Научная статья на тему 'Современное построение процесса подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту в республике Марий Эл'

Современное построение процесса подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту в республике Марий Эл Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ЭТИКА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / СПОРТ / GENDER / ETHIC / HEALTH SAVING / SPECIALIST PREPARATION / CHILDREN ADDITIONAL PREPARATION / SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусарова Анна Николаевна

Система дополнительного образования детей в области физической культуры и спорта должна отвечать современным запросам общества, а так же быть ориентирована, в первую очередь, на сохранение здоровья всех участников образовательного процесса, быть мобильной и толерантной. В связи с этим возникает острая потребность в качественной подготовке конкурентоспособных специалистов, что, на наш взгляд, способно не только формировать имидж страны, но и диктовать свои условия в социально-экономических вопросах развития других конкурентоспособных стран. Сделать это можно путем выделения научно-обоснованных свойств и качеств личности будущего преподавателя системы дополнительного образования детей, а также применения полученных знаний на практике в процессе обучения в вузе для дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Однако анализ существующей системы подготовки в вузах РФ, в том числе в республике Марий Эл, вскрыл необходимость коррекции и оптимизации образовательного процесса, детерминирующего формирование у будущего специалиста по физической культуре и спорту к работе в системе дополнительного образования детей специальных (дополнительных) профессиональных компетенций: гендерной, этической и здоровьесберегающей. Исходя из этого, в данном исследовании была предпринята попытка смоделировать иной подход к построению учебного процесса в республике Марий Эл с применением новейших IT-разработок. Все сказанное делает компетентностно-ориентированный подход в современном образовании наиболее эффективным в реализации требований, предъявляемых к будущему конкурентоспособному специалисту системы дополнительного образования в области физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусарова Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CONSTRUCTION OF PREPARATION PROCESS OF FUTURE PHYSICAL TRAINING AND SPORTS SPECIALISTS IN THE REPUBLIC OF MARI EL

It is not a secret that the system of the children addititonal education in the sphere of physical training and sports should satisfy the modern society requirements and be oriented toward the health preservation of all the members of the edcational process, be mobile and tolerant. According to it the urgent neccessity in the high-quality preparation of competitive specialists is arising and it can form not only the image of the country but also dictate its own requirements in the social and economic issues of development of other competitive countries. It can be done by highlighting the science-based characteristics and qualities of the personality of the future teacher in the system of the children additional education and the implementation of the received knowledge to the practice in the education process in the higher education institutions for further effective professional activity. However, the analysis of the current system of preparation in the higher education institutions of the Russian Federation as well as the Republic of Mari El showed the neccessity of the correction and the optimisation of the education process that determines the formation of special (optional) professional competences: gender, ethic and health saving among the future physical training and sports specialists for work in the system of children additional education. On that premise in the current research the attempt to simulate another approach to the formation of the education process in the Republic of Mari El with the help of the newest IT-projects was made. This said makes the competence-oriented approach in the modern education the most effective in the realisation of the requirements to future competitive specialist in the system of additional education in the sphere of physical training and sports.

Текст научной работы на тему «Современное построение процесса подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту в республике Марий Эл»

УДК: 378.145

Гусарова А.Н.

Межрегиональный открытый социальный институт, г йошкар-Ола E-mail: gusarovaann@mail.ru

СОВРЕМЕННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРОцЕССА ПОДГОТОВКИ

будущих специалистов по физической культуре и спорту

В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ

Система дополнительного образования детей в области физической культуры и спорта должна отвечать современным запросам общества, а так же быть ориентирована, в первую очередь, на сохранение здоровья всех участников образовательного процесса, быть мобильной и толерантной.

