Научная статья на тему 'Здоровье молодых спортсменов как объект целенаправленной профессиональной деятельности специалистов в области физической культуры и спорта в Республике Марий Эл'

Здоровье молодых спортсменов как объект целенаправленной профессиональной деятельности специалистов в области физической культуры и спорта в Республике Марий Эл Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
847
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ЗДОРОВЬЕОХРАННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гусарова А. Н.

На сегодняшний день в российском обществе довольно острой остается проблема физического состояния детей. Этот вопрос пытаются рассматривать на различных уровнях государственного управления. Вышесказанное определяется так же в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [8], где одним из шести приоритетов обозначено здоровье школьников. В Послании Д.А. Медведева Федеральному Собранию отмечено, что «именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь» [7]. Тем не менее последние статистические отчеты говорят о том, что здоровье нашего подрастающего поколения не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии. Методы исследования: анализ и обобщение научно-педагогической, учебной и методической литературы, опрос специалистов, анкетирование студентов, методы математической статистики. Материал. В статье раскрыта и обоснована гипотеза о возможности и целесообразности формирования здоровьесберегающих установок и, как следствие, сохранения и укрепления здоровья у подростков, занимающихся спортом. Представлены результаты исследования уровня развития здоровьеохранных компетенций специалистов в области физической культуры и спорта в республике Марий Эл. Основная цель работы обратить внимание на необходимость пересмотра подготовки молодых спортсменов, испытывающих неадекватные молодому организму физические нагрузки. Результат. Опрос 98 будущих и действующих спортивных специалистов республики Марий Эл, показал крайне низкий уровень сформированности здоровьесберегающей компетенции, а так же отсутствие в профессиональной деятельности тренеров-преподавателей здоровьесберегающих технологий и мероприятий. Проведенное анкетирование студентов факультета физической культуры, спорта и туризма по специальности 050100.62, показало отсутствие устойчивых взглядов на проблему сохранения собственного здоровья, а так же знаний, умений и навыков поддержания его у своих воспитанников. Заключение. Основной акцент, на наш взуляд, необходимо ставить на полноценное раскрытие и проработку здоровьесберегающих технологий в период обучения в вузее, что поможет грамотно строить тренировочной процесс, с непосредственным учетом индивидуальности каждого спортсмена и его психо-морфо-физиологического состояния. Этого можно достичь путем рационализации спортивной деятельности, а именно поиском оптимальных и адекватных состоянию здоровья спортсмена методов и форм организации спортивной деятельности, а также регулярным обращением к положительным примерам поддержания своего здоровья известными в спорте людьми и, разумеется, здоровой личности тренера. Совокупность обозначенных факторов поможет выработать у подростка положительные ценностные ориентации на здоровый образ жизни и, как следствие, обеспечить сохранность индивидуального здоровья молодых спортсменов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гусарова А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровье молодых спортсменов как объект целенаправленной профессиональной деятельности специалистов в области физической культуры и спорта в Республике Марий Эл»

УДК 374.33

ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЫХ СПОРТСМЕНОВ КАК ОБЪЕКТ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ

А.Н. Гусарова - соискатель кафедры психологии развития и образования МарийскогоГосударственногоУниверситета Йошкар-ола

THE HEALTH OF YOUNG SPORTSMEN AS AN OBJECT OF PURPOSEFUL PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE SPECIALISTS IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN THE REPUBLIC OF

MARIY El

A.N. Gusarova - applicant of the psychology of development and education department in Mariy State University Yoshkar-Ola

e-mail: gusarovaann@mail. ru

Ключевые слова: здоровьесбережение, спортивная подготовка, здоровьеохранные компетенции.

Аннотация: на сегодняшний день в российском обществе довольно острой остается проблема физического состояния детей. Этот вопрос пытаются рассматривать на различных уровнях государственного управления. Вышесказанное определяется так же в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [8], где одним из шести приоритетов обозначено здоровье школьников. В Послании Д.А. Медведева Федеральному Собранию отмечено, что «именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь» [7].

Тем не менее последние статистические отчеты говорят о том, что здоровье нашего подрастающего поколения не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии.

Методы исследования: анализ и обобщение научно-педагогической, учебной и методической литературы, опрос специалистов, анкетирование студентов, методы математической статистики.

