Научная статья на тему 'Образовательный менеджмент инновационной деятельности преподавателей как объект педагогических исследований'

Образовательный менеджмент инновационной деятельности преподавателей как объект педагогических исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОВЛЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фильченкова Ирина Федоровна

Введение. Для достижения эффективности инновационных процессов необходим новый подход к обеспечению участия преподавателей в инновационной деятельности, направленный на результативность и управляемость этих процессов. В этом контексте возникает идея разработки способов образовательного менеджмента инновационной деятельности преподавателя вуза. Материалы и методы. В качестве основных методов использовались анализ источников по изучаемой проблеме, включая нормативные документы, научные статьи по теме исследования, а также обобщение и систематизация полученных данных. Результаты исследования. Анализируются подходы к содержанию понятия «образовательный менеджмент», определяется специфика образовательного менеджмента инновационной деятельности, обосновывается выбор способов реализации образовательного менеджмента инновационной деятельности преподавательского персонала вузов. Образовательный менеджмент инновационной деятельности преподавательского состава вуза должен включать в себя несколько процессов: управление инновациями в вузе, управление факторами среды, управление личностно-профессиональными ресурсами, процесс преодоления профессиональных затруднений инновационной деятельности (консалтинг). Обсуждение и заключения. Инновационная деятельность педагогического персонала вуза обеспечивается за счет вовлечения как способа образовательного менеджмента, направленного на преодоление профессиональных затруднений. Дальнейшее направление исследования мы связываем с определением системных компонентов вовлечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY OF TEACHERS AS AN OBJECT OF PEDAGOGICAL RESEARCH

Introduction. To achieve the effectiveness of innovation processes, a new approach to ensuring the participation of teachers in innovation activities is needed, aimed at the effectiveness and manageability of these processes. In this context, the idea of developing ways of educational management of innovative activity of a University teacher arises.. Materials and methods. The main methods were the analysis of sources on the studied problem, including normative documents, scientific articles on the studied problem, as well as generalization and systematization of the obtained data. Results. Examines approaches to the concept of "educational management" is defined by specificity of educational management innovation, justify the choice of methods of implementation of the educational management of innovative activity of the teaching staff of the universities. Educational management of innovation activity of the teaching staff of the University should include several processes: management of innovations in the University, management of environmental factors, management of personal and professional resources, the process of overcoming professional difficulties of innovation (consulting). Discussion and Conclusions. Innovative activity of the pedagogical staff of the University is provided by involvement as a way of educational management aimed at overcoming professional difficulties. We associate the further direction of the research with the definition of systemic components of involvement).

Текст научной работы на тему «Образовательный менеджмент инновационной деятельности преподавателей как объект педагогических исследований»

Статья/Article

УДК 378.14

DOI: 10.26795/2307-1281 -2019-7-4-3

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

И. Ф. Фильченкова1

1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Введение. Для достижения эффективности инновационных процессов необходим новый подход к обеспечению участия преподавателей в инновационной деятельности, направленный на результативность и управляемость этих процессов. В этом контексте возникает идея разработки способов образовательного менеджмента инновационной деятельности преподавателя вуза.

Материалы и методы. В качестве основных методов использовались анализ источников по изучаемой проблеме, включая нормативные документы, научные статьи по теме исследования, а также обобщение и систематизация полученных данных. Результаты исследования. Анализируются подходы к содержанию понятия «образовательный менеджмент», определяется специфика образовательного менеджмента инновационной деятельности, обосновывается выбор способов реализации образовательного менеджмента инновационной деятельности преподавательского персонала вузов. Образовательный менеджмент инновационной деятельности преподавательского состава вуза должен включать в себя несколько процессов: управление инновациями в вузе, управление факторами среды, управление личностно-профессиональными ресурсами, процесс преодоления профессиональных затруднений инновационной деятельности (консалтинг).

Обсуждение и заключения. Инновационная деятельность педагогического персонала вуза обеспечивается за счет вовлечения как способа образовательного менеджмента, направленного на преодоление профессиональных затруднений. Дальнейшее направление исследования мы связываем с определением системных компонентов вовлечения.

Ключевые слова: образовательный менеджмент, инновации, инновационная деятельность, профессиональное образование, вовлечение.

Для цитирования: Фильченкова И.Ф. Образовательный менеджмент инновационной деятельности преподавателей как объект педагогических исследований // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №4. С 3.

