Научная статья на тему 'Современное ноосферное образование в научной картине мира'

Современное ноосферное образование в научной картине мира Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НООСФЕРА / NOOSPHERE / НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / NOOSPHERE EDUCATION / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / НАУЧНАЯ ПРАКТИКА / SCIENTIFIC PRACTICE / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ / DYNAMICS OF DEVELOPMENT / ПРОЦЕСС / PROCESS / СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА / MODERN CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буц Н.В.

В статье дан анализ отражения идей ноосферы в современном образовании. Образование определяет интеллектуальную и эмоциональнонравственную компетентность человека, так как оно остаётся всё-таки главным его «воспитателем». Педагоги извне призваны инициировать процессы внутреннего роста и трансформации личностного мира учащегося. В современном мире необходимо внедрять и осваивать ноосферное образование, начиная с первых шагов ребёнка в школе. В. И. Вернадский подверг осмысливанию преобразующую деятельность человека, которая вносит трансформацию в естественное состояние «природы» в зависимости от своих замыслов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern noosphere education in scientific picture of the world

In article the analysis of reflection of ideas of a noosphere in modern education is given. Education defines intellectual and emotional and moral competence of the person as it remains after all his chief "tutor". Teachers are from the outside urged to initiate processes of internal growth and transformation of the personal world of the pupil. In the modern world it is necessary to introduce and master noosphere education, since the first steps of the child at school. V.I. Vernadsky subjected to comprehension reformative activity of the person which brings transformation in natural state of "nature" depending on the plans.

Текст научной работы на тему «Современное ноосферное образование в научной картине мира»

Геополитика и экогеодинамика регионов. Том 1 (11). Вып. 3. 2015 г. С. 30-36.

УДК 140.8 Н. В. Буц

Современное ноосферное образование в научной картине мира

Научно-образовательный центр ноосферологии и устойчивого ноосферного развития ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского», г. Симферополь e-mail:buts.nadya@mail.ru

Аннотация. В статье дан анализ отражения идей ноосферы в современном образовании. Образование определяет интеллектуальную и эмоционально-нравственную компетентность человека, так как оно остаётся всё-таки главным его «воспитателем». Педагоги извне призваны инициировать процессы внутреннего роста и трансформации личностного мира учащегося. В современном мире необходимо внедрять и осваивать ноосферное образование, начиная с первых шагов ребёнка в школе. В. И. Вернадский подверг осмысливанию преобразующую деятельность человека, которая вносит трансформацию в естественное состояние «природы» в зависимости от своих замыслов.

Ключевые слова: ноосфера, ноосферное образование, воспитательный процесс, научная практика, динамика развития, процесс, современная культура.

Венцом всего творчества В. И. Вернадского явилось учение о ноосфере -сфере разума в высшей стадии развития биосферы. Ученому принадлежат гениальные мысли о воздействии разума человеческого общества на окружающую среду, где человек выделен как мощная биогеологическая сила, способная оказывать влияние на все жизненно важные процессы, происходящие на Земле. Особым направлением в науке становится обращение к научному наследию ученого. Ныне научной педагогической и образовательной практикой востребовано обращение к личности и творчеству В. И. Вернадского - не только как ученого-естествоиспытателя, но и мыслителя-новатора, осуществившего видение «лика Земли» через «космическую призму», создавшего теоретические основы учения о биосфере и эволюции ее в ноосферу. Это вызвано осознанием необходимости коррекции культуры, образования, пониманием целостного мировоззрения и мироотношения как главной цели любой образовательной системы. Понять и по достоинству оценить педагогическое наследие

Введение

«Гуманизация всей совокупности жизнедеятельности человека и общества, особенно в сфере образования, является одним из действенных средств становления гуманизма и высокой нравственности, новых общечеловеческих идеалов и ценностей»

В. И. Вернадский

В. И. Вернадского возможно только на основе включения его в контекст современной культуры, нового образовательного мышления.

Экологизация педагогических технологий в деятельности учителя предполагает творческое освоение личностью ценностей экологической культуры в единстве с освоением профессиональной культуры. Опираясь на исследования в области личностно-ориентированного обучения, гуманитарно-ориентированные образовательные технологии с учетом специфики экологического феномена в познании и образовании, выявлены педагогические ситуации, повышающие эффективность процесса выращивания эколого-педагогической готовности учителя и экологической культуры учащихся [10, 11].

