УДК 372.3(479.24) Ширзадова Мехрибан Гусейн кызы
кандидат педагогических наук, докторант Института проблем образования Азербайджанской Республики
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ АЗЕРБАЙДЖАНА
Аннотация:
В статье определены цели, задачи, основные факторы, методы и пути реализации социализации детей в дошкольных образовательных учреждениях, указываются трудности, с которыми сталкиваются педагоги. Подчеркивается важность правильной психологической подготовки воспитателей. Отмечается роль семьи и работы педагогов с родителями, ведь именно в семье закладываются представления об окружающем мире, людях, обществе, ценностях и нормах поведения. Делается вывод о том, что социализация ребенка в дошкольных учреждениях зависит от сочетания и комплексного воздействия вышеперечисленных факторов.
Ключевые слова:
социализация, нормы, культурные ценности, семья, дошкольное учреждение, факторы, методы и приемы.
Shirzadova Mehriban Huseyn kyzy
PhD in Education Science, Doctoral student, Institute of Education Problems of the Azerbaijan Republic
SOCIAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AT PRESCHOOL INSTITUTIONS OF
AZERBAIJAN
Summary:
The article defines the goals, objectives, key factors, methods and ways of children's socialization at preschool institutions, as well as challenges faced by preschool teachers. The value of proper psychological training of preschool teachers is emphasized. The author considers the role of family and teachers' work with parents, since it is the family that forms the views about the world, people, society, values and behaviour norms. It is concluded that the children's socialization in preschools depends on the combination and the complex influence of all the mentioned factors.
Keywords:
socialization, norms, cultural values, family, preschool institution, factors, methods and techniques.
Среди проблем XXI в. особое место занимает социализация детей дошкольного возраста. Ввиду того, что социализация человека происходит во всех сферах развития человека, в данной статье мы постарались определить ее основные факторы.
«Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых "специализируется" на решении определенных задач, и без их проработки последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен» [1, с. 18].
Гипотеза исследования была сформирована следующим образом:
1. Социализация ребенка во многом зависит от уровня организации его жизненной деятельности.
2. Факторы, направленные на социализацию ребенка, определяют организованное формирование личности ребенка.
В исследовании использовались следующие методы: анализ соответствующей литературы, анализ деятельности детей дошкольного возраста, анкетирование воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Научная новизна исследования заключается в изучении факторов, влияющих на социализацию детей дошкольного возраста, и ее оценивании с позиций разных подходов.
Успехи в системе образования зависят от того, в каком направлении и как будет развиваться общество, в котором социализация детей и молодежи стоит в центре внимания педагогов, потому что социализация подрастающего поколения, начиная с раннего возраста, охватывает весь период до зрелого возраста и обеспечивает процесс формирования личности. В социализации детей важную роль играет правильная психологическая подготовка, которая передает школе здравомыслящих учеников. Психологическое обслуживание как неотъемлемая часть образования в дошкольных учреждениях выдвигается на первый план, уделяется особое внимание человеческому фактору, моральным качествам и внутреннему миру детей и молодежи. Если до последних времен дети считались объектом образования, родители и педагоги решали и определяли, какие качества в них развивать, то сейчас в процессе образования учитываются способности, индивидуальные качества, склонности, круг интересов и потребности ребенка.
В процессе социализации формируются также толерантность, синергизм, конкурентоспособность, умение рисковать, свободно мыслить и другие качества, которые неразрывно связаны с пси-
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 20)
хологией. Если физическое развитие детей зависит от питания, физической деятельности и гигиены, то психическое здоровье характеризуется психическим состоянием, урегулированием поведения детей, формированием характера, которые играют важнейшую роль в социализации детей.
Социализация способствует процессу усвоения ребенком социальных норм, навыков, культурных ценностей, обычаев и традиций своего народа, образцов поведения общества, к которому он принадлежит. В социализации ребенка большое значение имеет семья. Именно в семье закладываются представления об окружающем мире, людях, обществе, ценностях и нормах поведения. В семье происходит естественное приобщение к жизни. С первых лет жизни ребенок впитывает в себя взаимоотношения членов семьи, моральные ценности, отношение родителей к окружающей действительности и людям.
В дальнейшем он с имеющимся опытом поступает в детский сад. Детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами в большом коллективе и в новой обстановке. «Дети, принадлежащие различным группам общества, входят во взаимоотношение со сверстниками и встречаются с противоречиями. Например, если в семье взаимная помощь оценивается как положительная черта человека, то в школе он оказывается в конкурирующей системе. Здесь ребенок принимает в себя влияние разных людей и старается адаптироваться к этой среде. С возрастом он видит эти противоречия и анализирует их. Стараясь разрешить эти противоречия, он создает свою шкалу ценностей. Все это дает возможность индивиду точно определить свою личность, начертить свой жизненный план, быть активным членом общества» [2, с. 60].
Наблюдения показали, что дети под влиянием своих воспитателей развивают свои аналогичные действия. В результате такого воспитания вместо членов общества с индивидуальными, присущими им особенностями, появляются группы людей с похожими качествами, манерами и суждениями. Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу о том, что задачи воспитателя дошкольного учреждения сводятся к следующему:
- относиться к детям с пониманием;
- создать в группе доброжелательную атмосферу;
- выявить интересы и наклонности каждого ребенка и развивать их;
- создать условия для творческого отношения к любым видам деятельности;
- доброжелательно относиться к успехам и неудачам детей;
- обогащать внутренний мир ребенка разными впечатлениями;
- общаться с детьми «на равных», считаться с их мнением, избегать критики;
- построить воспитательно-образовательную работу с учетом современных требований;
- создать и обеспечить условия для индивидуального, социально-личностного развития ребенка.
