Научная статья на тему 'Современное понимание праздника как социально-педагогического явления'

Современное понимание праздника как социально-педагогического явления Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
663
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОНЯТИЕ "ПРАЗДНИК" / CONCEPT "HOLIDAY" / ПОДХОДЫ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ / APPROACHES: TECHNOLOGICAL / СИСТЕМНЫЙ / СЕМАНТИКО-СЕМИОТИЧЕСКИЙ / МЕТОД РАСЧЛЕНЕНИЯ ПРАЗДНИЧНОЙ ПЛОЩАДКИ / A METHOD OF A PARTITION OF A CELEBRATORY PLATFORM / ПРАЗДНИЧНЫЕ ЭПИЗОДЫ / HOLIDAY PHASES / ЛОГИЧЕСКИЕ КОНСТРУКТЫ / ФАЗЫ ПРАЗДНИКА / СОЦИОНОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА / SOCIAL SYSTEM / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / SYSTEM OF VALUES / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ / BEHAVIORAL STANDARDS / СЕМИОТИКА / СИМВОЛЫ-СМЫСЛЫ / SOCIAL-CULTURAL ACTIVITY / SYSTEMATIC / SEMANTIKO-SEMIOTICS / CELEBRATORY EPISODES / LOGIC CONSTRUCTIONS / SYMBOLS-SENSES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Майборода М.В.

В статье рассматривается понимание праздника как социально-педагогического явления, выявляется его сущность с позиций технологического, системного и семантико-семиотического подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Holiday as a social pedagogical phenomenon is being discovered in the article. Its essence is shown through technological systematic and semantical and semiotic approaches.

Текст научной работы на тему «Современное понимание праздника как социально-педагогического явления»

Наиболее существенной и ключевой среди них нам видится поливариативная, полисмысловая информационная «емкость» - продюсер как уникальная,

целостная личность, синтезирующая различные «заряды»/потенциалы (кре-ативный/инновативный/творческий, менеджерский, личностный и проч.).

Примечания

1. Большая советская энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1975. - Т. 21.

2. Косинова М. И. История кинопродюсерства в России: учебное пособие / М. И. Ко-синова; под ред. В. И. Фомина. - М.-Рязань: Узорочье, 2004. - 332 с.

3. Курьянов Е. И. Англо-русский словарь по средствам массовой информации (с толкованиями): около 12000 терминов / Е. И. Курьянов. - М.: Моск.междунар. школа переводчиков, 1993.

4. Мюллер В. К. Англо-русский словарь / В. К. Мюллер. - 23-е изд., стереотипное. - М.: Русский язык, 1990.

5. Основы продюсерства: Аудиовизуальная сфера: [учебник для студ-тов вузов, обучающихся по специальностям в области кино и телевидения] / под ред. Г. П. Иванова, П. К. Огурчикова, В. И. Сидоренко. - М.: ЮНИТИ, 2003.

6. Театральная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред С. С. Мокульский. - М.: Сов. энциклопедия, 1961. - Т. 1.

«5

_Социально-культурная деятельность_

Исследования молодых ученых

М. В. Майборода

СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАЗДНИКА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ

В статье рассматривается понимание праздника как социально-педагогического явления, выявляется его сущность с позиций технологического, системного и семантико-семи-отического подходов. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, понятие «праздник»; подходы: технологический, системный, семантико-семиотический; метод расчленения праздничной площадки; праздничные эпизоды; логические конструкты; фазы праздника; соционормативная система; система ценностей; поведенческие стандарты; семиотика; символы-смыслы.

Holiday as a social pedagogical phenomenon is being discovered in the article. Its essence is shown through technological systematic and semantical and semiotic approaches. Keywords: social-cultural activity, concept «holiday»; approaches: technological, systematic; semantiko-semiotics; a method of a partition of a celebratory platform; celebratory episodes; logic constructions; holiday phases; social system; system of values; behavioral standards; semiotics; symbols-senses.