Материалы и методы

Создание проблемных педагогических ситуаций - одно из направлений обновления технологий в экологическом образовании. Собственно экологическая проблема возникает тогда, когда возникает угроза жизни. Нет жизни - нет экологической проблемы. Жизнь благоденствует - тоже нет проблемы. Распознавание деструктивного, нецелостного отношения личности к природе, социуму, Универсуму - это и есть проблематизация, проникновение в сущность противоречия, вскрытие причин отчуждения. Поиск путей преодоления деструктивного отношения, поведения - всегда личностное постижение смысла, побуждение к экологически целесообразному поведению и деятельности, востребование субъектности личности. Воспитание предполагает формирование управляемого процесса. Следовательно, целью воспитания является обучение человека управлению динамикой развития своей личности. Таким образом, воспитательная функция в своей основе имеет управленческий аспект [10, 11, 12]. Из методических линий мы выделяем развивающую, направленную на развитие у обучающихся высших психических функций: памяти, внимания, логического мышления. В их основе лежат умения сравнивать, абстрагировать, обобщать, систематизировать, создавать новое. Все эти качества необходимы в ноосферном мышлении, направленном на поддержание гармоничных отношений в системе «общество-человек-природа». Очень важно отметить творческую составляющую развивающего обучения, динамику развития личности, поскольку через творчество происходит интеллектуальное и духовно-нравственное развитие человека.

Результаты и обсуждение

Различные аспекты научного и педагогического наследия В. И. Вернадского все активнее включаются в понятийный аппарат педагогики и образования, в исследования, связанные с устойчивым развитием. Ноосферная концепция В. И. Вернадского предвосхитила идею устойчивого развития. Ноосферогенез, ноосферология, ноосферный путь развития, ноосферное мышление и сознание, ноосферное образование, ноосферные школы и центры - это далеко не полный перечень понятийных конструкций, производных от ключевого понятия «ноосфера». В. И. Вернадский утверждал, что «ноосфера является основным регулятором моего понимания окружающего» что становление ноосферы процесс длительный, но так или иначе биосфера перейдёт в ноосферу [9]. В сущности,

термин «ноосфера» он понимал шире и глубже, чем просто «сфера разума». По его мнению, ноосфера требует от человека целый ряд новых духовных качеств. В. И. Вернадский обращал внимание на совокупную активность человечества, ведущую к приданию природе качеств, основание которых находится в мысли человечества, его «разуме». Отношение людей к продуктам деятельности, даже если не все принимали участие в деятельности, должно измениться. В третьем тысячелетии человечество вступило в новую фазу своего существования. Научные открытия последних лет способствовали созданию единой картины мира. В жизнь вошли новые термины: глобалистика, биополе, биомагнитная ситуация, толерантность, ноосферное образование, ноосфера.

Общая идея ноосферы созрела у В. И. Вернадского еще в 1880-90-е гг. и учитывала творческий характер человеческого разума. «Вдумываясь в окружающую, будничную жизнь, мы можем наблюдать... постоянное стремление человеческой мысли покорить и поработить себе факты совершенно стихийного на вид характера, восстать против бессознательного строя мертвых законов природы...; в этом напряжении сознания вся красота исторических явлений» [5, л. 2, 3]. Ученым подчеркивается целостность явлений этого характера: «Создание ноосферы требует проявления человечества как единого целого» [4, л. 24]. Неслучайно поэтому, «что увеличение вселенскости, спаянности всех человеческих обществ непрерывно растет» [4, л. 75-76]. «Возможность общения людей оказалась вне зависимости от расстояния... Нет уединенных людей и людских обществ» [7, л. 2]. В качестве особого фактора создания ноосферы выступает наука. Люди, являющиеся специфической ноосферной силой, и поэтому реально с этим и иными социокультурными факторами связана ответственность за последствия деятельности. В. И. Вернадский более полувека назад дал определение человечеству как мощной геологической силе. «Крупная личность - ученый, изобретатель, государственный деятель - может иметь основное, решающее и направляющее значение, проявляться как геологическая сила» [8, с. 6].