Материал. В статье раскрыта и обоснована гипотеза о возможности и целесообразности формирования здоровьесберегающих установок и, как следствие, сохранения и укрепления здоровья у подростков, занимающихся спортом. Представлены результаты исследования уровня развития здоровьеохранных компетенций специалистов в области физической культуры и спорта в республике Марий Эл. Основная цель работы -обратить внимание на необходимость пересмотра подготовки молодых спортсменов, испытывающих неадекватные молодому организму физические нагрузки.

Результат. Опрос 98 будущих и действующих спортивных специалистов республики Марий Эл, показал крайне низкий уровень сформированности здоровьесберегающей компетенции, а так же отсутствие в профессиональной деятельности тренеров-преподавателей здоровьесберегающих технологий и мероприятий. Проведенное

анкетирование студентов факультета физической культуры, спорта и туризма по специальности 050100.62, показало отсутствие устойчивых взглядов на проблему сохранения собственного здоровья, а так же знаний, умений и навыков поддержания его у своих воспитанников.

Заключение. Основной акцент, на наш взуляд, необходимо ставить на полноценное раскрытие и проработку здоровьесберегающих технологий в период обучения в вузее, что поможет грамотно строить тренировочной процесс, с непосредственным учетом индивидуальности каждого спортсмена и его психо-морфо-физиологического состояния. Этого можно достичь путем рационализации спортивной деятельности, а именно поиском оптимальных и адекватных состоянию здоровья спортсмена методов и форм организации спортивной деятельности, а также регулярным обращением к положительным примерам поддержания своего здоровья известными в спорте людьми и, разумеется, здоровой личности тренера. Совокупность обозначенных факторов поможет выработать у подростка положительные ценностные ориентации на здоровый образ жизни и, как следствие, обеспечить сохранность индивидуального здоровья молодых спортсменов.

Keywords: health-saving, sports training, health-protecting competences.

Annotation: Nowadays one of the most burning issues in Russian society is the problem of physical fitness of children. This problem is discussed on all levels of the government and in the context of the national educational initiative "Our new school" [8] where among six priorities is schoolchildren S health. In the Epistle of D.A. Medvedev to the Federal Assembly it is mentioned that "the health of a person is formed while studying at school for the rest of the life" [7].

Nevertheless the last statistical reports show that the health state of a young generation doesn't correspond to the demands and potency of a modern society.In recent years there is an increase of children who have poor health or unsatisfactory mental development.

Research methods: scientific and pedagogical, educational and methodical literature analysis and summarizing, survey among the specialists, questionnaire survey among students, methods of mathematical statistics.

Research materials. The article gives the development and the substantiation of the hypothesis about the possibility and expediency of health-saving aims formation and, as a result, health preservation and strengthening of the teenagers who go in for sports. The level of health-protecting competences development of the specialists' in the sphere of physical culture and sport was examined in the Republic of Mariy El. The results of the research are presented in the article. The main aim of the research work is to pay attention to the necessity of the training process reconsideration among young sportsmen who have inadequatephysical activity.

Results. The survey among 98 future and active sports specialists of the Republic of Mariy El showed extremely low level of health-protecting competence formation and the absence of health-protecting technologies and measures in the professional activity of coaches - teachers. Carried out questionnaire survey among the students of the physical culture, sport and tourism department on the specialty 050100.62 showed that there is no a definite idea of the problem of personal health protection and knowledge, abilities and skills of keeping students' health.

Conclusion. The main accent, in our opinion, should be made on a full development and elaboration of health-saving technologies during the study in a higher educational establishment. It will help to organize the training process competently taking into consideration the individuality of each sportsman and his psychic - morphologic - physiological state. To achieve this aim we should rationalize sports activity searching for optimal and adequate to the athlete's health methods and forms of sports activity organization and speaking about positive examples of health saving by famous people in the sphere of sport and a healthy personality of a coach. All mentioned above factors will help to form a teenager's axiological orientations to a healthy life style and will provide the protection of young sportsmen personal health.

Введение. На сегодняшний день в российском обществе довольно острой остается проблема физического состояния детей. Этот вопрос пытаются рассматривать на различных

уровнях государственного управления. Вышесказанное определяется также в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [8], где одним из шести приоритетов обозначено здоровье школьников. В Послании Д.А. Медведева Федеральному Собранию отмечено, что «именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь» [7].

