УДК 7.036 О. И. Зотова
Музей истории Дальнего Востока им. В. К. Арсеньева Владивосток, Россия
СОВРЕМЕННОЕ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
В статье рассматривается материал раздела «Дальний Восток» IV Межрегиональной выставки «Урал, Сибирь, Дальний Восток». Анализируется видовая и жанровая картина, особенности авторской стилистики, тематический диапазон. Определяются доминанты творческих исканий дальневосточных авторов. Выявляется специфика современного дальневосточного искусства.
Ключевые слова: дальневосточное искусство; национальный колорит; личностная картина мира; полисемантика.
Рис. 1.
А. Н. Жиркова. Одуванчик. 2020. Холст, масло. 105,5x 78,5
Собственность автора
Перед тем, как мы рассмотрим и попробуем систематизировать произведения, представленные художниками Дальнего Востока на очередную межрегиональную выставку «Урал, Сибирь, Дальний Восток», хотелось бы охарактеризовать «современное искусство» - ведь рассматриваются произведения последних лет. В сложившейся практике этим термином определяют совокупность художественных явлений, течений и стилей второй половины XX века. Художник и концепция в этой ситуации часто оказывались важнее творческого результата, что привело к появлению большого количества форм искусства (в их числе медиаискусство, гибридные формы, стрит-арт и др.), не опи-
рающихся на профессиональные навыки. А это, в свою очередь, повлекло за собой их частичную утрату.
Организация выставок «Урал, Сибирь, Дальний Восток», инициированных в 2015 году региональными отделениями Союза художников России, связана со стремлением увидеть тенденции развития изобразительного искусства трех регионов в его классическом понимании. И в этом смысле «современное» означает «создаваемое во время, в котором мы живем».
Материал, представленный дальневосточными авторами, интересен не только как многогранная и сложная картина исканий, отражающих жизненные реалии, но и как свидетельство принадлежности
к определенной территории, специфика которой связана с ощущением края земли (в прямом и переносном смысле), границ стихий, монументальных масштабов природы, близости азиатских культур. Тематический и жанровый диапазон, свобода в выборе формы и средств воплощения говорят о широте художественных интересов и возможностей.
Пейзажный жанр, привычно определяющий внешнюю специфику окружающего мира в региональном искусстве, уже не первый раз оказался отнюдь не доминирующим. Первооткрывательство, связанное с творческими командировками на Север и островные территории во 2-й половине XX века, ушло в историю советского искусства. К нынешнему дню эти места оказались эстетически освоенными, более того, для поколения молодых авторов они являются малой Родиной, знакомой с детства. Произошло движение от топа к типу, от первого впечатления к обобщенному образу места.
В пейзажах А. Авдеева, А. Антипиной, В. Афанасьева, В. Богомазова, С. Генералова, Е. Ефремовой, Н. Иннокентьевой, В. Кондратьева, В. Красникова, В. Листрового, К. Лыксокова, П. Мястовского, М. Насонова, И. Никитчика, О. Носырева, О. Папузина, Г. Петрова, Е. Пихтовникова, Н. Троегубовой возникает художественный образ природы, в котором есть и эпическое - грандиозное, обладающее размахом и мощью, связанное с изображением моря и сопок, скал и таежных распадков, и лирическое, в котором переданы прелесть освещенной солнцем опушки, летнего дня, речной излучины, деревенской околицы. В отдельных пейзажах сопоставлены природная и рукотворная среда: в рисунке портовых кранов, силуэтах судов, сушащихся сетях передан привычный для побережья образ жизни, в дацане, расположенном у подножья Баргузинского хребта, - единство и гармония намоленного места и удивительно красивой природы. Характерные приемы, применяемые художниками, - форсированный, эмоциональный цвет, открытые, панорамные композиции.
Рис. 2.
Е. А. Болсобоев. Аянга (Мелодия), 2015. Бронза, литье, чеканка. 15x20x19
Собственность автора
В пейзаже-картине воплощает свой край А. Бочкарева-Иннокентьева: цветущая северная природа, река в раскинувшейся долине служат фоном в изображении юкагиров в национальном платье. Шахадьибэ - праздник расцвета природы: название работы олицетворяет взаимосвязь природных циклов и жизни человека. К этому жанру обращается и Н. Вагина в картине «Ярослав Мудрый выходит в море», посвященной флоту России: пейзажный план подчеркивает мощь военного корабля.
