УДК 338.26
Сбалансированная система показателей как основа управления развитием
газового хозяйства Алтайского края
Balanced scorecard as base of development management of natural gas industry
in Altai Territory
Драничников Павел Сергеевич
Алтайский государственный университет аспирант кафедры экономики предпринимательства и маркетинга
[email protected] P.S. Dranichnikov Altai State University graduate student of business economics and marketing
Аннотация:
Данная статья посвящена вопросам управления развитием газового хозяйства Алтайского края. Топливно-энергетический комплекс является одним из наиболее важных составляющих современной экономики, а природный газ является одним из наиболее важных составляющих топливно-энергетического комплекса. Вместе с тем его специфика задает особые требования к системе управления. В статье предлагается использование концепции сбалансированной системы показателей как эффективного инструмента стратегического управления.
Annotation:
This article is concerned with questions about development management of natural gas industry in Altai Territory. Fuel and energy complex is one of the most important part of modern economy and natural gas is one of the most important part of fuel and energy complex. Simultaneously, itsspecificity determinates special requirements for management system. The article shows use of conception of balanced scorecard as efficient instrument of strategic management.
Ключевые слова: стратегическое управление, газовое хозяйство, сбалансированная система показателей, системный подход. Keys words: strategic management, natural gas industry, balanced scorecard, systems thinking.
Введение
Стратегическое управление развитием предприятий газового хозяйства Алтайского края должно осуществляться на основе комплексности обеспечения решения основных проблем газового хозяйства региона на всех иерархических уровнях, с учётом специфики устройства газового хозяйства региона и осуществления основной деятельности предприятий газового комплекса во взаимодействии с элементами внешней среды. Решение данной проблемы видится в разработке модели стратегического управления развитием предприятий газового хозяйства Алтайского края.
Стратегия развития газового хозяйства в Алтайском крае зависит в значительной степени от различных подразделений компании ОАО «Газпром», как, с одной стороны, рыночного оператора, осуществляющего совокупность операций по добыче, транспортировке и сбыту продукции потребителю; а, с другой стороны, компании, в лице которой государство реализует ряд своих социально-экономических функций, являясьеё основным владельцем. Модель стратегического развития предприятий газового хозяйства региона должна быть привязана к деятельности данного естественного монополиста. Важнейшим условием эффективного управления любого субъекта хозяйствования является доступ к качественной информации, выраженной в системе соответствующих индикаторов. В связи с этим, в основе модели стратегического управления развитием газового хозяйства должны лежать методические подходы, позволяющие, учесть, во-первых, задачи развития предприятий газового комплекса как субъекта рыночной деятельности, а, во-вторых, охватить весь комплекс происходящих в рамках функционирования компаний процессов.
К методике стратегического управления, которая позволяет учесть данные требования, относится подход, предполагающий выработку комплекса системы специальных показателей - системы сбалансированных показателей, привязанных к различным аспектам деятельности компании.
Основная часть
Общая цель разработки системы сбалансированных показателей для предприятий газового хозяйства региона заключается в определении генерального направления деятельности компании на среднесрочный и долгосрочный период; в определении частных направлений её развития по достижению установленных в рамках системы стратегических задач; усилении бизнес-стратегии развития компании, переформатирования её в систему привязанных к деятельности предприятия стратегических показателей; создание системы мониторинга и получения обратной связи в ходе реализации бизнес-задач для получения информации, а также инициирования организационных изменений в рамках компании.
Система сбалансированных показателей управления стратегическим развитием предприятий газового хозяйства рассматривается как модель или механизм управления, позволяющий наиболее оптимально трансформировать миссию и стратегические цели (в том числе социально-экономического характера) развития региональных предприятий газового хозяйства в конкретный план действий для достижения этих задач, а также осуществлять текущую, оперативную оценку результативности достижения поставленных в ходе формирования данной системы задач. Данный механизм управления позволяя «оцифровать» различные ключевые аспекты деятельности предприятий газового хозяйства региона, формирует действенную концептуальную базу для определения потенциала использования ресурсов (кадровых, финансовых, информационных, материальных) действующей структуры управления предприятиями.
