УДК 378
DOI: 10.26795/2307-1281-2017-3-4 И.Ф. ФИЛЬЧЕНКОВА1
'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА
Аннотация. В статье рассматривается необходимость повышения инновационной активности преподавателей вуза, связанная с поиском возможных путей эффективного преодоления возникающих барьеров инновационной деятельности преподавателей современных российских вузов. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена парадигмальными процессами модернизации системы российского высшего образования. Подводятся итоги экспериментальной работы по проверке эффективности разработанных технологий вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза. Автор описывает опыт проведения мониторинга инновационной активности преподавателей Мининского университета. Приведены результаты мониторинга инновационной активности по трем показателям: публикационная активность преподавателя, позиция в индивидуальном рейтинге научно-педагогических работников, удовлетворенность инновационной средой вуза. Исследование инновационной активности преподавателей проводится по трем уровням: низкий, средний и высокий. Уровни охарактеризованы через описание индикаторов по каждому показателю.
Ключевые слова: инновационная деятельность, вовлечение, инновационная активность, высшее образование, мониторинг.
I.F. FILCHENKOVA1
'Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation
RESULTS OF MONITORING INNOVATIVE ACTIVITY OF TEACHERS OF HIGHER EDUCATION
Abstract. The article discusses the need of increase of innovative activity of University teachers. The relevance of the problem is due to paradigmatic processes of modernization of Russian system of higher education. Summarizes the experimental work to test the effectiveness of the developed methods of engagement in innovative activities of high school teachers. The author describes the experience of monitoring of innovative activity of teachers of Minin University. The results of monitoring of innovation activity according to three criteria: the publication activity of the lecturer position in the individual ranking of scientific and pedagogical workers, satisfaction with the innovative environment of the University. Research of innovative activity of teachers is carried out at three levels: low, medium and high. Levels is described through the description of the indicators for each indicator.
Keywords: innovation, involvement, innovative activity, higher education, monitoring.
На современном этапе развития высшего образования усиливается влияние инновационной деятельности преподавателя вуза на качество профессиональной подготовки студентов [9,16]. Необходимость повышения результативности и управляемости инновационной деятельности преподавателей вуза, а также выявления теоретико-методологических оснований вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза определяют актуальность решения проблемы повышения инновационной активности преподавателей вуза [10].
Неотъемлемой частью любой деятельности, в т.ч. инновационной, являются барьеры. В психологии барьерами инновационной деятельности занимались Б.М. Кедров [3], Л.С. Подымова, Н.А. Подымов [7], Р.Х. Шакуров [17]. Существенный вклад в разработку проблемы социальных инновационных барьеров внесли работы А.К. Марковой [5], А.И. Пригожина [8]. Зарубежные исследователи до 1970-х годов уделяли основное внимание изучению поведения агентов инноваций - «вовлекателей», после 1970-х годов акцент сместился на поведение пользователей инноваций - «вовлекаемых». Изучению барьеров инноваций в образовании посвящены работы М. Фуллона [19], Р. Гортона [20], Л. Армстронга [18], С. Николаи [21] и др.
Поиск эффективных путей решения проблемы преодоления барьеров инновационной деятельности и повышения инновационной активности преподавателей вуза привел к разработке технологий вовлечения в инновационную деятельность:
- технология организации инновационной среды вуза [12],
- технология формирования личностно-профессиональных ресурсов [13],
- технология консалтинга [14].
Было высказано предположение, что если в вузе будут применяться следующие технологии вовлечения преподавателей в инновационную деятельность, то преподаватели будут проявлять инновационную активность, поскольку технологии обеспечивают преодоление барьеров инновационной деятельности. Для проверки указанного положения было организовано экспериментальное исследование.
Цель экспериментальной работы мы сформулировали следующим образом: проверить эффективность технологий вовлечения преподавателей вуза в инновационную деятельность. Экспериментальное исследование по апробации технологий вовлечения проводилось на базе ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (далее - Мининский университет). В исследовании приняло участие 130 преподавателей вуза в период с 2014 по 2017 годы.
