Научная статья на тему 'Современное понимание оценки финансового состояния предприятия: предмет, цели, подходы'

Современное понимание оценки финансового состояния предприятия: предмет, цели, подходы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25693
2209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ / ПОДХОДЫ / ASSESSMENT OF THE FINANCIAL CONDITION OF THE COMPANY / FINANCIAL ANALYSIS / APPROACHES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Седова Елена Ивановна, Чечулина Анна Витальевна

В статье исследованы методологические подходы различных авторов к определению финансового анализа и оценки финансового состояния предприятия. Отмечены цели и предмет оценки финансового состояния предприятия. Выявлены основные этапы развития финансового анализа и описаны основные проблемы для проведения анализа на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN UNDERSTANDING OF ASSESMENT THE FINANCIAL CONDITION OF THE COMPANY: SUBJECT, OBJECTIVES, APPROACHES

In the article the methodological approaches of different authors to the definition of financial analysis and assessment of the financial condition of the company. It noted the objectives and subject the financial condition of the company. The basic stages of development of financial analysis and describes the main challenges for the analysis at this stage.

Текст научной работы на тему «Современное понимание оценки финансового состояния предприятия: предмет, цели, подходы»

СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ: ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ПОДХОДЫ

Аннотация. В статье исследованы методологические подходы различных авторов к определению финансового анализа и оценки финансового состояния предприятия. Отмечены цели и предмет оценки финансового состояния предприятия. Выявлены основные этапы развития финансового анализа и описаны основные проблемы для проведения анализа на современном этапе.

Ключевые слова: оценка финансового состояния предприятия, финансовый анализ, подходы.

MODERN UNDERSTANDING OF ASSESMENT Anna Chechulina THE FINANCIAL CONDITION OF THE COMPANY:

SUBJECT, OBJECTIVES, APPROACHES

Annotation. In the article the methodological approaches of different authors to the definition offinancial analysis and assessment of the financial condition of the company. It noted the objectives and subject the financial condition of the company. The basic stages of development of financial analysis and describes the main challenges for the analysis at this stage. Keywords: assessment of the financial condition of the company, financial analysis, approaches.

На современном этапе развития экономики Российской Федерации вопрос оценки финансового состояния предприятия является очень актуальным. Ведь именно от экономического здоровья зависит успех его деятельности, соответственно финансовому анализу необходимо уделить максимум внимания. Актуальность оценки финансового состояния предприятия определила значительное развитие разнообразных направлений методик оценки, а также создала необходимый базис для их более легкого и кратковременного проведения. Целями данной статьи является рассмотрение различных подходов авторов к оценке финансового состояния и финансовому анализу, а также определение целей и предмета финансового состояния и финансового анализа.

Выдвижение на первый план финансовых аспектов деятельности субъектов хозяйствования, усиление роли финансов - тенденция, которая характерна для многих стран. В то время как экономика переходит к рыночным отношениям, возрастает самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Повышается значение финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов, в связи с этим возрастает роль анализа их финансового состояния. Результатом взаимодействия всех производственно-хозяйственных факторов: труда, земли, капитала, предпринимательства является финансовое состояние. Финансовым состоянием хозяйствующего субъекта принято считать характеристику его финансовой конкурентоспособности (т.е. кредитоспособности, платежеспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.

В экономической литературе, отечественных нормативных документах и научных изданиях наряду с понятием «оценка финансового состояния предприятия» часто употребляется понятие «анализ финансового состояния предприятия». Причем некоторые авторы трактуют их как синонимы и не различают эти два понятия. Такого подхода придерживаются в отечественной практике Т.Н. Батова, О.В. Васюхин, Е.А. Павлова, Б.А. Райзберг, Л.П. Сажнева и др. Также существует иная точка зрения, согласно которой вышесказанные понятия имеют разное экономическое содержание. Таким образом, становится очевидна необходимость понимать четкую грань между понятиями «оценка» и «анализ»

УДК 005.52 Е.И. Седова А.В. Чечулина

Elena Sedova

© Седова Е.И., Чечулина А.В., 2016

финансового состояния предприятия. О различии между понятиями «оценка» и «анализ» пишут А.Н. Гаврилова, Е.В. Негашев, А.А. Попов, Р.С. Сайфулин, А.Д. Шеремет и др.