Термин «ноосфера» (дословно - «сфера разума») вошел в научный лексикон в начале XX в. и связан, прежде всего, с именами П.Т. де Шардена и В. И. Вернадского. И если авторство самого термина принадлежит П.Т. де Шардену, то смысловое наполнение его - заслуга В. И. Вернадского, определившего ноосферу как природный процесс перехода биосферы в новую фазу, в новое состояние - ноосферу. Ноосфера рассматривается им как состояние гармонии в системе «человек - общество - природа», совершенно особую роль в которой играет человеческий разум. Переход к ноосфере - закономерный этап эволюции жизни на Земле. Но при этом следует учесть, что ученым намечены лишь контуры ноосферы. И сейчас понятие ноосферы еще не вполне разработано наукой и воспринимается как «модель желаемого будущего» [15]. Термин «ноосфера» достаточно устойчиво закрепился в современной цивилизационной лексикологии. При этом он помещается в пространство самых различных реальных, прежде всего, предметно-научных, философских и профессиональных языков. В частности, данный термин вошел в состав профессионального языка педагогов, а также управленцев, занимающихся построением сферы образования и образовательных процессов. В результате появился термин «ноосферное образование», который ("noos" - греч. разум) вводится для актуализации эволюционного вектора эпохи: потенциализации возможностей человека в

гармонии с природой и обществом, воспитания духовной творческой личности, способной увеличивать запас прочности жизни во Вселенной, не нарушая её Всеобщих Законов.

«Ноосферное образование - это социокультурный процесс передачи знаний, умений и навыков путём организованного мотивирования индивидуальных учебных мыслеобразов и реализации заключённой в них энергии. Целью ноосферного образования является - научение целостному динамическому мышлению посредством мыслеобразов» [13].

Образование определяет интеллектуальную и эмоционально-нравственную компетентность человека, так как оно остаётся главным «воспитателем» человека. В момент формирования личность приобретает свою направленность на созидание, потребление или разрушение. Задачей ноосферного образования является обеспечение права человека на экономичное и инструментальное творческое мышление. Это означает, что знания могут быть в равной степени направлены и использованы как на процессы созидания, так и на процессы потребления или разрушения. Наше общество по своей сути является не обществом потребления, а обществом разрушения, в котором нарушена золотая пропорция творяще-созидающих и стимулирующих энергий положительных динамик.

В результате ноосферного подхода к обучению, учащийся приобретает по изучаемым в школе предметам: математике, химии, ботанике, литературе, языкам и др. - неразрозненную учебную информацию, которую он зачастую не понимает, и не представляет, как будет ее использовать в своей жизни дальше. Он получает целостную систему перепрожитой на всех стадиях развития своей личности информации, ставшей его знанием. Эта система становится прочной основой его позитивного сознания, так как учащийся овладевает механизмом созидания посредством целостного мышления. Учеником ощущается и осознается мотивация получения той или иной учебной информации, потребность и возможность использования её в своей жизни, как личный качественный опыт [14].

Процесс обучения в системе ноосферного образования не только личностно ориентирован на каждого ученика, на его личный опыт и способности. Главным оказывается предоставление ученику возможности создавать в себе самом комфортную зону мышления и чувствования, так как это является важнейшим условием процесса самоорганизации внутреннего мира ученика. Он учится комфортно чувствовать себя, компетентно управлять своими эмоциями, чувствами, потребностями, переживаниями. Именно этот процесс обеспечивает становление его личности. Личность нельзя сформировать снаружи, она рождается внутри человека. Управляющие воздействия педагогом извне призваны инициировать процессы внутреннего роста и трансформации личностного мира учащегося. Мы должны внедрять и осваивать ноосферное образование в современной общеобразовательной системе, начиная с первых шагов ребёнка в школе.

Нравы и поведение человека в современном мире изменились отнюдь не в лучшую сторону. В массе своей люди больше склонны к внешним проявлениям духовности, им более свойственна двойная мораль, борьба за власть и деньги, чем искреннее следование ими же провозглашаемым принципам нравственности. Все чаще цель жизни подменяется понятием качества жизни, смысл жизни - уровнем жизни. Нравственные ценности многих поколений остались далеко в прошлом. Игнорирование принципов морали становится мощным источником разрушения

человека. Поэтому, если наступит точка невозврата, - потерянное поколение породит поколение духовно неполноценных взрослых. Человечество как будто забыло, что каждый из нас появился на свет, чтобы выполнить свое божественное предначертание. Великий вызов третьего тысячелетия состоит в том, сумеем ли мы раскрыть новые источники смысла жизни, духовного обогащения в окружающем мире, в бесконечно многообразной и эволюционизирующей ноосфере.

