Научная статья на тему 'Современное пенсионное обеспечение населения РФ на примере ГУ УПФР по Новгородской области в Демянском районе'

Современное пенсионное обеспечение населения РФ на примере ГУ УПФР по Новгородской области в Демянском районе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИЯ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Виктория Алексеевна

В статье рассматриваются вопросы организации и функционирования пенсионной системы в отдельно взятом регионе Демянском районе Новгородской области. Установлено, что отделение Пенсионного фонда России в данном районе производит весь спектр администрирования страховых взносов и пенсионных, компенсационных и иных выплат из средств ПФР, и статистика указанных действий аналогична средним показателям по стране. В этой связи автором анализируются доходные и расходные статьи Пенсионного фонда России и предлагается комплексный подход к решению проблем системы пенсионного обеспечения населения России, так как пенсионная система является важной частью социальной защиты нетрудоспособного населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное пенсионное обеспечение населения РФ на примере ГУ УПФР по Новгородской области в Демянском районе»

УДК 331.25:368.914(470.24)

Петрова В.А.

Современное пенсионное обеспечение населения РФ на примере ГУ УПФР по Новгородской области в Демянском районе1

В статье рассматриваются вопросы организации и функционирования пенсионной системы в отдельно взятом регионе - Демянском районе Новгородской области. Установлено, что отделение Пенсионного фонда России в данном районе производит весь спектр администрирования страховых взносов и пенсионных, компенсационных и иных выплат из средств ПФР, и статистика указанных действий аналогична средним показателям по стране. В этой связи автором анализируются доходные и расходные статьи Пенсионного фонда России и предлагается комплексный подход к решению проблем системы пенсионного обеспечения населения России, так как пенсионная система является важной частью социальной защиты нетрудоспособного населения.

Ключевые слова: пенсия, пенсионное обеспечение, пенсионный возраст, Россия.

ГРНТИ: Экономика / Экономические науки: 06.71.47 Экономика здравоохранения и социального обеспечения.

ВАК: 08.00.05

Petrova V.A.

Contemporary pension provision of the Russian Federation Population: example of the State Directorate of the Russian Pension Fund in the Demyansky district, Novgorod region

The article deals with the organization and functioning of the pension system in a particular region - Demyansk district of the Novgorod region. It has been established that the branch of the Pension Fund of Russia in this area produces the full range of administration of insurance premiums and pension, compensation and other payments from the FIU, and the statistics of these actions is similar to the national average. In this regard, the author analyzes the income and expenditure items of the Pension Fund of

© Петрова В. А., 2018 © Ре^оуа У.А., 2018

1 Статья подготовлена на основе доклада, занявшего 1-е место в секции «Проблемы и пути социально-экономического развития России: из прошлого в будущее» 7-й междунар. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов «Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир» (8-9 июня 2018 г., СПб., ЛГУ им. А.С. Пушкина). Научный руководитель канд. экон. наук Га-лимова И.В.

Russia and proposes a comprehensive approach to solving the problems of the pension system in Russia, since it is crucial for social protection of the disabled population.

Key words: pension, pension provision, retirement age, Russia.

JEL classifications: I 38

В настоящее время все большее внимание уделяется пенсионному обеспечению и проблемам его реформирования, причем интерес и населения, и государства основан на осознании насущной необходимости решения проблем благосостояния, социальной справедливости и обеспечение защищенности работников и пенсионеров.

n w w I w w

Важнейшей целью формирования пенсионной системы в нашей стране является обеспечение высокого уровня пенсионной защиты населения, что подразумевает достаточный размер пенсионных выплат, дающий возможность улучшить материальное благополучие людей, относящихся к лицам с социально-пенсионным статусом. В Российской Федерации пенсионная система обеспечения населения в первую очередь строится на принципах всеобщности, солидарности и добровольности. Практически полное, за исключением ведомственного, администрирование пенсионного обеспечения населения осуществляет Пенсионный фонд России (ПФР), однако существуют некоторые особенности в деятельности его территориальных органов. В этой связи актуальным может являться анализ деятельности территориальных отделений ПФР.

Анализ пенсионного обеспечения населения РФ проводился на примере деятельности ГУ УПФР по Новгородской области в Демянском районе. Бюджет всего Пенсионного фонда России и его отделений согласно российскому законодательству формируется за счет:

•страховых взносов;

• средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций;

•доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

•добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц им т. д. [2].

Среди полученных доходов, по данным ПФР, больший удельный вес имеют страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии (91,4 %). Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть в 2017 г. были равны нулю. Данная тенденция связана с тем, что в 2014 г. был введен мораторий на накопительную часть пенсии. Присутствует отрицательная динамика сбора страховых взносов, так как общая сумма поступлений страховых взносов в 2017 г. составила 98,6 % от уровня 2015 г. За последние три года плановый показатель по сумме страховых взносов исполняется только на 85 %.

