ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
УДК 372.3/.4(479.24)+37.0
Ахмедов Гумеир Гусейн оглы
Доктор педагогических наук, зав. отделом подготовки научно-педагогических кадров Института проблем образования Азербайджанской Республики, [email protected], Баку
Ширзадова Мехрибан Гусейн кызы
Кандидат педагогических наук, докторант Института Проблем Образования Азербайджанской Республики, [email protected], Баку
Асадова Земфира Адилкызы
Соискатель Института Проблем Образования Азербайджанской Республики, [email protected], Баку
современное состояние дошкольного образования
в азербайджане в свете реформ
«курикулум дошкольного образования»
Аннотация. В статье раскрывается сущность современного состояния дошкольного образования в Азербайджане. Отмечается, что наряду с сохранением национальных традиций государство уделяет большое внимание физическому, интеллектуальному, эмоциональному развитию и привитию детям общемировых ценностей. В статье также анализируется «Программа по обновлению дошкольного образования в Азербайджанской Республике», отмечается, что с целью обновления содержания дошкольного образования одним из направлений является подготовка и утверждение национального «курикулум дошкольного образования», указывается его роль в воспитании самостоятельных, креативных, эмоциональных и творческих детей.
Ключевые слова: дошкольный возраст, базовые качества личности, национальные ценности, государственная программа, курикулум, стандарты, стратегии, оценивание.
Ahmadov Humeyir Huseyn
Doctor of Pedagogical Sciences, Prof., foreign member of State Scientific Academy of Russian Education Academy, Chief of the Preparation Department of scientific-pedagogical staff, the Institute of Education Problems, the Republic of Azerbaijan,[email protected], Baku
Shirzadova Mehriban Huseyn
Candidate of Pedagogical Sciences, full-time doctorate at The Institute of Education Problems, Republic of Azerbaijan, [email protected], Baku
Asadova Zemfira Adil
Postgraduate Student of the Institute of Education Problems Republic of Azerbaijan, [email protected], Baku
modern situation of preschool education in azerbaijan
through the reform « preschool education curriculum»
Abstract. The article reveals the essence of the modern situation with pre-school education in Azerbaijan. It is pointed that government pays great attention to the preschool education through preserving national traditions; physical, intellectual, emotional development of children and instilling global values .The article also analyzes the «Early Childhood Education Curriculum», indicated by its role in developing independent, emotional and creative children in the education.
Keywords: preschool age, basic personality traits, national values, the state program, curriculum, standards, strategy evaluation
Образование в XXI веке определяет не только содержание знаний, компетенций для социального взаимодействия, отношений и познания. Человек, получивший образование, должен также иметь свое понимание и видение мира, осмыслить и сам участвовать в его преобразовании [3; 4]. Сегодня в Азербайджане большое внимание уделяется развитию дошкольного образования со стороны государства. Принята специальная государственная программа, направленная на совершенствование системы дошкольного образования, развивается сеть подготовительных групп для дошкольников в образовательных школах [2]. В настоящее время практика дошкольных учреждений Азербайджана требует необходимости смены традиционного образования инновационной формой дошкольного образования. Значение инновационного подхода заключается в модернизации управления этой областью, организации, методах и формах обучения и воспитания, а также в планировании образовательного процесса [6; 13]. В «Программе по обновлению дошкольного образования в Азербайджанской Республике» одним из направлений определена подготовка и утверждение национального курикулума, в котором с позиции подготовки детей к школе отражаются основные требования к физическому, социальноморальному, эстетическому и психологическому развитию, к познанию и повышению речевой способности детей на основе гуманизации педагогического процесса [12]. В «Законе об Образовании Азербайджанской республики» отмечается, что дошкольное образование, являясь первой ступенью образования, в соответствии с интересами семьи и общества обеспечивает интеллектуальное, физическое и психическое развитие, привитие к элементарным трудовым навыкам, выявление таланта и способностей, охрану здоровья, эстетическое воспитание и формирование бережного отношения к природе и детям с раннего возраста [9]. Кабинетом министров Азербайджанской Республики был утвержден «Государственный стандарт и программа дошкольного образования» [8], в котором определены следующие области дошкольного образования: физическое развитие, здоровье и безопасность; развитие речи, обучение грамоте; культурно-эстетическое и творче-
ское развитие; познание и общие знания.
Курикулум* дошкольного образования направлен на привитие детям первичных жизненных умений и навыков, формирование ребёнка как личности, создание соответствующей образовательной среды для их всестороннего развития [1, с. 7]. Общие результаты обучения, ожидаемые в конце дошкольного образования, сформулированы следующим образом. Ребенок должен уметь:
- координировать движения;
- продемонстрировать первичные знания о количестве, цифрах и системе счета, понятиях меры и формы, а также времени и пространства;
- выполнить операции первичного обобщения, конкретизации, систематизации, группировки, классификации, измерения и распределения;
- критически мыслить и выявить креативный потенциал;
- продемонстрировать уважение (отношение) и терпение (толерантность) к окружающим;
- рассказать о событиях, выдвигать гипотезы и попытаться найти нестандартные пути решения проблем;
- слушать и понимать устную речь, последовательно выражать свои мысли, использовать речевые этикеты, строить взаимные отношения со сверстниками и взрослыми;
- соблюдать правила культурного поведения, личной гигиены и безопасности;
- продемонстрировать первичные знания и представления, связанные с изобразительным искусством и художественной деятельностью;
- использовать технические умения и навыки;
- уметь продемонстрировать первичные знания о языке, традициях, культуре и истории азербайджанского народа.