В. Архипов, А. Гунзенов, В. Косенко, В. Кравчук, Б. Лыгденов, С. Черкасов пишут
Рис. 3.
Г. Н. Родионов.
Мужчина
и женщина. 2014.
Бивень мамонта,
резьба.
9x6,5x4
Собственность автора
Рис. 4. Б. Доржиев. Танец орла. 2018. Холст, масло. 130x150
Собственность автора
город. Городской пейзаж в их исполнении наполняется фрагментами и специфическими деталями городских улиц, набережных, портовых причалов. Здесь есть место и современному облику города в его повседневности, и лирической мелодии уходящей натуры, запечатленной с любовью и знанием характера места.
Отдельно хотелось бы сказать о пейзажах И. Бутусова и А. Селиванова, в которых на первый план выходят живописно-пластические задачи. Они наполнены внутренней энергией авторов, использующих формальные приемы для передачи не самой натуры, а собственных впечатлений от нее.
В целом этот массив говорит о том, что для пейзажного жанра сегодня в основном характерно обращение к методам реалистической школы живописи (маятник живописных исканий пришел в обратное движение формальным решениям, характерным для конца 1980-1990-х), где важную роль играет пленэр. К слову сказать, пленэры, объединяющие художников различных регионов, в последние годы стали настоящим трендом. Они способствуют и оттачиванию профессиональных навыков, и объедине-
нию в творческой работе, и в устройстве итоговых выставок.
В тематической и декоративной композиции отражены проблемы бытия, события прошлого, повседневность, философски осмысляемая авторами, а порой и чистые живописно-пластические эксперименты, которые вполне уместны в связи с нынешней актуальностью синтеза форм искусства. Для них характерны многоплановость содержания, складывающаяся из обращения к национальным истокам и архетипам, к христианской культуре, к общечеловеческим ценностным символам.
Национальный колорит Якутии ярко выражен в произведениях Д. Бойтунова, Г. Окоемовой, Г. Решетникова, А. Санниковой, М. Захарова, Н. Давыдовой, И. Мекумяно-вой-Пильской, Н. Николаевой, Э. Степановой, М. Старостина. Им напитаны произведения разных поколений художников, использующих, соответственно, совершенно разные художественные приемы, язык и образы. Одни работы решены в реалистическом ключе, и в них мы узнаем характерные приметы жизни, в которой есть птичье гнездо, лошади, национальный танец. В других работах на первый план выходит символ, ярко отражающий специфику национального сознания, сформированного на протяжении веков жизненным укладом, мифологией, культурными традициями. Иногда эти символы воплощены в предельно лаконичную форму, в знак, отсылающий к древнему пиктографическому письму. Авторы черпают из эстетического багажа предшественников, обогащая постмодернистскую художественную практику оригинальными идеями.
Совершенно естественно, что в год 75-летия Победы авторы обратились к теме памяти о подвиге воинов, победивших в Великой Отечественной войне. Это является лейтмотивом для К. Кузьминых в диптихе «Орден Красной Звезды». Художник раскрывает тему Победы, обращаясь к противопоставлению победителей и побежденных: первые в Параде Победы в 1945 году повергают
вражеские знамена к Мавзолею, вторые шествуют по Тверской в колонне военнопленных. Прием одновременного изображения событий, которые на самом деле были хронологически отделены друг от друга, создает эффект особого художественного времени. Хранительницей памяти о войне у С. Фирю-линой становится старушка, пережившая страшное лихолетье. Переплетения дикого винограда, густо увившего старый забор, создают ассоциацию с тканью времени, в которой не утрачиваются события, формирующие сознание и гуманистический идеал нации.
Харбин, с которым исследователи связывают феномен ментальности дальневосточного фронтира [2], русский город в Китае, оживает в работе И. Бухоголовой. Образ состоит как бы из фрагментов давно ушедшей в прошлое реальности (автомобиль, русский храм, повозка), которые актуализировались сегодня в связи с попытками найти уникальные черты в современном облике Харбина. А. Михалевич посвящает работу одному из самых ярких дальневосточных художников и педагогов - А. Лепетухину. Он прибегает к композиционному приему житийной иконы, подчеркивая направленность творчества А. Лепетухина, на протяжении долгих лет разрабатывавшего Евангельскую тему. Тема памяти звучит и в ассоциативной, сложной по образному строю работе С. Горбачева: старые сейнера, капитаны и природный ландшафт совмещены в пространстве картины, они существуют в неких мифологических пространственно-временных координатах, связанных с событиями прошлого.