EDUCATIONAL MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY OF TEACHERS AS AN OBJECT OF PEDAGOGICAL RESEARCH

I. F. Filchenkova1

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation

ABSTRACT

Introduction. To achieve the effectiveness of innovation processes, a new approach to ensuring the participation of teachers in innovation activities is needed, aimed at the effectiveness and manageability of these processes. In this context, the idea of developing ways of educational management of innovative activity of a University teacher arises..

Materials and methods. The main methods were the analysis of sources on the studied problem, including normative documents, scientific articles on the studied problem, as well as generalization and systematization of the obtained data.

Results. Examines approaches to the concept of "educational management" is defined by specificity of educational management innovation, justify the choice of methods of implementation of the educational management of innovative activity of the teaching staff of the universities. Educational management of innovation activity of the teaching staff of the University should include several processes: management of innovations in the University, management of environmental factors, management of personal and professional resources, the process of overcoming professional difficulties of innovation (consulting).

Discussion and Conclusions. Innovative activity of the pedagogical staff of the University is provided by involvement as a way of educational management aimed at overcoming professional difficulties. We associate the further direction of the research with the definition of systemic components of involvement).

Keywords: educational management, innovations, innovative activity, professional education, involvement.

For citation: Filchenkova I.F. Educational management of innovative activity of teachers as an object of pedagogical research // Vestnik of Minin University. 2019. Vol. 7, no. 4. Р 3.

Введение

Одной из проблем, которая сегодня находится в центре государственной политики в области профессионального образования, является повышение эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. В большей мере достижение показателей эффективности зависит от научно-педагогических работников, являющихся основных генератором науки и инноваций. Современные требования к инновационной деятельности педагогического персонала отражены в нормативных документах федерального уровня (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Профессиональный стандарт педагога профессионального образования, Федеральная целевая программа развития образования и др.).

Анализ исследований показывает, что функциональное участие преподавателей в модернизационных процессах системы образования, во внедрении новшеств в практику образования приобретает зачастую форму принуждения, предопределяя применение соответствующих этой форме инструментов управленческого воздействия и приводит к возникновению сопротивления. Так, в практических исследованиях В.А. Михайлова (Тверской государственный университет, 2014 год) подчеркивается, что участие преподавательского состава вуза в инновационных процессах проявляется без их самостоятельной активности. И. Фрумин (ВШЭ) констатирует наличие «договора о невовлеченнности», заключающегося в отказе от изменений, в том числе со стороны преподавателей, и это несмотря на условия значительных перемен во внешней среде. Наши собственные исследования в вузах свидетельствуют о наличии барьеров инновационной деятельности.

Для достижения эффективности инновационных процессов необходим новый подход к обеспечению участия преподавателей в инновационной деятельности, направленный на результативность и управляемость этих процессов. В этом контексте возникает идея разработки систем и технологий образовательного менеджмента инновационной деятельности преподавателя вуза.

Междисциплинарный характер понятия «образовательный менеджмент» определяют А.И. Барановский, В.Н. Максимова, П.А. Петряков. Связь образовательного менеджмента с эффективностью управления деятельностью в образовательных организациях исследуют Т.С. Плесковская, Чжи Цзинцой. С личностной ориентацией управления связывают тенденции развития образовательного менеджмента Ю.А. Конаржевский, Г.Н. Сериков, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.

Исходя из рассмотренных позиций, перспективным, на наш взгляд, представляется исследование специфики образовательного менеджмента в контексте инновационной деятельности преподавателей вуза. Мы считаем, что педагог будет инновационно активным, если управление инновационной деятельностью будет основываться на способах и технологиях образовательного менеджмента. В статье также нами рассматривается в качестве способа образовательного менеджмента вовлечение в инновационную деятельность педагогов высшей школы.

Обзор литературы

Впервые определение менеджмента, которое может быть использовано в некоммерческих отраслях (в образовании), дал П. Друкер [32]. Основные теоретические аспекты образовательного менеджмента (от определения до концепции) рассматривают А.И. Барановский [2], Н.В. Габышева [5], В.Н. Максимова [13], А.Н. Мухтарова [16], П.А. Петрякова [17] и др.

Подчеркивая междисциплинарный характер структуры образовательного менеджмента, говорят о соотношении педагогической и экономической составляющей Ш. Ласке [33], Чжи Цзинцой [27].