Тем не менее последние статистические отчеты говорят о том, что здоровье нашего подрастающего поколения не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии. По мнению Т. Г. Пестовой, на состояние здоровья детей оказывают влияние многие факторы: снижение уровня жизни, ухудшение экологической обстановки, негативные изменения в материальном и воспитательном потенциале семьи и другие [3].

Методы и организация исследования. С точки зрения А.И. Федорова, отношение подростков к здоровью является сложным социальным феноменом, а его недостаточная изученность свидетельствует о необходимости проведения дальнейших исследований, направленных на выявление и уточнение факторов, способствующих формированию у подростков позитивного отношения к своему здоровью. Формирование у подростков позитивного отношения к своему здоровью может и должно осуществляться на основе взаимодействия различных социальных институтов: семьи, общеобразовательной школы, системы здравоохранения, средств массовой информации и государственной политики в сфере здоровья. Занятия физическими упражнениями и массовым спортом важны и необходимы, в первую очередь, для того, чтобы повысить качество жизни детей и сделать их более счастливыми [4].

Большинство медицинских работников считают, что занятия спортом сами по себе несут положительное воздействие на организм. Но мы смеем не согласиться с этой точкой зрения даже лишь потому, что среди подростков, занимающихся спортом велик процент травматизма, а также в случае неуспеха снижена самооценка, вплоть до ухода из команды, а следовательно, потеря дружеских контактов. Об этом свидетельствуют не только уже ставшие фундаментальными научные изыскания в этой области, но также самостоятельные длительные наблюдения за молодыми спортсменами, занимающимися в детско-юношеских школах олимпийского резерва в г. Йошкар-Оле.

В одном из интервью Президент Академии спортивных единоборств РГУФКа А. Н. Блеер озвучил следующее: «Детский спорт - это наше будущее. Он взращивает тех людей, которые сменят настоящее поколение. Кроме того, детский спорт - это решение будущих проблем криминального характера. Он отвлекает детей от улицы, помогает нормально развиваться и расти ребенку (особенно из неблагополучной семьи). Именно спорт помог многим известным людям стать теми, кто они есть сегодня» [5].

В статье доктора педагогических наук, профессора В.В. Кима, можно встретить такой взгляд на проблему сохранения здоровья в спорте: «В тренировочном процессе спортивного резерва возникает противоречие между возрастающими требованиями к подготовленности юных спортсменов, диктуемыми необходимостью повышения результатов, и ограниченными возрастными возможностями растущего организма» [6].

Занятия спортом, без доли сомнения, оказывают существенное воспитательное, образовательное и развивающее влияние на подрастающий организм. В то же время спортивная деятельность нередко негативно влияет на различные стороны жизнедеятельности спортсменов. В отличие от занятий физической культурой, в которых нет преобладающей целевой установки на соревновательный результат, спортивная подготовка зачастую характеризуется деятельностью, связанной с чрезмерными нагрузками, ранней спортивной специализацией, нечестным поведением соперников, что оказывает отрицательное воздействие на здоровье занимающихся.

Занятия в любом виде спорта влекут за собой серьезные энергетические и нервные затраты организма. Довольно часто встречаются ситуации, когда спортсмен вынужден

тренироваться, превозмогая усталость и боль, а это не может пройти бесследно для молодого организма. Особенно это проявляется в таких сложнокоординационных видах спорта, как спортивная и художественная гимнастики, хоккей, бокс, и другие виды борьбы, которые сами по себе являются высокотравматичными. У С.П. Завитаева можно встретить следующее: «Особое опасение вызывает здоровье детей, занимающихся травматичными видами спорта, поскольку у них еще идет формирование организма и они более уязвимы, нежели взрослые спортсмены. Все это, безусловно, актуализирует необходимость принятия радикальных мер, направленных на сохранение здоровья юных спортсменов в тренировочном процессе. Говоря о здоровьесберегающей спортивной подготовке, необходимо ориентироваться на достижение спортивного результата в паритете с сохранением здоровья» [1].