Приступая к выявлению сущности праздника как социально-педагогического явления, мы исходим из того, что формулирование любого определения предопределяет распознавание или даже постановку проблемы, поскольку именно в определениях обнаруживается сущность явления. Э. М. Коротков отмечает: «Без определений невозможно описание проблемы, оценка ситуаций, доказательство результатов, презентация идеи» (5, с 48). Получается, что в исследовании конструирование определения выступает в качестве одного из методов исследования.

К пониманию сущности праздника как социально-педагогического явления исторически сложилось несколько подходов. Среди них выделим системный, технологический и семантико-семиотический.

Одним из первых технологический подход к содержательному наполнению понятия «праздник» применил известный режиссер и сценарист прошлого столетия, в 80-е годы ХХ века заведующий кафедрой режиссуры массовых представлений Московского государственного института культуры В. А. Триадский.

В. А. Триадский в технологиях подготовки и проведения празднеств развивал идею их эпизодного построения. В качестве ведущего метода проведения массовых представлений он предложил метод расчленения площадки праздничного действа, который в практику режиссуры массовых праздников и представлений вошел как метод монтажа пространства (7, с. 80).

В. А. Триадский в празднике выделял последовательность эпизодов, которые «скреплены», как он считал, между собой в «единое действо». В качестве «скрепляющих» средств он предлагал различные формы массового действа, среди которых можно назвать марш-парады духовых оркестров, шествия различных праздничных групп (скоморохов, костюмированных сказочных персонажей и других персонажей, в современном празднике представленные «ростовыми» куклами, и др.). В качестве такого рода средств им использовалось и движение колонн, в состав которых входили спортивно-цирковые коллективы, техника (автомашины, военная техника и т.д.), а также кавалькады скоморохов, музыкантов, коробейников и т.п.

Таким образом, технологический смысл праздника в представлении В. А. Триад-ского заключается в монтаже эпизодов, которые режиссер разрабатывает, в последующем скрепляет имеющимися средствами и осуществляет их монтаж в соответствии с логическим построением содержания праздника. Поясняя свой технологический подход к пониманию сущности праздника, В. А. Триадский подчеркивает: «Такой монтаж представляет собой динамическое явление, напоминая круговое движение, круговорот, способствующий смене эпизодов» (7, с. 80).

В работах В.А. Триадского мы не находим определения «массовое театрализованное представление», которое, как считает Г. А. Веденеев, он использует в качестве синонима понятия «массовый праздник». Г. А. Веденеев предпринимает попытку сконструировать технологическое понимание праздника, опираясь на логические конструкты В. А. Триадского. При этом под конструктами им понимаются «основные смысловые единицы, отражающие содержательную наполняемость того или иного понятия» (3, с. 14).

Опираясь на логические конструкты В. А. Триадского («эпизоды праздника», «монтаж эпизодов», «скрепление эпизодов в единое действо», «их динамика»), Г. А. Веденеев приходит к следующему определению, характерному для понимания праздника В. А. Триадским: «...праздник — это совокупность эпизодов, смонтированных таким образом, чтобы возникло динамическое явление, напоминающее круговое движение, круговорот, способствующий смене эпизодов» (3, с. 14). Исследователь отмечает, что данное определение не является авторским, поскольку во многом условно, но, как он считает, оно отражает сущностную сторону понима-

ния праздника В. А. Триадским.

В своей работе «Массовые российские праздники: состояние и тенденции развития» Г.А.Веденеев предлагает свою интерпретацию понятия «праздник». Праздник им рассматривается как многомерное явление, которое вариативно в социальном, художественном и социально-экономическом аспектах. Он констатирует: «С точки зрения социальных технологий, праздник — это совокупность эпизодов, насыщенных событиями и смонтированных таким образом, что возникает динамическое явление, напоминающее круговое движение, переходящее в круговорот, способствующий смене старых и появлению новых эпизодов и жизненных устремлений человека, поскольку он в них непосредственно участвует и эмоционально сопереживает» (3, с. 14).