В связи с этим возникает острая потребность в качественной подготовке конкурентоспособных специалистов, что, на наш взгляд, способно не только формировать имидж страны, но и диктовать свои условия в социально-экономических вопросах развития других конкурентоспособных стран. Сделать это можно путем выделения научно-обоснованных свойств и качеств личности будущего преподавателя системы дополнительного образования детей, а также применения полученных знаний на практике в процессе обучения в вузе для дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Однако анализ существующей системы подготовки в вузах РФ, в том числе в республике Марий Эл, вскрыл необходимость коррекции и оптимизации образовательного процесса, детерминирующего формирование у будущего специалиста по физической культуре и спорту к работе в системе дополнительного образования детей специальных (дополнительных) профессиональных компетенций: гендерной, этической и здоровьесберегающей. Исходя из этого, в данном исследовании была предпринята попытка смоделировать иной подход к построению учебного процесса в республике Марий Эл с применением новейших IT-разработок. Все сказанное делает компетентностно-ориентированный подход в современном образовании наиболее эффективным в реализации требований, предъявляемых к будущему конкурентоспособному специалисту системы дополнительного образования в области физической культуры и спорта.

Ключевые слова: гендер, этика, здоровьесбережение, подготовка специалиста, дополнительное образование детей, спорт.

По прошествии Олимпиады 2014 в Сочи -грандиозного события мирового масштаба -глава государства В.В. Путин отметил [7], что развитие спорта в нашей стране напрямую отражает социальную и экономическую ситуацию, успехи или неуспехи государства. Объясняется это, прежде всего тем, что физическое состояние, здоровье нации взаимозависимы с экономикой: здоровые, деятельные граждане обладают повышенной работоспособностью, имеют большие возможности для самореализации, а эффективная экономика создает твердую почву для положительных явлений, представляя собой помеху таким негативным общественным проявлениям, как преступность, пьянство и т. д.

Однако взойти на Олимпийский пьедестал или привлечь как можно больше граждан к занятиям физической культурой с каждым годом становится все труднее. Назрела острая необходимость в качественном научно-методическом сопровождении и высокопрофессиональной подготовке специалистов к работе в системе дополнительного образования детей в области физической культуры и спорта. Поэтому за последнее время в науке появилось достаточное

количество исследований [1 с. 25], [5, с. 60-65], [10]; [9, с. 15-26]; [4, с. 34-42] и др., посвященных проблеме подготовки таких специалистов, однако большинство из них носят описательный характер либо могут быть применены к определенным видам спорта.

В настоящее время в нашей стране действует Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» [6]. Реализуя задачи данной программы в республике Марий Эл активно осуществляется строительство спортивных сооружений. Этому так же способствует «Стратегия действий в интересах детей на 2013-2017 годы в Республике Марий Эл» [8]. На сегодняшний день, в республике расположено 129 последних. В их состав входят 10 стадионов, 6 дворцов спорта, 400 спортивных залов, 24 плавательных бассейна, 940 плоскостных спортивных сооружений. Физкультурно-оздоровительное и спортивное движение в Республики Марий Эл - довольно разветвленная сеть учреждений. К ней относятся 760 коллективов физической культуры, 4 республиканских физкультурно-спортивных общества - «Юность

России», «Спартак», «Динамо», «Спортивная Россия», 18 специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва: по легкой атлетике, по лыжным гонкам, по греко-римской и вольной борьбе, борьбе дзюдо, по боксу, комплексная СДЮСШОР, по конному спорту, по плаванию, по спортивной гимнастике, по футболу, по хоккею, по фигурному катанию, по фехтованию, по греко-римской борьбе и гребле, по пулевой стрельбе и биатлону, 19 детско-юношеских спортивных школ, в том числе «ДЮСАШ по паралимпий-ским видам спорта» и по борьбе на поясах и борьбе корэш, училище олимпийского резерва, школа высшего спортивного мастерства и 41 республиканская федерация.

Ориентация деятельности правительства в области физической культуры и спорта не ограничивается республиканским масштабом проведения спортивно-массовых мероприятий. Так, в Йошкар-Оле в 2008 году прошли VII Всероссийские летние сельские спортивные игры, в 2009 впервые в истории спортивной России был проведен I Всероссийский фестиваль школьного баскетбола «КЭС-Баскет» с участием лучших школьных баскетбольных команд всей страны; Всероссийский турнир по футболу «Coca-Cola Кожаный мяч», в 2010 - Всероссийские соревнования Специальной Олимпиады России по бадминтону, бочче, конному спорту и юнифайд-баскетболу, 2011 - Специальная Олимпиада России, 2012, 2013 - первенство России по синхронному фигурному катанию на коньках.

