Научная статья на тему 'Современное производство региональных самолетов ИЛ-114 для обеспечения связанности территорий Российской Федерации'

Современное производство региональных самолетов ИЛ-114 для обеспечения связанности территорий Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
69
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
связанность территории Российской Федерации / региональные авиаперевозки / Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) / Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) / connectedness of the territory of the Russian Federation / regional air transportation / United Aircraft Corporation (UAC) / United Engine Corporation (UEC)

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Калачанов Вячеслав Дмитриевич, Тихонова Светлана Владимировна

В статье рассматривается возможность использования нового регионального пассажирского самолета Ил-114-300 для обеспечения связанности масштабных территорий Российской Федерации. Отмечается доминирующая роль Правительства РФ в осуществлении ключевых показателей Государственных программ развития, как отраслевых, так и региональных. Приводится успешный пример возобновления производства современной модели летательных аппаратов с использованием цифровых технологий, на основе исторических наработок ведущих российских самолетостроительных фирм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Калачанов Вячеслав Дмитриевич, Тихонова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern production of regional aircraft IL-114 to ensure the connectivity of the territories of the Russian Federation

The article discusses the possibility of using a new regional passenger aircraft Il-114-300 to ensure the connectivity of large-scale territories of the Russian Federation. The dominant role of the Government of the Russian Federation in the implementation of key indicators of State development programs, both sectoral and regional, is noted. A successful example of the resumption of production of a modern model of aircraft using digital technologies, based on the historical developments of leading Russian aircraft manufacturing companies, is given.

Текст научной работы на тему «Современное производство региональных самолетов ИЛ-114 для обеспечения связанности территорий Российской Федерации»

Современное производство региональных самолетов ИЛ-114 для обеспечения связанности территорий Российской Федерации Modern production of regional aircraft IL-114 to ensure the connectivity of the territories

of the Russian Federation

Ь й московский ар экономический

^¡ИУРШ

УДК 658.5 DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10873 Калачанов Вячеслав Дмитриевич,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Управление высокотехнологичными предприятиями» Московский авиационный

институт, kaf506@mai.ru

Тихонова Светлана Владимировна,

старший преподаватель кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями» Московский авиационный институт, e-mail: svetworld19@gmail.com Kalachanov Vacheslav D.,

Doctor of Economical Sciences, Professor, Professor of Department «High-Tech Enterprise Management», Moscow Aviation Institute

Tikhonova Svetlana V.,

Senior Lecturer of Department «High-Tech Enterprise Management», Moscow Aviation Institute

Аннотация. В статье рассматривается возможность использования нового регионального пассажирского самолета Ил-114-300 для обеспечения связанности масштабных территорий Российской Федерации. Отмечается доминирующая роль Правительства РФ в осуществлении ключевых показателей Государственных программ развития, как отраслевых, так и региональных. Приводится успешный пример возобновления производства современной модели летательных аппаратов с использованием цифровых технологий, на основе исторических наработок ведущих российских самолетостроительных фирм.

Summary. The article discusses the possibility of using a new regional passenger aircraft Il-114-300 to ensure the connectivity of large-scale territories of the Russian Federation. The dominant role of the Government of the Russian Federation in the implementation of key indicators of

State development programs, both sectoral and regional, is noted. A successful example of the resumption of production of a modern model of aircraft using digital technologies, based on the historical developments of leading Russian aircraft manufacturing companies, is given. Ключевые слова: связанность территории Российской Федерации, региональные авиаперевозки, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК).

Keywords: connectedness of the territory of the Russian Federation, regional air transportation, United Aircraft Corporation (UAC), United Engine Corporation (UEC).

Важнейшей проблемой укрепления экономического, научно-технического и военно-политического состояния нашего Государства является полноценное обеспечение связанности региональных территорий Российской Федерации. Необходимо добиться эффективного освоения и использования всех российских территорий, которые занимают самую большую площадь в мире в 17 125 191 км2. Протяженность РФ с юга на север составляет около 4 тыс. км, а с запада на восток более 10 тыс. км. Для выполнения столь масштабной работы по обеспечению формирования и отбора комплексных научно-технических программ и проектов, направленных на обеспечение связанности территории нашей страны, был создан Национальный Совет по приоритету «Связанность территории» под руководством Ректора Московского авиационного института (национального исследовательского университета) академика Погосяна М.А. Особая роль в Стратегии научно-технологического развития России отводится развитию современных транспортных и космических отечественных систем. Действующая Государственная программа «Развитие транспортной системы» предусматривает создание новых летательных аппаратов, аэропортов и комплексных инженерных систем. Второй этап реализации Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года представляет собой интенсивное инновационное развитие всей транспортной системы для обеспечения инновационного социально ориентированного пути развития Российской Федерации.