Важной составляющей эксперимента признается мониторинг, который представляет собой контроль с периодическим слежением за объектом исследования и обязательной обратной связью с целью выявления соответствия происходящих с ним изменений желаемому результату или первоначальным предположениям [4].
В качестве основной цели мониторинга в образовании Н.Г. Буркова [2] определяет сбор, обобщение и первичный анализ информации о состоянии образования и основных показателях ее использования для оценки и прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных управленческих решений. Объектами мониторинга в образовании могут выступать: образовательные учреждения, органы управления образованием, структурные элементы и компоненты образовательных систем различных уровней, процессы
формирования и развития, содержание образования, цели обучения, учебные программы, планы, методики, средства и другое. Предметом мониторинга же могут выступать конкретные изменения состояния системы образования в определенные периоды времени.
Применительно к нашему исследованию в качестве объекта мониторинга выступает инновационная деятельность преподавателей вуза, предметом мониторинга будут следующие показатели инновационной активности преподавателей вуза как результата их вовлечения в инновационную деятельность: 1) публикационная активность преподавателя, 2) позиция в рейтинге, 3) удовлетворенность инновационной средой вуза.
Публикационную активность мы, вслед за П.Г. Арефьевым [1, с. 49], будем рассматривать как результат исследовательской, инновационной, научно-исследовательской деятельности автора или коллектива авторов, воплощенный в виде научной публикации (статьи в журнале, монографии, тезисов доклада на конференции и т.п.). Самый распространенный сейчас расчет публикационной активности - индекс Хирша. Он является количественной характеристикой продуктивности ученого. Расчет индекса Хирша основан на количестве публикаций ученого и количестве цитирований этих публикаций. В период подготовки эксперимента все преподаватели университета были зарегистрированы в Научной электронной библиотеке eLibrary (http://elibrary.ru). Анализ публикационной активности в дальнейшем производился с помощью данных сайта этой библиотеки.
Важным показателем данного критерия мы считаем позицию в рейтинге научно-педагогических работников вуза, демонстрирующую не только то, чего достиг преподаватель за определенный период, но и то, что эти достижения признаны средой вуза. Кроме того, принятие условий рейтинговой оценки свидетельствует о солидарности с основными направлениями изменений в университете. Для оценки данного показателя применялся анализ изменения позиций преподавателя в рейтинге НИР.
Удовлетворенность инновационной средой вуза, на наш взгляд, характеризуется доброжелательными отношениями в коллективе или команде, равными возможностями для профессионального роста, принятием изменений.
Для оценки указанных параметров применялся метод анкетирования. Преподавателям предлагалось оценить по 5-балльной шкале:
- межличностные отношения в коллективе;
- работу в команде по реализации инновационного проекта;
- степень поддержки преподавателем стратегических изменений в вузе;
- возможности профессионального роста, предоставляемые в вузе;
- инновационную деятельность в вузе в целом.
Для получения результатов мониторинга исследования мы использовали возможности информационно-коммуникационных технологий. Для каждого преподавателя в электронной информационно-образовательной среде вуза создан личный кабинет. Была разработана единая база данных отчетов (по учебно-методической деятельности, по научно-исследовательской деятельности, по мониторингу эффективности вуза), позволяющая интегрировать информацию по каждому преподавателю.
С целью дальнейшего мониторинга публикационной активности в 2014 году был зафиксирован индекс Хирша преподавателей НГПУ им. К.Минина. В целом по вузу индекс Хирша составил 11 баллов. Он выражает количественную характеристику публикационной
продуктивности научно-педагогических работников вуза. Размах этой величины составлял от 0 до 14.
Для оценки удовлетворенности инновационной средой вуза применялся метод анкетирования. Преподавателям предлагалось оценить по 5-балльной шкале:
- степень поддержки преподавателем стратегических изменений в вузе;
- возможности профессионального роста, предоставляемые в вузе;
- инновационную деятельность в вузе в целом.
Результаты оценки определялись средним баллом и представлены на рисунке 1.