Каждый год в нашей республике проводится множество чемпионатов и первенств России по различным видам спорта. Тем не менее, к такому результату республика Марий Эл шла долго. Проводя наше исследование, мы столкнулись с непростой ситуацией: в библиотеках и архивах города, министерства образования и науки, а так же министерства спорта республики отсутствует какая либо информация, освещающая историю и становление детских спортивных школ. Тем не менее, в ходе проведенных опросов ветеранов спорта, директора музея спортивной славы нам удалось восстановить летопись детской спортивной подготовки в республике Марий Эл [2, с. 68].

В 70-х, 80-х годах по республике насчитывалось уже 12 ДЮСШ и СДЮСШОР. Актив-

но увеличился преподавательский штат, чему, в том числе, способствовали открытые при Оршанском педагогическом колледже физкультурного отделения и чуть позже на базе Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской факультета физического воспитания. В последующие годы сеть спортивный школ расширялась и охватывала большинство районов столицы, численный состав учащихся неуклонно прогрессировал.

Повышенное внимание к детскому спорту не случайно: здоровое подрастающее поколение экономически целесообразно для правительства, социально необходимо, теме не менее проблема качественной, современной подготовки как воспитанников, так и самих педагогов до сих пор остается открытой.

Система дополнительного образования детей в области физической культуры и спорта должна отвечать современным запросам общества, а так же быть ориентирована, в первую очередь, на сохранение здоровья всех участников образовательного процесса, быть мобильной и толерантной.

В связи с этим возникает острая потребность в качественной подготовке конкурентоспособных специалистов к работе в сфере дополнительного образования детей, что, на наш взгляд, способно не только формировать имидж страны, но и диктовать свои условия в социально-экономических вопросах развития других конкурентоспособных стран. Сделать это можно путем выделения научно-обоснованных свойств и качеств личности будущего преподавателя системы дополнительного образования детей, а также применения полученных знаний на практике в процессе обучения в вузе для дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

Однако анализ существующей системы подготовки вскрыл необходимость коррекции и оптимизации образовательного процесса в вузе, детерминирующего формирование у будущего специалиста по физической культуре и спорту к работе в системе дополнительного образования детей специальных (дополнительных) профессиональных компетенций: гендер-ной, этической и здоровьесберегающей.

Раскрывая потенциал развитой гендерной компетенции, мы можем говорить об успешной гендерной социализации и адаптации личности,

толерантном тендерном поведении, исключая стереотипизацию и сексизм, высший уровень тендерного самосознания и чувствительности. Сформированная здоровьесберегающая компетентность предполагает наличие у студента багажа знаний о здоровье, способах и приемах его сохранения и преумножения, а также мотивацию на здоровый образ жизни и здоровьеох-ранное поведение. Этическая компетентность уже на среднем уровне сформированности проявляет себя в установленной системе усвоенных этических норм, значительном нравственном контроле за поведением, а также наблюдается формирование нравственного сознания благодаря включению в свою жизнь моральных принципов. Все сказанное делает компетентностно-ориентированный подход в современном образовании наиболее эффективным в реализации требований, предъявляемых к будущему конкурентоспособному специалисту системы дополнительного образования в области физической культуры и спорта.

Однако, программа такой подготовки педагога дополнительного образования детей и, как следствие, формирование в его профессиональной структуре личности гендерной, этической, здоровьесберегающей компетенций в настоящее время разработаны недостаточно благодаря большому количеству интегрируемых и детерминируемых факторов при становлении специальных (дополнительных) профессиональных компетенций, что делает последние синтезом целого ряда ключевых и специальных (дополнительных) педагогических компетенций. Следовательно, задача создания условий для развития и формирования представленных выше параметров профессиональной личности не может быть решена средствами традиционного, общепринятого высшего педагогического образования.

Основываясь на вышесказанном, нами была предпринята попытка смоделировать иной подход к построению учебного процесса будущих специалистов по физической культуре и спорту с применением новейших IT-разработок.