Данное понимание праздника в содержательном контексте сконструировано с позиций технологического подхода. Оно расширяет наши представления о празднике не только как о социальном и культурном явлении, но и как о социально-педагогическом явлении. Г. А. Веденеев имеет в виду, что в эпизодах праздника, точнее в их содержательном контексте, отражаются жизненные устремления человека. Они, в его представлении, трансформируются и усиливаются, поскольку человек в них участвует и сопереживает. Несложно заметить и то, что анализируемое определение содержит логические конструкты В. А. Триадского.

В последнее десятилетие XXI века понимание праздника существенно расширилось. Исследователи праздника стали его рассматривать как системное явление. Одними из первых исследователей применивших системный подход к его рассмотрению, стали О. Л. Орлов и Г. А. Веденеев. Они значительно дополнили понимание праздника, выявив в его структуре новые характерологические особенности и черты.

О. Л. Орлов выделяет в празднике как системном явлении такую характерологическую черту, как «устойчивость», наиболее проявляющуюся в религиозных праздниках. В его представлении праздник - это открытая система, характеризующаяся набором внешних связей с другими социальными системами общества. Выявляя социально-педагогическую сущность праздника, он отмечает: «Праздник - это зачастую еще и своеобразная концентрация духовной, религиозной активности человека, специфический момент, в котором культовые потребности находят полное удовлетворение, так как от культового действа верующий ожидает разрешение своей проблемы, ведь в культе не бывает безвыходных ситуаций» (6, с. 56).

В представленном определении праздника О. Л. Орлов развивает социально-педагогическую линию его понимания. В празднике он видит «специфический момент», в котором потребности человека «находят полное удовлетворение». Содержательный контекст праздника исследователь представляет как «своеобразную концентрацию духовной, религиозной активности человека». Это концентрированное своеобразие не только способствует удовлетворению потребностей человека, но и выступает составляющей его праздничной активности, что способствует превращению участника праздника из объекта праздничного действия в его субъект. Человек становится активным «строителем», «созидателем» праздника, а не только его участником.

Г. А. Веденеев указывает на наличие многообразных внешних связей и взаимозависимостей праздника с социальной структурой общества, отмечая в ней такие наиболее существенные элементы, как социальные, профессиональные, этнические, малые группы, в том числе и семью. Проявление этих связей он видит в системе ценностей человека, его культурно-исторических идей, которые находят свое воплощение в праздничном творчестве и праздничной культуре. Г. А. Веденеев приходит к

пониманию, что праздник - это регулирующая системная целостность: «В этом плане праздник представляет собой систему культурно-исторической памяти, через которую в результате принятия или отрицания, переосмысления происходит передача основных элементов культуры, то есть осуществляется культурная динамика» (3, с. 16).

Исследователь отмечает и внутреннюю динамику праздника через механизм его функционирования. Он подчеркивает, что как система праздник продолжается один или несколько дней, организуется на нескольких площадках, объединяющих праздничные действия большого количества людей. К тому же, в соответствии с технологическим подходом к пониманию праздника, праздник делится на части (эпизоды, по В. А. Триадскому), «но только одна часть формируется как праздничная кульминация и эмоциональная вершина празднества» (3, с. 16).

Далее Г. А. Веденеев акцентирует наше внимание и на наличии внутренней динамики в системе праздников годового цикла. Он отмечает, что в годовом праздничном цикле насчитывается несколько десятков праздников, но «тоже выделяются кульминационные, например Новый год, Рождество Христово, Пасха и пр.» (3, с. 16). Другими словами, Г. А. Веденеев внутреннюю динамику праздника выделяет в качестве его характерологической черты. Относительно его утверждения, что в годовом цикле есть несколько праздников, которые выступают кульминацией праздничного годового цикла, и в то же время кульминационным выступает только один праздник, отметим, что, по-видимому, Г. А. Веденеев предполагает, что каждый человек кульминационным праздником будет считать праздник, выбранный им самостоятельно - в зависимости от своих предпочтений. Например, для верующего христианина кульминационным праздником будет «праздник праздников» - Светлая Пасха. Разумеется, у человека со светскими представлениями кульминационным праздником будет считаться Новый год.