Средства Пенсионного фонда РФ имеют строго целевое назначение. В Демянском районе осуществляются следующие выплаты:

•пенсии и пособия;

•дополнительное материальное обеспечение некоторым категориям граждан в связи с 60-летием Победы и ВОВ;

• ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан;

•федеральная социальная доплата;

• выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

За период 2015-2017 гг. численность получателей пенсий уменьшилась на 51 чел. и составила 4559 чел., в том числе: получателей страховых пенсий - 4132 чел. (90,6 %), получателей по государственному пенсионному обеспечению - 427 чел. (9,4 °%). Таким образом,

ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2018 г. №2 (Вып. 10). С. 50

большинство пенсионеров получают страховую пенсию по старости (более 90 % в общей численности получателей пенсий). Уменьшение показателей численности пенсионеров связано с коэффициентом смертности, а также с миграцией населения.

В 2017 г. по сравнению с 2016 г. средний размер пенсий увеличился на меньшую величину, чем в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Данная тенденция связана с тем, что с 2016 г. индексация пенсий производится только для неработающих пенсионеров. Численность пенсионеров, получающих пенсию ниже прожиточного минимума, составляет около 14 % от общей численности пенсионеров. Соотношение среднего размера пенсии и среднего размера заработной платы составляет всего лишь 38 %.

Общие данные по выплатам представлены в табл. 1, составленной по данным отчетности клиентской службы ПФР в Демянском районе.

Таблица 1

Динамика кассовых расходов на выплату пенсий в Демянском районе

Статьи расходов Годы

2015 2016 2017 Отклонение 2017/2015

Расходы на выплату пенсии, всего, тыс. р. 500 709 530 750 560 736 60 027

Страховая часть, тыс. р. 449 068 481 256 478 231 29 163

Накопительная часть, тыс. р. 18 24 33 15

Часть из федерального бюджета, тыс. р. 35 691 36 213 37 164 1 473

Расходы на выплату ЕДВ, тыс. р. 53 153 54 931 54 325 1 172

ЧАЭС, тыс. р. 676 698 764 88

Инвалиды, тыс. р. 33 352 34 218 35 444 2 092

Ветераны, тыс. р. 19 17 18 -1

Расходы на выплату ДЕМО, тыс. р. 3 834 3 650 3 011 -823

Анализируя данные, представленные в табл. 1, делаем вывод, что в целом расходная часть увеличилась в 2017 г. по сравнению с 2015 г., что объясняется уменьшением численности пенсионеров, индексацией пенсий, в результате чего вырос средний размер пенсий. Бюджет по-прежнему остается дефицитным. Трансферт из федерального бюджета составляет около 7 %, а последние три года вырос на 4 %.

Обеспеченность выплат пенсий собственными средствами в Демянском районе в 2017 г. составляет 22 %. Разрыв между суммой страховых взносов и суммой, необходимой для выплаты пенсий, в Демянском районе постоянно растет.

При этом количество зарегистрированных граждан в системе обязательного пенсионного страхования на территории Демянского района Новгородской области на 2017 г. составило 19575 чел. По сравнению с 2015 г. данный показатель увеличился на 801 человека. Данная тенденция связана с коэффициентом рождаемости и миграцией населения. За последние три года на территорию Демянского района прибыло 111 чел. иностранных граждан.

Численность населения Демянского района постоянно сокращается, что связано с коэффициентом смертности, а также с отъездом молодежи с территории Демянского района в более перспективные районы Новгородской области. Численность трудоспособного населения, численность пенсионеров также сокращается. Несмотря на то, что количество пенсионеров уменьшается, удельный вес их в общей численности населения растет. За период 2015-2017 гг. данный показатель увеличился на 2,1 %. Данная тенденция связана с тем, что численность экономически активного Демянского района сокращается более быстрыми темпами, чем численность лиц пожилого возраста. За последние три года число трудоспособного населения уменьшилось на

609 чел., а лиц пожилого возраста - на 51 чел. На одного пенсионера в 2017 г. приходилось всего 0,75 работника. Таким образом, на примере Демянского района мы видим, что современная система пенсионного обеспечения, построенная на солидарности поколений, не может обеспечить достойного формирования пенсионных выплат.

Одним из направлений использования средств Пенсионного фонда РФ является выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал. Всего за период 2015-2017 гг. в Демянском районе было принято 147 заявлений на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. На 01.01.2018 г. полностью распорядились средствами материнского (семейного) капитала за период 2009-2017 гг. 323 чел. Общая сумма выданных государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал составила 132 659 тыс. р.

Большая часть средств материнского (семейного) капитала направляется на улучшение жилищных условий, в том числе на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам (займам), и приобретение жилья (по договору купли продажи). Средства материнского (семейного) капитала не направляются на формирование накопительной части трудовой пенсии и на социальную адаптацию и интеграцию в обществе детей-инвалидов. В этой связи данные направления, по нашему мнению, могут требовать корректировки.

Решение проблем пенсионного обеспечения населения поможет стабилизировать пенсионную систему, обеспечить населению необходимый уровень социальной защиты, повысить уровень благосостояния лиц, имеющих социально-пенсионный статус.

Государству необходимо установить размер гарантий, которые оно сможет реализовать в ходе пенсионного обеспечения населения.

