Научная статья на тему 'Современное состояние газового хозяйства Алтайского края в контексте реализации программ стратегического развития'

Современное состояние газового хозяйства Алтайского края в контексте реализации программ стратегического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГАЗОВОЕ ХОЗЯЙСТВО / МЕХАНИЗМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Драничников Павел Сергеевич, Бочаров Сергей Николаевич

Данная статья посвящена вопросам взаимодействий между управленческими структурами региона и газовой отрасли в направлении повышения уровня согласованности стратегических программ развития и мероприятий по их реализации. В статье дан анализ современного состояния газового хозяйства Алтайского края, осуществлена оценка выполнения промежуточных целей его стратегического развития, а также предложена схема взаимодействия при стратегическом управлении предприятиями газовой отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние газового хозяйства Алтайского края в контексте реализации программ стратегического развития»

УДК 338.26

Современное состояние газового хозяйства Алтайского края в контексте реализации программ стратегического развития

Modern condition of natural gas industry in Altai Territoryin the context of realization of programs of strategic development

Драничников Павел Сергеевич

аспирант кафедры «Экономики предпринимательства и маркетинга»

Алтайский государственный университет

rerzerv@mail.ru Бочаров Сергей Николаевич д.э.н., профессор

заведующийкафедрой«Экономики предпринимательства и маркетинга»

Алтайский государственный университет

mark@econ.asu.ru

P.S. Dranichnikov

Graduate student of department of «Business economics and marketing»

Altai State University S.N. Bocharov Doctor of Economics, professor Head of department of «Business economics and marketing»

AltaiStateUniversity

Аннотация:

Данная статья посвящена вопросам взаимодействий между управленческими структурами региона и газовой отрасли в направлении повышения уровня согласованности стратегических программ развития и мероприятий по их реализации. В статье дан анализ современного состояния газового хозяйства Алтайского края, осуществлена оценка выполнения промежуточных целей его

стратегического развития, а также предложена схема взаимодействия при

стратегическом управлении предприятиями газовой отрасли.

Annotation:

This article describes problems of interactions between management structures of the region and natural gas industry, specifically rising level of consensus of strategic development programs and particular measures. The article also contains analysis of modern condition of natural gas industry in Altai Territory, evaluation of fulfilling interim targets of strategic development and scheme of interaction due strategic management of natural gas industry.

Ключевыеслова: стратегическое управление, газовое хозяйство, механизм стратегического управления.

Keys words:strategic management, natural gas industry,strategic management process.

Введение

Сложившаяся практика свидетельствует, что функционирование крупных естественных монополий подразумевает комплементарность усилий по выработке направлений стратегического развития на федеральном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях. Это обусловливает необходимость такого механизма стратегического управления, который предусматривал бы своевременное согласование изменений стратегических ориентиров и мер по их реализации во всей совокупности программ как по иерархии, так и функциональным областям. Только при соблюдении подобного принципа формирования долгосрочных программ возможно обеспечить наилучшие варианты использования финансовых и материальных народнохозяйственных ресурсов при одновременном соблюдении социальных и экономических интересов всех задействованных участников.

Несмотря на закрепленные в законодательстве полномочия, схемы координации и порядок взаимодействия органов власти с отраслевыми структурами, в настоящее время существует недостаточная согласованность в подходах к практике стратегического управления и планирования в отношении

газовой отрасли и сферы государственного и муниципального управления. Что обусловливает востребованность и актуальность научных исследований подобной тематики.

Практика реализации стратегии развития газового хозяйства региона

Стратегическое планирование развития газовой отрасли в Алтайском крае представленоСтратегией развития Алтайского края до 2025 г., и её конкретизацией в виде Энергетической стратегии Алтайского края на период 2020 года, а также рядом целевых программ, исходящими из интересов долгосрочного социально-экономического развития региона. Но сам организационный механизм реализации Энергетической стратегии характеризуется низкой степенью детализации взаимосвязей и взаимодействия основных структур, задействованных в её реализации[5, с. 118]. При этом параллельно действует стратегия развития ОАО «Газпром» и её дочерних предприятий, направленная на достижение лидерства среди глобальных энергетических компаний, то есть направленная на реализацию корпоративных интересов ТНК. В силу высокого уровня монополизации российской газовой отрасли, а также особенностей её инфраструктуры, предусматривающей доминирование одной компании на каждом этапе циркулирования потоков газа от добычи до реализации, стратегическое управление газовой отраслью региона, фактически, сводится лишь к обеспечению приоритетного развития крупнейших региональных предприятий газовой промышленности.

Для оценки влияния сложившейся системы стратегического планирования на фактические показатели, обратимся к анализу современного состояния газового хозяйства Алтайского края, по возможности сравнив его с целевыми ориентирами, указанными в программных документах.