Одним из основных видов транспорта в России, осуществляющего перевозки пассажиров и грузов, является авиационный воздушный транспорт. Географические особенности нашей страны доказывают исключительность применения авиации для доставки пассажиров и грузов в подавляющем большинстве регионов России. Гражданские самолёты были поделены на два основных класса: магистральные, с протяжённость маршрута свыше 1 тыс. км., и самолёты местных воздушных линий, с протяжённость маршрута до 1 тыс. км. Для обеспечения российских авиакомпаний современной отечественной техникой в Объединенной авиастроительной корпорации

(ОАК), входящей в Госкорпорацию Ростех, был создан дивизион гражданской авиации на базе корпорации «Иркут» и компании «Гражданские самолеты Сухого». На Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе уже произведено 205 среднемагистральных пассажирских самолётов Сухой Суперджет 100 (Sukhoi Superjet 100). На Иркутском авиационном заводе выпускается среднемагистральный узкофюзеляжный самолёт МС-21. 15 декабря 2020 года состоялся первый полёт самолёта МС-21-310, оснащённого новыми российскими турбовентиляторными двигателями ПД-14 (производитель - АО «ОДК-Пермские моторы»). Эти самолеты, имеющие дальность полета 4,5 тыс. км и 6,5 тыс. км., соответственно, было бы нецелесообразно использовать для небольших расстояний. Спрос же на перелеты до 1 тыс. км есть достаточно устойчивый, учитывая близость расположения большинства городов в Европейской части России (Таблица 1).

Таблица 1

Расстояние между Москвой и крупными городами России

Москб а Белгород 149 км

Москб а Брянск 420 км

Москв а Владимир 194 км

Москб а Вологда 47 7 км

Москб а Воронеж 574 км

Москб а Иваново 295 км

Москб а Калуга 185 км

Москб а Кострома 345 км

Москб а Липецк 463 км

Москб а Нижний Новгород 506 км

Москв а Орел 410 км

Москб а Пенза 640 км

Москв а Псков 733 км

Москв а Саранск 660 км

Москв а Смоленск 450 км

Москв а Тамбов 455 км

Москв а Тверь 169 км

Москв а Тула 181 км

Москв а Чебоксары 653 км

Конечно, надо учитывать развитие железнодорожного транспорта, где прирост скорости движения может даже опережать по темпам авиационный транспорт. Самый быстрый регулярный поезд в мире Пекин-Нанкин движется со средней скоростью 317,7 км/ч. Согласно планам Российских Железных Дорог (РЖД) между Москвой и Санкт-Петербургом должна начать работу новая высокоскоростная железнодорожная линия ВСЖМ-1, позволяющая достигать скорость поезда до 400 километров в час. Но

мировой опыт показывает, что хорошо развитое авиасообщение является все-таки самым быстрым для доставки пассажиров к месту следования (Таблица 2).

Таблица 2

Самые маленькие авиаперелеты в мире

Аэропорт вылета Аэропорт прилета Расстояние Время полета

Малый Кайман (Япония) Кайман-Брак (Япония) 22 км 10 мин

Санкт-Галлен (Швейцария), Фридриясхафен (Германия) 21 ЕМ 8 мин

Инишман; (Ирландия) Коннемара (Ирландия) 16 ЕМ б мин

Уэстрей (Великобритания) Папа Уэстрей (В еликоорнх ання) 1,6 КМ 2 мин

Минамидайто (Япония) Китадайто (Япония) 35 км 15 мин

К сожалению, в России, с ее большими расстояниями и немалым количеством населенных пунктов, доступных только с воздуха, в конце XX века существенно уменьшилось количество региональных перелетов. Число региональных аэропортов резко снизилось: с 1,5 тыс. до 0,5 тыс. Сложилась крайне неблагоприятная и экономически нецелесообразная ситуация, когда пассажирам приходилось летать в соседние регионы исключительно через Москву или Санкт-Петербург. Это серьезно ухудшило межрегиональные связи особенно в Дальневосточном и Сибирском Федеральных Округах, где дорожная инфраструктура развита довольно слабо. Большие трудности испытывал и региональный авиапарк устаревших самолетов типа Ан-24, которые ранее закрывали одну третью часть всех гражданских авиаперевозок в стране. Необходимо было обновлять парк региональных самолетов, более 70% из которых были иностранного производства.