Вообще, в последнее время большинство исследователей, занимающихся проблемой формирования каких-либо личностных и/или профессиональных качеств в образовательной практике различного уровня, приходят к выводу о том, что наиболее сильно проявляет себя

результат именно при использовании разнообразных спецкурсов. Система подготовки будущих специалистов для работы в сфере дополнительного образования детей приобретает с использованием информационных технологий (ИТ) возможность активизации умственной работоспособности студентов, повышает мотива-ционную компоненту процесса усвоения нового материала, а так же выдвигает специфические требования обучаемому и обучающему: знание базовых понятий и возможностей информатики, знание технического устройства компьютерной техники и других устройств, владение текстовыми редакторами, основных программ общего пользования, в том числе утилитарного назначения.

Опираясь на теоретические положения, касающиеся использования ИТ в образовательном процессе нами, как уже говорилось ранее, был создан специальный образовательный продукт «Электронный учебно-методический комплекс «Формирование дополнительных профессиональных компетенций у будущих специалистов в области физической культуры и спорта»», который был зарегистрирован в Объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование», что подтверждается Свидетельством о регистрации электронного ресурса - документом, выдаваемый государственной организацией на территории Российской Федерации, подтверждающим авторское право в аспекте новизны и приоритетности электронной разработки [3].

Блочно-модульная организация наших занятий выступает как освоение каждой определенной темы ресурса с точки зрения неизменного алгоритма. Вначале обозначается тема блока, затем выдвигаются цели и задачи. Следующим моментом становится определение основного понятийного аппарата модуля и опорная схема всего блока, с установлением вида контрольной диагностики и обзор общей литературы для подготовки к каждому уровню спецкурса. Теоретический модуль представлен лекционным материалом. Условно - практический, так называемыми, - семинарскими занятиями. После прохождения теоретического и практического этапов, студенту предлагается диагностический аппарат по каждой теме.

Тематический план электронного учебно-методического комплекса состоит из крупных модулей, в которых содержатся определенные

профессиональные задачи. Взаимосвязь модулей - важное условие функционирования модели. Каждый модуль представляет собой завершенную единицу информации, о чем свидетельствует название блока. Темы каждого отдельного модуля вскрывают содержание последнего. Кроме того разработанный курс предполагает активное администрирование представленного ресурса, что позволяет добавлять актуальные разработки, новейшую информацию по профилю нашего направления.

Контроль знаний студентов: текущий, промежуточный и итоговый. Формы контроля: тестовый, творческий (составление кроссвордов, решение проблемных ситуаций case- study), научно-методический (подготовка эссе, рефератов, докладов, проведение диагностик различного вида и уровня: в период учебной практики производить наблюдение, интервьюирование, анализ воспитанников и коллег на предмет присутствия в их структуре установок и уровней сформированности гендерной, здоровьесбере-гающей, этической компетенций). Взаимодействие осуществляется в интерактивной форме, в том числе личной перепиской по e-mail.

Для определения уровня сформированных искомых компетенций, а так же проверки эффективности разработанной модели

подготовки будущих специалистов нами был отобран и представлен в электронном виде диагностический инструментарий, включающий методики, направленные на определение уровней сформированности специальных (дополнительных) профессиональных компетенций, анкеты для учащихся (удовлетворенность учащихся уровнем профессиональной компетентности преподавателя), анкеты для руководителей школ олимпийского резерва (анализ сформированности обозначенных компетенций у тренеров, изучивших спецкурс). Все, без исключения, полученные данные подверглись количественной и качественной обработке с применением методов математической статистики ^-критерий Фишера, ^критерий Стьюдента, критерий Вилкоксона). Применяя выделенные методики, был проведен констатирующий срез уровня сформированности специальных (дополнительных) компетенций у будущих специалистов, разделенных на 2 группы - контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ). Результаты представлены на рисунке 1.