В 2009 - 2013 гг.наблюдалась разнонаправленная динамика объёмов поставок газа конечным потребителям в Алтайском крае (рис. 1). Это было связано как с сокращением числа потребителей, так и качественными процессами внедрения энергосберегающих технологий в области производства продукции и оптимизации процессов потребления газа.

Рисунок 1 - Динамика объема газопотребления в Алтайском крае в 2009-2013 гг.

Рисунок 2 - Структура объема газопотребления в Алтайском крае в 2009-2013 гг. (по данным ООО «"Газпром межрегионгаз Новосибирск" филиал в Алтайском крае») Снижение объёмов поставок газа в Алтайском крае за рассматриваемый период произошло, главным образом, за счёт значительного снижения объёмов поставок предприятиям сферы электроэнергетики (на 96,6 %) и организаций коммунального комплекса (на 33,3 %).Диаметрально противоположная

тенденция по увеличению объемов поставок газа наблюдалась в жилищно-коммунальное хозяйство. Так, среднегодовой прирост объёмов потребления газа населением в Алтайском крае за 2010 - 2013 гг. составил 9,7%, увеличившись до 151,2 млн. м (рис. 2).В первую очередь, это было связано с ростом уровня газификации в регионе. В результате, немного изменилась структура поставок газа. Потребление населения в регионе с 2010 г. по 2013 гг. выросли с 14,6 % до 24,2%.

Реальный сектор экономики так и остался основным потребителем газа (в регионе на предприятияв 2013 г. приходилось порядка 75,8 % объёмов поставок). Но отрицательная динамика позволяет констатировать возникшие проблемы в выполнении намеченных стратегических ориентиров. Общая оценка соответствия фактического состояния газового хозяйства Алтайского края на 01.01.14 по отношению к промежуточным целевым показателям стратегического развития представлена на рисунке 3 (оценка ранжируется от «5» - фактический результат превосходит плановый - до «1» - фактический результат хуже базисного) - см рисунок 3.

Рисунок 3 -Оценка степени выполнения планов стратегического развития газового хозяйства Алтайского края в 2010-2013 гг.

Рассмотрим каждый из оцениваемых параметров более подробно.

Расширение сети магистральных газопроводов

Данное направление предусматривает строительство магистральных газопроводов, расширяющих географию газификации, которые были намечены в рамках стратегии развития газового хозяйства края (см. табл. 1). Таблица 1 - Строительство магистральных газопроводов в Алтайском крае в

2008-2014 гг.

Направление газификации Срок реализации Текущее состояние

Южные районы ("Бирюзовая Катунь" и "Сибирская монета") 2008-2011 Завершено полностью

Юго-западные районы («Барнаул - Рубцовск») 2009-2013 В процессе (завершено около 13%)

Западные районы («Барнаул -Славгород») 2014-2020 Ожидает (требует завершения предыдущего)

Фактически, из обозначенных направлений газификации успешно выполнено лишь одно, являющееся продолжением т.н. «бийского направления» в рамках инфраструктурного обеспечения крупнейших туристско-рекреационных кластеров, а также потенциального места организации экспорта природного газа в Китай. Срокигазификации западной части края сдвинуты на 2015-2020 гг.

Расширение сети подводящих газопроводов

Строительство сети распределительных газопроводов привязано кстроительству магистральных газопроводов. Соответственно, показатели, заложенные в стратегии, не могут быть достигнуты. Однако более поздние нормативы, разработанные с учетом фактической ситуации, в целом исполняются. Так, фактический ввод в эксплуатацию газопроводов в 2013 г. составил 284,3 км против 280, заложенных в долгосрочной программе «Газификация Алтайского края на 2013-2015 годы». Общая протяженность

газопроводов увеличилась с 1840 км в 2008 г. до 4050 км на 01.10.14, что соответствует среднегодовому темпу роста в 12,4%.

Повышение уровня газификации

Данный элемент, складывающийся из ряда показателей (газификация жилого фонда, населенных пунктов, котельных и т.д.), затруднителен для анализа в силу различных методик расчета и отсутствия единой статистики. Вместе с тем, на начало 2008 г. уровень газификации в крае составлял 5,1%, в 2013 г. - 9,8%, что соответствует среднегодовым темпам роста 11,5%, при плановых 10%, заложенных в стратегию. Таким образом, данное направление является наиболее успешно осуществляющимся, несмотря на наличие проблем с финансовыми ресурсами у населения и организаций.