В Декларации Первой конференции ООН об окружающей среде (Стокгольм, 1972) была намечена связь экономического и социального развития с проблемами окружающей среды. В подобное понимание развития важный вклад внесли научные доклады Римского клуба, особенно доклад «Пределы роста» (1972), в которых формулировались идеи перехода цивилизации от экспоненциального экономического роста к состоянию «глобального динамического равновесия», от количественного к «органическому» (качественному) росту и «новому мировому экономическому порядку» [16]. По существу, мы должны иметь дело с новой идеологией, новой экономикой, новой наукой, развитием нового мышления.

Научной основой для такого взгляда являются результаты нелинейной динамики и синергетики в моделировании и прогнозе будущего. Кроме того, нелинейная динамика предлагает междисциплинарный набор понятий, концепций, образов. Свойства мира меняются, и человечество ждут новые открытия, новые процессы в образовательной системе.

Ноосфера, связанная с возникновением и развитием в ней человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, становится крупнейшей силой, сопоставимой по масштабам с геологическими, и начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов в охваченной его воздействием сфере Земли (впоследствии и в околоземном пространстве), глубоко изменяя её своим трудом. Становление и развитие человечества, как новой преобразующей природу силы, выразилось в возникновении новых форм между обществом и природой, во всё возрастающем биогеохимическом и ином воздействии человека на биосферу.

Выводы

В. И. Вернадский подверг осмысливанию преобразующую деятельность человека, которая вносит трансформацию в естественное состояние «природы» в зависимости от своих замыслов. Он считал, что человек, с его разумом и направленным этим разумом его трудом, преобразует природу. «Ноосфера - это царство разума человеческого» [7, л. 7]. При этом сам В. И. Вернадский придавал своим утверждениям эмпирический статус: «Для меня ноосфера - не фикция, не создание веры, а эмпирическое обобщение» [6, л. 9]. Целью образования в самом общем виде.

Значимость перечисленных проблем в настоящее время вне сомнений. Они совершенно одинаковы в странах победившей демократии и в постсоветских странах. Кризис коснулся не только климатических условий Земли, мировой экономики, качества жизни человека, но и его личности. Старые культурные ценности оказались разрушены, традиции как семьи, так и целых наций уничтожены без какой-либо замены. Задачей ноосферного образования является обеспечение права человека на экономичное и инструментальное творческое

мышление. Целью образования является введение личности в систему ценностно-смысловых ориентиров и оценочных критериев, в нормативно-регулятивные установления общественного бытия, систему языков и технологий социальной коммуникации, в основные параметры исторического социального опыта коллективной жизнедеятельности человечества в целом и данного общества в частности.

Литература

1. Анисимов О.С. Гегель: мышление и развитие. [Текст] / О.С. Анисимов - М., 2000.

2. Антоненко Н.В. «Педагогика ноосферного развития» [Текст] / Н.В. Антоненко, М.В. Ульянова -Симферополь, 2012

3. Богданович Г.Ю. Идеи В.И. Вернадского в теории языкознания: семиосфера, концептосфера [Текст] / Г.Ю. Богданоич, Л.Е. Бессонова, С.С. Дикарева // Культура народов Причерноморья: научный журнал - Симферополь: Межвузовский центр «Крым», 2008. - № 137. Т. 1. - С. 18-21.

4. Вернадский В.И. Архив Академии наук. [Текст] / В.И. Вернадский - Ф. 518. Оп. 1. Ед. хр. 149. 1938

5. Вернадский В.И. Архив Академии наук. [Текст] / В.И. Вернадский - Ф. 518. Оп. 1. Ед. хр. 215. 1892

6. Вернадский В.И. Архив Академии наук. [Текст] / В.И. Вернадский - Ф. 518. Оп. 2. Ед. хр. 21. 1941-1943 гг.

7. Вернадский В.И. Архив Академии наук. [Текст] / В.И. Вернадский - Ф. 518. Оп. 2. Ед. хр. 54. 1942 г.