Ориентация образовательного менеджмента на развитие кадрового капитала, на организацию системы кадрового менеджмента отражена в работах Е.И. Дьяченко [8], И.А. Сурат и др. [21]. Сама идея концепции обучающей организации заложена в трудах П. Сенге [20], Т. Питерса [34]. Исследуя организационную структуру менеджмента,

А.А. Брасс выделяет совокупность организационных ролей в организации и существующих между ними должностных и информационных связей [3].

Связь образовательного менеджмента с управлением образовательным процессом исследуют З.Д. Абрамова [1], А.Ф. Валеева и Е.А. Михалева [4], С.А. Крюкова [11], Ю.Я. Лобанов и И.Н. Чурилина [12], Т.С. Плескановских [18]. По мнению В.Г. Гамаюнова [6,7], содержание образовательного менеджмента может быть реализовано на таких уровнях системы управления, как: дидактический, педагогический, административно-методический.

Специфика инновационной деятельности преподавателей вуза отражена в работах по итогам практических исследований В.А. Михайлова и С.В. Михайлова [14], Н.В. Самсоновой и И.Ф. Фильченковой [19], И.Д. Фрумина и М.С. Добряковой [25]. Авторы рассматривают наличие профессиональных затруднений и сопротивление в осуществлении инновационной деятельности и участии в организационных изменениях. Ранее мы определяли вовлечение в инновационную деятельность в управлении инновациями в вузе [23, 24]. Роль вовлечения в эффективной деятельности организаций рассмотрена в работах Д. Хоудена [26].

Существуют и работы, в которых исследуется связь образовательного менеджмента и инновационная деятельность педагогов. Так, роль образовательного менеджмента в структуре инновационной деятельности вуза рассматривает Л.В. Козилова [9]. О.Г. Тринитатская и др. [22] выделяет функции образовательного менеджмента, но уже на уровне школы. Вместе с тем остаются вне зоны внимания исследователей вопросы направленности образовательного менеджмента в контексте инновационной деятельности преподавателя высшей школы, эффективных способов образовательного менеджмента инновационной деятельности преподавателей.

Материалы и методы

Специфика темы исследования определяет использование теоретических методов. В качестве основных методов использовались анализ источников по изучаемой проблеме, включая нормативные документы, научные статьи по изучаемой проблеме, а также обобщение и систематизация полученных данных.

Применяемые методы теоретического исследования позволили нам сопоставить взгляды и выводы ученых и практиков на рассматриваемую проблему, определить актуальность исследования и основные теоретические положения проблемы.

Результаты исследования

Анализ научных работ показывает, что цели, задачи, концептуальные основы инновационной проблематики высшей школы, ее категориальный аппарат разрабатываются, с одной стороны, в соответствии с мировыми тенденциями развития образования, а с другой - в русле общих направлений осмысления инновационных процессов профессионального образования. Инновационная деятельность вуза как междисциплинарная категория является в настоящее время предметом экономических (механизмы управления, стимулирования, оценки инновационной деятельности), социологических (роль инноваций в общественном развитии, восприятие и сопротивление инновационной деятельности), педагогических (подготовка, участие преподавателей и педагогических коллективов в инновационных процессах) исследований. Поэтому инновационная деятельность вуза в силу своей системности, сложности, многофакторности и динамичности должна быть исследована

с позиций междисциплинарного подхода. Наибольший потенциал в силу указанных причин имеет образовательный менеджмент.

Современный образовательный менеджмент рассматривается «как междисциплинарная область знаний, в которой интегрированы продуктивные идеи, принципы, методы, подходы и механизмы, раскрывающие социальные, экономические, педагогические, юридические, психологические и акмеологические аспекты теории и практики управления инновационно развивающимся образованием» [13].

На основе анализа международной дискуссии об образовательном менеджменте П.А. Петряков выявляет две взаимодополняющие концептуальные позиции. В первой концепции акцент делается на управлении образованием, включающем комплекс управленческих мер и решений, связанных с руководством образовательными учреждениями и образовательными системами. Часто такое понимание носит название «педагогического менеджмента». В этом случае структура педагогического менеджмента включает следующие уровни: 1) управление деятельностью педагогического коллектива; 2) управление деятельностью педагога; 3) управление деятельностью обучающегося. На основании этой позиции мы можем сделать вывод, что управление инновационной деятельностью преподавателя является элементом образовательного менеджмента.