Для получения достоверной объективной оценки финансового состояния предприятия необходимо провести комплексный финансовый анализ предприятия, так как анализ финансового состояния предприятия - это лишь составная часть общего финансового анализа, которая предусматривает расчет различных показателей финансового состояния предприятия, в том числе финансовой устойчивости, оборачиваемости активов, ликвидности, рентабельности, деловой и инвестиционной активности, а также эффективности деятельности [10, с. 6, с. 409-410]. Рассмотрим основные этапы формирования финансового анализа.

Родоначальником систематизированного анализа на уровне предприятия как составного элемента бухгалтерского, следует считать француза Жака Савари, который ввел понятие синтетического и аналитического учета. Идеи Савари были углублены в XIX в. итальянским бухгалтером Джузеппе Чербони который создал учение о синтетическом сложении и аналитическом разложении бухгалтерских счетов. Далее постепенно сформировавалось оригинальное направление в учете - балансоведе-ние.

К началу 1940-х гг. появляются первые книги по анализу хозяйственной деятельности предприятия. В таком виде анализ на уровне предприятия и просуществовал в СССР вплоть до начала перестройки.

Различают следующие основные этапы развития методик комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности. Данные этапы представлены в таблице 1 под названием «Основные этапы развития методик комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности».

Таблица 1

Основные этапы развития методик комплексного экономического анализа

хозяйственной деятельности

Авторы исследований Названия методик, и их сущность

И.В. Ахматов (1809) Частные методики Н.С. Аринушкин (1912) Анализ ликвидности бухгалтерского баланса. Увязывают платежеспособность с доходами и расходами

Мособлсовет (1918) П.Н. Худяков (1920) Методика анализа ликвидности и платежеспособности предприятия

Декрет ВЦИК и СНК (1923) Конспект-программа (1925) Упорядочение бухгалтерского учета. Связь финансового состояния с результатами

А.Я. Усачев (1926) Сборник Центральной бухгалтерии ВСНХ (1926 и 1927) Анализ платежеспособности промышленных предприятий. Впервые связывают финансовое состояние с кругооборотом капитала

А.М. Яковлев (1925), Н.С. Аринушкин (1928), И.А. Кипарисов (1928), Н.А. Блатов (1930) Создание методов анализа бухгалтерского баланса промышленных предприятий. Создание сравнительного аналитического баланса

А.Я. Локшин (1934), Н.Р. Вейцман, (1937), С.И. Кобызев (1937) Д.П. Андрианов (1940), С.К. Татур (1940) Система комплексного экономического анализа, где взаимодействие производственных и экономических факторов рассматривают как финансовое состояние предприятия

Окончание таблицы 1

Авторы исследований Названия методик, и их сущность

С.К. Татур (1946), А.Ш. Маргулис (1949), А.И. Валуев (1954), Л.Е. Салтыков (1956) Разработка методики анализа финансового состояния предприятия, дифференцированного по отраслям. Сравнение ряда экономических показателей с нормативами

А.Д. Шеремет (1982), С.Б. Барнгольц (1986), Г.М. Тация, А.М. Муравьев (1988), А.Ф. Гулис (1988), Д.И. Деркач (1990) и др. Комплексная методика анализа финансового состояния, учитывает прибыль, оборачиваемость оборотных средств, анализ дебиторской и кредиторской задолженности, нарушение финансовой дисциплины и несоблюдение установленных нормативов

В.Ф. Палий (1991) А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев (1992), ФСДН (б) и ФО (1994), Э.А. Маркарьян (1997), Г.П. Герасименко и др. Создание оригинальной методики анализа финансового состояния по данным бухгалтерского баланса. Оценка ликвидности и финансовой устойчивости

Источник: [8].

На современном этапе существуют следующие подходы к определению финансового анализа предприятия. А.Д. Шеремет пишет, что «основными факторами, определяющими финансовое состояние, являются, во-первых, выполнение финансового плана и пополнение собственного оборотного капитала по мере возникновения потребности за счет прибыли и, во-вторых, скорость оборачиваемости оборотных средств (активов). Сигнальным показателем финансового состояния выступает платежеспособность организации. Поскольку выполнение финансового плана, в основном, зависит от результатов производственной и хозяйственной деятельности в целом, то можно сделать вывод о том, что финансовое состояние определяется всей совокупностью хозяйственных факторов. Следовательно, наряду с балансом, для анализа финансового состояния привлекаются отчет о финансовых результатах и другие формы отчетности» [9, с. 251-252].