8. Вернадский В.И Проблемы биогеохимии. [Текст] / В.И. Вернадский : Вып. II. - М., 1939.

9. Вернадский В.И. О науке. [Текст] / В.И. Вернадский - Дубна, 1997.

10. Глазачев С.Н. «Вернадскианская революция» и современное образование [Текст] / С.Н. Глазачев - М., 1998.

11. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя: исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. [Текст] / С.Н. Глазачев - М., 1998.

12. Мазур И.И. Путь к экологической культуре. [Текст] / И.И. Мазур, О Н. Козлова, С.Н. Глазачев - М., 2001.

13. Маслова Н.В. «Ноосферное образование» [Текст] / Н.В. Маслова - М., 2002.

14. Ульянова М.В. Внедрение здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей образовательной технологии в регионы России как стратегическая задача образования [Текст] / М.В. Ульянова // сб. ФИРО, - Москва: 2010 - 5с.

15. Урсул А. Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации [Текст] / А. Д. Урсул - М., 1990.

16. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.clubofrome.org/.

УДК 140.8 N. V. Buts

Modern noosphere education in scientific picture of the world

Scientific and educational center of a noospherologe and sustainable noosphere development V.I. Vernadsky Crimean Federal University г.Симферополь, e-mail:buts.nadya@mail.ru

Abstract. In article the analysis of reflection of ideas of a noosphere in modern education is given. Education defines intellectual and emotional and moral competence of the person as it remains after all his chief "tutor". Teachers are from the outside urged to initiate processes of internal growth and transformation of the personal world of the pupil. In the modern world it is necessary to introduce and master noosphere education, since the first steps of the child at school. V.I. Vernadsky subjected to comprehension reformative activity of the person which brings transformation in natural state of "nature" depending on the plans.

Keywords: noosphere, noosphere education, educational process, scientific practice, dynamics of development, process, modern culture.

References

1. Anisimov O.S. Gegel': myshlenie i razvitie. M., 2000.

2. N.V.Antonenko, M.V.Ul'yanova «Pedagogika noosfernogo razvitiya» - Simferopol', 2012

3. Bogdanovich G. Yu. V. I. Vernadsky's ideas in the theory of linguistics: semiosfer, kontseptosfer / G. Yu. Bogdanoich, L.E. Bessonova, S. S. Dikareva //Culture of the people of Black Sea Coast: the scientific magazine - Simferopol: Interuniversity center "Crimea", 2008. - No. 137. Тм 1. - Page 18-21.

4. Vernadskij V.I. Arkhiv Akademii nauk. F. 518. Op. 1. Ed. khr. 149. 1938

5. Vernadskij V.I. Arkhiv Akademii nauk. F. 518. Op. 1. Ed. khr. 215. 1892

6. Vernadskij V.I. Arkhiv Akademii nauk. F. 518. Op. 2. Ed. khr. 21. 1941—1943 gg.

7. Vernadskij V.I. Arkhiv Akademii nauk. F. 518. Op. 2. Ed. khr. 54. 1942 g.

8. Vernadskij V.I Problemy biogeokhimii. Vyp. II. M., 1939.

9. Vernadskij V.I. O nauke. Dubna, 1997.

10. Glazachev S.N. «Vernadskianskaya revolyutsiya» i sovremennoe obrazovanie - M., 1998.

11. Glazachev S.N. EHkologicheskaya kul'tura uchitelya: issledovaniya i razrabotki ehkogumanitarnoj paradigmy. - M., 1998.

12. Mazur I.I., Kozlova O.N., Glazachev S.N. Put' k ehkologicheskoj kul'ture. M., 2001.

13. Maslova N.V. «Noosfernoe obrazovanie» - M., 2002.

14. Ul'yanova M.V. Vnedrenie zdorov'esberegayushhej i zdorov'erazvivayushhej obrazovatel'noj tekhnologii v regiony Rossii kak strategicheskaya zadacha obrazovaniya - // sb. FIRO, Moskva: 2010 - 5 s.

15. Ursul A. D. Put' v noosferu. Kontseptsiya vyzhivaniya i ustojchivogo razvitiya tsivilizatsii - M., 1990.

16. http://www.clubofrome.org/.

Поступила в редакцию 15.10.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.