Научная статья на тему 'Современное представление о сущности и назначении предприятий'

Современное представление о сущности и назначении предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное представление о сущности и назначении предприятий»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кадровая администрация и производственные отношения. (Grant V., Smith G. Personnel Administration and Industrial Relations. L., 1969. P. I.)

2. Tead O., Matgalf H. Personnel Administration: Its Principles and Practica. N.Y., 1926. P.2

3. French W. The Personnel Management Process. Human Resources Administration Boston, 1970. P. 46

4. Энциклопедический словарь Управление персоналом. - М.: Инфра-М. 1998.

5. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. - М.: Аспект-Пресс, 2001.

С.С. Кузьмин

СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СУЩНОСТИ И НАЗНАЧЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Для управления предприятием необходимо четко представлять его сущность и предназначение, поскольку сущность объекта управления позволяет установить определенные внутренние правила его функционирования, а предназначение -установить цель существования.

В экономической теории сложилось несколько концепций предприятия, описывающих его возникновение, деятельность и ликвидацию. В каждой из них предприятие рассматривается под определенным углом зрения, с акцентом на те или иные особенности изучаемого объекта. Можно выделить четыре основные направления, связанные с теоретическим описанием функционирования предприятия:

- неоклассическая теория фирмы;

- институциональная теория фирмы;

- эволюционная теория фирмы;

- предпринимательская теория фирмы.

Неоклассическая модель предприятия основана на производственной функции [1. С. 88], выражающей зависимость результатов производства от затраченных факторов и конфигурации области в пространстве ресурсов, отражающей размеры и соотношения используемых факторов.

Основная суть предприятия, согласно этой теории, - преобразование ресурсов в продукцию с целью ее реализации на свободном рынке. При этом устанавливается в качестве обязательного условия максимизация прибыли, что, как следствие, становится основной целью предприятия.

Эта цель порождает следующие подцели:

- подбор технологических процессов, обеспечивающих такое соотношение параметров производственной функции [2. С. 57], при котором предельные издержки равны рыночной цене [2. С. 58];

- обеспечение объема реализации произведенной продукции.

Т акой подход в качестве параметра эффективности деятельности предприятия позволяет рассматривать его прибыль.

Приведенные выше положения, характеризующие неоклассическую теорию фирмы, могут быть сведены [3. С. 45] к двум основным принципам, лежащим в основе управления такой фирмой:

- возможности получения и переработки информации неограниченны;

- критерий принятия решения на уровне предприятия один - максимизация прибыли.

Эта концепция в настоящий момент является общепризнанной. Ее основные положения о том, что же такое предприятие и какова цель его существования, лежат в основе системы хозяйственного права многих стран, в том числе России [3. С.13].

Однако ряд практических ситуаций, с которыми предприятие сталкивается в повседневной деятельности так и остались за рамками этой концепции. Среди них такие важные проблемы, как механизм принятия решения и его реализации, организационного устройства предприятий.

Наконец, основополагающий момент - максимизация прибыли - далеко не всегда реализовывается на практике не в силу неспособности предприятия осуществить в каждый отдельно взятый отчетный период такой подход, но в силу осознанной необходимости [2. С. 21]. Более того, не происходит исключение такого предприятия из числа рыночных агентов (тезис неоклассической теории, подтверждающий необходимость максимизации прибыли).

Эти моменты отражают разрыв между неоклассической теорией и практикой, подтверждение которому содержится в трудах И. Ансоффа [5].

Осмысление многообразных теоретических и прикладных проблем функционирования предприятия, в том числе связанных с указанным расхождением, существенно облегчается при использовании идей, лежащих в основе неоинституциональной экономики.

Основные постулаты этой теории могут быть сформулированы следующим образом:

- фирма как эмпирически фиксируемый феномен возникает там и

постольку, где и поскольку нерыночный механизм эффективнее рыночного;

- цель создания предприятия - более эффективное использование

возможностей людей, участвующих в нем (очевидно, что степень участия

может быть разной - от собственника предприятия до наемного рабочего) [1. С.89];

- более эффективное использование возможностей людей выражается в

снижении трансакционных издержек посредством образования и существования предприятия, что в конце концов позволяет получить участвующим людям выгоду, соответствующую их ожиданиям при определенном уровне затраченных усилий (материальных,

предпринимательской способности и т. д.) [1].

Таким образом, если в неоклассической теории фирмы основной акцент в анализе поведения предприятия делается на производственную функцию, то в институциональной - на анализ поведения фирмы «в мире дорогостоящей и неполной информации» [1. С. 91].

Эти подходы являются взаимодополняющими в некоторой степени, хотя и не обеспечивают всеобъемлющего объяснения, что же такое предприятие и какова его основная функция.