Классическими составляющими системы стратегического управления экономической системой являются, которые должны быть учтены при
внедрении концепции системы сбалансированных показателей в процесс управления стратегическим развитием предприятий газового хозяйства региона:
1. Стратегия - в отношении трактовки данного понятия в теории управления экономическими системами всегда были разногласия и дискуссии -его могут рассматривать как ретроспективный, как описательный, а также как итеративный процесс[1]. Между тем, под стратегией, применительно к предлагаемым в даннойстатье идеям и как составляющей системы стратегического управления, понимается итеративный процесс, в ходе которого осуществляется постановка долгосрочных целей и задач субъекта управления, разработка долгосрочной программы действий и распределения ресурсов организации с целью оптимального перевода со временем текущего состояния в желаемое.
2. Состояние организации в будущем определяется миссией и стратегическим видением. Миссия в наиболее общем понимании представляет ценность, предоставляемую организацией для региона, выраженную, с одной стороны, в абстрактном для общества, а, с другой, конкретном для компании посыле.
3. Стратегическое видение представляет собой образ организации в долгосрочной перспективе, описанный в каком-либо посыле (тексте).
4. Стратегические цели и задачи. Стратегические цели представляют собой долгосрочные ориентиры высшего иерархического порядка (после миссии и стратегического видения) развития организации, которые могут быть выражены в виде количественных или качественных критериев их достижения. Стратегические задачи представляют собой декомпозированные на ряд более простых мероприятий ориентиры следующего за стратегическими целями иерархического уровня, также выраженные в количественных или качественных критериях.
Таким образом, трансформация миссии и стратегического видения развития организации осуществляется путём их декомпозиции на
стратегические цели и задачи следующего иерархического уровня, что позволяет осуществить логичную взаимоувязку стратегического и оперативного уровня управления организацией. Именно модель управления стратегическим развитием, основанная на внедрении принципов системы сбалансированных показателей, позволяет осуществить указанные действия наиболее оптимальным способом.
Внедрение системы сбалансированных показателей в процесс стратегического управления развитием газовогохозяйства целесообразно осуществлять как в разрезе классических проекций, так и с добавлением новых элементов, учитывающих требования Стратегии социально-экономического Алтайского края до 2025 г.[2], а также задачи, стоящие перед развитием газового хозяйства региона в Энергетической стратегии до 2020 г. [3]. В числе таких проекций следует выделить, в частности:
1. Финансы организации - данная проекция, реализуя координирующую роль в стратегии, рассматривает предприятия с точки зрения держателей акций и менеджмента компании. Финансовые показатели и критерии характеризуют финансовые цели предприятий и способы достижения этих целей (финансовую стратегию). Очевидно, что компания ОАО «Газпром», несмотря на её монопольное положение и, по сути, вменённую ей государством социальную функцию по непрямому субсидированию ряда групп потребителей, также осуществляет свою деятельность с целью получения определённых финансовых результатов. Таким образом, определяя ожидаемые финансовые результаты реализации стратегии, компания выставляет ориентиры для других проекций своей стратегии.
2. Управление сбытом газа (рынками сбыта, отношениями с клиентами). В рамках этой проекции компания определяет стратегию в отношении основных рынков сбыта в регионе (населения, как потребителя газа и юридических лиц). В этой проекции может быть выделено множество индикаторов и показателей, однако все они сводятся к необходимости
обеспечения удовлетворённости целевых рынков сбыта качеством оказываемых предприятиями газового хозяйства региона услуг.
3. Обеспечение внутренних бизнес-процессов. С точки зрения данного аспекта связанные между собой предприятия газовогохозяйства рассматриваются как функционирующие на основе взаимосвязанных основных и вспомогательных бизнес-процессов. В рамках данной проекции на основании идентифицированных процессов функционирования компании, осуществляется их привязка к конкретным количественным и качественным индикаторам, позволяющим в итоге достичь стратегической задачи в отношении управления бизнес-процессами и внести вклад в формирование других показателей.
4. Обучение персонала. В этой проекции организация определяет качественный состав своего персонала для обеспечения развития в долгосрочной перспективе. В связи с этим возникает необходимость постановки целей и количественных показателей, предполагающих повышение квалификации и профессионализма сотрудников организации. При этом важно не только обеспечить необходимый уровень развития навыков, но и удовлетворённость персонала условиями работы.
