Научная статья на тему 'Ноосфера. Ноосферное развитие. Ноосферное образование'

Ноосфера. Ноосферное развитие. Ноосферное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2330
472
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
NOOSPHERE / NOOSPHERE DEVELOPMENT NOOSPHERE TRANSITION / NOOSPHERE EDUCATION / NATURUL EFFECT / PRINCIPLE POTENTIAL INTELLECTUAL SAFETY / НООСФЕРА / НООСФЕРНОЕ РАЗВИТИЕ / НООСФЕРНЫЙ ПЕРЕХОД / НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИРОДОСООБРАЗНЫЙ ЭФФЕКТ / ПРИНЦИП ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маслова Н.В.

Предложено понимание ноосферы как среды единения индивидуального и коллективного одухотворённого разума. Определено, что ноосферное развитие невозможно без ноосферного перехода, призванного произвести научные, психологические, мировоззренческие, идеологические, социально-технологические, управленческие трансформации. Показана важность смысловых и ценностных обновлений в технологиях образования, а также акмеологических новаций. Предложена концепция ноосферного образования как система научно-теоретических, гносеологических, методологических, медико-психологических и практических взглядов на природу образования и пути достижения природосообразного эффекта в воспитании подрастающих поколений. Предложен принцип потенциальной интеллектуальной безопасности образовательной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOOSPHERE. NOOSPHERE DEVELOPMENT. NOOSPHERE EDUCATION

It is offered the understanding of noosphere as environments of unity of the individual and collective inspired reason. It is certain that noosphere development is impossible without the noosphere transition called to produce scientific, psychological, world view, ideological, socially-technological, administrative transformations. Importance is shown semantic and valued updating in technologies of education, and also acmeological innovations. Conception of noosphere education as systems of theoretical, gnosiological, methodological, medical-psihological and practical looks is offered to nature of education and way of achievement of natural effect in education of rising generations. Principle of potential intellectual safety of educational technology is offered.

Текст научной работы на тему «Ноосфера. Ноосферное развитие. Ноосферное образование»

Раздел I.

Научно-технологический потенциал ноосферного образования

Н.В. Маслова

Ноосф Ноосф

»ера. Ноосферное развитие, верное образование

Предложено понимание ноосферы как среды единения индивидуального и коллективного одухотворённого разума. Определено, что ноосферное развитие невозможно без ноосферного перехода, призванного произвести научные, психологические, мировоззренческие, идеологические, социально-технологические, управленческие трансформации. Показана важность смысловых и ценностных обновлений в технологиях образования, а также акмеологических новаций. Предложена концепция ноосферного образования как система научно-теоретических, гносеологических, методологических, медико-психологических и практических взглядов на природу образования и пути достижения природосообразного эффекта в воспитании подрастающих поколений. Предложен принцип потенциальной интеллектуальной безопасности образовательной технологии.

Ключевые слова: ноосфера, ноосферное развитие, ноосферный переход, ноосферное образование, природосообразный эффект, принцип потенциальной интеллектуальной безопасности, образовательная технология.

noosphere. noosphere development. noosphere education

It is offered the understanding of noosphere as environments of unity of the individual and collective inspired reason. It is certain that noosphere development is impossible without the noosphere transition called to produce scientific, psychological, world view, ideological, socially-technological, administrative transformations. Importance is shown semantic and valued updating in technologies of education, and also acmeological innovations. Conception of noosphere education as systems of theoretical, gnosiological, methodological, medical-psihological and practical looks is offered to nature of education and way of achievement of natural effect in education of rising generations. Principle of potential intellectual safety of educational technology is offered.

Keywords: noosphere, noosphere development noosphere transition, noosphere education, naturul effect, principle potential intellectual safety.

Сведения об авторе

Наталия Владимировна Маслова,

доктор психологических наук, профессор, председатель отделения «Ноосферное образование» РАЕН, президент НАНО, академик РАЕН, КАНОН, г. Москва Тел.: +7 (915) 391-58-50 E-mail: noosferiana@list.ru

Natalia V. Maslova,

Doctor of Psychological Science, Professor, Chair of the department «Noospheric education» of Russian Academy of Natural Science, Moscow, Russia Tel.: +7 (915) 391-58-50 E-mail: noosferiana@list.ru

Введение

Человек веками изучал гидросферу, литосферу, биосферу. Породив техносферу, он вырвался в атмосферу, ионосферу и сферу Космоса. Утопая в информосфере, фоносфере, человек приступил к изучению собственных резервов антропосферы и психосферы. В XX веке он ворвался в технологическую и генетическую наносферу! Не может ускользнуть от его внимания и ноосфера как сфера жизни, созидаемая душой и одухотворённым разумом человека и человечества. Так создаётся сфера души и одухотворённого разума — ноосфера жизни.

Время, когда способности человечества и его духовное начало объединятся, часто называют эпохой ноосферы. Неизбежность вхождения

планеты Земля в эпоху ноосферы показали французские исследователи Леруа, Тейяр де Шарден и российский учёный В.И. Вернадский ещё в 1927 г., встречаясь и работая вместе в Париже. Однако применять этот необычный термин сознательно в своих книгах, записках и выступлениях В.И. Вернадский начал в 1937 г.[1].

Более 300 определений ноосферы известно сегодня. Такое множество трактовок этого сложного понятия возникло потому, что каждый исследователь вправе осмыслить и описать ту или иную грань эволюционно нового состояния в истории планеты и человечества. Такое многообразие подходов объясняет и современный многоаспектный философско-методологический взгляд (интервальная методология).

Ноосфера понимается нами как среда и эпоха единения индивидуального и коллективного одухотворённого разума, души и интеллекта, культуры и нового качества целостного мышления человека на базе Всеобщих Законов Мира (фундаментальных принципов эволюции энергоинформации, выявленных в квантовой науке). Можно взглянуть на ноосферу с точки зрения семиотики — науки, изучающей смыслы знаков. В этом случае мы будем понимать ноосферу как универсальное смысловое (семиотическое) пространство жизни.

Семиотические возможности окружающего мира, которые поэтапно постигает человеческое и коллективное сознание, постепенно превращаются мыслью и трудом человека в новое энергоинформационное пространство жизни человечества. Как считал С. Гроф, «Люди — важные посредники эволюции, а не беспомощные её объекты, они сами и есть эволюция».

Более 20 лет мы специально занимаемся исследованием вопросов ноосферного развития, образования, воспитания, мышления, сознания, мировоззрения, психологии, управления, социальной жизни. Мы пришли к убеждению, что ноосферное развитие невозможно без проживания человечеством подготовительного этапа (закон предшествования). Этот подготовительный этап и принято называть ноосферным переходом. Ноосферный переход — это особенный своими вызовами человечеству период изменений — быть иными, овладеть ранее не известными знаниями, умениями и навыками. Необычный интеллектуальными, духовными и практическими интеграциями, ноосферный переход сложен, порой мучителен и даже трагичен личностными и социальными конфликтами.

Ноосферный переход призван произвести множество научных, психологических, мировоззренческих, идеологических, социально-технологических, управленческих трансформаций. Но важнейшими из них являются аксиологические, т. е. смысловые и ценностные обновления, а также вытекающие из них акмеологические

новации — безусловное практическое следование высоким нравственным идеалам, стремление и достижение в жизни высоких целей, постижение значимых смыслов и собственного предназначения человека. Однако все они произойдут только при условии трансформации человеческого мышления, сознания, души, духа, мировоззрения.

Ноосферноеразвитие нами предлагается понимать, как ценностно ориентированное соразвитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется с учётом перспективно расширяющихся интересов будущих поколений и Вселенной. Первые исследования ноосферного перехода появились в 1995—1999 гг. Они принадлежат академикам РАЕН А.Г. Маленкову, Н.Н. Лукьянчикову, А.Н. Никитину, которые рассматривают ноосферный переход как необходимый этап жизни общества. Согласно их взглядам, в ходе перехода человек и человечество отказываются от потребительской психологии, материалистического и атеистического мировоззрения, хищнического разграбления природы планеты Земля, загрязнения окружающей среды, обретают ноосферный взгляд на Мир, общество, человека, высокие духовно-нравственные идеалы. Это позволяет созидать союз природы-Космоса-человека-общества [2].

Ключевой этической, экономической, стратегической задачей в контексте эволюционного развития общества становится создание передовой системы образования.

Концепция ноосферного образования

Анализ возможных путей достижения при-родосообразного эффекта в воспитании подрастающих поколений определяет актуальность формирования системы научно-теоретических, гносеологических, методологических, медико-психологических и практических взглядов на природу образования.

Современное технологическое развитие хозяйственного комплекса России ставит вопросы, ответы на которые могут определять концептуальные положения в технологиях формирования гражданина и специалиста. Среди таких вопросов выделим:

1. Каковы научно-теоретические, гносеологические, методологические основы образования?

2. Как практически организовать педагогическое пространство, чтобы обрести необходимые условия и оптимальные технологии в подлинно экологичном, гуманном образовательном процессе?

3. Как организовать жизнеспособную систему управления образованием в рамках программ сквозного развития всех звеньев воспитательно-образовательного процесса (семья — сад — шко-

ла — вуз — послевузовское и дополнительное образование)?

4. Как экономично организовать процесс образования?

5. Как избежать авторитаризма и неподвижности системы образования?

