Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» В ПЛОСКОСТИ ЛИНГВИСТИКИ: К ВОПРОСУ О ДЕФИНИЦИИ'

СОВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» В ПЛОСКОСТИ ЛИНГВИСТИКИ: К ВОПРОСУ О ДЕФИНИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

25
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный менеджмент / образовательный дискурс / терминология / менеджмент изменений / менеджмент качества / HR-менеджмент. / educational management / educational discourse / change management / terminology / quality management / HR management.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелентьева Анастасия Игоревна

В статье проанализированы различные подходы к трактовке термина «образовательный менеджмент» и тем самым раскрыты объективные предпосылки к расширению репрезентативного поля образовательного дискурса в рамках многоаспектного и междисциплинарного феномена «образовательный менеджмент». Предложены возможные пути развития лингвистических исследований образовательного дискурса в сфере образовательного менеджмента в рамках организаций высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелентьева Анастасия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN CONCEPT "EDUCATIONAL MANAGEMENT" IN THE FIELD OF LINGUISTICS: ON THE QUESTION OF DEFINITION

The article analyzes various approaches to the interpretation of the term "educational management" and thereby reveals the objective prerequisites for expanding the representative field of educational discourse within the framework of the multidimensional and interdisciplinary phenomenon "educational management". Some possible ways of developing linguistic research of educational discourse in the field of educational management within the framework of higher education organizations are proposed.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» В ПЛОСКОСТИ ЛИНГВИСТИКИ: К ВОПРОСУ О ДЕФИНИЦИИ»

Инновационные аспекты развития науки и техники УДК 811.11

Мелентьева Анастасия Игоревна Melent'eva Anastasia Igorevna

старший преподаватель Assistant Professor Смоленский государственный университет Smolensk State University

СОВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

МЕНЕДЖМЕНТ» В ПЛОСКОСТИ ЛИНГВИСТИКИ: К ВОПРОСУ О ДЕФИНИЦИИ

THE MODERN CONCEPT "EDUCATIONAL MANAGEMENT" IN THE FIELD OF LINGUISTICS: ON THE QUESTION OF

DEFINITION

Аннотация. В статье проанализированы различные подходы к трактовке термина «образовательный менеджмент» и тем самым раскрыты объективные предпосылки к расширению репрезентативного поля образовательного дискурса в рамках многоаспектного и междисциплинарного феномена «образовательный менеджмент». Предложены возможные пути развития лингвистических исследований образовательного дискурса в сфере образовательного менеджмента в рамках организаций высшего образования.

Abstract. The article analyzes various approaches to the interpretation of the term "educational management" and thereby reveals the objective prerequisites for expanding the representative field of educational discourse within the framework of the multidimensional and interdisciplinary phenomenon "educational management". Some possible ways of developing linguistic research of educational discourse in the field of educational management within the framework of higher education organizations are proposed.

Ключевые слова. образовательный менеджмент, образовательный дискурс, терминология, менеджмент изменений, менеджмент качества, HR-менеджмент.

Key words. educational management, educational discourse, change management, terminology, quality management, HR management.

XII Международная научно-практическая конференция Стремительное социально-экономическое развитие,

расширяющееся международное сотрудничество и ускоренные темпы цифровой трансформации мира приводят к тому, что роль и функции организаций, осуществляющих образовательную деятельность, динамично видоизменяются и очевидно расширяются.

Основным инструментом, позволяющим всей системе образования в целом и высшей школе, в частности, безболезненно перестроиться и эффективно функционировать в существующих социально-экономических, геополитических и технологических условиях, становится образовательный менеджмент.

Тем самым рассмотрение особенностей образовательного дискурса именно в области образовательного менеджмента становится одним из приоритетных направлений лингвистических исследований, так как стабилизация и диверсификация терминологического аппарата этого междисциплинарного феномена внесет весомый вклад не только в выработку ряда универсальных моделей терминообразования в рамках конкретного специального языка, но и в развитие самой системы образования на всех его уровнях.