По И.Т. Балабанову, анализ финансовой деятельности выступает как совокупность методов оценки ретроспективного и перспективного финансового состояния предприятия, которое понимается как характеристика финансовой конкурентоспособности, использование финансовых ресурсов и капитала, выполнение обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами на основе изучения зависимости и динамики показателей финансовой информации [1, с. 48].

Несмотря на классические подходы к оценке финансового состояния, в условиях кризиса более объективно оценить текущее состояние любого бизнеса можно на основе оборотной ведомости или баланса по счетам второго порядка, так как в этих отчетах содержится наибольший объем информации, и они легко составляются на любое число, а не только на отчетную дату, и, следовательно, могут рассматриваться с любой периодичностью и наиболее оперативно отражать ситуацию. Такое обстоятельство как оперативность особенно важно в условиях экономической нестабильности, поэтому важно иметь достаточный объем информации своевременно, для того чтобы адекватно реагировать на изменение кризисной ситуации. Недостатком этого подхода является то, что в отличие от финансовой отчетности оборотная ведомость и баланс по счетам второго порядка доступны лишь сотрудникам компании и регулирующим органам, но недоступны внешним заинтересованным пользователям. Другими словами, теоретически компания и регулирующие органы могут оперативно оценить изменение ситуации, тогда как другие пользователи (вкладчики, заемщики, клиенты, финансовые аналитики, биржевые игроки и др.) такой возможности не имеют, поскольку не имеют доступа к учетным данным.

Учитывая, что баланс на определенную дату представляет собой мгновенный срез работы и по прошествии времени картина существенно меняется, получается, что аналитики продолжают пользоваться «старым» балансом. В условиях кризиса, когда важна именно скорость поступления информации для анализа, опираться на устаревшие балансовые данные становится невозможно, а использовать текущие индикаторы, например биржевые, - ненадежно.

Исследовав проблему более детально, можно заметить, что баланс (вместе с расчетными нормативами на отчетную дату) как был, так и остается единственным финансовым документом, служащим для проведения как внешнего финансового анализа (со стороны рейтинговых агентств, потенциальных партнеров, будь то банки-корреспонденты, клиенты, акционеры и т.п.), так и внутреннего, поскольку, несмотря на перечисленные недостатки, баланс обладает и рядом достоинств. Поскольку внутренние и внешние пользователи имеют один и тот же источник информации (баланс), то независимость анализа и оценки финансового состояния объективно ставится под сомнение. Все это обусловливает схожесть методик анализа и оценки финансового состояния внутренними и внешними пользователями, что приводит к «похожести» результатов, несмотря на то, что цели анализа могут существенно различаться.

При этом любому хозяйствующему субъекту очень легко вполне легально «улучшить» показатели отчетности в нужную сторону (меняя дату признания доходов и расходов по периодам, изменяя величину резервирования различных сумм, удерживая фактические убытки на счетах учета расходов будущих периодов, не проводя в срок взаимозачеты, чтобы не уменьшать валюту баланса, и др.). Из-за отсутствия видения внутренней хозяйственной деятельности, а пользуясь лишь ее результатом - финансовой отчетностью, внешние пользователи информации заключаются в заранее заданные рамки. Существует еще одна проблема финансовой отчетности, на которую неоднократно указывали специалисты, а именно присутствие в балансе регулирующих, накопительных и транзитных счетов, по факту завышающих валюту баланса, что приводит к искажению коэффициентов, отражающих финансовое состояние, рассчитываемых только на основе балансовых данных, без соответствующих корректировок. Следует учитывать тот факт, что если коммерческие организации обладают в этом вопросе большей свободой, так как сами устанавливают величину резервов, то отчетность кредитных учреждений (банков) может искажаться довольно существенно.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что оптимальным способом получения достоверной объективной оценки финансового состояния предприятия является его анализ. В традиционном понимании финансовый анализ является методом оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской (финансовой) отчетности. Принято выделять два вида финансового анализа - внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия (финансовыми менеджерами). Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия (например, аудиторами). Основная цель анализа заключается в том, чтобы на основе объективной оценки использования финансовых ресурсов выявить внутрихозяйственные резервы укрепления финансового положения и повышения платежеспособности. Базой для проведения финансового анализа являются бухгалтерские документы и отчетность. Многолетняя практика финансового анализа уже выработала методику анализа финансовых отчетов. Можно выделить шесть основных видов анализа:

1) горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

2) вертикальный (структурный) анализ - определение структуры финансовых показателей;

3) трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенного от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов;

4) анализ относительных показателей (финансовых коэффициентов) - расчет числовых отношений различных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

5) сравнительный анализ, который делится на:

- внутрихозяйственный - сравнение основных показателей предприятия и дочерних предприятий, подразделений;

- межхозяйственный - сравнение показателей предприятия с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми;

6) факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель.