6. Как вести перестройку педагогического процесса, технологии образования в сторону гармонизации и экологизации образования на этапе ноосферного перехода?

7. Как в существующей системе подготовки и переподготовки педагогических кадров организовать учебный процесс так, чтобы в короткое время дать толчок к естественной трансформации мышления, методологии и мировоззрения каждого отдельного педагога?

8. Как сориентировать человека в современном обществе?

9. Как сохранить и улучшить здоровье ученика и учителя?

Современный кризис образования во-многом определяется несоответствием интенсивности предлагаемых на занятиях информационных потоков и использовании образовательных технологий, которые принципиально не могут обеспечить раскрытие человеческого потенциала. Вследствие этого личность неспособна действовать приро-досообразно. Кризис системы образования тесно связан с общим цивилизационным кризисом. Его корни уходят вглубь истории человечества и связаны с феноменом развития сознания человека. С III в. до н. э. в обществе превалирует бытовое, дискурсивно-логическое мышление при подавленной, неразвитой функции интуитивно-образного правополушарного мышления (рис. 1).

Ноосферное развитие нацелено на восстановление экологического равновесия на планете и появление нового человека, отличительной чертой которого будет новое качество мышления — целостное (гармонично-двуполушарное) мышление [3].

Система образования является ключевым звеном, которое поможет выполнить роль лидера ноосферного перехода — периода и процесса

Рис. 1. Функциональная перегрузка левого полушария головного мозга человека

корректировки гибельно проявивших себя искажённых составляющих жизнедеятельности человека и общества. Во время ноосферного перехода происходит осознание и принятие человеком и обществом принципа экологического императива, отход от односторонности логических методов прагматического мышления. И.А. Ефремов писал о значении этого этапа: «Именно в этом преодолении тупиков математической логики и заключалось могущество будущего».

Результатом ноосферного перехода явится возрастание темпа восстановления составляющих жизнедеятельности человека (духовной, интеллектуальной, материальной) и последующий расцвет общества на основе организации его жизни в соответствии с природными законами. Идея ноосферного развития должна быть превращена в систему новых духовных и профессиональных установок человечества. Для этого требуются:

— глубокая информированность населения по всем аспектам ноосферного развития, в том числе ноосферного сознания;

— переориентация образования, медицины, производства и других отраслей на ноосферную технологию, методику и практику;

— создание в обществе системы биоадекватных интеллектуальных, культурных ценностей для формирования экологичных структур образования, производства, потребления.

Ноосферное образование — это новый этап в эволюции образования. Отвечая на вызовы времени, оно является ключевым звеном но-осферного перехода. Задачей ноосферного образования является развитие у учащихся творческого, здорового мышления, адекватного природе мозга.

Технологически такую задачу предлагается решать с использованием пяти каналов человеческого восприятия (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), интенсификацией творческого мышления и целостного научного взгляда на изучаемые явления. Обращение к личному опыту ученика и естественным биоритмам организма даёт сокращение времени изучения предмета в 3—6 раз, высвобождает ресурсы здоровья, приводит к экономии материальных и финансовых затрат и даёт возможность во столько же раз повысить эффективность усвоения знаний и приобретения умений.

В целом ноосферное образование, рассматривается нами как методология, характеризуемая с разных точек зрения. Оно:

— экологичное, улучшающее здоровье ученика и учителя, биоадекватное: базируется на природных процессах приёма-передачи информации, развивает гармоничное, целостное мышление и развивает биоадекватное мышление;

— биосферное, — не ставит целью подчинение природы человеком (антропоцентризм), ориентируя на соразвитие природы, человека, Космоса;

— научное, — базируется на современных достижениях естественных, гуманитарных наук;

— системное, — рассматривает подсистему «человек — общество» в системах «природа» и «космос» и базируется на идее генетического энергоинформацонного единства Мира [2];

— креативное, — реализует творческие возможности преподавателей и учеников;

— биоритмическое (релаксационно-активное) по форме организации занятий (чередование учебно-творческого отдыха и активности);

— гармоничное, — обеспечивает радость познания, самореализацию по всем уровням развития человека (физическому, творческому, межличностному, социальному, принципиальному, универсальному);

— гуманное по целям, методам и средствам;

— инструментальное, — даёт человеку инструмент мышления и дальнейшего познания без созависимости с преподавателем;

— экономичное, — в 3—6 раз сокращает время, социальные, материально-технические и другие затраты;

— опережающее, — готовит личностей, владеющих опережающим целостным мышлением;

— инновационное по базовым и вспомогательным компонентам;

— прогрессивное, — соответствует природной эволюции и самореализации, человека, его биоадекватному, экологически безопасному творчеству;

— оптимальное, — минимизирует ошибки в процессе познания/ постижения.