Перспективным российским проектом в этом сегменте самолетов с маленькой пассажировместимостью: от 20 до 68 кресел признан новый Ил-114-300, который должен потеснить зарубежных конкурентов на местных авиалиниях. Он представляет собой модернизированную версию регионального турбовинтового самолета Ил-114, который отличался низким расходом топлива, и был способен приземляться на грунтовые взлетно-посадочные полосы. Самолет Ил-114 был разработан в Конструкторском Бюро «Ильюшин» в 80-е годы прошлого века, а его серийное производство было налажено на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В. П. Чкалова, где было собрано 20 самолетов. Ил-114 был предназначен для эксплуатации с относительно коротких Взлетно-посадочных полос 1111 — от 1,3 км, что позволяло его использовать в малооборудованных аэропортах, расширяя таким образом географию применения.

Несмотря на некоторые проблемы в прошлом с серийным выпуском, старая версия самолета Ил-114 показывала хорошие результаты, поэтому в его конструкцию при модернизации было решено внести минимум изменений. Новый Ил-114-300 внешне не сильно отличается от своего «предка», но он получил современное электронное оборудование, эффективный и экономичный турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ-01, новейшую версию цифрового пилотажно-навигационного комплекса, и комфортный дизайн пассажирского салона. Для сокращения длины разбега и уменьшения скорости посадки, конструкторы Группа компаний ОАК «Ильюшин» изменили поперечный угол крыла. Все эти новшества позволят увеличить дальность полета Ил-114-300, даже в сложных метеорологичесих условиях. Большое внимание было уделено улучшению экологических характеристик и снижению уровня шума.

Таблица Э

Технические характеристики самолета Жт-114

Эхипгж 2 че.т.

П асс ажировм естим о сть 64 чел.

Гру з опо дъ ёмность 6,5 т

Максимальная взлётная ыасса 2.3.5 т

Длина 26.Е м

Размах крыла 30 м

Ширина фюзеляжа 2,86 м

Высота м

Силовая установка 2 двигателя ТВ 7-117

Крейсерская скорость 500 км/ч

Дальность полета 5,1 тыс. км

Практический потолок 7,6 км

Разработка нового самолета ведется полностью в «цифре», а его производство возобновлено, начиная с 2019 года на ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество», совместно с корпорацией МиГ. Ил-114-300 создается в широкой производственной кооперации в рамках Объединенной авиастроительной корпорации. В его создании участвуют такие предприятия, как «Авиастар-СП», ВАСО, филиалы РСК МиГ - НАЗ «Сокол» и ЛАЗ им. П.А. Воронина. Окончательная сборка Ил-114-300 будет осуществляться на авиационном заводе им. П.А. Воронина в подмосковных Луховицах, где сейчас собираются истребители семейства «МиГ».

Первый полёт возобновлённого самолёта состоялся 16 декабря 2020 года. Самолет подняли в небо новые российские двигатели ТВ7-117СТ-01 разработки и производства Санкт-петербургского предприятия «ОДК-Климов» Объединенной

двигателестроительной корпорации. Этот турбовинтовой двигатель обладает мощностью на взлетном режиме до 3100 л.с., и использует новый винт АВ-112-114 повышенной тяги. В своем классе двигатель ТВ7-117СТ-01 является лучшим в мире по всем параметрам,

определяющим экономическую целесообразность выбора силовой установки для современного самолета.

Таблица 4

Стоимость самолета Ил-114:

Год 1990 2009 2020

Стоимость, млн. долл. 7-9 12,5 16-20

Ил-114-300 представляет собой некую универсальную платформу, на базе которой могут создаваться самолеты различного назначения: грузового, грузопассажирского, специального (для разведки, мониторинга, медицинских нужд).

Таблица 5

Модификации самолета Ил-П4_

Название модели самолета Основные характеристика

Ил-114-100 Самолет с повышенной экономичностью и увеличенной дальностью полёта с максимальной коммерческой нагрузкой. Двигатели - Pratt & Whitney 127Н.

Ил-114-300 Самолёт для автономной эксплуатации е малоооорудованных аэропортах, имеющих как бетонированные, так и грунтовые покрытия. Двигатели - ТВ 7-117СТ-1

Ил-114ЛЛ Летающая лаборатория для испытания производимого оборудования.