поддержка стратегических инновационная деятельность возможности
изменений в целом профессионального рста
Рисунок 1 - Оценка параметров удовлетворенности преподавателями инновационной средой вуза на констатирующем этапе эксперимента
Одним из показателей самореализации преподавателя в инновационной среде вуза нами рассматривается участие преподавателей в рейтинге показателей активности деятельности научно-педагогических работников. Моделирование системы управления развитием персонала на основе индивидуального рейтинга преподавателя вуза рассмотрены Е.В. Мялкиной, Е.П. Седых, В.А. Житковой [6]. Технология рейтинговой оценки позволяет направлять деятельность преподавателей в соответствии со стратегическими и приоритетными целями университета и является элементом системы управления развитием персонала. Численность научно-педагогических работников университета, участвующих в рейтинге показателей активности деятельности, представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Численность НПР, участвующих в рейтинге показателей активности деятельности (в % от штатного числа НПР) на констатирующем этапе эксперимента
Для исследования инновационной активности преподавателей мы выделяем следующие уровни: низкий, средний и высокий. Уровни инновационной активности могут быть охарактеризованы через описание индикаторов по каждому показателю (таблица 1 ).
Таблица 1 - Уровни инновационной активности преподавателей вуза
Показатели Индикаторы уровня
1-низкий 2-средний 3-высокий
Публикационная активность преподавателя Отсутствие изменения индекса Хирша. Характеризуется недостаточным уровнем количества публикаций результатов инновационной деятельности и количества цитирований этих результатов Увеличение индекса Хирша на 1 позицию. Характеризуется достаточным уровнем качества и актуальности публикаций результатов инновационной деятельности Увеличение индекса Хирша более чем на 1 позицию. Характеризуется высоким уровнем качества и актуальности публикаций результатов инновационной деятельности
Позиция в рейтинге научно-педагогических работников Не участвует в рейтинге преподавателей в вузе. Характеризуется низкой активностью преподавателя в инновационных проектах, значимых для вуза Участвует в рейтинге преподавателей. Преподаватель проявляет активность в реализации инновационных проектов; показывает недостаточно высокие результаты в осуществлении этой Присутствует положительная динамика позиций в рейтинге преподавателей. Демонстрирует принятие стратегических направлений деятельности вуза, активен в
деятельности осуществлении инновационных проектов, показывает высокие результаты этой деятельности
Удовлетвореннос Оценка Оценка Оценка
ть возможностей возможностей возможностей
инновационной своего своего своего
средой вуза профессионального профессионального профессионального
роста в вузе - 0-1. роста в вузе - 2-3. роста в вузе - 4-5.
Характеризуется Преподаватель в Преподавателем
низкой оценкой принципе дается позитивная
возможностей удовлетворен оценка условий для
реализации созданными приращения
инновационной условиями для профессиональных
деятельности в вузе, реализации ресурсов, для
неудовлетворенность инноваций в вузе, реализации
межличностными присутствуют инноваций в вузе
отношениями, негативные оценки
недостаточной отдельных
поддержкой составляющих
стратегических инновационной
изменений среды
Применение технологий вовлечения преподавателей в инновационную деятельность предполагало создание педагогических условий. По результатам формирующего эксперимента были произведены повторные замеры (таблица 2). Можно видеть, что увеличилось число преподавателей с высоким уровнем инновационной активности по каждому из трех рассматриваемых показателей. Наибольший рост произошел по показателю публикационной активности - на 86%.
Таблица 2 - Результаты мониторинга показателей инновационной активности
Показатели Уровень До эксперимента После эксперимента
чел. % чел. %
Удовлетворенность инновационной средой вуза 1 23 18% 8 6%
2 94 72% 13 10%
3 13 10% 109 84%
Позиция в рейтинге НИР 1 10 8% 0 0%
2 56 43% 3 2%
3 64 49% 127 98%
Публикационная активность преподавателя 1 76 59% 0 0%
2 46 35% 11 8%
3 8 6% 119 92%
Таким образом, результаты эксперимента позволяют заключить, что технологии вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза обеспечивают:
- инновационную продуктивность, выраженную в публикационной активности преподавателя по итогам реализации инновационной деятельности;
- самореализацию в инновационной деятельности, характеризующуюся достижениями в реализации инновационной деятельности, признанием этих достижений средой, удовлетворенностью преподавателя инновационной средой вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арефьев П.Г. Публикационная активность, возможности роста научного продукта и традиционный русский вопрос «Что делать?» // Университетская книга. 2013. №10. С. 49-55.