Ввод новых генерирующих мощностей

Проекты создание мини-ТЭЦ набазе ГТУ и ГПУ не нашли широко применения. Планы ОАО «ГТ Энерго» (до 1 июля 2014 года — ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго») по строительству мини-ТЭЦ на природном газе в период 2011 - 2015 гг. не были осуществлены, уже существующая электростанция не функционирует на регулярной основе (табл. 2).

Таблица 2 - Строительство газотурбинных ТЭЦ в Алтайском крае в 2008-2014 гг.

Объект Срок запуска Мощность, МВт Текущий статус

ГТТЭЦ-1 2006 36 Не функционирует

ГТТЭЦ-2 2011-2015 36 Не построено

ГТТЭЦ-3 2011-2015 36 Не построено

Повышение роли газа в электроэнергетике

По итогам 2013 года доля электроэнергетики в структуре газопотребления края составила 0,77%, уменьшившись с 22,52% в 2010 г.; иными словами, природный газ как вид топлива полностью уступил место более дешевым и экологически вредным альтернативам (углю и, в меньшей степени, мазуту), став резервным видом топлива, используемым только в

период пиковых нагрузок.Более того, как было показано ранее, наблюдается устойчивая тенденция к падению объемов газопотребления: так, в 2013 г. краем было использовано 626,2 млн. м , что составляет 69,58% от планового значения в 900 млн. м . Данный факт также можно рассматривать как свидетельство невыполнения запланированных параметров.

Таким образом, промежуточные результаты реализации стратегии развития газового хозяйства Алтайского края имеют смешанный характер. Газификация потребителей районов, получивших доступ к газотранспортной сети, идет быстрыми темпами, но строительство магистральной инфраструктуры приостановлено. Электроэнергетика края использует природный газ в качестве резервного вида топлива при пиковых нагрузках, но в целом объем его промышленного использования сокращается, равно как и ввод новых энергетических мощностей, использующих газ. Подобная ситуация создает угрозы как энергетической безопасности региона, так и перспективам устойчивого социально-экономического развития.

Совершенствование механизма стратегического управления развитием газового хозяйства региона

Для обеспечения комплексности решения проблем газового хозяйства региона, совершенствования взаимодействия участников газового рынка и государственных и муниципальных органов власти при формировании и реализации программ стратегического развития предлагается следующая схема взаимодействий, которая позволила бы учесть взаимообусловленность стратегических ориентиров газовой отрасли и региона (см. рис. 4).

Важным элементом этой схемы является блок мониторинга, который предполагает оценку промежуточных результатов развития газовой отрасли в разрезе специальных параметров - модифицированной системы сбалансированных показателей Р. Каплана и Д. Нортона (см. табл. 3).

Федеральный уровень

Социально-экономическая стратегия развития России

Отраслевой уровень

Энергетическая стратегия России Стратегия развития газовой отрасли

Региональный уровень

Социально-экономическая стратегия региона Стратегия развития газовой отрасли региона

Рисунок 4 - Схема взаимодействия при стратегическом управлении предприятиями газовой отрасли

Помимо традиционных элементов (финансы, потребители, бизнес-процессы, персонал) она дополнительно учитывает «инфраструктурное обеспечение», позволяющее специфику газовой отрасли региона. Таблица 3 - Основные цели и задачи развития газового хозяйства Алтайского края в разрезе системы сбалансированных показателей

Проекция Цель Задачи

Финансы Повышение прибыльности компании в регионе сбыта Увеличение объёмов сбора платежей

Снижение потерь газа за счёт внедрения новых технологий учёта

Сбыт газа для предприятий соседних регионов и стран

Увеличение объёмов сбыта газа населению и предприятиям

Снижение затрат Сокращение эксплуатационных затрат на хранение газа

Взаимодействие с органами государственной власти по осуществлению оптимальной тарифной политики в регионе

Сокращение затрат на транспортировку газа

Клиенты (рынки сбыта газа) Оптимизация системы потребления газа в регионе Снижение коммерческих потерь газа за счёт внедрения дифференциированного учёта его реализации

Снижение затрат на услуги снабжения и сбыта газа

Снижение потребления природного газа, используемого в компрессорных станциях

Повышение доступности газа для потребителей (повышение уровня газификации) Газификация новых потребителей в труднодоступных районах края без строительства газопроводов

Строительство газопроводов и отводов ГРС

Расширение сети газопроводов

Газификация жилого сектора

Внутренние бизнес-процессы Развитие бизнеса в регионе Снижение эксплуатационных затрат за счёт внедрения инновационных технологий

Совершенствование бизнес-процессов, связанных с организацией мероприятий по газификации региона Совершенствование бизнес-процессов строительства новых газопроводов, отводов и ГРС

Согласование стратегических мероприятий по газификации региона с органами региональной власти

