствования. В рамках данного исследования рассмотрены теоретические аспекты механизмов государственного регулирования зернового комплекса в 1991-2023 гг.
Целью исследования явился анализ механизмов и методов государственного регулирования зернового производства на современном этапе.
При исследовании использовались методы систематизации, обобщения и анализа источников.
Стратегическая важность развития сельского хозяйства обусловливает значимость и необходимость целенаправленного государственного воздействия, воплощением которого является система государственного регулирования развития отрасли. Сельскохозяйственной отрасли свойственны особен-
ности, отличные от прочих отраслей народного хозяйства, особенно проявляющиеся в условиях рыночного хозяйствования при свободной конкуренции. Сельскохозяйственной отрасли свойственны сезонное производство, продолжительный операционный цикл, высокая взаимосвязь экологических, биологических, технологических факторов. Отрасль относится к высокорисковой и, как следствие, малопривлекательной для инвесторов. К основным рискам можно отнести институциональные, кредитные, валютные, природные. Данной позиции придерживаются В. Г Широбокова и Н. Н. Волкова [1]. Хочется отметить низкую скорость внедрения инноваций и слабую цифровизацию в силу отдаленности сельскохозяйственных угодий. К. В. Павловым обоснована целесообразность значительного изменения стратегии развития России в сторону повышения контроля государства при условии сохранения традиционных, рыночных хозяйственных принципов на уровне малого и среднего бизнеса, что представляется актуальным в современных условиях, учитывая тенденции укрупнения сельскохозяйственных производств. Так, исследователями А. Б. Ярлы-каповым и Г. Г. Карпенко отмечено непременное государственное регулирование сельского хозяйства в качестве составного элемента внутриэкономической и внешнеэкономической аграрной политики [2]. Проявление внутриэкономического аспекта выражается во взаимодействии сельского хозяйства с экономическими субъектами других отраслей, сложностью в поиске рынков сбыта продукции либо поставщиков, что требует повышенной защиты интересов сельскохозяйственных производителей в условиях либерализации цен. Значимость государственного регулирования обусловлена также использованием земли как основного производственного ресурса, что особенно актуально для зернового производства.
Зерновое хозяйство составляет основу сельскохозяйственного производства. Зерно является продуктом питания для населения, кормом для скота и птицы, источником сырья для перерабатывающей промышленности. Ценность зерна как продукта заключается также в технологической возможности его резервирования. Важной целью является обеспечение населения качественными,
безвредными продуктами, своевременным выявлением нитратов, пестицидов, канцерогенов, вызывающих онкологические заболевания и косвенно оказывающих негативное влияние на весь организм человека, в том числе и в отдаленном временном периоде.
Актуальность государственного регулирования зернового производства обосновывается еще и тем, что высокие темпы развития отрасли сопровождаются наличием ряда нерешенных проблем, а также их обострением в изменяющихся социально-экономических условиях. Отдельно отметим, что, несмотря на рост цивилизации и развитие стран Китая,
Индии, ОАЭ, есть страны слабо развитые, поскольку население испытывает голод, в том числе под влиянием климатических аномалий. Во второй половине 2022 г. главой Минсельхоза России Д. Патрушевым озвучена информация о том, что безвозмездно пла -нируется передача 500 тысяч тонн зерновых Россией развивающимся странам для восполнения этой потребности [5].
Ключевые компоненты действующей системы государственного регулирования зерновой отрасли на протяжении 1991-2023 гг. представлены на рис. 1
Рисунок 1 - Ключевые компоненты государственного регулирования зерновой отрасли в 1991-2023 гг.
Рассматривая методы государственного регулирования аграриев в девяностых годах, отметим получение производителями субсидий для компенсации сельскохозяйственных издержек, получение кредитов по сниженной ставке. В 1995-2001 гг. развитие зернового комплекса осуществлялось за счет денежных средств из внебюджетного фонда, специально созданного для данных целей. Поступления в фонд формировались за счет отчислений предприятиями отрасли в размере полутора процентов чистой прибыли, и перераспределение между бюджетами фе-
дерального уровня составляло 1/3, а между региональным уровнем в пределах 2/3.