Сложность исследования образовательного дискурса в области образовательного менеджмента состоит в том, что само понятие «образовательный менеджмент» представлено сочетанием двух отличных друг от друга систем кодировки. С одной стороны, это образование, с педагогическим кодом - знание/незнание, а с другой стороны, в нем заключено одно из центральных понятий экономики -менеджмент, с кодом - получение прибыли/отсутствие прибыли [8, с. 125]. Другими словами, возникает «конфликтное поле» двух сформировавшихся и не имеющих на первый взгляд точек пересечения дискурсивных практик: педагогический дискурс и экономический дискурс.

Инновационные аспекты развития науки и техники

Это обстоятельство позволяет констатировать, что образовательный дискурс в сфере образовательного менеджмента значительно расширит свое репрезентативное поле. Помимо проблемы описания процесса воспитания и обучения в фокус образовательного дискурса, ввиду наличия экономической составляющей понятия «образовательный менеджмент», войдет и описание процесса управления образованием в области дидактико-методологического сопровождения образовательных процессов и мероприятий, управления образовательными системами и учреждениями, управления социальными процессами и отношениями в образовательных организациях [3, с. 40].

С учетом сформированности и фундаментальности мышления, терминологии и инструментария как области образования, так и сферы менеджмента, можно утверждать, что именно образовательный дискурс должен стать орудием, который позволит гармонично соединить два различных типа мышления.

Анализ отечественных и зарубежных исследований сущности междисциплинарного феномена «образовательный менеджмент» наглядно демонстрирует наличие различных подходов к трактовке термина и существование ряда концепций образовательного менеджмента.

Американский педагог, историк педагогики П. Монро понимает под образовательным менеджментом комплексную работу, связанную с практикой образования. Это динамичная сторона образования. К ней относятся организации, осуществляющие образовательную деятельность, всех уровней. Она занимается как людскими, так и материальными ресурсами. Кроме того, есть идеи, законы и постановления и так далее, имеющие отношение к образовательному процессу. Смешение этих «частей» в «целое» — это образовательный менеджмент [6, с. 65].

XII Международная научно-практическая конференция

Ульрих Мюллер в статье «Можно ли управлять образованием?» дает рабочее определение образовательному менеджменту: «организация и развитие социо-технических систем, и управление ими. Главной целью данных систем становится образование, результатом которого становится овладения компетенциями» [7, с. 18].

Кристиана Гризе считает, что образовательный менеджмент есть баланс между социально-гуманитарным феноменом «образование» и производственно-экономическими процессами, направленными на управление образованием [5, с. 114].

Дитер Ойлер рассматривает образовательный менеджмент как поиск ответа на вопрос «Как гармонизировать компетенции индивида со стратегиями, структурами и культурой организации?» [4, с. 37].

В след за Д. Ойлером С. Зойферт и Д. Шухман видят в образовательном менеджменте необходимость точечного приведения к одному знаменателю интересов сотрудников и организации и предотвращение конфликта между индивидуальным развитием личности и требованиями рынка [9, с. 5].

Образовательный менеджмент выступает в качестве социального «моста», который осуществляет / соединяет управление, рекрутинг и мониторинг образования посредством координации и сетевизации, повышения прозрачности образовательного процесса и посредством образовательного маркетинга и связи с общественностью [6, с. 72].

С точки зрения Гейслера и Бермана речь идет об «уравновешивании/балансировке экономических и педагогических способов действий» с помощью дифференцированного теоретического управления, которое воспринимает различия между педагогическими и экономическими способами действий и готово к постоянным сменам перспективы (изменениям). С этой точки зрения педагогические и промышленно- экономические (хозяйственно-) организационные действия не только совместимы, но и дополняют друг друга; оба

Инновационные аспекты развития науки и техники действия становятся процессом обучения, направленным на «дальнейшее открытие и углубление» обучения организации. [2, с. 92].