Для дополнительной проверки сформировавшихся компетенций, а также использования полученных знаний и умений на практике после завершения формирующего этапа эксперимента студентам были предложены контрольные

Гендерная

Здоровьесберегающая

Этическая

Рисунок 1. Уровень сформированности гендерной, здоровьесберегающей, этической компетенций у КГ и ЭГ до формирующего этапа эксперимента

Гендерная

Здоровьесберегающая

Этическая

Рисунок 2. Уровень сформированности компетенций тренеров до и после эксперимента

занятия с применением технологии case-study. Итоги проведенного исследования выявили следующие показатели: 33% продемонстрировали высокий уровень развития гендерной компетенции, 67% человек находятся на среднем уровне. В здоровьесберегающем блоке экспериментальная группа показала высокий уровень у 92% и средний уровень лишь у 8% опрошенных. В этическом блоке экспериментальная группа продемонстрировала у 83% студентов высокий уровень и 17% респондентов дали ответы, характерны для среднего уровня.

Так же данной методикой заинтересовались и тренера СДЮСШОР. Для добровольного изучения им был предложен комплекс «Формирование дополнительных профессиональных компетенций специалистов в области спорта» Данный курс был проведен в очно-дистанционной форме, на основе разработанного электронного ресурса. По аналогии со студентами, до апробации спецкурса и после, тренерский состав был так же протестирован выделенными методиками на определение уровня сформированности компетенций.

Всего в эксперименте приняло участие 45 человек. На рисунке 2 приведены данные результатов сформированности уровня компетенций тренеров до и после эксперимента.

Таким образом, полученные данные доказывают высокую результативность организованной и проведенной экспериментальной работы.

Обобщая вышесказанное, следует говорить о том, что философия спортивного, образования должна быть построена в таком ключе, при котором компетентный специалист осознает ответственность не только за результат своего труда, но и за свое высокое гендерное и этическое развитие, а так же физическое состояние и здоровье перед обществом. А потому хочется сделать вывод о том, что применение разработанного электронного учебно-методического комплекса «Формирование дополнительных профессиональных компетенций у будущих специалистов в области физической культуры и спорта», и в дальнейшем его активное расширение, может и должно присутствовать в образовательном потенциале вуза и в качестве дополнительного образовательного блока в общем объеме курсов повышения квалификации у действующего тренерского состава, т. к. является достойным и эффективным средством в процессе реального обучения и образования в профессиональной спортивной подготовке.

21.12.2015

Список литературы:

1. Аникеева, Н. Г. Формирование здоровьесберегающей компетенции студентов при профессиональной подготовке в вузе (на материале дисциплины «физическая культура»): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. Тюмень, 2009. - 25 с.

2. Гусарова, А.Н. Подготовка будущих специалистов по физической культуре и спорту для работы в системе дополнительного образования детей: дис.. канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2014. - 200 с.

3. Гусарова, А.Н., Никитин П.В. Информационный образовательный ресурс локального доступа «Электронный учебно-методический комплекс «Формирование дополнительных профессиональных компетенций у будущих специалистов в области физической культуры и спорта»» // Свидетельство о регистрации электронного ресурса №19084 от 09.04.2013г. Инв.номер ВНТИЦ №50201350360 от 19.04.2013г.

4. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. -№5. - С. 34-42.

5. Ижболдина, Е. А. Новая парадигма образования и компетентностный подход в образовательном процессе по дисциплине «Физическая культура» // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. -2013. - №1 (26). - С.60-65.

6. Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 №30 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» // Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс».

7. Путин, В. В. Интервью российским и иностранным СМИ. // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin. ru/news/20080#sel= (дата обращения: 13.01.2016).

8. Распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 04.02.2013 №46-р «Об утверждении стратегии действий в интересах детей на 2013 - 2017 годы в Республике Марий Эл» // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

9. Федорова, С. Ю. Современные подходы к повышению профессиональной квалификации воспитателей по физкультуре // Инструктор по физкультуре. - 2013. - №8. - С. 15-26.

10. Феномен спортивной культуры в аспекте философского, исторического и социально-педагогического анализа: научно-методические материалы и доклады Круглого стола / под. Ред. А.А. Передельского; сост. И.Е.Евграфов. М.: Физическая культура, 2014. С. 49-51.

Сведения об авторе:

Гусарова Анна Николаевна, главный специалист отдела аспирантуры и магистратуры Межрегионального открытого социального института, кандидат педагогических наук 424007, Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, ул. Прохорова, д. 28, e-mail: gusarovaann@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.