Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ'

СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АГАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА / КРЕСТЬЯНСКО-ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА / БАРДЫМСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ПЕРМСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свечникова Татьяна Михайловна

В статье рассмотрено современное положение и состояние агарной сферы экономики Бардымского монопольного округа Пермского края. Проанализирована деятельность крестьянско-фермерских хозяйств и выявлены существующие проблемы. Проведен SWOT-анализ деятельности и сегментация бизнеса крестьянско-фермерских хозяйств по рынкам и потребителям в условиях пандемии. Определены направления развития крестьянско-фермерских и продвижения агропродукции в условиях пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT SITUATION OF THE MUNICIPALITY AND THE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE ECONOMY

The article considers the current situation and state of the agar sector of the economy of the Bardym monopoly district of the Perm Territory. The activity of peasant farms is analyzed and the existing problems are identified. A SWOT analysis of the activities and business segmentation of peasant farms by markets and consumers in the context of a pandemic was carried out. The directions of the development of peasant-farm enterprises and the promotion of agricultural products in the conditions of a pandemic are determined.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ»

АГРАРНАЯ ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА AGRARIAN ECONOMICS AND POLITICS

Современное положение муниципального образования и направления развития

аграрного сектора экономики The current situation of the municipality and the directions of development of the

agricultural sector of the economy

Ь й московский

■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ^Л ЖУРНАЛ

УДК 338.432 DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10422 Свечникова Татьяна Михайловна,

старший преподаватель кафедры организации аграрного производства, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь

Svechnikova T.M., dobroe5@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрено современное положение и состояние агарной сферы экономики Бардымского монопольного округа Пермского края. Проанализирована деятельность крестьянско-фермерских хозяйств и выявлены существующие проблемы. Проведен SWOT-анализ деятельности и сегментация бизнеса крестьянско-фермерских хозяйств по рынкам и потребителям в условиях пандемии. Определены направления развития крестьянско-фермерских и продвижения агропродукции в условиях пандемии. Summary. The article considers the current situation and state of the agar sector of the economy of the Bardym monopoly district of the Perm Territory. The activity of peasant farms is analyzed and the existing problems are identified. A SWOT analysis of the activities and business segmentation of peasant farms by markets and consumers in the context of a pandemic was carried out. The directions of the development of peasant-farm enterprises and the promotion of agricultural products in the conditions of a pandemic are determined.

Ключевые слова: муниципальное образование, агарный сектор экономики, эффективность производства, крестьянско-фермерские хозяйства, Бардымский муниципальный округ, Пермский край.

Keywords: municipal formation, agricultural sector of the economy, production efficiency, peasant farms, Bardym municipal district, Perm region.

В условиях рыночных отношений политика каждого муниципального образования направлена на эффективное развитие всех секторов экономики. Большое внимание уделяется развитию агарного производства. Эффективная деятельность сельскохозяйственных организаций, крестьянско-фермерских хозяйств во многом зависит от рационального использования имеющихся производственных ресурсов, от обеспеченности средствами производства, наличия рынков сбыта, размера государственной поддержки.

В Пермском крае одним из развитых муниципальных образований во всех секторах экономики считается Бардымский муниципальный округ, который находится в 165 км. от краевого центра г. Пермь.

Бардымский муниципальный округ имеет почти 100-летнюю историю.

Первоначально Бардымский район был образован 27 февраля 1924 года. В 1926 году район состоял из 23 сельсоветов, в которых насчитывалось: 132 населенных пункта, 9749 хозяйств и 43804 жителя. С 10 мая 1934 года район находился в составе Свердловской области. С октября 1938 года район перешел в состав Пермской области. В феврале 1962 года район был ликвидирован, а 12 января 1965 года окончательно восстановлен. С 2005 года Бардымский муниципальный район находился в составе Пермского края.

В ноябре 2019 года Бардымский муниципальный район был упразднён, а все входившие в его состав поселения объединены в муниципальное образование — Бардымский муниципальный округ c переходным периодом до 01.01.2021г. Создание нового муниципального образования в составе Пермского края регламентировано Законом Пермского края от 05 ноября 2019 г. № 474-ПК «Об образовании нового муниципального образования Бардымский муниципальный округ Пермского края». Новый Устав Бардымского муниципального района, закрепляющий статус муниципального образования, принят решением Думы Бардымского муниципального округа Пермского края от 12.11.2020 г. №42.