5. Развитие инфраструктуры газового хозяйства. С точки зрения данной проекции в ходе формирования стратегии развития должны быть учтены проблемы состояния инфраструктуры организации, а также «заложены» основы (в виде стратегических задач, мероприятий, количественных индикаторов) для решения этих задач.
На рисунке представлена взаимосвязь стратегии социально-экономического развития и энергетической стратегии Алтайского края со стратегии ОАО «Газпром» в контексте внедрения в неё системы сбалансированных показателей.
Цели Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до
2025 г
Расширен
ие сети газопрово дов
Строительств о
газопроводов-отводов и ГРС
Увеличение доли газа в энергобаланс е края
Ускорение темпов газификации жилого сектора
Перевод муниципальн ых
котельных на природный
Обеспечение условий для использования газа промышленными предприятиями
Методы и механизмы реализации
Стратегия ОАО «Газпром» в Алтайском крае
Миссия и стратегическое видение компании
Обучение пе рсонала
Цели Ключевые показатели Мероприятия
Развитие инфраструктуры
Цели Ключевые показатели Мероприятия
Финансы
Цели Ключевые показатели Мероприятия
Рынки сбыта газа (клиенты)
Цели Ключевые показатели Мероприятия
а V
к Внут ренние бизнес-процессы
Цели Ключевые показатели Мероприятия
Рисунок - Взаимосвязь стратегии социально-экономического развития и энергетической стратегии Алтайского края со стратегии ОАО «Газпром» в контексте внедрения в неё системы сбалансированных показателей
Для газового хозяйства, в том числе на региональном уровне, характерно наличие специфических черт, определяющих необходимость разработки адекватной этим особенностям системы управления стратегическим развитием, в том числе:
- высокий уровень капиталоёмкости газовой отрасли определяет соответствующее влияние инвестиционной составляющей в процессе её управления - таким образом, стратегическое управление развитием газовогохозяйства региона предполагает необходимость постоянного принятия эффективных инвестиционных решений.
- оптимальное функционирование газовой отрасли ввиду его компонентной специфики определяет необходимость постоянного инвестирования в воспроизводственный процесс, в том числе в обновление основных фондов предприятий отрасли по добыче, производству, переработке, транспортировке газа; а также освоения новых запасов взамен истощившихся.
- монопольный характер газовой отрасли, с доминирующим влиянием одной компании;
- высокая социально-экономическая значимость развития газовогохозяйства и предприятий, составляющих его региональную структуру;
- высокий уровень регуляции газового хозяйства государством;
- инфраструктура газовой промышленности представляет собой систему разветвлённых предприятий, состоящую из основных производителей газа и сервисных предприятий (сбытовых, распределительных).
В условиях наличия фундаментальных специфических черт газового хозяйства именно концепция системы сбалансированных показателей становится той технологией стратегического управления, которая может позволить сбалансировать влияние различных составляющих внешней среды, увязав их со стратегическими задачами развития.
В числе основных задач внедрения модели стратегического управления развитием газовой отрасли на основе принципов концепции системы сбалансированных показателей входят:
- внедрение и использование системы количественных, характеризующих степень достижения поставленных в стратегии целей и задач, а также сопутствующих им мероприятий;
- создание эффективного механизма управления финансовой системой, системой бюджетирования и управления затратами, бизнес-процессами, мотивацией персонала, развитием инфраструктуры предприятий газового хозяйства региона, направленных на обеспечение вклада в достижение социально-экономических задач развития края;
- создание и внедрение системы мониторинга хода реализации стратегии, а также степени достижения поставленных в системе сбалансированных показателей количественных индикаторов;
- обеспечение взаимоувязки поставленных в рамках внутренней стратегии и системы сбалансированных показателей целей с задачами развития энергетического хозяйства края;
- внедрение эффективного механизма планирования и прогнозирования результатов деятельности компании на основе обеспечения высокого уровня связи между кратко- (месяц), средне-(квартал-год) и долгосрочными (3-5 лет) целями развития компании с учётом решений в рамках финансовой и производственной стратегий.
