Современное состояние физической культуры как маркера социальных изменений общественного устройства
в культуре», когда определенные аспекты мироустройства внезапно становятся доминирующими и определяют вектор развития человечества.
Ключевые слова: взрыв в культуре, доминирование физической активности, стиль жизни, пандемия, активный гомеостаз.
Мацко Андрей Иванович,
к.п.н., доцент, АГПУ г. Армавирский зав. каф. ФКиМБД
E-mail: [email protected] Варнина Анжелика Сергеевна,
ст. преп. каф теории, методики, практики физической культуры и спорта МГУ им. Адм. Невельского E-mail: [email protected]
Чернышев Виктор Петрович,
к.п.н., профессор. ЗТ РФ зав. каф. ФКиС
ФГБОУ ВО ТОГУ
E-mail: [email protected]
Чернышева Лариса Георгиевна,
канд. пед. наук, доцент, кафедра ФКиМБД АГПУ E-mail: [email protected]
В статье анализируется феноменальное изменение статуса физической культуры в обществе. Показано, что в последние годы физическая культура перестала выполнять свои исключительно прикладные функции обеспечения активного гомеостаза, а превратилась в социальное явление, далеко вышедшее за рамки своего первоначального предназначения. На основе классических текстов первой половины ХХ века раскрывается особая роль физической культуры как дисциплинарной практики, используемой властью для консолидации общества и пресечения девиантных проявлений в его поведенческих паттернах. Попадая в особую сферу образа жизни, физическая культура становится своего рода императивом поведения определенной части общества, тиражируя это отношение во всем обществе. Показано, как современный человек, используя особенности строения физической культуры, теряет самобытность и стремится получить максимальное удовольствие с помощью специфических средств. Выдвижение на первый план человеческой телесности приводит к серьезным социальным перекосам в организации использования средств физической культуры. Возвращение физической культуры к первоначальным значениям - сложная, но это необходимая процедура структурирования всей социальной матрицы. Резкое изменение статуса физической культуры в обществе сравнимо с концепцией «взрыв
64
В предисловии к монографии Ю.М. Лотмана «Внутри мыслящих миров» академик Вяч. ВС. Иванов обозначил главную проблему, которая занимала ученого в последние годы жизни, как проблему «взрыв в культуре и истории и связанная с ним принципиальная непредсказуемость событий, за взрывом следующих».[6] Ю.М. Лотман считал, что он живет во взрывной момент истории русской и мировой культуры, но также считал, например, древнегреческий мыслитель, поэт и драматург Гесиод, называвший свой век, который мы сегодня называем «золотым», «железным», в котором «боги, закутавшись в плащи покидают сей мир». Не менее острые чувства переживали жители средневековой Флоренции после изобретения Гуттенбергом печатного станка, переживали так, что Мастера профессиональных гильдий объявили о самороспуске своих организаций, так как по их мнению, нормальный мир закончил свое существование и наступает очередная эпоха господства Хаоса [3]. Таких примеров в истории культуры слишком много, чтобы выделять какие-либо особо, но сегодняшнее существование мировой цивилизации по-настоящему столкнулось с такими вызовами, которые носят явно катастрофические черты. Станет ли длящийся кризис «кризисом упадка» или «кризисом развития» предсказать однозначно не может никто, что совершенно не отнимает у думающих представителей вида homo sapiens обязанности проводить ежеминутный детальный анализ культуры внутри которой им довелось жить, выходя при этом далеко за рамки настоящего во все стороны бытия. «Гуляющая» уже третий год по просторам мира эпидемия COVID-19, только усугубляет катастрофические и пессимистические настроения среди населения, но обнажает при этом некоторые элементы культурной матрицы, существующие в латентном режиме жизни в обычные времена. Взрывной характер культуры в современном изводе довольно сложно оценивать в целом, слишком велико многообразий прояв-