Еще одной попыткой дать более полное объяснение этому стала эволюционная теория фирмы, авторы которой предложили рассматривать предприятие как один из объектов в среде подобных объектов, которую можно сравнить с биологической популяцией. Для данного подхода характерны следующие основные положения:

- предприятие - это двойственный объект: с одной стороны - член общего делового оборота, с другой - «индивидуум», обладающий определенными

сложившимися традициями в определении предпочтительных направлений деятельности, а также пропорций привлекаемых факторов для осуществления этой деятельности.[2. С 24];

- не существует оптимального критерия принятия решений. Этот критерий (который в принципе допускает апостериорную реконструкцию на каждый момент времени путем анализа принимаемых в той или иной ситуации решений) носит строго индивидуальный характер, отражая не только индивидуальные предпочтения, но и исторический опыт предприятия, его успехов и неудач. Этот критерий является динамическим и изменяется от периода к периоду [2. С. 24].

За рамками эволюционной теории остались вопросы смысла организации предприятия и его ликвидации.

Однако данная теория вносит определенные коррективы в тандем «неоклассическая теория - институциональная теория» в аспекте принятия решения в выборе целей и направлений деятельности предприятия.

Следующим шагом, порожденным рассмотрением в экономике предпринимателя и предпринимательства как явления, стала предпринимательская модель фирмы.

Центральным моментом предприятия здесь является фигура предпринимателя. Основные мотивы его деятельности - стремление к успеху, независимость, активность, умение использовать в своих целях противоречивые обстоятельства, адаптивность, склонность к риску.

В этом утверждении кроется родство предпринимательской теории фирмы с рассмотренными выше:

- «стремление к успеху» - «стремление к максимизации прибыли» (неоклассическая теория);

- «независимость, активность, умение использовать противоречивые обстоятельства» - «снижение трансакционных издержек» (институциональная теория);

- «адаптивность» - определяющая роль традиций во внутренней среде предприятия и сложившихся правил во внешней среде при принятии решений.

- Отличие состоит в следующем:

- в данном варианте концепции теории предприятия ведущая роль отводится руководителю (в его лице могут выступать как совет директоров, собственники, так и единоличный руководитель), целью и сферой профессиональной жизни которого является организация производственного процесса для удовлетворения «имеющейся или создаваемой с помощью предпринимателя потребности» [3. С.40];

- предприятие представляет собой трехуровневую структуру, включающую в себя макроуровень - уровень внешних связей предприятия с другими организациями, деловой, административной и технологической средой, населением; мезоуровень - управление схемами и материальнофинансовыми потоками во внутренней деятельности предприятия, инновациями в зависимости от влияния внешней среды; микроуровень -управление микрозвеньями производства, вплоть до организации рабочих мест;

- поведение предприятия в данном представлении - результат действия и взаимодействия всех трех «ярусов», в первую очередь на уровне руководителей «яруса».

Такая позиция позволяет дополнить представление о предприятии, созданное тремя приведенными концепциями в рамках его организационной структуры и видов деятельности и ответственности менеджеров различных уровней. Анализ рассмотренных теорий фирмы приведен в табл. 1.

Очевидно, что на сегодняшний день не существует полноценной теории предприятия, как агента всеобщего процесса воспроизводства.

Таблица 1

Анализ теорий фирмы

Теория фирмы Основа теории Цель фирмы Ограничения деятельности

Неоклассическая теория Производственная функция, которая выражает зависимость результатов производства от затраченных ресурсов Максимизация прибыли при соответствующем подборе технологических процессов и обеспечении объема реализации произведенной продукции Ограниченность труда и капитала

Институциональная теория Теория трансакционных издержек Максимизация эффективности использования человеческого капитала за счет снижения трансакционных издержек Ограниченность информационных ресурсов

Эволюционная теория Двойственная природа фирмы. С одной стороны это член делового оборота, функционирующий в среде себе подобных, с другой -обладает собственными сложившимися традициями, определяющими предпочтительные направления деятельности Удовлетворение ожидания собственника от деятельности фирмы сколь угодно долгое время. Следовательно, эффективность должна быть не ниже эффективности прочих участников делового оборота, иначе произойдет вытеснение фирмы с рынка Ограниченность ресурсов Ограниченность потребителей

Предпринимательская теория Предприниматель -независимый, активный, устремленный к успеху, склонный к риску Приложение предпринимательской инициативы и имеющихся у предпринимателя или доступных для привлечения ресурсов Ограниченность ресурсов Уровень склонности предпринимателя к риску

Однако анализ существующих концепций позволил установить определенные тенденции, определяющие основные положения этой теории:

- предприятие - это сложная социально-экономическая система, имеющая определенную архитектуру и связи между ее подсистемами. В зависимости от поставленной цели описание данной системы может быть получено с помощью различных ее срезов (финансовых, производственных и т.д.);

- создание предприятия как экономического агента, обусловлено

потребностью человека использовать имеющиеся ресурсы для достижения своих целей. Под имеющимися ресурсами понимаются, помимо классических факторов производства (земли, труда, капитала, предпринимательской способности), еще и информация, которая рядом теорий (институциональная, предпринимательская, эволюционная)