Для достижения данных задач должны быть проведены следующие, основные направления мероприятий:
- внедрение эффективной системы прогнозирования количественных индикаторов системы сбалансированных показателей, связанных с изменениями во внешней среде (объёмами потребления газа, планируемыми затратами по газификации, планами расходов по строительству газопроводов и др.);
- внедрение процедуры периодического планирования и коррекции ключевых индикаторов в рамках системы сбалансированных показателей с учётом текущих и стратегических целей предприятий газовогохозяйства края;
- создание и внедрение процедуры формирования в рамках системы сбалансированных показателей комплекса нормативных индикаторов с привязкой их к ответственным в каждом структурном подразделении;
- внедрение эффективных механизмов контроля за достижением ключевых индикаторов эффективности предприятий газового хозяйства региона.
В числе практических мер по внедрению системы сбалансированных показателей в управление компанией ОАО «Газпром» в Алтайском крае следует выделить:
1. Анализ первичных данных в целях формирования как общей стратегии в регионе, так и стратегий крупных подразделений компании.
2. Постановка целей и их каскадирование на нижестоящие уровни управления.
3. Разработка системы ключевых показателей эффективности -«оцифровка» задач и стратегических мероприятий по реализации стратегии.
4. Установка критериев и нормативов достижения задач стратегии, вне зависимости от способов достижения задач.
5. Формирование комплекса нормативных показателей достижения задач в целях контроля реализации стратегии, оценки его текущей эффективности, корректировки применяемых инструментов.
6. Формализация стратегии развития предприятий газового хозяйства, входящих в структуру ОАО «Газпром» по Алтайскому краю.
7. Внедрение службы контроллинга - с целью обеспечения системного учёта, анализа, планирования и контроля ключевых показателей эффективности.
8. Бюджетирование мероприятий.
9. Реализация стратегии.
Заключение
Формирование стратегии развития предприятий газовогохозяйства региона, основанной на концепции сбалансированных показателей, с
адаптацией к специфике структурного и производственного устройства газового хозяйства региона позволяет получить ряд преимуществ за счёт:
- распространения и чёткого донесения идей стратегии до персонала предприятий газового хозяйства региона, выраженных в количественных индикаторах поставленных целей и стратегических мероприятиях для их достижения;
- обеспечить согласованность и взаимообусловленность стратегических и оперативных задач управления развитием предприятий газового хозяйства региона;
- повысить эффективность реализации стратегии за счёт привязки её основных количественных индикаторов к финансовой мотивации ответственных за её реализацию лиц;
- обеспечить «технологизацию» процесса разработки стратегии развития предприятий отрасли (то есть возможность превратить этот процесс в стандартный, спланированный набор действий). Библиографический список:
1. Винокуров В. Организация стратегического управления на предприятии. М., Центр экономики и маркетинга, 1996. 234 с.
2. Закон Алтайского края от 21.11.2012 N 86-ЗС «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года» // «Сборник законодательства Алтайского края», N 199, ч. 1, ноябрь, 2012, с. 34.
3. См.: Постановление Алтайского края от 10 ноября 2008 г. N 474 об Энергетической стратегии на период 2020 года (в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 25.02.2010 N 63). // Официальный портал Алтайского края [Электронный ресурс]. Режим доступа -http://www.altairegion22.ru/upload/iblock/25d/post474 08.doc, проверено 26.01.2015
Bibliography:
1. Vinokurov V. Organization of strategic management on factory. M., Center of economics and marketing, 1996. 234 p.
2. Law of Altai Territory from 21.11.2012 No 86-3C«About validation of strategy of socioeconomic development of Altai Territory until 2025» // «Legislation digest of Altai Territory», No 199, part 1, November, 2012, p. 34.
4. See: Resolution of Altai Territory from 10.11.08 No 474 about Energy strategy until 2020 (as amended in Resolution of Administration of Altai Territory from 25.02.2010 No 63) // Official portal of Altai Territory [Electronic resource]. Access mode - http://www.altairegion22.ru/upload/iblock/25d/post474 08.doc, checked 26.01.2015