Вторая концептуальная позиция выводит образовательный менеджмент в плоскость развития организации посредством образования его сотрудников, расширения педагогических функций организации, формирования ее корпоративной культуры, привлечения персонала к инновационной деятельности. Тогда вовлечение преподавателей в инновационную деятельность может являться предметом исследования области «образовательный менеджмент».

В менеджменте «в качестве фактора успешности и конкурентоспособности компании рассматривается способность организации к постоянному обучению и развитию всех ее членов с ориентацией на лидерство на рынке товаров и услуг» [15, с.34]. Многие авторы, обращаясь к специфике менеджмента высшего образования, отмечают, что человеческим ресурсам организации в отличие от других видов ресурсов присущ долгосрочный характер, поэтому необходимо использовать возможность трансформаций в процессе управления вузом. Это достигается путем разработки и реализации приоритетных стратегических направлений развития педагогического персонала вузов, включающих в себя целенаправленную планомерную мотивацию на профессиональное развитие и карьерный рост как непосредственно в организационной среде, так и в научной среде в целом [4]. Таким образом, мы можем сделать вывод, что стратегической целью образовательного менеджмента инновационной деятельности преподавателя является его личностное и профессиональное самосовершенствование.

С точки зрения образовательного менеджмента эффективная реализация деятельности вуза для повышения качества образовательных услуг и обеспечения целенаправленного развития образовательного учреждения требует управления инновационной деятельностью. Управление инновационной деятельностью в вузе должно быть направлено не только на создание, освоение и распространение разнообразных инноваций, но и на создание благоприятных условий для инновационной деятельности, вовлечение в неё всех участников образовательного процесса и стимулирование их инновационной активности. Как мы уже отмечали, инновационной деятельности присуще наличие барьеров и профессиональных затруднений. Мы выделяем, основываясь на теории деятельности Р.Х. Шакурова три типа профессиональных затруднений: информационно-ценностные, предметно-образовательные и

контрольно-коррекционные. Идея преодоления профессиональных затруднений лежит в применении вовлечения как способа образовательного менеджмента инновационной деятельности. Образовательный менеджмент инновационной деятельности преподавательского состава вуза должен включать в себя несколько процессов: управление инновациями в вузе, управление факторами среды, управление личностно-профессиональными ресурсами, процесс преодоления профессиональных затруднений инновационной деятельности (консалтинг). На наш взгляд, это обуславливает специфику образовательного менеджмента инновационной деятельности и отражается в выборе способов его реализации.

Анализ термина «вовлечение» позволяет сделать вывод, что онтологический статус этого понятия является недостаточно определенным в науке. Термин «вовлечение» наиболее широко применяется в управленческой деятельности (Дж. Хоуден, Д. Денисон), наиболее исследован в области права (Н.М. Романова). В педагогических исследованиях термин «вовлечение» используется скорее атрибутивно (С.А. Баранникова, М.Ю. Шамшурова). Мы рассматриваем вовлечение как систему технологий, обеспечивающую самосовершенствование преподавателей на основе взаимовыгодного и добровольного взаимодействия с образовательной средой, в ходе которого преодолеваются профессиональные затруднения (информационно-ценностные, предметно-образовательные и контрольно-коррекционные). Исходя из специфики образовательного менеджмента, в структуре вовлечения мы выделяем технологию организации инновационной среды, технологию формирования личностно-профессиональных ресурсов и технологию консалтинга.

Обсуждение и заключения

Таким образом, с точки зрения междисциплинарного характера образовательного менеджмента управление инновационной деятельностью преподавателя является его элементом. В качестве долгосрочного ориентира - стратегической цели образовательного менеджмента инновационной деятельности преподавателя мы рассматриваем личностное и профессиональное самосовершенствование педагога. Инновационная деятельность педагогического персонала вуза обеспечивается за счет вовлечения как способа образовательного менеджмента, направленного на преодоление профессиональных затруднений. Дальнейшее направление исследования мы связываем с определением системных компонентов вовлечения.

Список использованных источников

1. Абралова З.Д. Педагогический менеджмент как теория и практика управления образовательным процессом // Научные исследования. 2019. №4(30). С. 32-33.

2. Барановский А.И. Образовательный менеджмент: актуальные проблемы становления // Современные наукоемкие технологии. 2008. №1.

3. Брасс А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: пособие. Минск: ООО «Мисанта», 2002.