На 01.01.2021 г. в состав Бардымского муниципального округа Пермского края входит 61 населенный пункт в составе 12 сельских поселений. Административный центр - село Барда.

Структуру органов местного самоуправления Бардымского муниципального округа, в соответствии со ст.4 Устава Бардымского муниципального округа, составляют:

— Дума Бардымского муниципального округа Пермского края (избирается на 5 лет; последние выборы состоялись в 2019 г.);

— Глава муниципального округа - глава администрации Бардымского муниципального округа Пермского края (избирается сроком на 5 лет; в 2020 г. был избран Алапанов Халиль Газбулатович);

— Контрольно-счетная палата Бардымского муниципального округа Пермского края;

— Администрацию Администрацию Бардымского муниципального округа возглавляет Глава муниципального округа. Он имеет трех заместителей по разным вопросам: по социальному развитию, по экономическому развитию, по развитию территорий. Также в подчинении у главы администрации муниципального образования находятся: управление финансов, ревизионно-контрольный сектор и др.

Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета Бардымского муниципального округа.

Деятельность администрации Бардымского муниципального округа направлена на создание благоприятных условий проживания для его населения. По состоянию на 01.01.2021 г. численность населения Бардымского муниципального округа составляет 24 556 человек (на 50,7% меньше численности района в 1926 году).

По данным статистики только за последние 20 лет численность населения муниципального образования сократилась на 3046 чел. или 14% (рис. 2.1). Это связано с

оттоком местного населения, особенно молодежи для проживания в город.

Возрастная структура населения округа характеризуется относительно высокой долей трудоспособного населения - 42%. Доля детей и подростков составляет 32%, доля лиц нетрудоспособного возраста - 23%. В округе преобладает женское население - 53% от общей численности.

По данным Всероссийской переписи населения в 2010 г. на территории муниципального образования проживают: башкиры 55%, татары - 36%, русские - 7%,

остальные национальности (украинцы, узбеки, удмурты) - 2%. Именно поэтому основная фигура герба - летящий серебряный гусь.

Одним из основных показателей, отражающих экономическое положение округа, является численность и деятельность хозяйствующих субъектов в муниципальном образовании. В экономике округа представлены предприятия электроэнергетики, транспортировка природного газа и добычи нефти, агропромышленного комплекса, строительства.

Значительное число экономически активного населения занято в подразделениях ПАО «Газпром», ПАО «Лукойл». Поэтому среднедушевые доходы населения составляют от 18 до 30 тыс. руб. в месяц.

На протяжении всей своей истории муниципальное образование оставалось преимущественно сельскохозяйственным. На территории Бардымского муниципального округа 12 сельских поселений, в каждом из которых есть селообразующие сельскохозяйственные организации, занимающиеся производством: либо молока, либо картофеля, либо возделыванием зерновых культур на фуражное зерно (приложение 4). На 01.01.2021 г. действуют: 21 сельскохозяйственное предприятие, 87 действующих крестьянско-фермерских хозяйств и 18 индивидуальных предпринимателей, занятых производством и реализацией сельскохозяйственной продукции (табл. 1).

Таблица 1 -Продукция сельского хозяйства Бард муниципального округа (в фактически действовавших ценах), тыс. ру5> [11]

Катет ория хозяйства. 2015т. 2016т. 2017г. 2018т. 2019т. Теми роста.

Продукция сельского хозяйства, всего

X озяй ств а. з сех катег орий 865 773 741 614 754 044 794 066 705 695 73,1

С ельсиохозяй ств енные орт НШ1 зяттхтхт 130 100 66 865 83 988 99 547 95 476 73,4

Хозяйства населения 575 366 574 485 505 699 545 294 512 799 89,1

Крестьянские фермерами е хозяйства и индивидуальные предприниматели 160 307 101 264 164 357 149 225 97 420 вО,7

в том числе продтщжя растениеводства

X озяй ств а в сех зсатег орий 375 175 272 596 260 701 318 350 262 138 69.9

С епьскохозяй ств енные орт ани зации 93 021 26 549 34 447 45 110 32 361 34,8

Хозяйства населения 227 495 216 923 178 67О 213 589 189 543 83,3

Крестьянсхие фермерстве хозяйства и индивидуальные предприниматели 54 659 29 124 47 584 59 651 40 234 73,6