Анализ финансового состояния предприятия заканчивают его комплексной оценкой. После комплексной оценки разрабатывают мероприятия по улучшению финансового состояния, обращая особое внимание на разработку финансовой стратегии предприятия на перспективу и в ближайшие периоды. Результатом финансового анализа, в основном, являются рекомендации, направленные на улучшение финансового состояния предприятия.

Оценка финансового состояния является частью общего анализа финансовой деятельности. Его предметом выступают показатели финансовой деятельности предприятия. Основной целью финансового анализа каждого хозяйственного субъекта является оценка эффективности экономических процессов и финансового состояния. Достижение этой цели предполагает осуществление анализа на важнейших участках финансово-хозяйственной деятельности, которые и выступают его главными объектами.

Финансовое состояние можно считать особенно важным объектом анализа, поскольку в нем сосредоточены основные синтетические показатели, являющиеся результатом представленных ранее объектов финансового анализа. А.Д. Шеремет и Р.С. Сайфулин считают, что «финансовое состояние предприятия может быть охарактеризовано составом и размещением средств, структурой их источников, оборачиваемостью капитала, способностью организации погасить свои обязательства в срок и в полном объеме, а также другими факторами» [11, с. 136]. Г.В. Савицкая трактует финансовое состояние предприятия как экономическую категорию, отражающую состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени [6, с. 251].

В некоторых определениях особо подчеркивается планово-контрольный аспект. М.И. Баканов, А.Д. Шеремет указывают: «Финансовое состояние предприятий характеризует размещение и использование средств, меру пополнения собственных средств за счет прибыли и других источников, если оно предусмотрены планом, а также скорость оборота производственных фондов и особенно оборотных средств» [9, с. 51].

Финансовое состояние рассматривается как составная часть экономического потенциала предприятия, отражающая финансовые результаты его деятельности. В частности, В.В. Ковалев полагает, что в основу анализа финансового состояния «заложено понятие экономического потенциала коммерческой организации и его перманентные изменения с течением времени». Под экономическим потенциалом понимается «способность предприятия достигать поставленные перед ним цели, используя имеющиеся у него материальные, трудовые и финансовые ресурсы». [4, с. 26]

На необходимость учета отраслевых факторов при проведении анализа финансового состояния акцентируют внимание З.В. Кирьянова, Е.И. Седова [3, с. 135].

Целями финансового анализа на современном этапе являются:

- оценка финансовой устойчивости и рентабельности;

- исследование эффективности использования финансовых ресурсов;

— установление положения хозяйствующего субъекта на финансовом рынке и количественное измерение его финансовой конкурентоспособности;

— оценка степени выполнения плановых финансовых мероприятий, программ, плана и др.;

— оценка мер, разработанных для ликвидации выявленных недостатков и повышения отдачи финансовых ресурсов [1, с. 10]

Согласно подходу М.В. Мельник, комплексный анализ финансового состояния обеспечивает высшее звено менеджмента организации системой информации, с помощью которой можно принятть решение любой сложности [5]. Так же можно отметить тот факт, что решение задач комплексного анализа финансового состояния проводится за счет использования разнообразных аналитических методов и методик, с помощью которых аналитик способен произвести количественную оценку результатов финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов в разрезе ее различных аспектов. Важнейшими методами, применяемыми в анализе финансового состояния анализе, являются анализ структуры активов и источников их образования и анализ финансовых коэффициентов [7, с. 174]. Использование методов структурного анализа позволяет аналитику изучить строение и динамику, как активов хозяйствующего субъекта, так и источников их формирования. Это дает возможность на начальном этапе анализа в общих чертах произвести ознакомление с общей картиной финансового положения организации. Предварительный характер структурного анализа не дает детальной оценки качества финансового состояния. В этих целях в дальнейшем производится расчет специальных показателей.

Методологически структурный анализ подразделяется на вертикальный и горизонтальный. Вертикальный анализ используется для анализа структуры баланса. В процессе вертикального анализа рассчитывается удельный вес различных активов или обязательств в общей сумме имущества предприятия. При помощи методов финансового анализа можно рассмотреть динамику структуры имущества, а так же источников его формирования за определенный период времени, это позволяет оценить степень формирования отдельных видов имущества за счет имеющихся в пассиве источников. Методика горизонтального анализа направлена на изучение изменений статей баланса в динамике. При этом внимание акцентируется на исследовании динамики значения самой статьи в отличие от вертикального анализа, где целью исследования являлись относительные показатели, характеризующие структуру статей. При горизонтальном анализе важнейшими аналитическими показателями являются темп роста и темп прироста.

Не стоит путать оценку финансового состояния предприятия и оценку бизнеса, так как под оценкой бизнеса понимается определение стоимости в денежном эквиваленте, которая может быть наиболее вероятной продажной ценой предприятия как товара [2, с. 6].

Необходимо чтобы цель финансового анализа совпадала со стратегическими целями компании. Например, если компания планирует разместить акции на бирже, то целью финансового анализа будет являться нахождение решения для увеличения стоимости бизнеса. Если стратегией предусмотрено расширение доли рынка, занятие определенной ниши, вытеснение конкурентов, то финансовый анализ проводится для того, чтобы найти способы повышения эффективности деятельности предприятия.

Поскольку интересы менеджмента, собственников, кредиторов или потенциальных инвесторов лежат в разных плоскостях, то в зависимости от того, для кого готовится информация в систему анализа, рекомендуется включать разные показатели. Но в любом случае это должны быть показатели, характеризующие прибыльность и доходность деятельности компании с одной стороны, и показатели эффективности использования ресурсов - с другой.

Необходимо принимать в расчет, на основе каких стандартов (РСБУ, МСФО, US GAAP) формируется финансовая отчетность в компании, какова ее учетная политика, так как финансовый анализ

строится с точки зрения интересов менеджмента и руководителей компании на основе финансовой отчетности.

Следует особо отметить, что современные тенденции экономического развития характеризуются перманентным кризисом.

Библиографический список

1. Балабанов, И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта / И. Т. Балабанов. - М. : Финансы и статистика, 2000. - 208 с.

2. Грязнова, А. Г. Оценка бизнеса : учебник / А. Г. Грязнова, М. А. Федотова. - М. : Финансы и статистика, 2000. - 736 с. - ISBN 5-279-02013-3.

3. Кирьянова, З. В. Анализ финансовой отчетности : учебник для бакалавров / З. В. Кирьянова, Е. И. Седова. - М. : Юрайт, 2011. - 426 с. - ISBN 978-5-9916-1336-1.

4. Ковалев, В. В. Введение в финансовый менеджмент / В. В. Ковалев. - М. : Финансы и статистика, 2004. -768 с. - ISBN 5-279-01907-0.

5. Мельник, М. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учебное пособие / М. В. Мельник, Е. Б. Герасимова. - М. : Инфра-М, 2008. - 192 с. - ISBN 978-5-91134-099-5.

6. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учеб. пособие / Г. В. Савицкая. -5-е изд., перераб. и доп. - М. : Инфра-М, 2009. - 544 с. - ISBN 978-5-16-003428-7.

7. Скрынник, Е. Е. Анализ и оценка финансовой деятельности организации / Е. Е. Скрынник - М. : Лаборатория книги, 2010. - 97 с. - ISBN 978-5-905865-16-9.

8. Степанова, Т. А. Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия / Т. А. Степанова, И. В. Друшлякова, А. В. Ануфриева // Журнал научных публикаций. - 2014. - № 10. - С. 12-13.

9. Теория экономического анализа : учебник / А. Д. Шеремет. - 3-е изд., доп. - М. : Инфра-М, 2011. - 352 с. -ISBN 978-5-16-004550-4.

10. Фридман, А. М. Финансы организации (предприятия) : учебник / А. М. Фридман. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2013. - 488 с. - ISBN 978-5-394-02158-9.

11. Шеремет, А. Д., Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев, 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Инфра-М, 2008. - 208 с. - ISBN 978-5-16-003068-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.