С наступлением 2000-х гг. значительно поменялась система предоставления кредитов сельскохозяйственным предприятиям, а именно отмена льгот, использовался инвестиционный кредит и субсидирование государством ставки по кредиту. Были разработаны комплекс мер по стимулированию малых предприятий, предпринимателей, семей, переезжающих в сельскую местность для сельскохозяйственных работ, за счет федерального бюджета, фонда поддержки
малого предпринимательства. В отдельных регионах выполнялись стратегические программы развития по увеличению урожайности зерновых без учета наличия необходимой инфраструктуры по производству, хранению, реализации. Это привело к повышению количества урожая зерновых более низкого качества, к затовариванию мощностей для хранения. Данный подход сохранял актуальность долгие годы.
Принятие Доктрины продовольственной безопасности и последующее вступление России во Всемирную торговую организацию изменило подходы к механизмом государственной поддержки сельского хозяйства. Государственная программа развития сельского хозяйства в 2013-2020 гг. состояла из ряда мероприятий, отдельно финансируемых из бюджета, были выделены проектная часть и процессная.
В настоящее время ключевые элементы государственного регулирования развития сельского хозяйства и зернового производства в частности представлены в долгосрочной стратегии развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года [2]. В соответствии со стратегическим планированием государственного регулирования зернового производства мерами государственного регулирования являются проведение государственных товарных и закупочных
интервенций на зерновом рынке, таможенно-тарифное регулирование (установление пошлин на ввоз/вывоз зерна, льготные тарифы на перевозку) и нетарифное регулирование (ограничения, запрета на ввоз / вывоз отдельных сортов зерна). Также имеется проблема с семенным фондом. Необходимо создавать и сохранять фонд семян. В Советском Союзе был создан большой задел в этом направлении, в рамках программы КПСС по развитию целинных земель на границе с Казахстаном, Оренбургской, Екатеринбургской области. Оптимальные сорта зерновых, полученных еще в советское время, подвергаются усовершенствованию. В селекционных лабораториях занимаются исследованиями по выведению новых сортов зерна, более устой -чивых к морозам, вредителям. Однако этот процесс довольно длительный. Минсельхоз планирует решать проблему обеспеченности отечественным семенным материалом одновременно с созданием технологии их сопровождения, поскольку в России в последние годы решением этой проблемы не занимались, в отличие от иностранных поставщиков зерна [7].
Направления государственной поддержки зернопроизводителей в рамках развития зернового производства представлены на рис. 2.
Рисунок 2 - Меры государственной поддержки производителей зерна
Отметим, что в России основные зоны по выращиванию зерновых культур - это Краснодарский край, Саратовская область, Ставропольский край, Ростовская область, респу-
блики Мордовия, Чувашия. На этих землях произрастают абсолютно разные по сортам виды пшеницы, ржи и других зерновых, которые сильно отличаются друг от друга. Рас-
сматривая показатели общего состояния зернового комплекса по итогам 2022 г. в России, отметим рекордно возросший урожай зерна.
Валовой сбор зерновых культур в хозяйствах Российской Федерации за последние шесть лет представлен в табл. 1.
Таблица 1 - Валовой сбор зерновых культур в хозяйствах Российской Федерации [3]
Наименование 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2022 г. в % к
2021 г. 2017-2021 гг.
Зерновые и зернобобовые культуры (в весе после доработки) 1355387 1132550 1211999 1334630 1213994 1538318 126,7 123,1
в том числе: зерновые культуры 1312767 1098194 1178557 1300163 1175604 590478 50,2 48,7
пшеница озимая 619795 529141 533733 632291 530445 739986 139,5 130,0
пшеница яровая 240230 192221 210794 226653 230164 304458 132,3 138,4
рожь озимая 25428 19145 14268 23747 17168 22131 128,9 110,9
рожь яровая 59 15 17 29 51 21 41,3 61,7
тритикале озимая 4691 3681 3102 2761 2639 2695 102,1 79,8
тритикале яровая 318 325 457 344 246 346 140,8 102,5
кукуруза на зерно 132081 114190 142824 138792 152376 117840 77,3 86,6
ячмень озимый 21609 18418 25498 22885 29199 31663 108,4 134,6
ячмень яровой 184681 151501 179393 186505 150765 202881 134,6 118,9
овес 54562 47193 44244 41321 37757 45564 120,7 101,2
рис 9866 10382 10987 11418 10764 7975 74,1 74,7
гречиха 15249 9317 7857 8922 9191 12337 134,2 122,1
просо 3161 2172 4398 3965 3683 3087 83,8 88,8
На основании статистических показателей Росстата на 26,6 % возрос показатель урожайности зерновых по Российской Федерации и достиг значения 153,8 млн тонн к 121,4 млн тонн в 2021 г. Показатель валового сбора пшеницы составил 104,4 млн тонн, что превысило уровень 2021 г. на 37 % (76,1 млн тонн). Объем валового сбора озимой пшеницы достиг 73,99 млн тонн, яровой пшеницы -30,44 млн тонн. Рожь была собрана в объеме 2,2 млн тонн, увеличение составило 29,4 % к уровню 2021 г. (1,7 млн тонн). Урожайность озимого ячменя возросла на 9,3 % и составила 3,2 млн тонн к уровню 2021 г. (2,9 млн тонн), а показатель урожайности ярового ячменя возрос на 25 % от 15,1 млн тонн в 2021 г. до 20,3 млн тонн в 2022 г. Валовой сбор кукурузы уменьшился на 22,4 %. В 2022 г. урожайность кукурузы составила 11,8 млн тонн, а в 2021 г. - 15,2 млн тонн. Овса было собрано 4,56 млн тонн, риса - 797,5 тыс. тонн, гречихи - 1,2 млн тонн, проса - 3,1 млн тонн. Сбор подсолнечника снизился до 14,5 млн тонн, сои - вырос до 5,8 млн тонн, озимого рапса -до 1,6 млн тонн, ярового - 2,9 млн тонн.
Если рассматривать рентабельность сельского хозяйства Российской Федерации, то по итогам 2022 г. она составила 20,9 % про-
тив 25,6 % в 2021 г. Показатели экспорта всех видов зерновых за полугодие 2022 г. превысили результаты 2021 г. на 28,4 млн тонн, в том числе в страны ЕАЭС [4]. Тем не менее сезонный экспорт пшеницы составил порядка 52,8 %, что меньше на 13 % чем за аналогичное полугодие 2021 г. Экспорт ячменя составил 3,1 млн тонн и превысил значение показателя в аналогичном полугодии 2021 г. на 2,5 млн тонн. Напротив, вывоз кукурузы снизился почти в полтора раза. Объем экспорта кукурузы, в соответствии со статистическими данными, составил 0,8 млн тонн в сравнении с 1,4 млн тонн предыдущего года [3; 6].
По итогам высоких урожаев зерновых в 2022 г. возникла проблема сохранения зерна. Зерно подвергается плесени, грибковым заболеваниям. Нужны производственные мощности, зернохранилища и прочая инфраструктура для переработки и хранения. Скорость транспортировки зерна и продуктов зернопереработки к потребителю отражается на качестве зерна, на его сортности. Например, при поражении зерна картофельной паршой оно из первого сорта переходит в третий и подходит только на корм животным. Отдельно подчеркнем необходимость
использования достижений биотехнологий. Считаем важным в связи с этим использовать высокотехнологические процессы, в частности создание резервуаров, где бы зерно хранилось для обеспечения потребности населения в потреблении. Это направление должно развиваться, поскольку годы бывают как высокоурожайными, так и неурожайными и требуется долгосрочное хранение зерна и полуфабрикатов из него. Не только хранение зерновых возможно с использованием биотехнологий.
Технологические процессы всей системы агропромышленного комплекса, особенно зерновой отрасли, связаны с обеспечением полей удобрениями, использованием качественного семенного фонда, оптимального режима выращивания культур яровых и озимых форм и их последующего выкоса, переработки, хранения. Так, в середине двадцатого века на полях использовались в основном органические удобрения. В настоящее время используются синтетические (азот, фосфор, селитра), что требует более детальных исследований влияния их на зерно, состав, нормы их внесения в почву, соответствие их инструкциям и методикам выращивания зерновых. Ведутся биотехнологические исследования, разработки в области использования комплексов удобрений. Рентабельность производства зерна в целом снижается. Это происходит под влиянием роста издержек производства (повышение стоимости удобрений, семян до 40 %, ремонт импортной сельскохозяйственной техники), при одновременном ограничении экспорта и политики сдерживания цен на внутренних рынках. Решением проблемы может стать выращивание низкозатратных зерновых культур. Это масличные - подсолнечник, соя, рапс, лен и т. д., являющиеся самыми рентабельными культурами в растениеводстве на перспективу ближайших нескольких лет [4]. В условиях экономических санкций для решения проблемы с поставкой производственного оборудования и технологических машин необходимо разработать отечественные машины и оборудование по переработке, хранению зерновых. Для этих целей государству необходимо стимулировать научно-исследовательские работы в данном направлении, поддерживать инновационные проекты, присуждать гранты.
Государственной задачей должно стать дальнейшее наращивание торговли с Египтом, Пакистаном, Израилем, Индией, Афганистаном и со странами азиатского комплекса (Туркмения, Таджикистан, Узбекистан), поскольку там традиционно не имеется больших посевных площадей для выращивания зерновых культур. К климатическими особенностями этих государств относятся сильно засушливые зоны и повышенный риск неурожаев. Считаем, что необходимо позаботиться об обеспечении зерном слаборазвитых стран, поскольку это укрепляет политическое взаимоотношение и повышает роль России в мировом сообществе.
Таким образом, производство зерна составляет основу агропромышленного комплекса Российской Федерации и является крупнейшей подотраслью сельского хозяйства, от развития которой во многом зависит продовольственная безопасность страны, обеспеченность продовольствием и жизнедеятельность населения. Стратегическая важность развития зернового производства обусловливает необходимость целенаправленного государственного воздействия, воплощением которого является система государственного регулирования развития отрасли. В условиях экономических санкций и ограничений экспорта зерна управление развитием зерновой отрасли является актуальной проблемой. Рекордный рост урожая зерновых по итогу 2022 г. выявил ряд проблем, связанных с хранением и переработкой сырья в готовую продукцию.
На основании исследования представлено экономическое содержание государственного регулирования зернового производства. Определены ключевые компоненты государственного регулирования зерновой отрасли, включающие в себя административно-организационное государственное регулирование (1991-2006); административно-финансовое государственное регулирование (2008-2017); организационно-финансовое государственное регулирование(2017-2023). Проанализированы актуальные методы государственного регулирования зерновой отрасли, включающие в себя субсидии, льготные кредиты, компенсации части затрат по направлениям: семеноводство, операционная деятельность, материально-техническая база. На основании статистических показа-
телей Росстата проанализированы показатели урожайности зерновых по Российской Федерации в 2017-2022 гг.
В современных экономических условиях выявлены проблемы зерновой отрасли и предложены пути их решения.
1. Наличие большой доли семян зарубежных производителей, утрата большей части сортов семян, выведенных в эпоху СССР. Высокая стоимость зарубежных семян и зависимость от иностранных производителей в условиях экономических санкций. Решением проблемы является создание в селекционных лабораториях новых сортов семян высокого качества с низкой стоимостью, одновременно с созданием технологии их сопровождения до предприятий-зернопроизво-дителей.
2. Высокая стоимость удобрений. В настоящее время используются синтетические комплексы (азот, фосфор, селитра), что требует более детальных исследований влияния их на зерно, состав, нормы их внесения в почву, соответствие их инструкциям и методикам выращивания зерновых. Необходимо проводить биотехнологические исследования, разработки в области использования комплексов удобрений.
3. Снижение рентабельности производства зерна. Решением проблемы может стать выращивание низкозатратных зерновых культур - подсолнечника, сои, рапса.
4. Проблема сохранения зерна в товарном виде. По итогам высоких урожаев зерновых в 2022 г. возникла необходимость сохранения зерна, поскольку имеющиеся мощности недостаточны. Считаем важным в связи с этим создание резервуаров, где бы зерно дольше сохранялось для обеспечения потребности населения в его потреблении.
5. Отсутствие отечественных сельскохозяйственных машин и производственного оборудования. Необходимо разработать отечественные машины и оборудование по производству, переработке, хранению зерновых. Для этих целей государству необходимо стимулировать научно-исследовательские работы в данном направлении, поддерживать инновационные проекты, присуждать гранты.
6. Ограничение экспорта зерна. Считаем, что необходимо позаботиться об обеспечении зерном слаборазвитых стран, поскольку это укрепит политическое взаимоотношение и повысит роль России в мировом сообществе.
Список литературы_
1. Фоменко Е. В. Проблемы и перспективы глубокой переработки зерна // Актуальные вопросы экономики и права: проблемы и перспективы : материалы международной научно-практической конференции, посвященной 90-летнему юбилею со дня образования Астраханского государственного технического университета. Астрахань, 2020. С. 58.
2. Петрушина О. В., Жиляков Д. И. Направления оптимизации государственного регулирования цен и поддержки зернового производства // Инновации в АПК: проблемы и перспективы. 2021. № 3(31). С. 149-156.
3. Статистический сборник «Посевные площади, валовые сборы и урожайность селскохозяйственных культур в РФ в 2022, Москва. 2022. URL: rosstat.gov.ru>storage/mediabank.predv_2022.xlsx (дата обращения: 01.02.2023).
4.Пшеница приближается к порогу рентабельности. URL: https://www.ng.ru/economics/2022-11-09/4_8585_ grain.html (дата обращения: 01.02.2023).
5. Россия готова безвозмездно поставить 500 тысяч тонн зерна бедным странам. URL: https://ria.ru/20221029/ zerno-1827781009.html (дата обращения: 01.02.2023).
6. Биотехнологии получат господдержку. URL: https://agrotrend.ru/news/36289-biotehnologii-poluchat-gospodderzhku (дата обращения: 01.02.2023).
7. Ученые борются за независимость России от зарубежных семян: большая проблема. URL: https://www. mk.ru/economics/2022/04/06/ran-boretsya-za-nezavisim-ost-rossii-ot-zarubezhnykh-semyan-bolshaya-problema.html (дата обращения: 01.02.2023).
References _
1. Fomenko E. V. Problems and prospects of deep grain processing. Actual issues of economics and law: problems and prospects : materials of the international scientific and practical conference dedicated to the 90th anniversary of the formation of the Astrakhan State Technical University. Astrakhan, 2020. P. 58.
2. Petrushina O. V., Zhilyakov D. I. Directions of optimization of state regulation of prices and support of grain production. Innovations in agriculture: problems and prospects. 2021. No. 3(31). Pp. 149-156.
3. Statistical collection "Acreage, gross yields and yields of agricultural crops in the Russian Federation in 2022, Moscow. 2022. URL: rosstat.gov.ru>storage/mediabank.predv_2022.xlsx (date of circulation: 01.02.2023).
4. Wheat is approaching the threshold of profitability. URL: https://www.ng.ru/economics/2022-11-09/4_8585_grain. html (accessed: 01.02.2023).
5. Russia is ready to supply 500 thousand tons of grain to poor countries free of charge. URL: https://ria.ru/20221029/ zerno-1827781009.html (date of application: 01.02.2023).
6. Biotechnologies will receive state support. URL: https://agrotrend.ru/news/36289-biotehnologii-poluchat-gospodderzhku (date of application: 01.02.2023).
7. Scientists are fighting for Russia's independence from foreign seeds: a big problem. URL: https://www.mk.ru/ economics/2022/04/06/ran-boretsya-za-nezavisim-ost-rossii-ot-zarubezhnykh-semyan-bolshaya-problema.html (accessed: 01.02.2023).