Совершенствование бизнес-процессов по планированию, учёту и контролю Автоматизация процессов планирования, учёта и контроля

Внедрение эффективных технологий прогнозирования

Обучение персонала Увеличение производительности труда на предприятиях газового хозяйства региона Взаимодействие с ВУЗами региона для повышения уровня квалификации сотрудников и обеспечения притока новых кадров

Сотрудничество с другими компаниями по поводу обучения персонала

Подготовка квалифицированного персонала Повышение квалификации сотрудников в области осуществления инженерных работ

Повышение квалификации сотрудников в области осуществления строительных работ

Повышение квалификации сотрудников в области учета газа

Развитие инфраструктуры Повышение эффективности транспортировки газа в регион Снижение потребления на технологические нужды

Снижение потерь при транспортировке газа

Снижение потребления при обслуживании линейной части газопровода

Повышение эффективности хранения газа Снижение эксплуатационных затрат при хранении газа

Внедрение технологий наземного хранения газа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Повышение безопасности Снижение несчастных случаев на предприятиях газового комплекса

Предложенные элементы позволят повысить уровень достоверности

разрабатываемых стратегических программ и обеспечить более эффективное выполнение запланированных мероприятий за счёт: согласованности стратегических и оперативных задач управления развитием, чёткого доведения задач стратегического развития до персонала предприятий в виде количественных индикаторов, повышения эффективности реализации стратегии за счёт привязки её основных количественных индикаторов к финансовой мотивации ответственных за её реализацию лиц, «технологизации» процесса разработки стратегии развития предприятий отрасли на систематичной, повторяющейся основе. Тем самым будут созданы предпосылки для более обоснованного и комплексного использования газовых ресурсов страны для решения задач индустриального и социально-экономического развития.

Библиографический список:

1. Закон Алтайского края от 21.11.2012 N 86-ЗС «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года» // «Сборник законодательства Алтайского края», N 199, ч. 1, ноябрь, 2012, с. 34.

2. Постановление Алтайского края от 10 ноября 2008 г. N 474 об Энергетической стратегии на период 2020 года (в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 25.02.2010 N 63). // Официальный портал Алтайского края [Электронный ресурс]. Режим доступа -http://www.altairegion22.ru/upload/iblock/25d/post474 08.doc, проверено 23.02.2015

3. Постановление Алтайского края от 26декабря 2012 г. N 734Об утверждении долгосрочной целевой программы "Газификация Алтайского края на 2013-2015 годы" (в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 09.12.2013 N 635). // Официальный портал Алтайского края [Электронный ресурс]. Режим доступа -,http://www.altairegion22.ru/upload/iblock/1d0/734_12.pdf, проверено 23.02.2015

4. Постановление Алтайского края от 05ноября 2014 г. N 508Об утверждении государственной программы Алтайского края «Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами» на 2014 - 2020 годы // Официальный портал Алтайского края [Электронный ресурс]. Режим доступа -,http://www.altairegion22.ru/upload/iblock/7a9/508_2014.pdf, проверено 23.02.2015

5. Драничников П.С. Основные направления стратегического развития газового хозяйства Алтайского края // Сегодня и завтра российской экономики. - 2014. - № 67-68. С. 116-120.

Bibliography:

1. Law of Altai Territory from 21.11.2012 No 86-3C«About validation of strategy of socioeconomic development of Altai Territory until 2025» // «Legislation digest of Altai Territory», No 199, part 1, November, 2012, p. 34.

2. Resolution of Altai Territory from 10.11.08 No 474 about Energy strategy until 2020 (as amended in Resolution of Administration of Altai Territory from 25.02.2010 No 63) // Official portal of Altai Territory [Electronic resource]. Access mode - http://www.altairegion22.ru/upload/iblock/25d/post474 08.doc, checked 26.01.2015

3. Resolution of Altai Territory from 26.12.12 No 734 about validation of long-term target program «Gasification of Altai Territory in 2013-2015» (as amended in Resolution of Administration of Altai Territory from 09.12.2013 No 635) // Official portal of Altai Territory [Electronic resource]. Access mode

- http://www.altairegion22.ru/upload/iblock/1d0/734_12.pdf, checked 23.02.2015

4. Resolution of Altai Territory from 05.11.14 No 508 about validation of state program of Altai Territory«Provision of housing and public utility services for population of Altai Territory in 2014 - 2020 // Official portal of Altai Territory [Electronic resource]. Access mode -

http ://www.altairegion22.ru/upload/ iblock/7a9/508_2014.pdf, checked 23.02.2015

5. DranichnikovP.S. Main activities ofstrategicdevelopmentof natural gas industry in Altai Territory // Today and tomorrow of Russian economy. - 2014.

- № 67-68. p. 116-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.