Г. А. Веденеев также отмечает, что каждый праздник соприкасается с наиболее существенными сторонами социальной жизни, проблемами, важными для сообщества. Существенно и то, что в празднике, как он считает, «...в его определенных фазах проявляются явные и скрытые конфликты, являющиеся результатом противоречий между враждебными и противостоящими друг другу силами, которые они пытаются разрешить различными способами» (3, с. 17).

В истории массового российского праздника находят проявление конфликтные ситуации и их разрешение в таких эпизодах празднеств как кулачные, «стенка - на стенку», петушиные, гусиные бои, всевозможные силовые соревнования - перетягивание каната, русская борьба и т.п. В настоящее время из понимания современного праздника конфликтность такого рода исчезает. Она заменяется стремлением современного человека к сотрудничеству, солидарности, поиску более цивилизованных форм разрешения конфликтных ситуаций.

Впрочем, отдельные элементы как отголоски прошлого имеют место и в современном празднике. Так, популярны различного рода аттракционы, позволяющие измерить силу удара кулаком - «силомеры». Вокруг них часто разворачиваются соревнования представителей различных возрастных групп, стремящихся показать свою силу и удаль. Не менее интересными представляются и аттракционы «Прыжки на батуте» (кто прыгнет выше?), «Электронные оружейные тиры» (кто стреляет более метко?) и пр. Эти проявления свидетельствуют о том, что системные элементы праздника постоянно находятся в развитии и не только изменяются и трансформируются, но и переходят в новое качество.

Наше рассмотрение категории «праздник» было бы неполным, если бы мы не обратили внимание на исследования ученых, рассматривающих праздник с позиций

семиотики. Область изучения семиотики и символического как качества культуры охватывает значительный пласт знаний философского, социологического и культурно-антропологического характера. Символическое постижение праздника начато в работах Эрнста Кассирера, который считал, что праздничная культура основана на символической активности человека, который представляет собой «животное, созидающее символы» (4).

Т. П. Ванченко продолжает линию символического постижения праздника, начатую Э. Кассирером, и рассматривает праздник с точки зрения его семантико-семиотической природы - как текст культуры, и считает, что праздник значительно влияет на человека, его культурно-антропологические характеристики и параметры, которые находят свое проявление в изменении многих личностных параметров, трансформации мышления, приобретении иных (нежели внепраздничной атмосферы) качеств, расширении воображения и развитии черт мультикультурной компетентности. Т. П. Ванченко в связи с этим отмечает: «В любом случае, человек выходит из праздника иным, нежели вошел в него» (2, с. 59).

Она подчеркивает, что в празднике формируется «ткань» праздничной коммуникации, в которой образуется система символов и смыслов, оказывающих мощное регулятивное влияние на человека. «Нормативная символическая система выступает как совокупность коллективных представлений, интегрированных в личность индивида и оказывающих формирующее, зачастую агрессивное воздействие на систему морали и поведенческих стандартов» (2, с. 61).

Для исследователей, рассматривающих категорию «праздник» с позиций семиотики, характерно его представление как сферы всеобщих смыслов и значений, которые люди как социальные существа хранят особым образом, а главное, наделяют ими свои творения искусства и практические действия. Человечество постоянно обогащает эту сферу, этот «мир смыслов», который хранится, передается и кодируется в знаковой информационной оболочке. В празднике, особенно в его празднично-ритуальной составляющей, в такой знаковой информационной оболочке формируются программы человеческого поведения, включающие в себя духовный опыт многих поколений.