Роза Моисеевна Шерайзина дает следующее определение образовательного менеджмента: «это такое управление корпоративным образованием, целью которого является обеспечение становления "обучающейся организации", способствующей развитию образовательной активности человека на протяжении всей жизни и созданию такой системы непрерывного обучения, при которой каждый человек смог бы получить необходимые ему знания именно в нужный момент, а не впрок, - образование "через всю жизнь"» [1, с. 50].

У Иванова Е.В., Певзнера М.Н. под образовательным менеджментом понимается междисциплинарная область научных знаний, исследующая закономерности, принципы, функции и методы управления образовательными процессами и системами на основе синтеза психолого-педагогических наук и теории управления [1, с. 43].

Исходя из приведенных выше дефиниций, можно обозначить наиболее актуальные и стремительно развивающиеся аспекты образовательного менеджмента в рамках системы высшего образования, подлежащих дискурсивным описаниям, с целью формирования единого терминологического словаря, органично сочетающего в себе экономическую и педагогическую (образовательную) особенности сложного междисциплинарного феномена «образовательный менеджмент».

Первостепенно практически каждая из дефиниций видит целью реализации образовательного менеджмента в высшей школе формирование «устойчивой системы реакции» на меняющуюся социально-экономическую и технологическую арены - менеджмент изменений. Внедрение инноваций и управление ими в образовательной организации как ответ на изменения/вызовы извне согласно представленным подходам невозможны без последовательного и

XII Международная научно-практическая конференция непрерывного HR-менеджмента, в образовательном менеджменте под персоналом понимаются все сотрудники организации (администрация, научно-педагогические кадры, технический персонал). В свою очередь определение адекватности выбранного вектора инноваций стремительно-изменяющимся направлениям развития общества, необходимая корректировка существующей стратегии являются задачами менеджмента качества.

Библиографический список:

1. Иванов Е.В., Певзнер М.Н. Образовательный менеджмент: учеб.пособие / Е.В. Иванов, М.Н. Певзнер. Великий Новгород, 2010. 167 с.

2. Behrmann D. Reflexives Bildungsmanagement. Pädagogische Perspektiven und managementtheoretische Implikationen einer strategischen und entwicklungsorientierten Gestaltung von Transformationsprozessen in Schule und Weiterbildung / D. Behrmann. Frankfurt a.M.: Peter Lang, 2006. 455 S.

3. Decker F. Bildungsmanagement für eine neue Praxis. Lernprozesse erfolgreich gestalten - pädagogisch und betriebswirtschaftlich führen -budgetieren und finanzieren. / F. Decker. München, 1995. 429 S.

4. Euler D. Bildungsmanagement. In Einführung in die Managementlehre. Band 4 / R. Dubs, D. Euler, J. Rüegg-Stürm, Ch. E. Wyss. Bern: Haupt, 2004. S. 31-57.

5. Griese Ch. Bildungsmanagement / Ch. Griese. München: Oldenbourg, 2011. 338 S.

6. Lindner M., Niedlich S., Klausing Ju., Lüthi K., Brüsemeister Th. Zum Aufbau von Arenen des Bildungsmanagements in Lernen vor Ort / M. Lindner, S. Niedlich, Ju. Klausing, K. Lüthi, Th. Brüsemeister // Journal for Educational Research Online. 7 (2015). S. 68-93.

Инновационные аспекты развития науки и техники

7. Müller U. Kann man Bildung managen? / U. Müller // Schweizer, Gerd [Hrsg.]; Müller, Ulrich [Hrsg.]; Adam, Thomas [Hrsg.]: Wert und Werte im Bildungsmanagement. Nachhaltigkeit - Ethik -Bildungscontrolling. Bielefeld: Bertelsmann, 2010. S. 13-26.

8. Orthey F. M. Zeit der Modernisierung. Zugänge einer Modernisierungstheorie beruflicher Bildung / F.M. Orthey. Stuttgart: Hirzel-Verlag, 1999. 208 S.

9. Seufert S., Schuchmann D. Zum Wandel der didaktischen Gestaltung "neuer" Lernformen / S. Seufert, D. Schuchmann. bwpat, 2013. S. 1-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.