в том числе продутеция зъзтв отн ов о д ств а

X озяй ств а в сех тсатег орий 490 598 469 018 493 343 475 716 443 557 90,4

С епьскохозяй ств енные орт ани зации 37 079 40316 49 541 54 437 63 115 170,2

Хозяйства населения 347 871 356 562 327 029 331 705 323 256 92,9

Крестьянские фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели Ю5 648 72 140 116 773 89 574 57 186 54,1

Московский экономический журнал №7 2021

Из всего объема произведенной и реализованной сельскохозяйственной продукции 37% занимает продукция растениеводства и 63% продукция животноводства. При этом в структуре производства продукции сельского хозяйства доля сельскохозяйственных организаций составляет 13,5%, КФХ - 13,8%, хозяйства населения - 72,7%. Темпы роста показателей за 2015-2019 гг. сократились в среднем на 27%.

Деятельность крестьянско-фермерских наиболее успешна в производстве и реализации продукции животноводства. За 2015-2019 гг. производство и реализация пшеницы сократилась на 71,6%, картофеля - на 61,1%, а реализация скота и птицы в живом весе увеличилась на 4,9%, молока - на 2,9% (табл. 2).

Таблица 2 - Реализация сельскохозяйственной продукции крестьянскими фермерскими хозяйствами Бардымското

муниципальното округа [11]

Вид продукции 2015г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г. Изменения, %

Зерно злаковых и бооовых культур, ц. 10886 6919 2498 4512 4109 -62,3

Пшеница, ц. 5622 2553 1412 1788,5 1596,7 -71,6

Картофель, ц 10423 10 000 7652 4182,3 4054 -61,1

Кртаный рогатый скот, ц 998 1146,2 1091,91 1421,72 1041 4,3

Скот и птица в живом весе, ц. 1022 1256,9 1096,91 1455,31 1072 4,9

Молоко от всех видов животных, ц 11 755 10 565 13495,25 12203,78 12105 2,9

Снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции связано с сокращением посевных площадей, особенно в сельскохозяйственных организациях (в среднем на 30%). Резкие колебания урожайности картофеля в округе (от 20 до 127 ц/га) показывают различный уровень хозяйствования, изменения в продуктивности животных связаны с уровнем кормления, содержания и обслуживанием Действующие в округе фермерские хозяйства имеют скромные показатели своей деятельности и ограниченно влияют на продовольственный рынок района. Для реализации их продукции необходима помощь местной администрации.

Развитие агарного сектора Бардымского муниципального округа необходимо для повышения эффективности деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. В первую очередь это касается крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ). На территории муниципального образования зарегистрировано и работает 87 КФХ. В настоящее время, в условиях пандемии, они испытывают очень большие трудности не только с производством, но и реализацией агропродукции (табл. 3).

Московский экономический журнал №7 2021

Таблица 3 - SXVOI аналжэ деятельности КФХ Бардымского муниципального округа*

-

р=

дс

Сильные стороны

1. "Устойчивая работа хозяйства

2. Слоильн о сть рабо ты н а рынке ахропродукции

3. Качество продукции КФХ

4. Квалифицированный рабочий и ерсон ал

5. Бл ах оприяшые условия для производства ахропродугкции

6. \1инимальн о е исп ользов ани е ядохимикатов, возможность перехода на производство экопродукции

Слабые стороны

1. Отсутствие маркетинговых исследований рынка

2. Ни зкий уров ень рентабельн о сти

3. Узкая н оменклатура продукции

4. Ни зкий у ров ень механи зации и автоматизации производственных процессов

5. Нет комплексной стратегии развития КФХ на районном уровне

6. С л абая рекл амн ая д еятельн о сть в Ин терн ет-сети

i о зложн о сти

Угрозы

в: 3Q

1. Р аспшрени е рынков сбыта продукции

2. Способность обслужить дополнительные гртапы клиентов и у ^ еличи ть долю рынка:

3. Р аспшрени е н оменклатлры продугкции и глубокая переработка

4. Повышение спроса на новые виды продукции

э. Возможносп. реализации ахропродукции через Ин терн ет-сети минуя посредников в условиях пандемии