Однако на основе результатов проведенного анкетирования среди воспитателей дошкольных учреждений были выявлены трудности, с которыми сталкиваются воспитатели:
- большое количество детей в группе;
- несовпадение интересов, подходов и взглядов родителей и сотрудников дошкольного учреждения в вопросах воспитания и обучения детей;
- присутствие проблемных детей и сложность в общении с ними;
- отсутствие у воспитателей чуткости, терпения и внимания к детям;
- непонимание родителями своих обязанностей;
- отсутствие свободного времени для решения проблем ребенка.
Таким образом, социализация ребенка в дошкольных учреждениях тесно связана с уровнем знаний и педагогических компетенций воспитателя, а также зависит от взаимоотношений родителей с сотрудниками детского сада.
Для социализации детей в дошкольных учреждениях необходимо учитывать следующие факторы:
1. Генетическая наследственность.
2. Развивающая среда.
3. Благоприятное социальное окружение.
4. Потребность в общении с людьми.
5. Мотивация, обеспечивающая участие в разных видах деятельности.
В результате анализа соответствующей литературы, а также изучения и обобщения опыта работы дошкольных учреждений по социализации детей, мы пришли к выводу о том, что воспитатель может создать программу социализации детей. В эту программу входят следующие методы и приемы:
1. Развивающие игры.
2. Ознакомление детей с литературой (сказки, рассказы), культурой других народов и их сравнение с родной литературой.
3. Групповое решение задач и упражнений.
4. Проведение тренингов.
5. Проведение психогимнастики.
6. Рисование.
7. Беседы с детьми.
Эти методы и приемы влияют на развитие социальных качеств ребенка, таких как развитие сотрудничества, эмпатии, рефлексии и т. д.
В «Куррикулуме дошкольного образования Азербайджанской Республики» одной из сфер развития детей дошкольного возраста является «социально-эмоциональное развитие». Здесь отмечается, что ребенок регулирует свое эмоциональное настроение на основе норм социальной среды, в которой он живет. Посредством социально-эмоционального развития детям прививаются такие качества, как положительное отношение к людям, доброжелательность, заботливость, взаимная помощь, сочувствие и др. Дети овладевают навыками и правилами поведения в процессе игры, труда, в практической деятельности и в коллективе. С помощью коммуникации обеспечиваются межличностные связи, взаимовлияние и взаимопонимание. Коммуникация превращается в основное средство формирования ребенка как социальной личности. В результате ребенок овладевает следующими умениями и навыками:
- выражает свое отношение к социальным и моральным ценностям;
- проявляет уважение и толерантность к людям;
- строит взаимное общение с младшими, сверстниками и взрослыми;
- проявляет инициативу;
- познает социальные нормы и следует им в своем поведении;
- проявляет умения самопознания [3, с. 15].
В социализации детей дошкольного возраста огромную роль играет компетентность и профессионализм педагогов, от которых зависит просвещение родителей в этой области. Они организуют для родителей тренинги, дискуссии, семинары-практикумы, круглые столы, обмен опытом и т. д. Публикуются также методические рекомендации для педагогов и родителей, в которых раскрывается суть социально-личностного развития и пути его реализации в дошкольных учреждениях.
С целью привития уверенности в себе для начинающих педагогов создаются условия для психологической адаптации. В таких условиях они проверяют эффективность проделанной ими работы и подготавливают сценарии новых мероприятий, в процессе которых расширяется кругозор и детей, и самих педагогов, и родителей. Путем самообразования, самоанализа и определения перспективы в этой области педагоги совершенствуются, у них появляются новые идеи, и они постепенно привязываются к этой работе.
От успешной работы педагогов с детьми и родителями во многом зависит взаимоотношения родителей с членами педагогического коллектива. Они доверяют педагогам и в трудных ситуациях обращаются к ним. Таким образом повышается культурный уровень взаимоотношения родителей с педагогами. Педагоги превращаются для них в близкого человека. Как уже было отмечено, всестороннее развитие детской личности требует единства работы дошкольного учреждения с семьей. Именно в семье дети видят взаимоотношения родителей, уважение к старшим, заботу о маленьких, в семье формируются их нравственные качества и характер, закладываются жизненные взгляды. Поэтому для профессиональной деятельности педагогов очень важна систематическая работа (индивидуальная и коллективная) педагогов с родителями.
Таким образом, социализация ребенка в дошкольных учреждениях зависит от уровня знаний воспитателя психологических и возрастных особенностей детей, взаимодействия родителей и педагогов, мотивации, обеспечивающей участие в разных видах деятельности, условий, созданных для детей, методов и приемов, применяемых в образовательно-воспитательном процессе.
Ссылки:
1. Щетинин А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте. Великий Новгород, 2004, 132 с.
2. Джавадова Х.Г. Факторы, влияющие на социализацию // XXI век - суждения и мысли : материалы республиканской научно-практической конференции молодых исследователей. Баку, 2011. С. 60.
3. Azarbaycan Respublikasinda maktabaqadar tahsilin kurikulumu // Tahsil problemlari qaz. 24.01.2014.