4. Валеева А.Ф., Михалева Е.А. Менеджмент в образовании как фактор эффективности образовательного процесса в высшей школе // Тенденции развития науки и образования. 2019. №48-2. С. 25-28.

5. Габышева Н.В. Образовательный менеджмент: понятие и сущность // Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2-х частях. Часть 1 / ответственный редактор Е.Л. Сорокина. Новосибирск, 2018. С. 29-31.

6. Гамаюнов В.Г. Дидактический менеджмент: научающее управление. Харьков: Ранок, 2004. 123 с.

7. Гамаюнов В.Г. Образовательный менеджмент и менеджеры образования // Актуальные вопросы развития профессионализма педагогов в современных условиях: материалы Международной электронной научно-практической конференции: в 5-ти томах / под редакцией А.И. Чернышева, Т.Б. Волобуевой, Ю.А. Романенко [и др.]. Донецк, 2017. Т. 1. С. 36-40.

8. Дьяченко Е.И. Развитие менеджмента персонала в организациях сферы образовательных услуг // Символ науки. 2018. №11. С. 27-30.

9. Козилова Л.В. Лидерство, образовательный менеджмент и управление образовательными системами в структуре инновационной деятельности вуза // Право. Экономика. Безопасность. 2017. №1-2 (10). С. 149-151.

10. Крылова М.Н. Педагогика как искусство управлять: учим будущих педагогов управлению // Современные научные исследования и инновации. 2014. №3(35). С. 47.

11. Крюков С.А. Образовательный менеджмент как средство оптимизации образовательного процесса // Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 34 частях. Часть 10. Тамбов, 2013. С. 77-79.

12. Лобанов Ю.Я., Чурилина И.Н. Образовательный менеджмент как средство эффективного управления образовательным процессом // Междисциплинарные исследования в сфере интеграции образования и науки: сборник научных трудов научно-педагогического состава Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Санкт-Петербург, 2014. С. 103-107.

13. Максимова В.Н. Концепция современного образовательного менеджмента // Царскосельские чтения. 2011. №XV. URL: https://cyberienmka.m/artide/n/kontseptsiya-sovremennogo-obrazovatelnogo-menedzhmenta (дата обращения: 20.11.2019).

14. Михайлов В.А., Михайлов С.В. Инновационная деятельность в вузе глазами преподавателей, студентов и вспомогательного персонала // Вестник ТвГУ. Серия «Экономика и управление». 2014. Т.1, №4. С. 133-134.

15. Мылова И.Б. Элементы методологии современного образовательного менеджмента как основа организации повышения квалификации учителя // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019. №1(38). С. 32-39.

16. Мухтарова А.Н. Теоретические модели образовательного менеджмента // Вестник Казахского Национального университета. 2014. №6(106). C.122-131.

17. Петряков П.А. Образовательный менеджмент как объект междисциплинарных исследований // ЧиО. 2013. №3(36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-menedzhment-kak-obekt-mezhdistsiplinarnyh-issledovaniy (дата обращения: 21.11.2019).

18. Плесковских Т.С. Педагогический менеджмент как альтернатива административно-командного управления в инновационных образовательных учреждениях // Казанский педагогический журнал. 2009. №7-8. С. 65-71.

19. Самсонова Н.В., Фильченкова И.Ф. Барьеры и сопротивления инновациям преподавателей вузов // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2015. №1(31). С. 28-34.

20. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации: пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999.

21. Сурат И.Л., Борщёва А.В., Ильченко С.В. Инновационные изменения системы кадрового менеджмента как ключевой показатель развития образовательной организации // Строительство. Экономика и управление. 2018. №3(31). С. 52-58.

22. Тринитатская О.Г., Бочаров С.В., Назарчук О.А., Захарова Л.Г. Содержание и структура функций образовательного менеджмента в контексте инновационной деятельности современной школы // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, №2. С. 36.

23. Фильченкова И.Ф. Вовлечение в инновационную деятельность преподавателей как аспект управления инновациями в вузе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2015. №3(33). С. 43-50.

24. Фильченкова И.Ф. Определение компонентов процесса вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017. №3(35). С. 100-109.

25. Фрумин И.Д., Добрякова М.С. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности // Вопросы образования. 2012. №2. С. 159-191.

26. Хоуден Джим. Искусство вовлечения. Как максимально полно раскрыть потенциал своих сотрудников. М.: ЭКСМО, 2011. 304 с.