Э. Берк дает классическое определение праздника с позиций семиотики. В его представлении праздник - это система общественных символов и значений, в которых формируется «самость», эмоциональная сфера и субъективный опыт человека (1).

Как мы видим, Э. Берк в своем определении праздника включает в него социально-педагогические элементы. Во-первых, праздник содержит в себе систему общественных смыслов и значений. Во-вторых, именно эта система общественных символов и значений выступает базисом для формирования как субъективного опыта человека, так и его «самости» и «эмоциональности». В празднике эмоционально окрашенные символы-смыслы выступают важными компонентами игровой коммуникативной деятельности участников праздника. Символы-смыслы как идеальные объекты отражают содержание праздника, они выступают орудийно-строительным материалом в мыследеятельности человека и в развитии его праздничной культуры. Именно они противостоят негативным проявлениям, корыстным требованиям социальной ситуации и позволяют сохраняться человеку как личности.

В современных условиях имеет место недооценка и некоторое принижение социально-педагогической сущности праздника. Некоторые исследователи считают, что потребность в празднике уменьшается с ростом богатства и повышением уровня жизни населения. Кроме того, потребность в празднике снижается и в связи с усилением рационализма и прагматизма, возникновением культа индивидуализма, про-

являющегося в стремлении личности оградить себя от внешних посягательств со стороны социума. Данные утверждения вряд ли состоятельны, поскольку праздник был и остается мощным воспроизводящим и регулирующим соционормативным фактором социальной действительности.

Праздник, обладающий ярко выраженной социально-педагогической направленностью, продолжает формироваться как существенная сила, способствующая одухотворению и солидаризации людей. Существенно и то, что праздничная культура, формируемая праздником, значительно обогащает культуру бытовую, повседневную, поскольку многие материальные артефакты, некогда использовавшиеся только во время празднования, в последующем прочно утвердились в социальной практике, а некогда реализуемые в празднике правила и нормы социального поведения прочно укоренились в жизни и ее социальной действительности.

Примечания

1. БеркЭ. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного / Э. Берк. - М., 1979.

2. Ванченко Т. П. Трансформация мышления в празднике / Т. П. Ванченко // Вестн. Московского гос. ун-та культуры и искусства. - 2008. № 6 (27). - С. 59-63.

3. Веденеев Г. А. Массовые российские праздники: состояние и тенденции развития: учеб. пособие / Г. А. Веденеев. - Волгоград: Волгоградское науч. изд-во, 2008.

4. Кассирер Э. Опыты о человеке / Э. Кассирер // Избранное. - М., 1998.

5. Коротков Э. М. Исследование систем управления / Э. М. Коротков. - М.: Издатель-ско-консалтинговая компания «ДеКА», 2000.

6. Орлов О. Л. Российский праздник как историко-культурный феномен / О. Л. Орлов. - СПб.: Нестор, 2003.

7. Триадский В. А. Праздники юности Подмосковья / В. А. Триадский. - М.: Московский рабочий, 1983.

Н. Н. Тонких

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ

В статье описываются художественно-публицистические программы в единстве с общим процессом развития культуры. Автор статьи подчеркивает необходимость создания модели педагогических регуляций для воспитания толерантной личности. В статье также раскрываются теоретические аспекты художественно-публицистических программ, которые основываются на психологии, педагогике и культурологии. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, публицистика, художественность, педагогика, личность.

The article deals with artistically-publicistic programmes that are described with/in unity of general process of the cultural development. The author of the article underlines the need to create the model of pedagogical regulations for training/education of a tolerant person. The article also reveals the theoretical aspects of artistically-publicistic programmes which are based on psychology, pedagogics and culture. Keywords: social-cultural activity, publicism, artistry, pedagogics, personality, social, activity.

Среди актуальных проблем, связанных с ускорением социально-экономического и культурного развития нашего общества, ведущая роль принадлежит активизации человеческого фактора. В сложившихся ныне условиях роль художественно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.