2. Буркова Н.Г. Педагогические принципы мониторинга в учреждениях среднего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2008.
3. Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике. М.: Молодая гвардия, 1987. С. 159-162.
4. Кулакова Н.И. Мониторинг как средство повышения качества образования в современной школе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Челябинск, 2008. 188 с.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
6. Мялкина Е.В., Седых Е.П., Житкова В.А. Моделирование системы управления развитием персонала на основе показателей KPI в педагогическом вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. №3. С. 496.
7. Подымов Н.А., Подымова Л.С. Барьеры на пути к инновациям (Методологические основы исследования отношений в процессе инновационной деятельности) [Электронный ресурс] // Образование общество. 2002. №4. URL: http://www.jeducation.ru/4 2002/podymows.htm (дата обращения: 11.08.2017).
8. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003. 863 с.
9. Прохорова М.П. Содержание и виды инновационной деятельности педагога в условиях модернизации педагогического образования [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. URL: http://web.snauka.ru/ (дата обращения: 29.08.2017).
10. Самсонова Н.В., Фильченкова И.Ф. Факторы инновационной активности преподавателей вуза // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2016. №2. С. 102-108.
11. Торкунова Ю.В. Моделирование информационной системы управления инновационно-образовательной деятельностью в вузе // Образовательные технологии и общество. 2012. Т. 15. №4. С. 637-643.
12. Фильченкова И.Ф. Технологии вовлечения преподавателей в инновационную деятельность: технология организации инновационной среды вуза // Современные проблемы науки и образования. 2017. №3. С. 131.
13. Фильченкова И.Ф. Технологии вовлечения преподавателей в инновационную деятельность: технология формирования личностно-профессиональных ресурсов // Современные наукоемкие технологии. 2017. №8. С. 116-120.
14. Фильченкова И.Ф. Технологии вовлечения в инновационную деятельность: технология консалтинга // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2016. №12, том 2. С. 247-253.
15. Фильченкова И.Ф., Краснопевцева Т.Ф. Критерии вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза как основа мониторинга эффективности инновационных проектов // Актуальные мировые тренды развития социально-гуманитарного знания: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2017 г.: в 3 ч. Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2017. Часть II. С.157-160.
16. Хайруллина Э.Р. Инновации в системе профессионального образования // Проблемы управления качеством образования в вузе: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции / под общей редакцией В.Д. Коротнева. Пенза, 2006. С. 69-71.
17. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 2001. №1. URL: http://www.portalus.ru/modules/psychology/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1107776344 &archive=1120045907&start_from=&ucat=& (дата обращения: 22.08.2017).
18. Armstrong Lloyd. Barriers to Innovation and Change in Higher Education [Electronic resource]. Available at: https://www.tiaainstitute.org/public/pdf/barriers-to-innovation-and-change-in-higher-education.pdf (accessed: 07.08.2017).
19. Fullan M. Overview of the Innovative Process and the User // Interchange. 1972. Vol. 3(2/3). Pp. 1-45.
20. Gorton R.A., Conflict, controversy and crisis in School Administration and supervisions: issues, cases and concepts for the 70s. Dubuque, Brown, 1972.
21. Opportunities for change. Education innovation and reform during and after conflict/Edited by Susan Nicolai. Internation Institute for Education Planning. UNESCO. 2009 [Electronic resource]. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001838/183808e.pdf (accessed: 07.09.2017).
REFERENCES
1. Arefev P.G. Publication activity, the possibility of growth of a scientific product and the traditional Russian question "What to do?" Universitetskaja kniga, 2013, no. 10, pp. 49-55 (in Russian).
2. Burkova N.G. Pedagogicheskie principy monitoringa v uchrezhdenijah srednego professional'nogo obrazovanija. Diss. kand. ped. nauk [Pedagogical principles of monitoring in institutions of secondary vocational education. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2008 (in Russian).