6. П овьппени е реи табельн о сти продаж

1. Высокая конкуренция по продвижению продукции в Интернет-сети

2. Н естаби льн о е фин ан сов о е п о л ожени е ели ей тов

3. П овышени е требов аний к качеству ахропродукции

4. Высоки е затраты на формиров ани е логистической сети на первоначальном этапе

Резкое увеличение спроса (со стороны кли ен тов) над предл ожени ем ахропродукции КФХ

6. Измен ени е курса в алю г и снижени е темпов реновации производственных фондов КФХ_

^ о ставлен о автором на основе сооственных исследовании

Для повышения эффективности деятельности крестьянско-фермерских хозяйств в условиях пандемии необходимо выходить на новые рынки сбыта по региону и расширять ассортимент реализуемой продукции через Интернет-сети. Помимо бардымской картошки и меда можно наладить торговлю капустой, чесноком, тыквой, кабачками и др. овощами, которые производятся в больших объемах, а реализуются лишь населению на местном рынке в с. Барда (рис. 2).

Направления развития крестьянско-фермерских хозяйств Бардымского муниципального округа и продвижения ахропродукции в условиях пандемии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 -,

Расширени е д о ли рынка КФХ в рехионе и на межрегиональном уровне Распшрение ассортимента производимой и реализуемой продукции

Новые каналы сбыта

(В2BS B2G)

Про движени е ахропродукции через Интнрн ет-сети

Глубокая п ерерабо тка продукции растениеводства

Глубокая п ерерабо тка продукции животноводства

Рисунок 2 - Направления развития крестьянско-фермерских и продвижения атропродукнии в условиях пандемии до 2024 г.

Для повышения рентабельности деятельности КФХ необходимо развивать рынки сбыта В2В и В20, применять цифровые технологии (табл. 4).

Таблица 4 - Сегментация бизнеса крестьянско-фермерских хозяйств Бардымского муниципального округа по рынкам и потребителям в условиях пандемии*

В2В В2С B2G

Business to Business — «бизнес для бизнеса» Business to Customer — «бизнес для клиента» Business toGoverment — это отношения между бизнесом и г о суд арств ом

Продукция КФХ реализуется для нужд мясокомоин атов, молкомбин а.тоЕ. консервных заводов Продукция КФХ реализуется кон ечным п отребителям реги он а Продукция КФХ в рамках государств енного (м^гниципального) заказа: школы, больницы, дет. сады

Цифровые технологии — 1) контекстная реклама., 2) электронные торги Цифровые технологии продвижения продукции — 1) SEO оптимизация, 2) SMM (маркетинг в сопи альных сетях): 3) контекстная реклама Цифровые технологии — 1J электронные торги

В условиях пандемии поставки не прекращаются В условиях пандемии прекратили работу ярмарки, «торговля с колес», микрорынкц В условиях пандемии поставки не прекращаю тся

* Со ставлено автором на. основе собственных исследований

Таким образом, для повышения эффективности деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо развитие агарного сектора Бардымского муниципального округа. В первую очередь это касается крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ). Для повышения рентабельности деятельности КФХ необходимо развивать рынки сбыта В2В, В2С и B2G, расширять ассортимент реализуемой продукции через Интернет-сети.

Список литературы

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 1: от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 03.08.2021).

2. Указ Президента РФ «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» от 09.05.2017 г № 203 // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 03.08.2021).

3. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018г. № 204 (ред. от 21.07.2020) // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 03.08.2021).

4. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р «Об утверждении Программы «Цифровая экономика Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 03.08.2021).

5. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2016 «135-Ф3 (ред. от 17.02.2021) // // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. -URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: .03.08.2021).

6. Бендер П.У. Секреты эффективного маркетинга / П.У. Бендер, Дж. Торок; Пер. с анг. И В. Гродель. - Мн.: ООО «Попурри», 2015. - 336с.

7. Вайпан В.А. Правовое регулирование цифровой экономики // Предпринимательское право. -. 2018. - № 1. - С. 12 — 17.

8. Малых В.В. Современные методы практического маркетинга. Стратегии, прикладные методы, тренинги и практикум / В.В. Малых. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2014. - 232 с.

9. Цыпкин Ю.А. Агромаркетинг / Ю.А. Цыпкин, А.Н. Люкшинов, А.А. Пакулина. - М.: Мир, 2014. - 240 с.

10. Negroponte Nicholas. Being Digital. NewYork: Alfred A.Knopf. 1995. 243p.

11. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. — https://rosstat.gov.ru/folder/509

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.