Как известно, агентами социализации, т.е. факторами, оказывающее наиболее важное влияние на процесс становлении личности в этом возрасте, по мнению А.В. Мудрика, в первую очередь являются сверстники, близкие товарищи [2].

Однако у молодых людей, чьим серьезным увлечением стал спорт, таким агентом социализации, безусловно, является тренер - носитель и образец моральных, духовных жизненных ценностей. Именно микроструктура таких взаимоотношений формирует ценностные ориентации подростка, в том числе и установку на здоровьесбережение. А потому специалисту по физической культуре и спорту еще на студенческой скамье должны предъявляться повышенные требования к уровню овладения здоровьесберегающими технологиями. С целью выяснения уровня и степени сформированности здоровьесберегающей компетентности нами был проведен опрос 98 будущих и действующих спортивных специалистов республики Марий Эл, который показал крайне низкий уровень сформированности, обозначенной выше, компетенции, а так же отсутствие в профессиональной деятельности тренеров-преподавателей здоровьесберегающих технологий и мероприятий.

Результаты и их обсуждение. В ответ на заданные вопросы о здоровьесберегающей деятельности педагога, а также на вопрос «Что вы понимаете под этим? Как вы планируете свою профессиональную деятельность с учетом здоровьесберегающих принципов?» ряд тренеров (22 человека, что составило 48 %) попытались охарактеризовать процесс построения тренировок с учетом физиологических особенностей спортсменов. Другие 12 (26 %) специалистов основную здоровьесберегательную функцию в своей профессиональной деятельности представляют фразой «не навреди». Это становится особенно актуальным в последние годы в связи с участившимися прокурорскими проверками спортивных сооружений и самого процесса спортивных тренировок ввиду регулярных по всей России несчастных случаев, в большинстве своем, из-за недозированности нагрузки, стремлений тренера воспитать как можно более сильного спортсмена, не учитывая физическое состояние последнего. Оставшиеся 11 тренеров (24 %) воздержались от ответа на поставленные вопросы. Для того чтобы выявить степень сформированности взглядов на здоровьесбережение у будущих специалистов в области физической культуры и спорта, было проведено анкетирование студентов факультета физической культуры, спорта и туризма по специальности 050100.62, в результате которого выяснилась реальная картина отсутствия устойчивых взглядов на проблему сохранения собственного здоровья, а также знаний, умений и навыков поддержания его у своих воспитанников. Так, на вопрос о том, что же в общем виде представляет собой понятие «здоровье» большинство респондентов (88%) ответили кратко «когда ничего не болит». Остальные 12 % вообще затруднились ответить. Факторами, оказывающими наиболее сильное влияние на состояние здоровья, 75% опрошенных назвали вредные привычки. Следует отметить тот факт, что теоретические вопросы, касающиеся категории здоровья, рассматриваются студентами еще на первых курсах вузовской подготовки, а потому такие ответы говорят о недостаточности знаний в данной области. Далее, отвечая на вопросы о путях и способах сохранения здоровья, большая часть участников опроса говорили лишь о бытовом поддержании хорошего

самочувствия путем закаливания и выполнения физических упражнений. Основываясь на полученных данных, считаем уместным говорить о пересмотре системы высшей спортивной подготовки будущих и действующих специалистов в данной области.

Выводы.С вступлением в силу Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, а именно изменение формы обучения -деление процесса подготовки на уровни, или как их еще называют ступени: бакалавриат и магистратура, нами был осуществлен анализ учебного плана, учебно-методических комплексов на факультете физической культуры ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет». Реальное положение дел таково, что в учебный план включен только курс «Основы медицинский знаний и здорового образа жизни», преподаваемый в объеме 72 часов, где 36 отводится на самостоятельную работу студентов, что не может отвечать требованиям ФГОС ВПО как законченный курс, в результате усвоения которого будет сформирована здоровьесберегающая компетентность с ее множеством компонентов.