27. Чжи Цзинюй. Образовательный менеджмент как способ повышения эффективности работы образовательного учреждения // Современный ученый. 2016. №2. С. 25-26.

28. Abair Paul. Institutional Resistance to Innovations in Education // Faculty Resource Network. 2011. November 18-19. Available at: https://facultyresourcenetwork.org/publications/emerging-pedagogies-for-the-new-millennium/paul-abair-institutional-resistance-to-innovations-in-education/ (accessed: 27.08.2019).

29. Armstrong A. 4 key strategies help educators overcome resistance to change // Tools for Schools. 2011. Vol. 14, no. 2.

30. Antil J.H. Conceptualization and Operationalization of Involvment, in Kinnear. Advances, 2004.

31. Cooke P.N., Heidenreich M., Braczyk H-J. Regional Innovation Systems: The Role of Governances in a Globalized World. N.Y.: Routledge, 2004.

32. Decker F. Bildungsmanagement fur eine neue Praxis. München, 1995.

33. Gütl B., Orthey F. M., Laske S. Bildungsmanagement. München und Mering, 2006.

34. Peters T. R. Waterman. In search of excellence. N.Y., 1983.

35. Tomasetto Carlo. Dealing with educational innovation: adoption and resistance to school change in a psycho-social perspective // New Media in Education. 2003. Vol. 1. Pp. 271-275.

References

1. Abralova Z.D. Pedagogical management as a theory and practice of educational process management. Nauchnye issledovaniya, 2019, no. 4(30), pp. 32-33. (In Russ.)

2. Baranovskij A.I. Educational management: actual problems of formation. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 2008, no. 1. (In Russ.)

3. Brass A.A. Management: basic concepts, types, functions: allowance. Minsk, OOO «Misanta» Publ., 2002. (In Russ.)

4. Valeeva A.F., Mihaleva E.A. Management in education as a factor in the effectiveness of the educational process in higher education. Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya, 2019, no. 48-2, pp. 25-28. (In Russ.)

5. Gabysheva N.V. Educational management: concept and essence. Nauka i socium: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem: v 2-h chastyah. CHast' 1 / otvetstvennyj redaktor E.L. Sorokina. Novosibirsk, 2018. Pp. 29-31. (In Russ.)

6. Gamayunov V.G. Didactic management: teaching management. Kharkov, Ranok Publ., 2004.123 p. (In Russ.)

7. Gamayunov V.G. Educational management and education managers. Aktual'nye voprosy razvitiya professionalizma pedagogov v sovremennyh usloviyah: materialy Mezhdunarodnoj elektronnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 5-ti tomah /pod redakciej A.I. CHernysheva, T.B. Volobuevoj, YU.A. Romanenko [i dr.], Donetsk, 2017. Vol. 1. Pp. 36-40. (In Russ.)

8. D'yachenko E.I. The development of personnel management in organizations in the field of educational services. Simvol nauki, 2018, no. 11, pp. 27-30. (In Russ.)

9. Kozilova L.V. Leadership, educational management and the management of educational systems in the structure of the university's innovative activities. Pravo. Ekonomika. Bezopasnost', 2017, no. 1-2 (10), pp. 149-151. (In Russ.)

10. Krylova M.N. Pedagogy as the art of management: teaching future educators management. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii, 2014, no. 3(35), p. 47. (In Russ.)

11. Kryukov S.A. Educational management as a means of optimizing the educational process. Nauka i obrazovanie v XXI veke: sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 34 chastyah. CHast' 10. Tambov, 2013. Pp. 77-79. (In Russ.)

12. Lobanov YU.YA., CHurilina I.N. Educational management as a means of effective management of the educational process. Mezhdisciplinarnye issledovaniya v sfere integracii obrazovaniya i nauki: sbornik nauchnyh trudov nauchno-pedagogicheskogo sostava Sankt-Peterburgskogo voennogo instituta vnutrennih vojsk MVD Rossii. St. Petersburg, 2014. Pp. 103-107. (In Russ.)

13. Maksimova V.N. The concept of modern educational management. Carskosel'skie chteniya, 2011, no. XV. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7kontseptsiya-sovremennogo-obrazovatelnogo-menedzhmenta (accessed: 20.11.2019). (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Mihajlov V.A., Mihajlov S.V. Innovative activity in a university through the eyes of teachers, students and support staff. Vestnik TvGU. Seriya «Ekonomika i upravlenie», 2014, vol. 1, no. 4, pp. 133-134. (In Russ.)