Человеку и окружающему его миру посвящены произведения О. Никитчик, В. Серебрякова, В. Хрустова, Д. Костроминой, А. Никитиной, М. Лукиной, М. Уваровской, Н. Улзытуевой, С. Чурсина. В них чувствуется биение жизни во всех ее проявлениях: в разнообразных сюжетах - от работы на поле до отдыха на побережье, от сборов в тайгу до сценки в солнечном дворе многоэтажки -передана атмосфера момента, эмоции и чувства.
Акцент на живописных качествах холста, поиск композиционных и пластических решений, обращение к метафоре как к выразительному средству содержатся в произведениях А. Амбаева, А. Горового, М. Джура, Б. Доржиева, А. Кузьминых, Г. Морозовой, Е. Макеева, А. Мягкова, В. Мягкова, Е. Романовой, В. Романовой, О. Сильяновой, О. Раевской, М. Фролова, Ю. Спиридонова, Н. Хру-стовой, А. Шалагина. Авторы обращаются к символике мировой культуры, персонажам легенд и национальных эпосов, архетипиче-ским образам, используя широкий диапазон художественных приемов - от лубка до почти абстрактных решений.
К каноническому сюжету Богородичного цикла обращается О. Подскочин, воплощая встречу Марии и Елизаветы с оригинальной живописной пластикой, в которой узнаются художественные приемы разных эпох [3]. Посредством их синтеза художник добивается особой эмоциональности.
Не менее яркие эмоции возникают от триптиха Н. Эрдынеевой «Сказитель», посвященного исторической личности улигер-шину Маншуду Эмегееву [ 1 ]. Художница использует приемы национальной бурятской живописи, обладающей специфическими стилистикой, колоритом и разработкой сюжета. Будучи хорошо знакомой с традиционным бурятским искусством, она пишет ска-
Рис. 5.
С. А. Генералов. Желтый хребет. 2020.
Холст, смешанная
техника.
90x110
Собственность автора
зителя как хранителя эпоса, мудрого певца старины.
В портретном жанре воплощены образы конкретных людей и обобщенные типы. Скажем честно, что сегодня этот жанр трудно воспринимать однозначно: с одной стороны, он противостоит засилью фотографии, тем более тотальному, что современные гаджеты предельно упростили процесс фотографирования - все моментально! С другой стороны, увидеть хороший портрет сегодня удается не так уж часто. Ведь портрет - это всегда рассказ о личности, история человеческой жизни, запечатленная живописцем. Нужно время, чтобы собрать материал для этого рассказа, а бывает некогда делать многочисленные наброски, писать модель с натуры. Вместе с тем на выставках разных уровней этот жанр всегда представлен и вызывает попытку понять, кто оказался в фокусе внимания художника.
В персонажах С. Батуевой, А. Жирковой, Н. Иннокентьева, Ф. Макарова, В. Ребика, Д. Соловьевой, А. Филатова, М. Холмогоровой проявляется отчетливая авторская интонация, которая видна и в выборе стилистики, и в подобранном антураже, позволяющем понять мир модели, ее психологическое состояние, род занятий. Чаще всего это хорошо знакомые авторам личности, члены семей, и
Рис. 6.
И. И. Бутусов. Осень. 2018. Холст, масло. 90x120
Собственность автора
это обстоятельство придает портретам убедительности. Лирическая нота звучит в автопортрете Л. Воронцовой: художница пишет себя на фоне байкальской природы, рядом с букетами трав и цветов, с кистью в руке, отсылая зрителя в гармоничный мир, сконцентрированный в самых простых вещах (так и назвалась одна из персональных выставок). С. Колесов, Л. Лабок создают типический образ, в его основу легла самобытная национальная культура, в которой сосредоточены самые характерные черты этноса.
Чрезвычайно интересный пласт творческих исканий содержится в натюрмортах Н. Вагина, Э. Васильева, Л. Козьминой, Л. Но-хоевой, О. Петухова, М. Пихтовниковой, В. Поповой, Н. Попович, О. Румянцевой, О. Скориковой, А. Чикачева. Предметный мир более чем красноречиво говорит не только о предпочтениях авторов, но и об окружающей среде, о соседстве с культурами других стран, о внимательном отношении к истории, воплощенном в тщательно проработанных деталях национальных вещей. Генезис жанра подвел к тому, что сегодня именно в натюрморте проявлена личностная картина мира, в одном случае побуждающая отдавать предпочтение живописной свободе, в другом - быть тонким исследователем смысла предметов.