лений культурных артефактов в мире, но зато отдельные структурные элементы оказались сегодня настолько выпуклыми, что не замечать динамику их представленности просто нелепо. К таким сегментам культурной матрицы относится социальный феномен под общим названием «Физическая культура и спорт». Физическая культура и спорт именно как социальное явление стало сверх популярным способом времяпровождения значительной части населения сравнительно недавно. Еще каких-то полтора столетия назад вся область физической активности людей вполне уютно располагалась в их профессиональной деятельности. Сельскохозяйственные работники по факту вели активный в физическом смысле образ жизни и не испытывали никаких потребностей в дополнительном культурном оформлении этой активности. Физическая подготовка военнослужащих традиционно включала в свое содержание разнообразные средства физической культуры, но исключительно в прикладном аспекте. Спорт как развлечение, как забава использовался в узкой аристократической среде, но и в ней эти занятия носили не развивающий, а досуговый характер. Все изменилось со второй половины XIX века, в результате бурного роста городов и выходом на авансцену истории такой социальной страты как масса. Ставшие сегодня классическими труды философов Х. Ортега-и-Гассета «Востание масс» [7] Э. Канетти "Масса и власть» [4], Г. Лебона "Психология народов и масс» [5] просто подвели жирную черту под социальным эффектом, наблюдавшемся уже как минимум пол столетия. Результатом предшествовавших периодов истории связанных с промышленной революцией, борьбой рабочих за лучшие условия жизни, рост благосостояния человеческой популяции в целом, породили невиданный доселе эффект - появление в дневном расписании большого количества людей свободного времени. Досуг всегда был исключительно уделом немногих, большинство трудилось без перерывов и па-
65
уз с рождения до смерти. Постепенное появление времени, отличного от трудовой повинности по своему строению и содержанию потребовало от эпохи обоснования его заполненности. Иллюзии некоторых мыслителей XIX века, таких как например К. Маркс, мечтавших о том, что освобожденные от изнуряющего труда рабочие будут тратить минуты отдыха на саморазвитие личностного начала, оказались на практике не более чем иллюзией. Оказалось, что свободное время не просто праздное «ничегонеделание», а весьма насыщенное и плотное время, требующее от человека максимального напряжения всех сил, для его качественного наполнения. Отечественная культура столкнулась с описанным эффектом особенно остро в первые послереволюционные годы, когда силой обстоятельств огромные людские массы, хлынувшие из разрушенных деревень в город, где, как они думали, была надежда на спасение. Вчерашние крестьяне, сызмальства привыкшие к тяжелому физическому труду «от рассвета, до заката» не могли не переносить в новые условия жизни старые привычки. Появление в их расписании свободного времени стало заполняться самыми дремучими, разнузданными практиками, разврат и повальное пьянство в которых было не самое мерзкое. Молодая советская власть в качестве одного из средств обуздания поведенческой стихии с самого начала стала организовывать самые разнообразные спортивные мероприятия, которые, как оказалось, стали реальной альтернативой легитимного порядка наступающему беспорядку. С тех пор физическая культура и спорт стали неотъемлемой составляющей устройства культурного пространства государства, более того, максимально нагруженное идеологическими коннотациями содержание феномена «Физическая культура и спорт», пропуская через свои специфические структуры огромные людские массы, активно использовалось в качестве дисциплинарной практики в обыденной жизни людей. Возможно именно это
определение феномена «физическая культура» как дисциплинарной практики, структурно выстроенной так, что попадающий под действие этой самой структуры адепт, невольно воспринимал дисциплину и самодисциплину как естественное состояние человека. В саму структуру физической активности человека имманентно встроена перманентно культивирующаяся часть напряжения, подержание которого не очевидно фактически, но позиционируется как необходимое. В рамках осуществления индивидуальной или групповой физической активности у человека возникает иллюзия приобщенности к чему-то большему и значимому чем просто развитие физических качеств, необходимых и для получения удовольствия и для банального обеспечения активного гомеостаза. В нашей работе мы будем активно пользоваться термином, введенным в