Таким образом, мы имеем основание полагать, что здоровье молодых спортсменов напрямую зависит от степени и уровня сформированности здоровьесберегающей компетенции тренерского состава, а потому проблеме формирования здоровьесберегающих установок и взглядов в процессе высшей спортивной подготовки следует уделить особое внимание. Основной акцент, на наш взгляд, необходимо ставить на полноценное раскрытие и проработку здоровьесберегающих технологий в период обучения в вузе, что поможет грамотно строить тренировочной процесс, с непосредственным учетом индивидуальности каждого спортсмена и его психо-морфо-физиологического состояния. Этого можно достичь путем рационализации спортивной деятельности, а именно поиском оптимальных и адекватных состоянию здоровья спортсмена методов и форм организации спортивной деятельности, а также регулярным обращением к положительным примерам поддержания своего здоровья известными в спорте людьми и, разумеется, здоровой личности тренера. Совокупность обозначенных факторов поможет выработать у подростка положительные ценностные ориентации на здоровый образ жизни и, как следствие, обеспечить сохранность индивидуального здоровья молодых спортсменов.

Литература

1. Завитаев, С.П. Здоровьесберегающая методика спортивной подготовки юных хоккеистов : дис. ... канд. пед .наук. / С.П. Завитаев. - Н.Челябинск, 2004. - 167 с.

2. Мудрик, А.В. Социальная педагогика. / А.В. Мудрик. - М. : Академия, 2001. - 192 с.

3. Пестова, Т.Г. Социально-педагогические аспекты состояния здоровья и поведения детей школьного возраста ставропольского края / Т. Г. Пестова // Дети России образованны и здоровы : материалы VIII Всероссийской науч. - практ. конф. - М. : 2010. - 296 с.

4. Федоров, А.И. Отношение современных подростков к своему здоровью / А.И. Федоров // Дети России образованны и здоровы: материалы VIII Всероссийской науч. - практ. конф. - М. : 2010. - 296 с.

5. Блеер, А.И. Детский спорт - это наше будущее / А.И. Блеер // Детский тренер (журнал в журнале): научно-методический электронный журнал. - 2003. - № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2003N2/p28-29.htm (дата обращения: 09. 05. 2013).

6. Ким, В.В. Оздоровительная направленность процесса начальной подготовки в спортивных единоборствах / В.В. Ким // Физическая культура : научно-методический электронный журнал. - 2003. - № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/2003N2/p41-45.htm (дата обращения: 19. 01. 2013).

7. Послание Президента Федеральному Собранию // Официальный сайт Президента РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/news/9637 (дата обращения: 10. 01. 2011).

8. Президентская инициатива «Наша новая школа» // Официальный сайт Президента РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://nasha-novaya-shkola.ru/?q=node/4 (дата обращения: 15. 02. 2013).

Bibliography

1. Zavitaev, S.P. health-saving methodology of young hockey players' sports training: thesis of the candidate of pedagogics / S.P. Zavitaev. - Chelyabinsk, 2004. - 167 p.

2. Mudrik, A.V. Social pedagogics / A.V. Mudrik. - Moscow: Academy, 2001. - 192 p.

3. Pestova, T.G. Social - pedagogical aspects of schoolchildren's health state and behavior in the Stavropol Territory /T.G.Pestova // The children of Russia are educated and healthy: the materials of the VIII th All-Russian scientific - practical conference. - Moscow: 2010. - 296 p.

4. Fedorov, A.I. Modern teenagers' attitude to their health / A.I. Federov // The children of Russia are educated and healthy: the materials of the VIII th All-Russian scientific - practical conference. - Moscow: 2010. - 296 p.

5. Bleer, A.I. Children's sport is our future / A.I. Bleer // Children's coach (journal in journal): scientific -methodical electronic journal. - 2003. - № 2. [Electronic resource]. URL: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2003N2/p28-29.htm (reference date: 09. 05. 2013).

6. Kim, V.V. Health-improving orientation of the initial training process in sport single combats / V.V. Kim // Physical culture: scientific - methodical electronic journal.- 2003. - № 2.[Electronic resource]. URL: http://lib.sportedu.ru/Press/FKV0T/2003N2/p41-45.htm (reference date: 19. 01. 2013).

7. The Epistle of the president to the Federal Assembly // the official website of the president of the Russian Federation. [Electronic resource]. URL: http://kremlin.ru/news/9637 (reference date: 10. 01. 2011).

8. Presidential initiative "Our new school" //the official website of the president of the Russian Federation. [Electronic resource].URL: http://nasha-novaya-shkola.ru/?q=node/4 (reference date: 15. 02. 2013).

Статья поступила в редакцию: 26.10.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.