Необходимым условием реализации ноосферного образования является его природосообраз-ность или биоадекватность, которая эксплицируется в базовых принципах (рис. 2).

Рис. 2. Базовые принципы ноосферного образования

1. Принцип экологизации образования означает обращение к естественным, от природы присущим человеку способам, методам и каналам восприятия информации без усиленной эксплуатации дискурсивно—логического левополушар-ного мышления.

2. Принцип системности образования означает построение педагогической деятельности, исходя из общесистемных научных теорий (ОТС) развития систем природы, общества, мышления. Имеется ввиду функциональная системность, а не ее теоретическая модель.

3. Принцип гармонизации образования означает использование технологий и методик гармоничного целостного мышления.

4. Принцип гуманизации означает переход от технократической модели образования к модели социокультурной, открывающей возможности для широкой гуманистической подготовки учащихся.

5. Принцип инструментальности образования означает возможность применения знаний, умений, навыков во всех сферах жизни человека: личной, межличностной, социальной, универсальной. Последняя из сфер жизни означает не отчуждённость образования от природы и общества, а условие его бытия в природе—обществе. Это принцип включённости во всеобщность.

6. Принцип личностной ориентации означает свободу выбора форм, направлений, средств образования.

7. Принцип опережающего развития образовательной технологии, означает ориентацию на тенденции в научно — технологическом прогрессе и развитию психолого-педагогической практики.

8. Принцип простоты познания заключается в использовании техники обращения к знакомым с детства моделям, образам мира, природы.

9. Принцип экономичности образования означает использование методик преподавания, не превышающих социальных затрат, обеспечивающих технологическое развитие.

10. Принцип потенциальной интеллектуальной безопасности впервые вводится в педагогический оборот. Потенциальная интеллектуальная безопасность — это характеристика образовательной технологии, результаты использования которой обеспечивают формирование у учащихся генетически детерминированного способа познания. Ориентируясь на соблюдение принципа «не навреди», потенциальная интеллектуальная безопасность является следствием природосообразности образовательной технологии. В условиях динамики окружающего мира условием интеллектуальной безопасности является обеспечение информационной самоорганизации системы ведения учебных занятий.

Выводы

Опыт реализации технологий ноосферного образования определил необходимость свертки информации, даваемой во время учебного процесса. Одним из эффективных методологических решений, определяющим природосообразность такой сертки, является работа с природными символами и образами [4].

Понимая культуру как вторую природу или символическую вселенную, мы вводим её базовое понятие «символ» в образование на осознанном уровне (в отличие от неосознанного). Ноосфер-ная технология предполагает использование символа именно как свертку информации, а не как иллюстрацию (пример) материала, сказанного учителем.

Предлагаемый нами подход рассматривает «восприятие» как сложный психофизиологический процесс, имеющий генетически заданную последовательность. Мы предлагаем символу занять лидирующее место в образовательном процессе, использовать культурные образцы и природосообразные символы для воплощения индивидуальной ментальности.

При этом учащимся предлагается трактовать используемые символы первыми, а не после учителя. Тем самым, на первое место выходит формирование «участного мышления» (М.М. Бахтин) как индивидуального переживания знания. Вводя в процесс учёбы генезис переживания знания, мы предлагаем культивировать мысль на основе природных и культурных («вторая природа») образцов.

В этом раскрывается внутренняя сущность принципа потенциальной интеллектуальной безопасности. Это естественная безопасность от перегрузок, чужеродной и ненужной индивиду информации. От давления педагогов и авторитетов. Безопасность от неправильных ходов и путей. От попадания в крайности болезненных увлечений. В процессе образования природные символы могут рассматриваться как первый гарант естественной безопасности мышления даже при отклонениях в развитии творческости у учеников относительно направлений, предлагаемых учителем.

Вторым компонентом безопасности, рассматриваемым в концепции ноосферного образования, является высший потенциал личности (совокупность высших духовных, интеллектуальных, физиологических возможностей человека). Предлагаемая биоадекватная методика преподавания учебных дисциплин является технологическим центром этой концепции. Она нацелена на раскрытие высшего потенциала личности с помощью формирования проектного мышление ученика.

Обобщая методологические возможности проектного мышления, можно сделать вывод, что фактически оно является генеральный код решения жизнедеятельностных задач. Знание этого кода и осознанное использование его в воспитании и образовании является важнейшим условием обеспечения природосообразности или биоадекватности образования на этапе ноосфер-ного перехода.

Литература

1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: 1988.

2. Астафьев Б.А. Основы мироздания — М.: Белые альвы, 2002.

3. Маслова Н.В. Ноосферное образование. — М., 1999.

4. Юркевич Е.В. «Механизмы обеспечения функциональной надежности в образовании» — М.: ПИК ВИНИТИ, 2008, 68 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.