дискурс М Ямпольским [9] life style (стиль жизни). Анализируя современную столичную культуру как пространство Парка культуры, автор делает проницательное наблюдение, что «появление парка культуры ознаменовало процесс интенсивной эстетизации среды обитания и образа жизни» [9, C 30]. Далее автор делает замечание что «улица - это место, где социум потребляет сам себя» [9, C 33]. Это важное наблюдение касающиеся не непосредственно конкретной улицы, а улицы как особого пространства, на котором люди постоянно меняют роли зрителя и актера. Физическое состояние органично подчеркивает и ту и другую роль человека. Являясь одновременно и актером и зрителем, человек утрачивает истинную идентичность, мимикрируя в ту или иную ипостась в зависимости от ситуации и от тех партнеров по театру, с которыми ему в данный момент приходиться разыгрывать мизансцену. Цифровая эпоха можно сказать ликвидировала занавес, отделявший актеров от зрителей радикально. Д. Агамбен [1] использует для обозначения такого состояния социума термин «голый человек». Ему вторит французский философ П. Рикер [8] добавляя к термину
66
«голый человек» термин «человек по-грешимый», Основной пафос, который вкладывают данные мыслители в свою попытку описать современного человека подчеркивает полную прозрачность интимной жизни человека, ставшего не просто зависимым от life style, доминирующем в данную эпоху, а где-то даже осуществляющего добровольное подчинение нормам и канонам жизни, нарушение которых несет не банальное наказание внешней инстанцией, а серьезные ментальные фрустрации, приводящие человека к вечному неврозу. Физическая культура и спорт в сегодняшнем мире стали едва ли не основной институцией, маркирующей человека как своего для life style. На обеспечение явно избыточной траты времени и сил для соответствия канону приходится значительная доля интеллектуальных и материальных ресурсов. Гум-брехт отмечает, что в современных американских университетах даже попытка минимально дистанцироваться от приверженности спортивному образу жизни может привести к остракизму со стороны большинства. «Здоровый образ жизни» сегодня не просто призыв к ведению нормального образа жизни, это тоталитарный мем, требующий от приверженцев сектантского подчинения вне зависимости от того нравиться им это или нет. Во многих компаниях мировой экономики при приеме на работу преимущество отдается не профессиональным и интеллектуальным компетенциям, а умению демонстрировать физическое развитие. Такой life style на наш взгляд серьезно объединяет чисто человеческий потенциал, накопленный за столетия духовного развития. Тотальное шествие по миру мема «здоровый образ жизни» делает «голого человека» еще более беззащитным перед напором перманентной необходимости тратить все больше и больше ресурсов направленных на совершенствование собственной телесности. Сегодня практически не осталось никаких ограничений в отношении демонстрации телесности, каковыми были насыщены предыдущие периоды развития
человечества. В рамках доминирующего life style все интимное должно быть выставлено напоказ, причем не в естественном виде, а исключительно в преобразованном искусственным образом. Перекос в сторону развития телесности уже сказывается на требованиях общества избравшего своим императивом «максимизацию наслаждения» бесконечного совершенствования комфорта и потребления средств удовлетворения запросов телесности. Сегодняшнее состояние отрасли «Физическая культура и спорт» постепенно становится тем знаменитым чистым ручьем, в который загляделся Нарцисс, загляделся и залюбовался так, что даже нимфы не смогли отвлечь его от собственного лицезрения. За пресловутым нарцисс-цизмом кроется опасность утраты базовой задачи физической активности человека, достижение активного гомео-стаза это не задача организма, это его нормальное состояние. На клеточном уровне происходят процессы постоянной коррекции состояния организма в зависимости от огромного числа факторов. При этом механизмы репликации активного гомеостаза имеют многомиллионную историю и продолжаются безостановочно. Культурное переключение естественных механизмов воспроизводства жизни в пользу «максимизации удовольствия» приводит к искажению естественного хода развития филогенеза человека. Изобретение все новых и более сильных средств воздействия на естественное развитие оправдано с точки зрения медицины, но не может быть оправдано с квазикультурной точки зрения. В монографии Ж. Вигарелло [2] рассказывающей об изменении отношения к человеческому телу в Европе с XVI-XX вв. довольно четко показано как телесность постепенно выходила из зоны традиционной аскезы на первые роли и какие последствия это принесло для человечества. Рискнем сделать нетривиальный вывод о том, что войны и потрясения ХХ века в определенной степени связаны с выходом телесности на авансцену истории. Сегодня вся ин-