Ил-114М Самолёт с увеличенной взлётной массой. Двигатели - ТВ 7-117СМ.

Ил-114МА Самолёт для перевозки 74 пассажиров. Двигатели - Pratt & Whitney Canada.

Ил-114МП Морской патрульный самолёт для борьбы против надводных кораблей и подводных лодок.

Ил-114П Патрульный самолёт для охраны территориальных вод и экономической морской зоны, с продолжительностью полёта 10 часов.

Ил-114ПР Самолёт для радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы

Ил-114Т Грузовой самолёт.

Ил-114ФК Военный самолет д.тя разведки и картографирования.

Ил-140 Самолет для контроля тактической воздушной обстановки.

Ил-140М Самолёт для экологического мониторинга н проведения морских поисково-спасательных операции.

Ил-1400РР Самолёт океанского разведчика рыбы.

Ил-114-100 Самолет с повышенной экономичностью и увеличенной дальностью полёта с максимальной коммерческой нагрузкой. Двигатели - Pratt & Whitney 127Н.

По словам Вице-премьера Российского Правительства Ю.Б. Борисова, новый региональный самолет поможет повысить мобильность российских граждан. «Это очень важное событие и для наших авиастроителей, и для всех перевозчиков, потому что на крыло сегодня встал один из самых востребованных типов самолетов, региональный

самолет дальностью до 1500 км, который будет перевозить до 60 пассажиров», -подчеркнул он.

Таблица 6

Заказчики самолета И л-114

.V Эксп луат ант-3 а ка зчн к Сроке поставок Колв честно самолетов

1 Оооронлогнстика 2022-2023 гг. 5

2 Полярные авиалинии 2022-2029 гг. 31

Крас Ав на 2024 г. 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего 2022-2029 гг. 39

«Создание нового регионального самолета Ил-114-300 - это итог колоссальной работы десятков тысяч людей - ученых, инженеров, специалистов - работающих в КБ и на заводах Объединенной авиастроительной корпорации, на предприятиях наших поставщиков и партнеров. Появление нового турбовинтового регионального самолета открывает новые перспективы для российского гражданского авиастроения», - отметил генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации Ю.Б. Слюсарь.

Список литературы

1. Погосян М.А., Стрелец Д.Ю., Владимирова В.Г. Связанность территории Российской Федерации: от постановки комплексных задач к формированию комплексных научно-технических проектов // Вестник Российской Академии Наук. — 2019. Том 89, №5.

2. Тихонов А.И., Калачанов В.Д., Тихонова С.В. Оценка клиентоориентированности предприятий авиационно-космической промышленности // Московский экономический журнал. 2019. № 12. С. 61.

3. Тихонов А.И., Калачанов В.Д., Тихонова С.В. Обеспечение конкурентоустойчивости предприятий авиационного двигателестроения // Московский экономический журнал. 2019. № 11. С. 62.

4. Краев В.М., Тихонов А.И., Новиков С.В. Обеспечение связанности территории за счет использования сверхзвуковой пассажирской авиации // Финансовая экономика. 2018. № 7. С. 557-566.

5. Фатихова Э.Р., Краев В.М., Тихонов А.И. Обеспечение связанности территорий российской федерации за счет авиационных пассажирских перевозок // Московский экономический журнал. 2018. № 4. С. 14.

6. Дудинских А.В., Краев В.М., Тихонов А.И. Обеспечение связанности территорий Российской Федерации с помощью авиационных грузовых перевозок // Московский экономический журнал. 2018. № 4. С. 6.

7. Фатихова Э.Р., Краев В.М., Тихонов А.И. Модель связанности территорий пассажирских авиаперевозок для формирования кадрового потенциала // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. № 9 (115). С. 16.

8. Тихонов А.И., Калачанов В.Д., Просвирина Н.В. Повышение конкурентоустойчивости предприятий авиационного двигателестроения в современных экономических условиях // Вестник Московского авиационного института. —Т.23. -№1. -С.218-226.

9. Тихонов А.И., Новиков С.В., Тихонова С.В. Проведение экономической оценки эффективности деятельности предприятий авиационной промышленности // Московский экономический журнал. 2019. № 12. С. 80.

10. Ил-114-300 - новый региональный. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://rostec.ru/news/il-114-300-novyy-regionalnyy/

11. Группа компаний ОАК «ИЛЬЮШИН». [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://www.ilyushin.org/aircrafts/passenger/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.