15. Mylova I.B. Elements of the methodology of modern educational management as the basis for the organization of teacher training. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov, 2019, no. 1(38), pp. 32-39. (In Russ.)

16. Muhtarova A.N. Theoretical models of educational management. Vestnik Kazahskogo Nacional'nogo universiteta, 2014, no. 6(106), pp. 122-131.

17. Petryakov P.A. Educational management as an object of interdisciplinary research. CHiO, 2013, no. 3(36). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-menedzhment-kak-obekt-mezhdistsiplinarnyh-issledovaniy (accessed: 21.11.2019). (In Russ.)

18. Pleskovskih T.S. Pedagogical management as an alternative to administrative command management in innovative educational institutions. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal, 2009, no. 7-8, pp. 65-71. (In Russ.)

19. Samsonova N.V., Fil'chenkova I.F. Barriers and Resistance to Innovations of University Teachers. Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki, 2015, no. 1(31), pp. 28-34. (In Russ.)

20. Senge P. Fifth discipline: the art and practice of self-learning organization: translation from English. Moscow, ZAO «Olimp-Biznes» Publ., 1999. (In Russ.)

21. Surat I.L., Borshchyova A.V., Il'chenko S.V. Innovative changes in the personnel management system as a key indicator of the development of an educational organization. Stroitel'stvo. Ekonomika i upravlenie, 2018, no. 3(31), pp. 52-58. (In Russ.)

22. Trinitatskaya O.G., Bocharov S.V., Nazarchuk O.A., Zaharova L.G. The content and structure of the functions of educational management in the context of the innovation activity of a modern school. Mir nauki. Pedagogika ipsihologiya, 2019, vol. 7, no. 2, p. 36. (In Russ.)

23. Fil'chenkova I.F. Involvement of teachers in innovative activity as an aspect of innovation management in a university. Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota:psihologo-pedagogicheskie nauki, 2015, no. 3(33), pp. 43-50. (In Russ.)

24. Fil'chenkova I.F. Determination of the components of the process of involving university professors in innovative activity. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki, 2017, no. 3(35), pp. 100-109. (In Russ.)

25. Frumin I.D., Dobryakova M.S. What makes Russian universities change: the non-involvement agreement. Voprosy obrazovaniya, 2012, no. 2, pp. 159-191. (In Russ.)

26. Houden Dzhim. The art of engagement. How to maximize the potential of your employees. Moscow, EKSMO Publ., 2011. 304 p. (In Russ.)

27. CHzhi Czinyuj. Educational management as a way to increase the efficiency of the educational institution. Sovremennyj uchenyj, 2016, no. 2, pp. 25-26. (In Russ.)

28. Abair Paul. Institutional Resistance to Innovations in Education. Faculty Resource Network, 2011, November 18-19. Available at: https://facultyresourcenetwork.org/publications/emerging-pedagogies-for-the-new-millennium/paul-abair-institutional-resistance-to-innovations-in-education/ (accessed: 27.08.2019).

29. Armstrong A. 4 key strategies help educators overcome resistance to change. Tools for Schools, 2011, vol. 14, no. 2.

30. Antil J.H. Conceptualization and Operationalization of Involvment, in Kinnear. Advances, 2004.

31. Cooke P.N., Heidenreich M., Braczyk H-J. Regional Innovation Systems: The Role of Governances in a Globalized World. N.Y.: Routledge, 2004.

32. Decker F. Bildungsmanagement für eine neue Praxis. München, 1995.

33. Gütl B., Orthey F. M., Laske S. Bildungsmanagement. München und Mering, 2006.

34. Peters T. R. Waterman. In search of excellence. N.Y., 1983.

35. Tomasetto Carlo. Dealing with educational innovation: adoption and resistance to school change in a psycho-social perspective. New Media in Education, 2003, vol. 1, pp. 271-275.

© Фильченкова И.Ф., 2019

Информация об авторах Фильченкова Ирина Федоровна - кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: ifilchenkova@yaandex. ru.

Information about the authors Filchenkova Irina Fedorovna - candidate of pedagogical sciences, associate Professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: ifilchenkova@yaandex.ru.

Поступила в редакцию: 10.09.2019 Принята к публикации: 18.11.2019 Опубликована: 18.12.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.