67
фраструктура отрасли «Физическая культура и спорт» помимо аккумулирования гигантских финансовых средств стала похожа на марксову «превращенную форму». Такую форму, которая не просто оторвалась от своих исконных задач, а закручиваясь по немыслимой спирали переплелась сама с собой в своих проявлениях. Ради соответствия life style изобретаются все новые и новые виды развлечений и наслаждений, сама человеческая жизнь перестает принадлежать человеку, а постоянно «вписывается» в господствующий тренд. Те положительные аспекты естественной физической активности приобретают гротескный характер и призваны к одному - соответствовать общему направлению моды. Традиционно на человеческую телесность во всех религиозных и светских аспектах всегда накладывались различного рода ограничения и табу. Люди понимали, только удерживая плоть в определенных рамках можно высвободить для творчества дух. История многих великих людей тому подтверждение. Достаточно почитать биографию О. Бальзака, чтобы на его примере увидеть как он любил все плотское, но при этом трудился на творческой стезе не просто самозабвенно, а жестко аскетически. Запретительные практики в традиционных культурах (например пост в православии), не просто истязали тело, с помощью этих практик высвобождался дух, но и само тело оказывалось просветленным. Сегодняшняя культура пошла по другому пути, сегодня не только снимаются всякие ограничения и обременения телесности, сегодня навязчиво проталкивается мысль что раз человек есть «желание желания», то любое его желание должно быть не просто удовлетворено, оно обязано должно быть реализовано. В Древнем Риме рабов называли сома, сома то есть тело, тем самым подчеркивался примитивный статус раба, занятого лишь обслуживанием по возможности своего тела. Для свободного гражданина тело было лишь частью человеческого существа, причем далеко не самой главной ча-
стью. Сегодняшнее развитие физической культуры в определенной степени приближает современного человека к, казалось бы давно забытому, статусу сомы. В последние годы с легкой руки М. Фуко в интеллектуальном дискурсе циркулирует термин «биополитика». Складывается ощущение, что тотально разрешительная практика эксплуатации телесности в любых проявлениях это и есть «биополитика», утратившая изначальный смысл политика, приобрела приставку био, сделавшую ее особой практикой человеческого общежития. В рамках life style человек становится прикладной частью своей телесности, не телесность как ей положено прикладывается к человеческому существу, а человек прикладывается к своей плоти. Проявленная в статье позиция не стремиться не в коей мере закрасить физическую активность человека черной краской, наоборот, честный и скрупулезный анализ такого модного сегодня социального явления как «Физическая культура и спорт» необходим для понимания вектора развития человеческого сообщества. Мы действительно живем в крайне непростое время, от человека требуется не становиться прикладным механизмом, а оставаться на уровне достигнутом предками в отношении культуры телесности. Это не самая простая сегодня задача, слишком велико давление «биополитики» на ментальность каждого человека. Греки умели различать bios и zoe, биологическое и социальное в человеке. Это различение позволило им создать великую культуру, плодами которой мы пользуемся до сих пор. Современная культура смешала эти понятия и получился непонятный гибрид. Нет сомнений,что человечество найдет в себе силы вновь распутать возникший клубок противоречий и перефразируя классику вновь зазвучат слова «Тело, знай свое место».
Литература
1. Джорджо Агамбен Средства без цели. Агамбен, Дж. М.: Гилея 2015. -146 с.