раскрывается как системообразующий фактор;

- под достижением целей может пониматься и получение прибыли, как то

закреплено Гражданским кодексом РФ в качестве цели существования коммерческого предприятия и неоклассической теорией, так и

удовлетворение различных потребностей человека и общества (например, некоммерческие организации - учебные заведения, благотворительные фонды, религиозные организации, муниципальные учреждения);

- на деятельность предприятия оказывают влияния различные социальноэкономические процессы, охватывающие как внешнюю, так и внутреннюю среду деятельности предприятия;

- поскольку процесс удовлетворения потребностей носит временный характер, то еще одной характеристикой предприятия является время его существования. Эта характеристика также является ключевым моментом, поскольку позволяет уже на этапе создания предприятия оценить срок его деятельности.

Также анализ табл. 1 позволяет установить, что практически во всех теориях фирмы одним из основных ограничений является недостаточность одного или всех видов ресурсов.

Отмечается большая вариантность объединения различных ресурсов в единое целое, приводящее к огромному разнообразию внутреннего строения предприятий и их состояний. Улучшая внутреннее строение, то есть работая над совершенствованием пропорций и поддержанием сбалансированности видов используемых ресурсов, предприятие увеличивает свои возможности, организованность.

Таким образом, предприятие обладает двойственной природой - это хозяйствующий субъект, функционирующий в среде себе подобных, по законам среды существования, с одной стороны, и способ удовлетворения целей и ожиданий учредителя, с другой стороны. В силу этого, предприятие обладает историчностью развития, когда каждый последующий этап развития определяется результативностью предыдущей стадии.

Под «подобными предприятиями» понимаются предприятия, функционирующие в аналогичных условиях хозяйствования, а именно, имеющие одинаковую отраслевую принадлежность, территориальное расположение, масштабы деятельности и т.д.

Таким образом, выделяются следующие обязательные условия создания и функционирования предприятия:

- определение цели существования;

- наличие входных ресурсов, комбинирование которых позволяет достичь эту цель, путем обмена созданного продукта на ресурс, имеющий некую стоимость и представляющий собой также входной ресурс для следующего этапа процесса воспроизводства [4. С.59];

- удовлетворение ожиданий собственников предприятия в процессе его хозяйственной деятельности, которое может быть определено как сохранение и повышение стоимости инвестированного капитала;

- достижение уровня функционирования не ниже, чем у подобных предприятий.

В процессе своего существования предприятие должно удовлетворять ожидания собственника, которые могут быть определены как сохранение и повышение стоимости вложенных ресурсов в процессе их эксплуатации в сравнении с альтернативными видами распоряжения инвестированным капиталом.

Таким образом, предприятие - это социально-экономическая система, функционирующая в среде себе подобных и существующая до тех пор, пока результат от функционирования предприятия удовлетворяет ожидания собственника.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Клейнер Г.Б. Риски промышленных предприятий (как их уменьшить и компенсировать)// Российский экономический журнал. 1994. № 56. С. 85-92.

2. Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Качалов Р.М. Предприятие в нестабильной экономической среде. - М.: Экономика? 1997.

3. Теория фирмы/ Под. ред. В.М. Гальперина. Экономическая школа. 520 с. 1995.

4. Фальцман В. К. Основы микроэкономики. - М.: ТЕИС, 1998. - 81 с.

5. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. - М.: Экономика, 2003.

Д. В. Башев ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Для современного этапа развития промышленных предприятий России, характерны не только определенные успехи, но и сохранение присущих ей слабостей и диспропорций, вызванных зависимостью от сырьевых отраслей. Поэтому, с точки зрения сложной системы, какой предстает производственный сектор, все внешние и внутренние рисковые воздействия должны быть тщательно проанализированы и промоделированы с тем, чтобы иметь возможность применить полученные результаты на практике. К таким значимым факторам, несомненно, относятся повышение кредитного рейтинга России и планируемая либерализация государственного валютного регулирования.

В таких условиях сам фактор существования риска и связанные с ним возможные потери определяют потребность в некоей системе, которая позволила бы наилучшим из возможных способов, с точки зрения поставленных экономическим субъектом целей, учитывать и предупреждать риск при принятии и реализации хозяйственных решений. Все это тем более актуально для российского менеджмента, где управление рисками становится актуальным только после обнаружения риск - проблемы. Однако П. Дракер [1] обращает внимание управленцев на то, что результатов можно достичь путем использования возможностей, а не путем решения проблем, так как все, на что может надеяться управляющий, взявшийся за решение проблем, это - восстановление нормы. В лучшем случае, можно надеяться лишь на снятие ограничений, мешающих бизнесу достичь результатов. Поэтому управление рисками влияет на эффективность любой операции и всей финансово - хозяйственной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.