Интересно, хотя и лаконично, представлен раздел декоративно-прикладного искусства: бронза, керамика, изделия из кости и рога, ювелирные украшения.
Косторезное искусство представлено произведениями магаданских (В. Вихлян-цев, А. Вербицкий, А. Дикарев, В. Шешу-ков) и якутских (В. Амыдаев, К. Мамонтов, Ф. Марков, Г. Родионов, М. Слепцов, А. Винокуров) мастеров, которые демонстрируют дальневосточные школы этого древнего промысла. Неоднократные участники фестивалей косторезного искусства в Магадане, Якутске и других городах, авторы сразу узнаются по фирменным приемам, тематике, индивидуальной стилистике. Фигурки животных (фауна Севера представлена широко и разнообразно) и людей, сюжетные компо-
►Рис. 8. С. М. Черкасов. Старый дворик.
2020. Холст, акрил. 100x120
Собственность автора
Рис. 7.
А. В. Чикачев. Судьбы дорога. 2018. Холст, масло. 87x78
Собственность автора
зиции, связанные с национальным эпосом и повседневностью, разработанные с учетом природных особенностей материала, выглядят пластически убедительно.
В бронзовой скульптуре Е. Болсобоева отражены сюжеты, связанные с традиционной бурятской культурой, в которой укоренены фольклорные песенные практики, шаманские камлания. Природная символика стала основой авторских решений в керамике К. Гречанова, А. Гречановой, М. Гуляевой, Ш. Шахназарова.
В ювелирных изделиях В. Волошенко, Н. Новикова, И. Обухова прослеживаются приемы, актуальные в современном ювелирном искусстве: акцент на форму, оригинальная
интерпретация природных мотивов, использование минеральных камней с сохранением естественной структуры, а также контрастных материалов (медь, кость, стекло).
Подводя итог, хотелось бы заметить, что в обзорной статье невозможен подробный анализ отдельных сфер профессионального изобразительного искусства Дальнего Востока. Наиболее характерными тенденциями являются современное прочтение наработанного опыта, синтез стилей и манер, из которых складывается многообразное, яркое, полисемантическое творчество дальневосточных художников. В нем есть движение и стремление к новым открытиям.
Литература
1. Лившиц, Л. Выставка картин красноярских xl. Жили люди... Великий рапсод Маншуд Имигенов. - URL: http://uran-media.ru/nasledie/velikij-rapsod-manshud-imegenov-1849-1909/ (дата обращения 20.06.2020)
2. Забияко, А. А. М. В. Щербаков: человек дальневосточного фронтира в поисках корня жизни // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - Хабаровск, 2015. -№ 1(45). - С. 111-117.
3. Лобычев, А. М. Женщина как знак бесконечности : вступ. ст. к буклету выставки. -Владивосток, 2018.
Об авторе
Зотова Ольга Ивановна - кандидат искусствоведения, Музей истории Дальнего Востока им. В. К. Арсе-ньева, главный специалист Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в г. Красноярске, член Союза художников России, почетный член Российской академии художеств
E-mail: [email protected]
MODERN VISUAL ART OF THE FAR EAST Zotova Olga Ivanovna Candidate of arts, Museum of the history of the Far East named after V.K. Arsenyev, chief specialist of Regional branch of the Russian Academy of Arts "Ural, Siberia and Far East" in Krasnoyarsk, Russia
Abstract: The article deals with the material of the section "Far East" of the IV Interregional exhibition "Ural, Siberia, Far East". The author analyzes the type and genre pictures, the artist's stylistic features, and the thematic range. The dominants of creative searches of the Far Eastern authors are determined. The specificity of the modern Far Eastern art is revealed.
Keywords: the Far Eastern art; national color; personal picture of the world; polysemantics.
А Рис. 9. В. П. Хрустов. Пора в тайгу. 2018. Холст, масло. 110x130
Собственность автора
Рис. 10.
М. В. Холмогорова. Тасино детство. 2020. Холст, акрил. 95x115
Собственность автора