2. Жорж Вигарелло. Самоощущение. История восприятия тела (XVI-ХХвв) / пер. с франц. Л.Б. Комиссаровой - М.: Центр гуманитарных инициатив, 2020. - 256 с.
3. Волкова, Паола. Мост через бездну: полная энциклопедия всех направлений и художников / Паола Волкова - Москва: Изд. АСТ, 2019. -688 с.
4. Канетти, Элиас. Масса и власть / Элиас Канетти; пер. с нем. Л. Иони-на. - Москва: Изд. АСТ, 2020-704 с.
5. Лебон, Постав. Психология народов и масс / Гюстав Лебон; -Москва: Изд. АСТ, 2020. - 384 с.
6. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера -история. 464 с.
7. Ортега-и-Гассет, Хосе Восстание масс / Хосе Ортега-и-Гассет. - Москва: Изд.АСТ, 2020. -256 с.
8. Рикёр Поль. Философская антропология. Рукописи и выступления 3 / Пер. С франц. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2017. -312 с.
9. Ямпольский М.Б. Парк культуры и насилие в Москве сегодня. М.: Новое издательство, 2018. - 198 с.
THE CURRENT STATE OF PHYSICAL CULTURE AS A MARKER OF SOCIAL CHANGES IN THE SOCIAL STRUCTURE
Chernyshev V.P., Chernysheva L.G., Matsko A.I., Varnina A.S.
FGBOU VO Togu Khabarovsk; ASPU city of Armavir; FkiMBD; MSU Adm. Nevelskoy Vladivostok
The article analyzes the phenomenal change in the status of physical culture in society. It has been shown that in recent years physical culture has ceased to perform its exclusively applied functions of providing active homeostasis, and has turned into a social phenomenon that has gone far beyond its original purpose. Based on the classical texts of the first half of the twentieth century, the special role of physical culture as a disciplinary practice used by the authorities to consolidate society and stop deviant manifestations in its behavioral patterns is revealed. Get-
ting into a special life style field, physical culture becomes a kind of imperative for the behavior of a certain part of society, replicating this attitude throughout the whole society. It is shown how, exploiting the specific features of the structure of physical culture, a modern person loses his identity and strives to maximize pleasure with the help of specific means. The coming to the fore of human corporeality leads to serious social distortions in the organization of the use of physical culture means. The return of physical culture to its original meanings is a complex, but necessary procedure for structuring the entire social structure. A sharp change in the status of physical culture in society is comparable to the concept of "explosion in culture", when certain aspects of the world order suddenly become dominant and determine the vector of human development
Keywords: Explosion in culture, Dominance of physical activity, Life style, Pandemic, Active ho-meostasis.
References
1. Giorgio Agamben Means without a goal. Agamben, J.M.: Gileya 2015. - 146 p.
2. Georges Vigarello. Self-awareness. The history of body perception (XVI-XX centuries) / per. with French LB Komissarova - M.: Center for Humanitarian Initiatives, 2020. -256 p.
3. Volkova, Paola. Bridge over the abyss: a complete encyclopedia of all directions and artists / Paola Volkova - Moscow: Publishing house. AST, 2019. - 688 p.
4. Canetti, Elias. Mass and Power / Elias Canetti; per. with him. L. lonina. - Moscow: Publishing house. AST, 2020-704 p.
5. Le Bon, Gustave. Psychology of peoples and masses / Gustave Le Bon; - Moscow: Publishing house. AST, 2020. - 384 p.
6. Lotman Yu.M. Inside thinking worlds. Man-text-semiosphere-history. M.: Languages of Russian culture 1999-464 p.
7. Ortega y Gasset, Jose Rise of the masses / Jose Ortega y Gasset. - Moscow: AST Publishing House, 2020.-256 p.
8. Ricoeur Paul. Philosophical anthropology. Manuscripts and speeches 3 / Per. From French. M.: Publishing house of humanitarian literature, 2017. - 312 p.
9. Yampolsky M.B. Park of Culture and Violence in Moscow today. M.: New publishing house, 2018.-198 p.
69