3. Kedrov B.M. About creativity in science and technology. Moscow, Young Guard, 1987, pp. 159-162 (in Russian).
4. Kulakova N.I. Monitoring kak sredstvo povyshenija kachestva obrazovanija v sovremennoj shkole. Diss. kand. ped. nauk [Monitoring as a means of improving the quality of education in a modern school. Cand. ped. sci. diss.]. Chelyabinsk, 2008. 188 p. (In Russian)
5. Markova A.K. Psychology of professionalism. Moscow, Knowledge, 1996. 308 p. (In Russian)
6. Mjalkina E.V., Sedyh E.P., Zhitkova V.A. Modeling of personnel management management system based on KPI indicators in a pedagogical college. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2015, no. 3, p. 496 (in Russian).
7. Podymov N.A., Podymova L.S. Barriers on the way to innovations (Methodological bases of research of relations in the process of innovation activity). Obrazovanie obshhestvo, 2002, no. 4. Available at: http://www.jeducation.ru/4_2002/podymows.htm (accessed 11.08.2017) (in Russian).
8. Prigozhin A.I. Methods of development of organizations. Moscow, MCFJeR Publ., 2003. 863 p. (In Russian)
9. Prohorova M.P. Contents and types of innovative activity of the teacher in the conditions of modernization of pedagogical education. Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii. Available at: http://web.snauka.ru/ (accessed 29.08.2017) (in Russian).
10. Samsonova N.V., Fil'chenkova I.F. Factors of innovative activity of university teachers. Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Serija: Filologija, pedagogika, psihologija, 2016, no. 2, pp. 102-108 (in Russian).
11. Torkunova Ju.V. Modeling of the information system of management of innovative and educational activities in the university. Obrazovatel'nye tehnologii i obshhestvo, 2012, t. 15, no. 4, pp. 637-643 (in Russian).
12. Fil'chenkova I.F. Technologies for involving teachers in innovative activities: the technology of organizing the innovation environment of the university. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2017, no. 3, 131 p. (In Russian)
13. Fil'chenkova I.F. Technologies for involving teachers in innovative activities: technology for the formation of personal and professional resources. Sovremennye naukoemkie tehnologii, 2017, no. 8, pp. 116-120 (in Russian).
14. Fil'chenkova I.F. Technologies of involvement in innovative activity: technology of consulting. Evropejskij zhurnal social'nyh nauk, 2016, no. 12, tom 2, pp. 247-253 (in Russian).
15. Fil'chenkova I.F., Krasnopevceva T.F. Criteria for involving university professors in innovative activity as a basis for monitoring the effectiveness of innovative projects. Aktual'nye mirovye trendy razvitija social'no-gumanitarnogo znanija: sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 30 ijunja 2017 g.: v 3 ch. [Actual world trends in the development of social and humanitarian knowledge: a collection of scientific papers on the materials of the International Scientific and Practical Conference June 30, 2017: at 3 pm]. Belgorod, OOO Agentstvo perspektivnyh nauchnyh issledovanij (APNI), 2017. Chast' II, pp.157-160 (in Russian).
16. Hajrullina Je.R. Innovations in the system of professional education. Problemy upravlenija kachestvom obrazovanija v vuze: sbornik statej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Problems of the management of the quality of education in the university: a collection of articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Penza, 2006, pp. 69-71 (in Russian).
17. Shakurov R.H. Barrier as a category and its role in the activity. Voprosypsihologii, 2001, no. 1. Available at: http://www.portalus.ru/modules/psychology/rus_readme.php? subaction=showfull&id=1107776344&archive=1120045907&start_from=&ucat=& (accessed 22.08.2017) (in Russian).
© Фильченкова И.Ф., 2017
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Фильченкова Ирина Федоровна - кандидат педагогических наук, доцент, начальник Учебно-методического управления, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
INFORMATION ABOUT AUTHOR
Filchenkova Irina Fedorovna - the candidate of pedagogical sciences, the associate professor,. Head of the Teaching-Methodical Department, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation