Научная статья на тему 'Современное понимание организованной преступности и проблем её профилактики'

Современное понимание организованной преступности и проблем её профилактики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1177
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПРОФИЛАКТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ОБЩЕ-УГОЛОВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЭКСТРЕМИЗМ / ORGANIZED CRIME / LAW ENFORCEMENT / PREVENTION / ECONOMIC ORIENTATION / GENERAL CRIMINAL ORIENTATION / EXTREMISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ганюшкина Софья Дмитриевна

В настоящей статье рассматривается современной подход к понятию организованной преступности. Предлагается разделение понятия организованной преступности на две большие группы по направленности: экономической и экстремистко-террорестической. В связи с предложенным делением в профилактических мерах предлагается совершенствование нормативно-правовой базы, а также изменение структуры правоохранительных органов для большей эффективности противодействия организованным преступным формированиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN UNDERSTANDING OF ORGANIZED CRIME AND PROBLEMS OF ITS PREVENTION

This article discusses the modern approach to the concept of organized crime. It is proposed to divide the concept of organized crime into two large groups by orientation: economic and extremist-terrorist. In connection with the proposed division in preventive measures, it is proposed to improve the regulatory framework, as well as to change the structure of law enforcement agencies for more effective counteraction to organized criminal groups.

Текст научной работы на тему «Современное понимание организованной преступности и проблем её профилактики»

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

УДК 343.9

Ганюшкина Софья Дмитриевна Московский государственный юридический университет имени О. Е Кутафина

Институт публичного права и управления

Россия, Москва ganyuschkina. mira@yandex.ru Ganyushkina Sofia Kutafin Moscow State Law University Institute of public law and administration

Russia, Moscow

СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ПРОБЛЕМ ЕЁ ПРОФИЛАКТИКИ Аннотация: в настоящей статье рассматривается современной подход к понятию организованной преступности. Предлагается разделение понятия организованной преступности на две большие группы по направленности: экономической и экстремистко-террорестической. В связи с предложенным делением в профилактических мерах предлагается совершенствование нормативно-правовой базы, а также изменение структуры правоохранительных органов для большей эффективности противодействия организованным преступным формированиям.

Ключевые слова: организованная преступность; правоохранительные органы; профилактика; экономическая направленность; обще-уголовная направленность; экстремизм.

MODERN UNDERSTANDING OF ORGANIZED CRIME AND PROBLEMS

OF ITS PREVENTION Annotation: this article discusses the modern approach to the concept of organized crime. It is proposed to divide the concept of organized crime into two large groups

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

by orientation: economic and extremist-terrorist. In connection with the proposed

division in preventive measures, it is proposed to improve the regulatory framework, as well as to change the structure of law enforcement agencies for more effective counteraction to organized criminal groups.

Key words: organized crime; law enforcement; prevention; economic orientation; General criminal orientation; extremism.

1. Исторический анализ организованной преступности в России

Для того, чтобы понять современное состояние организованной преступности, необходимо выяснить, предпосылки её появления в России. Можно выделить основные предпосылки:

1) Изменение основ экономической и социальной жизни в конце 80 -х - начале 90-х годов.

2) Отсутствие правовых норм, которые соответствовали «новой» жизни в период Перестройки. А также отсутствие специальных структур, которые могли бы оказать эффективное противодействие новому витку преступности в стране.

Подробнее рассмотрим эти причины: какие изменения произошли в экономической жизни страны. Было принято три основных нормативно -правовых акта:

1. Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» [1];

2. Постановление Совета Министров СССР «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления» [2];

3. Закон «О кооперации в СССР» [3].

Первые два акта дополняют друг друга. В них гражданам в свободное от работы время разрешалось заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью, к которой относилось кустарно-ремесленное производство, бытое обслуживание граждан и другие виды деятельности, основанные исключительно на личном, а не наёмном труде. Таким образом государство

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

допускало граждан к возможности начать «своё дело». Однако коммерческая

деятельность по покупке-продажи товаров всё равно оставалась вне закона (другим словом таких людей называли «фарцовщики»).

Именно поэтому 26 мая 1988 году (сегодня этот день отмечается как день предпринимательства в России) был издан Закон «О кооперации», который разрешал гражданам заниматься людям любой не запрещённой законом деятельностью в сфере промышленности, торговли, транспорта, сельского хозяйства и т. д.

Конечно, деятельность молодых коммерсантов была полностью легальна. Однако нашлись другие люди, которые поняли, что у коммерсантов можно отобрать. Так, в стране появилось то, что можно назвать организованная преступность. В городах, их районах формировались «банды», т. е. организованные преступные группировки, которые по началу занимались «охранным рэкетом» [4]. Вымогательство, как отмечает В. В. Волков, в юридической практике доказать бывает трудно, т. к. оно может носить неявный, скрытый характер.

Здесь можно задать следующий вопрос: как правоохранительным органам удалось допустить столь серьёзное нарастание криминологической ситуации? Проблема заключалась в отсутствие норм права, которые бы удовлетворяли бурно развивающиеся экономические отношения. Так, например, в УК РСФСР, утв. ВС РСФСР 27.10.1960 г., не было норм за создание организованного преступного сообщества (группировки), занятия верховного положения в преступной иерархии и т. д. Поэтому правоохранительные органы, даже располагаю фактом создания ОПС, не могли противодействовать ему. Однако проблема заключалась также в отсутствие специальных органов, которые могли бы заниматься разработкой планов по ликвидации ОПС, обладали бы данных о криминальных авторитетах и ворах в законе.

Стоит отметить, что в результате долгой научной проработки криминологам удалось объяснить необходимость создания особых

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

подразделений по борьбе с организованной преступностью и

совершенствования законодательной базы. Так, одним из первых криминологов, занимавшихся исследование феномена организованной преступности, был А. И. Гуров, опубликовавший в 1988 году сенсационную статью «Лев готовиться к прыжку», а позже «Лев прыгнул» [4], где раскрывался факт наличия преступных формирований на территории СССР. Уже в феврале 1992 года в системе МВД России создаёт Главное управление по организованной преступности (ГУОП) [5]. Данное ведомство претерпело множество преобразований, успешно справляясь с ликвидацией различных преступных организаций, выявления коррупционных связей и привлечением к уголовной ответственности криминальных авторитетов, воров в законе.

Однако в 2008 году Указом Президента РФ «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» [6] управление по борьбе с организованной преступностью было ликвидировано. На данный момент задача противодействия организованной преступности связанные многие ведомства и управления. Так, в системе МВД России эта функция предоставлена отделу по борьбе с организованной преступностью общеуголовной направленности управления уголовного розыска и управления экономической безопасности и противодействия коррупции, о чём подробно будет сказано ниже.

2.1. Характеристика современной организованной преступности В. В. Волков пишет, что «бандиты исчезли как класс» [4, с. 234]. Возникает вопрос, как они исчезли и, если они исчезли как класс, то что на сегодняшний момент представляет из себя организованная преступность? Как не цинично это прозвучит, но у «бандитов» в 90-е годы XX столетия было три варианта: оказаться убитым, отправиться в места лишения свободы или легализовать свои доходы и «зачернить» своё криминальное прошлое.

Вид организованной преступности сильно изменился, по мнению Шалагина А. Е. она прочно обосновалась в экономической сфере [8]. Однако

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

организованная преступность по своему характеру не относиться только к

экономической направленности. Также можно выделить и общеуголовную направленность, и экологическую, и террористическую. Криминологи разделяют выделяют два больших вида системной организованной преступности: современный терроризм и экономическая преступность [9 с. 28]. Почему именно эти две большие группы? Особенность совершения серьёзных преступлений заключается в том, что для их совершения нужны не только крупные финансовые вложения, но и чёткая, слаженная деятельность людей, которые обладают специфическими знаниями (или готовы совершать определенные действия). Логично, что деятельность экстремистского характера (это и пропаганда, и вербовка новых членов, подготовка террористических актов) - сложный и длительный процесс, для управления которым нужна хорошо отлаженная структура. Необходимо и финансирование этой деятельности, а значит, что у всех явлений организованной преступности (коррупция, терроризм и т. д.) есть обязательная экономическая составляющая [9, а 29]. Но почему тогда, криминологи отдельно выделают и собственно экономическую организованную преступность? Выше автор уже упоминала, что одним из вариантов для членов организованного преступного сообщества была возможность «отмыть» (т. е. придать легальный вид) доходам, полученным преступным путём.

Отсюда вытекает и ещё одна тенденция, которая не столько можно отнести к современной организованной преступности, как к новому этапу «развития» организованной преступных сообществ. Это сращивание власти и криминала [10, а 11]. Однако эту тенденцию можно также отнести к экономическо-коррупционной направленности.

Следует внимательно рассмотреть каждую направленность деятельности организованных преступных формирований.

2.2. Организованная преступность в сфере экономики Что из себя представляет организованная преступность в целом? Как

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

отмечает В. В. Лунеев, преступное дело требует адекватной организации, как и

любой другой вид человеческой деятельности [11, а 536]. Любая организация представляет собой объединение членов-участников, которая требует упорядоченности, т. е. своих внутренних норм и правил, иерархическую структуру, систему субординации, а также материально-техническую базу. Такими же признаками обладают и организованные преступные формирования. Однако их главное отличие от любой другой организации заключается в том, что их главная цель достигается преступным путём. Одну из наибольших угроз национальной безопасности представляет организованная преступность в сфере экономике, так как они влекут за собой не только тяжкие и, порой, необратимые последствия, но и создают общее социальное напряжение в стране как в государственных органах, так и среди граждан. Что неизбежно приводит к дестабилизации вектора успешного развития экономической жизни.

Говоря о организованной преступной деятельности в сфере экономики, то думается, что она похожа на своего рода криминальную предпринимательскую деятельность. В частности, законодательство РФ даёт определение предпринимательству как деятельности, осуществляемой на свой риск, целью которой является систематическое получение прибыли [12]. Хотя законодатель и не даёт определение организованной преступной деятельности, криминологи относят к её признакам такой важный факт, как совершение преступлений при доминирующей корыстной мотивации. При этом ОПГ стремиться придать своей преступной деятельности законный вид [11, а 541]. Таким образом, можно говорить в своём роде о «криминальном бизнесе».

Важно также понимать, что невозможно отождествлять организованную и профессиональную преступность, хотя последняя, по мнению Е. В. Топильской, явилась предтечей организованной [13, а 198]. Профессиональная преступность представляет из себя совокупность преступлений, совершенных виновными лицами, для которых преступная деятельность является профессией, т. е. такой формой трудовой деятельности, которая требует необходимых

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

навыков и знаний и является обычным средством существования [14. с. 13-17].

К профессиональной преступности можно, к примеру, отнести «воров в законе», которые не являются организацией [15, а 522-523], но при этом могут иметь отношение к организованной преступности, если будет выполнять функции лидеров организованного преступного сообщества. И наоборот, лидеров различных ОПС («криминальных авторитетов») нельзя полностью отнести к профессиональной преступности, т. к. исходя из определения и профессиональной, и организованной преступности, их доход не сводиться только к преступному. В частности, нельзя исключать, что они могут иметь и легальные источники средств существования (различные фирмы, рестораны, производства, магазины и т. д.).

Какую именно угрозу несет организованная преступность экономической сфере жизни? Проблема пагубного влияния таких преступных сообществ заключается в том, что экономическая сфера - это в целом та финансовая база, которая даёт возможность государству развиваться стабильно и повышать уровень благосостояния своих граждан. Но экономическая сфера всего одна, в ней предприятиям, которые ведут свою деятельность согласно закону, приходится сосуществовать с преступными формированиями, которые, нарушая закон, «добывают» себе привилегии, а также более успешны в финансовом плане. Так, В. В. Лунеев сравнивает организованную преступность со злокачественной опухолью, т. к. злокачественная опухоль состоит не только из абсолютно новых раковых клеток, но и из патологически изменённых клеток заболевшего органа. В свою очередь, переносясь по организму по лимфатическим узлам, они обуславливают новые раковые заболевания (метастазы) [11, а 537]. Аналогичная ситуация происходит и в экономической сфере. Организованные преступные формирования как бы «разносят» свою преступную деятельность на различные части и виды общественных отношений, к ним можно отнести также и коррупцию.

В связи с этим организованная преступность имеет ряд своих

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

собственных признаков, благодаря которым ей и удаётся существовать в

законной экономической сфере. К ним можно отнести [16, а 15]:

■ Преступления совершаются в связи с осуществлением функциональной деятельности юридических организаций;

■ Преступные деяния совершаются в законных экономических процессах;

■ В основе совершения преступлений лежит нарушение законодательных и иных нормативных норм, регулирующих функциональную деятельность организаций;

■ Вместе с незаконной деятельностью ведётся и законная деятельность в полное соответствие с законом и функциональным назначением организации;

■ Организованность проявляется в отлаженных механизмах криминальных финансово-хозяйственных операциях в виде устойчивого процесса.

Важнейшим признаком, думается, является признак легализации (отмывания) незаконных доходов и их дальнейшего инвестирования в легальную экономику. Причём это инвестирование имеет множество проявлений. К примеру, известен факт о золотых цепях, дорогой недвижимости криминальных авторитетов в 90-е гг. XX столетия - это можно также отнести к инвестированию, ведь сделка куплю-продажи недвижимости или золотой цепочки полностью легальна, кроме того, такие покупки можно назвать хорошим и долгосрочным финансовым инвестированием для сохранения денежных средств.

Однако как организованную преступность нельзя сводить к общеуголовной [17, а 559], так и экономическую организованную преступность нельзя сводить только к совершению экономических преступлений. Так, например, участники ОПС не пренебрегают совершением общеуголовных преступлений для получения всё той же финансовой выгоды.

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

Например, у каждой фирмы так или иначе существуют партнёры и конкуренты.

И если честные предприниматели предпочитают «побеждать» своих конкурентов улучшением деятельности своей компании (лучшее производства или более выгодные услуги), то ОПС может совершить убийство генерального директора фирмы конкурентов, организовать похищение членов его семьи с целью последующего получения выкупа за них (выкупом может служить не только денежная сумма, но и выполнение каких-либо требований) и другие преступления общеуголовного характера.

В России исторически сложилось, что участники организованная преступность (для их описания можно использовать более ёмкое слово, передающие и исторических оттенок - «бандиты») занимались такой специфической деятельность как «крышевание» или «protection racket» буквально «защитное/охранное вымогательство». Данный феномен в сфере силового предпринимательство подробно описывает В. В. Волков [4]. В частности, он рассматривает охранный рэкет как особые институционализированные отношения, которые в конце 1980-х гг. велись в секторе с низкой степенью защищённости, где слово «коммерсант» несло неоднозначно негативные оттенки. И в этой ситуации ещё молодые предприниматели были вынуждены обращаться к криминальным структурам, которые за определенный процент от доходов в месяц вынуждены были защищать «своего коммерсанта» от «наезда» других группировок. В результате охрана стала структурным результатом взаимодействия участников. Кроме того, эти институциональные отношения включали в себя не только обеспечение безопасности, но и информационную поддержку, контроль за соблюдением договорных обязательств (возврат долга), разрешение коммерческих споров. В Приложении 1 такие охранные отношения проиллюстрированы кадрами.

Это историческое отступление необходимо было для понимания того, что те криминально-охранные отношения не исчезли полностью, а лишь трансформировались, приобретя легальный вид. Даже в новостях мы часто

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

слышим о злоупотреблениях коллекторских агентств и совершения

коллекторами преступлений в процессе взыскания долга. Особую роль в экономической организованной преступности здесь играют и коммерческие банки [16, а 178-180], которые несут угрозу в целом банковской системе страны. К распространённым преступления коммерческих банков можно отнести: мошенничество, содействие в отмывании преступных доходов.

Стремление участников ОПС к внедрению своих представителей в коммерческие банки, например, посредством скупки акций с целью получения контрольного пакета акций.

Важно отметить, что одним из факторов, мешающих борьбе с организованной преступностью, является коррупция в правоохранительных органах. Интересно, что в приведённым ниже опросе подавляющее большинство респондентов также отметили, что борьба с организованной преступностью есть, однако её эффективности мешает коррупция. Но почему организованная преступность так сильно заинтересована в коррупции, если она может использовать свои силовые, а не финансовые ресурсы? Как отмечает В. В. Красинский, современные ОПФ в стремлении легализовать свои доходы активизируются в попытках избрания в органы государственный власти, которые в свою очередь позволят им:

1. Легализовать своё криминальное прошлое и подставить под сомнения преступные связи;

2. Приобрести депутатскую неприкосновенность, что влечет за собой особый порядок производства по уголовному делу;

3. Использовать в преступных целях и для воздействия преступных формирований на общественную жизнь страны официальное использование информационных, юридических материально-технических средств государства [10, а 12].

И именно в процессе избрания в государственные органы «подключается» коррупционный механизм. В частности, криминальные

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

элементы могут использовать не только смену собственной фамилии и

удаление своих персональных данных из баз данных правоохранительных органов (также коррупционным путём), но и продвижения ранее не судимых и нигде не замеченных протеже. Но не всегда лидеры преступных формирований используют своих «ставленников» для участия в избирательных компания. Возможны также ситуации, когда лидеры уголовной среды предлагают «перспективным» кандидатам профинансировать их избирательную компанию, также возможны и попытки установления контроля над региональными отделениями ведущих политических партий [10, а 42]. Логично, что такое финансирования производится не из альтруистских соображений, что называется «услуга за услугу» и порождает всё новые и новые коррупционные связи, думается, такое вложение средств в избирательные компании будущих депутатов для криминальных авторитетов является долгосрочным инвестированием. Так, после установления контроля над региональным отделением партии или избрания определённого лица депутатом участникам преступного сообщества становится возможным осуществить отмывание денежных средств, заключения договоров на оказание определённых услуг области, краю, чтобы заработать «на откатах», продвижение уже участников преступного сообщества в органы местного самоуправления, избирательные комиссии, внесение лица с криминальным прошлом на пост главы субъекта Российской Федерации и т. д.

Таким образом, из изложенного выше теоретического материала об организованной преступности становится понятно, почему она представляет такую большую опасность на сегодняшний день для экономической и национальной безопасности стран.

2.3 Организованная преступность в сфере экстремизма и терроризма Для исследования роли организованный преступных формирований, следует дать определение понятию «экстремизм». Следует отметить, что законодатель не даёт определение «экстремизма», описывая лишь

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

«экстремистскую деятельность» как разнообразные деяние, например,

насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации; публичная оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; публичные призывы либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений [18].

Однако криминологи отмечают, что при разнообразии подходов к пониманию экстремизма, можно в целом определить его как негативную форму проявления человеческой деятельности, сущность которой меняется в зависимости от политической ситуации, находящихся у власти политических сил [19, а 125]. Этот термин является многоаспектным явлением социально-правовой стороны общественной жизни. По мнению А. П. Кузнецова в действующем российском законодательстве термину «экстремизм» предано общеполитическое звучание, что позволило объединить различные по правовой природе и направленности преступления в одно целое, что, в свою очередь, сделало возможным «произвольно толковать содержание криминальных проявлений экстремизма, манипулировать уголовным законом как угодно» [19, а 126].

Возвращаясь к роли организованной преступности в сфере экстремизма стоит отметить, что Уголовный Кодекс Российской Федерации содержат ряд статей, предусмотренных за экстремистскую и террористическую деятельность. В частности, это пункт «а» части 2 ст. 205 «Террористически акт», ст. 205.4 «Организация террористического сообщества и участие в нём», пункт «в» части 2 ст. 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», ст. 282.1. «Организация экстремистского сообщества» и др. Следует отметить, что помимо термина «экстремизм» существует и понятие «терроризм». Его главное отличие заключается в его цели, т. е. в намерение вынудить у кого-либо определенные повинности или

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

соответствующую форму поведения [20, а 172]. Одним из способов такого

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

воздействия является террористических акт. И хотя криминологи разграничивают понятия преступности экстремисткой и террористической, нельзя не отметить возможность перерастания экстремизма как идеологии в терроризм как в особо опасную форму насилия.

Как уже было сказано выше, деятельность, направленная на возбуждения различного рода вражды или деятельность, посягающая на основы конституционного строя Российской Федерации, требует серьёзных умственных, людских и материальных затрат. А значит, что существование экстремизма, а тем более терроризма без существования организованной преступности практически невозможно. Так какая же роль отведена организованным преступным группировкам, сообществам, а также незаконных вооружённых формирований в деятельности экстремистско-террористического характера?

Говоря о террористических организациях, следует понимать, что их основное отличие от других преступных формирований заключается в специфики криминальной направленности [20, а 112]. Однако ей также присущ преступный профессионализм, вооружённость и организованность. Организованность - важнейший фактор, который позволяет совершать тяжкие и особо тяжкие преступления, т. к. логично, что чем «серьёзнее» стоят задачи перед какой-либо организацией, тем структурированнее и «умнее» она должна быть. Например, Ростокинский А. В. предлагает следующую структуру террористического преступного сообщества (см. Приложение 2).

При этом следует выделить главное различие организованной преступности экономической направленности от экстремистко-террористической направленности. Она заключается в мотиве совершения преступлений. У экономической направленности она представляет собой корысть, а у экстремистко-террористической - идеологию. Если рассматривать с общественной точки зрения вопрос о том, какая из направленностей опаснее.

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

Возможно, большую опасность из себя представляет именно экстремистские

или террористические формирования, т. к. из корыстных побуждений преступником легко даётся совершение финансовых преступлений, но намного тяжелее даётся совершение преступлений против личности. Во многом это может быть обусловлено тем, что жизнь человека явно ценнее денежных средств, тогда как у участников экстремистских формирований система внутренних оценок поведения совершенно другая и формируется она под воздействием экстремисткой идеологии.

И формирование такой идеологии, её изменения позволяют усложниться и организованной структуре. В частности, можно выделить следующие этапы усложнение таких идейных основ [21, c. 214-210]:

1. Поклонение обожествляемым предметам или божествам.

Сюда можно отнести и поклонников лёгких наркотических веществ, и уличные молодёжные группировки, которые своей отличительной чертой сделали патч (нашивку) известной компании «Stone Island». Однако серьёзной опасности такие группировки не представляют, являясь, скорее, нарушителями общественного спокойствия.

2. Поклонение обожествляемым харизматическим лицам.

Такие группы уже более структурированные и их общественная опасность прямо пропорциональна количеству участников, в ней уже выделяется небольшая иерархия, которая проявляется в отношении к лидеру: «приближенные», «рядовые», «отвергаемые».

3. Поклонение духовному опыту.

На данном этапе можно говорить о зарождение контркультуры и её идеологическом воздействии. Что в большой мере свойственно политизированных и религиозных объединений. Структура организованного формирования усложняется: появляются коллективные практики, межгрупповое взаимодействие, а также «реклама» движения. Примером такого объединения может являться националистическая организация «СПАС»,

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

которая по собственному заявлению берёт на себя ответственность за поджог

гей-клуба «Тематик», взрыв цыганского дома в Удмуртии, расстрел кавказцев в районе Пролетарки [22]. В 2008 году над участниками организации прошёл суд, в результате которого лидеры были приговорены к пожизненному заключению. Показательным признаком поклонения «общему духу» является тот факт, что соратники, находившиеся в зале заседания, после оглашения приговора аплодировали своим «товарищам» [23].

4. Поклонение квазинаучной доктрине.

Здесь отличительной чертой является то, что центральные органы такого преступного сообщества универсального координируют все группировки, которые между собой объединены общей идейной доктриной. Другими словами, группировки не разделяются между собой по функциональным ролям.

5. Международные организацией.

Их наибольшая опасность заключается именно в наличие транснациональных связей, широкой финансово-материальной базе и, как следствие, возможности осуществления особо тяжкие преступлений мирового масштаба. Кроме того, существует перечень организаций, признанных террористическими и экстремистскими в государствах - членах Организации Договора о коллективной безопасности [24]. Этот список во многом помогает предупредить возможность деятельности сторонников данных организаций в одной (или нескольких) странах-участницах договора.

Таким образом, экстремистско-террористическая направленность организованной преступности, на взгляд автора, является более социально опасной, так как основной жертвой такого рода преступлений является именно гражданское население. Причем насильственные террористические методы достижения целей намного более жестокие, к ним можно отнести и взрыв жилых домов не просто с целью добиться какой-либо политической или иной выгоды, а целью запугать, и деятельность т. н. «террористов-смертников». Важно понять, что если экономическая организованная преступность не

Российская юстиция в XXI веке:

реалии, проблемы, перспективы

стремиться быть узнанной, пойманной, то экстремистская направленность всегда пытается привлечь к себе и своей идеологией внимание, доказать своё превосходство.

Исходя из изложенных теоретических положений, можно сделать вывод, что разделение организованной преступности на две составляющие части может быть эффективным для упорядочивания противодействия организованной преступности в целом.

3.1. Современной состояние правоохранительных органов в рамках

До 2008 года органы по борьбе с организованной преступностью не раз реорганизовывались и меняли своё положения в иерархии правоохранительных органов. Однако в 2008 году Президент РФ Д. А. Медведев подписал указ «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации», в котором в п. 1 и п. 2 борьба с организованной преступностью разделилась на три главных направления: на подразделения уголовного розыска возложены функции по борьбе с общеуголовной направленностью организованной преступности, на подразделения по борьбе с экономическими преступлениями и противодействия коррупции - экономической направленности. Кроме того, на базе упразднённых органов по борьбе с организованной преступностью создаются подразделения по противодействию экстремизму [25]. Таким образом, в настоящее время оперативное сопровождение при расследовании дел, связанных с организованной преступностью, а также общее противодействие ей осуществляют: ФСБ России, три самостоятельных структурных подразделения центрального аппарата МВД России, а именно: Управление по борьбе с организованной преступностью общеуголовной направленности Главного управления уголовного розыска МВД России, Главном управлении экономической безопасности и противодействию коррупции МВД России и Главное управление по противодействию экстремизму (и соответственно, их территориальные подразделения).

противодействия организованной преступности

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

Обращаясь к ранее изложенной теоретической части, можно сделать

вывод о том, что разделить организованную преступность строго на общеуголовную и экономическую нельзя, т. к. этим двум направленностям свойственно пересекаться, а в условиях развивающихся рыночных отношений можно говорить о том, что общеуголовной преступности в чистом виде практически нет, как нет и чисто экономической направленности. Во многом это определяется сложностью связей в организованной преступной группировке. Кроме того, борьба с организованной преступностью также возложена на Федеральную Службу Безопасности Российской Федерации в соответствии со ст. 10 ФЗ «О федеральной службе безопасности» [26].

Почему так важно изучить аспект структуры правоохранительных органов? Потому что именно слаженная и структурированная деятельность является важнейшей основной для эффективных мер при расследовании преступлений, ликвидаций различных организованной преступных формирований. А учитывая, что оперативно-розыскная деятельность обеспечивает успех в раскрытии преступления, нужно чтобы сотрудники подразделений обладали необходимыми качествами и знали специфику именно своей области работы. Например, в Уголовном розыске существует отдел организации борьбы с преступлениями против личности и отдел организации борьбы с преступлениями против собственности, на этом простом примере становится понятно, что специфика этих двух отделов совершенно разная. Одни расследуют убийства, другие - кражи. Логично, что сотруднику одного отдела будет достаточно тяжело обеспечивать грамотное оперативное сопровождение уголовного дела другого отдела, и проблема заключается не только в опытности, а в специфике работы. Думается, что такая же проблема существует и в организации противодействия организованной преступности. Т. е. оперативные сотрудники, которые обеспечивают эффективное и, главное, грамотное оперативное сопровождение дела, связанного с экономическими преступлениями, столкнувшись с эпизодами общеуголовной направленности,

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

их опыта уже может быть недостаточно. Кроме фактора опыта оперативных

сотрудников, не стоит забывать, что, конечно, различные Управления МВД России могут сотрудничать между собой, могут создаваться оперативно-следственные группы, однако всё это безусловно усложняет схему взаимодействия сотрудников правоохранительных органов, особенно когда они относятся не просто к разным отделам в рамках одного управления, а к разным управлениям одного Министерства.

3.2. Анализ статистических данных о состояние организованной преступности в некоторых субъектах Российской Федерации Следует внимательно рассмотреть статистически данные, которые были предоставлены автору Управлениями МВД России по Приморскому краю и Тамбовской области (см. Приложения 3-4).

Проанализировав статистические данные по Тамбовской области в период с 1993 по 1997 гг. и с 2014 по 2018 гг., мы можем увидеть, что количество предварительно расследованных преступлений значительно снизилось с 90-х гг. по 2010-е гг. Однако нельзя не предусматривать и тот факт, что преступления, совершенные организованными преступными формированиями, стали более латентными. В запрашиваемой автором статистике предоставлено количество преступлений экономической и экстремисткой направленности, из чего можно сделать вывод, что оставшееся количество относится общеуголовной направленности. Но как уже говорилось, нельзя строго разделить экономическую направленность от общеуголовной. В данных за 90-е гг. мы видим, что процент экономической направленности в среднем за пять лет составлял 8,2% (1993 г. - 12,5%; 1994 г. - 4,98%; 1995 г. -11,43%; 1996 г. - 7,48%; 1997 г. - 7,14%). А учитывая особый характер, организованный преступности в 80-90-е гг. XX столетия, мы можем сделать вывод, что средние 8,2% были как раз основной целью совершения преступлений, думается, что оставшаяся часть могла приходится на преступления общеуголовной направленности и сложить для обеспечения

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

успешного совершения экономических преступлений.

Если обращаться к статистике за пять лет с 2014 по 2018 гг., то мы видим, что с каждым годом (за исключением 2016 г.) отмечается стабильный рост процента преступлений экономической направленности в рамках всех преступлений организованной преступности, а именно: 2014 г. - 4%; 2015 г. -6,34%; 2016 г. - 4,17%; 2017 г. - 9,75%; 2018 г. - 53,65%. В среднем процент составляет 15,58%. Думается, что характер организованной преступности изменился таким образом, что для совершение экономических преступлений больше не требует совершение вместе с ними и преступлений общеуголовной направленности. Однако также можно предложить, что такая тенденция связана с усложнением «схем» совершения преступлений, что неизбежно ведёт к увеличению степени их латентности.

Также в Приморской крае больше всего раскрытых преступлений (совершенных организованными группами и преступными сообществами (организациями) в периоде за шесть лет (с 2013 по 2018 гг.) касались именно экономической направленности: 2014 г. - 54; 2015 г. - 76; 2016 г. - 68; 2017 г. -63; 2018 г. - 11. Следует обратить внимание, что в статистике приведены не зарегистрированные преступления, а только раскрытые, таким образом, стабильно уменьшающееся количество преступлений, совершенных организованными преступными формированиями, может говорить не только об их сокращении в целом, но и о невозможности выявить и раскрыть такие преступления. Следующие по «популярности» преступления связаны с незаконными оборотом наркотиков (в т. ч. и их сбыт): 2013 г. - 53; 2014 г. - 48; 2015 г. - 77; 2016 г. - 43; 2017 г. - 15; 2018 г. - 27. Также в Приморском крае преступными формированиями стабильно совершаются и преступления, связанные с незаконными оборотом оружия (приобретение, сбыт, изготовление, хищение или вымогательство).

Предоставленная статистика также позволяет сделать вывод о специфике расследований таких преступлений. Например, если мы посмотрим раскрытые

Российская юстиция в XXI веке:

реалии, проблемы, перспективы

преступления, связанных с организацией преступного сообщества, то увидим, то подавляющее большинство из них, а в 2014 г., 2017 г. абсолютное большинство, раскрыто именно по оперативным данным, что подтверждает особую роль оперативно-разыскной деятельности в ходе раскрытия преступлений.

3.3. Опрос граждан и предпринимателей о некоторых аспектах состояния

Кроме того, автором был произведён опрос граждан, а также опрос предпринимателей, в рамках которого респондентам были заданы вопросы, касающиеся организованной преступности как в сфере экономики, так и в сфере экстремизма. Результаты опросы представлены в Приложения А-У.

Почему мнение граждан важно в рамках борьбы с организованной преступностью? Так граждане формируют правосознание общества и его правовую культуру. В то время как от уровня правовой культуры может зависеть профилактика преступности в стране (что будет рассмотрено ниже). В частности, один из респондентов на вопрос о действиях по профилактике организованной преступности в сфере экстремизма ответил: «Никак. Экстремизм, если верить современной судебной практике, не имеет ничего общего с реальным экстремизмом».

Автором были опрошены семь предпринимателей, шесть из которых владеют малым бизнесом и один - средним. Четверо из них сталкивались с организованной преступностью (57%), причём один сам был их жертвой. В то же время на вопрос о попытке «подчинить» организацию (т. е. стать т. н. «крышей») положительно ответило 3 респондента, причём такие попытки предпринимались со стороны правоохранительных органов (т. н. «синие крыши»), остальные 4 респондента заявили, что хотя сами не сталкивались с данной проблемой, но такая ситуация была у их партнёров, вместе с тем 5 респондентов сталкивались с фактами коррупции. Следует отметить, что трое респондентов в случае, если окажутся жертвой организованной преступности,

организованной преступности в России

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

обратятся в Прокуратуру, двое обратятся в Уголовный розыск и лишь по

одному респонденту обратятся в Следственный Комитет и Управление экономической безопасности и противодействие коррупции соответственно.

Стоит отметить, что 35 граждан из 52 опрошенных (67,3%) отметили, что при создании собственного бизнеса, больше всего опасались бы именно коррупции в правоохранительных и надзорных органах, на втором месте стоит опасение нестабильной экономической ситуации - её выбрали 29 опрошенных (55,8%). Такие результаты опроса как среди предпринимателей, так и среди обычных граждан подтверждают, что связь организованной преступности и коррупции видна «невооружённым глазом». На вопрос о том, что же позволяет организованной преступности существовать, а иногда и вовсе укреплять свои позиции, 40 респондентов (76,9%) дали однозначный ответ «коррупция в правоохранительных органах», лишь 6 граждан (11,5%) ответили, что такая возможность появляется благодаря возможности участников преступных формирований идти на крайние меры (убийство, вымогательство, похищения). Немного изменилось мнение граждан о том, что мешает эффективности противодействия организованной преступности в целом. Так, первый по популярности вариант ответа всё же остался «коррупция в правоохранительных органах» - 28 (53,8%); однако, 14 (26,9%) и 8 (15,4%) человек соответственно выбрали варианты «Противодействие есть, но его недостаточно, органы работают неэффективно», а также «профилактика резко ухудшилась после упразднения управлений по борьбе с организованной преступностью» соответственно. Конечно, граждане не могут обладать абсолютно достоверной и полной информацией о том, как ведётся противодействие организованной преступности в различных сферах её проявления. Однако думается, что мнение граждан может играть роль своеобразной «лакмусовой бумажки», ведь если даже обычным граждан, которые в повседневной жизни не должны контактировать с организованной преступностью, становятся понятны причины её появления, а также причины, по которым не удаётся её полностью бороть, то

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

правоохранительным органам стоит задуматься, а действительно ли проблема

организованной преступности ушла «на нет» вместе с 90-ми годами 20-го столетия?

4. Профилактика организованной преступности в Российской Федерации Говоря о профилактике организованной преступности, нужно начать с того, что любое противодействие преступности должно быть основано на нормативно-правовых актах, причем в условиях всё более развивающихся международных отношениях, важно говорить не только о национальном законодательстве, но и о международном. В частности, Российской Федерацией была ратифицирована Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности [27]. Однако в Российской Федерации при наличии законов, призванных оказывать противодействие терроризму и экстремизму, а именно: № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» [28] и № 114-ФЗ от 25.07.2002 «О противодействии экстремистской деятельности» [29], а также № 115-ФЗ от 26.07.2019 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [30] и №273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» [31], до сих пор отсутствуют законодательные акты о противодействии организованной преступности, хотя ведущие криминологи не однократно обращали внимание законодательных властей на необходимость принятия данного законопроекта. Так, А. И. Долгова подготовила проект Федерального Закона «О борьбе с организованной преступностью» [32, а 623-645]. Важно отметить, что кроме эффективных мер противодействия, этот законопроект также содержит основные понятия, которые хотя и фигурируют в уголовном законе, не определены достаточно ясно, среди них: организованные преступные формирования: организованная группа, банда, преступная организация, преступное сообщества; организованные преступники и т. д. Кроме того, эффективной мерой в этом законе можно также назвать ст. 11 «Федеральный учёт данных об

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

организованной преступности и борьбе с ней». Предлагается создать единый

межведомственный банк данных, в который бы входили сведения о самих преступных формированиях, их численности, структуре, лидерах характеристики деятельности, а также об их связях с другими формированиями. Этот межведомственный банк данных сделает информирование различных ведомств более удобным и «прозрачным», т. к. для просмотра информации о той или иной преступной группировки не придётся делать официальный запрос в определённое ведомство, также такой банк предотвратит возможность удаления информации о преступниках из региональных баз данных в следствии коррупционных или других преступных схем. Большое значение отводится и подготовке кадров (о проблеме которой говорилось ранее). Но самым большим «нововведением» данного проекта, думается, можно считать специальные предупредительные меры, которые заключаются в официальном предупреждении должностного лица подразделения по борьбе с организованной преступностью, причём лицо, к которому данное требование предъявлено, обязано не только соблюдать предписание, но и давать письменные объяснения в случае их нарушения. Также в случае неявки лица или несоблюдения им предписаний такого предупреждения, на лицо судом возлагаются обязанности, которые могут выражаться в: обязанности не поддерживать связь с определёнными конкретно перечисленными лицами, в установленное время находится в месте жительства, а также не менять его без согласия на то надзирающего лица; не посещать определенные места, а также ежегодно в течении трёх лет подавать в налоговую инспекцию расширенную декларацию о доходах, имуществе и обязательствах, которые не касаются не только лично лица, но также и членов его/её семьи. Однако думается, что данный проект может показаться чрезмерно строгим по отношению к лицам, которым вынесено официальное предупреждение, что может затруднить его возможное принятия при внесении законопроекта на рассмотрение в Государственную думу ФС РФ. Почему, однако, возникает необходимость

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

принятия закона о борьбе непосредственно с организованной преступностью,

если уже действуют законы, касающееся террористической, экстремисткой и коррупционной деятельности? Думается, что он необходим именно для того, чтобы оказать сопротивления во многом именно экономической и общеуголовной направленности организованной преступности, так как многие из перечисленных мер (например, обвязывание судом лица к подаче расширенной налоговой декларации о своих доходах и доходах членов своей семьи) оказывают особую эффективность именно на тех лиц, целью преступной деятельности которых является именно денежные средства.

В современном мире особое внимание стоит также уделить и киберпространству, так как в нём также «существует» определенная часть организованной преступности. При всей кажущейся простоте возможности отследить поток информационных данных, их нахождение в сети Интернет, нельзя забывать, что помимо «clear net» существует также и «dark net». Существует возможность скрыть свои технические данные: IP-адрес, номер порта компьютера, что приводит к практически полной анонимности и созданию полностью анонимных сетей, таких как TOR, Freenet. Что это даёт организованным преступникам? Это даёт возможность не только обезличить себя, но и удалённо информировать участников своего формирования о готовящихся преступлениях, даёт возможность анонимно переводить денежные средства и многое другое. Стоит ли говорить о том, что на просторах Дарк-нета можно даже найти киллера, который будет знать только цель, но не заказчика? Другими словами, любой каприз за деньги заказчика. К основным направлениям Стратегии кибербезопасности РФ криминологи относят:

• Защиту стратегических и правительственных объектов;

• Совершенствование нормативно-правовой базы Государства;

• Обеспечение безопасности в сфере компьютерной безопасности;

• Борьба с анонимностью;

• Развитие информационных технологий;

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

• Общее повышение цифровой (компьютерной) грамотности

населения [33, а 144].

Ранее в данной работе уже говорилось о том, как криминальные элементы стремятся оказаться в органах власти. Борьба с попытками лидеров преступных формирований, членов их семей или «ставленниками» оказаться в российских органах власти также можно считать одним из условий комплексной борьбы с организованной преступностью. Так, В. В. Красинский предлагает разработать Федеральный закон «Об антикоррупционных (криминальных) расследованиях», который включал бы в предмет своих расследований:

1) Коррупционные факты в различных органах государственной власти, местного самоуправления, государственных корпорациях.

2) Обстоятельства, связанные с избранием лиц, причастных к организованной преступной деятельности, в публичные органы власти, а также на руководящие посты в государственных органах.

3) Факты лоббирования различных должностными лицами интересов в пользу бизнес-структур и других учреждений, принадлежавших или аффилированных с лицами, причастными к организованной преступной деятельности.

4) Деяния, связанные с нецелевым использованием бюджета, неправомерного получения кредита, нарушения управления и распоряжения государственной, муниципальной собственностью [10, c 177-178].

Упразднённые в 2008 г. Подразделения по борьбе с организованной преступностью имели ряд преимуществ. По мнению В. В. Филиппова РУБОП имел ряд преимуществ, также им были разработаны передовые методики, технологии, которые учитывали специфику борьбы с организованными преступными формированиями. В частности, Филиппов отмечает следующие преимущества, которыми отличались такие управления [34, а 127-130]:

1. Особый методы сбора оперативно-разыскной и иной информации, её постоянный анализ и детализация, которая позволяла эффективно

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

использовать её в проведении оперативно-разыскных мероприятий, а также

исключать напрасную трату времени сотрудниками при работе в отношении конкретных лиц или группировок.

2. Использование метода роботы «от лица», который позволял узнавать оперативную ситуацию не только в определённых населённых пунктах, но и на предприятиях. Данный метод позволял выявить зарождающуюся группировку: её лидеров, связи, состав, наличие оружия и материальной базы.

3. РУБОП имел возможность эффективной и всесторонней разработки отдельных группировок с целью выявить процессуальные доказательства, а также собрать максимальное количество информации. Такую возможность РУБОП получил благодаря отсутствию борьбы за «статистический результат».

4. Учитывая уже тогда нарастающую тенденцию организованной преступности уходить от общеуголовной направленности своих преступлений (такие преступления легче задокументировать и доказать) к экономической направленности. Причём влияние преступных группировок на гражданско-правовые отношения не были столь очевидны, например, ввод «своих» людей в состав соучредителей, навязывание коммерческим предприятиям заведомо невыгодных контрактов, незаконное предпринимательство, продажа фальсифицированной продукции по подложным документам и т. д. РУБОП своей целью имел не только лишь привлечение виновных к уголовной ответственности, а разрушение преступной технологии, прерывание потока финансирования. Для этого практиковалось включение сотрудников таких подразделений в различные налоговые комиссии, торговые инспекции.

Таким образом, специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью были нацелены на ликвидацию преступных сообществ, использую при этом передовые методы борьбы, что позволяло не только ликвидировать уже действующие группировки, но и пресекать зарождение новых.

Российская юстиция в XXI веке:_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

реалии, проблемы, перспективы

Подводя итог всему вышеизложенному, хочется ещё раз отметить всю

опасность организованной преступности, особенно в сферах экономики и экстремизма-терроризма. Важно осознавать, что даже ведущие криминологи не могут предсказать точный сценарий развития преступности в России, статистические графики не поддаются прогнозированию, ведь у них нет заданной функции. Именно поэтому вопрос разработки понимания организованной преступности в целом - настолько важная и всегда актуальная тема. Безусловно, в настоящее время мы не имеем такую преступность, каковой она являлась в 1980-1990-е гг. Предпринимателей не взрывают в собственных машинах при выезде из дома, а Москва не представляет собой поделенную криминальными авторитетами территорию. Но важно осознавать, что никто не может достоверно сказать, каковы будут тенденции организованной преступности через год. Не увидим ли мы через пару лет легендарный бандитский Петербург?

Praemonitus, praemunitus. Предупреждён - значит вооружен.

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

Приложения

Приложение 1

Я

- А можете и не работать..

- И не жить...

Кадр оперативной съёмки

Рэкетир: Сколько ты можешь дать денег в месяц? Ну, реальную цену, только там не смешную, а нормальную цену... Чтобы себя, как говорится, не задушить и нас не обидеть. Сколько ты можешь?

Владелец: Ну, мы пока живём, работаем, так. потихонечку.

Р: А можете и не работать. И не жить. (смеётся) Ну, так, к словцу.

В: Можем не работать и не жить?

Р: Да. Пока потихоньку работаете, значит, надо думать о чём-то.

Р: Короче, когда нас нет, пришёл к вам кто-то. Есть такой закон: если вы сказали «это ореховских ребят», в крайнем случае, что они могут сделать -, они могут вызвать нас, с нами разбираться, но не с вами. Вы уже всё, ребят - прикручены. Вы здесь уже не при чём, даже если что-то случится, всё вернётся и возместиться. Но этого никогда за мою практику не было. Никто не приедет, и никто не будет стрелять».

Источник: Еженедельная итоговая информационно-аналитическая программа «Вести

недели» // Россия 1 (эфир от 02.10.2016). Приложение 2

Международные связи

Группа высших руководителей Финансовый центр

Коррупционные связи в высших органах власти Служба безопасности Координаторы

«Идеологи», PR Врачи, типографии, конспиративные квартиры, базы, схроны, транспорт, оружие, амуниция, документы Лидер (начальник лагеря подготовки) До 10 инструкторов-наёмников, кассир, снабженцы (могут находится вне зоны ведения открытой террористической деятельности общества) Предприятия, в которые инвестируются доходы для их легализации (отмывания) (могут находится вне зоны ведения открытой террористической деятельности общества)

Координаторы Политики -радикалы, журналисты, священники, адвокаты, гуманитарные организации Координатор Преступные сообщества, совершающие общеуголовные преступления в зоне ТПФ

Террористические преступные формирования (ТПФ) - бандформирования Коррупционные связи в местных органах власти, религиозных общинах и СМИ

1. Лидер («имам») 2. Лидер (полевой командир) 3. Лидер («эмир»)

2-3 наёмника, в т.ч., кассир и снабженец 5-10 боевиков 2-3 наёмника, в т.ч., кассир и снабженец 5-10 боевиков 2-3 наёмника, в т.ч., кассир и снабженец 5-10 боевиков

Временные отряды, формируемые для совершения разовых акций от 16 до 200 боевиков, включая смертников

Вербовщик Вербовщик Вербовщик

Информаторы и постоянные укрыватели из числа местных жителей

Боевики -«новобранцы» Смертники

Сочувствующие, из числа местных жителей

Приложение 3

Per. номер: 3/197712429158.

1 2"4291 58"Рег дата: 09 08 2019

МВД России

У II 1> Л В л К II И К МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ (УМВД России по ГнмГюпскон об.шсти) ШТАБ

ул. Энгельса, 31, Тамбов, 392002 .08.2019 №3/ 197712429158

на №

от

Ганюшкиной С.Д. ganyushkina.mira@yandcx.ru

О направлении информации

Уважаемая Софья Дмитриевна!

Направляем Вам имеющиеся сведения о состоянии организованной преступности па территории Тамбовской области за периоде 1993 по 1997 г.г. и с

2013 по 20 8 гг.:

Количество предварительно расследованных преступлений и

№ отчетный период (щ числа находившихся в производстве или Выявлено лин

и/и Период iapci исгрнропанш IX в отчетный период совершивших

Всего Экономический Экстремистской преступления

направленности направленное! и

1. 1993г 104 13 0 73

2. 1994г. 201 10 0 121

3. 1995г. 105 12 0 73

4. 1996г. 107 8 0 72

5. 1997i 112 8 0 93

6. 2013г. 120 1 0 48

7. 2014г. 75 3 0 50

8. 2015г. 63 4 0 45

9. 2016г. 48 2 1 37

10. 2017г. 41 4 0 42

11. 2018г. 41 22 0 53

Начальник

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ подписью

Сертификат 056Е4С1АС5АЕВСВ89ЕЕ811СА64РА40410С Владелец Сухое Дмитрий Петрович

Действителен с 31.05.2018 по 31.08.2019

Д.П. Сухов

исп. А.В. Пудовкин (4752) 79 96 51

Источник: ответ на обращение гражданина УМВД России по Тамбовской области.

Приложение 4 Стр. 1-3

Российская юстиция в XXI веке:_

: реалии, проблемы, перспективы

СВЕДЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СОВЕРШЕННЫХ ОРГАНИЗОВАННЫМИ ГРУППАМИ И ПРЕСТУПНЫМИ СООБИЕСТВАМИ (ОРГАНИЗАЦИЯМИ) ФОРМА 25 ЗА 12 МЗС. 2018 Г. НАРАСТАСЯИМ ИТОГОМ В СРАВНЕНИИ С ПРОИДЫМ ГОЛОМ ДАТА ВЫДАЧИ 05.01.2019

Лист 1. Всего раскрыто раскрыто по в той числе раскрыто службами Привлечено

вилы

преступлений реализация ОД УР ЭВ и ПК следов Т. ОВД УНК ФСБ

Х7 18 ♦/- » 17 18 ♦/• % 17 18 ♦/- % 17 18 ♦/- % 17 18 ♦/- » 17 18 ♦/- % 17 18 ♦/- % 17 18 ♦ /- % 17 18 ♦ /- %

Всего 150 80 -46.7 108 43 -60.2 87 28 -67.8 60 37 -38.3 62 8 •87.1 4 1 -75.0 11 20 81. « 6 11 83.3 112 142 7.6

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО 149 79 -47.0 108 42 -61 . 1 87 27 -69 0 59 3« -39.0 62 6 97 1 4 1 -75.0 11 20 В 1 . в 6 11 33 . 3 1 2" 137 6.2

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВ.НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО 1 1 1 100.0 1 100.0 1 1 3 1 66.7

бандитизм ст.209 2 -100.0 2 -100.0 2 -100.0 2 -100.0 4 -100.0

орган»- эацив преступи.сообщества ст.210 3 -100.0 3 -100.0 J -100.0 1 -100.0 2 -100.0 13 1 -92.3

убийство ст.105-107 1 -100.0 4 -100.0

из ни* | по найму

ние человека ст.126 » 100.0

незаконное лишение свободы ст.127

разбой ст.162 2 2 1 2 100.0 ¿ 2 4 3 -25.0

В т.ч с исп газ.,огн ,0оелр.,в\в и в\у

грабежи ст.161 1 100.0

ним г, тельство ст.163 1 100.0 1 :оо.о 4 1UU.0

к р а ж и ст.158 3 25 733.3 1 11 1000.0 1 9 800.0 J 25 733. 3 ь 15 200.0

терроризм ст.205

захват заложника ст.206

террористического хар-ра

СПИ оружия 3 -100.0 з -100.0 18 -100.0

ним В неэак.приобр.,перед,сбыт..ст.222 2 •100.0 2 -100.0 12 -100.0

с т незаконное изготов.оружия ст.223 1 •100.0 1 -100.0 6 100.0

не- 4 хищение или вымог.оружия ст.226

кой наркотиков 15 27 80.0 10 20 100.0 7 10 42.9 11 20 81 .й 3 7 133.3 30 35 16.7

МММ т.ч. их сбыт 14 20 42 .9 9 1S 66.7 6 10 «6.7 10 15 50.0 3 5 66.7 30 18 -40.0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

наркотиков выяал. ОВД 2 20 900.0 1 20 1900.0 1 10 900.0 1 20 1900.0 21 30 42.9

том в т.ч.| их сбыт 1 15 1400.0 15 100.0 10 100.0 15 100.0 21 15 -28.6

а жиостиые преступления

я . ч.| получение и аача взятки

экономической направл ти 63 11 •82.5 48 5 -89.6 48 5 •19.6 2 100.0 (2 6 •90.3 1 -100.0 1 100.0 29 47 62.1

в мошенничество ст.159 13 Э -76.9 2 100.0 2 100.0 12 2 -83. 3 1 -100.0 4 6 50.0

присвоение или растрата ст.160 1 -100.0 1 -100.0 1 2 100.0

т законное прсдпринимат во ст.171

легализация ден.знаков ст.174,174 i

иэготов.или сбыт поддел лом ст.18« 1 :оо.о 1 100.0 г. 100.0

биоресурсы 4 1 -75.0 4 -100.0 7 -100.0

ч лес 11 4 -63 .6 10 Э -70.0 10 а -70.0 11 4 -63.6 1Ь 8 -66.7

с финансово кредитная система 38 1 •97.4 37 •100.0 37 -100.0 1 100.0 38 -100.0 3 7 133.3

л 1 100.0

е топливно-энергетический комплекс

с и льэ.огнсстр.оружия,в\в и в\у 1 -100.0

сов.ОГ1 коррумпированными 3 -100.0 3 100.0

ПС со

гвяз . |межрегиональными 100.0

сформированными иа этнической основе 100.0

Источник: ответ на обращения гражданина от 19.08.2019 № 3/192702758034 от начальницы Информационного центра УМВД России по Приморскому краю А.В. Студеникиной.

КУг.

Приложение 5

Опрос граждан о состоянии организованной преступности.

Источник: Проведённый автором анонимный опрос в сети Интернет. URL:

https://docs.google.com/forms/d/1ySK49oMD0Y7IauKSlhSnk3OZ2J3zF3BPYDe4x1xXq0U/edit.

Российская юстиция в XXI веке:_

: реалии, проблемы, перспективы

Как Вы считаете, что позволяет организованной преступности существовать, а иногда и укреплять свои позиции?

52&пЬзр;ответа

ф Коррупция в правоохранительных органах

ф Способность идти на крайние меры ради преступных целей (убийство, похищения и т.д.) Инфантильное поведение предпринимателей, которые част... Ф Строгость Российских законов

компенсируется необязательност... ф Все из вышеперечисленного

Если говорить об экстремизме в контексте оргпреступности, насколько, по Вашему мнению, он представляет опасность?

52 ответа

О Огромную. Государству необходимо бросить все силы; чтобы не допус... в Большую, но только

организованный экстремизм в лю...

# Большую, но только когда такие экстремистские сообщества сове...

Ф Небольшую, считаю, что проблема

организованного экстремизма пре... 0 Большую, но только организованн...

# Опять же плохо осведомлена

Правоохранительные органы успешно справляются с организованной преступностью?

52 ответа

# Да, проблема оргпреступности остро стояла в 90-е гг.. сейчас её практически нет. 0 Да, однако профилактика резко ухудшилась после упразднения управления по борьбе с оргпрест... ф Противодействие есть, но её

недостаточно, органы работают н... в Противодействие есть, но

коррупция в правоохранительных...

Как, на Ваш взгляд, следуют осуществлять противодействие организованной преступности в сфере ЭКОНОМИКИ (в первую очередь)?

52 ответа

ф Нужно воссоздать УБОП и скоординировать деятельность правоохранительных органов Ф Самое важное - борьба с

коррупцией, она первопричина ор... ф Необходимо повышать бизнес

культуру, что способствует профи... Ф Необходимо создать правовую

основу борьбе с ней; например, Ф... ф 2-3

Как, на Ваш взгляд, следуют осуществлять противодействие организованной преступности в сфере ЭКСТРЕМИЗМА (в первую очередь)?

52 ответа

ф Нужно скорректировать

деятельность правоохранительных органов, чтобы они могли эффект... Ф Экстремизм нуждается в серьёзной профилактике, нельзя допустить перерастание отдельных людей в... ф Необходимо повышать общую

культуру в обществе, развивать у... Ф Никак. Экстремизм, если верить современной судебной практики...

КУг.

Приложение 6

Опрос предпринимателей о состоянии организованной преступности.

Источник: Проведённый автором анонимный опрос в сети Интернет.

URL: https://docs.google.com/forms/d/18olHNsv1m8U5Diy1iU3jcac2RMlX2RY4dps3ulamV-0/edit.

Ощущаете ли Вы угрозу для своей компании со стороны организованной преступности?

7 ответов

Да, я сам был их жертвой

Да, мои партнёры/знакомые были

их жертвой

Нет, у нас в стране нет оргпреступности Нет, я знаю, что

правоохранительные органы смогут меня защитить

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы Если Вы окажетесь потенциальной жертвой преступных сообществ, куда Вы обратитесь?

7 ответов

О Управление Уголовного розыска

(отдел по борьбе с организованной

\ 1

преступностью) МВД Ф Управление Экономической

безопасности МВД ф Следственный комитет Ф Прокуратура

ф Федеральная Служба Безопасности Ф Я обращусь за помощью к более

сильному преступному сообществу

Список литературы:

1. Об индивидуальной трудовой деятельности: [Электронный ресурс]: Закон СССР от 19.11.1986 (ред. от 14.03.1988, с изм. от 25.12.1990)// Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. О создании кооперативов по производству товаров народного потребления: [Электронный ресурс]: Постановление Совмина СССР от

05.02.1987 N 162 (ред. от 13.04.1989) // Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О кооперации в СССР: [Электронный ресурс]: Закон СССР от

26.05.1988 N 8998-XI (ред. от 07.03.1991, с изм. от 15.04.1998) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Волков В. В. Силовое предпринимательство, XXI век: экономико-социологический анализ [Европейский ун-т в Санкт-Петербурге]. - СПб.: Изд-во Европейского ун-та, 2012. 351 с.

5. Юрий Щекочихин. Лев прыгнул! [Электронный ресурс] // «Литературная газета». «Новая газета» [сайт]. [1988] // URL: http://ys.novayagazeta.ru/text/lg20-07-1988.shtml (дата обращения: 03.08.2019).

6. История МВД Росии. 1966-1993. [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел РФ [сайт]. [2019] // URL: https://мвд.рф/history/1966-1993 (дата обращения: 03.08.2019).

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

7. «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской

Федерации» [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 06.09.2008 № 1316 (ред. от 05.09.2011) //Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Проблемы предупреждения и противодействия организованной преступности. [Электронный ресурс] // Вестник Казанского юридического института МВД России №2(20) 2015: [сайт] [2019] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-preduprezhdeniya-i-protivodeystviya-organizovannoy-prestupnosti (дата обращения: 03.08.2019).

9. Белоцерковский С. Д. «Криминальная ситуация в России и организованная преступность» // под общ. ред. Долгова А. И. Преступность, организованная преступность и проблемы безопасности. М.: Российская криминологическая ассоц., 2010. 250 с.

10. Красинский В. В. Организованная преступность на выборах и в российских органах власти: монография. М.: Юрлитинформ, 2014. 221 с.

11. Лунеев В. В. Преступность XX века: мировые, регион. и рос. тенденции. Изд. 2-е, перераб. и доп. изд. М.: Волтерс Клувер, 2005. 868 с.

12. Статья 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством: [Электронный ресурс] : Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13. Топильская Е. В. Криминология организованной преступности: монография. СПб.: Алеф-Пресс, 2015. 285 с.

14. Шигина Наталья Валерьевна. Криминологические проблемы борьбы с профессиональной преступностью на современном этапе: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.08. - Москва, 2001. 177 с.

15. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2005. 912 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Логинов Е. Л. Организованная преступность в экономике: в 3 т.. Т. 1 изд. М.: НИЭБ, 2008.

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

17. Учебник криминология под общей редакцией Долговой, 4-е издание,

Москва, 2013, с. 559.

18. О противодействии экстремистской деятельности: [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. 23.11.2015) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

19. Кузнецов А. П. «Экстремизм: понятие, признаки, сущность» // под общ. ред. Долгова А. И. Преступность, организованная преступность и проблемы безопасности. М.: Российская криминологическая ассоц., 2010. 250 с.

20. Солодовников С. А. Терроризм и организованная преступность: монография. М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2008. 172 с.

21. Ростокинский А. В. Субкультурный конфликт плюс организованная преступность равно организованная преступность плюс экстремизм: (опыт десятилетних наблюдений): монография. М., Саратов: Саратовский источник, 2011. 454 с.

22. Олег Фочкин. От «Спаса» нет спасу [Электронный ресурс] // Московский комсомолец №24617 от 11 ноября 2007: [сайт] [2007] // URL: https://www.mk.ru/editions/daily/article/2007/11/11/70681-ot-spasa-net-spasu.html (дата обращения: 16.08.2019).

23. Владислав Трифонов. «Спас» сел под аплодисменты [Электронный ресурс] // Газета «Коммерсантъ» №82 от 16.05.2008. [сайт] [2008] // URL: https://www.kommersant.ru/doc/892181 (дата обращения: 16.08.2019).

24. О Перечне организаций, признанных террористическими и экстремистскими в государствах - членах Организации Договора о коллективной безопасности: [Электронный ресурс]: Решение Комитета секретарей советов безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (Принято в г. Ереване 08.06.2016) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

25. О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации: [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 06.09.2008 № 1316

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

(ред. от 05.09.2011) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

26. О федеральной службе безопасности: [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

27. Конвенция против транснациональной организованной преступности: [Электронный ресурс]: принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН (с изм. от 15.11.2000) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

28. О противодействии терроризму: [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 (ред. от 18.04.2018, с изм. от 29.03.2019) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

29. О противодействии экстремистской деятельности: [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. 23.11.2015) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

30. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

31. О противодействии коррупции: [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

32. Долгова А. И. Криминологические оценки организованной преступности и коррупции, правовые баталии и национальная безопасность: монография. М.: Российская криминологическая ассоц., 2011. 667 с.

33. Простосердов М. А. Экономические преступления, совершаемые в киберпространстве: монография. М.: Юрлитинформ, 2017. 167 с.

34. Филиппов В. В. «Деятельность Дальневосточного РУБОП по противодействию организованной преступности и некоторые последствия ликвидации. // Редкол.: А. И. Долгова (отв. ред.) и др. Организованный

терроризм и организованная преступность. М.: Рос. криминол. ассоц., 2002. 302

с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.