Стратегия обучения включает в себя принципы организации обучения, формы и приемы, используемые при его организации, а также планирование процесса обучения.
На основе «Государственного стандарта и программы дошкольного образования» [2] определены нижеследующие виды оценивания:
1) диагностическое (первичное) оценива-
* Курикулум (от лат. - «путь, направление»)
ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
ние проводится для определения первичного уровня развития в сентябре или октябре накануне представляемых новых тем и при возникновении проблем в малых группах или во всей группе;
2) формативное оценивание независимо от формы проведения мониторинга, текущее оценивание должно носить систематический характер. В это время результаты деятельности детей превращаются в реальные индикаторы для воспитателя;
3) суммативное (итоговое) оценивание используется для определения достижения детей по возрастным группам, оно проводится с целью обобщения и оценивания достижений детей в определенный период.
Основная цель оценивания детей дошкольного возраста - помочь воспитателям определить соответствующий вид деятельности как для отдельных детей, так и для всей группы. Оценивание проводится на принципах укрепления у детей уверенности и желания учиться; участия детей в процессе оценивания своих достижений и сверстников; сравнения предыдущих и текущих результатов.
Оценивание состоит из совокупности сведений на основе приобретенных аргументов, которые наблюдаются в действиях, речи, знаниях и в деятельности детей, а также на основе сведений, собранных специальными методами при помощи следующих средств: фиксирование эпизодов, описательные или каждодневные записи, «портфолио», интервью или собеседование, таблицы возраста и уровней развития, оценивание себя и сверстников, видеокассеты и фотографии, образцы ручных работ.
Отличие курикулума дошкольного образования от традиционной Программы воспитания и обучения в дошкольных учреждениях приведены в таблице.
Внедрение курикулума обеспечивает для детей - социальные качества и умения, необходимые для личного развития (дружба, самостоятельность, креативность, ответственность, коммуникабельность);
для педагога - профессионализм и компетентность, знания о конвенции детских прав, умение сотрудничать;
для родителей - сведения об обучении и воспитании детей и сотрудничество с детским садом, участие в образовании своих
детей;
для общества - интеллектуальные, развитые, добрые, самостоятельные, креативные и ответственные дети, которые станут строителями будущего.
Таблица - Сравнение программ дошкольного образования
Традиционная программа дошкольного образования Современный кури-кулум дошкольного образования
цель
усвоение знаний, умений и навыков, в результате которого увеличивается объём знаний формирование компетенции на основе средств деятельности, способствующих самостоятельному приобретению знаний
ориентация
объем знаний, предложения со стороны воспитателя всестороннее развитие личности, индивидуальный подход к воспитаннику, развитие компетентности ребенка, требования, предъявляемые к ребёнку
целесообразный и системный характер интеграции
отсутствует реализуется в полном объеме
Воспитатель только поощряет ребёнка без учета его сдвигов в развитии Проводится прослеживание и оценивание динамики развития детей.
Таким образом, управление педагогическим процессом в дошкольных учреждениях новыми подходами, целенаправленная деятельность его участников основываются на едином управлении работой руководителя, родителей и детей. Личностно-ориентиро-ванный характер педагогического процесса характеризуется творческим подходом к его организации [6].
Библиографический список
1. Ахмедов А., Аббасов Э. Концептуальные проблемы дошкольного образования // Курикулум. - 2011. - № 2. - С. 8-15.
2. Ахмедов Г. Г. Стратегия развития Азербайджанского образования. - Баку: Элм, 2010. - 800 с.
3. Ахмедов Г. Г. Реализация права на образование как одно из прав и свобод человека и гражданина //Социальное и пенсионное право. - 2009. -
№1. - С. 24-25.
4. Ахмедов Г. Г. Формы и методы учебной деятельности в традиционном и новаторском аспектах применения // Искусство и образование. -2008. - №2 - С. 45-52.
5. Ахмедов Г. Г. Человеческий ресурс азербайджанского образования: монография. - М., МПСИ, 2007. - 140 с.
6. Ахмедов Г. Г., Ширзадова М., Асадова Н. Создание богатства наций, или правовые ценности для дошкольников // Право и жизнь, 2013, №185(11). - С. 69-80.
7. Государственная стратегия по развитию образования в Азербайджанской Республике. / Азербайджан. Баку, 25 октября, 2013 [Электронный ресурс]. URL:http://edu.gov.az/view. php?lang=az&menu=73&id=7492 (дата обращения: 18.01.2014).
8. Государственный стандарт и программа дошкольного образования. - Баку, ИПО АР. 16июля 2010 г. [Электронный ресурс]. URL:http://edu.gov. az/view.php?lang=ru&menu=255&id=4372 (дата обращения: 18.01.2014).
9. Закон об Образовании Азербайджанской республики. Баку: Huquq, 2009 С.15 /[Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.gov.az/view.ph p?lang=ru&menu=72&id=4297(дата обращения: 18.01.2014).
10. Концепция общего образования Азербайджанской Республики (Национальный ку-рикулум). // Курикулум, 2008, № 1, С.131 (на азербайджанском языке). [Электронный ресурс]. URL: http://edu.gov. az/upload/füe/müH_kurikulum-rus.pdf (дата обращения: 18.01.2014).
11. Осмоловская И. В. Теоретико - методологические проблемы развития дидактики. // Педагогика. - 2013. - №5. - С. 35-42.
12. Программа обновления дошкольного образования в Азербайджанской республике (2007 - 2010 гг.) / Азербайджан муеллими. -Баку, 12 апреля 2007. - С. 2.
13. Третья международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. - №10. -С.8-13.