Для этого необходимо сформировать добровольную систему пенсионных накоплений в процессе частно-государственного партнерства. Решением проблемы может стать формирование и разработка региональных накопительных пенсионных фондов. Данные фонды, учитывая специфику отдельных регионов, смогут улучшить благосостояние пенсионеров, а также поспособствуют комплексному социально-экономическому развитию регионов.

Необходимо также мотивировать интерес самих работодателей принимать участие в обязательном пенсионном страховании своих работников. Для этого нужно сформировать налоговые льготы для добровольных корпоративных пенсионных программ и сформировать нормативно-правовую базу. Для того чтобы мотивировать интерес и самих работников к формированию достойной пенсии, необходимо проводить разъяснительные беседы с населением.

Во всех развитых странах взносы на обязательное пенсионное страхование уплачивают не только работодатели, но и работники. Необходимо ввести личный страховой платеж за счет соответствующего снижения налога с трудовых доходов. Притом потери от снижения НДФЛ целесообразно возместить через введение прогрессивной его ставки. Необходим пересмотр тарифов взносов на обязательное пенсионное страхование.

Дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ на 2017 г. составляет 220 млрд р. С учетом введения личного страхового платежа доходы в бюджет Пенсионного фонда РФ вырастут на 570 651 млрд р. в год, что сможет покрыть имеющийся дефицит.

Введение пропорциональной ставки налога на доходы физических лиц скажется положительно на доходах в бюджет. При пропорциональной ставке НДФЛ доход увеличится на 878 млрд р.

Таблица 2

Рекомендации по введению личного страхового платежа

Средняя зара- Тариф Сумма страхо- Общая сумма

10% группа ботная плата страхового вого взноса налога по группе

1 чел., р. взноса, % за год, р. за год, млрд р.

Первая 9 016 1 1 082 7 809

Вторая 13 725 1 1 647 11 888

Третья 17 757 1 2 130 15 380

Четвертая 21 725 1 2 607 18 818

Пятая 25 984 1 3 118 22 507

Шестая 30 963 1 3 716 26 820

Седьмая 37 124 2 8 910 64 311

Восьмая 45 767 2 10 984 79 283

Девятая 59 931 2 14 383 103 820

Десятая 127 006 2 30 481 220 015

Итого - - - 570 651

Необходимо также постепенно увеличить трудовой стаж, необходимый для получения права на страховую пенсию, до 20 лет. Также возможно увеличение тарифов взносов для занятых на вредном производстве.

Требуют изменения и пересмотра правила выхода на досрочную (льготную) пенсию. Численность получателей этих пенсий в настоящее время достигла 34 % от числа пенсионеров по старости. Но вместе с этим количество работающих пенсионеров постоянно растет, что связано с падением уровня жизни. В эту группу в основном и входят те, кто имеет право на досрочную пенсию. Льготные пенсии не обеспечены соответствующими страховыми источниками. Таким образом, эта система требует реформирования. Для этого следует ввести дополнительный страховой тариф для работодателей, имеющих работающих пенсионеров.

Таким образом, нам очевидно, что нужен комплексный подход к решению проблем системы пенсионного обеспечения населения России, так как пенсионная система является важной частью социальной

защиты нетрудоспособного населения. От её стабильности зависит материальное благополучие и благосостояние населения, имеющего социально-пенсионный статус. Недавние решения в части повышения пенсионного возраста не являются достаточными для решения проблемы в целом.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: Ийр://минобрнауки. рф/0оситеп18/430Я11е/1407/Конституция_Российской_Федерации.р<^:

2. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (действующая редакция, 2016) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34447/.

3. Ермаков Д. Н., Хмелевская С. А. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации: учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 397 с.

4. Пенсионный Фонд Российской Федерации, официальный сайт. - URL: www.pfrf.ru;

5. РосБизнесКонсалтинг [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rbc.ru/ finances/28/04/2016/572257909a794773dadbf97a?from=main.

6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. -URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ generation/#.

7. Галимова И. В. Проблемы пенсионной реформы в России // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2015. - № 4. Т. 6. Экономика. - C. 69-74.

References

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii. - URL: http://minobrnauki.rf/documents/ 430/file/1407/ Konstituciya_Rossijskoj_Federacii.pdf

2. Ob obyazatel'nom pensionnom strahovanii v Rossijskoj Federacii: fe-deral'nyj zakon ot 15.12.2001 № 167-FZ. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34447/.

3. Ermakov D. N., Hmelevskaya S. A. Sovremennoe pensionnoe obespechenie v Rossijskoj Federacii: uchebnoe posobie. Moscow: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K°» Publ., 2017. 397 p.

4. Pensionnyj Fond Rossijskoj Federacii, oficial'nyj sajt. URL: www.pfrf.ru

5. RosBiznesKonsalting. URL: http://www.rbc.ru/finances/28/04/2016/ 572257909a794773dadbf97a?from=main.

6. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/generation/#.

7. Galimova I.V. Problemy pensionnoj reformy v Rossii. Vestnik LGU im. A.S. Pushkina. 2015. № 4. T. 6. Ekonomika. P. 69-74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.